Цель государственной итоговой аттестации – определение соответствия результатов освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) соответствующим требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология.
Задачи государственной итоговой аттестации:
– определить уровень сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (в зависимости от выбранного вида профессиональной деятельности) у выпускника в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология, необходимых для эффективного решения комплексных задач психологического сопровождения личности или групп людей в социальной, профессиональной и образовательной сфере государственных и частных организаций и предприятий;
– систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания и практические умения и навыки, полученные в результате освоения образовательной программы и применить их при решении конкретных прикладных задач;
– развить и закрепить навыки самостоятельной работы и овладения методологией исследования, анализа обработки информации, эксперимента при решении разрабатываемых в выпускной квалификационной работе проблем и вопросов;
– достичь единства мировоззренческой, методологической и профессиональной подготовки выпускника, а также определенного уровня культуры;
– определить уровень готовности (способности) выпускника к выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата);
Место государственной итоговой аттестации в структуре освоения ОПОП
Государственная итоговая аттестация (ГИА) является базовой частью третьего блока образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 Психология и завершается присвоением квалификации - бакалавр. Государственная итоговая аттестация проводится в форме контактной работы и форме самостоятельной работы обучающихся. По решению Ученого совета МГЭУ и в соответствии с учебными планами по направлению подготовки 37.03.01 Психология, направленность (профиль) «Психологическое консультирование» государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
(9 з.е., 324 часа, 6 недель).
Для обучающихся в очной и заочной формах:
1) подготовка к процедуре защиты ВКР – 6 з.е., 216 ак. часов, из них контактная работа (консультации) – 12 ак. часов, самостоятельная работа - 204 ак. часа;
2) процедура защиты ВКР – 3 з.е., 108 ак. часов, из них: самостоятельная работа - 99 ак. часов, контроль 9 ак. часов.
ГИА проводится в восьмом семестре у обучающихся в очной форме обучения и в десятом семестре у обучающихся в заочной форме обучения.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план (индивидуальный учебный план).
II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОПОП
В связи с тем, что все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата (п. 5.5. ФГОС ВО), на государственную итоговую аттестацию выносится оценка сформированности нижеперечисленных компетенций.
Код и содержание компетенции | Знания, умения, навыки |
ОК -1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | Знает: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этнических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Умеет: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; сформулировать представление об истине и смысле жизни. Владеет: Навыками анализа процессов и тенденций научного и общественного развития; приемами ведения научной дискуссии и полемики; навыками публичной устной речи и письменного аргументированного изложения своей позиции; основными приемами проверки научного знания на истинность. |
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции | Знает: факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса; важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения. Умеет: использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений; систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений о общих закономерностях всемирно-исторического процесса. Владеет: навыками формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями; осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурого, конфессионального сообщества, гражданином России. |
ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности | Знает: основные этапы развития экономической теории как науки и особенности каждого из них; специфику современных экономических взглядов, проявляющуюся в альтернативности экономических воззрений; основные категории и законы экономической науки; основные макроэкономические принципы; причины изменения предмета экономической теории и исследовательской парадигмы, методы экономического анализа, их влияние на эволюцию экономической теории. Умеет: проводить предельный анализ; практически оценивать вклад того или иного направления, течения, школы или конкретного человека в экономическую теорию; анализировать альтернативные способы объяснения экономических явлений и их использования на практике в виде определённой экономической политики государства; использовать знания, полученные в ходе изучения основ экономики, для правильного понимания причин и последствий тех или иных экономических явлений. Владеет: навыками применения экономических знаний в профессиональной деятельности. |
ОК-4 способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности | Знает: нормативно-правовые документы, применяемые в профессиональной деятельности. Умеет: использовать нормативно-правовые документы в практической деятельности. Владеет: навыками работы с нормативно-правовыми документами. |
ОК-5 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Знает: культурно-специфические особенности менталитета, представлений, установок, ценностей представителей иноязычной культуры; основные фонетические, лексико- грамматические, стилистические особенности изучаемого языка; поведенческие модели и сложившуюся картину мира носителей языка. Умеет: продуктивно использовать: лексику сферы делового и бытового общения; адекватную формулу речевого этикета в бытовой, учебно-социальной сфере общения. Владеет: межкультурной коммуникативной компетенцией в разных видах речевой деятельности. |
ОК-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Знает: историческую обусловленность этнических, конфессиональных и иных различий; основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества; основы социального управления и межличностного взаимодействия. Умеет: профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; устанавливать доверительные взаимоотношения, управлять группой, командой. Владеет: организационными и управленческими навыками в профессиональной и социальной деятельности; навыками убеждения, принуждения, общения и другими способами психологического влияния. |
ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию | Знает: основы теории самовоспитания, самообразования и саморазвития, основные закономерности психического развития личности человека. Умеет: применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психического состояния, составить программу самосовершенствования. Владеет: навыками анализа своей деятельности, методами регуляции психического состояния, навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности. |
ОК-8 способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности | Знает: основы физического развития, воспитания и укрепления здоровья. Умеет: применять знания по физической культуре в профессиональной деятельности. Владеет: навыками сохранения здорового образа жизни. |
ОК-9 способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций | Знает: анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов и приемы первой помощи; характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы и способы защиты от них; возможные последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения; теоретические основы безопасности жизнедеятельности при ЧС. Умеет: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации; принимать решения по целесообразным действиям в ЧС; оказывать первую помощь пострадавшим. Владеет: понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности; приемами и способами использования индивидуальных средств защиты в ЧС; приемами оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и экстремальных ситуациях. |
ОПК -1 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | Знает: систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления психолога; основные математические статистические обработки данных, полученных при решении основных профессиональных задач, основы библиографической и информационно-поисковой работы. Умеет: анализировать и оценивать профессиональную информацию, обобщать, строить выводы, использовать данные поисковой системы при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. Владеет: навыками управления информацией, составления и оформления отчетов, заключений и т.д.; навыками решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности, навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний информатики и современных информационных технологий. |
ПК-1 способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности | Знает: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов. Умеет: применять стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности. Владеет: основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп. |
ПК-2 способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией | Знает: основы психодиагностики, математические методы в психологии. Умеет: применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций. Владеет: критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик. |
ПК-3 способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий | Знает: стандартные базовые процедуры (практики) оказания индивиду, группе, организации психологической помощи. Умеет: использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования, использовать традиционные методы и технологии в оказании психологической помощи. Владеет: навыками использования традиционных методов и технологий в профессиональной деятельности. |
ПК-4 способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам | Знает: основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества, в зависимости от возрастных, гендерных и этнических особенностей. Умеет: применять основные положения психологических теорий в работе с индивидом, группой; прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях. Владеет: основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп. |
ПК-5 способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно- волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека | Знает: основы психологической диагностики уровня развития познавательной и мотивационно–волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях, основы общей психологии, психологии развития, социальной психологии, патопсихологии, клинической психологии и др. Умеет: применять знания по основам психологической диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристики психических процессов. Владеет: основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп. |
III. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ И ПОРЯДКУ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
3.1. Этапы и сроки подготовки и защиты выпускной квалификационной работы (ВКР)
Качественное выполнение ВКР в немалой степени зависит от правильной организации, своевременности и добросовестности ее выполнения.
Работа над ВКР включает несколько этапов:
- выбор темы;
- утверждение темы;
- формирование задания ВКР и графика выполнения ВКР совместно с руководителем ВКР;
- общее ознакомление с основной литературой по теме;
- составление развернутого плана работы и согласование его с руководителем ВКР;
- сбор подробного материала по теме и его изучение;
- обобщение и анализ материала;
- работа над черновым вариантом ВКР;
- предоставление чернового варианта по частям в надлежащем виде руководителю ВКР;
- работу над ВКР с учетом замечаний, рекомендаций и правок;
- предоставление окончательного варианта ВКР в оформленном виде руководителю ВКР для ознакомления и подготовки отзыва;
- предварительная защита ВКР;
- предоставление ВКР на кафедру для принятия решения о допуске ее к защите;
- подготовка тезисов выступления на защите ВКР;
- защита ВКР на заседании ГЭК;
- передача ВКР (текст, электронная версия) и сопутствующей документации на хранение.
Этапы и сроки подготовки и защиты ВКР
№ этапа | Наименования этапа и содержание работ | Срок выполнения | Ответственный/ участники | Входящие документы |
1 |
Определение темы ВКР
2
Организация работы над ВКР
3
Допуск к защите (предзащита)
Передача ВКР и документации к ней в государственную экзаменационную комиссию | Не позднее, чем за 2 календарных дня до защиты ВКР | Заведующий выпускающей кафедрой, руководитель ВКР | Текст ВКР. Отзыв руководителя | |
4 |
Защита ВКР | |||
Защита ВКР | По расписанию работы ГЭК | Члены государственной экзаменационной комиссии, руководитель ВКР, обучающийся | Протокол заседания ГЭК по защите ВКР. Зачетная книжка (запись о теме ВКР и оценке ВКР). Учебная карточка. | |
5 |
Хранение ВКР | |||
Передача ВКР (текст, электронная версия) и сопутствующей документации на хранение | В течение трех дней после защиты | Секретарь ГЭК | Архив МГЭУ |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 207.