Критерии оценки и формы проявления координационных способностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Критерий (греч. kriterion ) - признак, на основе которого происходит

оценка, определение или классификация чего-либо. Соответственно под критериями оценки координационных способностей следует понимать ос­новные признаки, с помощью которых измеряется, оценивается уровень координационных возможностей человека и отдельных элементов, их со­ставляющих.

В качестве главных критериев оценки КС выделяют четыре основ­ных признака: правильность выполнения движения, т.е. когда движе­ние приводит к требуемой цели (делает то, что нужно); быстроту ре­зультата; рациональность движений и действий (выполняет так, как нужно); двигательную находчивость, которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения, неожиданно возникшего при выполнении действия.

Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К ос­новным качественным характеристикам оценки КС относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а количественным — точность, скорость, экономичность и стабильность (устойчивость) движе­ний. В практике, наряду с данными показателями, учитывают и другие.

Во многих случаях данные признаки КС проявляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Поэтому при определении КС, кроме единичных, широко используются и комплексные критерии, с по­мощью которых о степени развития КС судят одновременно по двум или нескольким признакам. В числе таких комплексных критериев выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целенаправлен­ных двигательных действий или совокупности этих действий, в которых имеется требование к КС человека. Например, КС измеряются по резуль­тату челночного бега 3 по 10 или 3 по 15 м; по времени ведения мяча (руками, ногами) в беге с изменением направления движения; по эффективности выполнения атакующих и защитных двигательных действий в еди­ноборствах и спортивных играх; по показателям скорости перестройки дви­гательных действий в условиях внезапного изменения обстановки. Однако следует иметь в виду, что многие из перечисленных критериев оценки КС, согласно современным научным данным, имеют сложное строение и спе­цифические разновидности. В частности, имея в виду точность движе­ний, необходимо сразу оговориться, о какой точности идет речь, поскольку точность может носить как процессуальный, так и финальный характер. В том случае, когда точность носит финальный характер, она тождествен­на меткости. КС могут характеризоваться точностью оценки, отмеривания, дифференцирования и воспроизведения различных параметров дви­жений (временных, пространственных, пространственно-временных, силовых), точностью реакции на движущийся объект, целевую точность (или меткость). Установлено, что между некоторыми показателями точности нет соответствия. Можно хорошо дифференцировать амплитуду дви­жений, но относительно плохо воспроизводить, т.е. повторять заданный параметр (Е.П. Ильин, 1976, 1983). Это касается и других признаков КС. Так, быстрота выступает в виде скорости выполнения сложных в коорди­национном отношении действий, быстроты перестройки этих действий в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными действиями, времени (быстроты) достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях.

Экономичность движений как одно из свойств КС характеризуется от­сутствием или минимумом лишних, ненужных движений и минимально необходимыми затратами энергии. Она зависит не только от эффективно­сти техники движений, но и от уровня физической подготовленности за­нимающихся. Ее определяют на основе соотношения результата деятель­ности и затрат на его достижения.

Стабильность — это такая малая вариативность основных биомеханических характеристик движений и результата, показанного в каком-либо упражнении. Она характеризуется малым диапазоном (разбросом, дис­персией) отклонений регистрируемых показателей. Чем меньше разброс, т.е. различие в показанных результатах, тем выше стабильность.

Говоря о стабильности, имеют в виду, прежде всего, степень попада­ния результата или каких-либо характеристик в область значений с задан­ным расстоянием между ее границами. Чем уже эта область, т.е. чем ближе друг к другу ее верхняя и нижняя границы и чем больше процент попаданий рассматриваемого показателя в эту область, тем выше его стабильность.

Чрезмерные отклонения в характеристиках системы движений вызыва­ют деавтоматизацию двигательного навыка, снижение эффективности уп­равления движениями (Н.А. Бернштейн, 1947; Д.Д. Донской, 1968). У новичков в процессе овладения техникой двигательных действий сначала разброс разных характеристик велик — движения неточны. По мере овла­дения техникой движения становятся точнее, разброс уменьшается. Од­нако по мере роста мастерства диапазон отклонений вновь расширяется, но в допустимых пределах.

Совершенная координация обеспечивает высокий уровень достижений и их стабильность. Следует обратить внимание на то, что повышение ста­бильности результата не всегда может привести к повышению его уровня. Например, выполнение гимнастом упражнений на кольцах, оцененное в диапазоне 7,0—7,2 балла, свидетельствует о большей стабильности резуль­тата, чем при оценке в диапазоне 8,5—9,0 балла. Если гимнаст получает, скажем, на кольцах от 8,0 до 8,5 балла, а раньше получал от 7,8 до 8,0 балла, то стабильность результатов стала ниже, хотя сам результат повысился.

Эффективность двигательной деятельности обусловлена не только стабильностью, но и надежностью исполнения упражнения. Эти показате­ли, несмотря на то что определенным образом связаны между собой, ха­рактеризуют разные свойства системы движений. Надежность очень сложный, еще недостаточно изученный показатель дееспособности чело­века. Сложность этой проблемы состоит в том, что невероятно сложен механизм управления движениями человеческого тела. Согласно мнению Б.Н. Коренберга (1970), надежность означает вероятность выполнения действий с заданным результатом или целевым эффектом в определенное время. Критерием надежности исполнения упражнения является достиже­ние или превышение заданного уровня. Иными словами, попадание в область значений, ограниченную только одной — нижней границей. Если упражнение выполняется ниже заданного уровня, вследствие чего снижа­ется качество его исполнения, то это отражает низкий уровень двигатель­ной надежности человека. И, напротив, когда в каждом случае упражне­ние выполняется на требуемом уровне установленного качественного уровня достижений (точности, быстроты, экономичности движений) или выше его, то надежность его исполнения и стабильность будут достаточно высо­кими. Например, если гимнаст на соревнованиях в состоянии получить в отдельных упражнениях оценку 9,5 балла и это в полной мере соответствует текущему уровню его подготовленности и мастерства, то диапазон результатов 9,5—9,7 балла отражает высокую надежность, а диапазоны ниже 7,5— 8,0 балла — среднюю или низкую. В первом случае стабильность и надеж­ность совпадают, во втором — нет.

Так же как и при измерении других физических способностей, здесь следует различать два вида показателей:

1. Абсолютные — без учета уровня развития силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей индивида.

2. Относительные (парциальные) — с учетом развития этих способно­стей, когда их влияние каким-либо образом исключается.

 

Таблица 11.1

Важнейшие специфические координационные способности в разных видах спорта (обобщенные данные)

 

Вид спорта Координационные способности
Баскетбол Способности к реакции, ориентированию, кинестетическо­му дифференцированию, соединению (связи) и комбини­рованию
Волейбол Способности к реакции, дифференцированию параметров движения, ориентированию и связи
Ручной мяч Способности к реакции, ориентированию и дифференциро­ванию параметров движения
Футбол Способности к дифференцированию (чувство мяча), перестроению реакции и предвидению, ориентированию, связи
Теннис Способности к ориентированию, реакции, дифференцированию, перестроению, ритму, соединению, равновесию
Настольный теннис Способности к кинестетическому дифференцированию (чув­ству), реакции и предвидению
Хоккей на льду Способности к связи (соединению), ориентированию, диф­ференцированию, равновесию, реакции, перестроению, ритму
Легкая атлетика Способности к реакции, ритму, кинестетическому диффе­ренцированию, равновесию и ориентированию
Единоборства Способность к дифференцированию, ориентированию, рав­новесию, реакции, связи и перестроению
Единоборство (фехтование) Способности к предвидению, ориентированию, реакции, перестроению, чувство дистанции
Плавание Способности к связи, кинестетическому дифференцирова­нию и ритму, равновесию, ориентированию
Снарядовая гимнастика Способности к ориентированию, связи, равновесию, диф­ференцированию и ритму
Художественная гимнастика Способности к ритму, расслаблению мышц, ориентированию, равновесию, двигательному комбинированию, к ов­ладению движениями, хореографические способности
Фигурное катание Общая координационная подготовленность, способность к ритму, точность оценки параметров движения (угла поворота), хореографические способности, способности к воспи­танию пространственно-временных отношений, к равнове­сию, координационные способности в прыжках и беге, способности к дифференцированию мышечных усилий (ниж­ними конечностями)

 

Например, время челночного бега 3 по 10 м - это абсолютный показатель, а разность времени челночного бега 3 по 10 м и бега на 30 м - относительный. Поэтому специалисты физической культуры должны знать чему равны абсолютные и относительные показатели КС у детей. Это поможет им определить явные и скрытые координационные возможности в подготовке своих учеников, видеть, что именно развито недостаточно - координационные или кондиционные способности и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебно-воспитательного процесса. К числу основных КС относятся:

- способность к дифференцированию различных параметров движе­ния (временных, пространственных, силовых и др.);

- способность к ориентированию в пространстве;

- способность к равновесию;

- способность к перестраиванию движений;

- способность к соединению (комбинированию) движений;

- способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к нео­бычной постановке задачи;

- способность к выполнению заданий в заданном ритме;

- способность к управлению временем двигательных реакций;

- способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки дви­жений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

- способность к рациональному расслаблению мышц. В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. Специфика вида двигатель­ной деятельности предъявляет разные требования к данным координаци­онным способностям. В одних видах деятельности отдельные способности играют ведущую роль, в других - вспомогательную (табл. 11.1).

Эти важнейшие способности во многом определяют успехи в данных спортивных дисциплинах. Поэтому в процессе координационной подго­товки их развитию главным образом и следует уделять особое внимание.

Координационная способность

Возраст

6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 К управлению продолжительностью мышечных напряжений жм жм жм   К дифферинцированию пространственных и вре­менных характеристик движений жм жм ж жм м   К управлению временем реакциии на слуховые и зрительные сигналы жм жм жм м   К ритму ж жм жм м   К ориентации в пространстве жм жм жм жм м   К равновесию ж жм м  

 

Рис. 11.1. Сенситивные периоды в развитии координационных способностей у детей (по Д. Хиртцу)

 

Следует иметь в виду, что способность к двигательной координации определяется целым рядом психофизиологических факторов:

1. Функциональным состоянием сенсорных систем (анализаторов).

2. Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга).

3. Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).

В значительной степени двигательная координация связана с понимани­ем занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.

В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в разви­тии отдельных видов координационных способностей (рис. 11.1). Суще­ственное улучшение координационных способностей происходит к 15—16 годам. В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 197.