Представителями традиционной интеллигенции оставались служители исламской религии – муллы, ходжи, руководители мечетей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Политика и идеология были главной, но не единственной сферой деятельности новой казахской интеллигенции. Свое жизненное кредо она выразила и в образовании, литературе, искусстве, науке. В Отечественной истории начала ХХ века А.Байтурсынов известен, как педагог, языковед, поэт, А.Букейханов – как ученый-экономист, историк и публицист, С.Сейфуллин и М.Жумабаев – как поэты и композиторы, М.Дулатов и М.Сералин – как журналисты и организаторы печати, С.Асфендиаров – как профессиональный врач. Таких личностей Абай называл "толық адам" – цельный человек.Несмотря на трудности и противоречия времени казахская интеллигенция сохранила патриотический дух и оптимизм. В большинстве своем она верила в Россию; и либерал-демократы, и социал-демократы представляли будущее своего народа в составе российского государства. По свидетельству М.Шокая, до декабря 1917 года, т.е. до разгрома большевиками Кокандской автономии лидеры движения Алаш исключали выход Казахстана из состава империи. Именно террор и беззаконие большевистской власти вынудили наиболее авторитетную и грамотную часть национальной интеллигенции занять антисоветскую позицию, разрушили былую конструктивную связь между интеллектуалами и их группами. Очень скоро по воле Сталина и его окружения либерально-демократическая интеллигенция объявлялась националистической, охаивалась вся ее деятельность.

Расскажите о лидере партии «Алаш» А.Букейханове и о просветительской деятельности представителей казахской интеллигенции.

А. Н. Бокейхан (1866-1937г.г.) учебный,общественный и политический деятель.являлся лидером наиболее передовой части казахской интеллигенции начала XX века. Его знали как ученого-энциклопедиста, основоположника казахского краеведения, автора многочисленных исследований по истории, экономике, этнографии, литературе, хозяйству Казахстана, организатора самой популярной в Степном крае газеты “Казах” (1913-1918) и талантливого публициста.

Он был убежденным сторонником последовательности реформ в обществе, считая радикальные революционные преобразования разрушительными не только для основ государства, но и для нравственных устоев личности. В послеоктябрьский период его обвиняли в “буржуазном национализме”, консерватизме, а вчерашние соратники и любимые ученики вдруг становились политическими противниками. Но он молча прощал, веря в их прозрение.
Появлению первой общенациональной газеты “Казах” предшествовало восьмилетнее настойчивое хождение по инстанциям Оренбурга и С.-Петербурга за разрешением властей на издание.
Он не был блестящим оратором, не произносил пламенных речей, как его соратники, не писал стихов и поэм, как ученики. Однако именно он играл роль духовного наставника всей национальной интеллигенции, включая Ахмета Байтурсынова, Мир-Якуба Дулатова, Магжана Жумабаева, Шакарима и др., и оказал значительное воздействие на формирование мировоззрения молодого поколения. А. Н. Букейхан родтлся в ауле № 7 Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области.
Не жаловали Алихана Нурмухамедулы Бокейхана по причине того,что он представлял опасность для власти своей чистой репутацией, незыблемым авторитетом перед собственным народом и огромным опытом политической деятельности.

Являлся членом ЦК партии кадетов,депутатом Государственной Думы.Через газету «Казах» вел учебно-просветительскую деятельность.В 1917 г, А.Бокейханов был назначен комиссаром Временного правительства по Казахстану.Один из создателей партии «Алаш».В декабре 1917г. На 2-м Всеказахском съезде по его инициативе была провозглашена Алаш-орда.Главной целью А.Бокейханова было создание самостоятельного Казахского государства.В последние годы жил в Москве.Был арестован и расстрелян в 1937г.




Дата: 2019-05-29, просмотров: 315.