Льготы          Субъект                                       Налоговый закон, акт,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Резидент          Нерезидент          норма

         
   


Налоговый период

 


Предмет налогообложения

Объект налогообложения

 


 

Масштаб налога                Бухгалтерский

 Льготы         Единица налогообложения                             учет




Налогооблагаемая база    Налоговый учет

           
 
 


Льготы                      Ставка налога                           Срок предо-

ставления

Методика                                                                               расчетов

расчета                     Налоговый расчет

         
   




Источник                      Налоговый оклад                      Срок уплаты

налога                                                                                              налога

 


Порядок (способ) уплаты налога

 




Ответственность плательщика

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА (МЕХАНИЗМ)

 

 


 Льготы                      Субъект                           Налоговый закон, акт,

                              Резидент   Нерезидент         норма

         
   


Налоговый период

 


Предмет налогообложения

Объект налогообложения

 


 

         Масштаб налога                        Бухгалтерский

 Льготы               Единица налогообложения                             учет

                                          Налогооблагаемая база            Налоговый учет

           
 
 


 Льготы                           Ставка налога                           Срок предо-

 ставления

 Методика                                                                                  расчетов

 Расчета                           Налоговый расчет

         
   


 Источник                       Налоговый оклад                         Срок уплаты

 налога                                                                                                   налога

 


Порядок (способ) уплаты налога

 










Ответственность плательщика

 


Рис. 1.2 Инструменты налоговой системы

 

Под физическими лицами понимаются:

1) граждане Республики Беларусь;

2) граждане либо подданные иностранного государства;

3) Лица без гражданства (подданства) [1].

Примером фискального подхода к определению субъектов налогообложения может служить включение до 1999 г. в Беларуси в их состав бюджетных организаций, частично занимающихся хозяйственной деятельностью. При недостаточности бюджетного финансирования непроизводственной сферы такое решение лишало ее дополнительных доходов для развития, источников повышения оплаты труда. Оно не обеспечивало ощутимого пополнения доходов государственного бюджета, но подрывало финансовую базу бюджетных организаций. Не случайно, начиная с 1999 г., специальным решением правительства бюджетные учреждения, занимающиеся хозяйственной деятельностью, были освобождены от уплаты налогов по этой деятельности с направлением высвободившихся сумм на укрепление их материально-технической базы. Также с апреля 1996 г. из числа налогоплательщиков исключены государственные учебные заведения, аккредитованные в установленном порядке, получающие доходы от хозяйственной и коммерческой деятельности и направляющие их на укрепление материально-технической базы и выплату заработной платы.

Приведенные примеры и аргументы говорят о том, что определение плательщиков налогов требует всестороннего обоснования с экономических и социальных позиций.

Понятие субъекта налогообложения не всегда однозначно. В ряде случаев имеет место переложение налога формальным плательщиком (субъектом) на другое лицо, которое становится реальным исполнителем платежей.

Переложение налогов – полное или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога.

Проблема переложения – одна из самых важных и сложных в финансовой науке. Механизмы переложения налогов весьма разнообразны. Речь идет о механизме прямого и косвенного налогообложения. При косвенном налогообложении оборотов по реализации продукции, работ, услуг, когда сумма налога (акциза, НДС) включается в реализационную цену, действительным плательщиком налогов выступает потребитель. По прямым налогам, например, плательщиком налога на недвижимость является владелец дома, но если он сдает свое имущество в аренду, то налог переносится на арендатора.

Государство в законодательном порядке регламентирует границы своих взаимоотношений с налогоплательщиками, определяя права и обязанности сторон. В отдельных случаях уплата налога, реализация прав и обязанностей налогоплательщика может осуществляться налоговым агентом или представителем налогоплательщика [13].

Налоговый агент – это лицо, на которое законодательством возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин.

Представитель налогоплательщика – это физическое или юридическое лицо, действующее от имени и по поручению официального налогоплательщика.

Носитель налога – это лицо, за счет которого в итоге осуществляется уплата налога. Например, ответственность за перечисление косвенных налогов в бюджет несет продавец, который является субъектом (или налогоплательщиком), а реальными носителями этих налогов являются потребители, которые возмещают налог, включаемый в цену товаров.

Предмет налогообложения – это имущество и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств, а также экономическая и неэкономическая деятельность (рис. 1.3).

              ВИДЫ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Экономическая деятельность                     неэкономическая деятельность

     
 


производ- финан-        коммер-                управлен- религиоз- благотво-

ственная  совая         ческая                ческая      ная          рительная

                     
         


организа- физичес- предпри-               бюджет-  религиоз- благотво-

ции           кие лица   ниматели          ные          ные             рительные

     
 


субъекты экономической                     субъекты неэкономической

          деятельности                               деятельности: организации


                   СУБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 


Рис. 1.3 Виды и субъекты налогооблагаемой деятельности

 

Под экономической деятельностью понимается деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет и может повлечь за собой получение доходов (прибыли).

Субъектами экономической деятельности и носителями налогов выступают организации и индивидуальные предприниматели.

Под неэкономической понимается деятельность, имеющая целью неполучение дохода, а достижение определенных социальных или моральных эффектов. Ее субъектами являются бюджетные организации, общественные фонды, ассоциации, содружества, религиозные, благотворительные организации и т. п. Их доходы формируются преимущественно за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов физических или юридических лиц и не облагаются налогами, если используются в соответствии с зарегистрированным уставом. Налогоплательщиками указанные субъекты становятся только в том случае, если они параллельно занимаются и экономической деятельностью.

Основанием для возникновения у юридических и физических лиц обязанностей по уплате налогов является получение определенного дохода, прибыли, владение землей, строениями, то есть наличие объекта налогообложения.

Объект налогообложения – это количественно измеримая экономическая база, подлежащая налогообложению; или юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. Согласно Налогового кодекса Республики Беларусь (статья 28) «объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства».

Все государства используют для формирования бюджетов наиболее продуктивные объекты налогообложения, которые можно классифицировать следующим образом: права имущественные и неимущественные, действия (деятельность) субъекта; результаты хозяйственной деятельности (рис. 1.4).

Таким образом, в качестве объекта налогообложения могут выступать: доход; имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши); передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.); потребление (акцизы, налог на добавленную стоимость); ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).

Перечень всех объектов налогообложения и полная характеристика каждого из них устанавливаются налоговым кодексом государства, а при его отсутствии – законом о данном налоге. Выбор объектов налогообложения является важнейшим элементом проводимой правительством налоговой политики и существенно влияет на экономическое развитие страны.

Источник налога – доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога [28].

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

             
     


права имущест-  права неимущест-          действие                 результат

     венные                венные

             
     


право собствен-      право пользования реализация това-      добавленная

ности на                                                    ров, работ, услуг      стоимость

имущество          право на вид           операции с ценны-       доход

право                    деятельности           ми бумагами  

пользования                                               ввоз (вывоз) на тер-   прибыль

имуществом                                             риторию страны

Рис. 1.4 Виды объектов налогообложения

 

Объект налогообложения и его источник могут совпадать или не совпадать. Например, выручка от реализации продукции, работ и услуг является и объектом и источником исчисления и уплаты косвенных налогов; прибыль служит объектом и источником налога на прибыль, транспортного сбора и иных местных налогов и сборов.

База налогообложения – это величина объекта налогообложения, образующая в результате учета всех налоговых льгот, от которой будет исчисляться налог.

Согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь (статья 41) «Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине)».

В качестве облагаемой базы могут выступать: фонд заработной платы; остаточная стоимость фондов; налогооблагаемая прибыль; прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; валовой доход; выручка от реализации продукции, работ, услуг; доход физического лица.

Правильное определение налогооблагаемой базы является ключевым моментом в налоговых отношениях субъекта хозяйствования с государством и позволяет свести к минимуму риск финансовых потерь субъекта в виде санкций и штрафов. Расчет налогооблагаемой базы опирается на данные бухгалтерского, а в необходимых случаях – и оперативного налогового учета.

Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу объекта налогообложения. Она устанавливается либо в коэффициентах (процентах), либо в абсолютных суммах.

Согласно Налогового кодекса Республики Беларусь (статья 41) «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине)».

В налоговой политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, представляющие собой частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы.

Налоговые льготы – это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство.

Согласно Налогового кодекса Республики Беларусь (статья 43) «налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются в виде:

- освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

- дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

- пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

- возмещения суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

- в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь».

Налоговый оклад – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности в момент установления государством налога как отношения, возлагающего обязанности на субъекта, никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определенному налогу исчислит оклад налога и внесет его в бюджетный фонд, осуществится платеж (уплата денег).

Налоговый период – время начисления налога или сбора, в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их оплате. В Беларуси налоговыми периодами являются месяц, квартал, календарный год. Для отдельных категорий плательщиков подоходного налога с физических лиц и налога на добавленную стоимость – месяц. Взимание неналоговых платежей и некоторых сборов не связано с каким-либо налоговым периодом (регистрационный сбор, государственная пошлина и др.).

Налоговая квота – доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога (по совокупному налогу). Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, она показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в совокупности.

Налоговый кадастр – перечень объектов налога с указанием их доходности. Применяют земельный, подомовой и др. кадастры; они служат для определения средней потенциальной доходности объекта налога – земли, строений и т.д.

Налоговая декларация – официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период и о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Наибольшее распространение налоговая декларация получила в налогообложении индивидуальных доходов.

Налоговое бремя – обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП. В развитых странах доля налогов в ВВП колеблется от 30 до 55%.

Налоговое обязательство – экономическое отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства. Как определенное экономическое отношение налоговое обязательство существует при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны.

Налоговая оговорка – условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется уплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории ее страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов.

Налоговые каникулы – установленный законом срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.

Налогообложение двойное – двукратное обложение одного и того же объекта налога. Налогообложение двойное широко распространено во всех странах. Налогообложение двойное может иметь место также при взимании налогов разными государствами, если отсутствуют межгосударственные налоговые соглашения, при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других случаях.

Таким образом, в налоговых системах разных стран отразилась специфика государственного устройства, приоритетность направлений в формировании структуры общественного производства, особенности внутренней и внешней политики, национальный менталитет. Вместе с тем современная динамичная интеграция отдельных регионов, расширение хозяйственных связей товаропроизводителей и создание транснациональных корпораций обусловили необходимость максимальной унификации налоговых систем, выработки единых принципов их построения.

Основополагающие принципы дополняются и детализируются с учетом условий, в которых создаются налоговые системы. Например, для неустойчивых экономик государств переходного периода, к каким относятся Республика Беларусь и страны СНГ, особое значение приобретает оптимальное сочетание принципов стабильности налоговых систем с гибкостью их реакции на изменения экономической ситуации. Отсутствие стабильности служит главным препятствием притока иностранных и отечественных инвестиций в национальное хозяйство.

Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно реагировать на изменения экономической ситуации. Налоговые реформы следует рассматривать как неотъемлемую часть общего процесса эволюции государства. Если налоговая система не будет соответствовать выбранным приоритетам на каждом новом этапе развития экономики, она станет тормозом общественного процесса [24].

 










Дата: 2019-05-29, просмотров: 197.