Судебная практика по земельным спорам крестьянских (фермерских) хозяйств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящее время земля является основой сельскохозяйственного производства, а также основным объектом права собственности, других вещных прав крестьянских (фермерских) хозяйств.

В юридической литературе земельными спорами называются споры, возникающие между участниками земельно-правовых отношений в связи с нарушением земельных прав и законных интересов.

Предметом земельных споров являются правоотношения по поводу:

границ земельных участков, предоставляемых в собственность или на праве землепользования;

сроков предоставления земли в пользование;

осуществления собственниками или землепользователями своих прав и обязанностей в связи с возникновением или прекращением прав на землю.

Постановление № 2 Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 14 мая 1998 года „О некоторых вопросах практики применения судами земельного законодательства“ содержит развернутые разъяснения по вопросам рассмотрения и разрешения земельных споров. [23] Разъяснения базировались на положениях действовавшего в тот период Указа Президента РК „О земле". Тем не менее они в целом не утратили свою практическую значимость, поскольку Закон РК „О земле" в части вопросов, ставших предметом судебного разъяснения, без существенных изменений воспроизводит соответствующие положения упраздненного Указа Президента РК „О земле".

Согласно постановлению судам, в частности, подведомственны земельные споры, вытекающие из требований:

о признании права собственности на земельный участок и истребовании его из чужого незаконного владения (ст. ст.259, 260 ГК РК);

о возврате земельного участка, находящегося у добросовестного приобретателя (ст.261 ГК РК);

собственников земельных участков и землепользователей об устранении нарушений, не соединенных с лишением владения (ст.264 ГК РК);

об установлении или прекращении сервитута, а также признании недействительным акта местного исполнительного органа, на основании которого установлен сервитут;

об устранении препятствий в пользовании землями общего назначения в населенных пунктах;

об определении порядка общего землепользования или пользования общей собственностью на земельный участок;

об изъятии земельного участка, используемого не по назначению и используемого с нарушением законодательства;

о принудительном выкупе земельного участка для государственных надобностей, заявленных государственными органами;

о признании недействительными актов органов государственного управления и власти местных исполнительных органов об изъятии земельных участков и взыскании причиненных в связи с этим убытков;

о взыскании убытков в связи с изъятием (выкупом) земель для государственных нужд;

о возмещении убытков в результате ограничения прав собственности или землепользования в связи с установлением особого режима землепользования;

о возмещении ущерба земле, причиненного в результате строительства и эксплуатации объектов, приводящих к нарушению плодородия почвы, ухудшающих водный режим, выделяющих вредные для сельскохозяйственных культур и насаждений вещества;

других законодательных актов, регламентирующих земельные правоотношения.

Сторонами в земельном споре могут быть как собственники земли и землепользователи (в том числе члены крестьянского (фермерского) хозяйства), так и государственные органы, выполняющие функции по управлению земельными ресурсами.

Рассмотрение земельных споров осуществляется на принципе состязательности и равноправия сторон (ст.15 ГПК РК), обеспечению которого, служат следующие основные принципы судебного разбирательства:

недействительность отказа в праве на обращение за судебной защитой нарушенных законных прав (п.4 ст.8 ГПК РК). Поэтому, например: „формулировка о том, что стороны отказываются от обращения в суд и решают все вопросы во внесудебном порядке, является юридически недействительной, не препятствующей любой из сторон обращаться в суд“; [24]

равные процессуальные права сторон на представление в суде доказательств и их исследование, на заявление ходатайств, дачу устных и письменных объяснений, возражений другой стороне (ст.66 ГПК РК);

равная обязанность сторон в доказывании тех обстоятельств, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений (ст.65 ГПК РК);

равные права сторон в обжаловании решений судов по земельным спорам (ст.22 ГПК РК).

Важнейшими задачами при разрешении земельных споров является обеспечение защиты прав собственников, титульных владельцев (например, арендатора), прав и законных интересов третьих лиц (например, пользователей сервитутов) и рационального использования земель. Целью разрешения таких споров является защита существующих и будущих прав собственников, землепользователей, арендаторов. Разрешение земельных споров - правоотношения, урегулированные нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального законодательства. [25]

В соответствии с планом работы Верховного Суда Республики Казахстан было проведено обобщение о практике рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов за период с 1995 года по 2000 год. [26] Характеристика споров по категориям гласит, что из 249 дел поступивших на изучение 19 дел были по спорам о земле, что составляет 7,6% от общего количества гражданских дел. Данный факт свидетельствует о том, что земельные споры существуют, и требуют изучения. [27]

Произошедшие изменения в законодательстве за последние 13 лет характеризуются уделением все большего внимания законодателем на обеспечение прав человека посредством защиты права частной собственности и иных вещных прав. На примере земельного законодательства это видно очень хорошо. Достаточно сравнить Земельный кодекс 1990г., Указ Президента РК „О земле" 1995г. и Закон РК „О земле" 2001г., чтобы убедиться в разительных изменениях и в значительно большей защите земельных прав граждан и юридических лиц.

Следует сказать о том, что порядок разрешения земельных споров неоднократно изменялся на протяжении нескольких последних десятилетий, причем общую тенденцию можно выразить следующей зависимостью: происходит все больший переход от административного порядка рассмотрения земельных споров к судебному порядку. В конечном итоге это привело к тому, что споры, вытекающие из земельных правоотношений, рассматриваются в судебном порядке.

За разрешением споров о земле большинство граждан обращаются в местные исполнительные органы, где, как правило, заявителей отправляют „за правдой" в земельный комитет. Следует понимать, что споры, вытекающие из требований о признании недействительными актов государственного управления подведомственны только судам. [28]

Так, прокурор Меркенского района обратился в суд с иском в интересах Б. Арипбаева о взыскании с ПК „Енбек“ в его пользу имущественного пая, так как он 19 ноября 1996 года подал заявление о выходе из ПК „Енбек“ потому, что изъявил желание создать свое крестьянское хозяйство. Определением суда Меркенского района от 19 марта 1998 года исковое заявление прокурора Меркенского района оставлено без рассмотрения.

Б. Арипбаеву разъяснено, что после устранения условий послуживших основанием для оставления дела без рассмотрения, он вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке. [29]

Дело в том, что была нарушена досудебная стадия разрешения спора. Во-первых, имущество свеклосовхоза „Меркенский", в последствии преобразованного в ПК „Енбек“, по состоянию на 1.10 95 года было передано безвозмездно коллективу совхоза. Поэтому порядок раздела и выдела имущества определяется трудовым коллективом в соответствии с законодательством.

Во-вторых, собрание было проведено с нарушением установленных правил и порядка проведения собрания, поэтому нельзя признать это собрание и его выводы законными, что было установлено судом первой инстанции Меркенского района. Установлено также, что фактического распределения имущественного пая в этом хозяйстве не было.

Земельные споры возникают и по поводу возникновения права собственности или права землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства. Так, решение местного исполнительного органа об отказе в предоставлении земельных участков гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства может быть обжаловано в судебном порядке. Суд имеет право вынести решение о правильности отказа в предоставлении земельного участка, либо о неправильности принятого решения об отказе. Так, по информации из Жамбылского областного суда в 1997 году крестьянское хозяйство „Степан" Луговского района обратилось с иском о признании недействительным решения Акима Луговского района, которым изъят из землепользования крестьянского хозяйства земельный участок с домом и сторожкой площадью 0,1 га и передан в пользование Луговскому управлению водоснабжения.

Решением суда в иске было отказано, так как указанная территория входит в водоохраняемую зону, имеет особый правовой статус и на данной территории ограничена любая хозяйственная деятельность, противоречащая целевому назначению. [30]

Существуют различия в применении права в различных государствах СНГ по вопросам выхода членов хозяйств с целью создания и ведения своих крестьянских хозяйств. Так, жители деревни Колошево Завьяловского района Удмуртской Республики обратились в 1992 году в районный суд с иском о предоставлении земли. Прокурор района одновременно опротестовал в суд отказ председателя исполкома райсовета выделить землю гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Верховный суд Удмуртской Республики в иске отказал. А 3 октября 1994 года судебная коллегия Верховного суда Российской Федерации оставила решение Верховного суда Удмуртской Республики без изменения, указав следующие: Закон РСФСР „О крестьянском (фермерском) хозяйстве “ предусматривает право членов колхозов и работников совхозов на получение земельного пая для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, основанного преимущественно на личном труде и труде их семей. Судом же было установлено, что требования о выделении земельного пая не были связаны с созданием крестьянского (фермерского) хозяйства, так как все истцы пенсионного возраста (60-90 лет) и, учитывая их возраст и состояние здоровья, они не способны самостоятельно обрабатывать землю и вести крестьянского (фермерского) хозяйство. [31]

Согласно приложению №3 к постановлению Кабинета Министров РК от 20 июля 1993 года №633 при определении средней земельной доли наряду с работниками хозяйства могут быть учтены граждане, прекратившие трудовые отношения с хозяйством и в связи с выходом на пенсию, проживающие на территории при условии ведения ими сельскохозяйственного производства. Так, при рассмотрении дела по иску Калдыбаева М.И. к крестьянскому хозяйству „Дархан" о выделе его доли, судом Атбарского района Акмолинской области было установлено, что в 1992 году Калдыбаев М.И. вышел из состава совхоза Атбарский, и ему был выделен земельный пай в количестве 81 га, с которым он вошел в состав крестьянского хозяйства „Дархан". С апреля 1997 года истец вышел из крестьянского хозяйства „Дархан" и потребовал выдела своей доли для организации своего крестьянского хозяйства.

Определением Атбасарского районного суда от 19 октября 1999 года производство по делу прекращено в связи с заключением сторонами мирового соглашения, согласно которому истцу в счет пая выделены ответчиком пшеница 3 класса мягких сортов и зерновой комбайн „Енисей - 1200". Таким образом, ответчик признал требования истца законными. [32]

Важное место в судебной практике по разрешению земельных споров занимает защита права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства и права землепользования при изъятии земельных участков для государственных надобностей.

С иском об истребовании из чужого незаконного владения, сносе самовольно возведенных строений, возмещении убытков и морального вреда обратился в суд Шинкарев А.С., глава крестьянского хозяйства „Нан“ к Таможенному управлению по Жамбылской области.

Заочным решением Жамбылского райсуда Жамбылской области от 14 марта 2000 года требования истца удовлетворены.

Судом было установлено, что в нарушение требований Указа Президента „О земле", при строительстве автоперехода КПП „Айша-Биби“ ответчик незаконно захватил 0,22 га чужого земельного участка, принадлежащего крестьянскому хозяйству „Нан".

Между тем, в силу ст.26 Конституции РК, никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.

В случае возникновения государственной надобности в земельном участке, изъятие земельного участка у пользователя осуществляется в порядке выкупа в соответствии с гражданским законодательством. Решение о выкупе принимается компетентным исполнительным органом в порядке, установленном для государственной регистрации недвижимости. (ст.64 Указа Президента РК „О земле“).

Поскольку самовольная постройка на захваченном участке произведена ответчиком вопреки требованиям закона, судом вынесено решение о возврате земельного участка крестьянскому хозяйству „Нан“ и сносе возведенных строений на данном участке. С ответчика взысканы убытки в соответствии со ст.117 Указа Президента РК „О земле" и ст.352 ГК РК. [33]

При рассмотрении таких споров суды прежде всего обязаны установить соответствует ли решение исполнительного органа основаниям для изъятия (выкупа) земельного участка, установленных п.2 ст.65 Закона РК „О земле“:

международное обязательство РК;

предоставление земель для нужд обороны, особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

обнаружения под участком месторождения полезных ископаемых (кроме общераспространенных);

строительство дорог, линий электропередач, связи и магистральных трубопроводов, а также других объектов имеющих государственное назначение;

генеральные планы городов и иных населенных пунктов, схемы зонирования территорий и иная, утвержденная в установленном порядке, землеустроительная документация;

иное, предусмотренное законодательством РК.

Порядок возмещения убытков причиненных собственнику или землепользователю определяется, в настоящее время, ст.120 Закона РК „О земле". При определении размера компенсации, в нее включаются:

рыночная стоимость земельного участка или права землепользования;

рыночная стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, включая фруктовые деревья и многолетние насаждения;

стоимость затрат, связанных с освоением участка, его эксплуатацией, проведением защитных мероприятий, повышением плодородия почвы и других затрат с учетом инфляции;

все убытки, причиненные собственнику или землепользователю изъятием земельного участка, включая убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами;

упущенная выгода.

При этом должны быть выдержаны сроки подачи иска в суд: собственник земельного участка (то есть крестьянское (фермерское) хозяйство) должен быть не позднее, чем за год до предстоящего выкупа участка письменно уведомлен об этом органом, принявшем решение о выкупе. Срок может быть снижен только с согласия и выкупной цене, определяемой ст.69 Закона РК „О земле".

Порядок прекращения права собственности на земельный участок или права землепользования при его использовании не по назначению либо с нарушением законодательства установлен ст.74-76 Закона РК „О земле". Решение местного исполнительного органа о прекращении указанных прав на землю может быть обжаловано в суд.

Земельный участок может быть изъят у собственника и землепользователя, если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, если участок используется не в соответствии с целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки, после применения мер взыскания, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.

Земельный участок может быть изъят у землепользователя в случаях, когда участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства либо жилищного и иного строительства, не используется для соответствующей цели в течении года. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течении которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду других обстоятельств, исключающих такое использование.

Так, аким Меркенского района обратился в суд Меркенского района Жамбылской области с исковым требованием к председателю крестьянского хозяйства об изъятии земельного участка, не используемого по назначению, которое было удовлетворено. Судом установлено, что решением исполнительного комитета Меркенского районного совета народных депутатов за № 7-107 от 23 апреля 1991 года крестьянскому хозяйству „Мерей“ выделены земельные угодья площадью 736 га.

Согласно ст.2 Закона РК„О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и ст.2 Закона РК „О крестьянском хозяйстве в Республике Казахстан" крестьянское хозяйство считается созданным с момента государственной регистрации права землепользования. Из материалов дела следует, что крестьянское хозяйство „Мерей“ в течении 8 лет Государственный акт на право пользования землей не оформило, не производило уплату налогов в бюджет, фактически не использовало земельный участок.

В силу ст.73 Указа Президента РК „О земле" изъятие земельных участков производилось в аналогичном порядке, как и с действующим ныне Законом РК „О земле“.

Крестьянское хозяйство „Мерей“ было за год предупреждено о необходимости использовать землю по назначению или, в противном случае, о наступлении последующих мер оно предупреждено. [34]

При рассмотрении таких дел необходимо учитывать, что иску уполномоченного органа должно предшествовать письменное предупреждение землепользователя о необходимости использовать участок по назначению и при условии, что за это время землепользователь не принял мер по использованию участка по назначению.

Земельный участок может быть конфискован у собственника в виде санкции за совершенное им преступления или иного правонарушения (ст.77 Закона РК „О земле“). Но не подлежат конфискации необходимые для осужденного и лиц, находящихся у него на иждивении, земельные участки, принадлежащие осужденному на праве частной собственности или являющейся его долей в общей собственности, на которых расположены дом и хозяйственные постройки, а также земельные участки, необходимые для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства. Кроме того, не могут быть конфискованы у лиц, основным занятием которых является сельское хозяйство, хозяйственные постройки и домашний скот в количестве, необходимом для удовлетворения потребностей его семьи, а также корма для скота, в том числе и семена для очередного посева сельскохозяйственных культур (Приложение к УИК РК).

Таким образом, рассмотренная практика применения судами земельного законодательства по спорам возникающим с участием крестьянских (фермерских хозяйств), позволяет сделать вывод, что судами Республики Казахстан в основном правильно, и в соответствии с действующим законодательством рассматриваются дела данной категории. О чем свидетельствует тот факт, что незначительное количество решений и постановлений судов обжалуются, которые в большинстве своем оставлены без изменения вышестоящими судами. [35]

Споры о выделе доли, пая, иски по которым предъявлены, и по сей день предъявляются участниками крестьянских (фермерских) хозяйств свидетельствуют о нарушениях законодательства местными органами исполнительной власти, другими юридическими лицами, нарушающими права участников крестьянских (фермерских) хозяйств, или лиц желающих такое хозяйство образовать. С другой стороны, это свидетельствует еще и о том, что постоянные изменения в законодательстве не позволяют главам крестьянских (фермерских) хозяйств, и их участникам юридически правильно вести себя в той или иной ситуации.



Заключение

 

Сельское хозяйство в РК всегда будет одной из важнейших отраслей экономики страны, это обусловлено различными факторами: историческими, географическими, экономическими, территориальными и т.д. Поэтому, данная сфера общественных отношений должна быть одной из приоритетных, и с точки зрения правового регулирования государства. На мой взгляд, за последние 13 лет значительных продвижений, способных создать условия для развития реальной экономики сельского хозяйства не произошло. Но, с другой стороны, правовые предпосылки уже созданы значительные. Доказательством этого, может послужить принятие Закона РК „О земле" 24 января 2001 года, регулирующего такие общественные отношения, которые связаны с основным объектом сельского хозяйства как земля. Хотя закон так и не решил вопроса о частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, что является существенным сдерживающим фактором для развития сельского хозяйства как отрасли экономики.

Я думаю, что наметилась и основная тенденция развития сельскохозяйственной отрасли экономики. Главный упор, в настоящее время законодатель делает именно на мелких и средних предпринимателей, которые могут реально обеспечить как внутренние потребности, так и экспортировать продукцию сельского хозяйства за рубеж. Важнейшим условием здесь явилось законодательное закрепление права частной собственности на землю и четкое регулирование особенностей реализации и защиты права собственности крестьянских (фермерских) хозяйств, поскольку членам такого хозяйства все его имущество принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, исходя из того, что, как правило, такое хозяйство создается на базе семейно-трудовых отношений. Тем не менее, крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельной равноправной единицей сельскохозяйственного производства.

Единственным наиболее слабым звеном, на мой взгляд, является именно защита права собственности крестьянских (фермерских) хозяйств, что обусловлено в первую очередь отсутствием достаточного количества законодательных актов именно в этой сфере, сельскохозяйственное законодательство значительно отстает от других сфер экономики, урегулированных нормами права более объемно. Думается, что принятие кодифицированного нормативного правового акта во многом бы облегчило работу судей и других должностных лиц, занимающихся такими проблемами, а также создало бы условия для более действенной защиты фермерами своих прав и законных интересов.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что в настоящее время в сельском хозяйстве США занято только 3,6% от всего населения[36], но при этом Соединенные Штаты являются ведущей сельскохозяйственной державой. Это не может не удивлять, но тем не менее это так. Я думаю, что это обусловлено в первую очередь тем, что сельским хозяйством в США занимаются частные предприниматели, т.е. фермеры: крепкие хозяйственники, уверенно стоящие на ногах.

В принципе, в РК созданы основные предпосылки для развития сельского хозяйства. Не решенным остается вопрос о частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Президент в своем послании народу Казахстана говорит о том, что он поручил ″Правительству, изучив опыт других стран, взвесив все "за" и "против", разработать и внести в Парламент проект закона „О частной собственности на землю" [37]. На настоящий момент, за законопроект проголосовали обе палаты Парламента, и, в соответствии с п.2 ст.62 Конституции РК, он поступил на подпись к Президенту Республики Казахстан. Принятие данного закона решило бы многие вопросы защиты права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства, других сельскохозяйственных предприятий и организаций. Требуется только время.



Список литературы

 

1. Нормативные правовые акты:

1.1 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года). - Алматы: Баспа, 1998. - 68 с.

1.2 Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 1марта 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями). - Алматы: Юрист, 2000. - 125 с.

1.3 Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года (с последующими изменениями и дополнениями). - Алматы: Юрист, 2000. - 210 с.

1.4 Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года (с последующими изменениями и дополнениями). - Алматы: Юрист, 2003. - 132 с.

1.5Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями). - Алматы: Юрист, 2002. - 141с.

1.6 Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями). - Алматы: Юрист, 2002. - 75с.

1.7 Земельный кодекс Республики Казахстан от 16 ноября 1990 года (с последующими изменениями и дополнениями) / Электронная база Юрист 3.0.

1.8 Закон Республики Казахстан „О земле" от 24 января 2001 года (с последующими изменениями и дополнениями). - Алматы: Юрист, 2002. - 56 с.

1.9 Закон Республики Казахстан „О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 31 марта 1998 года (с последующими изменениями и дополнениями) / Электронная база Юрист 3.0.

1.10Закон Республики Казахстан „Об индивидуальном предпринимательстве" от 19 июня 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями) / Электронная база Юрист 3.0.

1.11 Закон Республики Казахстан „О браке и семье" (с последующими изменениями и дополнениями). - Алматы: Юрист, 2002. - 72 с.

1.12 Закон Республики Казахстан „Об адвокатской деятельности“ от 5 декабря 1997 года/ Электронная база Юрист 3.0.

1.13 Закон Республики Казахстан „О банкротстве" от 21 января 1997года (с последующими изменениями и дополнениями). - Алматы: Юрист, 2002. - 40 с.

1.14 Закон Республики Казахстан „О приоритетности развития аула, села, и агропромышленного комплекса в Республике Казахстан" от 15 февраля 1991 года/ Электронная база Юрист 3.0.

1.15 Закон Республики Казахстан „О земельной реформе" от 28 июня 1991 года/ Электронная база Юрист 3.0.

1.16 Закон КазССР „О крестьянском хозяйстве" от 21 мая 1990 года/ Электронная база юрист 3.0.

1.17 Указ президента РК, имеющий силу Закона "О земле" от 22 декабря 1995 года/ Электронная база юрист 3.0.

1.18 Постановление Правительства Республики Казахстан "Об утверждении норм предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам" от 8 апреля 1996 года №401/ Электронная база Юрист 3.0.

1.19 Постановление Правительства Республики Казахстан "Об утверждении ставок платы за землю, продаваемую в частную собственность или предоставляемую в землепользование государством" от 8 мая 1996 года №576/ Электронная база Юрист 3.0.

1.20 Постановление правительства РК "О мерах по ускорению земельной реформы" от 6 июня 1996 года №709/ Электронная база Юрист 3.0.

1.21 Постановление правительства РК "Об утверждении норм предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам" от 8 апреля 1996 года №401/ Электронная база Юрист 3.0.

2. Специальная литература:

2.1 Аграрное право РК / Под ред.: Жетписбаева Б. А.: Учебник. - Алматы: Данекер, 2000. - 287 с.

2.2 Аграрное право РК/ Под ред.: Жетписбаева Б. А.: Учебник (Особенная часть). - Алматы: Данекер, 2002. - 217 с.

2.3 Айдоболов М.И. Новый Закон Республики Казахстан „О земле" и проблемы правового режима земель сельскохозяйственного назначения. // Вестник КазГУ, 2002. - № 2. - С.157-159

2.4 Андреев Ю. Рассмотрение земельных споров // Хозяйство и право, 1998. - №8. - С.213-219

2.5 Борисов В. Споры должны рассматриваться в суде // Юридическая Газета, 1999. - №24. - С.5

2.6 Восточный Казахстан в цифрах, 1998. - Усть-Каменогорск: Управление статистики ВКО, 1999. - 73 с.

2.7 Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред.: А.Г. Калкина, А.И. Масляева. - М.: Юристъ, 2000. - 346 с.

2.8 Гражданское право РК (Общая часть). Комментарии. В двух книгах. Книга первая. / Под ред.: М.К. Сулейменова, Ю.Г. Басина. - Алматы: Жеты-жаргы, 1997. - 516 с.

2.9 Гражданское право РК (Общая часть). Комментарии. В двух книгах. Книга вторая. / Под ред.: М.К. Сулейменова, Ю.Г. Басина. - Алматы: Жеты-жаргы, 1997. - 588 с.

2.10 Давлетова Д. Земля и право: актуальные проблемы, возникающие при регистрации прав. // Фемида, 2002. - №8. - С.22-23

2.11 Земельное право / Под ред.: Ерофеева Б. В.: Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: МЦУПЛ, 1999. - 418 с.

2.12 Земельное право РК/ Под ред.: Хаджиева А. Х.: Учебное пособие (Общая часть). - Алматы: Юрист, 2002. - 376 с.

2.13 Земельное право РК. / Под ред.: Архипова И.Г. - Алматы: Борки, 1997. - 140 с.

2.14 Иовов Э. Земля как объект права // Юридическая Газета, 1998. - №51. - С.6-7

2.15 Кадырбаев Д. Право собственности на землю в Казахстане: исторические и современные аспекты. // Фемида, 2002. - №5. - С.25-26

2.16 Конституция СССР и развитие советского законодательства. - М.: Юрид. Лит., 1983. - 608 с.

2.17 Косанов Ж. Земельное законодательство суверенного Казахстана: Этапы становления, тенденции развития. // Фемида, 2002. - №3. - С.30-32

2.18 Леутский Л. Каким должен быть земельный кодекс? // Правовой вестник, 2002. - № 29. - С.111 - 116

2.19 Ниязбекова Р., Бигельдиева З. Рынок земли: проблемы формирования // Мысль, 2002. - №1. - С.35-39

2.20 Подорванова Г. Особенности отчуждения земель сельскохозяйственного назначения и прав на земельные доли. // Бюллетень нотариуса, 2002. - №3. - С.10-11

2.21 Попов М. Об ограничениях купли-продажи гражданами земельных участков // Хозяйство и право, 1997. - № 2. - С.99-102

2.22 Послание президента народу Казахстана. „Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год" // Рудный Алтай, 2003. - №67-68. - С.1-4

2.23 Римское право (Понятие, термины, определения) / Под ред.: Бартошек М. - М., 1989. - 432с.

2.24 Шевченко В. Карфаген на… городской окраине. // Казахстанская правда, 2002. - № 59. - С.12-13

2.25 Шевченко В. Тонкости крестьянского вопроса. // Казахстанская правда, 2002. - № 77. - С.6-7

2.26 Юридический энциклопедический словарь. / Под. ред. Сухарева А.Я. - М.: Советская энциклопедия, 1984. - 562 с.

2.27 4-томная краткая энциклопедия Казахской ССР. Т.1 // Гл. ред.: каз. сов. энцикл. - Алма-ата, 1985. - 592 с.

3. Материалы судебной практики:

3.1 Обобщение практики рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских хозяйств и кооперативов за 1995-2000 г. г. /Электронная база Юрист 3.0.

3.2 Постановление № 2 Пленума Верховного Суда Республики Казахстан от 14 мая 1998 года „О некоторых вопросах практики применения судами земельного законодательства“/ Электронная база Юрист 3.0.

3.3 Постановление № 3н-166-02 Коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан от 12 ноября 2002 года/ Электронная база Юрист 3.0.

3.4 Постановление № 3н-56-02 Коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан от 23 апреля 2002 года/ Электронная база Юрист 3.0.

3.5 Решение № 2-146 Специализированного межрайонного экономического суда Западно-Казахстанской области от 19 декабря 2002 года/ Электронная база юрист 3.0.

3.6 Решение № 2-269 Специализированного межрайонного экономического суда Западно-Казахстанской области от 27 декабря 2002 года/ Электронная база юрист 3.0.

3.7 Решение № 2-355 Специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области от 20 февраля 2003 года.

3.8 Решение № 2-357 Специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области от 26 февраля 2003 года.


Рецензия на дипломную работу

 

ДОСТОИНСТВА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.

Дипломная работа написана на актуальную тему. Деятельность крестьянских хозяйств недостаточно подробно регламентирована законами, вследствие этого, возникают спорные правоотношения, которые трудно урегулировать даже по аналогии права. Студент в дипломной работе подробно раскрыл проблемные вопросы правого регулирования существования и деятельности крестьянских хозяйств. Цели и задачи, которые он поставил перед собой по изучению данной темы, он достиг. Об этом свидетельствует хорошо написанная дипломная работа, в которой он не только проанализировал существующие законы и материалы обобщений судебной практики, но и изложил самостоятельные выводы по всем вопросам, которые он исследовал по теме. Целенаправленность и устремленность в глубоком изучении темы видна из содержания дипломной работы. Тематика исследования редкостная, литературы по данным вопросам мало, вместе с тем, студент полно раскрыл все запланированные вопросы по исследованию темы. Теоретический материал сочетается с практическим, чем значительно выигрывает само содержание дипломной работы.

Дипломную работу можно использовать в учебном процессе на семинарских занятиях.

Уровень подготовки дипломника по специальности "юриспруденция" хороший, им проявлены такие качества как, целеустремленность, самостоятельность, трудолюбие, исполнительность, он обладает хорошими аналитическими способностями, умением излагать свои мысли и суждения.

НЕДОСТАТКИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.

К недостаткам дипломной работы можно отнести факт использования примеров из судебной практики других областей Республики Казахстан и их давность, хотя судебная практики нашей области достаточно богата примерами спорных правоотношений в области имущественных отношений членов крестьянских хозяйств. Вместе с тем, анализ примеров судебной практики, приведенных в дипломной работе, студент дал правильный и обоснованный.


1Аграрное право РК/ Под ред.: Жетписбаева Б.А.          : Учебник.- Алматы: Данекер, 2000.- С.3

2 Восточный Казахстан в цифрах, 1998. - Усть-Каменогорск: Управление статистики ВКО, 1999.-С.6

1 Кадырбаев Д. Право собственности на землю в Казахстане: исторические и современные аспекты.// Фемида, 2002.-№5.-С.25-26.

[1]4-томная краткая энциклопедия Казахской ССР. Т. 1 // Гл. ред.: каз. сов. энцикл. – Алма-ата, 1985.- С. 247

[2]Земельное право РК./ Под ред.: Архипова И.Г. - Алматы: Борки, 1997.-С. 139

[3]Земельное право РК./ Под ред.: Архипова И.Г. - Алматы: Борки, 1997.-С. 140

[4]Косанов Ж. Земельное законодательство суверенного Казахстана: Этапы становления, тенденции развития. // Фемида, 2002.-№3.-С.31

[5]-Косанов Ж. Земельное законодательство суверенного Казахстана: Этапы становления, тенденции развития.// Фемида, 2002.-№3.-С.32

[6]Земельное право РК./ Под ред.: Архипова И.Г. - Алматы: Борки, 1997.- С. 140

[7] Юридический энциклопедический словарь./ Под. ред. Сухарева А.Я.-М.: Советская энциклопедия, 1984.-С.142

[8] Юридический энциклопедический словарь./ Под. ред. Сухарева А.Я.-М.: Советская энциклопедия, 1984.-С.257

[9] Юридический энциклопедический словарь./ Под. ред. Сухарева А.Я.-М.: Советская энциклопедия, 1984.-С.299

[10] Подорванова Г. Особенности отчуждения земель сельскохозяйственного назначения и прав на земельные доли.// Бюллетень нотариуса,2002.-№3.-С.10

[11] Давлетова Д. Земля и право: актуальные проблемы, возникающие при регистрации прав.// Фемида, 2002.-№8.-С.22

[12]Аграрное право РК / под ред.: Жетписбаева Б.А.: Учебник.- Алматы: Данекер, 2000.- С.185

 [13]Аграрное право РК / Под ред.: Жетписбаева Б.А.: Учебник.- Алматы: Данекер, 2000.- С.177

[14]Аграрное право РК/ Под ред.: Жетписбаева Б.А.: Учебник.- Алматы: Данекер, 2000- С. 170

[15]Гражданское право. / Под ред.: А.Г. Калкина, А.И. Масляева. Часть первая: Учебник. - М.: Юристъ, 2000.- С.226

[16] Римское право (Понятие, термины, определения)/ Бартошек М.-М.,1989.-С.299

[17] Римское право (Понятие, термины, определения)/ Бартошек М.-М.,1989.-С.299

[18] Решение специализированного межрайонного экономического суда по ВКО №2-357 от 26.02.2003

[19]Гражданское Право РК (Общая часть). Комментарии. В двух книгах. Книга первая. / Под ред.: М.К. Сулейменова, Ю.Г. Басина. - Алматы: Жеты-жаргы, 1997.- с.301.

[20]Косанов Ж. Земельное законодательство суверенного Казахстана: Этапы становления, тенденции развития. // Фемида, 2002.-№3.-С.30

[21]Иовов Э. Земля как объект права.// Юридическая Газета, 1998.- № 51.-С.6

[22]Гражданское Право РК (Общая часть). Комментарии. В двух книгах. Книга первая./ Под ред.: М.К. Сулейменова, Ю.Г. Басина. - Алматы: Жеты-жаргы, 1997.-С. 301

[23] Земельное право РК/ Под ред.: Хаджиева А.Х.: Учебное пособие (Общая часть).-Алматы: Юрист, 2002.-С.276

[24] Земельное право / Под ред.: Ерофеева Б. В.: Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: МЦУПЛ, 1999.-С.319

[25] Земельное право/ Под ред.: Ерофеева Б. В.: Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.:МЦУПЛ, 1999.-С.218

[26]Обобщение практики рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских хозяйств и кооперативов за 1995-2000 г.г./Электронная база Юрист 3.0.

[27] Обобщение практики рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских хозяйств и кооперативов за 1995-2000 г.г./Электронная база Юрист 3.0.

[28]Борисов В. Споры должны рассматриваться в суде// Юридическая Газета, 1999. - №24. - с.5

[29]Иовов Э. Земля как объект права// Юридическая Газета, 1998.-№51.-с.6-7

[30] Обобщение практики рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских хозяйств и кооперативов за 1995-2000 г.г./Электронная база Юрист 3.0.

[31] Земельное право / под ред.: Ерофеева Б. В.: Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.:МЦУПЛ, 1999.-С.319

[32] Обобщение практики рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских хозяйств и кооперативов за 1995-2000 г.г./Электронная база Юрист 3.0.

[33]Обобщение практики рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских хозяйств и кооперативов за 1995-2000 г.г./Электронная база Юрист 3.0.

[34] Обобщение практики рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских хозяйств и кооперативов за 1995-2000 г.г./Электронная база Юрист 3.0.

[35] Обобщение практики рассмотрения судами гражданских дел с участием предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских хозяйств и кооперативов за 1995-2000 г.г./Электронная база Юрист 3.0.

[36]– Восточный Казахстан в цифрах, 1998. - Усть-Каменогорск: Издатель: Управление статистики ВКО, 1999.-с.10

[37]- Послание президента народу Казахстана. ″Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год// Рудный Алтай.- №67-68



Дата: 2019-05-29, просмотров: 183.