Введение
В данной курсовой работе по дисциплине «Региональная экономика» рассматривается взаимоотношение предприятия с бюджетом на примере открытого акционерного общества «Дальневосточное морское пароходство» (ОАО «ДВМП»).
Так как взаимоотношение предприятия с бюджетом осуществляется через налоги, теоретическая часть данной работы посвящена налогообложению. В ней рассматриваются сущность и функции налогов, их виды, принципы налогообложения и т.д.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
В практической части описана деятельность организации, оказываемые виды услуг, показана динамика основных экономических показателей, рассмотрены внешние факторы рынка и т.д.
Несмотря на сложное экономическое положение в стране, компания продолжает развиваться, обновлять флот, намеренно придерживаясь курса сохранения характера национального общественного перевозчика с универсальным составом судов. Уже сейчас активы компании оцениваются независимыми иностранными аудиторами в один миллиард американских долларов. И они почти полностью финансируются из собственных источников. В 1994 г. по решению Международного Экспертного Совета ОАО «ДВМП» включено в каталог «Элита российского бизнеса – золотые фирмы года», а в 1995 г. эта элитарная международная организация включила ДВМП в список 20 ведущих российских компаний, внесших наибольший вклад в стабилизацию и развитие экономики страны.
В практической части также рассчитываются выплаты всех отчислений ОАО «ДВМП», составляются таблицы налоговых платежей.
Определяющее значение для формирования налоговой политики, системы налогов имели законы «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и некоторые другие. Налоговая политика во многом определяет ход и направления хозяйственно финансовых процессов, поэтому государство должно учитывать реакцию экономических институтов на те или иные налоговые воздействия. Совершенствуя систему налогов и налоговых льгот оно сдерживает или стимулирует определенные экономические тенденции, развитие различных отраслей хозяйства или отдельных товаропроизводителей, что в конечном счете сказывается на состоянии экономики и жизненном уровне населения.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Функции налогов
Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особо централизованного звена распределительных отношений.
Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.
Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.)
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового пресса в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.), но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.
В отлаженной налоговой системе реализуются все функции и подфункции налогов. На начало 1994 г. на территории РФ установлены 44 вида налогов, сборов и других платежей, в том числе 16 федеральных, 5 региональных, то есть налогов субъектов РФ – республик в составе РФ, краев, областей и автономных образований, и 23 местных. Большая их часть имеет чисто фискальное предназначение, и лишь по некоторым просматривается регулирующая функция. Казалось бы, акцизы на табачные и алкогольные изделия, увеличивающие их продажную цену, призваны сдерживать рост потребления этих изделий, так как интересы здоровья нации для государства превыше всего. Однако даже в условиях экономического кризиса производство табачных и алкогольных изделий и их потребление в России (сюда надо добавить и импортируемое количество) не уменьшаются.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.
В Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды льгот:
необлагаемый минимум объекта;
изъятие из обложения определенных элементов объекта;
освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
понижение налоговых ставок;
целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период), прочие налоговые льготы.
Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:
финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство;
малых форм предпринимательства;
занятости инвалидов и пенсионеров;
благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.
Преференции установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между предприятием и региональным налоговым органом.
Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют отраслевую принадлежность.
Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный налог, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.
При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги (например, сбор с владельцев собак, курортный сбор).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Внешние факторы рынка
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого менеджер выявляет внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить новые благоприятные возможности и потенциальные угрозы.
В целом исследование внешних факторов рынка включает следующие составляющие: характеристика основных потребителей, возможности расширения целевых рынков, состояние конкуренции на рынке, организация взаимоотношений с поставщиками и партнерами.
Круг клиентов Дальневосточного морского пароходства очень разнообразен и неоднороден. Услугами компании пользуются различные организации и предприятия. ДВМП имеет многочисленную клиентуру на внешнем и внутреннем рынках.
На российском рынке ДВМП ранее оказывало услуги в основном бюджетным организациям, заказы от которых поступали по мере перечисления ими денежных средств. Но в последнее время ДВМП стало невыгодно такое сотрудничество из-за растущей задолженности данных предприятий.
Практически невозможно перечислить всех потребителей данной компании на мировом рынке. Только на одном направлении линии ФАЛ (FESCO – Австралия) услугами FESCO за первое полугодие 1997 г. воспользовались более 200 организаций, среди которых 120 представлены посредническими фирмами, а остальная доля приходится на промышленные и продовольственные предприятия, торговые компании и т.п.
Движение судов по линии ФАЛ: Гонконг – Манила – Мельбурн – Сидней – Брисбен – Манила - Гонконг. Среди наиболее крупных клиентов на данной линии можно выделить следующие организации по количеству перевезенных контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ) за первое полугодие 1997 г.:
Отправители из Гонконга на Австралию | ДФЭ |
Cargo Sves Far East | 353 |
Transunion Int’l | 192 |
Vincent Shpg | 232 |
Wako Express | 280 |
Aws Tomax Shpg | 229 |
Easily Svcs | 272 |
Intergroup Shpg | 385 |
Прочие | 8043 |
Австралия – Манила | ДФЭ |
Alcoa | 300 |
BHP | 550 |
Comalco | 600 |
McKay Sugar | 300 |
Nestle | 700 |
Pasminco | 300 |
San Miguel | 700 |
Cooliainer | 400 |
Манила – Австралия | ДФЭ |
San Miguel | 750 |
Michael Waring Trading | 306 |
Ramcor | 120 |
Австралия – Гонконг | ДФЭ |
Alcoa | 700 |
Comalco | 500 |
Cooliainer | 600 |
GH Michell | 750 |
Montell | 720 |
McKay Sugar | 250 |
Pasminco | 1000 |
Transtar | 600 |
Все перечисленные потребители являются юридическими лицами и располагаются в тех портах, откуда отправляют свои грузы.
Дальневосточное морское пароходство не останавливается на достигнутом и всячески расширяет поле своей деятельности. На данный момент компания добивается разрешения правительства Южной Кореи и Тайваня заходить напрямую в порты Пусан, Келунг, Каошинг. Это позволило бы перевозить из Тайваня на Австралию 2500 контейнеров в год, из Южной Кореи на Австралию 2200 с обратной тягой на Тайвань из Австралии порядком 3500 и на Южную Корею – 2500 контейнеров в год. Также предусматривается расширение других, наиболее перспективных линий. В частности, из Японии планируется отправлять на Австралию 5400, а из Австралии на Японию – 7000 контейнеров. По линии ФАНАЛ – из Папуа Новой Гвинеи – 2200, а из Америки – 3500 контейнеров в год.
Необходимым этапом маркетинговых исследований является изучение конкурентов, действующих на этом же рынке. Конкуренция присутствует почти во всех сферах деятельности, это самый очевидный фактор внешней среды предприятия. Целью исследований деятельности конкурентов является выявление сильных и слабых сторон у себя и у конкурентов, определение собственных позиций на рынке (позиционирование) и, в конечном счете, улучшение конкурентоспособности предприятия.
Конкурентами FESCO на международном рынке являются как и независимые перевозчики – аутсайдеры, так и компании, входящие в конференцию – союз судовладельцев. Наиболее крупные конкуренты FESCO по линейным перевозкам:
Конференция:
P&O Shipping Company – Австралия;
ANL – Australian Nation Line – Австралия;
NOL – Nippon Ouan Line – Япония;
Yang Ming – Тайвань;
ZSL – Zim Shipping Line – Израиль.
Аутсайдеры:
Cosco – Китай;
Hanjin – Южная Корея;
MSC – Mediterranean Shipping Company – Австралия.
По линии ФАЛ независимые перевозчики и конференция работают с равными периодами отхода судов – раз в неделю, проигрывает лишь MSC, выполняя два отхода за месяц. Все компании кроме Cosco и FESCO, работают через Сингапур на Австралию. FESCO и Cosco выполняют прямые рейсы из Гонконга на Австралию, что дает им преимущества перед другими конкурентами. Транзитное время доставки грузов из Гонконга на Австралию у FESCO: до Мельбурна – 15 дней, до Сиднея – 17, до Брисбена – 19. Время доставки грузов у конкурентов FESCO в некоторые порты больше: до Мельбурна – 15 дней, до Сиднея – 18, до Брисбена – 21. Но FESCO проигрывает старым флотом в возрасте свыше 15 лет, который чаще выходит из строя и требует ремонта. У конкурентов FESCO на мировом рынке возраст флота не превышает 15 лет. Это их основное преимущество.
В последние годы основной грузопоток смещается на Китай и Тайвань в связи с дешевизной там рабочей силы и быстрого экономического роста. В связи с этим резко возросла конкурентная борьба с конференцией и аутсайдерами, старающимися перехватить груз у FESCO за счет уменьшения частоты отходов, транзитного времени, а также путем понижения ставок фрахта.
По внутренним перевозкам пароходство практически не имеет конкурентов. Это единственная компания на Дальнем Востоке с таким количеством судов с большой грузовместимостью, остальные перевозчики – это мелкие компании с единичным количеством малых судов. Они осуществляют перевозку мелких партий, суда же ДВМП рассчитаны на гораздо больший объем перевозок.
Партнерами ОАО «ДВМП» являются агентские компании, которые находятся в различных портах по всему миру. Ниже приведены наиболее крупные из них:
Гонконг – FESCO LINES (H K) LTD;
Манила – FILSOV SHIPPING CO.;
Австралия – FESCO LINES AUSTRALIA PTY;
Тайвань – WALLEN SHIPPING CO.;
Китай – YENWIN, PENAVICO;
Макао – LEVINDA;
Новая Зеландия – FESCO LINEZ (N Z) LTD;
Америка – FESCO AUSTRALIA NORTH AMERICA;
Южная Корея – TRANSORIENT;
Япония – UNITED ORIENT SHIPPING CO.;
Тайвань – THASOS SHIPPING CO.;
Сингапур – SINSOV SHIPPING CO.
Взаимоотношения Дальневосточного морского пароходства с агентами регулируются агентскими соглашениями, где оговариваются права и обязанности каждой из сторон. Агенты действуют по поручению компании. В частности, основными задачами агентов являются буккирование грузов и обработка судов в портах. Также в обязанности агента входит реклама деятельности компании, сбор фрахта с грузоотправителя, заключение сделок и другие функции, оговоренные в агентских соглашениях.
За свои услуги агент берет с судовладельца агентскую комиссию с фрахта: аутерная комиссия 5%, инвортная комиссия – 2,5%. Кроме того, за обработку каждого судна в порту агент берет с компании агентское вознаграждение, которое зависит от количества судозаходов в порты, которые обслуживает агент.
Политика ценообразования на предприятии
Искусство ценообразования – очень тонкая вещь. Ведь оно включает не только установленные цены, но и способ оплаты, виды скидок, политику изменения цен, определение цен на дополнительные или непредвиденные услуги.
Неосязаемый характер услуг затрудняет процесс ценообразования. Стратегия установления цены должна быть увязана с перспективными целями организации и общим направлением ее развития.
Политика ценообразования Дальневосточного морского пароходства основана на заключении договора с заказчиками. На внутреннем рынке на определенных направлениях перевозок действуют свои тарифы. Если ранее ставки тарифов устанавливались государством, то на данный момент согласно Постановлению Правительства РФ от 7.03.1995 №239 органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право самостоятельно регулировать тарифы и надбавки на услуги морского транспорта по перевозке грузов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Согласно данным тарифам, предприятием устанавливается цена за предоставляемые услуги, которая удовлетворяет и судовладельца, и нанимателя судна. Они заключают договор, в котором оговорена ставка тарифа. В настоящее время пароходство работает по тарифам Прейскуранта 11-01 с коэффициентом 5344,8 для перевозки контейнеров на направлениях Владивосток – Петропавловск-Камчатский и Восточный – Магадан, а также с коэффициентом 3817,7 для всех остальных грузов и направлений перевозок. В 1996 г. в договорах на перевозку из п. Восточного в Петропавловск-Камчатский были согласованы тарифные ставки, превышающие дальневосточные на 20%, а из порта Беринговский в Петропавловск-Камчатский – на 40%.
На внешнем рынке установление цены за предоставляемые услуги на направлениях линий также регулируется тарифами. Тарифы грузоперевозок на каждой линии складываются по-разному. На одних линиях средний тариф выше, на других ниже. За основу берется действующий тариф конференции, против которого FESCO котирует свои тарифы с небольшим отклонением в меньшую сторону (на 5-10%).
Тарифы каждой линии публикуются в отдельных изданиях, и каждая номенклатура груза имеет свой тариф. Тариф не зависит от веса, а зависит от качества перевозимого груза и номенклатуры. Наиболее высокие тарифы распространяются на пищевые продукты, электронику, технику и в целом на готовую продукцию. Ниже тариф на перевозку полуфабрикатов, химикатов и металлических изделий. Самый низкий тариф – на перевозку сырьевых грузов.
Каждые полгода собирается большое совещание всех перевозчиков по направлениям линий как членов конференции, так и аутсайдеров, в котором принимает участие и FESCO. На этом совещании происходит обсуждение общей тенденции рынка, вопросов ценообразования, возможности поднятия минимального уровня тарифа до определенного уровня исходя из возможности рынка на данный момент и прогнозов на следующие полгода. Таким образом, конкурируя между собой, компании предпочитают сегодня кооперировать по вопросам ценообразования и тарифной политики, проводя общую линию работы с клиентурой, морскими профсоюзами и т.д.
Заключение
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили реформирование системы налогов и создание новой налоговой службы. Реформа 1991-92 гг. учитывала, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений.
Необходимо было в сжатые сроки разработать систему законодательного обеспечения и правового оформления налоговой системы, создать адекватный механизм ее реализации и на этой основе развернуть работу по финансовому обеспечению бюджетной системы России, бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований. По существу задача состояла в том, чтобы создать необходимые условия для функционирования хозяйственного механизма, жизнедеятельности общества и государства в целом.
Становление налоговой системы происходило в условиях экономического и социального кризиса.
Спад производства, инфляция, возрастающий дефицит федерального бюджета, рост цен, снижение уровня жизни народа, состояния социальной напряженности – все это безусловно влияло на решения, принимаемые по тем или иным вопросам налоговой политики и налогового законодательства.
Налоговая система и механизм ее реализации должны были быть самым тесным образом увязаны со стратегией экономических реформ, способствовать достижению целей и задач государственной социально-экономической и финансово-бюджетной политики.
За сравнительно короткий период решены в целом вопросы законодательного обеспечения новой налоговой системы, хотя, естественно, этот процесс продолжается в соответствии с требованиями, обусловленными развитием рыночных преобразований, а также существенными изменениями социально-экономической обстановки.
Так, в этом году Правительство Российской Федерации готовит проект нового Налогового кодекса, который, если он будет принят Государственной Думой, вступит в 1998 г. в действие с новым налоговым законодательством.
Данный документ предусматривает, что общее число налогов, а их сейчас более 200, должно сократиться до 28, а сумма налогового бремени – до 32% ВВП. На данный момент эта сумма равна 35,5%.
В частности, отменяются налоги с выручки предприятий. Разработчики проекта Налогового кодекса считают, что в результате введения его в действие налоговая нагрузка сократится более чем на 2%. Это позволит предприятиям увеличить инвестиции на 60-70 трлн. руб.
Тем не менее на пленарном заседании Государственной Думы отмечалось, что существенное сокращение количества налогов в проекте кодекса достигнуто за счет отмены тех, поступления от которых даже не окупают затраты на их взимание. Например, предусмотрена отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, транспортного налога, сбора на нужды образовательных учреждений, региональных налогов на ввозимые товары и т.д. Кроме того, унифицированы налоги и обязательные платежи со сходной налоговой базой. В частности, предлагается ввести социальный налог вместо обязательных платежей во все внебюджетные фонды (кроме пенсионного).
Предусмотрены изменения и в налогообложении граждан. Предельно упрощена шкала подоходного налога с физических лиц. Оставив излишнюю дифференциацию, авторы проекта отделили богатых от бедных границей доходов, находящейся на уровне 60 млн. руб. в год. Все, что ниже, облагается налогом по ставке 12%, выше – 30%.
Впрочем, и прогнозируемое снижение налогового бремени, по мнению экспертов из бюджетного комитета, с лихвой перекрывается многочисленными положениями проекта, увеличивающими «налоговую ношу» за счет регрессивных по своей природе налогов. Повышение ставки НДС до 22%, отмена его 10% ставки на продовольственные товары, введение 5-процентного налога с розничных продаж, налога на недвижимость с многократным увеличением ставки и расширением облагаемой базы и ряд других положений проекта неизбежно увеличат налоговый пресс.
Список литературы
Налоги/Под ред. Черника Д.Г. – М. Финансы и статистика, 1994
Налоги в России/Отв. ред. Ходорович М.И. – М. Юридическая литература, 1994
Налоговый вестник/ежемесячный журнал
Экономика и жизнь/газета
http://www.arsenal.ru
Введение
В данной курсовой работе по дисциплине «Региональная экономика» рассматривается взаимоотношение предприятия с бюджетом на примере открытого акционерного общества «Дальневосточное морское пароходство» (ОАО «ДВМП»).
Так как взаимоотношение предприятия с бюджетом осуществляется через налоги, теоретическая часть данной работы посвящена налогообложению. В ней рассматриваются сущность и функции налогов, их виды, принципы налогообложения и т.д.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
В практической части описана деятельность организации, оказываемые виды услуг, показана динамика основных экономических показателей, рассмотрены внешние факторы рынка и т.д.
Несмотря на сложное экономическое положение в стране, компания продолжает развиваться, обновлять флот, намеренно придерживаясь курса сохранения характера национального общественного перевозчика с универсальным составом судов. Уже сейчас активы компании оцениваются независимыми иностранными аудиторами в один миллиард американских долларов. И они почти полностью финансируются из собственных источников. В 1994 г. по решению Международного Экспертного Совета ОАО «ДВМП» включено в каталог «Элита российского бизнеса – золотые фирмы года», а в 1995 г. эта элитарная международная организация включила ДВМП в список 20 ведущих российских компаний, внесших наибольший вклад в стабилизацию и развитие экономики страны.
В практической части также рассчитываются выплаты всех отчислений ОАО «ДВМП», составляются таблицы налоговых платежей.
Определяющее значение для формирования налоговой политики, системы налогов имели законы «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и некоторые другие. Налоговая политика во многом определяет ход и направления хозяйственно финансовых процессов, поэтому государство должно учитывать реакцию экономических институтов на те или иные налоговые воздействия. Совершенствуя систему налогов и налоговых льгот оно сдерживает или стимулирует определенные экономические тенденции, развитие различных отраслей хозяйства или отдельных товаропроизводителей, что в конечном счете сказывается на состоянии экономики и жизненном уровне населения.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сущность налогов и принципы налогообложения
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.
Бюджетно-финансового система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
Налоги, таким образом, - это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений. К примеру, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были различного рода поборы. Кроме того, основная масса населения вынуждена была выполнять натуральные повинности.
Государство устанавливало налоги в натуральном выражении с учетом специализации того или иного хозяйства, местности. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств (абсолютных монархий) возрастала роль налогов в формировании государственной казны, в проведении протекционистской политики. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться. Для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов.
Известный экономист Адам Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Поданные государства должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбор надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.
Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В течение 1992-93 гг. серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. Однако неоднократно при этом нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом».
На издержки становления налоговой системы можно отнести и несоблюдение принципа стабильности. Только в 1992 г. в налоговое законодательство семь раз вносились изменения и дополнения.
Источником налоговых платежей (взносов) независимо от объекта налогообложения является валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе (и соорганизатора наряду с другими государствами регионального хозяйства): оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога (12% и более) и отчислений в пенсионный фонд (1%), а от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:
прибыль (доход);
стоимость определенных товаров;
добавленная стоимость продукции;
имущество юридических и физических лиц;
передача имущества (дарение, продажа, наследование);
операции с ценными бумагами;
отдельные виды деятельности;
другие объекты, установленные законом.
Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).
Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны.
Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи питают бюджетную систему РФ. Кроме того, существует около 20 государственных внебюджетных фондов, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. На долю отчислений в эти фонды приходится чуть менее половины суммы изъятия финансовых ресурсов в бюджетную систему РФ. Причем 3/5 общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в так называемые социальные фонды. Источником этих отчислений также является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования доходов осуществляются соответствующие платежи. В частности, внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам стразовых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции. Ставки отчислений в фонды составляют:
в пенсионный фонд – 28% (кроме того, 1% уплачивается работником из его заработной платы); в фонд социального страхования – 5,4%; в фонд занятости населения – 2% (с 1996 г. – 1,5%); в фонд обязательного медицинского страхования – 3,6%.
По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объеме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами).
По мере повышения материального благосостояния населения, расширения круга товаров массового потребления, косвенные налоги эволюционировали: от однократного налогообложения потребительских товаров на стадии конечного потребления к многократному обложению хозяйственного оборота, начиная со стадии производства, то есть от акциза к налогу с оборота, и затем на добавленную стоимость к акцизам.
В нашей стране платежи государственных предприятий из прибыли не носили налогового характера. В 1913 г. государственное хозяйство, включая казенную винную монополию, обеспечивало 60% доходов бюджета, а прямые налоги – всего лишь 6%. В 1987 г. доля прямых налогов в доходах госбюджета СССР составляла 8,2%, а платежи госпредприятий их прибыли и налог с оборота – 61%. Другими словами, налоговая система в России хотя и видоизменялась по составу и значению отдельных налогов, но по сути оставалась закостенелой.
Осуществление рыночных преобразований в экономике России активизировало работу по совершенствованию налоговой системы. Вместо налога с оборота и введенного в 1991 г. налога с продаж были введены два других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость. Введение с 1992 г. налога на добавленную стоимость соответствует требованиям рыночных отношений, так как охватывает и потребительские товары (которыми в основном ограничивался налог с оборота), и товары производственно-технического назначения на всех стадиях их производства и реализации вплоть до конечного потребления.
Функции налогов
Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особо централизованного звена распределительных отношений.
Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.
Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.)
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового пресса в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.), но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.
В отлаженной налоговой системе реализуются все функции и подфункции налогов. На начало 1994 г. на территории РФ установлены 44 вида налогов, сборов и других платежей, в том числе 16 федеральных, 5 региональных, то есть налогов субъектов РФ – республик в составе РФ, краев, областей и автономных образований, и 23 местных. Большая их часть имеет чисто фискальное предназначение, и лишь по некоторым просматривается регулирующая функция. Казалось бы, акцизы на табачные и алкогольные изделия, увеличивающие их продажную цену, призваны сдерживать рост потребления этих изделий, так как интересы здоровья нации для государства превыше всего. Однако даже в условиях экономического кризиса производство табачных и алкогольных изделий и их потребление в России (сюда надо добавить и импортируемое количество) не уменьшаются.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.
В Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды льгот:
необлагаемый минимум объекта;
изъятие из обложения определенных элементов объекта;
освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
понижение налоговых ставок;
целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период), прочие налоговые льготы.
Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:
финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство;
малых форм предпринимательства;
занятости инвалидов и пенсионеров;
благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.
Преференции установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между предприятием и региональным налоговым органом.
Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют отраслевую принадлежность.
Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный налог, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.
При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги (например, сбор с владельцев собак, курортный сбор).
Дата: 2019-05-29, просмотров: 203.