Структура (базовая, страховая)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кор­мильца устанавливается в следующих суммах:

детям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 9 Фе­дерального закона о трудовых пенсиях , потерявшим обоих родителей, или детям умер­шей одинокой матери (круглым сиротам) — 450 рублей в месяц (на каждого ребенка);

другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, указанным в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, — 225 рублей в месяц (на каждого члена семьи). Базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца показана в таблице 2.3.

    Табл.2.3. Базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца

                                                   ( в руб. с учетом индексации в 2002г.)

  С 1.01.02. С 1.02.02. С 1.08.02
Детям, указанным в пп.1. п.2. ст.9 Закона, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам)     450,00     479,25     522,38
Другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца (п.2.ст.9 Закона)   225,00   239,63   261,20

 

Общий размер этой части пенсии на всю семью зависит, следовательно, от числа нетрудоспособных членов семьи и числа среди них детей — круглых сирот. Вместе с тем надо иметь в виду, что базовая часть пенсии устанавливается отдельно каждому члену семьи. Так, если в семье нетрудоспособная мать умершей и ребенок умершей одинокой матери, то матери умершей устанавливается базовая часть пенсии в размере 225 руб., а ребенку — круглому сироте 450 руб. в месяц Число нетрудоспособных членов семьи, на которых может устанавливаться базовая часть пенсии, не ограничено.

Базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца не зависит от каких-либо других обстоятельств, например от длительности страхового стажа кормильца, уровня его заработка, группы инвалидности и степени ограниче­ния способности к трудовой деятельности, возраста и т. д.

 Размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи определяется по формуле:

СЧ = ПК/(ТхК)/КН, где

СЧ — страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кор­мильца;

ПК — сумма расчетного пенсионного капитала умершего кор­мильца, учтенного по состоянию на день его смерти;

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости (пункт 5 статьи 14 Федерального );

К — отношение нормативной продолжительности страхового ста­жа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 ме­сяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до дости­жения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

КН — количество нетрудоспособных членов семьи умершего кор­мильца, являющихся получателями указанных пенсий, установлен­ных в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с ко­торого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца со­ответствующему нетрудоспособному члену семьи.

В случае, если трудовая пенсия по случаю потери кормильца ус­танавливается в связи со смертью лица, которому на день смерти была установлена страховая часть трудовой пенсии по старости или страховая часть трудовой пенсии по инвалидности, размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца на каждого не­трудоспособного члена семьи определяется по формуле:

СЧ = СЧп / КН, где

СЧ — размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

СЧп — размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, установленный умершему кор­мильцу по состоянию на день его смерти.

Размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кор­мильца не может быть менее размера страховой части трудовой пен­сии по случаю потери кормильца, которая была первоначально на­значена другим членам семьи умершего кормильца в связи со смер­тью того же самого кормильца.

Определив страховую часть пенсии, можно рассчитать ту долю этой части, которая приходится на каждого нетрудоспособного члена семьи. Для этого вся сумма страховой части пенсии делится на число нетрудоспособных членов се­мьи. Если страховая часть пенсии по случаю потери кормильца назначается на одного нетрудоспособного члена семьи, то страховая часть этой пенсии равна страховой части пенсии по инвалидности.

Пример расчета. Расчетный пенсионный капитал умершего кормильца 40 000 руб., возраст ко дню смерти 29 лет, пенсия назначается на одного ребенка в 2002 г. Стажевой коэффициент 0,31 (56: 180). Страховая часть пенсии со­ставит 896 руб. Об коп.-40 000/(1444x0,31). Если в семье умершего кор­мильца было бы два нетрудоспособных члена семьи, то доля страховой части пенсии каждого из них равнялась бы 448 руб. 03 коп. (886,06: 2).

Следует отметить, что доли страховой части пенсии по случаю потери кор­мильца всех нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца равные, на­пример матери умершего и его ребенка — круглого сироты.

Особый порядок предусмотрен для определения страховой части пен­сии, если пенсия устанавливается по случаю потери кормильца, который сам ко дню смерти получал страховую часть пенсии по старости или по инвалидности. В этом случае страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца на всех нетрудоспособных членов семьи умершего равна его страховой части трудовой пенсии по старости или по инвалидности, а размер доли страховой части каждого нетрудоспособного члена семьи определяется путем деления всей суммы страховой части пенсии на число нетрудоспособных членов семьи.

Пример расчета. В мае 2002 г. умер пенсионер по старости. Страховая часть пенсии составляла на день смерти 1000 руб. в месяц. На его иждивении двое детей в возрасте 13 и 15 лет. Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца каждого из них 500 руб. в месяц. Если у данного пенсионера был бы один ребенок, его страховая часть пенсии составила бы 1000 руб., т. е. равнялась бы страховой части трудовой пенсии по старости, которую получал кормилец ко дню его смерти.

 Правило, установленное последней частью п. 2 ст. 16 Закона о трудовых пенсиях , имеет в виду подключение позднее к нетрудоспособным членам семьи, которым уже назначена страховая часть пенсии по случаю потери кормильца, других нетрудоспособных членов семьи, также имеющих право на получение трудовой пенсии по потери кормильца, в том числе ее страховой части. Согласно данному в буквальном его смысле нетрудоспособному члену семьи, который включается в число тех членов семьи, которым ранее установлена страховая пенсии по случаю потери кормильца, страховая часть пенсии должна быть установлена в том же размере, что и другим членам семьи. Данная норма весьма странная, как и некоторые другие, касающиеся пенсии по случаю потери кормильца.

Пример расчета . Умер пенсионер, который получал пенсию по инвалидности II группы. Страховая часть его пенсии 1000 руб. На иждивении этого инвали­да ребенок. На этого ребенка установили страховую часть пенсии в сумме 1000 руб. Через 6 месяцев после смерти инвалида в его семье родился второй ребенок. На этого ребенка также должна быть установлена страховая часть пенсии в той же сумме, т. е. 1000 руб. Затем мать умершего, которая находилась на иждивении сына при его жизни, достигла 55 лет. Она также имеет право на получение страховой части пенсии в сумме 1000 руб. Общая сумма страховой части пенсии в приведенном примере 3000 руб.

 В то же время страховая часть пенсии не увеличивается, если число нетрудоспособных членов сокращается.

Пример расчета. Умер инвалид II группы. Страховая часть пенсии равнялась 900 руб. На его иждивении состояли трое детей. В связи с его смертью каж­дому из них установили страховую часть пенсии 300руб. (900: 3). При дости­жении одним из детей совершеннолетнего возраста страховая часть пенсии двух других детей останется прежней, т. е. по 300 руб. Когда еще один ребе­нок достигнет 18 лет, страховая часть третьего ребенка также не изме­нится, т. е. сохранится в сумме 300 руб.

Какие выводы следуют из этих примеров? Во-первых, выгодно постепенно включаться в число тех нетрудоспособных членов семьи, которые уже получают пенсию. Этим безусловно воспользуются семьи, потерявшие кормильца, тем более, что выбор времени обращения за пенсией принадлежит им. Во-вторых, очевидна социальная несправедливость: дети в семьях, где не один ребенок, при сокращении числа получателей пенсии обеспечиваются хуже, чем дети в семьях, в которых один ребенок. Ведь страховая часть пенсии на одного, последнего ребенка из трехдетной семьи, в которой ранее получали пенсию еще двое детей, в три раза ниже, чем страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца на ребенка из однодетной семьи.

 Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца опреде­ляется по формуле:

П = БЧ + СЧ, где

П — размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

БЧ — базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормиль­ца ;

СЧ — страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Общая сумма пенсии по случаю потери кормильца состоит из базовой часта и страховой части. Напомним, что трудовая пенсия по случаю потери кормильца имеет лишь две указанные части. Накопительная часть в составе данной пенсии отсутствует.

Минимальный уровень двух этих частей установлен с 1 января 2002 г.  660 руб. В Законе не указано, что эта сумма предусмотрена в расчете «на каждого нетрудоспособного», но это очевидно, так как все размеры до этого указывались «на каждого» . Надо отметить, что сумма 660 руб. — одна для всех видов пенсии (см. п. 8 ст. 14, п. 4 ст. 15 и комментарий к ним). Эта сумма, как отмечалось, позаимствована из старого законодательст­ва, она именовалась «совокупной пенсионной выплатой», ниже которой с 1 ав­густа 2001 г. пенсия не устанавливалась и не выплачивалась.

 При установлении размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, в состав которой входит размер страховой части указанной пенсии, средства, учтенные на индивидуальном лицевом счете умершего кормильца, списываются с указанного счета, а счет закрывается.

В случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 9 Федерального закона, лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной индивидуального лицевого счета, производится выплата указанных средств.

При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности:

1) в первую очередь — детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);

2) во вторую очередь — братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.

Выплата средств родственникам умершего кормильца одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего кормильца, только при отсутствии родственников первой очереди.

В случае отсутствия у застрахованного лица родственников, указанных в Законе, эти средства учитываются в составе пенсионного резерва. При этом специальная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица закрывается.

 Списание средств, учтенных на индивидуальном счете умершего кор­мильца, и закрытие его счета — техническая операция, которая не влияет на объем прав членов семьи. Она указана, видимо, в связи с тем, что в этой пен­сии отсутствует накопительная часть. Правда, неясно, почему закрывается счет, если в специальной его части содержатся данные о пенсионных накоплениях, судьба которых еще не решена. Счет может быть закрыт, на наш взгляд, лишь после определения судьбы пенсионных накоплений .

Пункт 6 ст. 16 закона о трудовых пенсиях предусматривает судьбу пенсионных накоплений, если смерть застрахованного наступила до назначения ему накопительной части тру­довой пенсии по старости или до перерасчета размера этой пенсии с учетом до­полнительных пенсионных накоплений: в этом случае средства, учтенные в специальной части индивидуального счета застрахованного, выплачиваются со­гласно его заявлению. Пункт 6 ст. 16 определяет, что пенсионные накопления выплачиваются лицам, которые указаны в соответствующем заявлении застра­хованного. Сразу отметим, что порядок выплаты еще не установлен, и кем он должен быть установлен, неизвестно. Скорее всего, Пенсионным фондом В нем необходимо определить, в частности, срок, в течение которого следует обращаться за получением накоплений, и срок, в течение которого надо выпла­чивать накопления после соответствующего обращения заинтересованных гра­ждан; за чей счет должны производиться расходы по пересылке и доставке сумм накоплений и некоторые другие вопросы.

Правила, которые содержатся в п. 6 ст. 16закона , установлены, по моему мне­нию, без учета существенных изменений, которые произошли в наследствен­ном праве в связи с принятием III части ГК 26 ноября 2001 г. и введением ее в действие с 1 марта 2002г. (СЗ РФ. 2001. №49. Ст. 4552, 4553). С 1 марта 2002 г., в частности, значительно расширен круг наследников, ими стали практически все родственники умершего, вплоть до седьмой очереди (седьмая очередь- это пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя). Ранее наследниками по закону признавались лишь три очереди родственников. Не учтен также в п. 6 ст. 16 и принцип выплаты пенсионных накоплений по праву представления (по этому принципу внук может наследовать имущество, например, на правах его сына).

Пенсионный закон принимался почти одновременно с III частью ГК, и в нем следовало учесть изменения в российском наследственном праве.

В  ограничительных правилах выплаты пенсионных накоплений умерших явно предусматривается фискальный интерес, от которого государство отказалось, введя новое наследственное право, соответствующее такому праву других европейских стран.

   2.5. Конвертация и индексация трудовых пенсий

Индексация пенсий

Рост стоимости жизни и нашей стране постоянно опережает увели­чение пенсионных выплат, поэтому индексацию пенсий российские пен­сионеры всегда ожидают с нетерпением. Какой порядок индексации предусмотрен новым пенсионным за­конодательством?

В последнее десятилетие россий­ским пенсионерам приходилось гадать, когда же, наконец хоть немного подрастет покупательная спо­собность их пенсий. Неопределенность времени индексации была свойствен­на варианту исчисления и пересмотра пенсии, установленному Законом РФ «О государственных пенсиях в Рос­сийской Федерации» от 20 ноября 1990 г.№340-1 вначале для всех пенсионе­ров, а с 1998 г. -- лишь для работающих. В индексации пенсий в то время без конца происходили сбои. Особенно они давали о себе знать в 1993-1999 гг.

Например, промежутки между ин­дексациями в 1993-1994 гг. составля­ли 9 месяцев, в 1994-1996 гг. 6 и 5 месяцев, с мая 1996 г. по сентябрь 1997 г. - 17 месяцев, с октября 1997 г. по май 1999 г. - 20 месяцев.

Правда, нельзя сказать, что в эти периоды пенсии вообще не повыша­лись, - определенное увеличение их размера происходило за счет компен­сационных выплат. Но с помощью пос­ледних достигалось лишь некоторое улучшение материального положения лиц, получавших маленькие пенсии. Что же касается получателей пенсий среднего и максимального размеров, то компенсационная выплата к их пен­сиям составляла 85 руб. в месяц с мая 1996г. по апрель 2000 г. и 100 руб. с мая 2000г.

Не так регулярно, как предполага­лось, индексировались и пенсии, на­значенные с применением ИКП. Их индексация должна была осуществ­ляться по факту роста доходов пен­сионной системы. Для увеличения пенсии ИКП применялся к средне­месячной заработной плате в стране за соответствующий квартал. Расчет­ный фонд оплаты труда за квартал определялся Госкомстатом РФ на основании данных Пенсионного фон­да РФ о поступлении текущих стра­ховых взносов по методике, опреде­ленной Минтрудом РФ.

К сожалению, автоматизма в пере­расчете пенсий не получилось: если по каким-то причинам роста доходов ПФР не происходило, оснований для индексации пенсий даже при факти­ческом росте заработной платы не было, поскольку данные о среднеме­сячной заработной плате в России за квартал оставались прежними или были даже ниже чем в предыдущем квартале.

Действующее пенсионное законода­тельство «привязывает» индексацию к составным частям пенсии. Размер индексации пенсий, утверждаемый в бюджете, определяется исходя из предполагаемых темпов роста инфля­ции и роста заработной платы на пла­нируемый год с учетом прогнозируе­мых доходов пенсионной системы.

Правила индексации базовой и страховой частей трудовых пенсий раз­личны (п.п. 6-8 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Россий­ской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ (в ред. от 25 июля 2002 г.).

Базовая часть трудовой пенсии ин­дексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, пре­дусмотренных на эти цели в феде­ральном бюджете и бюджете Пенси­онного фонда РФ на соответствующий финансовый год. Коэффициент ин­дексации и ее периодичность опреде­ляются Правительством РФ. В 2002 г. данная часть пенсии индексировалась дважды: с 1 января и с 1 августа.

Страховая часть трудовой пенсии ин­дексируется в следующем порядке:

1) при росте цен за каждый кален­дарный квартал не менее чем на 6% -1 раз в 3 месяца с 1 числа месяца, следующего за первым месяцем оче­редного квартала, то есть с 1 февра­ля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября;

2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6% за каждое полугодие - 1 раз в 6 месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в тече­ние соответствующего полугодия не производилась индексация в соответ­ствии с п.1;

3) в случае роста цен за соответ­ствующее полугодие менее чем на 6% - 1 раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с п.п. 1 и 2.

Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии оп­ределяется Правительством РФ ис­ходя из уровня роста цен за соответ­ствующий период и не может превы­шать коэффициент индексации раз­мера базовой части трудовой пенсии за тот же период.

В случае, если годовой индекс рос­та среднемесячной заработной платы в РФ превысит суммарный коэффи­циент произведенной индексации раз­мера страховой части трудовой пен­сии в этом же году, с 1 апреля следу­ющего года производится дополни­тельное увеличение размера страхо­вой части трудовой пенсии на разни­цу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в РФ и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение раз­мера страховой части трудовой пен­сии (с учетом ранее произведенной индексации этой части трудовой пен­сии) не может превышать индекс ро­ста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, на­правляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.

В 2002 г. и базовая, и страховая части трудовых пенсий индексирова­лись одновременно и с одинаковыми коэффициентами (первый раз на 6,5%, второй раз - на 9%)[13].

Конвертация пенсий

Конвертация --это преобразова­ние пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 01.01.2002 г., т.е. на момент начала пенсионной реформы, в сумму рас­четного пенсионного капитала. Его величина — это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Феде­рации до 01.01.2002 г. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Расчетный размер пенсии всем застра­хованным лицам определяется по правилам, аналогичным исчислению пенсий с применением индивидуаль­ного коэффициента пенсионера (ИКП).

Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 г. установлена не условная, а реальная трудовая пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству, и предоставлено право определить рас­четный пенсионный капитал из сум­мы этой пенсии, которая может быть принята в качестве расчетного размера пенсии.

Оценка пенсионных прав пенсио­неров по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) и расчетный пенсионный капитал производится согласно п. 9 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях органами, осуществ­ляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением трудо­вой пенсии в соответствии с этим за­коном.

При этом право на трудовую пенсию по старости, по инвалидно­сти, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, установленную на 31.12.2001 г. в соответствии с За­коном Российской Федерации от 20.11.1990 г. №340-1 «О государст­венных пенсиях в Российской Фе­дерации»,-- сохраняется и не пе­ресматривается. Однако, право на трудовую пенсию по нормам Закона от 17.12.2001 г. у пенсионера возни­кает только с момента его вступления в силу, т.е. с 01.01.2002 г.

Если пенсионер в сроки, уста­новленные для назначения трудовых пенсий по Закону от 17.12.2001 г., не изъявит желание воспользоваться правом выбора ва­рианта определения расчетного пенсионного капитала и не пред­ставит необходимые документы, величина этого капитала определя­ется в соответствии с абзацем пер­вым п.6 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.

В соответствии с ним расчетный пенсионный капитал (ПК) по со­стоянию на 01.01.2002 г. пенсионе­ру определяется исходя из суммы одной установленной ему пенсии (П) с учетом повышений и компен­сационной выплаты в связи с рос­том стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициен­та, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных ижди­венцев.

Учитывая, что указанная сумма установленной пенсии П пенсионе­ру принимается в качестве расчет­ного размера трудовой пенсии РП, который в соответствии с последним абзацем пункта 2 статьи 30 За­кона о трудовых пенсиях не может быть менее 660 руб., то и названная сум­ма при необходимости подлежит увеличению до этой минимальной величины.

В частности, суммы пенсий по старости и по инвалидности при не­полном общем трудовом стаже, ко­торые были исчислены без ИКП и составляли менее 660 руб. (с учетом компенсационной выплаты, а также с применением районного коэффи­циента и повышений), увеличива­ются до 660 руб. в целях конверта­ции.

В отношении граждан, имевших право на получение двух пенсий по статье 5 Закона от 20.11.1990 г., в целях конвертации выбирается сум­ма одной из этих пенсий, т.к. им в соответствии с Федеральным зако­ном - от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обес­печении в Российской Федерации» в обязательном порядке должна быть установлена вторая (государст­венная) пенсия. Общий порядок пересчета пенсии и определения расчетного пенсионного капитала пенсионера показан в табл.2.4.(Приложение 3).

Если признание лица инвалидом или смерть кормильца имели место до 01.01.2002 г., а обращение за соот­ветствующей трудовой пенсией по­следовало после 01.01.2002 г.. но не позднее, чем через 12 месяцев, то полагающаяся сумма пенсии П на 31.12.2001г. определяется по нормам Закона от 20.11.1990 г. Затее, исходя из этой суммы пенсии определяется величина расчетного пенсионною капитала по формулам (2) и (З).

При этом следует учитывать, что получатель пенсии по инвалидности вправе в такой ситуации выбрать вариант конвертации своих пенси­онных прав исходя из расчетного размера пенсии (вместо пенсии, установленной по состоянию на 31.12.2001 г.).

У получателя пенсии по случаю потери кормильца отсутствует право на подобный выбор. Поэтому конвертация производится только исхо­дя из пенсии, установленной на 31.12.2001 г.

Вместе с тем, член семьи умершего кормильца вправе отказаться от назначения пенсии с более ран­него срока с тем, чтобы воспользо­ваться правом на определение рас­четного размера пенсии в соответст­вии с пунктом 7 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях.

Если обращение за трудовой пен­сией по инвалидности или по случаю потери кормильца в указанном выше случае последовало по истечении 12 месяцев со дня признания лица ин­валидом или смерти кормильца, то соответствующая пенсия назначается со дня обращения за трудовой пенси­ей. При этом оснований для опреде­ления расчетного пенсионного капи­тала из суммы установленной по со­стоянию на 01.01.2002 г. пенсии не имеется. Этот капитал определяется только исходя из расчетного размера пенсии.

В этом случае для инвалидов К должно определяться на момент об­ращения за пенсией, т.е. на момент ее назначения по нормам Закона о трудовых пенсиях.

Учитываемые повышения

В сумме пенсии, исходя из кото­рой определяется расчетный пенсионный капитал пенсионеру, учиты­ваются следующие, установленные согласно соответствующим пунктам статьи 110 Закона от 20.11.1990 г., повышения:

а) на 185 руб. 32 коп.:

· участникам Великой Отечест­венной войны (пункт «г»);

· гражданам — бывшим несовер­шеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительно­го содержания, созданных фашиста­ми и их союзниками в период вто­рой мировой войны (пункт «д»);

· гражданам, награжденным зна­ком «Жителю блокадного Ленин­града» (пункт «з»);

· инвалидам с детства вследст­вие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями (пункт «к»);

б) на 92 руб. 66 коп.:

· гражданам, не менее шести ме­сяцев находившимся на военной службе в период с 22 июня 1941 го­да по 3 сентября 1945 года (пункт «е»);

· гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Вели­кой Отечественной войны (с 22 июня 1941г. по 9 мая 1945г.), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным орденами и медалями СССР за са­моотверженный труд и безупреч­ную воинскую службу в тылу в го­ды Великой Отечественной войны (пункт «ж»);

· гражданам, необоснованно ре­прессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилити­рованным (пункт «и»)

Кроме того, могут быть учтены:

· установленные Героям Совет­ского Союза, Героям Российской Федерации и гражданам, награжден­ным орденом Славы трех степеней повышения размера пенсии на 100 процентов, но не менее чем на 370 руб. 64 коп., Героям Социалистиче­ского Труда — на 50 процентов, но не менее чем на 185 руб. 32 коп., — соответственно каждому полученно­му званию (пункт «а» статьи ПО За­кона от 20.11.1990 г. в редакции Федерального закона от 13.07.2001 г. № 100-ФЗ ,вступившей в силу с в соответствии с Феде­ральным законом от 15.12.2001 г. № 168-ФЗ);

· установленное   чемпионам Олимпийских игр повышение раз­мера пенсии на 50 процентов, но не менее чем на 185 руб. 32 коп. (пункт «б» статьи 110 Закона от 20.11.1990г.);

· установленное гражданам, на­гражденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней, повы­шение размера пенсии на 15 процентов (пункт «в» статьи 110 Закона от 20.11.1990 г.).

Учет компенсационной выплаты и районного коэффициента

Если пенсия исчислена без при­менения ИКП, то в сумме пенсии, исходя из которой определяется расчетный пенсионный капитал пенсионера, учитывается компенсационная выплата, установленная получателю соответствующей пен­сии, в полном размере. Получателю двух пенсий учитывается одна ком­пенсационная выплата — та, кото­рая была рассчитана исходя из сум­мы пенсии, принимаемой в качест­ве расчетного размера пенсии.

Также учитывается установлен­ное в соответствии со статьей 112 Закона от 20.11.1990 г. повышение минимальных и максимальных размеров трудовых пенсий, исчис­ленных без ИКП с применением районного коэффициента к зара­ботной плате рабочих и служащих, установленного решениями орга­нов государственной власти СССР или федеральных органов государ­ственной власти. Если установле­ны разные районные коэффициен­ты к заработной плате, учитывает­ся коэффициент для рабочих и служащих непроизводственных от­раслей.

Сохраняется также установлен­ное повышение минимальных и максимальных размеров трудовых пенсий, назначенных в соответст­вии со статьей 14 Закона от 20.11.1990 г. в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде пенсионера из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства (независимо от даты выезда) с учетом соответствующего районного коэффициента Предельный размер районного ко­эффициента, с учетом которого при выезде определяется максимальный размер указанной пенсии, составля­ет 1,5.

Для пенсий, исчисленных с при­менением ИКП, лицам, проживаю­щим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к райо­нам Крайнего Севера (а также вы­ехавшим после 01.08.2001г. и имеющим право на пенсию в соответст­вии со статьей 14 Закона от 20.11.1990г.) учитывается отноше­ние среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной зара­ботной плате в стране в повышен­ных в зависимости от районного ко­эффициента пределах (не свыше 1,4; 1,7 или 1.9), согласно статье 7 Закона от 20.11.1990 г. в редакции Федерального закона от 08.08.2001 г. № 122-ФЗ, который вступил в си­лу с 01.08.2001 г. Сумма установлен­ной и исчисленной в этом порядке пенсии также может использоваться при определении расчетного пенси­онного капитала пенсионера.

Учитываемый общий трудовой стаж

В соответствии с п.4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях. под общим трудо­вым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г, учитываемая в календар­ном порядке. В нее включаются те же пе­риоды работы и деятельности, которые учитывались при назначении пенсий с применением ИКП (см. таблицу 2.6.)(Приложение 5).

При этом в соответствии с п. 9 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях приме­няется порядок исчисления и подтверж­дения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в не­обходимых случаях - заработка застра­хованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государст­венных пенсий и действовал до 01.01.2002г.[14]

Учитываемые виды стажа и порядок их подтверждения приведены в таблице (Приложение 5).

    Включаются в общий трудовой стаж в целях конвертации приобретенных пенсионных прав в капитал следующие периоды:

• обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической интернатуре;

• пребывание граждан, проживавших в районах, временно оккупированных не­приятелем в период Великой Отечест­венной войны, в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР;

• нахождение в фашистских концла­герях в период Великой Отечественной войны;

• проживание в г. Ленинграде в пери­од его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.);

• уход за инвалидом I группы, ребен­ком-инвалидом в возрасте до 16 лет, пре­старелым, нуждающийся в постоянном уходе по заключению лечебного учреж­дения;

• уход неработающей матери за каж­дым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения;

• уход родителей и иных законных представителей за ВИЧ-инфицирован­ными несовершеннолетними детьми;

• проживание жен (мужей) военно­служащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоуст­роиться по специальности в связи с от­сутствием возможности трудоустройства.[15]

Дата: 2019-05-29, просмотров: 188.