Возникновение и состояние современного спорта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Спорт возник на заре нашей цивилизации. Элементарные формы спорта в виде состязательных упражнений существовали уже в первобытном обществе.

В рабовладельческом обществе максимального развития спорт достиг в Древней Греции. Об этом свидетельствуют следующие факты.

1. Именно в Древней Греции возникли и получили большую популярность спортивные состязания и спортивные игры. Спортивных игр тогда было много - немейские, пифийские, истмийские, дельфийские, но самыми популярными были Олимпийские игры, которые превратились в явление общекультурного масштаба. Впервые они собрали спортсменов и зрителей в VIII веке до нашей эры - в 776 году и просуществовали почти 1200 лет - до 394 года нашей эры, когда римский император Феодосии запретил их, назвав языческими.

2. Знакомство с элементами спорта у граждан Древней Греции начи­налось с самого детства. В гимназиях и палестрах они обучались не только грамоте, поэзии, музыке и рисованию, но и занимались физическими упражнениями, участвовали в гимнастических состязаниях. Соревнова-тельность — главный принцип общественной жизни Древней Греции. Для греков целью агонального (состязательного) воспитания было благо госу­дарственного общества. Каждый афинянин должен был настолько развить соревнованием свое «Я», чтобы он мог приносить обществу наибольшую пользу и наименьший вред. Идеалом, к которому стремилась вся система воспитания, была «калогатия» - соединение в одном лице нравственного и физического совершенства.

3. В этот период начинают разрабатываться принципы и методы спортивной подготовки. Античные греки понимали, что чем труднее ус­ловия тренировки, тем сильнее, быстрее и выносливее станет спортсмен. Согласно историческим и археологическим данным уже тогда бегуны тре­нировались на дорожках, покрытых толстым слоем песка. Боксеры вклю­чали в свои тренировки упражнения с подвешенным мешком («грушей»), набитым песком; боксировали с тенью.

Однако затем вся спортивная культура, которую греки создавали и развивали много веков, была забыта. Произошло нечто необъяснимое — человек потерял спорт в том виде, в котором он существовал в структуре античной культуры. Сохранились только народные праздники, в которых игры с элементами спортивных соревнований были как бы деталью, до­полнением к празднику, как, впрочем, и турниры средневековых рыца­рей. Из спорта исчез элемент состязаний, спорт стал приятным досугом, забавой, удовольствием и развлечением.

До конца XVIII века спорт рассматривался главным образом как вре-мяпровождение, развлечение. Спорт в современном его понимании по­лучил распространение во всем мире только в течение XIX и первых двух десятилетий XX вв. Закономерно возникает вопрос: что имеют в виду, когда говорят - «спорт в современном его понимании»? Это прежде всего:

1. Появление спортивных клубов, организаций, союзов, обществ, которые бы управляли спортивным движением. К примеру, в 1867 г. в Лондоне впервые был основан атлетический клуб.

2. Возникновение международных федераций по видам спорта. В 1881 г. была образована Международная федерация гимнастики (ФИЖ), в 1892 г. - Международная федерация гребли (ФИСА), в 1908 г. - Международная любительская федерация плавания (ФИНА).

3. Унификация правил проведения соревнований, размеров спортив­ных площадок, спортивного оборудования, инвентаря и техники движе­ний. Например, в этот период в боксе получили распространение и офи­циальное признание специальные мягкие кожаные перчатки и обнесенный канатами ринг. В 1882 г. были изменены «лондонские правила» — запре­тили «подножку» и удары головой, была также определена продолжитель­ность раундов. Легкоатлеты стали проводить соревнования на гаревой до­рожке.

4. Разработка методики тренировки, появление квалифицированных тренеров. Известно, что до конца XIX в. во всех странах тренеры что-то значили только в конном спорте, в других видах спорта не было квалифи­цированных специалистов.

5. Возникновение системы мировых соревнований - неофициальных и официальных чемпионатов мира и Европы. С 1877 г. Уимблдонское пер­венство Англии по теннису становится международным, в 1896 г. состоя­лись первые Олимпийские игры в Афинах, в 1899 г. стали проводить пер­венство Европы по плаванию.

6. Стремление выявить и сравнить уровень способностей людей в раз­личных видах спортивной деятельности и зафиксировать лучшие спортив­ные достижения в мире, Европе, стране, т.е. возникновение рекордно­го направления в спорте. В 1897 г. зарегистрирован мировой рекорд в беге на 100 м, в 1908 г. — первые официальные мировые рекорды в плавании.

В настоящее время спорт занял такое место в жизни общества, кото­рое он не занимал никогда в истории человечества. В научном плане «спорт» рассматривают сейчас обычно в узком и широком значениях.

Спорт в узком смысле слова— это собственно соревновательная деятель­ность, направленная на достижение наивысших результатов.

Эта деятельность имеет ряд специфических особенностей. К ним от­носятся:

а) наличие борьбы, противоборства, конкуренции непосредственно в игре, поединке, схватке на дистанции и т.п.,

б) унификация действий, посредством которых осуществляется дея­тельность спортсмена, условий их выполнения и способов оценки дости­жений в соответствии с официальными правилами,

в) регламентация поведения спортсменов в соответствии с принципа­ми неантагонистических отношений между людьми.

 

 

Как известно, соревновательный момент имеет место и в других видах человеческой деятельности (конкурсы в музыке, искусстве и т.д.).

Однако здесь соревнования выступают всегда лишь в качестве одного из способов стимулирования активности людей.

Исключение состязательного момента из деятельности певца, художника, артиста балета или кино не разрушит существа их деятельности Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента - соревнования полностью утрачивает свою специфику.

В широком понимании спорт включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод: спорт - это такой вид деятель­ности, который исторически сложился как один из способов выявления, сравнения и развития способностей человека в борьбе за первенство, за наивысшие спортивные достижения.

В связи с тем что основой спорта являются соревнования, то для обеспечения их функционирования в процессе исторического развития об­щества формируется и соответствующая сфера спорта.

Сфера спорта — это специализированная социально-организованная система, которая образовалась вокруг соревнования (С.В. Брянкин, 1983).

Она обеспечивает организацию, функционирование и воспроизвод­ство соревнований и себя самой. Сфера современного спорта включает в себя: управление, идеологическое, научное, методическое, программное, нормативное и медицинское обеспечение; подготовку кадров; материаль­но-техническое и финансовое обеспечение; отбор и тренировку спортсме­нов и многое другое (рис. 21.1).

Вполне очевидно, что между этими блоками (службами, подсистема­ми) существуют тесные взаимосвязи и каждый из них может быть подвер­гнут разной степени детализации. К примеру, систему управления можно рассматривать на общегосударственном уровне и на уровне города, клуба;

отбор детей для занятий, кандидатов в сборные команды, для участия в соревнованиях и пр.

Социальные функции спорта

Спорт - это сложное и многогранное социальное явление. Он представ­ляет собой одну из самостоятельных социальных подсистем, которая обладает своими ценностями, функциями, закономерностями развития. Однако, об­ладая относительной самостоятельностью (автономностью), эта подсистема не существует изолированно от других подсистем общества, государства. Спорт тесно связан со всеми сторонами общественной жизни людей: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием и т.п. (рис. 21.2).

Причем между данными социальными подсистемами существуют весь­ма многообразные и сложные взаимосвязи и взаимоотношения (прямые и опосредованные, односторонние и двусторонние, положительные и отри­цательные и др.).

В настоящее время не вызывает сомнения факт вовлечения государ­ства в спорт, хотя мотивы этого вовлечения довольно разнообразны и за­висят от многих факторов. Это и тип государства, его исторические тради­ции, политические и социально-экономические условия, система общественных и культурных ценностей, демографические и образователь­ные характеристики, проповедуемая религия и т.д.

 

 

Причем действие этих мотивов оценивается по-разному на отдельных этапах развития того или иного общества. Но главным, несомненно, яв­ляется господствующая в данной стране социальная философия, которая во многом определяет существующую в стране модель спорта и организа­ционную структуру национального спортивного движения, т.е. каждому историческому этапу развития государства присуща своя спортивная мо­дель, учитывающая перечисленные и многие другие факторы.

На рис. 21.3. показано, что все эти факторы вместе или отдельно влияют на присущие тому или иному обществу типы спортивной систе­мы. Причины вовлечения государства в спортивную сферу и приобще­ния человека к спорту весьма разнообразны. В их основе лежат удов­летворение и развитие определенных потребностей личности и общества. Их реализация осуществляется через различные виды деятельности, спе­цифичные преимущественно для спорта как одного из компонентов фи­зической культуры. В процессе осуществления этих видов деятельности и раскрывается роль, значение спорта для индивида и общества, т.е. его социальные функции. Спорт по своей природе полифункционален (Б.В. Евстафьев, 1985; Н.И. Пономарев, 1996, Л.П. Матвеев, 1997). В этой связи, прежде всего, следует остановиться на специфических функциях спорта, объективно присущих ему и отсутствующих у других элементов физической культуры. Наиболее важными из них являются следующие функции.

Эталонная функция, которая выражается в том, что уровень спортив­ных достижений служит своего рода мерилом, образцом максимального развития спортивных способностей человека в конкретном виде спорта, а вместе с тем и ориентиром на пути к дальнейшему раскрытию и совершен­ствованию потенциальных психофизических резервов организма. Уровень достижений в спорте, в отличие от иных эталонов, не остается неизмен­ным, а со временем повышается, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсменов по самосовершенствованию своих способностей. Особенно ярко это проявляется в спорте высших достижений, где наблюдается неуклонный рост мировых рекордов, несмотря на кажущиеся пределы человеческих возможностей.

 

 

Эвристически-прогностическая функция. Она тесно связана с эталон­ной функцией и выражается, прежде всего, в том, что спорт представляет собой тип эвристической деятельности, т.е. деятельности творчески-по­исковой, включающей моменты открытия, обнаружения нового. В этом отношении особенно супердостиженческий спорт представляет собой ги­гантскую естественную творческую лабораторию, в которой изыскиваются неизвестные пути к высотам человеческих достижений. Результаты этого поиска воплощаются в новых спортивных достижениях, отражают уровень прогресса физической культуры в обществе и становятся общекультурным достоянием всего человечества. В свое время выдающийся английский физиолог, лауреат Нобелевской премии по термодинамике мышечного сокращения А.В. Хилл сказал, что наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных о человеке содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.

Спортивно-престижная функция. Спорт является важным фактором самоутверждения личности в обществе, поднятия международного пре­стижа страны.

Известно, что только считанные страны способны конкурировать с крупными державами мира в интеллектуальном, научном или техничес­ком отношении. В спорте же возможна победа представителя молодой страны над самыми сильными соперниками. Такой успех олицетворяет достижения развивающегося государства в целом, приносит ему извест­ность и славу, повышает интерес к нему и его авторитет на мировой арене.

Зрелищная функция. «Язык» спорта понятен любому человеку. Поэто­му спортивные состязания привлекают к себе внимание огромного числа зрителей. Они оказывают влияние на коллективное настроение, интере­сы, позволяют соучаствовать в спортивной борьбе, сплачивают значитель­ные группы людей.

В основе зрелищной привлекательности спорта лежит присущая ему высокая эмоциональность, острота, напряженность, красота, честность, мужественность и бескомпромиссность борьбы за победу. С каждым годом аудитория спортивных зрелищ расширяется. Важную роль в этом играет телевидение. Летние и зимние Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы смотрят сейчас несколько миллиардов человек.

Эстетическая функция. Спорт оказывает огромное эстетическое воз­действие на спортсмена и зрителя. В процессе спортивных занятий у спорт­сменов формируются определенные эстетические чувства, вкусы, идеа­лы, эстетические способности. Это находит выражение в красоте телосложения, в красоте исполнения, артистичности и выразительности технико-тактических приемов и комбинаций и т.д. Зрителю спорт дает возможность испытывать чувство эстетического наслаждения, пережива­ния хода спортивной борьбы, а ощутить красоту в спорте можно, лишь обладая развитым эстетическим чувством.

Вместе с тем существенна роль спорта в улучшении и сохранении фи­зических кондиций человека, в подготовке его к трудовой и военной дея­тельности, в организации досуга и отдыха, в укреплении и поддержании здоровья нации. Следует учитывать значимость спорта в политическом вос­питании граждан в духе господствующей идеологии, в приобщении инди­вида к принятым в обществе социальным нормам, в развитии человечес­ких контактов, взаимоотношений людей не только в рамках одной страны, но и различных странах. В международном масштабе интернациональные связи проявляются через международное спортивное движение. Междуна­родные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям дру­гих стран, к их обычаям, позволяют создавать атмосферу взаимопонима­ния поощряют международное сотрудничество.

И наконец, необходимо учитывать и экономическое значение спорта. Финансовые вложения общества в развитие спорта многократно окупают­ся, благодаря улучшению здоровья и повышению дееспособности его чле­нов, увеличения продолжительности высокоактивной жизни людей. До­ходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного оборудования и инвентаря, спортив­ной рекламы приносят неплохую прибыль.

Классификация спорта

В ходе исторического развития спорта возникло множество его видов и разновидностей. По мнению Л.П. Матвеева (1997), под термином «вид (или разновидность) спорта» логично понимать сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, от­личающийся своим конкретным предметом состязания, составом допус­каемых действий и способов спортивного противоборства (спортивной тех­никой и тактикой), регламентом состязания и критерием достигаемого результата.

Наиболее «древними» видами спорта являются легкоатлетический и конный спорт. В последнее столетие возникло большое число новых видов спорта. Их появление происходит в результате модификации ранее сложившихся его видов, взаимного влияния и обогащения между разными видами спорта, научно-технического прогресса, позволяющего существенно расширить сферу спортивной деятельности. Так возникли в свое время художественная гимнастика, спортивная акробатика, батутный спорт, фристайл, конькобежный шорт-спринт, синхронное плавание, парашютный спорт, дельтапланеризм, спортивный виндсерфинг и многие другие.

С каждым годом число видов и разновидностей спорта продолжает уве­личиваться. Многообразие конкретных форм, видов и разновидностей спорта, его полифункциональный характер приводят к многоаспектное™ классификационных построений. Классифицировать спорт можно по раз­личным признакам:

1. По целевым установкам выделяют спорт высших достижений (ре­кордный спорт, большой спорт) и базовый спорт (массовый спорт, обще­доступный, ординарный спорт).

2. По масштабу и его организации в рамках международного спортив­ного движения различают олимпийский и неолимпийский спорт.

3. По характеру экономических отношений между спортсменами, фе­дерациями, клубами, которые связаны с получением финансовой прибы­ли, дохода спортсменов от занятий спортивной деятельностью, выделяют коммерческий и некоммерческий спорт.

4. По основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо вид спорта своей главной сферой приложения своих сил и способностей, различают профессиональный и любительский спорт.

5. По формам организации занятий выделяют учебный спорт как обя­зательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального образования, и самодеятельный спорт как добровольный процесс, прово­димый в свободное время.

6. По возрастным категориям спортсменов, включенных в спортив­ную деятельность, различают детско-юношеский спорт, спорт взрослых и спорт ветеранов.

7. По социально-профессиональному статусу спортсменов выделяют школьный спорт, студенческий спорт, военный (армейский) спорт и др.

8. По характеру применения его для подготовки к какой-либо профессиональной деятельности различают профессионально-прикладной и во­енно-прикладной спорт.

9. По характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлече­ния, восстановления работоспособности человека, сохранения уже приобретенных ранее навыков и качеств выделяют оздоровительно-рекреаци­онный и физкультурно-кондиционный спорт.

10. По характеру отклонений в состоянии здоровья спортсменов, уча­ствующих в состязаниях, говорят о спорте инвалидов — спорт для слепых, глухонемых, спорт для лиц с недостатками в развитии интеллекта и др.

11. По предмету состязаний и характеру активности спортсменов вы­деляют легкоатлетический спорт, водный спорт, конькобежный спорт, лыжный спорт, автомобильный спорт, шахматный спорт и др.

Естественно, многие из названных форм и видов спорта взаимопроникают и взаимопереплетаются друг с другом. К примеру, легкоатлетический спорт может быть рекордным и массовым, профессиональным и любительским, коммерческим и некоммерческим и т.д. Выделенные виды спорта отражают лишь наиболее общие признаки спорта, соответственно уровню их обобщенности.

Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс

Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокупности таких факторов, как средства, методы, условия, с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спортивным достижениям.

При анализе всей совокупности педагогических средств и других факто­ров, которые целенаправленно используются для достижения высоких спортив­ных результатов, условно можно выделить три компонента подготовки:

Первый компонент — система соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсменов являются средством контроля за уровнем подготовленности, способом выявления победителя, важнейшим средством повышения тренированности, совершенствования спортивного мастерства. При этом соревнования классифицируются на: подготовительные, конт­рольные, подводящие (модельные), отборочные и главные.

В современной соревновательной практике можно наблюдать три ме­тодических подхода. Первый - связан со стремлением спортсменов стар­товать возможно чаще, добиваясь высоких результатов в каждом соревно­вании. Второй - предполагает малоинтенсивную соревновательную практику, где основное внимание обращено на подготовку к главным со­ревнованиям сезона. И третий подход - соревновательная деятельность должна быть широкой, но строго дифференцированной: подготовитель­ные и контрольные соревнования используются лишь как средство подго­товки. Задача достигнуть высокий результат в них не ставится - вся систе­ма подготовки концентрируется на необходимости достижения высоких результатов в отборочных и (особенно) в главных соревнованиях. Данный подход считают специалисты наиболее плодотворным.

Очень важно, чтобы при планировании соревнований в течение года оптимально учитывалось единство тренировочной и соревновательной дея­тельности спортсменов в системе их подготовки.

Второй компонент — система спортивной тренировки. Она представ­ляет в системе подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная тренировка охватывает в определенной мере все виды подго­товки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней представлена физическая подготовка, а также практические разделы техничес­кой, тактической и психологической подготовки.

Цель спортивной тренировки: развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.

Основные задачи спортивной тренировки: развитие психических и физи­ческих качеств (общих и специальных), приобретение практических и тео­ретических знаний по специализации, гигиене, самоконтролю и т.д.

Основные направления спортивной тренировки: воспитание, обучение, повышение функциональных возможностей органов и систем организма.

Спортивная тренировка строится согласно закономерностям спортивной специализации и этим отличается от других видов физи­ческой культуры.

При характеристике суммарного эффекта системы тренировки и под­готовки спортсменов пользуются следующими понятиями:

а) тренированность: степень биологической приспособленности орга­низма к определенной работе (координация деятельности органов и систем со стороны ЦНС); выделяют общую и специальную тренированность;

б) подготовленность: это понятие более емкое, чем тренированность' физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовленность;

в) спортивная форма: оптимальная (наилучшая) готовность к спортив­ным достижениям для данного конкретного цикла тренировки. Все эти понятия означают определенное состояние спортсмена.

Третий компонент - система факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект. Она включает в себя факторы общего режима жизни, организованного в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления после тренировочных и соревнователь­ных нагрузок, а также внетренировочные формы воспитания и самовоспи­тания спортсмена.

Только объединенные в целостную систему все перечисленные компо­ненты могут обеспечить наивысший рост спортивных результатов и общий положительный эффект спортивной деятельности. При этом педагог (тре­нер) должен искать новое, свое.

Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. При всей важности организационных и материально-технических условий для роста спортивных достижений прогресс спорта прежде всего определяется совершенствованием системы спортивной тренировки, современные тенденции которого отражаются в следующих основных направлениях:

I. Резкий прирост объемов тренировочной работы.

II. Строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализации вида спорта.

III. Постоянное увеличение соревновательной практики как эффек­тивного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спорт­сменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой ос­нове эффективности процесса подготовки.

IV. Стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления. стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов

V. Расширение нетрадиционных средств подготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена; применение тренажеров, обеспечивающих сопряженное совершенствование различных физических способностей и техники движений; проведение тренировки в условиях среднегорья и высокогорья, что позволяет интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздействия, повысить непосредственную подготовку к главным соревнованиям.

VI. Ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности.

VII. Совершенствование системы управления тренировочным процес­сом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной дея­тельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей ста­новления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов.

Глава 22

СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

Дата: 2019-05-29, просмотров: 923.