Перспективы развития платежного баланса РК в первую очередь связано с проведением валютной политики, не допускающей переоценки курса тенге.
Валютная политика Казахстана должна обеспечивать защиту денежной системы государства и экономики в целом от негативных последствий резких колебаний обменного курса тенге. Объективно определенный обменный курс национальной валюты является фундаментальной основой, обеспечивающей макроэкономическую стабильность государства. В связи с этим основным приоритетом государства в сфере валютного регулирования должен стать выбор курсовой политики, не допускающей переоценки курса национальной валюты и не оказывающей негативного влияния на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.
Политика обменного курса должна адекватно реагировать на изменения мировых цен, условия внешней торговли, создавая тем самым фундамент для развития внутренней экономики. Строго придерживаясь этой политики в сочетании с такими факторами, как использование новых технологий, оборудования, повышение качества труда, государство сможет выйти на траекторию ускоренного развития. Предполагается сохранение свободно плавающего обменного курса тенге, который предполагает адекватность девальвации изменениям уровня инфляции внутри страны и за рубежом, что будет способствовать сохранению ценовой конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках и тем самым укреплению складывающихся благоприятных экономических позиций и созданию предпосылок для будущего успешного развития Казахстана. Сохранение данного валютного режима продиктовано тем, что еще не устранена сырьевая направленность производства и, естественно, экспорта, т.е. сохраняется высокая уязвимость экономики страны от изменения мировых цен на сырье. Кроме того, во внешнеторговом обороте страны высока доля России, поэтому развитие экономики будет зависеть от ситуации в России. Если эти зависимости экономики будут преодолены, то, конечно, возникнет необходимость изменения валютного режима управления обменным курсом национальной валюты.
Здесь возможны несколько вариантов нового валютного режима:
· привязка к "корзине валют"
· переход к единой валюте в рамках: Евразийского экономического сообщества или всего СНГ, центрально-азиатских республик (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан), а также союза с одной из соседних стран (Кыргызстан).
В то же время поддержание конкурентоспособности экономики не может решаться только за счет курсовой политики. Основную роль в этом должны выполнять меры по повышению производительности труда, качества продукции, структурной перестройке экономики в направлении увеличения выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, а также диверсификации экспорта.
Во вторых, они связаны с поддержание низкого уровня инфляции. Одной из составляющих монетарной политики является определение допустимого уровня инфляции, не препятствующего экономическому росту. Чрезмерно жесткая антиинфляционная политика в переходной экономике с многочисленными структурными барьерами, делающими конкуренцию несовершенной, вызывает ненужную напряженность в стране, приводит к росту неплатежей, падению производства. Таким образом, есть все основания считать, что сдерживание инфляции в пределах 10% не будет противоречить поставленным целям, а именно достижению к 2007 году уровня ВВП 1990 года и дальнейшего 7%-ного роста ВВП. В связи с этим основной целью денежно-кредитной политики будет поддержание годовой инфляции в пределах от 5 до 10%, что будет способствовать достижению экономикой страны максимальных темпов экономического роста. Темпы роста годовой инфляции, выходящие за указанные пределы, как показывает мировой опыт, снижают темпы реального роста экономики.
Более высокие темпы инфляции могут оказать негативное влияние на темпы реального уровня производства в силу снижения эффективности выполнения национальной валютой функций масштаба цен и средства накопления. Более низкие темпы инфляции оказывают угнетающее воздействие на экономическую активность в результате снижения в экономике избытка денежных ресурсов, необходимых для безболезненной структурной перестройки экономики.
Достижение темпов среднегодовой инфляции в пределах от 5 до 10% будет обеспечиваться регулированием уровня денежной базы с использованием всех имеющихся у Нацбанка инструментов денежно-кредитной политики. Но при этом экономическая политика Правительства должна быть также ориентирована на такие уровни инфляции. В этом же направлении Нацбанком будут осуществляться меры и по развитию безналичного денежного оборота.
К перспективам развития платежного баланса относится инфляционное таргетирование. В последние годы некоторые индустриально развитые страны отказались от традиционных методов сдерживания инфляции и сосредоточили свое внимание на инфляционном таргетировании денежно – кредитного регулирования экономики. Центральный банк этих стран устанавливает плановый уровень инфляции и использует все инструменты денежно – кредитного регулирования для его достижения. Это помогает повысить эффективность поведения денежно – кредитной политики по сравнению со стандартными приемами регулирования денежно – кредитной сферы.
Вместе с тем для перехода к инфляционному таргетирванию требуется выполнение двух ключевых условий.
Первое условие – Центральный банк должен иметь достаточную степень независимости. Хотя не в одной стране он не может быть полностью независимым от правительства, банк должен по крайней мере располагать свободой в выборе инструментария, с помощью которого планируется достижение целого уровня инфляции. Для того, чтобы выполнялось это условие, стране необходимо отказаться от принципа фискального доминирования, т.е. бюджетно – налоговую политику. Свобода от фискального доминирования подразумевает крайне низкий (или, что еще лучше, нулевой) уровень правительственных заимствований и Центрального банка и достаточную степень развитости внутреннего финансового рынка с тем. Чтобы он мог поглотить дополнительные эмиссии государственных обязательств.
Кроме того, правительство должно располагать широкой доходной базой и не рассчитывать систематически на поступление от сеньоража. Если же фискальное доминирование сохраняется, налоговая политика будет стимулировать инфляционное давление, которое подорвет эффективность денежно – кредитной политики.
Второе условие, состоит в том, что власти должны отказаться от таргетирования других экономических показателей, таких, как заработная плата, уровень занятости или валютный курс. Когда власти стремятся к достижения сразу нескольких целей, участники рынка не знают, какой из них в случае ухудшения ситуации будет отдано предпочтение.
В целом инфляционное таргетирование определяется как предписанное руководство для проведения монетарной политики. Существует два основных вида правил предотвращения данной политики: инструментальные правила и правила таргетирования.
Инструментальные правила сводятся к формулам или функциям реакции, которые связывают инструмент политики с наблюдаемыми (или прогнозируемыми) результатами серии макроэкономических переменных. Правила таргетирования включают обязательства по минимизации некоторой функции потерь или выполнению некоторого условия оптимальности для прогнозов целевых переменных. Инструментальное правило- это выбранное ЦБ за основу своей деятельности фиксированная зависимость его инструментов от макроэкономических показателей.
Правила таргетирования монетарной политики подразделяются в свою очередь на правили таргетирования инфляции, таргетирования роста денежной массы (монетарное таргетирование), таргетирование роста номинального ВВП и др. Однако, в настоящее время многими признается, что таргетирование инфляции представляет собой значительный прогресс в развитии денежно – кредитной политики по сравнению с предыдущими режима валютной политики и др. видами таргетирования.
Используемое НБРК монетарное правило. Несмотря на то, что НБ в качестве промежуточных целевых показателей использует денежные агрегаты. Нельзя говорить о том, что он осуществляет монетарное таргетирование, т.к. не выполнено основное условие – выбор инструментов, исходя из минимизации функций потерь на определенное количество периодов вперед. Скорее можно говорить об использовании инструментального правила, т.к. НБ определяет объем операций на открытом рынке, исходя из желания поддерживать совокупные корреспондентские счета банковской системы на определенном уровне, т. е., использует фиксированную функцию реакции ( хотя она и не имеет четкого аналитического представления.
С переходом к таргетирванию инфляции будет создан механизм, обеспечивающий строгое соблюдение обязательств по достижению поставленных цели, что повысит доверие к проводимой денежно – кредитной политике.
В настоящее время в Казахстане имеются некоторые предпосылки для начала подготовки к переходу на принципы инфляционного таргетирования: макроэкономическая стабильность и устойчивое состояние бюджета; устойчивость валютного курса; устойчивое развитие финансовой системы, независимость НБ, отказ от финансирования дефицита, республиканского бюджета за счет средств НБ; официальное закрепление за Национальным банком функции поддерживания низкого уровня инфляции: информационная открытость.
Среди экономических проблем наиболее существенной является недостаточность портфеля ценных бумаг Национального Банка для проведения полномасштабных операций репо в объеме достаточном для поддержки официальных ставок, как основных инструментов регулирования ликвидности.
Техническая проблема включает в себя разработку модели трансмиссионного механизма, объясняющего процесс воздействия денежно-кредитной политики на экономику.
В настоящее время важное значение приобретают вопросы представление отчетности в электронной форме.
Традиционно отчетность представлялась в бумажной форме; однако в последнее время все более возрастает роль электронных сообщений. До 90-х годов стандарты в области электронной передачи данных устанавливались только в пределах национальных границ. Однако переход к созданию мирового рынка потребовал введения международного стандарта на электронную передачу данных о коммерческих или административных операциях, осуществляемую с помощью ЭВМ. Такой стандарт, получивший название «Правила электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте» (ЭДИФАКТ) был разработан под эгидой Организации Объединенных Наций. Кроме того, этот стандарт используется при подготовке электронных сообщений, предназначенных для составления ПБ.
Такие электронные сводки данных могут включать сведения о банковских операциях, передаваемые составителю ПБ, а также отчетность, посылаемую международным статистическим организациям. Такие электронные сводки, скорее всего, будут содержать данные из балансовых отчетов и агрегированные данные по операциям.
Различаются следующие виды информационных потоков:
от клиентов к банкам; от банков к составителю ПБ; от предприятий к составителю ПБ; от составителя ПБ международным организациям и наоборот, а также между составителями ПБ. Разработанный ООН стандарт ЭДИФАКТ находит широкое применение в мире. По мере приближения все большего числа коммерческих систем к стандарту ЭДИФАКТ эффективность использования этих сообщений для представления отчетности официальным различным органам будет возрастать. Легкий доступ к электронным данным дает возможность предприятиям и банкам, действующим в качестве посредников по сбору данных, снизить связанные с этим расходы. Такая экономия на расходах обеспечивается благодаря «автоматическому» представлению данных. Применение стандарта ЭДИФАКТ позволяет составителям ПБ получать более своевременные и точные данные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Платежный баланс представляет собой статистический отчет, в котором в систематическом виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определенный период времени.
Построение платежного баланса основывается на системе двойной записи, определяет экономическую территорию страны, проводит различие между резидентами и нерезидентами, основывается на рыночных ценах.
Платежный баланс интегрирует счета многих секторов и основывается поэтому на таможенной статистике, статистике денежного сектора в той степени, в какой она учитывает международные операции, статистике внешнего долга, статистических обзорах, проводимых прежде всего в секторе услуг, и статистике операций с иностранной валютой.
В зависимости от развития экономической и финансовой ситуации в стране и мировой экономики все правительства на том или ином этапе проводят макроэкономическое регулирование путем использования имеющихся в их распоряжении инструментов денежно – кредитной, налогово – бюджетной и валютной политики. Целями регулирования являются обеспечение внешней и внутренней сбалансированности в экономике.
Достижение равновесия платежного баланса связано с его финансированием. Существуют три метода финансирования: привлечение иностранных инвестиций; заимствование из общественного сектора экономики и использование золотовалютных резервов страны. Поэтому изменение сальдо платежного баланса эквивалентно изменению золотовалютных резервов страны.
Резервные активы вместе с займами МВФ и операциями по исключительному финансированию выступают в роли альтернативных средств ликвидности для выравнивания международных расчетов Казахстана.
Переход в апреле 1999 г. к режиму свободно - плавающего обменного курса и последовавшая за ним значительная номинальная девальвация тенге способствует повышению конкурентоспособных производителей и улучшению экономической ситуации в стране. Основным фактором, обусловившим возобновление положительных тенденций в экономике Казахстана, стал рост мировых цен по всем группам экспортных сырьевых товаров страны. Высокий экономический рост, произошедший в 2000 – 2001гг.; наблюдается и в 2002г. Реальный рос ВВП в 2002 г. равен 9,5%. Среднегодовая инфляция в 2002 г. исполнена в сумме 5,9% против 8,4% в 2001 г. Ставка рефинансирование снизилась до самого низкого уровня – до 7,5%. Чистые международные ликвидные резервы достигли 3,1 млрд. долл., что обеспечивает покрытие более 3,5 мес. импорта товаров и услуг. Сальдо текущего счета за 9 месяцев 2003г. сложилось положительным и составило 508 млн. долл, что связано с ростом доходов от экспорта товаров. Положительное сальдо баланса прямых иностранных инвестиций составило 1605 млн. долл. Валовый приток иностранных прямых инвестиций в Казахстан составил 3297 млн. долл. Положительное сальдо по статье других инвестиций составило почти 1243 млн. долл. Нетто-приток внешнего финансирования по операциям средне- и долгосрочного заимствования составил 1822 млн. долл. Данные показатели значительно увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2002г.
Умеренные темпы инфляции и устойчивая динамика обменного курса тенге отражается на сохранении конкурентоспособности экспортируемых товаров и товаров, производимых для внутреннего рынка, что оказало сдерживающее влияние на увеличение спроса на импорт.
Итак мы видим, что не смотря на значительные колебания в конъюнктуре цен на сырьевые товары, на протяжении последних трех лет сохранялся стабильно высокий приток прямых инвестиций. Это было обусловлено прежде всего, инвестициями в нефтегазовую отрасль.
Тенденции развития платежного баланса РК в первую очередь связаны с проведением валютной политики, не допускающей переоценки курса тенге. В связи с этим основным приоритетом государства в сфере валютного регулирования должен стать выбор курсовой политики, не допускающей переоценки курса национальной валюты и не оказывающей негативного влияния на конкурентоспособность отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.
Во – вторых, они связаны с поддержанием низкого уровня инфляции. Таким образом, удержание среднегодовой инфляции в 2004 – 2005 гг. должно быть в пределах 4 -6% и снижение ее к 2005 г. до 3-5%.
К перспективам развития платежного баланса также относится инфляционное таргетирование. В настоящее время в Казахстане имеются некоторые предпосылки для начала подготовки к переходу на принципы инфляционного таргетирования: макроэкономическая стабильность и устойчивое состояние бюджета; устойчивость валютного курса; устойчивое развитие финансовой системы, независимость НБ, отказ от финансирования дефицита, республиканского бюджета за счет средств НБ; официальное закрепление за Национальным банком функции поддерживания низкого уровня инфляции: информационная открытость.
В настоящее время важное значение приобретает вопрос представления отчетности в электронной форме. Переход к созданию мирового рынка потребовал введения международного стандарта на электронную передачу данных о коммерческих или административных операциях, осуществляемую с помощью ЭВМ. Такой стандарт, получивший название «Правила электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте» (ЭДИФАКТ) был разработан под эгидой Организации Объединенных Наций. Кроме того, этот стандарт используется при подготовке электронных сообщений, предназначенных для составления ПБ.
[1] Приложение к Вестнику Национального Банка Казахстана, январь 2003г., стр.48
[2] Приложение к Вестнику Национального Банка Казахстана январь 2003г. стр.52
[3] «Международные экономические отношения» под редакцией Н.Н. Левинцева: М «Финансы и статистика», 1997г., стр 127.
[4] «Международные экономические отношения» под редакцией Н.Н. Левинцева: М «Финансы и статистика», 1997г., стр 127.
[5] Приложение к Вестнику Национального Банка Казахстана, январь 2003г., стр 3.
[6] Приложение к Вестнику Национального Банка Казахстана, апрель 2002г., стр.3.
[7] Приложение к Вестнику Национального Банка Казахстана, апрель 2002г., стр. 4
[8] Приложение к Вестнику Национального Банка Казахстана, апрель 2002г., стр. 4
[9] Банки Казахстана - №1, 2004г., стр.3.
[10] Вестник Национального Банка Казахстана, апрель 2003г., стр 19
[11] КАЗЭУ хабаршысы - №9 /2003, стр. 116.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 210.