Оценка конкурентоспособности Сененского райпо
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящее время торговые организации потребительской кооперации Беларуси находятся в сложном положении, поскольку финансовые неурядицы последних лет не способствовали их модернизации. В результате для многих торговых объектов характерна высокая степень как физического, так и морального износа основных фондов. В первую очередь это касается технологического оборудования, которое определяет уровень обслуживания, что не замедлило сказаться на конкурентоспособности организаций.

Проведем характеристику рынка основного товара, который занимает в структуре ассортимента наибольший удельный вес и реализация которого приносит наибольшую выручку.

В таблице 3.1 проанализируем структуру розничного товарооборота Сенненского райпо за 2007-2009гг. в таблицы 3.1 и риснка 3.1 (Приложения Л-Н).

Таблица 3.1- Структура розничного товарооборота Сенненского райпо за 2007-2009гг

Показатели

Год

Темп изменения, % отклонение (+, -)

2007

2008

2009

Сумма млн р. Уд. вес, % Сумма млн р. Уд вес, % Сумма млн р. Уд. вес, % 2009г.  к (от) 2008г. 2009г. к (от) 2008г.
1. Розничный товарооборот торговой  организации, в том числе 39347 100,0 48260 100,0 50675 100,0 - -
по продовольственным товарам 28396 72,17 34404,1 71,29 35347,4 69,75 -1,54 -2,42
по непродовольственным товарам 10951 27,83 13855,9 28,71 15327,6 30,2 1,54 2,42

Примечание - Источник: собственная разработка по данным организации

 

 Рисунок 3.1 - Структура розничного товарооборота Сенненского райпо за 2007-2009гг.

Примечание - Источник: собственная разработка по данным таблицы 3.1

 

Согласно данных таблицы 3.1 и на рисунка 3.1 видно, что набольший удельный вес в структуре розничного товарооборота Сенненского райпо занимает реализация продовольственных товаров, причем за последние три года она уменьшилось на 2,42 п.п. Данная ситуация свидетельствует о том, что большую часть денежных доходов население тратит на продукты питания.

Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети.

Использование той или иной формы торгового обслуживания зависит от численности жителей в населенном пункте, наличия и ассортиментного профиля торговых предприятий, производственных условий, сезона и других обстоятельств.

Информация о методах продажи товаров, используемых в торговой практике Сенннеском райпо представлена в таблице 3.2 и на рисунке 3.2, составленной на основании данных, приведенных в Приложениях М-Н.

 

 Таблица 3.2 – Методы розничной продажи товаров, применяемые в Сенненском райпо за 2007 – 2009 гг.

Методы продажи

2007 г.

2008г

2009г

Отклонение (+;-) 2009г. к

кол-во, ед уд. вес, % кол-во, ед уд. вес, % кол-во, ед уд. вес, % 2009г.  к (от) 2008г. 2009г. к (от) 2008г.
1. Традиционный метод продажи 13 11,82 13 11,82 13 12,38

0,56

0,56

2. Прогрессивные методы продажи: 97 88,18 97 88,18

92

87,62

-0,56

-0,56

2.1 Самообслуживание 84 76,36 84 76,36

78

74,29

-2,08

-2,08

2.2. По образцам 13 11,82 13 11,82

14

13,33

1,52

1,52

Итого

110

100

110

100

105

100

-

-

Примечание - Источник: собственная разработка по данным организации

 

Рисунок 3.2 – Структура методов розничной продажи товаров, применяемые в Сенненеском райпо за 2007 – 2009 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка по данным таблицы 3.2

Согласно данных таблицы 3.2 и рисунка 3.2 в магазинах Сенненского райпо используются, как традиционный метод продажи, так и самообслуживания. Необходимо отметь, что метод самообслуживания имеет ряд преимуществ: увеличивается пропускная способность магазина за счет свободного доступа к товару, увеличение пропускной способности, экономится время покупателей на совершение покупки, наиболее благоприятные условия для совершения импульсных покупок и, следовательно, увеличение объемов продаж, эффективное использование трудовых ресурсов торговых площадей, а, следовательно, рост объема продаж, снижение издержек, повышение производительности труда.

В связи с чем, как негативный момент следует отметить снижение количества магазинов, применяющих прогрессивные методы продажи товаров в 2009 г по сравнению с 2007-2008 гг. на 5 магазинов, что связано с закрытием 2 магазинов как нерентабельных и 3 магазинов на реконструкцию.

Рассмотрим используемые в Сеннеском райпо формы продажи, цифровой материал представим в таблице 3.3 (Приложение Б-Г).

Магазинная форма организации розничной торговли Сенненского райпо представлена пунктами розничной торговли, осуществляющими продажу в стационарных магазинах, на долю которой приходится 99,45 % удельного веса от общего объема товарооборота за 2009 год. Наиболее приоритетным направлением в торговле является продажа товаров в кредит, для улучшения обслуживания населения и удовлетворения покупательского спроса в 2009 г было реализовано товаров на сумму 1599 млн р. Положительным моментом так же можно отметить продажу товаров на комиссионной основе доля данных товаров в 2007-2009 гг. была незначительной и составляла всего 0,15-0,16 п.п.

Таблица 3.3 - Используемые формы организации розничной торговли в Сенннеском райпо за 2007 – 2009 гг.

Формы

 продажи

2007г.

2008г.

2009г.

Отклонение по уд. весу, (+;-) 2009г. к

сумма, млн р уд. вес, % сумма, млн р уд. вес, % сумма, млн р уд. вес, % 2007г. 2008г.
1. Магазинная в том числе: 39170 99,55 40022 99,41 50397 99,45 -0,10

0,04

- продажа в кредит 487 1,24 501 1,24 1599 3,16 1,92

1,91

- на комиссионной основе 58 0,15 64 0,16 78 0,15 0,01

-0,01

2. Внемагазинная 177 0,45 238 0,59 278 0,55 0,10

-0,04

в том числе              

 

- мелкорозничная 21 0,05 28 0,07 33 0,07 -0,01

-

- автомагазины 156 0,40 210 0,52 245 0,48 0,09

-0,04

всего: 39347 100,0 40260 100,0 50675 100,0 -

-

Примечание - Источник: собственная разработка по данным организации


Сенненского райпо одна из крупных организаций розничной торговли в г. Сенное и Сенненской области. Основными покупателями являются сельские жители, так как 72 торговых объекта расположено в сельской местности (Приложение Л). К конкурентам организации относятся коммерческие структуры, частные предприниматели и государственные организации. Имея таких конкурентов, необходимо большое уделять внимание изучению покупательского спроса, изысканию дополнительных источников закупа товаров, расширению их ассортимента.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности торговой организации в зависят от правильного формирования ассортимента. Главной целью формирования ассортимента, является наиболее полное удовлетворение покупательского спроса. Таким образом, спрос населения является во много определяющим фактором при формировании ассортимента товаров в магазинах райпо.

В Сенненскомо райпо работу по формированию ассортимента в розничной торговле проводят в постоянно меняющихся условиях. Изменяются экономическая ситуация, социальная и демографическая обстановка, денежные доходы потребителей, потребительские запросы. Эти изменения положены в основу формирования конкурентоспособности ассортимента.

Среди экономических факторов, влияющих на формирование ассортимента, можно отметить, что в последние несколько лет уменьшились темпы роста цен на товары и услуги, наметилась тенденция роста денежных доходов населения, о чем свидетельствуют статистические данные таблицы 3.4.

Из данных таблицы 3.4 видно, что темп роста покупательской способности населения за период с 2004 г. по 2009 г. значительно увеличился по всем показателям, а по не которым практически в 2 раза: Рыба свежая увеличился на 107,8 %, Растительное масло на 112,9 %, Сахар 94,0 %.

Таблица 3.4 -Покупательская способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения в Республике Беларусь, за 2004-2009г.

Показатель

Ед. изм.

Годы

Темп роста , % 2009г. к 2004г.

2004 2005 2006 2007 2008 2009
Говядина кг 46 48 53 64

68

64 139,1
Свинина кг 45 45 53 64

70

71 157,8
Молоко, л. кг 317 377 439 498 498 492 155,2
Рыба свежая кг 51 66 80 84 97 106 207,8
Растительное масло кг 70 88 109 124 101 149 212,9
Яйца, млн. шт. кг 1293 1480 1774 2134 2399 2408 186,2
Сахар кг 166 209 214 261 317 322 194,0
Масло животное кг 32 40 46 55 54 55 171,9
Хлеб пшеничный кг 228 257 294 348 378 381 167,1
Картофель кг 670 618 498 658 743 737 110,0
Капуста свежая кг 569 352 477 457 451 689 121,1
Яблоки кг 131 149 163 163 145 235 179,4
Морковь кг 454 350 383 471 404 588 129,5

Примечание - Источник: собственная разработка по данным [15,22].

 

Из чего следует, что увеличивается и уровень жизни населения, за счет увеличения доходов населения, так же увеличивается и их покупательская способность.

Для зоны деятельности в Сенненского райпо характерны следующие тенденции развития демографических факторов, влияющих на формирование ассортимента: увеличение численности населения; увеличение рождаемости; семьи имеют больше детей. Следовательно, с увеличением уровня населения моложе трудоспособного возраста, увеличивается спрос на кондитерские изделия, соки, детское питание, детскую одежду и т.д.

Рассмотрим изменение численности населения в Сенненском районе обслуживаемого Сенненским райпо за последние три года в таблице 3.5.




Таблица 3.5 - Изменение численности обслуживаемого населения Сенненского района за 2007 - 2009гг.

Показатели

Ед.

измер.

Годы

Темп изменения

2009г. в % к 2007г.

Отклонение (+;-) 2009г. к 2007г.

2007

2008

2009

1 Всего населения Сенненского района тыс. чел.

27,2

27,4

27,8

102,2

0,6

Примечание - Источник: собственная разработка по данным [24].

 

Данные таблицы 3.5 свидетельствуют о том, что в Сенненском районе численность населения увеличилась на 0,6 тыс. чел., что свидетельствует о повышении рождаемости в районе и в целом сложившейся демографической ситуацией в Республике Беларусь. Следовательно, спрос на продукты питания будет увеличиваться.

В таблице 3.6 рассмотрим обеспеченность денежными доходами населения Сенненского района за 2007-2009 гг.

Таблица 3.4 - Денежные доходы населения Сенненского района за 2007 - 2009гг.

Показатели

ед. измер.

Годы

Темп роста 2009г. в % к

Отклонение (+;-) 2009г. к

2007

2008

2009

2007 2008

2007

2008

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

тыс р.

58670

75305

87605

149,3

116,3

28845

12300

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

тыс р.

694,0

868,2

981,6

141,4

113,0

287,6

113,4

Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб.

тыс р.

328,2

389,4

429,5

130,9

110,3

101,3

40,1

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)

%

112,1

113,3

110,1

-

-

-2,0

-3,2

Примечание - Источник: собственная разработка по данным [15, 22].

 

Согласно данных таблицы 3.6, так же можно отметь рост уровня доходов населения за период с 2007- 2009 г., увеличился на 40,1% в 2009 г. по сравнению с 2007 г. и на 14,9 % по сравнению с 2008 г., что так же свидетельствует о повышении уровня жизни населения в районе. Темпы роста текущих доходов превышают темпы роста потребительских цен.

Следовательно, население может приобретать более дорогие и качественные товары. Поэтому, торговый отдел Сенненского райпо не должен ориентироваться на дешёвую продукцию, и больше уделять внимания качеству реализуемых товаров.

При формировании ассортимента в райпо учитывают также фактор взаимозаменяемость товаров. Особенно это проявляется внутри группы товаров, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель – крупами, макаронами и т.д. Однако, учитывая уровень развития производства и широту предложения товара на рынке, дефицита товара нет, в связи с чем, покупатели становятся более требовательными к наличию в продаже всех необходимых товаров. Однако периодическое их отсутствие (несвоевременная доставка, несвоевременный заказ и завоз товаров в магазин) приводит к потерям товарооборота и формированию отрицательного имиджа организации. Так же в райпо учитывают фактор комплексности спроса на отдельные продукты питания. Так, вместе с мясом приобретаются овощи, картофель, специи; с кондитерскими изделиями – чай, кофе, фрукты, то есть увеличение спроса на одни продукты ведет к росту спроса на другие. В случае отсутствия в продаже нужного продукта или если покупатель не удовлетворен качеством предложенного товара, он, как правило, не откладывает покупку, а ищет замену, покупая другой продукт с аналогичной пищевой ценностью. В райпо стремятся учитывать постоянство требований населения. Особенно это проявляется внутри группы товаров, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель крупами, макаронами и т. д. Кроме того, на продовольственные товары спрос комплексный, то есть при совершении покупки в магазинах приобретаются продукты, дополняющие друг друга, например, мясо, жиры, овощи; хлеб, молоко, чай, сахар и т. д. Таким образом покупатель экономит время в процессе совершения покупок, не посещая другие объекты.

Большое значение имеет сезонность потребления и производства отдельных продуктов, при формировании ассортимента товаров. То есть неравномерность потребления товаров в течение года, и спрос населения изменяется на товары, их заменяющие. Например, в зимний и весенний периоды увеличивается спрос на овощные и фруктовые консервы, заменяющие свежие плоды и овощи; весной и в начале лета при недостатке картофеля увеличивается продажа круп и макаронных изделий и т. д.

Далее проведем, характеристику рынка основного товара, который занимает в структуре ассортимента наибольший удельный вес и реализация таблица 3.7.

 

Таблица 3.7 - Общая характеристика рынков основных товаров

Классификационный признак Типы рынков
Территориальный охват Региональный рынок – г. Сенное и Сенниском районе. Охвачены практически все сельские населенные пункты района и города
Рыночный механизм воздействия государства Государство косвенно воздействует на спрос путем повышения минимальных размеров труда, увеличения заработной платы бюджетников. С другой стороны государство путем вмешательства различного рода инстанций ставят ощутимые препоны, сдерживающие развитие организации.
Тип конкуренции Рынок монополистической конкуренции, т.к. существует множество фирм с аналогичным видом деятельности и однотипными предлагаемыми товарами, цены определяются исключительно рынком.
Соотношение спроса и предложения Существует рынок покупателя, т.к. предложение зачастую превышает спрос. В условиях существующей чистой конкуренции это нормальное явление.
Степень зрелости рыночных отношений Рынки на данном этапе находятся на переходном этапе, т.е. переходят в разряд развитых. Сотрудничество с фирмами-поставщиками носит постоянный характер.
Соответствие действующему законодательству Рынок легальный. Вся торгово-закупочная деятельность соответствует действующему законодательству.
Срок использования товара Так как райпо осуществляет розничную торговлю продуктами питания, то здесь существует рынок краткосрочных товаров.
Материальная специфика продукта Рынок продуктов, имеющих материальное воплощение.
Степень агрегирования товаров Общегрупповой признак - продукты питания
Тип потребления Рынок промежуточных продавцов

Примечание - Источник: собственная разработка по данным организации

 

Проведенный анализ помогает выявить рынки сбыта продукции Сенненского райпо - это рынок продовольственных товаров. Основная масса продукции реализуется в пределах г. Сенное и Сенненском районе.

Рынок продукции сети магазинов райпо является рынком монополистической конкуренции, так как на нем присутствуют несколько конкурентов. Хотя рынок сейчас насыщен подобными товарами, в райпо постоянно следят за повышением ассортимента продукции и качества обслуживания, старается использовать современные торговые технологии, что позволяет ему успешно конкурировать на рынке.

Основными конкурентами Сенненского райпо являются Ведомственная и фирменная торговля, индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговое обслуживание населения в зоне деятельности райпо, в таблице 3.8 представленные данные по некоторым конкурентам райпо.

 



Таблица 3.8 - Перечень организаций конкурентов, осуществляющих торговлю в Сенненском райпо

№ п/п Наименование конкурирующей организации Местораспо-ложение Объём продаж в 2008г. млн.р. Доля рынка, % Основные преимущества для потребителей
1 2 3 4 5 6
1 ЗАО «Бакалея» д.Клетное, д.Бор-ки, д.Пруды, д.Св. Роща, д.Углы 6146,9 4,95 Цены ниже на 5-10%
2 РУСПП «Свинокомплекс Сенненский» д.Углы 5505,4 4,44 Собственное произ-водство колбасных изделий и мясных п/ф, мяса
4 ООО «Татьяна» п.Слобода 297,4 0,24 Товары российского производства, цены на 5-10% ниже
5 ТПРУП «Витебская фармация» По району дислокации аптек 1127,0 0,49 Товары российского производства, цены на 5-10% ниже
6 ПТУП «Белая Русь» Д.Лошница 606,4 0,18 Товары российского производства, бакалейные товары, цены ниже на 5-20%
7 СПК «Большие Новосёлки» д.Новосады 227,4 0,18 Товары российского производства, бакалейные товары, цены ниже на 5-20%
8 РУПП «Четырнадцать» д.Новосады 273,3 0,22 Фирменная торговля, цены ниже на 5-10%
9 УП АДС «Магистраль» г Сенное, д.Холхолица, д.Гливнки, д.Запруды 606,1 0,49 Цены ниже на 5-10%
10 РУП «Белпочта» по району дислокации ПО 1463,2 1,18 Цены ниже на 5-10%
11 ГУ «Витебскбытсе-рвис» по району дислокации КПП 12,5 0,01 Цены ниже на 5-10%
12 ОАО «Витебский молочный комбинат» - 4334 3,49 Товары российского производства, бакалейные товары, цены ниже на 5-10%
13 Магазины ИП д.Черневичи, д.Зембин, д.Холхолица, д.Оздятичи, д.Пересады, д.Гливин, д.Велятичи, д.Ст.Борисов 1197,0 0,96 Товары российского производства, бакалейные товары, цены ниже на 5-10%
14 ООО «ОМС Агро» - 1229,4 0,99 Цены ниже на 5-10%
15 ООО «Мегапол» В г. Сенное и по району 12456 10,03 Цены ниже на 5-10%
16 ООО «Витебская фруктовая компания» В г. Сенное и по району 14687 11,80 Товары российского производства, бакалейные товары, цены ниже на 5-10%
  Итого   50169 39,66  

Примечание - Источник: собственная разработка по данным организации

 

Конкуренты Сеннеского райпо райпо имеют некоторые преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности, которые связаны с их большей мобильностью, а, соответственно, и с более быстрой реакцией на изменение конъюнктуры рынка. Также конкуренты, в отличие от потребительской

кооперации, не привязаны к ассортименту товаров обязательными перечнями, в результате чего они имеют возможность торговать более доходными и востребованными на том или ином сегменте рынка товарами.

Оценивая структуру рынка, долю рынка, который показывает степень преобладания на рынке одной или нескольких крупных фирм.

Это говорит о том, что на рынке не преобладает одна крупная фирма, а существует несколько фирм, которые имеют свои доли на этом рынке.

Рассчитаем долю рынка Сеннеского райпо.

 

D=Qф/Qотрасли *100%

D= 50675/124132*100% =40,8%

В целом можно сказать, что организация занимает высокое положение на рынке хоть и есть достаточная конкуренция, но не нужно останавливаться на достигнутом. Нужно расширять рынки сбыта и ассортимент продукции.

Лидерами рынка принято называть организации, которые способны оказывать влияние на конъюнктуру рынка со стороны предложения товара.

Следует отметить уровень острой конкуренции на рынке продовольственной продукции. Как было выявлено выше, основными конкурентами магазинов Сеннеского райпо являются следующие торгово-посреднические фирмы: ООО «Мегапол», ООО «Витебская фруктовая компания», ЗАО «Бакалея» и др.

Проведем балльный (по 9-ти бальной шкале) сравнительный анализ показателей ведущих конкурентов с деятельностью райпо таблица 3.9.

 

Таблица 3.9 - Анализ конкурентоспособности по баллам

Факторы конкурентоспособности организаций

Балльная оценка фирм

Сеннеское райпо «Мегапол» «Бакалея»
1 2 3 4

Продукт

Качество 7 9 8
Престиж торговой марки 5 8 6
Срок реализации 9 9 9
Многовариантность в использовании 9 9 8
Уникальность 5 6 6
Защищенность сертфикатами 5 6 5
Надежность 8 7 6
Сумма баллов 48 54 47
Средний балл 6,9 7,7 6,7

2. Цена

Прейскурантная 4 4 5
Процент скидки с цены 4 3 4
Срок платежа 6 5 5
Условия кредита 4 4 4
Сумма баллов 18 16 18
Средний балл 4,5 4,0 4,5

 3. Каналы сбыта

 
Степень охвата рынка 6 2 7
Размещение складских помещений 8 4 5
Система контрольных запасов 8 4 5
Система транспортировки 7 7 5
Формы сбыта:      
торговые представители 7 8 6
оптовые посредники 5 7 5
Сумма баллов 41 32 33
Средний балл 6,8 5,3 5,5

 3. Продвижение товаров на рынке

 
Реклама 5 8 7
Индивидуальная продажа 5 7 6
Продвижение продуктов по каналам торговли 7 7 6
Упоминание об изделиях в СМИ 4 8 6
Сумма баллов 21 30 25
Средний балл 5,3 7,5 6,3
ИТОГО СУММА БАЛЛОВ 134 132 123

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Далее по средним значениям факторов конкурентоспособности каждой организации строим «многогранник конкурентоспособности; для каждой организации на рисунке 3.3.


 

____ Сеннеское райпо; - - - - Мегапол ; ……. Бакалея


Рисунок 3.3 - Многогранник конкурентоспособности организации

Примечание - Источник: собственная разработка по данным таблицы 3.9

 

Определим показатель уровня конкурентоспособности Сеннеского райпо относительно организаций - конкурентов как отношение площадей «многогранника конкурентоспособности» данной организации к площади «многогранника конкурентоспособности» Сенноского райпо

S Сеннеское райпо (6,9*6,0) + (6,0*6,8) + (6,8*6,3) + (6,3*6,9) = 168,51 = 1,13

S Мегапол (7,7*4,0) + (4,0*5,3) + (5,3*7,5) + (7,5*7,7) 149,5

S Сеннеское райпо (6,9*6,0) + (6,0*6,8) + (6,8*6,3) + (6,3*6,9) = 168,51 = 1,27

S Бакалея (6,7*4,5) + (4,5*5,5) + (5,5*6,3) + (6,3*6,7) 131,76

В итоге можно отметить, что Сеннеское райпо в 1,13 раза конкурентоспособнее фирмы «Мегапол» и в 1,27 раз конкурентоспособнее фирмы «Бакалея».

По данным таблицы 3.5 можно так же сделать определенный вывод о слабых и сильных сторонах Сенненского райпо. Сильной стороной здесь является фактор каналы сбыта. По остальным факторам райпо проигрывает, хотя и незначительно. Данные показатели являются резервами повышения конкурентоспособности райпо.

В результате проведенного исследования можно придти к выводу, что позиции организации на рынке достаточно устойчивы. Организация имеет широкую сеть магазинов, и занимает более 40 % рынка в районе. Однако если не продолжать развитие торгового процесса и внедрение новейших технологий, на организации будет происходить спад производства. В райпо можно значительно улучшить качество и престиж, а именно внедрении новых технологий обслуживания покупателей и использовании высококачественной продукции, применение методов самообслуживания даст возможность значительно повысить спрос на продукцию организации.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 188.