Цель и задачи системы физической культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система физической культуры выступает как относительно самостоя­тельная, имеющая свои цели, задачи и принципы функционирования.

Цель является центральным, систематизирующим компонентом фун­кционирования всей системы физической культуры в обществе. Под ней подразумевают те конечные результаты, которых желательно достичь в не­котором отдаленном будущем.

Цель, которую ставят перед собой люди и общество в целом в сфере физической культуры, представляет собой мысленное предвосхищение того, каким должен стать человек в процессе и результате включения разнообразных видов физкультурной деятельности, связанных с удовлетворением и формированием многообразных потребностей.

Формирование целей системы физической культуры, ее подсистем носит не случайный характер, а обусловлено целым рядом факторов, ко­торые должны учитываться в физкультурной практике. В основе целей всегда лежат определенные общественные и личностные потребности, про­диктованные объективными условиями жизни, интересами государства, социокультурными, этническими нормами и традициями.

Общественные цели, имеющие общегосударственный, общенациональ­ный масштаб, находят свое отражение в государственной политике в обла­сти физической культуры, которая базируется на конкретных концепту­альных положениях, определяющих общую направленность и социальную организацию системы физической культуры.

Определение целей воспитания и образования в сфере физической культуры на государственном уровне во многом обусловлено сложивши­мися политическими и социально-экономическими условиями развития общества.

Так, в первые годы советской власти развитие физической культуры в нашей стране было связано главным образом с организацией военно-прикладной физической подготовки и становлением физического воспи­тания в системе образования. Но уже в 20-е гг. создавались спортивные общества, все большее распространение получали физкультурные круж­ки, в которых трудящиеся и учащаяся молодежь могли организованно заниматься физической культурой в свободное время. Становление оте­чественной системы физической культуры, ее идейно-теоретических и организационных основ в этот период проходило в острой борьбе и широких дискуссиях. Некоторые физкультурные деятели считали основным содержанием работы кружков физической культуры корригирующую гимнастику, другие предлагали систему трудовой гимнастики, третьи рекомендовали шведскую, Сокольскую, немецкую и французскую гимнасти­ческие системы.

Следующим важным шагом в развитии отечественного физкультур­ного движения явилось введение комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) и Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК), которые стали программно-нормативной основой системы физической культуры.

Комплекс ГТО стал одним из средств, стимулирующих всестороннюю физическую подготовленность молодежи и взрослых, явился той формой, благодаря которой люди приобщались к систематическим занятиям физи­ческими упражнениями. Введение спортивной классификации способство­вало развитию массового спорта и росту спортивного движения, повыше­нию уровня учебно-методической работы и роли спортивных соревнований в системе физической культуры.

В конце 40-х — начале 50-х гг. задачи физкультурных организаций страны были скорректированы с учетом престижа отечественного спорта на международной арене. Главным в области работы по физической куль­туре было признано развитие массового физкультурного движения, повы­шение спортивного мастерства и завоевание нашими спортсменами в бли­жайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта. Особенности этого социального заказа не могли не определить содержание программ и характер деятельности ряда ведомств и организаций, занима­ющихся вопросами физической культуры детей, подростков, студенчес­кой молодежи.

С переходом России в начале 90-х гг. к новой политико-экономичес­кой модели общественного развития, существенные изменения претерпе­ла и система физической культуры.

Основные положения государственной политики в области физичес­кой культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России определены в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (вступил в силу 6 мая 1999 г.) и Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на пери­од до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Фе­дерации от 29 октября 2002 г., № 1507 Р).

В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года дана характеристика современного со­стояния физической культуры и спорта в Российской Федерации и опреде­лена основная цель государства в области физической культуры и спорта — оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоническое воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

Государственная политика в сфере физической культуры и спорта пре­дусматривает следующие основные направления деятельности в развитии физической культуры и спорта:

- формирование у населения понимания необходимости занятий фи­зической культурой и спортом и повышение уровня знаний в этой сфере;

- создание условий для достойного выступления российских спорт­сменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях;

- развитие спорта высших достижений;

- усиление роли Российской Федерации и субъектов Российской Фе­дерации в вопросах регулирования и управления физической культурой и спортом;

- совершенствование системы управления и организации физической культуры и спорта, разработка новых организационно-управленческих ре­шений, направленных на создание системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения;

- развитие спортивной медицины, а также актуальных направлений на­уки в сфере физической культуры и спорта, использование результатов науч­ных исследований в практике физкультурно-спортивного движения России;

- формирование постоянно действующей информационно-пропаган­дистской и просветительно-образовательной системы, способствующей вовлечению граждан в активные занятия физической культурой и спортом и формирование здорового образа жизни населения, особенно подрастаю­щего поколения;

- представление детям, инвалидам и людям старшего возраста льгот­ных условий для занятий физической культурой и спортом;

- привлечение для развития физической культуры и спорта, а также спорта высших достижений средств и различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства, в том числе получаемые от реализации прав на телетрансляции, проведения спортивных лотерей и от другой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, стимулирование привлечения инвестиций на развитие физи­ческой культуры и спорта;

- формирование региональной политики в сфере физической культу­ры и спорта;

- формирование нормативных правовых и организационно-экономи­ческих механизмов привлечения и использования внебюджетных источни­ков финансирования;

- анализ эффективности использования спортивных сооружений;

- развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, центров под­готовки и спортивных баз) для занятий физической культурой и спортом в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней;

- проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных соревнований, в том числе «Золотая шайба», «Кожаный мяч»;

- подготовка спортивного резерва путем развития детско-юношеского спорта;

- подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта, в том числе по вопросам менеджмента, маркетинга и права в области физической культуры и спорта, проведение аттестации управленческих кадров.

Разработка и обоснование новых концептуальных основ развития фи­зической культуры потребовали коренного пересмотра направленности функционирования системы физической культуры, которая концентриро­ванно выражается в целях, задачах и наиболее общих принципах, исходя из которых осуществляется деятельность по воспитанию в обществе. Так, если на протяжении многих десятков лет в системе физической культуры доминировала утилитарная направленность (физическая подготовка к тру­ду, защите Родины), которая привела к деформированной оценке роли физической культуры как жизненно важной ценности, то в последние годы наблюдается смещение цели физической культуры в сторону при­оритета психофизического развития личности, формирования ее физи­ческой культуры.

Стратегической целью системы физической культуры является форми­рование физической культуры человека как неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности, характеризующегося деятельностным са­моопределением к творческому освоению физкультурных ценностей.

Физическая культура личности — это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, моти-вационно-ценностных ориентации и социально-духовных ценностей, при­обретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье (М.Я. Виленский, Г.М. Соловьева, 2001).

Физическая культура личности включает целый ряд элементов, кото­рые тесно связаны между собой, дополняют и обусловливают друг друга (см. таблицу).

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 316.