Средства регулирования платежного баланса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Тремя основными разделами платежного баланса, как было отмечено ранее, являются следующие: текущие операции, движение капитала и официальные резервы. Сумма балансов по текущим операциям и движению капитала дает баланс официальных резервов.

В связи с тем, что платежный баланс построен по принципу двойного счета, он всегда находится в равновесии. Это не значит, что балансы текущих операций и движения капитала не могут сводиться с дефицитом.

С определенной долей приближения можно считать, Что сальдо платежного баланса достигает нуля в том случае, когда баланс текущих операций (прежде всего баланс по торговле товарами и услугами) равен балансу по движению капитала (капитальным счетам). В случае если положительное сальдо баланса по текущим операциям (счетам) превышает отрицательное сальдо баланса по капитальным счетам, то баланс сводится с положительным сальдо (положительный баланс); если ситуация обратная, то баланс имеет отрицательное сальдо.

Наличие положительного или отрицательного сальдо свидетельствует об определенных диспропорциях платежного баланса. С известной долей условности их можно разбить на четыре группы: изменение цен; структурные диспропорции; изменение уровня дохода; автономные передвижения значительных масс капитала.

Изменение цен, ценовые диспропорции большей частью связаны с ростом инфляционных издержек, повышением стоимости факторов производства (рабочей силы, капитала, земли).

Отказ предпринимателей повышать заработную плату бастующим рабочим, например, обосновывается неизбежным увеличением стоимости рабочей силы, а соответственно и повышением цены отпускаемой продукции. Повышение издержек и снижение конкурентоспособности могут быть также вызваны истощением дешевых природных ископаемых и переходом к добыче сырья на новых менее эффективных месторождениях. Платежный баланс здесь сводится с дефицитом, так как цены на экспортируемые товары оказываются более высокими по сравнению с мировыми, и экспорт данного товара вынужденно сокращается.

Подобные проблемы часто возникают в развивающихся странах, специализирующихся на поставке на внешний рынок одного-двух сырьевых товаров. Неожиданное снижение цен на экспортируемое сырье может катастрофически повлиять на активную часть платежного баланса, практически полностью зависящую от продажи товара.

Нарушение равновесия, вызванное структурными диспропорциями в мировом производстве, может привести к снижению объема экспорта. Причина заключается в том, что структура промышленного производства оказывается несоответствующей потребностям мирового рынка. Это характерно для развивающихся стран, когда, например, конкуренция синтетических изделий заменяет производство натурального сырья, обрекая производящие это сырье страны на снижение экспортных доходов.

Примером из опыта стран с развитой рыночной экономикой может стать сохранение малоперспективных производств в угледобывающей и металлургической отраслях промышленности. Ликвидация таких производств требует крупномасштабных затрат.

Распространенным нарушением равновесия внешних платежей является изменение уровня дохода, разнонаправленность национальных приоритетов отдельных стран, когда руководство страны пытается одновременно решить внутренние (занятость и рост цен) и внешние (равновесие баланса) проблемы.

На практике странам регулярно приходится решать одновременно если не взаимозаключающие, то по крайней мере трудно совместимые задачи: увеличить занятость (для этого соответственно расширять производство) или урегулировать платежный баланс.

Традиционным способом увеличения занятости выступают понижение процентной ставки и увеличение финансовых вливаний в экономику. В свою очередь увеличение финансовых вливаний означает рост расходов, увеличение импорта.

Понижение процентной ставки приводит к оттоку капитала из страны. Оба мероприятия будут действовать в направлении увеличения дефицита платежного баланса.

Платежный баланс в ряде случаев «приносится в жертву» политике экономического роста и расширения занятости. Инфляционная программа, обеспечивающая рост производства и занятости, будет одновременно вести к увеличению диспропорций платежного баланса страны.

Если в стране наблюдается плавающий валютный курс, это неизбежно приведет к снижению курса национальной валюты; при фиксированном курсе потребуется привлечение значительных внешних дополнительных финансовых средств.

Менее часто бывает ситуация, связанная с отрицательным сальдо автономного передвижения капитала. Например, когда выплачиваются крупные военные репарации или производятся расходы на содержание военных баз за границей.

Традиционно все страны стремятся к обеспечению положительного сальдо, отражающему меркантилистский подход к оценке положительного сальдо как средства накопления ценностей и прежде всего золота.

По существу, положительное сальдо платежного баланса означает поставку за национальные пределы большего количества товара, чем получение, при этом взамен накапливаются денежные обязательства в иностранной валюте.

Нежелательность сохранения в течение длительного времени излишков в иностранной валюте (даже в такой относительно стабильной, как доллары) побудила ряд стран перейти к программе расходования избытка накопленных денежных средств.

Отрицательное сальдо (дефицит) платежного баланса уже по своему определению воспринимается негативно. Непосредственным следствием положения, когда страна «живет в кредит», становятся такие явления, как общая задолженность, отсутствие требуемого страховочного запаса иностранной валюты, падение курса национальной валюты, общее снижение жизненного уровня.

В большинстве случаев дефицит означает, что страна ввозит большее количество товаров и услуг, чем вывозит, расплачиваясь за это финансовыми обязательствами, подобно нерадивому хозяину, живущему в долг.

Как правило, национальные правительства, обнаружив дефицит, стремятся быстро ликвидировать его, используя все имеющиеся средства. Действительность показывает, что многие государства оказываются в состоянии активно развиваться, имея постоянный дефицит платежного баланса. Сейчас подобную политику проводит большинство развивающихся стран. Суть ее состоит в том, что компенсация торгового дефицита за счет привлечения долгосрочного капитала позволяет стране с ограниченными ресурсами решить проблему внутренних накоплений.

В последнее время регулирование платежных балансов утратило значение первоочередной задачи западных правительств. Этому способствовал ряд обстоятельств.

Во-первых, введение плавающих валютных курсов обеспечило «сглаживание» возникающих диспропорций в международных платежах. В условиях высокоинтернационализированной экономики руководители всех стран предпочитают владеть крупными суммами во всех ведущих валютах. Постепенно уходит в прошлое представление о том, что доллар является предпочтительной валютой по сравнению с другими платежными средствами.

Во-вторых, не менее значительное влияние оказало распространение монетаристской концепции платежного баланса, согласно которой государство может сознательно увеличивать краткосрочные обязательства с целью их дальнейшего использования в качестве денежных активов.

Таким образом, необходима комплексная оценка ситуации в каждом конкретном случае с целью выяснения причин изменения резервов и других денежных активов. Здесь очень важно учитывать все социально-политические параметры. Именно на основе такого анализа может быть окончательно определена система мер, направленных на ликвидацию, ограничение или сохранение дефицита платежного баланса в зависимости от решения альтернативных задач обеспечения экономического роста, увеличения занятости, борьбы с инфляцией и т.д. Важное значение для платежного баланса имеет правильное определение макроэкономических показателей, и их воздействие на платежный баланс, а также методы прямого государственного контроля.

Практически все макроэкономические показатели воздействуют на платежный баланс. Их можно разделить на две группы: показатели национального макроэкономического регулирования и внешнеэкономические показатели.

В первую группу показателей можно включить: национальный доход, уровень процентных ставок, величину и объем денежной эмиссии. Воздействие каждого из них зависит от конкретной ситуации и оценивается неоднозначно.

Рассмотрим их вкратце. Под национальным доходом понимается общая сумма полученной заработной платы, дивидендов, процентов и ренты, которые зарабатывают (получают) резиденты данной страны при производстве товаров и услуг.

Индивидуальная и общенациональная потребность во всех видах товаров и услуг зависит от уровня доходов резидентов данной страны. В случае повышения этих доходов можно ожидать роста потребления национальных товаров, сопровождающегося ростом потребления импортных товаров. Импорт, в свою очередь, отрицательно воздействует на платежный баланс, увеличивая потребность в иностранной валюте. Отсюда следует, что, осуществляя программу стимулирования роста национального дохода, следует ожидать роста отрицательного сальдо платежного баланса.

При замедлении и даже прекращении роста национального дохода платежный баланс страны улучшается.

Связь роста национального дохода с автоматическим увеличением импорта и ухудшением платежного баланса используется кейнсианцами для разработки положения о маргинальной предрасположенности к импорту при росте национального дохода.

Обычным правилом противодействия росту дефицита платежного баланса в связи с «перегревом» экономики и увеличением национального дохода является продажа национальным банком страны резервных запасов иностранной валюты.

Во-первых, в настоящее время усиливается синхронность развития национальных экономик отдельных стран. Во-вторых, увеличение отрицательного сальдо платежного баланса под воздействием роста национального дохода нейтрализуется под влиянием других макроэкономических показателей, на которые влияет политика Центрального банка.

Противоположное объяснение причин дефицита платежного баланса в условиях роста экономики следует из монетаристской теории, которая оценивает рост дохода с учетом обеспечения его денежными ресурсами. В соответствии с ее прогнозом увеличение дохода, не подкрепленное выпуском соответствующих финансовых средств (не обеспеченное увеличением денежной массы), приведет к тому, что потребности в деньгах будут удовлетворяться за счет приобретения иностранных платежных средств (заполняя соответствующую нишу в потребности в финансовых ресурсах).

Два внешне противоречивых объяснения могут быть совмещены, так как анализируются различные разделы платежного баланса. В первом случае исследуется движение товаров и услуг; во втором – автономные движения долгосрочного и краткосрочного капитала.

Величина процентных ставок определяет условия предоставления кредита. Если процентные ставки высоки, то условия предоставления кредита «жестки»; если процентные ставки низки, то они «свободны» («либеральны»).

Рост процентной ставки понимается как реальное увеличение процентных выплат по вкладываемым финансовым средствам, а не просто процентов в связи с инфляцией.

Повышение потребностей в долларах напоминает воздействие дополнительного экспорта, увеличивающего положительное сальдо платежного баланса. Возрастание процентных ставок делает американские акции и облигации более привлекательными на международном рынке и стимулирует их продажу, т. е. в итоге оказывает такое же воздействие, что и расширение экспорта.

Аналогично воздействие процентных ставок на платежный баланс через национальный доход. Так, увеличение процентных ставок, вызываемое обычно нехваткой долларов, уменьшает инвестиционную деятельность, сокращает производство, потребление товаров, а соответственно уменьшает и импорт. Платежный баланс улучшится.

Понижение процентных ставок влияет противоположным образом.

Мнение о положительном влиянии более высоких процентных ставок на баланс следует уточнить. Определяющим моментом является не столько уровень процентных ставок, сколько факторы, вызывающие его рост. Если рост процентных ставок следует непосредственно из более жесткой кредитной политики, то это утверждение верно. Однако в тех случаях, когда первопричиной служит рост инфляционных тенденций в экономике, положение окажется обратным.

Вывод о том, что повышение процентных ставок приводит к улучшению платежного баланса, должен быть скорректирован с учетом одного обстоятельства. Здесь рассматривались лишь краткосрочные тенденции. В долговременной перспективе увеличение процентных ставок постепенно приводит к некоторому «истощению» или уменьшению притока капитала. Более того, в дальнейшем в связи с необходимостью выплат сначала более высоких процентов, а затем и самих долгов следует ожидать ухудшения платежного баланса. Использование более высоких процентных ставок целесообразно только в краткосрочной перспективе.

Величина и объем денежной эмиссии. Еще одним важным показателем, определяющим уровень спроса и предложения на валютном рынке, выступает величина денежной эмиссии на внутреннем рынке. Увеличение эмиссии или кредитно-денежная политика непосредственно влияют на состояние платежного баланса. Когда Центральный банк расширяет кредитование национальных коммерческих банков за счет выделения дополнительных средств, то естественной реакцией коммерческих банков становится расширение их операций по ссудам для увеличения дохода. Расширение ссуд автоматически влечет за собой снижение процентной ставки. Дополнительное расходование взятых в кредит у банков средств означает рост цен и соответственно повышение импорта.

Рост объемов кредитования стимулирует владельцев денежных средств к более прибыльному вложению капиталов и прежде всего за границей. Национальный капитал устремляется за границу «в поисках» более высоких процентов, что также негативно воздействует на платежный баланс. (Позднее вполне возможен возврат денежных ссуд с процентами.) Сначала преобладает отрицательный эффект.

Либеральная кредитно-эмиссионная политика ведет к ухудшению платежного баланса как в связи с ростом импорта, так и с увеличением потока капитала за границу в связи со снижением процентных ставок внутри страны. Ограничительная денежная политика будет иметь противоположный эффект. Рисунок 2[3].

 

Показатели Либеральная денежная политика Ограничительная денежная политика
Национальный доход Возрастает Снижается
Процентная ставка Снижается Возрастает
Цены Повышаются Снижаются
Платежный баланс Ухудшается Улучшается

 

Важным показателем, от которого зависит воздействие инфляции на объем экспорта, выступает уровень эластичности спроса на экспортные товары данной страны. Чем ниже уровень эластичности спроса на данный товар в зависимости от цены, тем меньше воздействуют инфляционные тенденции на его сбыт, а соответственно и на снижение спроса в зависимости от инфляционного обесценения. Незначительным уровнем эластичности спроса в зависимости от цены отличается экспорт нефти и нефтепродуктов. Товары массового потребительского спроса, «стандартной» технологии отличаются высоким уровнем эластичности спроса: объемы продаж этих товаров резко меняются в зависимости от цен.

Воздействуя на те или иные показатели, власти оказываются в состоянии осуществить намеченные преобразования.

При этом следует иметь в виду, что в практическом плане эмиссионная и налоговая политика представляет собой сферы деятельности относительно разнородных ветвей власти, подчиняющихся разным структурам.

На практике перед правительством часто ставится противоречивая задача, связанная, например, со стабилизацией курса валюты при условии сохранения уровня национального дохода. Здесь требуется проведение ряда налоговых и эмиссионных мероприятий, которые помогли бы решить задачу. Рисунок 3[4]

 

Показатели Рост налогообложения Рост денежной эмиссии
Национальный доход Снижается Увеличивается
Дефицит платежного баланса Уменьшается Увеличивается

 

Механизм проведения конкретных экономических мер по регулированию требует тщательной проработки и координации программ не только по направлениям регулирования, но и по времени их выполнения.

Важным, хотя и негативно оцениваемым, способом ликвидации диспропорций платежного баланса может быть введение контроля внешнеэкономических связей и переход к прямому государственному регулированию. Введение такого контроля полностью устраняет действие рыночных факторов во внешнеэкономической деятельности.

Формы и методы контроля многочисленны и определяются решаемыми задачами. Прямой контроль может быть разделен на два вида- коммерческий и валютный. Коммерческий контроль включает тарифы, авансовые платежи и другие средства, ограничивающие внешнюю торговлю товарами и услугами. Контроль внешнеэкономических связей ограничивает прямые капиталовложения и другие источники капитала.

К ограничителям внешней торговли следует также отнести налоги, субсидии и количественные ограничения. Наиболее распространенными средствами внешнеторгового регулирования являются пошлины, экспортные и импортные количественные ограничения и связанная с ними система лицензирования.

Валютные ограничения в торговле услугами ничем не отличаются от внешнеторговых ограничений.

Контроль внешнеэкономических связей включает запрет конвертации, т. е. перевода национальной валюты в иностранную. Запрет конвертации используется и в развитых странах как временная мера по регулированию краткосрочных нарушений платежных балансов.

Валютный курс как макропоказатель положения страны в системе мирохозяйственных связей занимает особое место в числе показателей, используемых в качестве средства государственного регулирования платежного баланса. Причина заключается в том, что его повышение или понижение немедленно и непосредственно воздействует на экономическое положение страны. Изменяются ее внешнеэкономические показатели, валютные резервы, задолженность, динамика товарных и финансовых потоков.

Существует несколько вариантов установления курсовых соотношений между национальной и иностранной валютами:

· «плавающий» валютный курс–курс национальной валюты по отношению к иностранным свободно колеблется в зависимости от спроса и предложения;

· регулируемое, или «грязное плавание»–курс национальной валюты колеблется до тех пор, пока изменения не достигают определенного предела, после чего государство начинает использовать регулирующие рычаги;

· «ступенчатое плавание» – курсы валют колеблются, но в случае достижения определенных пределов при наступлении «фундаментальных или структурных изменений», когда обычные финансовые меры по регулированию оказываются недостаточными, страна получает право на девальвацию, т. е. разовое изменение курса;

· «совместное плавание», или принцип «валютной змеи»–курсы валют колеблются вокруг какого-либо официально установленного паритета, но при этом их колебания не оставляют определенные фиксированные пределы;

· фиксированный курс–национальная валюта жестко привязана к другой валюте или к другому паритету.

Общим для всех случаев является использование динамики изменения курсов (или соотношения своей и иностранной валюты) для корректировки платежного баланса. Эти изменения могут быть разовыми или регулярными и принять форму девальвации (если стоимость национальной валюты постоянно падает) или ревальвации (при чрезмерном повышении курса национальной валюты).

Девальвация валюты, т. е. понижение ее цены по отношению к другим валютам, позволяет производителю за то же количество иностранной валюты получить большее количество национальной валюты. Для получения прежней цены в национальной валюте и покрытия собственных издержек производства владелец может продать свой товар на иностранном рынке по более дешевой цене. В результате девальвации национальные товары на иностранных рынках становятся дешевле, и облегчается их экспорт. При этом уменьшается количество иностранной валюты, выручаемой за единицу проданного товара. Вместе с тем импортные товары становятся дороже и количество национальной валюты, необходимой для приобретения единицы этого товара, увеличивается.

Регулируемое, или «грязное плавание», «ступенчатое плавание», «совместное плавание», или принцип «валютной змеи» – все формы валютного регулирования представляют собой модифицированные варианты двух основных подходов к регулированию курсовых соотношений: «плавающего» валютного курса, свободно колеблющегося в зависимости от спроса и предложения, и жестко фиксированного курса. Отдельные элементы этих двух курсов объединяются между собой в различных комбинациях.

Особенность свободно колеблющегося валютного курса заключается в том, что его колебания рассматриваются если не в качестве единственного, то по крайней мере важнейшего средства, обеспечивающего регулирование платежного баланса страны. Объясняется это механизмом корректировки: более легкий способ выравнивания баланса – изменение цены валюты, определяющей соотношение между ценами, по сравнению, например, с перестройкой всего внутреннего механизма хозяйственных связей (налогообложения, эмиссионной деятельности и т. д.). Колебания цены валюты, происходящие параллельно платежному дисбалансу, дают возможность менее «болезненно», без привлечения внешних источников финансирования, осуществлять корректировку. Сторонники использования «плавающего» валютного курса подчеркивают его способность автоматически регулировать величину экспорта и импорта.

К преимуществам «плавающего» валютного курса относится возможность правительства проводить относительно независимую национальную экономическую политику (прежде всего направленную на обеспечение большей занятости и увеличение темпов экономического роста). Сторонники «плавающего» валютного курса подчеркивают влияние в современных условиях на валютный курс настолько большого количества факторов, что их не могут спрогнозировать ни правительство, ни Центральный банк, ни какие-либо другие официальные органы. Именно «плавающий» валютный курс наиболее реально отображает эти воздействия и обеспечивает эффективную реакцию на них, свидетельствуя о действительной стоимости национальной валюты на мировом рынке. Такой подход объясняет, почему в большинстве стран полностью свободное «плавание» использовалось лишь в течение коротких периодов времени для определения реальной цены национальной валюты.

В то же время «плавающий» курс имеет недостаток. Значительные краткосрочные его колебания могут дестабилизировать внешнеторговые сделки и привести к убыткам в связи с невозможностью выполнения ранее заключенных контрактов.

Следует заметить, что фиксированный курс позволяет прогнозировать предпринимательскую деятельность, регулировать уровень прибыльности будущих инвестиционных программ. Практически все предприниматели и банкиры выступают за фиксированный курс национальной валюты.

Он особенно важен для отраслей, ориентированных на значительный объем импортных поставок (высокотехнологичные отрасли) с высокой долей экспорта в общем объеме производства. Фиксированный курс эффективен для организаций, осуществляющих длительные и стабильные связи. Он особенно выгоден для сохранения и поддержания политического «лица» руководства и свидетельствует о прочности и надежности экономической политики правительства. Наиболее часто встречающиеся аргументы в пользу фиксированного курса заключаются в возможности более точного прогнозирования будущих поступлений от внешнеэкономической деятельности, осуществления длительных контрактных соглашений, коммерческих сделок и т. д.

В то же время введение фиксированного валютного курса ставит перед национальным правительством ряд проблем. Важнейшая из них – поддержание «внешнего равновесия», т. е. балансирование внешних расчетов с целью поддержания валютного курса на постоянном уровне.

Являясь свидетельством стабильности и прочности экономической и политической системы страны, фиксированный курс может существовать лишь в условиях стабильной макроэкономической политики правительства. Тем не менее, фиксированный курс требует, кроме того, наличия крупных запасов «резервной» валюты, которая может быть использована для ликвидации возникающих дисбалансов. Обычно это означает создание национальных или межнациональных банковских объединений типа Европейского банка. Особенно большие требования фиксированный валютный курс предъявляет к странам, валюта которых играет ключевую роль в международных расчетах.

Фиксированный же курс по-разному воздействует на спад национальной экономики в зависимости от причин и характера этого спада. В тех случаях, когда основной причиной спада выступают внутриэкономические проблемы страны, сохранение стабильного курса позволяет за счет использования валютных резервов преодолеть спад, смягчив его последствия.

Когда причиной дисбаланса, становится изменение обстановки на мировом рынке, например сокращение потребления товаров, изменение структуры мирового спроса и т. д., то фиксированный курс может оказаться менее эффективным, так как не происходит автоматического изменения цены товара. Развивающиеся страны, экспортные доходы которых зависят от поставок одного-двух сырьевых товаров, вынуждены ориентироваться на создание специальных экспортных фондов, буферных запасов, чтобы сохранить объем

Выбор между «плавающим» и фиксированным валютным курсами, таким образом, зависит от соотношения политических и экономических приоритетов правительства, его готовности поступиться частью суверенных прав.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 162.