СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Налоговая система республики Беларусь
1.1 Понятие и сущность налоговой системы
1.2 Классификация налогов, их виды и распределение
2 Налогообложение на предприятии
2.1 Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг (косвенные налоги)
2.2 Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг
2.3 Налоги, уплачиваемые из прибыли
3 Анализ налогообложения на примере финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛЮМ» и совершенствование налоговой системы
3.1 Анализ налогообложения на примере финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛЮМ»
3.2 Совершенствование налоговой системы республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1 Баланс предприятия
Приложение 2 Отчет о прибылях и убытках
Приложение 3 Оборотно-сальдовая ведомость по счету 68 за 2004г.
Приложение 4 Оборотно-сальдовая ведомость по счету 68 за 2005г.
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общественных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Налоги как один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны; это необходимое звено экономических отношений в обществе. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Налоговая система государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Рациональная налоговая система должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, местных и частных интересов, содействовать развитию производства, предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности.
Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:
- налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений:
- налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;
- налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества;
- административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
С обретением национальной независимости и государственной самостоятельности перед Республикой Беларусь встала задача создания собственной налоговой системы, адекватной национальным интересам и целям развития Беларуси и соответствующей современным мировым требованиям. В результате налоговой реформы, проведенной в 1992 г., социалистическая налоговая система, действовавшая в республике, была заменена системой, отвечающей основным европейским и мировым стандартам, однако процесс совершенствования белорусского налогообложения продолжается до сих пор.
Налоговая система Республики Беларусь – один из важнейших элементов экономической системы государства. В условиях коренных преобразований в экономике налоговая система испытывает двойную нагрузку. С одной стороны, она должна стимулировать развитие экономики, придание ей соответствующей структуры отраслей и производства, а с другой – она испытывает постоянное воздействие со стороны государства, нуждающегося во все возрастающих финансовых ресурсах. Существует непосредственная взаимосвязь между государственными расходами и налоговой нагрузкой на предприятие и население. Эффективная налоговая система может состояться при грамотном регулировании налоговых отношений и соответствующем требованиям времени налоговом законодательстве.
Целью дипломной работы является исследование налоговой системы Республики Беларусь, принципов ее построения, видов налогов и сборов, действующих на территории Республики Беларусь; анализ налоговой нагрузки на экономику и структуры налогов, формирующих доходную часть бюджета; выявление недостатков белорусской налоговой системы и основные направления ее реформирования.
Объектом исследования дипломной работы определено юридическое лицо Республики Беларусь, которое является плательщиком налогов.
ООО «ЛЮМ» зарегистрировано решением Миноблисполкома от 13.09.2000 г. № 609 в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 600045077.
Основными источниками при изучении правовых основ организации налоговой системы Республики Беларусь явились: Налоговый кодекс Республики Беларусь, Законы, Указы и Декреты Президента по вопросам налогообложения, материалы периодической печати, статистические данные по налоговой отчетности.
Ответственность плательщика
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА (МЕХАНИЗМ)
Льготы Субъект Налоговый закон, акт,
Резидент Нерезидент норма
Налоговый период
Предмет налогообложения
Объект налогообложения
Масштаб налога Бухгалтерский
Льготы Единица налогообложения учет
Налогооблагаемая база Налоговый учет
Льготы Ставка налога Срок предо-
ставления
Методика расчетов
Расчета Налоговый расчет
Источник Налоговый оклад Срок уплаты
налога налога
Порядок (способ) уплаты налога
Ответственность плательщика
Рис. 1.2 Инструменты налоговой системы
Под физическими лицами понимаются:
1) граждане Республики Беларусь;
2) граждане либо подданные иностранного государства;
3) Лица без гражданства (подданства) [1].
Примером фискального подхода к определению субъектов налогообложения может служить включение до 1999 г. в Беларуси в их состав бюджетных организаций, частично занимающихся хозяйственной деятельностью. При недостаточности бюджетного финансирования непроизводственной сферы такое решение лишало ее дополнительных доходов для развития, источников повышения оплаты труда. Оно не обеспечивало ощутимого пополнения доходов государственного бюджета, но подрывало финансовую базу бюджетных организаций. Не случайно, начиная с 1999 г., специальным решением правительства бюджетные учреждения, занимающиеся хозяйственной деятельностью, были освобождены от уплаты налогов по этой деятельности с направлением высвободившихся сумм на укрепление их материально-технической базы. Также с апреля 1996 г. из числа налогоплательщиков исключены государственные учебные заведения, аккредитованные в установленном порядке, получающие доходы от хозяйственной и коммерческой деятельности и направляющие их на укрепление материально-технической базы и выплату заработной платы.
Приведенные примеры и аргументы говорят о том, что определение плательщиков налогов требует всестороннего обоснования с экономических и социальных позиций.
Понятие субъекта налогообложения не всегда однозначно. В ряде случаев имеет место переложение налога формальным плательщиком (субъектом) на другое лицо, которое становится реальным исполнителем платежей.
Переложение налогов – полное или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога.
Проблема переложения – одна из самых важных и сложных в финансовой науке. Механизмы переложения налогов весьма разнообразны. Речь идет о механизме прямого и косвенного налогообложения. При косвенном налогообложении оборотов по реализации продукции, работ, услуг, когда сумма налога (акциза, НДС) включается в реализационную цену, действительным плательщиком налогов выступает потребитель. По прямым налогам, например, плательщиком налога на недвижимость является владелец дома, но если он сдает свое имущество в аренду, то налог переносится на арендатора.
Государство в законодательном порядке регламентирует границы своих взаимоотношений с налогоплательщиками, определяя права и обязанности сторон. В отдельных случаях уплата налога, реализация прав и обязанностей налогоплательщика может осуществляться налоговым агентом или представителем налогоплательщика [13].
Налоговый агент – это лицо, на которое законодательством возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин.
Представитель налогоплательщика – это физическое или юридическое лицо, действующее от имени и по поручению официального налогоплательщика.
Носитель налога – это лицо, за счет которого в итоге осуществляется уплата налога. Например, ответственность за перечисление косвенных налогов в бюджет несет продавец, который является субъектом (или налогоплательщиком), а реальными носителями этих налогов являются потребители, которые возмещают налог, включаемый в цену товаров.
Предмет налогообложения – это имущество и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств, а также экономическая и неэкономическая деятельность (рис. 1.3).
ВИДЫ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экономическая деятельность неэкономическая деятельность
производ- финан- коммер- управлен- религиоз- благотво-
ственная совая ческая ческая ная рительная
организа- физичес- предпри- бюджет- религиоз- благотво-
ции кие лица ниматели ные ные рительные
субъекты экономической субъекты неэкономической
деятельности деятельности: организации
СУБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Рис. 1.3 Виды и субъекты налогооблагаемой деятельности
Под экономической деятельностью понимается деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет и может повлечь за собой получение доходов (прибыли).
Субъектами экономической деятельности и носителями налогов выступают организации и индивидуальные предприниматели.
Под неэкономической понимается деятельность, имеющая целью неполучение дохода, а достижение определенных социальных или моральных эффектов. Ее субъектами являются бюджетные организации, общественные фонды, ассоциации, содружества, религиозные, благотворительные организации и т. п. Их доходы формируются преимущественно за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов физических или юридических лиц и не облагаются налогами, если используются в соответствии с зарегистрированным уставом. Налогоплательщиками указанные субъекты становятся только в том случае, если они параллельно занимаются и экономической деятельностью.
Основанием для возникновения у юридических и физических лиц обязанностей по уплате налогов является получение определенного дохода, прибыли, владение землей, строениями, то есть наличие объекта налогообложения.
Объект налогообложения – это количественно измеримая экономическая база, подлежащая налогообложению; или юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. Согласно Налогового кодекса Республики Беларусь (статья 28) «объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства».
Все государства используют для формирования бюджетов наиболее продуктивные объекты налогообложения, которые можно классифицировать следующим образом: права имущественные и неимущественные, действия (деятельность) субъекта; результаты хозяйственной деятельности (рис. 1.4).
Таким образом, в качестве объекта налогообложения могут выступать: доход; имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши); передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.); потребление (акцизы, налог на добавленную стоимость); ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).
Перечень всех объектов налогообложения и полная характеристика каждого из них устанавливаются налоговым кодексом государства, а при его отсутствии – законом о данном налоге. Выбор объектов налогообложения является важнейшим элементом проводимой правительством налоговой политики и существенно влияет на экономическое развитие страны.
Источник налога – доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога [28].
ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
права имущест- права неимущест- действие результат
венные венные
право собствен- право пользования реализация това- добавленная
ности на ров, работ, услуг стоимость
имущество право на вид операции с ценны- доход
право деятельности ми бумагами
пользования ввоз (вывоз) на тер- прибыль
имуществом риторию страны
Рис. 1.4 Виды объектов налогообложения
Объект налогообложения и его источник могут совпадать или не совпадать. Например, выручка от реализации продукции, работ и услуг является и объектом и источником исчисления и уплаты косвенных налогов; прибыль служит объектом и источником налога на прибыль, транспортного сбора и иных местных налогов и сборов.
База налогообложения – это величина объекта налогообложения, образующая в результате учета всех налоговых льгот, от которой будет исчисляться налог.
Согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь (статья 41) «Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине)».
В качестве облагаемой базы могут выступать: фонд заработной платы; остаточная стоимость фондов; налогооблагаемая прибыль; прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; валовой доход; выручка от реализации продукции, работ, услуг; доход физического лица.
Правильное определение налогооблагаемой базы является ключевым моментом в налоговых отношениях субъекта хозяйствования с государством и позволяет свести к минимуму риск финансовых потерь субъекта в виде санкций и штрафов. Расчет налогооблагаемой базы опирается на данные бухгалтерского, а в необходимых случаях – и оперативного налогового учета.
Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу объекта налогообложения. Она устанавливается либо в коэффициентах (процентах), либо в абсолютных суммах.
Согласно Налогового кодекса Республики Беларусь (статья 41) «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине)».
В налоговой политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, представляющие собой частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы.
Налоговые льготы – это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство.
Согласно Налогового кодекса Республики Беларусь (статья 43) «налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются в виде:
- освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);
- дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);
- пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
- возмещения суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);
- в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь».
Налоговый оклад – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд. В действительности в момент установления государством налога как отношения, возлагающего обязанности на субъекта, никаких денежных платежей не осуществляется. И только тогда, когда конкретный субъект по определенному налогу исчислит оклад налога и внесет его в бюджетный фонд, осуществится платеж (уплата денег).
Налоговый период – время начисления налога или сбора, в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их оплате. В Беларуси налоговыми периодами являются месяц, квартал, календарный год. Для отдельных категорий плательщиков подоходного налога с физических лиц и налога на добавленную стоимость – месяц. Взимание неналоговых платежей и некоторых сборов не связано с каким-либо налоговым периодом (регистрационный сбор, государственная пошлина и др.).
Налоговая квота – доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога (по совокупному налогу). Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, она показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и все налоги в совокупности.
Налоговый кадастр – перечень объектов налога с указанием их доходности. Применяют земельный, подомовой и др. кадастры; они служат для определения средней потенциальной доходности объекта налога – земли, строений и т.д.
Налоговая декларация – официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период и о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Наибольшее распространение налоговая декларация получила в налогообложении индивидуальных доходов.
Налоговое бремя – обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП. В развитых странах доля налогов в ВВП колеблется от 30 до 55%.
Налоговое обязательство – экономическое отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства. Как определенное экономическое отношение налоговое обязательство существует при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны.
Налоговая оговорка – условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется уплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории ее страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов.
Налоговые каникулы – установленный законом срок, в течение которого определенная группа предприятий, фирм, организаций освобождается от уплаты того или иного налога.
Налогообложение двойное – двукратное обложение одного и того же объекта налога. Налогообложение двойное широко распространено во всех странах. Налогообложение двойное может иметь место также при взимании налогов разными государствами, если отсутствуют межгосударственные налоговые соглашения, при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других случаях.
Таким образом, в налоговых системах разных стран отразилась специфика государственного устройства, приоритетность направлений в формировании структуры общественного производства, особенности внутренней и внешней политики, национальный менталитет. Вместе с тем современная динамичная интеграция отдельных регионов, расширение хозяйственных связей товаропроизводителей и создание транснациональных корпораций обусловили необходимость максимальной унификации налоговых систем, выработки единых принципов их построения.
Основополагающие принципы дополняются и детализируются с учетом условий, в которых создаются налоговые системы. Например, для неустойчивых экономик государств переходного периода, к каким относятся Республика Беларусь и страны СНГ, особое значение приобретает оптимальное сочетание принципов стабильности налоговых систем с гибкостью их реакции на изменения экономической ситуации. Отсутствие стабильности служит главным препятствием притока иностранных и отечественных инвестиций в национальное хозяйство.
Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно реагировать на изменения экономической ситуации. Налоговые реформы следует рассматривать как неотъемлемую часть общего процесса эволюции государства. Если налоговая система не будет соответствовать выбранным приоритетам на каждом новом этапе развития экономики, она станет тормозом общественного процесса [24].
Наименование налогов
Удельный вес, %
Анализируя данные табл. 3.1, можно сделать вывод, что основную долю платежей в целевые внебюджетные фонды занимал в 2005 г.:
- Единый платеж от выручки – 23,0 %.
Незначительный удельный вес занимает: транспортный сбор — 2,7%. По сравнению с 2004 г. удельный вес платежей в бюджет, целевые внебюджетные фонды в общей сумме налогов и платежей увеличился на 4,2%, а налогов и платежей в бюджет – уменьшился на 4,2%.
Как показывают данные табл. 3.2. удельный вес в 2005 г. всех налогов и платежей в бюджет, целевые внебюджетные фонды в выручке от реализации продукции составил 16,6%.
Удельный вес налога на прибыль в общей сумме налогов и платежей в бюджет, целевые внебюджетные фонды в 2005 г. составляет 21,3% (табл. 3.1.) и по сравнению с 2004 г. удельный вес суммы налога увеличился на 4,3%.
По данным табл. 3.2 наибольший удельный вес в 2005 г. в выручке от реализации занимают налоги и платежи в бюджет 12,1%, и по сравнению с 2004 г. уменьшились на 3,0%. В основном это произошло за счет уменьшения удельного веса налога на добавленную стоимость на 3,8%.
Таблица 3.2 Удельный вес налогов и платежей в бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды в составе выручки от реализации продукции ООО «ЛЮМ», %
Показатель |
Сумма, тыс. руб. | Удельный вес, % | Изменение структуры, % (гр.5-гр.4) | ||
2004 г. | 2005 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Выручка от реализации | 513800 | 494400 | 100 | 100 | - |
Налоги и платежи в бюджет и целевые внебюджетные фонды – всего | 102740 | 82247 | 20,0 | 16,6 | -3,4 |
Налоги и платежи в бюджет, всего | 77768 | 60025 | 15,1 | 12,1 | -3,0 |
В том числе: | |||||
Налог на недвижимость | 354 | 535 | 0,1 | 0,1 | - |
Налог на прибыль | 17475 | 17533 | 3,4 | 3,6 | +0,2 |
НДС | 35900 | 15541 | 6,9 | 3,1 | -3,8 |
Экологический налог | 840 | 784 | 0,2 | 0,2 | - |
Прочие налоги | 23199 | 25632 | 4,5 | 5,1 | +0,6 |
Платежи в целевые внебюджетные фонды, всего | 24972 | 22222 | 4,9 | 4,5 | -04 |
Налоги и отчисления в бюджет, целевые внебюджетные фонды, приходящиеся на 100 р. выручки изменились в 2005 г. против 2004 г. на 3,4 р. и составили 16,6 и 20,0 р. соответственно (табл. 3.3).
Таблица 3.3 Налоги и платежи в бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, приходящиеся на 100 р. реализованной продукции
Показатели | 2004 г. | 2005 г. | Изменения (гр.3-гр.2) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Налоги и платежи в бюджет, целевые внебюджетные фонды, тыс. р. | 102740 | 82247 | |
Выручка от реализации, тыс. р. | 513800 | 494400 | |
Налоги и платежи в бюджет на 100 р. реализованной продукции (стр.1/стр.2)*100 р. | 20,0 | 16,6 | -3,4 |
Анализ состава налогов и отчислений, включаемых в себестоимость продукции проводится в табл. 3.4.
Таблица 3.4 Анализ налогов и отчислений, включаемых в себестоимость ООО «ЛЮМ» за 2004-2005 гг., тыс. руб.
Налоги, включаемые в себестоимость |
Г. |
Г. |
Отклонение | |
сумма | в % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Экологический налог | 840 | 784 | -56 | 93 |
Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости | 5155 | 3258 | -1897 | 63 |
Фонд социальной защиты населения | 36085 | 28507 | -7578 | 78 |
Отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве | 515 | 407 | -108 | 79 |
Доля экологического налога в общей сумме налогов, % | 2,0 | 2,4 | +0,4 | 120 |
Доля единого платежа от ФОТ в общей сумме налогов, % | 12,1 | 9,9 | -2,2 | 82 |
Доля отчислений в ФСЗН в общей сумме налогов, % | 84,7 | 86,5 | +1,8 | 102 |
Доля отчислений по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве в общей сумме налогов, % | 1,2 | 1,2 | - | 100 |
Всего | 42595 | 32956 | -9639 | 77 |
Анализируя данные табл. 3.4 можно сделать вывод, что основную долю налогов и отчислений, включаемых в себестоимость в 2005 г. занимали:
- ФСЗН – 68,5%;
- Единый платеж от ФОТ – 9,9%.
Незначительный удельный вес занимают отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве – 1,2%.
По проведенному в табл. 3.4 расчету видно, что единый платеж от ФОТ в 2005 г. по сравнению с 2004 г. уменьшился на 1879 тыс. р. Это обусловлено снижением налоговой ставки единого платежа от ФОТ с 5% в 2004 г. до 4% в 2005 г.
Анализ состава и структуры платежей, уплачиваемых из выручки проводится в табл. 3.5.
Таблица 3.5 Анализ платежей, уплачиваемых из выручки от реализации продукции ООО «ЛЮМ» за 2004-2005 гг., тыс. руб.
Г. |
Г. |
Отклонение | ||
сумма | в % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Налог на добавленную стоимость | 35900 | 15541 | -20359 | 43,3 |
Единый платеж от выручки | 19817 | 18964 | -853 | 95,7 |
Налог на приобретение автомобиля | - | 826 | +826 | - |
Доля налога на добавленную стоимость в общей сумме налогов, % | 64,4 | 44,0 | -20,4 | 68,3 |
Доля единого платежа от выручки в общей сумме налогов, % | 35,6 | 53,7 | +18,1 | 150,8 |
Доля налога на приобретение автомобиля в общей сумме налогов, % | - | 2,3 | +2,3 | - |
Всего | 55717 | 35331 | -20386 | 63,4 |
Анализируя данные табл. 3.5, можно сделать вывод, что основную долю налогов, уплачиваемых из выручки занимали в 2005 г.:
- Единый платеж от выручки – 53,7%.
- Налог на добавленную стоимость – 44%.
Незначительный удельный вес занимает налог на приобретение автомобиля – 2,3%.
Как показывают данные табл. 3.6 удельный вес в 2005 г. налогов, уплачиваемых из выручки в бюджет в выручке от реализации продукции составил 7,1%, и по сравнению с 2004 г. уменьшились на 3,7%. В основном это произошло за счет удельного веса налога на приобретение автомобиля.
Налоги, уплачиваемые из выручки в бюджет, приходящиеся на 100 р. выручки изменились в 2005 г. против 2004 г. на 3,7 р. и составили 7,1 и 10,8 р. соответственно (табл. 3.7) [21].
Таблица 3.6 Удельный вес платежей, уплачиваемых из выручки от реализации продукции в составе выручки от реализации продукции, %
Показатель |
Сумма, тыс. руб. | Удельный вес, % | Изменение структуры, % (гр.5-гр.4) | ||
2004 г. | 2005 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Выручка от реализации | 513800 | 494400 | - | - | - |
Налоги, уплачиваемые из выручки в бюджет, всего | 55717 | 35331 | 10,8 | 7,1 | -3,7 |
В том числе: | |||||
НДС | 35900 | 15541 | 6,9 | 3,1 | -3,8 |
Единый платеж от выручки | 19817 | 18964 | 3,9 | 3,8 | -0,1 |
Налог на приобретение автомобиля | - | 826 | - | 0,2 | +0,2 |
Таблица 3.7 Налоги и платежи в бюджет, приходящиеся на 100 р. реализованной продукции
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | Изменения (гр.3-гр.2) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Налоги, уплачиваемые из выручки в бюджет, тыс. р. | 55717 | 35331 | |
Выручка от реализации, тыс. р. | 531800 | 494400 | |
Налоги, уплачиваемые из выручки в бюджет на 100 р. реализованной продукции (стр.1/стр.2) 100 р. | 10,8 | 7,1 | -3,7 |
Для налоговых органов и предприятия большой интерес представляет налогооблагаемая прибыль, так как от этого зависит сумма налога на прибыль, а соответственно и сумма чистого дохода.
Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо из суммы валовой прибыли вычесть:
- доход предприятия от ценных бумаг, долевого участия в совместных предприятиях и других внереализационных операций, облагаемый налогом по специальным ставкам и удерживаемый у источника его выплаты;
- прибыль, по которой установлены налоговые льготы в соответствии с действующим налоговым законодательством.
В табл. 3.8 проанализируем долю налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли в 2005 г. по отношению к 2004 г.
Таблица 3.8 Анализ доли налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли в 2005 г. по отношению к 2004 г., тыс. руб.
Г. |
Г. |
Отклонение | ||
сумма | в % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Налог на прибыль | 17475 | 17533 | +58 | 100 |
Налог на недвижимость | 354 | 535 | +181 | 151 |
Транспортный сбор | 2214 | 2221 | +7 | 100 |
Доля налога на прибыль в общей сумме налогов, % | 87,2 | 86,4 | -0,8 | 99 |
Доля налога на недвижимость в общей сумме налогов, % | 1,8 | 2,6 | +0,8 | 144 |
Доля транспортного сбора в общей сумме налогов, % | 11,0 | 11,0 | - | - |
Всего | 20043 | 20289 | +246 | 101 |
Таблица 3.9 Расчет отношения фактически полученной прибыли к плановой ООО «ЛЮМ» за 2005 г. и 2004 г., тыс. руб.
Показатель |
Г. |
Г. | Отношение фактической прибыли к плановой в % 2004 г. | Отношение фактической прибыли к плановой в % 2005 г. | ||
план | факт | план | факт | |||
Прибыль (убыток) от реализации | 63150 | 71700 | 67270 | 70500 | 113 | 104 |
Сальдо прочих внереализационных доходов и расходов | 4580 | -4300 | 6700 | -6500 | -94 | -97 |
Прибыль за отчетный период, тыс. руб. | 60640 | 67400 | 62430 | 64500 | 111 | 103 |
Прибыль, подлежащая налогообложению | 60640 | 67400 | 62430 | 64500 | 111 | 103 |
Данные таблицы показывают, что фактическая сумма прибыли выше плановой в 2005 г. на 4%, а в 2004 г. на 13%.
Налог на прибыль рассчитывается как произведение налогооблагаемой прибыли на ставку налога на прибыль.
Налогооблагаемая прибыль рассчитывается как прибыль отчетного года за минусом прибыли от дивидендов и приравненных к ним доходов, льготируемой прибыли и налога на недвижимость.
Предприятие облагается налогом на прибыль по ставке 24 %.
Рассмотрим формирование прибыли в табл. 3.10.
Таблица 3.10 Анализ формирования прибыли в 2004-2005 гг. ООО «ЛЮМ», тыс. руб.
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Отклонение | |
2004 г. | 2005 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 Выручка от реализации продукции (работ, услуг) за минусом НДС и аналогичных обязательных платежей | 461700 | 467300 | +5600 |
2 Себестоимость реализации товаров, работ, услуг | 390000 | 396800 | +6800 |
3 Прибыль (убыток) от реализации (п. 1 - п. 2) | 71700 | 70500 | -1200 |
4 Операционные доходы | 20000 | 41300 | +21300 |
5 Операционные расходы | 20000 | 40800 | +20800 |
6 Внереализационные доходы | 1500 | 2600 | +1100 |
7 Внереализационные расходы | 5800 | 9100 | +3300 |
8 Прибыль (убыток) отчетного года (п.3 + п.4 + п.6 – - п. 5 – п.7) | 67400 | 64500 | -2900 |
Данные анализа табл. 3.10 показывают, что выручка от реализации продукции (работ, услуг) за минусом НДС и аналогичных обязательных платежей выросла в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 5600 тыс. руб. Однако и себестоимость реализации товаров (работ, услуг) в 2005 г. увеличилась на 6800 тыс. руб., что привело к уменьшению прибыли (убытка) в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 2900 тыс. руб.
На основании данных расчетов на прибыль, главной книги, годового отчета формы 2, аналитических данных по счетам 68, 99, произведем анализ формирования налогооблагаемой прибыли и факторов, влияющих на налог на прибыль. Используя данные факторного анализа прибыли от реализации продукции, внереализационных финансовых результатов, а также данные табл. мы можем определить, как влияют эти факторы на изменение суммы налогооблагаемой прибыли (табл.3.11) [22].
Формирование налогооблагаемой прибыли представим в табл. 3.11.
Таблица 3.11 Анализ формирования налогооблагаемой прибыли ООО «ЛЮМ» за 2004-2005 гг., тыс. руб.
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Отклонение | |
2004 г. | 2005 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 Всего прибыль отчетного года | 67400 | 64500 | -2900 |
2 Налог на недвижимость | 354 | 535 | +181 |
3 Налогооблагаемая прибыль | 67046 | 63965 | -3081 |
4 Удельный вес налогооблагаемой прибыли отчетного года, % | 99,5 | 99,2 | -0,3 |
5 Налог на прибыль (п.3 24 / 100) | 17475 | 17533 | +58 |
На основании данных табл. 3.11 на предприятии удельный вес налогооблагаемой прибыли в 2005 г. по сравнению с 2004 г. уменьшился на 0,3%. В абсолютной сумме налогооблагаемая прибыль уменьшилась на 2900 тыс. руб. Дальнейший анализ направлен на изучение в абсолютной сумме и структуре налогов и сборов из прибыли.
Транспортный сбор рассчитывается как произведение прибыли после вычета налога на недвижимость и налога на прибыль на ставку налога.
Ставка транспортного сбора в 2005г. – 4%.
Основным фактором формирования налогооблагаемой прибыли является прибыль отчетного года.
Произведем анализ факторов, оказавших влияние на изменение налога на прибыль. Результаты обобщены в табл. 3.12.
Таблица 3.12 Анализ факторов, оказавших влияние на изменение налога на прибыль за 2004-2005 гг., тыс. руб.
Факторы | Расчет | Отклонение |
1 | 2 | 3 |
1 Изменение суммы налогооблагаемой прибыли | (64500-67400) 0,24 | -696 |
В том числе: | ||
1.1 Изменение прибыли отчетного года | (63965-67046) 0,24 | -739 |
1.2 Изменение налога на недвижимость | (535-354) 0,24 | +43 |
Налог на прибыль | (17533-17475) | +14 |
По сделанному в табл. 3.12 расчету видно, что налог на прибыль в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличился на 58 тыс. руб. Это обусловлено ростом суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) на 5600 тыс. руб. (табл. 3.6).
Таблица 3.13
Анализ состава налогов и сборов из прибыли ООО «ЛЮМ»
Показатель |
Сумма, тыс. руб. | Удельный вес, % | Изменение структуры, % (гр.5-гр.4) | ||
2004 г. | 2005 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Прибыль отчетного года | 67400 | 64500 | 100 | 100 | - |
Налоги и сборы из прибыли | 20043 | 20289 | 29,7 | 31,4 | +1,7 |
В том числе: | |||||
Налог на прибыль | 17475 | 17533 | 25,9 | 27,2 | +1,3 |
Налог на недвижимость | 354 | 535 | 0,5 | 0,8 | +0,3 |
Транспортный сбор | 2214 | 2221 | 3,3 | 3,4 | +0,1 |
По данным табл. 3.13 можно сделать вывод, что налоги и сборы из прибыли отчетного года составили в 2005 г. 31,4% и по сравнению с 2004 г. увеличились на 1,7%. Наибольший удельный вес налогов в прибыли 2005 года составляет налог на прибыль 27,2 % и по сравнению с 2004 г. увеличился в 2005 г. на 1,3%. Незначительные увеличения по сравнению с 2004 г. наблюдаются по налогу на недвижимость и транспортному сбору на 0,3% и 0,1% соответственно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:1) под налоговой системой понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
2) современная налоговая система Беларуси характеризуется следующими чертами:
- базируется на правовой основе, а не подзаконных актах, как это было ранее. Она пронизывает все финансовые отношения, связанные с перераспределением части совокупного общественного продукта;
- построена по единым правилам, на едином механизме исчисления и сбора платежей, независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц. За всеми налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых органов;
- предъявляет к плательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия формирования доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, невмешательства в использовании средств, оставшихся после уплаты налога;
- обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, юридическими лицами, усиливает правовую защиту их интересов;
- учет опыта западных стран дает возможность Беларуси присоединиться к мировому рынку, включиться в международные экономические интеграционные связи.
3) обязательными составляющими налоговой системы Беларуси, как и таковых в других странах, являются такие элементы налоговой системы, как налогоплательщики, объект налогообложения, база налогообложения, налоговые платежи, налоговые ставки, налоговый период, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, сборов, пошлин, сроки уплаты налогов, сборов, пошлин, налоговые агенты. При этом все из них устанавливаются налоговым законодательством Республики Беларусь применительно к каждому налогу, сбору, пошлине.
4) вместе с этим, созданная налоговая система в силу разных причин имеет существенные недостатки:
- налоги носят в основном фискальный характер, то есть при решении вопросов о налогах главным выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей и стимулирующей роли налогов не придается серьезного значения, хотя именно эти функции могут способствовать экономическому росту государства;
- высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов: суммарные налоговые платежи по разным оценкам составляют от 40 до 70% валовых доходов юридических лиц. Высок уровень косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины), оплачиваемых населением, именно они выступают одним из генераторов инфляционных процессов;
- большое количество налогов, сборов, отчислений – республиканских, местных, целевых, внебюджетных, которое осложняет налогообложение;
- нестабильность налоговых законов, особенно касающихся налога на прибыль и налога на добавленную стоимость: существует огромное количество нормативных актов, к которым не гарантируется право доступа. Если указы Президента, законы, постановления Правительства публикуются в печати, то ведомственные письма, инструкции, приказы с важными изменениями и дополнениями не всегда доходят до налогоплательщиков;
- методически исчисления налогов и налоговой базы представляет большие трудности для плательщиков;
- неоправданно широкие права налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового законодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушения, установленных ими положений, не неся ответственности за собственные ошибки.
5) основные направления реформирования системы налогообложения в соответствии с новым переходным этапом экономического развития национальной экономики можно определить следующим образом:
- снижение общего уровня централизации в бюджете финансовых ресурсов для дальнейшей стабилизации экономических процессов и экономического роста;
- оптимизация структуры налоговой системы за счет сокращения целевых платежей, отчислений в целевые бюджетные фонды, уменьшения налоговой нагрузки косвенными налогами с целью создания благоприятного налогового климата для инновационных и инвестиционных процессов и снижения уровня инфляции;
- реформирование системы подоходного и социального налогообложения как реального фактора улучшения благосостояния населения;
- упрощение и модернизация методик исчисления налогов, введения специальных режимов налогообложения для малого и среднего бизнеса с целью развития предпринимательства, негосударственного сектора экономики, привлечения инвестиций;
- ориентация методов налогового регулирования на создание инновационной экономики;
- введение Специальной части Налогового кодекса, закрепляющей правовые основы налогообложения и обеспечивающей равные условия деятельности субъектов налоговых отношений.
На основании проведенного анализа хозяйственной деятельности и налогообложения на ООО «ЛЮМ» можно сделать следующие выводы:
1) в 2004 году по ООО «ЛЮМ» выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг составила 461700 тыс. руб.
Прибыль отчетного периода была получена в размере 67400 тыс. руб. Был получен убыток от внереализационных доходов и расходов в сумме 4300 тыс. руб., а прибыль от основной деятельности составила 71700 тыс. руб. Таким образом, прибыль отчетного периода была получена не за счет внереализационного результата и прочей реализации, а в основном за счет прибыли от основной деятельности.
2) Фактическое выполнение выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг за 2005 год по ООО «ЛЮМ» составило 467300 тыс. руб.
За 2005 год ООО «ЛЮМ» сработало с прибылью 64500 тыс. руб. Прибыль от основной деятельности составила 70500 тыс. руб.
3) рост выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг к уровню 2004 года составил 5600 тыс. руб. или 1,2%.
По сравнению с 2004 годом прибыль от основной деятельности уменьшилась на 1200 тыс. руб. или на 1,7%, а прибыль от хозяйственной деятельности уменьшилась на 1700 тыс. руб., что произошло за счет существенного снижения прибыли от внереализационных доходов и расходов (на 2200 тыс. руб.).
4) в 2004 году наибольшую сумму составляют налоги, уплачиваемые из выручки от реализации и наибольший удельный вес в общей сумме налогов, также составили налоги, уплачиваемые из выручки от реализации (54,2%), а наименьшую сумму и удельный вес (5,8%) составляли налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции. 19,5% составили налоги, уплачиваемые из прибыли.
5) в 2005 году по сравнению с 2004 годом сумма налогов, относимых на себестоимость, уменьшилась на 1953 тыс. руб., а по удельному весу на 32,6%. Сумма налогов, уплачиваемых из выручки, уменьшилась на 20385 тыс. руб., а по удельному весу уменьшилась на 36,6%. Сумма налогов, уплачиваемых из прибыли, увеличилась на 247 тыс. руб., а по удельному весу – на 1,2%.
6) в целом за два года у ООО «ЛЮМ» прослеживается тенденция не только к уменьшению сумм налогов (что в основном вызвано уменьшением суммы налогов, уплачиваемых из выручки), но и к уменьшению доли налогов и неналоговых платежей, относимых на себестоимость (в 2005 году по сравнению с 2004 годом) и увеличению доли налогов, уплачиваемых из прибыли.
7) в заключение следует также отметить, что несмотря на то, что увеличилась выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, и вследствие того, что существенно увеличилась себестоимость, снизилась прибыль от реализации, снизилась прибыль от внереализационных доходов и расходов, прослеживается отрицательная динамика прибыли отчетного периода. Следовательно, хотя работа ООО «ЛЮМ» и является прибыльной, и вследствие того, что в динамике прибыльность снижается, то необходимо принятие мер и проведение мероприятий для повышения прибыльности и эффективности работы предприятия в целом. В результате проведения мероприятий может быть обеспечено улучшение результатов хозяйственной деятельности ООО «ЛЮМ» и обеспечена дальнейшая безубыточная (рентабельная) работа предприятия.
I . Внеоборотные активы
Основные средства (01, 02)
110
26,5
Нематериальные активы (04, 05)
120
-
Доходные вложения в материальные ценности (02, 03)
130
-
Вложения во внеоборотные активы (07, 08)
140
-
Прочие внеоборотные активы
150
-
ИТОГО по разделу I
190
26,5
II . Оборотные активы
Запасы и затраты
210
4,5
В том числе:
сырье, материалы и другие ценности (10, 14, 15, 16)
211
4,5
животные на выращивании и откорме (11)
212
-
незавершенное производство (издержки обращения)
(20, 21, 23, 29, 44)
213
-
прочие запасы и затраты
214
-
Налоги по приобретенным ценностям (18, 76)
220
0,5
Готовая продукция и товары (40, 41, 43)
230
-
Товары отгруженные, выполненные работы, оказанные
услуги (45, 46)
240
-
Дебиторская задолженность
250
98,2
В том числе:
расчеты с покупателями и заказчиками (62, 63)
251
97,6
расчеты с учредителями по вкладам в уставной фонд (75)
252
-
расчеты с разными дебиторами и кредиторами (76, 60)
253
0,6
прочая дебиторская задолженность
254
-
Финансовые вложения (58,59)
260
-
Денежные средства (50, 51, 52, 55, 57)
270
62,7
Прочие оборотные активы
280
-
ИТОГО по разделу II
290
165,9
БАЛАНС
390
192,4
ПАССИВ
Код строки
На начало
отчетного года
На конец
отчетного периода
1
2
3
4
III. Собственный капитал
Уставный фонд (капитал) (80)
510
1,0
1,0
Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (учредителей) (81)
515
-
-
Резервный фонд (82)
520
-
13,4
Добавочный фонд (83)
530
30,6
50,3
Нераспределенная прибыль (84)
540
89,5
61,8
Непокрытый убыток (84)
550
-
-
Целевое финансирование (86)
560
-
-
ИТОГО по разделу III
590
121,1
126,5
IV. Доходы и расходы
Резервы предстоящих расходов (96)
610
-
-
Расходы будущих периодов (97)
620
-0,2
-0,2
Доходы будущих периодов (98)
630
-
-
Прибыль отчетного года (99)
640
-
-
Убыток отчетного года (99)
650
-
-
Прочие доходы и расходы
660
-
-
ИТОГО по разделу IV
690
-0,2
-0,2
V. Расчеты
Краткосрочные кредиты и займы (66)
710
-
-
Долгосрочные кредиты и займы (67)
720
-
-
Кредиторская задолженность
730
71,5
72,3
в том числе:
расчеты с поставщиками и подрядчиками (60)
731
43,3
42,6
расчеты по оплате труда (70)
732
13,1
18,2
расчеты по прочим операциям с персоналом (71,73)
733
-
-
расчеты по налогам и сборам (68)
734
10,3
6,3
расчеты по социальному страхованию и обеспечению (69)
735
4,6
5,0
расчеты с акционерами (учредителями) по выплате доходов (дивидендов) (75)
736
-
-
расчеты с разными дебиторами и кредиторами (76,62)
737
0,2
0,2
Прочие виды обязательств
740
-
-
ИТОГО по разделу V
790
71,5
72,3
БАЛАНС
890
192,4
198,6
___________________________
____Ю.В. Коркин _____
(подпись)
(И.О.Фамилия)
Главный бухгалтер | ___________________________ | __Т.А. Корунная-Коркина____ |
(бухгалтер) | (подпись) | (И.О.Фамилия) |
“_____”__________________________ 200__г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Отчет о прибылях и убытках
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
За 2005 г.
Форма №2 по ОКУД | КОДЫ | ||
0502072 | |||
Дата (год, месяц, число) | 2005 | 1 | 1 |
Организация ООО «ЛЮМ» по ОКЮЛП | 600045077 | ||
Вид деятельности автоперевозки УНП | 600045077 | ||
Организационно-правовая форма частная по ОКЭД |
| ||
Орган управления по ОКОПФ |
| ||
Единицы измерения: млн. руб. по СООУ |
| ||
Адрес Минский р-н, д. Угляны по ОКЕИ |
|
Наименование показателя
Код. стр.
За отчетный период
1
2
3
Код. стр.
За отчетный период
Наименование показателей
Код стр.
На конец отчетного периода
Руководитель | ___________________________ | ____Ю.В. Коркин _____ | |||
(подпись) | (И.О.Фамилия) | ||||
Главный бухгалтер | ___________________________ | __Т.А. Корунная-Коркина____ | |||
(бухгалтер) | (подпись) | (И.О.Фамилия) | |||
“_____”__________________________ 200__г.
приложение 3
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 68 за 2004 год
За 2004 г. | ||||||
Субконто | Сальдо на начало периода | Обороты за период | Сальдо на конец периода | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
68.1 | 247196 | 5602730 | 5995304 | 639770 | ||
68.1.1 | 201295 | 4799505 | 5155029 | 556819 | ||
68.1.2 | 47779 | 805103 | 840275 | 82951 | ||
68.1.3 | 1878 | -1878 | ||||
68.2 | 1332815 | 52033318 | 55716730 | 5016227 | ||
68.2.1 | 539674 | 25011964 | 35900004 | 3038685 | ||
68.2.1 | 8389029 | |||||
68.2.2 | 356468 | 13360299 | 14445433 | 1441602 | ||
68.2.3 | 436673 | 5272026 | 5371293 | 535940 | ||
68.3 | 677864 | 16849278 | 20042662 | 2515520 | ||
68.3.1 | 243074 | 14998782 | 17475021 | 2233165 | ||
68.3.3 | 21711 | 332427 | 354138 | |||
68.3.5 | 200617 | 228453 | 27836 | |||
68.3.6 | 413079 | 1317452 | 1985050 | 254519 | ||
68.4 | 1239967 | 19278401 | 20098266 | 2059832 | ||
68.4.1 | 1239967 | 19278401 | 20098266 | 2059832 | ||
68.5 | 796797 | 887427 | 90630 | |||
68.5.1 | 796797 | 887427 | 90630 | |||
Итого | 2142114 | 94560524 | 102740389 | 10321979 |
За 2005 г. | ||||||
Субконто | Сальдо на начало периода | Обороты за период | Сальдо на конец периода | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
68.1 | 639 770 | 4 315 741 | 4 042 114 | 366 143 | ||
68.1.1 | 556 819 | 3 510 605 | 3 258 107 | 304 321 | ||
68.1.2 | 82 951 | 805 136 | 784 007 | 61 822 | ||
68.2 | 5 016 227 | 38 424 496 | 35 331 621 | 1 923 352 | ||
68.2.1 | 3 038 685 | 14 830 787 | 15 540 980 | 346 772 | ||
68.2.1 | 3 402 106 | |||||
68.2.2 | 1 441 602 | 18 829 392 | 18 964 370 | 1 576 580 | ||
68.2.3 | 535 940 | 535 940 | ||||
68.2.4 | 826 271 | 826 271 | ||||
68.3 | 2 515 520 | 21 419 246 | 20 289 735 | 1 386 009 | ||
68.3.1 | 2 233 165 | 18 512 948 | 17 533 419 | 1 253 636 | ||
68.3.3 | 556 271 | 535 344 | 20 927 | |||
68.3.5 | 27 836 | 186 456 | 166 567 | 7 947 | ||
68.3.6 | 254 519 | 2 163 498 | 2 054 332 | 145 353 | ||
68.4 | 2 059 832 | 21 772 659 | 22 347 090 | 2 634 263 | ||
68.4.1 | 2 059 832 | 21 772 659 | 22 347 090 | 2 634 263 | ||
68.5 | 90 630 | 326 445 | 236 865 | 1 050 | ||
68.5.1 | 90 630 | 326 445 | 236 865 | 1 050 | ||
Итого | 10 321 979 | 86 258 514 | 82 247 352 | 6 310 817 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Налоговая система республики Беларусь
1.1 Понятие и сущность налоговой системы
1.2 Классификация налогов, их виды и распределение
2 Налогообложение на предприятии
2.1 Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг (косвенные налоги)
2.2 Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг
2.3 Налоги, уплачиваемые из прибыли
3 Анализ налогообложения на примере финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛЮМ» и совершенствование налоговой системы
3.1 Анализ налогообложения на примере финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛЮМ»
3.2 Совершенствование налоговой системы республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1 Баланс предприятия
Приложение 2 Отчет о прибылях и убытках
Приложение 3 Оборотно-сальдовая ведомость по счету 68 за 2004г.
Приложение 4 Оборотно-сальдовая ведомость по счету 68 за 2005г.
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общественных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Налоги как один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны; это необходимое звено экономических отношений в обществе. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Налоговая система государства должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Рациональная налоговая система должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, местных и частных интересов, содействовать развитию производства, предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности.
Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:
- налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений:
- налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;
- налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества;
- административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
С обретением национальной независимости и государственной самостоятельности перед Республикой Беларусь встала задача создания собственной налоговой системы, адекватной национальным интересам и целям развития Беларуси и соответствующей современным мировым требованиям. В результате налоговой реформы, проведенной в 1992 г., социалистическая налоговая система, действовавшая в республике, была заменена системой, отвечающей основным европейским и мировым стандартам, однако процесс совершенствования белорусского налогообложения продолжается до сих пор.
Налоговая система Республики Беларусь – один из важнейших элементов экономической системы государства. В условиях коренных преобразований в экономике налоговая система испытывает двойную нагрузку. С одной стороны, она должна стимулировать развитие экономики, придание ей соответствующей структуры отраслей и производства, а с другой – она испытывает постоянное воздействие со стороны государства, нуждающегося во все возрастающих финансовых ресурсах. Существует непосредственная взаимосвязь между государственными расходами и налоговой нагрузкой на предприятие и население. Эффективная налоговая система может состояться при грамотном регулировании налоговых отношений и соответствующем требованиям времени налоговом законодательстве.
Целью дипломной работы является исследование налоговой системы Республики Беларусь, принципов ее построения, видов налогов и сборов, действующих на территории Республики Беларусь; анализ налоговой нагрузки на экономику и структуры налогов, формирующих доходную часть бюджета; выявление недостатков белорусской налоговой системы и основные направления ее реформирования.
Объектом исследования дипломной работы определено юридическое лицо Республики Беларусь, которое является плательщиком налогов.
ООО «ЛЮМ» зарегистрировано решением Миноблисполкома от 13.09.2000 г. № 609 в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 600045077.
Основными источниками при изучении правовых основ организации налоговой системы Республики Беларусь явились: Налоговый кодекс Республики Беларусь, Законы, Указы и Декреты Президента по вопросам налогообложения, материалы периодической печати, статистические данные по налоговой отчетности.
Налоговая система Республики Беларусь
Дата: 2019-05-29, просмотров: 212.