Анализ и оценка существующих технологий разработки и принятия управленческих решений в культурно-оздоровительном комплексе "Победа" показывает, что их содержание в значительной степени определяется целями, задачами, миссией, ресурсным потенциалом, организационной структурой комплекса, осуществляется в рамках классического системного подхода.
Оказывая влияние на эффективность управления ресурсным (материальным, финансовым, кадровым), организационным, технологическим, информационным потенциалом комплекса, технологии разработки управленческих решений опирались на систему внутренних регламентов, инструкций и приказов, а также на систему оперативно-тактических и стратегических планов и включали поиск новой идеи, соотношения разработки управленческого решения с миссией, целями и задачами комплекса, анализ и оценку среды (внутренней, внешней), SWOT – анализ (сильные, слабые стороны), муниципальные программы и проекты, социально-экономическую оценку, и другие.
В 2009году в комплексе использовались технологии разработки управленческих решений по проблемам объемов производства и продаж санаторно-курортных, оздоровительных, культурно-развлекательных и других услуг в осенне-зимний период, использования материальных ресурсов, в том числе трудовых, финансового состояния комплекса, эффективности использования оборотных средств, повышению эффективности работы с поставщиками услуг (коммунальных, транспортных, продуктов), комплексной оценки деятельности, повышению эффективности работы с турагенствами и турфирмами, оптимизации ценообразования, перспективы привлечения инвесторов и реструктуризации бизнеса в преддверии Зимней Олимпиады 2014 года, разработки новых видов услуг и оценки их качества, маркетинга, реструктуризации организационной системы, внедрении новых оздоровительных технологий других.
Надежность технологий разработки и принятия решений по вышеперечисленным проблемам как совокупности взаимосвязанных и целенаправленных действий по достижению целей и задач, приоритетных направлений деятельности комплекса определялась через промежуточные и результативные количественные и качественные показатели деятельности.
Динамика показателей деятельности, где в качестве базового периода был выбран 2007 год, как год реконструкции и капитального ремонта комплекса служили такие показатели, как объем производства товаров и услуг и сбыт, объем и структура всех видов затрат на производство и управление, выручка от реализации и прибыль, рентабельность и производительность труда, себестоимость, инвестиции, финансовая устойчивость, платежеспособность, обновление основных фондов, ассортимент и качество услуг, конкурентоспособность, имидж и репутация и другие – определяли направления экономической, финансовой, социальной политики комплекса.
В технологиях разработки управленческих решений по перечисленным выше проблемам отметим взвешенность и обоснованность, риск и ответственность разработчиков(высшее руководство, руководители среднего звена и других) из-за высокой цены возможных ошибок. Технология может дать «сбой», когда нет четкого распределения должностных обязанностей, а руководитель - генеральный директор культурно-оздоровительного комплекса "Победа", наряду с ключевыми вопросами, занят улаживанием незначительных частных проблем, когда разработка решений не формализована и каждый раз процедура согласований и утверждений выстраивается по-новому, когда налицо слабое информационное подкрепление, когда нет понимания взаимосвязи текущих, среднесрочных и стратегических решений (почему намеченные ориентиры и не достигались, а текущие решения противоречили друг другу), когда информационное обеспечение решения было минимальным и не предлагалась альтернативы, когда контроль и корректировка исполнения уже принятых решений не были обязательной процедурой.
Особенность положение комплекса «Победа» на рынке туристско-рекреационных услуг заключается в том, что это положение определяется не долей рынка, а умением адаптироваться к новым условиям хозяйствования, способностью привлекать и удерживать потребителей услуг, что и учитывалось руководством комплекса в технологиях разработки управленческих решений.
В качестве примера рассмотрим технологию разработки управленческого решения на примере оптимизации видов сделок с турагентами и турфирмами. Технология разработки данного решения включала моделирование, результаты которого позволили:
- оценить типы решений, наиболее подверженных ошибкам из-за несовершенства используемых процедур принятия решений;( например, при работе с поставщиками (турфирмами, поставщиками транспорно-экспедиторских услуг, поставщиками продуктов и других);
- разработать предложения относительно формализации решений разных типов с учетом недостатков существующей практики;
- выяснить, насколько рационально загружены уровни и горизонтальные звенья системы управления комплекса, уточнить обязанности и полномочия среднего звена( руководителей службы приема и размещения, службы развлечений, оздоровительной и других);
- оценить необходимость и достаточность информационного обеспечения решений по сделкам разного вида (например, со страховой компанией, коммунальными службами г. Сочи и другими.);
- определить направления, по которым должно развиваться исполнения решений.
Так, например, разработка решений о распределении ресурсов в культурно-оздоровительном комплексе "Победа" условно было разделено на следующие подзадачи анализа:
- разделения полномочий по принятию решений (с точки зрения их логичности) между уровнями системы управления КОК «Победа» (например, разделение полномочий между заместителями генерального директора по финансам, по приему и размещению гостей, по кадрам и общим вопросам и так далее);
- системы распределения полномочий по принятию и подготовке конкретных решений (с точки зрения их соответствия общим принципам и функциям служб, задачам оперативности принятия решений) между уровнями системы управления (нормативно- правовые акты, распоряжения муниципальных властей г. Сочи, документы бухгалтерского и управленческого учета и другие);
- достаточности информационного обеспечения принимаемых решений;
- согласованности принимаемых решений с планами и решениями более высокого уровня (стратегическими и тактическими планами);
- сложившейся системы распределения полномочий с точки зрения наличия соответствующих регламентов, инструкций, других внутренних документов, традиций и т.д.
Большая часть решений разрабатывается и принимается на основе планов деятельности (бизнес-плана КОК «Победа», функциональных планов оздоровительного блока, культурно-развлекательного блока, финансового, отдела маркетинга и других). Поэтому анализу отдельных типов решений в технологии разработки предшествовали изучение планов, методик организации и полномочий должностных лиц.
В технологиях разработки управленческих решений почти всегда присутствует анализ системы планирования, который позволяет установить, существуют ли реальные ориентиры для разработки конкретных решений о движении материальных, финансовых и трудовых ресурсов. А также определить, насколько правильно выбраны эти ориентиры. Например, каково состояние дебиторской и кредиторской задолженности на момент принятия управленческого решения и другие.
Что касается организационных аспектов технологии разработки решений, то с точки зрения генерального директора необходимы четкие более процедуры подготовки и рассмотрения проекта решения - какие службы и каким образом участвуют, сроки выполнения работ, функции и полномочия служб и должностных лиц.
Так, например, разработка решений относительно ценовой политики исходит из того, каков разброс цен и качества рекреационных услуг. Их соответствие определяет ориентированность комплекса на потребителя со средним уровнем дохода и одновременно широким выбором вариантов комфорта проживания, вариантов цен, бонусов в зависимости от времени года и цен конкурентов. Разброс цен представлен в таблице 9.
Таблица 9 - Стоимость проживания одного человека в двухместном номере с удобствами в сутки (с полным пансионом и лечением) в здравницах г. Сочи в руб.
Здравница | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь |
Им. Орджоникидзе | 1465 | 1665 | 1865 | 2065 | 2380 | 1865 | 1740 |
«Победа» | 1432 | 1487 | 1797 | 1797 | 1797 | 1642 | 1587 |
«Эдем» | 1390 | 1415 | 1550 | 1620 | 1620 | 1600 | 1515 |
«Заполярье» | 1500 | 1610 | 1760 | 1800 | 1800 | 1690 | 1600 |
«Электроника» | 1450 | 1530 | 1660 | 1760 | 1760 | 1560 | 1515 |
«Южное взморье» | - | 1512 | 1715 | 1750 | 1750 | 1650 | 1580 |
«Русь» | 4500 | 5000 | 5500 | 6000 | 6500 | 6000 | 5500 |
«Сочи» | 4600 | 5000 | 5200 | 6000 | 6300 | 6000 | 5500 |
Анализ таблицы показывает, что ценовая политика в целом носит взвешенный характер. В КОК "Победа" особое внимание в уделяется тому, кто и как инициирует принятие решения, как и кем устанавливаются критерии отбора оптимального варианта, кто собирает и анализирует необходимую информацию о возможных альтернативах, ограничениях и других факторах, влияющих на принятие окончательного решения, и с кем данное решение согласуется и кем принимается. КОК "Победа" имеет сформировавшийся круг постоянных потребителей, которых не хотелось бы терять в призрачной надежде на новых клиентов. Поэтому принятие управленческих решений, например, о пожеланиях гостей, возможностях наиболее полного удовлетворения в развлечениях, оздоровительных процедурах, качеству и ассортименту еды и напитков необходимо корректировать исходя из информации службы приема и размещения, менеджеров блока питания, развлечений, младшего обслуживающего персонала.
Так, на этапе анализа организационных аспектов строилась функциональная схема процесса, которая разрабатывалась с точки зрения:
- сложности и логики процедуры принятия решения;
- наличия в процедуре принятия решения лишних звеньев и этапов согласования;
- длительности отдельных стадий процедуры принятия решения;
- скорости перехода от одной стадии к другой;
- эффективности распределения функций между подразделениями и должностными лицами.
В ходе изучения процессов подготовки и принятия решений рассматривалась достаточность и адекватность информационного обеспечения, факторы внешней среды и внутренние установки организации.
Насколько это возможно, каждое значимое решение принималось с учетом:
- его эффективности по сравнению со всеми возможными альтернативами;
- анализа безопасности и рисков принятия (не принятия) данного решения для бизнеса организации в целом;
- ограничений, задаваемых внешней средой (законодательством, государственными органами и др.), акционерами, а также внутренними регламентами. Анализ решений на данной фазе заключался также в оценке эффективность системы сбора и обработки необходимой информации, соблюдение сроков ее подготовки, форм и методов подачи информации, уровня технической оснащенности информационного процесса. Рассмотрим внутренние установки КОК "Победа". Внутренние установки учитывали: стратегические и тактические установки; инвестиционные планы и проекты и другие.
Перечисленные пункты, разумеется, не являются исчерпывающими.
Технологии включают также механизм разработки решений как в отдельных сферах работы, так и по отдельным сделкам. Степень детализации в описании процессов принятия решений в отдельных сферах работы различна, как и число конкретных сделок.
В КОК "Победа" используемая также стратегическая диагностика, которая помогает оценить эффективность разработки и принятия управленческих решений. Для этого применяют также специальные методы - СВОТ - анализ, конкурентный анализ и другие. Оперативная диагностика деятельности служит базой для принятия текущих, оперативных управленческих решений, отслеживая и оценивая ключевые сферы деятельности и, прежде всего, финансовое состояние, безубыточность, материальные и информационные потоки, оценивает риск и вырабатывает рекомендации по управлению рисками.
Таким образом, технология принятия эффективных управленческих решений КОК «Победа» представляет собой совокупность методов, способов, инструментов, процедур по планированию и прогнозированию, организации, мотивации и контролю функционирования комплекса. Материально-техническая база, финансы и кадровый персонал, технологии разработки и принятия управленческих решений позволяют сделать вывод, что культурно – оздоровительный комплекс успешно функционирует на рынке санаторно-курортных услуг. Эффективность разработки управленческих решений и технологий разработки выражаются через конечные результаты деятельности - затраты на управление, объем предлагаемых услуг, прибыль, себестоимость, объем капитальных вложений, качество продукции, сроки внедрения новой техники, конкурентоспособность, а также показатели, характеризующие содержание и организацию процесса управления, текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления. При оценке эффективности процесса управления в целом количественные и качественные показатели используются в качестве критерия эффективности, сравниваются с нормативными.
Совершенствование системы разработки и принятия эффективных управленческих решений в условиях растущей конкуренции на рынке туристских и санаторно-курортных услуг, нестабильности и недостаточного уровня материально-технического, кадрового и финансового обеспечения оказывает существенное влияние на экономическую и социальную результативность. Общая концепция совершенствования технологий разработки и принятия эффективных управленческих решений воплощается в жизнь через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как краткосрочные и среднесрочные планы управления. Таким образом, совершенствование системы управления выступает как средство сохранения конкурентоспособности предприятия и как элемент страховки от возрастающих коммерческих рисков.
В культурно-оздоровительном комплексе «Победа» существует стандартная технология разработки управленческих решений, которая базируется на общеметодических принципах и представляет собой совокупность специально разработанных процедур, их алгоритм (последовательность разработки и принятия) управленческих решений. Методы разработки и выбора управленческого решения в технологии сводятся к формированию набора мероприятий экономического, организационного, технологического, правового и социального характера на основе сравнительных, аналитических, статистических, балансовых, стохастических (детерминированных факторных, регрессионных, кластерных и других), формализованных, экспертных методах, реже на методах программирования, эвристических, сценарных(инерционный, пессимистический, оптимистический и другие), методах дерева решений и так далее.
В культурно-оздоровительном комплексе «Победа» технология разработки и принятие решений управленческого характера включает три варианта набора процедур:
а) разработка нового управленческого решения:
- согласование;
- принятие;
- утверждение;
- реализация;
- контроль;
- информирование;
- архивирование.
б) корректировка ранее реализуемых управленческих решений
в) выбор и прямое использование управленческого решения из имеющегося набора.
В технологии каждая процедура имеет такие параметры - как время, персонал, ресурсы, финансы, критерии оценки. Основной критерий для разработки управленческого решения - наличие недопустимой проблемы. К таким проблемам относятся - проблемы сферы стратегического планирования деятельности комплекса, управления производством и обслуживающей деятельностью, управления персоналом, управленческие проблемы, внешних коммуникаций и другие. Вначале по заявленной проблеме ведется поиск в базе стандартных версий развития ситуаций и проблем. Если найденная версия полностью совпадает с имеющейся, то руководство без изменений использует набор мероприятий, составляющий найденное решение. Если версия отличается лишь несущественными элементами, то найденный вариант принимается за основу решения и вводятся необходимые коррективы. Если похожей версии нет, то руководство или специалист разрабатывают новое решения.
Технология разработки управленческого решения одновременно содержит два процесса: творческая деятельность, направленная на решение новых задач, и технократическая деятельность, основанная на пунктуальном выполнении оправдавших себя управленческих процедур. Соотношение между творческой и технократической деятельностью составляет примерно 1:3, то есть 25% времени в технологии затрачивается на разработку и реализацию новых решений и 75% - на выбор и реализацию типовых решений. У генерального директора культурно-оздоровительного комплекса «Победа в настоящее время реальное соотношение этих видов деятельности в организации варьируется от 1:1 до 5:1. При этом новые решения могут по сути и не являться таковыми, поскольку уже в течение ряда лет успешно реализовывались другими санаторно-курортными или туристскими организациями.
Технология разработки нового управленческого решения в КОК «Победа» включает несколько этапов.
Этап 1 – разработчики, то есть руководитель или специалист в области управления измеряют параметры текущих процессов. В случае отклонений параметров текущей ситуации от запланированных, выявляются тенденции их дальнейшего развития. Если отклонения несущественные никаких новых решений не принимаются. Если отклонения параметров ситуации существенны, разработчик сравнивает конкретные параметры ситуации с плановыми и определяет состояние проблемы. Сравнение происходит по следующим параметрам:
- время;
- качество выполняемых поручений;
- дисциплина работников;
- эффективность управленческой деятельности;
- состояние контактов с заказчиками и поставщиками и другие.
Этап 2 – устанавливаются отклонения ключевых параметров от допустимых значений. Составляется заключение о причинах и возможных изменениях отклонений для вышестоящего руководства и внешних заинтересованных лиц, определяется вид целевой технологии для разработки управленческого решения. Выбор осуществляется среди трех технологий: инициативно-целевой, программно-целевой и регламентной. Для выбранной целевой технологии формируется состав процесса и инструментов для разработки управленческого решения - по результатам, на базе потребностей и интересов, путем постоянных проверок и указаний, на базе активизации деятельности персонала.
Этап 3 - прогнозируются возможные результаты реализации управленческого решения при предложенном наборе средств и методов, с учетом их коррекции.
Этап 4 - выбираются критерии оценки либо одного решения, либо нескольких решений. Для каждого критерия формируются модель оценки и шкалы. Результаты согласовываются с заинтересованными лицами и руководство выбирает управленческое решение для реализации. При этом руководитель раскрывает смысл управленческого решения, его формулировку, набор необходимых средств и методов.
Этап 5 - юридически оформляется управленческое решение в форме приказа, доверенности, договора и так далее.
Этап 6 - организуется подготовка к выполнению решения, распределяются права и ответственность, ресурсы, инструкции. Указывается время начала и конца процесса разработки и реализации решения, объявляется начало практической реализации управленческого решения и формы промежуточный контроля.
Этап 7 - по итогам выполнения вновь разработанного управленческого решения составляется отчет, сведения о конечном состоянии проблемы и прогнозе ее дальнейшего развития и оно вводится в базу данных для возможного дальнейшего использования.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗРАБОТКИ ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Дата: 2019-05-29, просмотров: 185.