Общая структура спортивных соревнований
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современном спорте соревнования представляют собой достаточно сложное и многогранное социального явление. В самом общем виде о соревнованиях можно говорить как о социальной системе большой слож­ности, включающей в себя целый ряд компонентов, обеспечивающих вы­явление спортивных результатов каждого спортсмена или группы спортсменов.

Составными частями любого соревнования является: 1) спортсмены-соперники; 2) предмет состязаний, т.е. совокупность действий соперни­ков, выступающих средством ведения соревновательной борьбы в избран­ном виде спорта; 3) судейство (правила соревнований, нормы, критерии и технология определения мест соревнующихся и пр.); 4) средства и службы обеспечения соревновательной деятельности; 5) болельщики и зрите­ли; 6) иерархия мест участников состязаний, т.е. распределение каждого из них на основе показанных спортивных результатов в порядке от лучшего к худшему (рис. 22.1).

Спортсмены-соперники. В спортивных соревнованиях могут участво­вать не менее двух спортсменов. Можно состязаться с самим собой - стре­миться достичь какого-либо результата. Но это не будет спортивным со­ревнованием, так как исключается его внешний признак - противоборство (А.А. Тер-Ованесян, 1978). Поэтому спортсмены-соперники и достигну­тые ими спортивные результаты - центральный элемент соревнований.

Каждый соперник, обозначенный на схеме одной фигурой, представ­ляет не только того позиционера, который вступает в непосредственную соревновательную борьбу, но и весь набор позиционеров, обеспечиваю­щих его действия. В качестве таких позиционеров выступают тренеры, спортивные руководители и организаторы, судьи, врачи, научные работ­ники, массажисты, лица, ответственные за информационное и матери­ально-техническое обеспечение, и другие специалисты, т.е. различные службы обеспечения соревнования. В ряде случаев эти службы обеспече­ния могут быть весьма многочисленными и включать в себя даже целые организации. Например, так обеспечивается подготовка национальных сборных команд по многим видам спорта к Олимпийским играм и другим крупнейшим соревнованиям. Таким образом, функциональное место спорт­сменов, участвующих в соревновании, при более детальном анализе раз­ворачивается в целый набор функциональных мест. Позиция соперников является одной из наиболее важных и интересных среди тех, которые сле­дует использовать при анализе соревнований.

 

 

Взаимодействия спортсменов-соперников. Участники состязаний вступают между собой в определенные многосторонние взаимодействия. Вне этого взаимодействия соревновательный акт просто невозможен, так как между ними отсутствуют конкурентные отношения.

Взаимодействие спортсменов в процессе соревнований выступает в двух основных аспектах: по отношению к противнику - в форме противоборства или соперничества; по отношению к партнерам по команде - в форме взаимодействия или сотрудничества. Противоборство соперников или соперничающих команд может быть непосредственным (при жестком, неже­стком, условно-жестком контакте) и опосредованным (при отсутствии контакта). Сотрудничество между партнерами, общий смысл которого состоит в объединении усилий или достижения общей цели - спортивной победы, также может иметь различные формы проявления: совместно вза­имосвязанные действия, совместно синергетические действия, совместно последовательные и совместно индивидуальные действия спортсменов. Эти особенности соревновательного взаимодействия во многом определяют содержание и структуру соревновательной деятельности спортсменов в том или ином виде спорта. В зависимости от структуры связей между спортсменами-соперниками и партнерами можно выделить три формы ведения соревновательного поединка: индивидуальную, групповую, командную и индивидуально-групповую (командную). Эти формы взаимодействия соревнующихся спортсменов находят свое отражение в личных, командных и лично-командных соревнованиях.

В большинстве видов спорта соревновательная деятельность носит индивидуальный характер, когда спортсмены состязаются с противником один на один (во всех видах единоборств, в одиночном разряде в теннисе, бадминтоне) или одновременно с несколькими соперниками (в гребле на судах-одиночках) или выступают поочередно (в спортивной гимнастике, тяжелой атлетике, легкоатлетических прыжках).

В тех случаях, когда спортсмен в конкретном соревновании представ­ляет собой свой клуб или саму страну один, о внутрикомандном взаимо­действии говорить нет оснований, а соревновательная деятельность приоб­ретает сугубо индивидуальный характер.

Однако в абсолютном большинстве случаев в личных и тем более лично-командных соревнованиях действия спортсменов правильнее определить как совместно индивидуальные, так как результат каждого спортсмена рассмат­ривается не только в плане индивидуального достижения, но и как вклад в общую «копилку» команды, а при комплексном забеге — ив результат ко­манды клуба, города, области, республики, страны в целом. Это, в свою очередь, обусловливает различные формы взаимной поддержки товарищей по команде, служит стимулом для мобилизации усилий спортсменов.

Судейство соревнований. Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и в известной мере за достигнутые результаты является спортивный судья. Вполне оче­видно, что от квалифицированного и объективного судейства во многом зависит распределение мест участников соревнований. Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью спортсменов (неблагоприятные метеорологичес­кие условия, плохое состояние мест занятий, неисправность оборудова­ния, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это — отменить соревнование или пере­нести его на другой срок или в другое место. Спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, реши­тельным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнова­ний пользуется авторитетом и уважением.

Объективность и точность определения спортивно-технических резуль­татов зависит от многих факторов:

1. Психофизиологических возможностей спортивного судьи, прямо или косвенное влияющих на процесс измерения результатов.

2. Наличия объективных средств и способов регистрации результатов в конкретных видах спорта. В видах спорта с метрическим определяемым результатом (легкая атлетика, плавание, тяжелая атлетика и др.) эта про­блема в какой-то степени не является достаточно острой. В видах же спорта, в которых результат определяется в условных единицах и конечным эффектом (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.), объективность судейства - одна из важнейших проблем проведения любого крупного со­ревнования.

3. Разницы в классе и достижениях соперничающих спортсменов. В тех случаях, когда одинаковый результат показывают большое число спортсменов (при существующей точности измерения результата в данном виде спорта и на данный момент времени), при всем желании очень трудно создать объективную картину распределения мест среди участников этого соревнования. Например, В.С. Родиченко (1978) приводит такой инте­ресный факт. В беге на 100 м среди мужчин на XIX Олимпийских играх в Мексике было всего проведено 16 забегов. Был зафиксирован один случай (с точностью до 0,1 с), когда одинаковый результат показали в одном за­беге 5 спортсменов. Случаев, когда одинаковый результат показали 4 спорт­смена, было четыре. Пять раз одинаковый результат в забеге показали 3 спортсмена. И наконец, случаев, когда два бегуна показали в забеге одинаковый результат, было 19.

Естественно, наличие такой высокой плотности результатов не только в спринте, но и в других видах спорта (плавание, велосипед и т.д.) вызы­вает необходимость увеличения и точности, и объективности определения места, занятого спортсменом в забеге, заезде, поскольку разрыв между финиширующими спортсменами меньше, чем разрешающая способность устройств регистрации времени.

4. Внешних условий, в которых проводятся соревнования (температура окружающей среды, силы и направления ветра, влажности, поведения болельщиков и др.).

Повышение объективности определения спортивно-технического ре­зультата и его соответствия действительному соотношению сил участвую­щих в соревнованиях спортсменов возможно на основе использования бо­лее совершенных технических устройств и систем, помогающих судьям точно определить спортивный результат всех участников спортивного соревнова­ния. С этой целью в различных видах спорта в последние годы разработаны различные средства регистрации результатов: кино- и видеосъемки, уст­ройства типа «помощник стартера», фотофиниша, автохронометража, оптико-электронные устройства для измерения расстояния. Они постоян­но совершенствуются:

а) в рамках существующих правил и в этом случае они позволяют пре­имущественно решать измерительные, контрольные или информационные задачи, выдвигаемые правилами или подразумеваемые ими;

б) с последующим изменением в правилах, направленных на узако-нивание и регламентацию тех технических возможностей, которые предо­ставляются новыми или прогнозируемыми техническими средствами.

В настоящее время разрабатываются методы, позволяющие повысить объективность действий судей. К ним относятся: 1) аттестация судей на основе оценки правильности их действий специальным жюри. Например, в водном поло А. Кистяковским разработана система оценки правильнос­ти действий ватерпольных рефери; 2) использование разнообразных авто­матизированных технических устройств, отслеживающих поведение судей с последующим его анализом. Эта методика позволяет контролировать поведение судей, способствует четкому определению допущенных судьями ошибок, их фиксации и наглядной демонстрации. Такие устройства име­ются сейчас для судейства в тяжелой атлетике, боксе и других видах спорта.

Как уже говорилось, спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта. Правила соревнований являются важнейшим документом, регламентиру­ющим проведение спортивных соревнований и влияющим на их результа­ты. В них регламентируются действия судей и участников, предусматри­ваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, вле­кущих за собой показания, ущемляющие интересы команды. Правила спортивных соревнований по каждому виду спорта, принятые в различных странах, имеют тенденцию к унификации. Этот процесс оправдан, пото­му что делает возможным участие в международных соревнованиях спорт­сменов всех стран, а если соревнования проводятся в различных местах, позволяет сравнивать достигнутые на них результаты.

На современном этапе развития спорта существует весьма различный уровень детализации правил по различным видам спорта и разные подходы к трактовке одинаковых ситуаций. Так, в легкой атлетике категорически запрещена любая форма подсказки тренера участнику, в то время как она допускается в некоторых спортивных играх, например в баскетболе, во­лейболе. В процессе совершенствования правил, программ и регламен­тов проведения международных соревнований целесообразно придержи­ваться двух важнейших принципов: а) их стабильности и б) учета при рассмотрении любого изменения как видимых, так и предполагаемых орга­низационно-методических, организационно-технических, социально-эко­номических последствий (В.С. Родиченко, 1978).

Правила соревнований оказывают влияние на зрелищность, результа­тивность соревнований, на развитие техники и тактики данного вида спорта, а в ряде случаев и на методику тренировки. В частности, неоднократные новшества в правилах классической борьбы способствовали активизации действенности спортсменов в процессе соревновательного поединка, по­вышении его зрелищности. Разрешение в прыжках в высоту переходить планку головой раньше, чем ногами, привело к изменению способа прыжка.

Зрители и болельщики. Выступление спортсмена на соревнованиях практически никогда не обходится без реакции зрителей, аудитории. Зрители своим поведением создают положительный или отрицательный эмоциональный фон проведения соревнования. Поэтому присутствие зрите­лей, поддерживающих спортсмена или его соперников, их отношение к происходящему на соревнованиях может оказать существенное влияние на результат выступления. Неопытный спортсмен может испытывать сильное перевозбуждение и выступить хуже, чем обычно, в то время как более опытный участник не так легко поддается воздействиям среды и в той же соревновательной ситуации сохраняет самообладание.

Изменения в деятельности спортсменов, имеющих небольшой опыт участия в соревнованиях, проявляются по-разному в различных видах спорта. К примеру: неопытный бегун может начать выступление в слиш­ком быстром темпе; прыгун с шестом и метатель диска могут утратить чув­ства времени или ритма, выступая первый раз перед зрителями; боксер может выложиться в первом раунде боев. Как правило, зрители отличают­ся друг от друга по целому ряду признаков — возрасту, полу, социальному происхождению, характеру реакций на различные соревновательные ситу­ации, отношению к спортсменам. Доказано, что различная аудитория по-разному влияет на эмоциональное состояние спортсмена и, следовательно, на успешность его выступления.

В зависимости от отношения зрителей к спортсмену (сопереживания), их явных реакций, а также психологической близости, которая может быть между ними, предлагается следующая классификация зрителей (Б.Дж. Кретти, 1978):

1) зрители, состоящие из значимых для спортсмена людей, реагируют положительно;

2) зрители реагируют положительно, но незнакомы спортсмену;

3) зрители пассивно наблюдают за деятельностью спортсмена без ка­ких-либо реакций в его адрес;

4) зрители не проявляют выраженного интереса к деятельности спорт­смена;

5) зрители реагируют отрицательно на деятельность спортсмена. В частности, установлено, что на психологическое состояние спортсме­на и успешность его выступления на соревнованиях прежде всего влияют:

а) количество присутствующих зрителей на соревнованиях. Эмоцио­нальное возбуждение спортсменов увеличивается по мере увеличения ко­личества зрителей до оптимального предела, выше которого уже не проис­ходит существенных изменений в уровне его активности или эмоционального возбуждения;

б) расположение зрителей — близко или далеко они находятся от спорт­смена. Та или иная дистанция от наблюдателя до участника состязаний может вызвать разные изменения в психических и нервно-мышечных реак­циях спортсменов. При этом важно также, где именно находится наблю­датель: сбоку, сзади или непосредственно перед участником;

в) выступает спортсмен один или в команде;

г) величина шума, поступающего от зрителей, одобрение и поддерж­ка зрителями действий спортсмена или, наоборот, недоброжелательность, агрессивность. В этом случае реакция спортсменов бывает разной. Она зависит от особенностей личности участников состязаний.

Есть спортсмены, на которых шум толпы действует хуже всего, неза­висимо от того, была ли это поддержка болельщиков или недоброжела­тельные выкрики. Некоторые из них быстро реагируют на каждый выкрик и оскорбительные замечания с трибун; другие же не обращают на них ни­какого внимания. Спортсмены, стремящиеся к высоким достижениям, как правило, положительно реагируют на одобрение и поддержку зрите­лей и показывают в этих условиях лучшие результаты. И наконец, в при­сутствии враждебного числа зрителей, приезжая команда обычно ведет себя агрессивно (допускает больше нарушений);

д) присутствие зрителей противоположного пола: зрители чаще поло­жительно влияют на мужчин, чем на женщин;

е) возраст, подготовленность, особенности личности, темперамент самого спортсмена.

Поведение зрителей и возможные изменения в деятельности спорт­сменов, когда он начинает выступать перед ними, должно учитываться при подготовке к соревнованиям.

Во многих видах спорта предпринимаются попытки использовать в этих целях метод моделирования соревновательного стресса непосредственно во время тренировочных занятий. На тренировках создают шум трибун или приглашают специальных зрителей для создания помех, подобно тем, с которыми спортсмены могут встретиться непосредственно на соревнова­ниях. С помощью шума, выкриков и других способов пытаются выработать у спортсменов помехоустойчивость к подобного рода воздействиям, которые могут встретиться на соревнованиях.

Иногда рекомендуют во время тренировок включать записанные на магнитофонную пленку крики болельщиков, в других случаях специально подбирают группы людей для моделирования условий предстоящих сорев­нований. Правда, это не всегда может дать реальную картину влияния зрителей на спортсменов, ибо зритель не просто свистит и кричит, он свистит после твоей ошибки, он осуждает тебя, а магнитофон, в лучшем случае, воспроизводит некий отдаленный фон матча (О. Спасский, 1968). Вполне, очевидно, что воспроизведение реакций зрителей во многом мо­жет способствовать приспособлению спортсменов к внешним, поверхнос­тным аспектам влияния зрителей во время соревнований, включая физи­ческое присутствие и шум.

Спортивное соревнование может вызвать у зрителей состояние подав­ленности, когда любимый спортсмен или команда потерпели поражение, проиграли сопернику. Болельщики будут находиться в состоянии агрес­сии. Их поведение зачастую в этот период выходит за нормы этики и со­здает не просто отрицательный, недружелюбный фон соревновательной борьбы, но и опасный для деятельности спортсменов. Достаточно вспом­нить поведение болельщиков на соревнованиях по футболу, на некоторых хоккейных матчах, соревнованиях по боксу и др.

Следовательно, поведение болельщиков является важной частью соревновательной обстановки. Игнорировать влияние болельщиков на спортсменов — значит не придавать значения одному из многих социальных ком­понентов окружающей среды, в которой выступают спортсмены. Реакция болельщиков является либо побудительным, либо тормозящим стимулом в достижении спортсменом высоких результатов.

В так называемых зрелищных видах спорта мобилизирующее влияние зрителей проявляется явно. В этих видах спорта спортсмены могут на любом уровне мастерства использовать эмоциональные аспекты присутствия зри­телей, чтобы повысить результативность своей деятельности по сравнению с обычно ожидаемым уровнем. В момент более высокого душевного подъе­ма при поддержке доброжелательной публики все выступление спортсмена сопровождается активно-положительным эмоциональным состоянием, что и создает дополнительные условия для реализации его максимальных воз­можностей. Футболисты и штангисты, хоккеисты и конькобежцы, не раз выступавшие перед гигантскими аудиториями, признаются, что именно оживление публики и радостное нетерпение трибун, искренний интерес к их выступлению служили порой для них своеобразным допингом, застав­ляя мобилизовать все внутренние ресурсы, все нравственные и физичес­кие силы.

Следует подчеркнуть, что спортсмену далеко не всегда удается макси­мально мобилизовать свои резервы под давлением зрителей. И это зависит не только от его опыта и уровня подготовленности, силы соперника и справедливости судейства, но и от свойств его нервной системы, от свое­образия его реакций на соревновательный стресс (Б.А. Вяткин, 1981).

Кроме активизирующего и мобилизирующего влияния со стороны зри­телей может идти и негативный поток реакции публики на выступление спортсмена, который, в зависимости от ситуации, или воспринимается им параллельно с позитивной поддержкой зрителей, или в крайних случа­ях, если спортсмен воспринимает лишь однонаправленный отрицатель­ный поток влияния публики, он может демобилизовать его волю. К таким подавляющим факторам относятся выражения порицания. Подчас услов­ным сигналом служит даже не слово — достаточно укоризненных взгля­дов, насмешливой мимики, указания пальцем, чтобы наступили неспе­цифические реакции подавления тех или иных действий или снижения общей активности ЦНС.

К условиям, влияющим на результативность деятельности спортсме­нов-соперников, относятся также места проведения соревнований (фак­тор «своего» и «чужого» поля), географическое положений места проведе­ния соревнований (высота расположения места соревнований над уровнем моря, температура, влажность, атмосферное давление, уровень солнеч­ной радиации, часовой пояс и т.д.) и оборудование мест их проведения.

 

22.3. Спортивные результаты - специфический и интегральный продукт соревновательной деятельности, критерии их измерения и оценки

Для характеристики конечного исхода спортивного соревнования ис­пользуются такие термины, как «спортивный результат», «спортивное до­стижение», «спортивный рекорд», «спортивный успех» и др. Наиболее широким среди данных понятий является понятие «спортивный резуль­тат». Спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или спортивной ко­манды, оцениваемый по установленным в спорте критериям (Л.П. Матве­ев). Под спортивно-достиженческими возможностями здесь подразумева­ется совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которая в комплексе позволяет осуществлять принятые в избранном виде спорта со­ревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретно­го спортсмена (команды) исхода состязаний.

Спортивные достижения - это не одно и то же, что спортивный ре­зультат. Хотя нередко эти понятия отождествляют, считая синонимами. Спортивное достижение означает, строго говоря, не каждый из результа­тов, демонстрируемых спортсменом (или спортивной командой) в про­цессе неоднократных выступлений в состязаниях, а лишь те, которые пре­восходят предыдущие.

Для обозначения наивысшего уровня спортивных достижений в от­дельных видах спорта на данный момент времени используется понятие «спортивный рекорд». Как известно, слово «рекорд» (от англ. слова record) означает высший показатель, достигнутый в какой-либо деятельности.

В толковом словаре спортивных терминов (1993, с. 246) «спортив­ный рекорд» определяется как «наивысшее достижение (результат), пока­занное в отдельном виде соревнований в стандартных условиях». Различа­ют рекорды мировые, олимпийские, региональные (континентальные) и т.д. Отдельно фиксируются рекорды для женщин и мужчин, девушек и юношей, мальчиков и девочек, а также для отдельных возрастных групп. Только в тех видах спорта, результаты в которых оцениваются точными единицами измерения времени, массы (веса), длины и т.д. - в велосипедном спорте (трек), конькобежном спорте, легкой атлетике, плавании, стрелковом спорте, тяжелой атлетике, в гребном, парусном, лыжном и других видах спорта, в которых на результат соревнований влияет рельеф трассы, сила ветра, плотность воды, но и другие природные условия, спортивные рекорды официально не регистрируются. Однако, например, для конкретного гребного канала и дистанции могут регистрироваться наилучшие (неофициальные) результаты - рекорды дистанции. Это же отно­сится и к координационно-сложным видам спорта (акробатика, фигурное катание, спортивная гимнастика и др.)

Дело в том, что рост спортивного мастерства в них во многом зави­сит от сложности соревновательных программ и высокого класса их ис­полнения. К примеру, в акробатических прыжках лидирующее положе­ние в престижных международных соревнованиях занимают, как правило, те спортсмены, которые выполняют прыжки высшей и рекор­дной сложности (В.Н. Курысь, 1991). Под упражнением высшей слож­ности понимаются прыжки со сложнейшей координацией движений, выполняемые ограниченным числом исполнителей, а под рекордным - еще более сложный прыжок, доступный только его автору. Показате­лями рекордности могут быть количество сальто, выполненных в одном прыжке, поворотов вокруг продольной оси, усложненная форма дина­мической осанки.

М.В. Гришина (1986, с. 52), рассматривая спортивные результаты у фигуристов в произвольном катании с точки зрения «рекордных» (наивысших) показателей, пишет: «Если поставить вопрос, а можно ли говорить о «рекордах» в этом неизмерямом виде спорта, то ответ на него можно дать положительный».

Своеобразным «рекордным» достижением с качественной стороны, по мнению М.В. Гришиной, являются многолетние выдающиеся спортивные результаты в парном катании Ирины Родниной - трехкратной чемпионки Олимпийских игр, десятикратной чемпионки мира и Европы. Что же касается количественных характеристик рекордов, то при оценке про­извольных программ фигуристов одиночного катания могут быть использованы показатели технического мастерства: количество элементов, количе­ство прыжков, их координационная сложность и др.

Важной чертой результативности соревновательной деятельности, на которую довольно часто обращают внимание, является успешность или неуспешность выступления спортсмена или команды в соревнова­ниях. В качестве спортивного успеха может быть победа, установление рекорда, вхождение в число призеров, выполнение разрядного или ква­лификационного норматива и т.д. Иногда успехом является ничья или даже проигрыш с определенной разницей в результатах, если этот итог обеспечивает достижение цели на более высоком уровне состязаний, выход в финал и др.

Если конечный спортивный результат совпадает в какой-то мере с по­ставленной целью, такую соревновательную деятельность называют раци­ональной. Если же результат соревнований не совпадает с целью, дея­тельность можно назвать нерациональной.

Проведение спортивных соревнований немыслимо, если невозможно определить и сравнить результаты их участников. Спортивные результаты измеряются и оцениваются при помощи определенных критериев (показа­телей). Разумеется, в зависимости от специфики соревновательной дея­тельности эти критерии будут иметь свои отличия. Перечень этих критери­ев в спорте весьма разнообразен (табл. 22.1).

Хотелось бы подчеркнуть, что выбор того или иного показателя в каж­дом конкретном случае зависит от целей и методики оценки результатов, особенностей вида спорта, наличия или отсутствия технических устройств регистрации спортивных достижений и других условий.

Таблица 22.1

  Критерии, по которым определяются спортивные результаты

Признаки классификации Виды критериев
1. По способу измерения результатов Объективные, выраженные в физических единицах (преимущественно в системе СИ); субъективные, выра­женные в безразмерных величинах (очки, баллы, ранги); смешанные
2. По способу сравнения результатов Популяционные, индивидуальные, должные
3. По применению для оценки готовности к высокому достижению Представительности, прогрессирова-ния, стабильности, плотности и на­дежности результатов
4. По стадии определения Промежуточные (процессуальные) и конечные
5. По характеру достигнутого эффекта Внешние и внутренние
6. По количеству характеризуемых параметров при оценке Единичные и комплексные

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 276.