Возрастная динамика готовности к риску при невыраженном мотивационном полюсе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
6 класс       10 класс    
Высокая готовность - 42%   Высокая готовность - 20%
Средняя готовность - 33%   Средняя готовность - 60%
Низкая готовность - 25%   Низкая готовность - 20%
             
I курс       IV курс    
Высокая готовность - 55%   Высокая готовность - 12%
Средняя готовность - 27%   Средняя готовность - 88%
Низкая готовность - 18%   Низкая готовность - 0%

 

 

 

Очевидно, испытуемым с выраженной мотивацией достижения успеха более свойственен средний уровень готовности к риску. Данный показатель довольно стабилен (кроме 10 класса). Присутствует почти в равной степени и высокая степень готовности к риску, но проявляет она себя скачкообразно. Низкий уровень готовности к риску у испытуемых с выраженной мотивацией достижения успеха не выявлен.

У испытуемых с выраженной мотивацией избегания неудачи кроме среднего и высокого уровня готовности к риску присутствует и низкий. Показатели по всем 3-м уровням скачкообразны, нестабильны. Как и в предыдущем случае, особую картину представляет собой поздний подростковый возраст, который проявляет явную склонность к высокому уровню готовности к риску.

При невыраженном мотивационном полюсе показатели крайне неустойчивы. Присутствуют все три уровня готовности к риску. Однако только низкий уровень стремится к относительной стабильности (исключая данные IV курса). Определенная схожесть показателей наблюдается у испытуемых 6 класса и I курса (преобладание высокого уровня готовности к риску), 10 класса и IV курса (выраженное преобладание среднего уровня готовности к риску).

Проведение второго этапа исследования было осуществлено с теми же группами через 5 месяцев. Как уже отмечалось, цель данного этапа – определение уровня тревожности испытуемых в различные возрастные периоды. На этом же этапе аналитическим образом определилась степень корреляции между уровнем тревожности и ведущей мотивационной тенденцией.

 

 

Опросник «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбергера.

Возрастная

группа

Шкала

тревожности

Уровень тревожности

Высокий Средний Низкий

7 класс

Общая тревожность 4% 88% 8%
Ситуативная тревожность 7,5% 61,5% 31%
Личностная тревожность 3,5% 85% 11,5%

11 класс

Общая тревожность 4% 84,5% 11,5%
Ситуативная тревожность 0% 79% 21%
Личностная тревожность 0% 83,5% 16,5%

II курс

Общая тревожность 3% 77% 20%
Ситуативная тревожность 3% 80% 17%
Личностная тревожность 0% 73% 27%

V курс

Общая тревожность 8% 72% 20%
Ситуативная тревожность 0% 84% 16%
Личностная тревожность 4% 68% 28%

 

Полученные данные указывают на то, что у подростков и юношей преобладает средний уровень тревожности. Низкий уровень имеет определенную тенденцию к повышению. Высокий уровень тревожности обладает общей направленностью на снижение (за исключением позднего юношеского возраста).

Общая тревожность в подростковом и юношеском возрасте снижается (если не учитывать результаты V курса). Ситуативная тревожность заметно усредняется и, более того, имеет направленность на снижение показателей. Личностная тревожность отчетливо снижается.

В силу возрастных особенностей, для дальнейшего исследования использовались две различные методики: «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет» (форма Б) – для подростков и «Шкала тревожности» Д. Тейлора (адаптированная В.Г. Норакидзе) – для юношей.

Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет (форма Б).

Шкала тревожности

Уровень тревожности

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

7 класс 11 класс 7 класс 11 класс 7 класс 11 класс 7 класс 11 класс 7 класс 11 класс
Общая тревожность 15% 4% 4% 16% 37,5% 68% 28,5% 8% 15% 4%
Школьная тревожность 4% 4% 7,5% 12,5% 29% 37% 22% 12,5% 37,5% 34%
Самооценочная тревожность 15% 29% 4% 29% 50% 34% 31% 8% 0% 0%
Межличностная тревожность 4% 4% 11,5% 12,5% 50% 67% 23% 16,5% 11,5% 0%
Магическая тревожность 35,5% 42% 15% 16% 23% 42% 19% 0% 7,5% 0%
Среднее арифметическое 8,3% 17,4% 8,4% 17,2% 38% 50% 24,7% 9% 14,3% 7,6%

Суммируя приведенные данные о преобладающем уровне тревожности, всех испытуемых можно «разбить» на три группы:

1 – низкий уровень тревожности;

2 – средний уровень тревожности;

3 – высокий уровень тревожности.

Результаты распределения испытуемых по данным группам в различные возрастные периоды следующие:

7 класс       11 класс    
1 группа - 14%   1 группа - 22%
2 группа - 57%   2 группа - 67%
3 группа - 29%   3 группа - 12%
             
II курс       V курс    
1 группа - 18%   1 группа - 20%
2 группа - 79%   2 группа - 76%
3 группа - 3%   3 группа - 4%

 

 

Исследование показало, что существует определенная возрастная тенденция изменения уровня тревожности. Очевидно, что юным подросткам более свойственна тревожность среднего, выше среднего и высокого уровня, при доминировании среднего. Показатели низких уровней – малы. Для более взрослых подростков остается характерным средний уровень тревожности, более того – он возрастает. Высокие показатели тревожности значительно снижаются, тогда как низкие – заметно повышаются.

Наиболее развитой у подростков обеих групп является школьная тревожность. Однако с возрастом ее показатели уменьшаются, но сохраняется довольно высокий уровень. Уровень общей тревожности значительно усредняется и проявляет тенденцию к снижению. Самооценочная тревожность уменьшается значительно. Межличностная тревожность стремится к среднему значению. Уровень магической тревожности также снижается.

 

«Шкала тревожности» Д. Тейлора

(адаптированная В.Г. Норакидзе)

Группа

испытуемых

Уровень тревожности

Очень высокий Высокий Средний (с тенденцией к высокому) Средний (с тенденцией к низкому) Низкий
II курс 3% 13% 27% 54% 3%
V курс 0% 20% 28% 52% 0%

Как видно из результатов исследования по данной методике, в юношеском возрасте происходит стабилизация уровня тревожности, направленного на средний показатель. Крайние показатели, тем самым, исчезают. Однако легко наблюдается тенденция на возрастание уровня тревожности, что несколько противоречит уже имеющимся результатам. Однако не стоит забывать, что и при анализе первой методики уже было замечено некоторое «выпадение» результатов V-го курса по сравнению со всеми иными результатами.                                  

 

Обладая необходимой информацией относительно особенностей мотивации достижения успеха, избегания неудачи и особенностей уровня тревожности, мы имеем возможность их сопоставить и сравнить.

 

Группа

испытуемых

Преобладающая мотивация

Достижения успеха

Избегания неудачи

Уровень тревожности

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
7 класс - 50% 50% - - - - 67% 33% -
11 класс 11% 33% 56% - - - - 50% 50% -
II курс 15% 32% 53% - - - - 33,5% 33,5% 33%
V курс - 42% 58% - - - - 50% 33% 17%

 

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Существует действительная взаимосвязь между мотивом достижения успеха, избегания неудачи и уровнем тревожности. У испытуемых с преобладанием мотивации достижения успеха наблюдается более низкий уровень тревожности. Испытуемым же с доминированием мотивации избегания неудачи свойственен скорее высокий уровень тревожности.

Кроме того, исходя из данного исследования удалось установить несколько дополнительных фактов и сделать определенные выводы.

Итак, выводы исследования.

1. На протяжении онтогенестического развития в подростковом и юношеском возрастах происходит постепенное выявление мотивационного полюса достижения успеха, избегания неудачи.

2. Наблюдается тенденция возрастания мотивации достижения успеха при ее доминировании.

3. Мотивация избегания неудачи в подростковом и юношеском возрастах изменяется незначительно.

4. Получила подтверждение теория о независимом, параллельном развитии мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи: обе эти мотивации не являются крайними делениями одной шкалы, не являются полной противоположностью друг другу, а могут существовать и существуют независимо.

5. В целом подтвердилась теория корреляции склонности к риску и мотивации достижения успеха, избегания неудачи. Однако совпадение не полное, что, вероятно, можно объяснить рядом объективных или иных субъективных причин, которые в данном исследовании не рассматривались.

6. В подавляющем большинстве случаев испытуемым во все рассмотренные возрастные периоды свойственен средний уровень тревожности, что соответствует необходимой норме, и стремление к все большему «укреплению средних позиций».

7. При переходе от одного возрастного периода к другому происходит снижение уровня тревожности.

8. Возрастание мотивации достижения успеха и снижение уровня тревожности в подростковом и юношеском возрасте доказывает их взаимосвязь и подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 202.