СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ И МЕТОДИКА ИХ РАЗВИТИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 11

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ И МЕТОДИКА ИХ РАЗВИТИЯ

Таблица 11.1

Важнейшие специфические координационные способности в разных видах спорта (обобщенные данные)

 

Вид спорта Координационные способности
Баскетбол Способности к реакции, ориентированию, кинестетическо­му дифференцированию, соединению (связи) и комбини­рованию
Волейбол Способности к реакции, дифференцированию параметров движения, ориентированию и связи
Ручной мяч Способности к реакции, ориентированию и дифференциро­ванию параметров движения
Футбол Способности к дифференцированию (чувство мяча), перестроению реакции и предвидению, ориентированию, связи
Теннис Способности к ориентированию, реакции, дифференцированию, перестроению, ритму, соединению, равновесию
Настольный теннис Способности к кинестетическому дифференцированию (чув­ству), реакции и предвидению
Хоккей на льду Способности к связи (соединению), ориентированию, диф­ференцированию, равновесию, реакции, перестроению, ритму
Легкая атлетика Способности к реакции, ритму, кинестетическому диффе­ренцированию, равновесию и ориентированию
Единоборства Способность к дифференцированию, ориентированию, рав­новесию, реакции, связи и перестроению
Единоборство (фехтование) Способности к предвидению, ориентированию, реакции, перестроению, чувство дистанции
Плавание Способности к связи, кинестетическому дифференцирова­нию и ритму, равновесию, ориентированию
Снарядовая гимнастика Способности к ориентированию, связи, равновесию, диф­ференцированию и ритму
Художественная гимнастика Способности к ритму, расслаблению мышц, ориентированию, равновесию, двигательному комбинированию, к ов­ладению движениями, хореографические способности
Фигурное катание Общая координационная подготовленность, способность к ритму, точность оценки параметров движения (угла поворота), хореографические способности, способности к воспи­танию пространственно-временных отношений, к равнове­сию, координационные способности в прыжках и беге, способности к дифференцированию мышечных усилий (ниж­ними конечностями)

 

Например, время челночного бега 3 по 10 м - это абсолютный показатель, а разность времени челночного бега 3 по 10 м и бега на 30 м - относительный. Поэтому специалисты физической культуры должны знать чему равны абсолютные и относительные показатели КС у детей. Это поможет им определить явные и скрытые координационные возможности в подготовке своих учеников, видеть, что именно развито недостаточно - координационные или кондиционные способности и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебно-воспитательного процесса. К числу основных КС относятся:

- способность к дифференцированию различных параметров движе­ния (временных, пространственных, силовых и др.);

- способность к ориентированию в пространстве;

- способность к равновесию;

- способность к перестраиванию движений;

- способность к соединению (комбинированию) движений;

- способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к нео­бычной постановке задачи;

- способность к выполнению заданий в заданном ритме;

- способность к управлению временем двигательных реакций;

- способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки дви­жений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

- способность к рациональному расслаблению мышц. В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. Специфика вида двигатель­ной деятельности предъявляет разные требования к данным координаци­онным способностям. В одних видах деятельности отдельные способности играют ведущую роль, в других - вспомогательную (табл. 11.1).

Эти важнейшие способности во многом определяют успехи в данных спортивных дисциплинах. Поэтому в процессе координационной подго­товки их развитию главным образом и следует уделять особое внимание.

Координационная способность

Возраст

6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 К управлению продолжительностью мышечных напряжений жм жм жм   К дифферинцированию пространственных и вре­менных характеристик движений жм жм ж жм м   К управлению временем реакциии на слуховые и зрительные сигналы жм жм жм м   К ритму ж жм жм м   К ориентации в пространстве жм жм жм жм м   К равновесию ж жм м  

 

Рис. 11.1. Сенситивные периоды в развитии координационных способностей у детей (по Д. Хиртцу)

 

Следует иметь в виду, что способность к двигательной координации определяется целым рядом психофизиологических факторов:

1. Функциональным состоянием сенсорных систем (анализаторов).

2. Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга).

3. Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).

В значительной степени двигательная координация связана с понимани­ем занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.

В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в разви­тии отдельных видов координационных способностей (рис. 11.1). Суще­ственное улучшение координационных способностей происходит к 15—16 годам. В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека.

Таблица 11.2

В циклических локомоциях

 

Примеры двигательных заданий Приемы оценки и анализа времени
1. Преодоление дистанции 400 м с произвольной скоро­стью за 76 с, т.е. в заданное время. После прохождения дистанции занимающиеся называют время, которое, по их ощущению затрачено Суммарная оценка времени
2. Преодоление дистанции 400 м за 76 с, с равномер­ной скоростью, преодолевая каждые 200 м за 38 с. Пос­ле прохождения дистанции ученик должен назвать вре­мя, затраченное на прохождение каждых 200 м Дифференцированная оценка времени
3. Преодоление дистанции 400 м за 76 с, с разной ско­ростью: первые 200 м - за 40 с, вторые 200 м - за 36 с. После прохождения дистанции занимающиеся должны дать сравнительную оценку времени, фактически затра­ченному на прохождение первого и второго отрезка Сравнительная оценка времени
4. Преодоление дистанции 400 м за время, которое бу­дет на несколько секунд меньше или больше 76 с. Затем самооценка времени прохождения дистанции сопостав­ляется с фактическими данными Сравнительная оценка времени

 

Установлено, что спортсмены-бегуны, использующие в тренировоч­ных занятиях приемы сравнительной оценки, обладают лучшей точностью восприятия времени. Менее точны бегуны, пользовавшиеся дифференцированной оценкой, и, наконец, еще менее точно оценивают время бегу­ны, ориентирующиеся лишь на суммарную оценку.

Большое значение при формировании «чувства времени» в последнее время придается использованию в физическом воспитании и спорте раз­личных технических и тренажерных устройств (метрономов, звуколидеров, приборов срочной информации и др.), позволяющих воспринимать, корректировать, моделировать и программировать длительность, темп, ритм и другие временные характеристики движения.

К примеру, в спортивной ходьбе используется миниатюрное контрольно-информационное устройство (тензометрические стельки, электронные передающие и сигнальные элементы), закрепляемое на спортсмене, которое при нарушении двухопорной фазы мгновенно начинает подавать световые или звуковые сигналы.

«Чувство пространства» связано с восприятием, оценкой и регулиро­ванием пространственных параметров движений: расстояния до какого-либо объекта (цели), размеров площадки или препятствий, амплитуды, направ­ления, формы движения и т.п. Это, например, расстояние между боксе­рами во время поединка, расстояние между игроками и корзиной в бас­кетболе, направление, траектория полета волейбольного мяча, расстояние между ОЦТ и планкой при прыжках в высоту с разбега. В процессе целе­направленного совершенствования точности пространственных ощущений в том или ином виде деятельности мы тем самым совершенствуем и «чув­ство пространства», которое приобретает глубоко специализированный характер. Это находит свое выражение в «чувстве дистанции», «чувстве планки», «чувстве барьера» и в других тонко специализированных про­странственных восприятиях. Точность активного воспроизведения угловых смещений в локтевом суставе наиболее заметно развивается у детей в воз­расте от 4 до 10 лет. К 13—14 годам зрительно-моторные функции, обеспечивающие точность многих двигательных действий (попадание, метание в цель и т.д.), достигают высокого уровня развития, приближаясь к пока­зателям взрослого человека.

Роль сенсорных систем в формировании способности к ориентации в пространстве у детей, по данным некоторых авторов, различна. Ряд ис­следователей отмечают, что пространственная ориентация у детей 2—7 лет опирается на зрительную, затем вестибулярную и, наконец, слуховую афферентацию. Кинестетические сигналы при этом не имеют большого значения. Иной точки зрения на участие кинестезии в пространственной ориентации придерживается В.С. Фарфель. Он утверждает, что важную роль при двигательной ориентировке детей в пространстве, наоборот, иг­рает кинестетический контроль.

При развитии «чувства пространства» применяются следующие типы заданий:

- На точность воспроизведения эталонных пространственных харак­теристик в стандартных условиях. Например, точно воспроизвести оп­ределенное положение тела, форму, амплитуду и направление движе­ний при многократном выполнении какого-либо гимнастического упражнения, в соответствии с принятым эталоном спортивно-техни­ческого мастерства.

- На точность варьирования каких-либо параметров в серии попыток в строго заданных пространственных границах. Можно выделить четыре варианта этих заданий:

1) С постепенным увеличением величины различий в пространствен­ных характеристиках. Например, выполнение передачи мяча в футболе с 25, 30, 45 и 50 м.

2) С постепенным уменьшением величины различий заданных пара­метров движений. Скажем, броски баскетбольного мяча в корзину сначала с самой дальней дистанции, а затем - уменьшение от попытки к по­пытке расстояния до щита.

3) С чередованием резко контрастных упражнений, т.е. таких, кото­рые характеризуются «грубым» и «тонким» дифференцированием простран­ственных параметров движений. К примеру, броски мяча в корзину с даль­ней дистанции и из-под щита.

4) С постепенным сближением величины грубых и тонких дифферен-цировок в оценке пространственных восприятий.

Как доказал рядом научных изысканий В.С. Фарфель, методика «сближаемых заданий» гораздо эффективнее, чем простое многократ­ное повторение упражнения. Для успешного выполнения заданий используются различные методические приемы. В частности, моделирование заданных положений и перемещений тела на специальных макетах и муляжах; направленное прочувствование пространственных парамет­ров движений на тренажерах или с помощью преподавателя (партнера);

введение в обстановку действия дополнительных предметных и симво­лических ориентиров, указывающих направление, амплитуду и форму траектории движений, длину шагов, место отталкивания и приземле­ния; мячей на подвесках; флажков, мишеней, щитов с разметкой, раз­граничительных линий в зале или на открытой площадке; экстренная сигнализация о величинах допущенных ошибок с помощью приборов срочной информации.

Важную роль в развитии «чувства пространства» играет направленное воздействие в процессе физического воспитания на функции анализаторов (зрительного, вестибулярного и др.). Точность различения силовых пара­метров движений свидетельствует об эффективности их управления. Для каждого возрастного этапа характерна своя специфика в развитии различ­ных видов силовой точности. К примеру, наиболее интенсивно способ­ность оценивать вес предметов возрастает от 8 до 10 лет. А способность воспроизводить заданную величину мышечного напряжения в изометри­ческих условиях почти не меняется от 5 до 10 лет, лишь после 11 лет она начинает улучшаться вплоть до 16 лет. По сравнению с детьми младшего школьного возраста у подростков точность дифференцирования мышечных усилий улучшается примерно в 2 раза.

Способность управления мышечными напряжениями. Средствами раз­вития точности силовых параметров движений являются упражнения с отя­гощениями, при выполнении которых вес предметов дозируется опреде­ленным образом. Вместе с этим используются прыжки в высоту и в длину, метания снарядов различного веса, а также упражнения на тренажерах, позволяющих задавать ту или иную величину мышечного усилия.

Работа над повышением точности силовых параметров движений при­водит к формированию «чувства мышечных усилий». Это чувство, кото­рое в различных двигательных действиях приобретает довольно специфи­ческий характер. Методика развития способности к управлению силовыми параметрами движений основывается на сличении субъективной оценки развиваемого усилия с объективными результатами. Установлено, что в достаточно короткие сроки повысить уровень развития этой способности можно с помощью методов срочной объективной информации.

Совершенствование способности сохранять равновесие. Равновесие как компонент координационных способностей - это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Они мало коррелируют между собой.

Сохранение равновесия как в статике, так и в динамике, — одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней сре­дой. Успех в профессиональной деятельности (например, строителей, монтажников, моряков) и в некоторых видах спорта (фигурном катании на коньках, гимнастике, акробатике, горнолыжном и парашютном спорте и т.п.) значительно определяется уровнем развития функции равновесия. Низкий уровень статокинетической устойчивости сопровождается ухудше­нием общего самочувствия, головокружением, тошнотой, рвотой и даже обморочными состояниями. Недостаточное развитие статокинетической устойчивости препятствует освоению техники движений, снижает степень проявления других физических способностей. У детей эта способность до­стигает уровня, характерного для взрослых, не занимающихся спортом, к 13—14 годам у мальчиков, и к 10—12 годам — у девочек.

Для развития статокинетической устойчивости применяются так назы­ваемые упражнения на равновесие, при выполнении которых затруднено достижение устойчивости позы тела. В качестве таковых используются упражнения связанные:

- с балансированием в позах, отличающихся биомеханически невы­годным для их устойчивости взаиморасположением звеньев тела (напри­мер, в стойке на руках);

- с сохранением позы тела в статических положениях и в сочетании с перемещением человека на повышенной, на уменьшенной подвижной на­клонной опоре, затрудняющей сохранение равновесия (передвижение по гимнастическому бревну или по рейке гимнастической скамейки на носках с различным положением рук; ходьба по горизонтально подвешенному канату и т.д.);

- с сохранением статической и динамической устойчивости в усло­виях дополнительных помех (прохождение по гимнастической скамейке после выполнения серии кувырков или с закрытыми глазами и т.п.).

Известно, что при сохранении той или иной позы, тело человека не остается абсолютно неподвижным, оно все время колеблется. Человек как бы теряет на мгновение равновесие и вновь его восстанавливает. Сохра­нить устойчивость помогает такая регулировка равновесия, при которой при колебаниях тела проекция его ОЦТ (отвесная линия, опущенная из ОЦТ на опору) не выходила за пределы площади опоры.

Чем совершеннее функция равновесия у человека, тем быстрее он вос­станавливает позу тела. По мере улучшения равновесия происходит умень­шение амплитуды (размаха) колебаний тела и увеличение их частоты.

С целью повышения статокинетической устойчивости, особенно с деть­ми школьного возраста, следует применять разнообразные подвижные и элементарно-спортивные игры. Скажем, такие, как «Совушка», «Бой петухов» и др.

Кроме этого, важное место при развитии равновесия занимают уп­ражнения, избирательно направленные на совершенствование функций вестибуляторного аппарата, которые выполняются на различного рода вспомогательных устройствах и специальных тренажерах - подвесные качели, мопеды, циклопеды и допинги, центрифуги и др.

В настоящее время применяется активный, пассивный и комбиниро­ванный (смешанный) методы тренировки статокинетической устойчивос­ти. При активном методе занимающиеся многократно выполняют специ­альные упражнения, направленные на адекватное раздражение вестибулярного аппарата (различные повороты, наклоны и круговые дви­жения головой и туловищем, кувырки и др.). Пассивный метод дает зна­чительный эффект при применении специальных приспособлений (кресло Барани, двухштанговые и четырехштанговые качели, лопинги, центри­фуги и т.п.). Недостатком пассивного метода является то, что в процессе занятий может возникнуть перераздражение вестибулярного аппарата, осо­бенно у лиц обладающих повышенной возбудимостью. Как следствие это­го — велика вероятность появления у них отрицательных эмоций и нежела­ния заниматься на снарядах.

Эффективным методом развития равновесия является комбинирован­ный метод. Для стимулирования процесса совершенствования способнос­ти поддерживать равновесие целесообразно использовать соответствующие методические приемы (табл. 11.3).

Необходимо отметить, что упражнение на равновесие следует вклю­чать во все части урока. Их целесообразно чередовать другими упражнени­ями, чтобы развитие статокинетической устойчивости осуществлялось на­ряду с развитием всех остальных способностей.

Совершенствование ритмических способностей. Важным фактором, характеризующим двигательную деятельность человека, является способ­ность выполнять ритмические движения. Ритмичность, как сенсорномоторная способность человека, характеризуется строгим чередованием наиболее акцентированных и наименее акцентированных моментов движений в пространстве и времени. Ритм в движениях является объединяющим моментом, способствующим органической увязке различных элементов в единое целое. Умение правильно определить необходимый ритм движе­ний также важно для преподавателя, как и умение оценивать скорость, темп передвижения, амплитуду (размах) и другие характеристики. Как только улавливается целесообразный ритм движений, резко улучшается спортивный результат. У занимающихся возникает ощущение неожидан­ной легкости, он понимает, что нашел нечто важное, потому что, при­лагая меньше усилий, чем раньше, достигает большего эффекта. Люди существенно различаются в способности улавливать и воспроизводить за­данный ритм. Ритмичность выступает в качестве одного из показателей моторной одаренности. Эти способности определяются обычно двумя спо­собами:

1. Когда человек выполняет ритмические движения в такт звуковым или другим сигналам (световым, тактильным), следующие друг за другом в определенной последовательности и через соответствующие интервалы времени.

2. Когда испытуемый воспроизводит заданный ритм в том или ином движении после прослушивания этих сигналов (т.е. по памяти). К при­меру, путем его выстукивания палочками на румба-шариках, на бараба­не и т.п.

Показателем успешности в этих случаях является степень отклонения каких-либо параметров движений (пространственных, временных, сило­вых) от заданного ритмического эталона.

 

Таблица 11.3

Методические приемы, используемые при совершенствовании способности поддерживать равновесие (По Л. П. Матвееву)

 

Способы повышения требований к способности поддерживать равновесие Примеры реализации приема в действиях
Удлинение времени сохра­нения неустойчивой позы Продление фазы неподвижной фиксации тела в позе «ласточка», в положении горизонтального наклона туловища назад в стойке на одной ноге, в стойке на руках и т.д.
Временное исключение или ограничение зрительного самоконтроля Статические упражнения и повороты на гимнас­тическом бревне или парные и групповые акробатические упражнения с повязкой на глазах
Уменьшение площади опоры Статические и динамические упражнения на рейке гимнастической скамейки или на зауженном брев­не, подскоки и другие перемещения на одной ноге
Увеличение высоты опор­ной поверхности или рас­стояния от центра тяжести тела до опоры Передвижение и фиксация поз на ходулях, вы­полнение упражнений на гимнастическом бревне или брусьях увеличенной высоты
Введение неустойчивой опоры Упражнения на качающемся бревне, горизонтально подвешенном канате, скользящей на роликах площадке
Включение предварительных и сопутствующих дви­жений, затрудняющих сохранение равновесия Фиксация статических положений после вращатель­ных движений (на полу, на гимнастическом брев­не, на льду и т.п.); жонглирование мячами или дру­гими предметами в неустойчивой позе (в стойке на одной ноге, в положении «ласточка» и т.п.)
Введение сбивающего противодействия партнера Перетягивание партнера в относительно неустойчивой стойке, приемы единоборства с задачей сохранить устойчивость позы
Использование условий внешней среды, усложняю­щих поддержание равнове­сия при перемещениях Бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде по сильнопересеченной местности, при раз­личном состоянии трассы, в затрудняющих по­годных условиях

 

Доказано, что при оценке ритмических способностей детей целесооб­разно использовать не абсолютную ошибку воспроизведения заданного ритма, а трансформированную, учитывающую личный темп движения каждого ребенка в соответствующем тесте. Факторный анализ ритмических способностей детей 9-10 лет позволил выделить различные формы их проявления, в основе которых лежит точность восприятия и воспроизведения детьми интервалов между отдельными движениями и их соотношения.

Обнаружено наличие двух относительно независимых ритмических способностей. Первые главным образом проявляются при равномерном, а вторые - при неравномерном совершении ритмических движений.

Ритмические способности тренируемы. Одним из важных условий их развития является направленное совершенствование у занимающихся му­зыкально-двигательного чувства, точности восприятия и отражения в дви­жении тела длительности музыкальных звуков и их соотношений, точности восприятия и отражения метрических акцентов, способности соразмерять усилия во времени и в пространстве, согласовывать длительность каждого движения с музыкой, а также с движениями партнера (группы).

Средствами развития ритмичности могут быть:

- упражнения на месте, включающие в себя выполнение движений руками, ногами, головой и туловищем под счет, под музыкальный аккомпанемент, в соединении с чтением стихов;

- упражнения в движении - ходьба с хлопками в ладоши, ходьба и бег в постоянном темпе, с изменением темпа и направления движения под музыку - под команды преподавателя;

- танцевальные упражнения;

- импровизированные упражнения - двигательная импровизация по музыкальному и ритмическому образцу, свободный танец под современ­ную музыку.

Совершенствование способности к произвольному расслаблению мышц.

Координационные способности в значительной мере определяются способностью к произвольному расслаблению мышц. Эта способность у большинства людей, не имеющих специальной подготовки, выражена не­достаточно. У людей, занимающихся спортом, она выше, чем у не спортсменов. Причем у женщин-спортсменок процесс расслабления мышц протекает активнее, чем у мужчин, и это позволяет им выполнять мышечную работу более экономично.

При плохой способности произвольно управлять расслаблением различных мышечных групп ухудшается кровоснабжение мышц и возрастают энерготраты, снижается скорость движений и величина развиваемых усилий, ухудшается техника движений и пр. Существует мнение, что в скоростно-силовых упражнениях, характеризующихся однократным мощным усилием, совершенствование данной способности существенно не влияет на спортивные достижения. Однако в циклических упражнениях более со­вершенный механизм расслабления мышц уже в начале систематической тренировки обусловливает повышение спортивных результатов.

Выделяют две формы расслабления мышц.

Первая форма характеризует общую способность человека к расслабле­нию и выражается в умении не напрягать мышечные группы, не участвую­щие в работе. Например, любые излишние напряжения мышц плечевого пояса во время спринтерского бега (легкая атлетика, конькобежный спорт) уменьшают эффективность работы мышц нижних конечностей в той боль­шей степени, в какой выше скорость и сильнее напряжение мышц.

Вторая форма характеризует скорость расслабления мышц сразу же после их рабочего напряжения. Здесь возможны два случая последующей актив­ности мышц — переключение активности на другие мышечные группы (например, выполнение подседа после завершения тяги при рывке и тол­чке штанги характеризуется мгновенным переключение мышц - разгибателей тела от предельного напряжения в состояние полного расслабления) или повторное включение в работу тех же групп мышц (скажем, в беге, плавании, гребле и других циклических локомоциях имеет место чередова­ние интенсивного напряжения и расслабления одних и тех же мышечных фупп).

В последнем случае скорость расслабления мышц является важным фактором, определяющим и лимитирующим спортивные достижения, осо­бенно на этапе высшего спортивного мастерства.

Для развития способности к произвольному расслаблению мышц при­меняются специальные упражнения, включающие различные формы че­редования и сочетания напряжения и расслабления соответствующих мы­шечных групп. Выделяют три группы:

I. Упражнения, в которых занимающиеся овладевают умением ощу­щать переход от напряженного состояния мышц к расслабленному. Ме­тодика их выполнения заключается в следующем. Группа мышц предва­рительно усиленно напрягается, чтобы лучше почувствовать эффект

последующего расслабления, которое осуществляется несколькими путями:

- Степень напряжения мышц уменьшается до ощущения тяжести удерживаемого звена тела и последующее расслабление сочетается с его «падением».

- Под действием постепенного расслабления мышц звено тела перемещается из одного положения в другое.

- Быстрый, четкий переход от напряжения мышц к их расслаблению. К этой же группе относятся упражнения, в которых переход от на­пряженного состояния к расслабленному осуществляется путем последова­тельного расслабления отдельных мышечных групп.

II. Упражнения, направленные на развитие способности расслаблять одни мышцы с одновременным напряжением других. К ним относятся такие упражнения, в которых движение расслабленной части тела осуще­ствляется по инерции за счет движения другими частями тела.

III. Упражнения общеразвивающего характера, при которых главное внимание уделяется четкому расслаблению мышц в фазах отдыха в каждом цикле движений. При выполнении упражнений на расслабление полезно сочетать фазы движений с фазами дыхания; при напряжении - вдох или задержка дыхания, при расслаблении - выдох.

Важную роль в совершенствовании способности к произвольному расслаблению мышц играют такие методические приемы: предварительное мысленное воспроизведение двигательного действия с особой концент­рацией внимания на фазе расслабления; контроль за мимической муску­латурой лица, которая, как правило, хорошо отражает общую координационную напряженность; концентрация внимания на сочетании фазы расслабления с форсированным выдохом, способствующим расслабле­нию по механизму моторно-висцеральных рефлексов; использование звуко-, свето- и ритмолидеров или музыкального сопровождения; примене­ние отвлекающе- раскрепощающих заданий; переключение зрительного контроля процесса движения на обстановку; решение арифметической задачи по ходу упражнения, например, подсчитать число шагов за время преодоления дистанции и т.п.; использование аутогенной тренировки, массажа, сауны.

СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ И МЕТОДИКА ИХ РАЗВИТИЯ

10.1. Понятие о скоростных способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей

 

Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и высокую их специфичность, этот термин в после­дние годы заменили на понятие «скоростные способности».

СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ - это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся четыре вида скоростных способностей:

1. Способность к быстрому реагированию на сигнал.

2. Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью.

3. Способность к быстрому началу движения (то, что в практике иногда называют резкостью).

4. Способность к выполнению движений в максимальном темпе.

К настоящему времени накоплен ряд научных фактов, которые пока­зывают, что и эти способности имеют сложную структуру. В частности, установлено, что максимальный темп элементарных скоростных движений нельзя считать единой формой проявления скоростных способностей. Об этом свидетельствует тот факт, что между показателями максимального темпа в движениях, выполняемых из разных исходных положений, с отя­гощениями различного веса и без отягощений, с изменением амплитуды движений, отсутствует тесная связь

Более высокие показатели максимального темпа наблюдаются в дви­жениях верхних конечностей — по сравнению с нижними; правых — по сравнению с левыми; дистальных — по сравнению с проксимальными. Следовательно, существует своеобразная топография максимальных тем­повых возможностей человека.

Элементарные формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими способностями и техническими навыками обес­печивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для конкретного вида спортивной дея­тельности. К таким комплексным формам проявления относятся:

- способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовые скоростные способности) - стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, бобслее, рывки в футболе, «доставание» укороченного мяча в теннисе;

- способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (дистанционные скоростные способности) - в беге, плавании и других циклических локомоциях;

- способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п. Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов:

1. Подвижности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

2. Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, ра­стяжимости.

3. Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.

4. Совершенства техники движений.

5. Степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости.

6. Содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления).

На проявление скоростных способностей также влияет и температура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20—22° С. При температуре +16° С скорость снижается на 6—9%.

Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее - другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не ска­жется на частоте движений. Знание этих фактов очень важно для практи­ки. Так, при подборе физических упражнений, например, для баскетболистов, футболистов, теннисистов, для которых главной является стартовая скорость, соответственно нужно основное внимание уделять не бегу по дистанции, а стартовым ускорениям из разных положений и быстрым изменениям направления движения. А в занятиях, например, с прыгунами в длину следует стремиться к повышению дистанционной ско­рости, а не стартового разгона. Относительная независимость между от­дельными формами скоростных способностей говорит о том, что нет, оче­видно, единой причины, обусловливающей максимальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях. Прямой (непосредственный) пе­ренос скоростных способностей наблюдается только в координационно-сходных двигательных действиях. Так, в упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение, улучшение результата в прыжках с места скажется на показателях в спринтерском беге, толкании ядра, в то же время на скорости плавания и удара в боксе это не отразится. Значи­тельный перенос скоростных способностей в координационно-различных движениях наблюдается только у физически слабо подготовленных людей.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 1039.