Под распределением прибыли следует понимать направления её на формирование доходов бюджетов разных уровней, на финансирование производственных, социальных, экологических программ, погашение кредитов, и другие цели.
Самое главное в распределении прибыли – это сочетание бюджетных, хозрасчетных и личных интересов работников. Исходя из этого, хозяйственная практика и экономическая наука постоянно занимаются поиском оптимальных критериев распределения прибыли коммерческой организации, учитывая при этом конкретную экономическую ситуацию. Участие прибыли в распределительном процессе покажем на схеме.
С1991 года апробируется и совершенствуется налоговая модель распределения прибыли предприятия. Правовым обеспечением распределения прибыли являются Гражданский кодекс РФ, Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций “ от 27 декабря 1991 года с последующими изменениями и дополнениями и отдельные отраслевые законодательные акты. Нормативным обеспечением является Инструкция ГНС РФ “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” от августа 1995 года с изменениями и дополнениями.
В настоящее время при распределении прибыли коммерческая организация должна руководствоваться только действующим законодательством, своим уставом и собственными интересами. Распределению подлежит плановая и фактическая валовая прибыль.
Рассмотрим алгоритм распределения фактической валовой прибыли коммерческой организации:
1. Определяется валовая фактическая прибыль.
2. Из валовой прибыли, подлежащей налогообложению, исключаются:
а) доходы и прибыль, облагаемые по особым ставкам:
15%
- доходы в виде дивидендов, полученные по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия–эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг РФ, государственных ценных бумаг субъектов РФ и ценных бумаг органов местного самоуправления;
- доходы, полученные от долевого участия в других предприятиях;
43%
- прибыль от посреднических операций;
- прибыль от страховой деятельности;
- прибыль от осуществления отдельных банковских операций;
70%
- доходы от видео проката, видео салонов, проката аудио- и видеокассет и записи на них;
90%
- доходы от казино, иных игорных мест и другого игорного бизнеса;
б) другие виды прибыли, не подлежащие налогообложению:
- прибыль от производства и реализации произведенной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции;
- прочие.
3. Исчисляется сумма льгот по налогу на прибыль (льготируемая прибыль).
Льготы по налогу на прибыль установлены в виде:
- освобождения отдельных видов затрат, осуществляемых за счет прибыли, от обложения налогом;
- освобождения отдельных видов деятельности или предприятий от уплаты налога на прибыль;
- снижения ставок налога на прибыль.
Установленные законодательством льготы можно подразделить на две группы: общие для всех плательщиков и дополнительные для отдельных плательщиков налога на прибыль. Льготы призваны стимулировать предпринимательскую деятельность, расширение и обновление производственного потенциала, повышение уровня социальной защиты работающих, развитие учреждений социально-культурной сферы. Они постоянно уточняются, совершенствуются, что обусловлено изменениями экономической ситуации. Сумма всех льгот не должна уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50 процентов.
4.Определяется налогооблагаемая прибыль (п.1-п.2-п.3). 5. Определяется сумма налога на прибыль по формуле:
6. Рассчитывается сумма средств, подлежащая дополнительному внесению в бюджет, исчисленная исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального Банка России за пользование банковским кредитом. Авансовые платежи по налогу на прибыль уплачиваются коммерческими организациями с 1 января 1993 года. Авансовые взносы налога на прибыль определяются исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых платежей производится не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
От уплаты авансовых взносов налога на прибыль освобождаются бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, и малые предприятия. Критерии отнесения предприятий к малым определены Федеральным законом РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14 июня 1995 года.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность не более установленных предельных уровней:
- в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
- в оптовой торговле – 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Органам представительной (законодательной) власти субъектов РФ с 1996 года предоставлено право в части освобождения от уплаты авансовых платежей налога на прибыль предприятий, добывающих драгоценные металлы и драгоценные камни, общественных организаций, религиозных объединений, жилищно-строительных и гражданских кооперативов, а также садовых товариществ.
Пример:
Предположим, что коммерческая организация в 1 квартале 1997 год планировала получить прибыль в сумме 2 млн. рублей. У неё нет прибыли, облагаемой в особом порядке, и нет льгот по налогу на прибыль.
Варианты расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов, скорректированных на учетную ставку ЦРБ за 1 квартал 1997 года
Показатели | План | Факт/1 | Факт/2 |
1. Валовая прибыль (налогооблагаемая), т.р. | 2000 | 2400 | 1800 |
2.Сумма налога на прибыль, т.р. | 700 | 840 | 630 |
3. Учетная ставка, установленная ЦБР на 15.02.97, делённая на 4,% | - | 42:4=10,5 | 42:4=10,5 |
4. К доплате в бюджет, т.р. | 140+140x0,105=154,7 | 70+70x0,105=77,35 |
Начиная с 1января 1997 года все предприятия, за исключением малых предприятий и бюджетных организаций, имеют право перейти на ежемесячную выплату в бюджет налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога.
7. Определяется прибыль, остающаяся в распоряжении коммерческой организации (п.4 – п.5 – п.6).
8. Определяется чистая прибыль как разница между прибылью, остающейся в распоряжении предприятия и:
- налогами и сборами, уплачиваемыми в бюджет за счет прибыли;
- штрафными санкциями, установленными за нарушение финансового законодательства;
- расходами по погашению кредитов;
- платежами за превышение предельно допустимых выбросов, загрязняющих в природную среду;
- прочими расходами.
Чистая прибыль может использоваться предприятием фондовым или бесфондовым методом, что обязательно отражается в приказе об учетной политике.
Фондовый метод использования чистой прибыли характерен для крупных и средних предприятий с большими оборотами и значительными экономическими и социальными программами, требующими инвестиций.
Фондовый метод использования прибыли предполагает распределение чистой прибыли в соответствии с учредительными документами по фондам, в которые предусмотрена величина отчислений. Порядок формирования и расходования средств фондов определяется предприятием самостоятельно. По экономическому содержанию фонды – это чистая прибыль отчетного года, либо прошлых лет, распределенная для целевого использования на развитие и совершенствование производства (счет 88-3 “Фонды накопления”), мероприятия социальной направленности (счет 88-4 “Фонды социальной сферы”), материальное поощрение (счет 88-5 “Фонды потребления”). Совет учредителей вправе направлять средства фондов на покрытие убытков, часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий, перераспределять средства фондов между ними.
Бесфондовый метод чаще всего используют малые предприятия. Их чистая прибыль невелика, деление её по фондам ведет к распылению средств, а введение дополнительных субсчетов на счет 88 “Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)” затрудняет учет.
В акционерных обществах имеют место некоторые особенности в распределении прибыли, установленные Федеральным законом РФ “Об акционерных обществах” от 26 декабря 1995 года.
Во-первых, в акционерных обществах создается резервный фонд в размерах, предусмотренных уставом общества. Средства резервного фонда предназначаются исключительно на покрытие непредвиденных убытков, а также на выплату процентов по облигациям и дивидендам по привилегированным акциям в случае недостаточности средств. До 1997 года при определении налогооблагаемой прибыли отчисления в указанный фонд исключались в размере не более 15 процентов уставного капитала. С 1997 года эта льгота отменена.
Во-вторых, акционерное общество может создавать специальный фонд акционирования работников общества из чистой прибыли. Его средства расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами этого общества для последующего размещения работникам.
В-третьих, в акционерных обществах устанавливается очерёдность распределения чистой прибыли: выплата процентов по облигациям, отчисления в резервный фонд, выплата дивидендов по привилегированным акциям, выплата дивидендов по обыкновенным акциям, отчисления в фонд целевого использования, прочие расходы.
Постановлением правительства РФ “Порядок планирования и финансирования деятельности казенных хозяйств” от 6 октября 1994 года определён особый порядок распределения прибыли на казенных предприятиях. Они создаются на базе ликвидированных государственных предприятий. ПО прогнозной оценке Министерства экономики РФ в 1996 году намечалось преобразовать в федеральные казенные предприятия 600 государственных заводов и фабрик. Суммарный объем финансирования этих предприятий из федерального бюджета должен был составить около 2 трлн. рублей.
Производственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития. Прибыль от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг, произведённых в соответствии с планом-заказом и в результате разрешённой ему самостоятельной деятельностью, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.
Подписанный Президентом РФ 30 декабря 1996 года Закон “О соглашениях раздела продукции” устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории России. Этот правовой акт регулирует приток иностранных инвестиций в добывающие отрасли. Субъектами отношений являются, с одной стороны, Российская Федерация (государство), с другой стороны, субъекты предпринимательской деятельности (инвесторы).
Особенностью рассматриваемого закона является максимальное упрощение схемы взаимоотношений инвестора и государства, прежде всего по линии уплаты налогов и других обязательных платежей. Их взимание заменено разделом продукции по условиям соглашения. Инвестор в течение срока действия соглашения освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей за исключением:
- налога на прибыль, где объектом обложения является часть прибыльной продукции;
- платежей за пользование недрами, состоящими из разовых выплат, уплачиваемых при заключении соглашения (бонусов), ежегодных выплат за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), регулярных выплат (роялти), установленных в процентном отношении от объёма добычи минерального сырья или от стоимости произведённой продукции и платы за пользование землёй;
- платежей по социальному и медицинскому страхованию своих работников – граждан России;
- платежей в государственный фонд занятости населения России. Рассмотренный порядок распределения валовой прибыли коммерческой организации представляется сложным, поэтому его необходимо откорректировать, прежде всего, по всем элементам налогов, учитывая современную и будущую экономическую ситуацию.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 209.