Коммерческие юридические лица
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Наиболее распространенной и универсальной группой организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц являются хозяйственные общества и товарищества.

В основе института хозяйственного (торгового) общества (товарищества) лежит договор товарищества (societas) римского права[19]. Его развитие шло от обязательственного отношения, договора - к субъектному статусу, по пути ограничения ответственности участников товарищества, все большего отделения их личностей от личности товарищества, вытеснения личного участия участием имуществом (капиталом). В результате этот институт обрел ряд характерных черт[20].

Как правило, хозяйственное (торговое) общество (товарищество) служит средством концентрации в одних руках разрозненных капиталов, дающих в хозяйственной деятельности (каждый в отдельности) небольшой эффект. Его цель - извлечение доходов, получение прибыли.

Из всего известного мировой практике многообразия хозяйственных обществ и товариществ современное российское законодательство выбрало пять видов.

2. Полное товарищество ближе всех хозяйственных товариществ находится к договорному объединению.

Участниками полного товарищества могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации с запретом участия в других полных товариществах и ограничением участия в некоторых юридических лицах. Участники полного товарищества сохраняют полную самостоятельность с ограничением права совершать сделки, входящие в предмет деятельности полного товарищества или однородные ему.

Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Применительно к фирменному наименованию полного товарищества законодательство содержит специальные требования, связанные с индивидуализацией участников.

Прибыль и убытки, образующиеся в результате деятельности полного товарищества, распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено соглашением участников. Размер доли влияет на имущественные права и обязанности участников, но не имеет значения для реализации права на участие в управлении деятельностью полного товарищества.

К принципам управления делами товарищества можно отнести правило об общем согласии всех участников при принятии решений. В случаях же, предусмотренных учредительным договором, решение может приниматься большинством голосов. Каждый участник полного товарищества имеет, по общему правилу, один голос (диспозитивная норма, может быть изменена учредительным договором) и вправе действовать от имени полного товарищества, если учредительным договором не установлено, что все участники ведут дела совместно или ведение дел поручено отдельным участникам. Совместное ведение дел означает, что совершение каждой сделки требует согласия всех участников.

Особенностью полного товарищества является то, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом независимо от размера вклада. Предусмотрена и ответственность нового участника по обязательствам, возникшим до его вступления в полное товарищество, а также выбывшего из полного товарищества участника по обязательствам, возникшим до его выбытия.

В ГК содержится правило о получении участником стоимости части имущества полного товарищества, соответствующей доле этого участника в складочном капитале, при выходе из него.

По общему правилу, выход одного из участников означает ликвидацию полного товарищества. Но учредительным договором или соглашением остающихся участников может быть предусмотрено, что полное товарищество продолжает свою деятельность. Полное товарищество ликвидируется, если в товариществе остается единственный участник, который в течение 6 месяцев не преобразует полное товарищество в хозяйственное общество. Возможны иные основания изменения состава участников полного товарищества.

В целом отношения участников полного товарищества носят доверительный характер, обусловленный солидарной ответственностью по его обязательствам.

3. Товарищество на вере, иначе именуемое коммандитное товарищество, создается на основе сочетания принципов полной и ограниченной ответственности.

Его участниками являются две группы лиц. Одна из них включает полных товарищей (индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации), которые осуществляют от имени товарищества на вере предпринимательскую деятельность и несут ответственность по обязательствам товарищества на вере всем своим имуществом. Во вторую входят один или несколько участников, именуемые вкладчиками (коммандитистами), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества на вере, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не участвуют в осуществлении товарищества на вере предпринимательской деятельности.

В отношении учредительных документов и фирменного наименования товарищества на вере действуют правила, аналогичные нормам о полном товариществе.

Правовое положение полных товарищей в товарищество на вере такое же, как и участников полного товарищества, они солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества на вере, имеют исключительное право на участие в управлении его деятельностью.

Вкладчики не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества на вере. От имени последнего они выступают только по доверенности. В отличие от полных товарищей вкладчики получают при выбытии из товарищества на вере не часть имущества пропорционально их долям в складочном капитале, а лишь свой вклад. Но право на получение вклада является преимущественным и гарантированным. Кроме того, вкладчик может передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому лицу без согласования с участниками товарищества на вере, а также имеет преимущественное право покупки доли (ее части) перед третьими лицами.

Выбытие всех вкладчиков в товариществе на вере требует его ликвидации или преобразования в ПТ.

Товарищество на вере является переходной формой от объединения лиц к объединению капиталов.

4. Общества с ограниченной ответственностью (OOO) - одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм коммерческих организаций. Это статутные объединения юридических и физических лиц в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Число участников не должно превышать предела, установленного специальным законодательством (на сегодняшний день - 50). Допускается возможность создания ООО одним лицом.

Учредительными документами ООО являются учредительный договор и устав. При учреждении ООО одним участником - только устав. Фирменное наименование ООО индивидуализирует само юридическое лицо, а не его участников, как в хозяйственных товариществах: оно должно содержать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью".

Уставный капитал ООО формируется из стоимости вкладов его участников. Участники ООО получают часть прибыли пропорционально долям в уставном капитале, не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах внесенных ими вкладов.

Участники управляют делами ООО на основаниях, определенных в уставе, через специальные органы. Высшим органом является общее собрание участников. Единоличный исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью ООО и подотчетный общему собранию его участников, может быть избран также не из числа его участников.

ООО практически освобождается от публичной отчетности - опубликования сведений о результатах ведения его дел[21].

В связи с тем, что ООО - объединение капиталов, а не лиц, а также с необходимостью реализации принципа ограниченной ответственности предусматривается большая свобода отчуждения долей в уставном капитале.

Доля может быть отчуждена только в оплаченной части. Отчуждение доли другим участникам ООО осуществляется без каких-либо ограничений. Отчуждение доли (ее части) третьим лицам допускается, если уставом общества не предусмотрено иное.

Участники ООО пользуются преимущественным правом покупки продаваемой доли пропорционально размерам своих долей, если уставом общества или соглашением его участников не предусмотрен иной порядок. Срок реализации этого права - один месяц со дня извещения (или иной срок, предусмотренный уставом или соглашением участников ООО) - и является пресекательным. По истечении этого срока допускается отчуждение доли третьим лицам.

Если в соответствии с уставом ООО отчуждение доли третьим лицам невозможно, а другие участники общества от ее покупки отказываются, то эта доля выкупается самим ООО, которое обязано реализовать ее другим участникам или третьим лицам в ограниченные законом и учредительными документами сроки или уменьшить величину уставного капитала. ООО выплачивает участнику действительную стоимость доли либо выдает ему в натуре имущество, соответствующее такой стоимости.

Кроме отчуждения части доли участник ООО имеет право выхода из него в любое время независимо от согласия других участников.

Добровольная реорганизация или ликвидация ООО возможны только по единогласному решению его участников, причем реорганизация в форме преобразования возможна только в акционерное общество или в производственный кооператив. С одной стороны, сохраняется цель прежнего юридического лица - извлечение прибыли - и право собственности на имущество; с другой, - исключаются проблемы с составом участников, который в хозяйственных товариществах ограничен[22].

5. К обществам с дополнительной ответственностью (ОДО) применяются правила ГК об ООО, если иное не предусмотрено ст. 95 ГК.

В отличие от ООО в ОДО при недостаточности имущества общества по его обязательствам субсидиарную ответственность несут его участники. Участники ОДО отвечают перед кредиторами общества своим имуществом в одинаковом для всех участников размере, кратном стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам ОДО распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами.

Это дает преимущество в получении средств, повышает ответственность участников за результаты деятельности общества. ОДО занимает промежуточное положение между хозяйственными товариществами с неограниченной ответственностью их участников и хозяйственными обществами с ограниченной ответственностью.

6. Акционерное общество (АО) - на сегодняшний день самая распространенная организационно-правовая форма, максимально отстоящая от первоначального для хозяйственных товариществ и обществ договорного начала.

Учредительным документом АО является его устав. Договор о создании АО, хотя и носит название учредительного, но к учредительным документам не относится.

Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. АО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. В законодательстве четко прослеживается разграничение между учредителями АО и другими участниками, хотя все они именуются акционерами, но первые в начальном периоде существования АО обладают дополнительными правами и обязанностями. Так, учредители АО несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества. В ряде случаев учредители в течение определенного срока после создания АО ограничены в праве отчуждения принадлежащих им акций. Учредители имеют возможность чаще реализовать преимущественное право приобретения дополнительных акций, так как являются участниками АО с момента его регистрации и "присутствуют" при эмиссиях акций именно с этого момента.

Уставный капитал АО формируется за счет вкладов участников и представляет собой абстрактную величину, равную сумме номинальных стоимостей акций общества, приобретенных акционерами. АО является единственным юридическим лицом, имеющим право выпуска специальных ценных бумаг - акций. Кроме удостоверения внесения определенного вклада и, соответственно, членства в АО, акции еще определяют долю участия акционеров (участников) в доходах и расходах АО, управлении им, подлежат свободному отчуждению. В АО наиболее полно выражается принцип ограниченной ответственности акционеров за долги АО. Наряду с риском утраты стоимости акций они при ликвидации АО могут нести ответственность в пределах невнесенной ими части стоимости приобретенных акций.

Акционерное законодательство и законодательство о рынке ценных бумаг предусматривают выпуск обыкновенных и привилегированных акций. Собственники привилегированных акций в отличие от собственников обыкновенных акций наделены дополнительными правами имущественного характера - на первоочередное получение части прибыли в форме дивиденда и части имущества АО (фиксированного размера), остающегося при его ликвидации после расчетов с кредиторами.

Акционеры приобретают право на получение дивидендов на имеющиеся у них акции при двух условиях: 1) наличие у АО прибыли и 2) принятие общим собранием акционеров решения о выплате в определенные сроки дивидендов.

В самом общем виде принципы участия акционеров в АО сводятся к одинаковому объему прав по акциям одной категории (типа), к голосованию по принципу "одна голосующая акция - одна акция". Общемировой тенденцией является увеличение в акционерном законодательстве доли норм, посвященных правам акционеров. Нарушение последних влечет за собой ответственность АО.

В АО максимально развита система органов, в том числе органов управления. Выделяются органы стратегического и тактического управления, управления и контроля. Кроме общего собрания акционеров - высшего органа управления - и ревизионной комиссии, все остальные могут формироваться как из числа акционеров, так и из лиц, не являющихся акционерами. Специальное законодательство подробно регулирует вопросы компетенции органов и кворума.

Добровольная реорганизация или ликвидация АО возможны по решению общего собрания акционеров, причем в соответствии с ГК реорганизация в форме преобразования возможна только в ООО или в производственный кооператив. На наш взгляд, это объясняется теми же причинами, что и ограничения на преобразование ООО. Но специальное законодательство установило также возможность преобразования АО в некоммерческое партнерство по единогласному решению всех акционеров.

Именно в АО реорганизуются государственные и муниципальные унитарные предприятия в процессе приватизации.

Закон различает открытые и закрытые АО. Для первых предусмотрен более высокий минимальный размер уставного капитала. Количество участников ОАО не ограничено. ОАО вправе размещать свои акции путем открытой подписки и свободной продажи и путем закрытой подписки с распределением акций между заранее определенным кругом лиц. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, ежегодно привлекать для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности независимого профессионального аудитора. Кроме этого, ОАО обязано раскрывать проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ, сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном специальным законодательством, иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Общества, учредителями которых выступают Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальные образования (за исключением обществ, создаваемых в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми.

У закрытого акционерного общества (ЗАО) меньше легальный минимальный размер уставного капитала. Количество участников ЗАО не должно превышать 50 под угрозой преобразования в ОАО или ликвидации. ЗАО вправе размещать свои акции только путем закрытой подписки между учредителями или иного, заранее определенного круга лиц. В ЗАО не может быть счетной комиссии, может не быть совета директоров (наблюдательного совета) и его председателя. Акционеры ЗАО пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Уставом ЗАО может быть предусмотрено преимущественное право приобретения самим ЗАО акций, продаваемых его акционерами, если другие акционеры не использовали свое преимущественное право приобретения акций. Уступка преимущественных прав не допускается.

Правовое регулирование организации и деятельности АО осуществляется общегражданским законодательством, акционерным законодательством[23], законодательством о рынке ценных бумаг, а также по отдельным вопросам - антимонопольным, банковским, страховым законодательством и законодательством о приватизации.

7. Не являются самостоятельной организационно-правовой формой дочерние и зависимые хозяйственные общества (ст. ст. 105, 106 ГК). Следует отметить, что дочерним, зависимым и преобладающим (участвующим) может быть только хозяйственное общество, а материнским (основным) как хозяйственное общество, так и хозяйственное товарищество.

Дочерние общества (ДО) находятся в определенном подчинении, зависимости от основного хозяйственного общества или товарищества, которое может быть обусловлено:

преобладающим участием в уставном капитале;

заключенным договором;

иными условиями, которые приводят к возможности определять решения, принимаемые ДО.

Действующим законодательством четко не определена доля одного хозяйствующего субъекта в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта, которая была бы определяющим в признании одного общества дочерним по отношению к другому.

Основное общество (товарищество), которое имеет право давать ДО обязательные для него указания, отвечает солидарно с ДО по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) ДО по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Участники ДО вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине ДО, если иное не установлено специальным законодательством. Следовательно, речь идет о предъявлении иска в интересах третьего лица. За рубежом они получили признание как косвенные иски.

Действующим законодательством наряду с ДО предусмотрено существование зависимых хозяйственных обществ (ЗО).

Общество признается зависимым в том случае, когда преобладающему, участвующему обществу принадлежит более 20% голосующих акций АО или более 20% уставного капитала ООО.

Информация о наличии ДО и ЗО является публичной, обязательной к раскрытию.

8. Второй группой организационно-правовых форм юридических лиц являются кооперативы, построенные на принципе членства и относящиеся к объединениям лиц.

Производственный кооператив (ПК) - добровольное объединение граждан (а в случаях, предусмотренных законом и учредительными документами, и юридических лиц), созданное ими на основе членства для ведения совместной деятельности, основанной на их личном труде и ином участии и объединении имущественных паевых взносов, причем члены кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в предусмотренных законодательством и уставом размерах и порядке.

Членом ПК может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста (п. 2 ст. 26 ГК). Число членов не должно быть менее 5. В п. 1 ст. 107 ГК предусмотрена возможность участия в ПК, не носящего личного трудового характера (только паями могут участвовать не более 15% членов).

Учредительным документом ПК является его устав, утверждаемый общим собранием его членов.

Фирменное наименование должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель".

Паевые взносы участников, прибыль и иное имущество, полученное на законных основаниях, образуют имущественную базу деятельности ПК. Право собственности на это имущество принадлежит кооперативу, а его члену принадлежит право требования части прибыли, стоимости своего пая или имущества, соответствующего его паю, при выходе или исключении из кооператива, а также части имущества, оставшегося после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов.

Имущество ПК делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива, но последним может быть предусмотрено решение об образовании целевых неделимых фондов (решение об этом принимается членами ПК, по общему правилу, единогласно).

Прибыль кооператива распределяется между его членами, как правило, в соответствии с их трудовым участием, а не в зависимости от размера пая или количества паев, как в хозяйственных обществах и товариществах. По тому же принципу распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов (п. 4 ст. 109 ГК).

Член кооператива, по общему правилу, вправе передавать свой пай или его часть другому члену ПК, а с согласия кооператива и при соблюдении преимущественного права покупки за другими членами - и третьему лицу, не являющемуся участником ПК.

Однако ни паевой взнос, ни его размер не влияют на правовое положение членов кооператива. В управлении кооперативом (при принятии решений общим собранием) каждый член кооператива имеет только один голос (п. 4 ст. 110 ГК).

Система органов управления ПК близка к системе органов управления хозяйственных обществ и товариществ: общее собрание членов - высший орган управления; правление и (или) его председатель - исполнительные органы. В кооперативе с числом членов более 50 может быть создан наблюдательный совет, который контролирует деятельность исполнительных органов и которому (наряду с общим собранием) последние подотчетны. Запрещено совмещение должностей в исполнительных и контрольном органах (ст. 110 ГК).

Особенностью ПК является то, что члены кооператива несут по его долгам дополнительную ответственность, а обращение взыскания на пай по их собственным долгам допускается только при недостатке иного имущества должника для покрытия долгов в порядке, предусмотренном законом и уставом кооператива, так как пай - не доля в имуществе кооператива и не его часть, а лишь право требования, которое в данном случае переходит к кредитору с правами на прочее имущество должника.

Правовой статус кооперативов конкретизируется в специальном законодательстве[24].

9. Особняком среди коммерческих организаций стоят государственные и муниципальные унитарные предприятия (УП). Это юридические лица - несобственники, существующие только в рамках государственной и муниципальной собственности. В отличие от других коммерческих юридических лиц они не подчиняются принципу корпоративности и однозначно имеют узкую, специальную правосубъектность.

Унитарность характеризуется созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения средств нескольких лиц, сохранением права собственности на имущество за учредителем, закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления), неделимостью имущества, отсутствием членства, единоличными органами управления[25].

Учредительным документом УП является устав. Фирменное наименование УП должно содержать указание на собственника его имущества.

В рамках специальной правосубъектности эти юридические лица могут приобретать, иметь и осуществлять любые гражданские права за изъятиями, прямо установленными в законе. Основное значение при характеристике правосубъектности унитарных предприятий имеет установленное законом соотношение прав и обязанностей, имеющихся у собственника, с правомочиями владения, пользования и распоряжения этим имуществом у унитарного предприятия.

Унитарные предприятия создаются собственниками. Казенное предприятие (КП) может создаваться только по решению Правительства РФ и соответственно находиться в федеральной собственности. Собственник утверждает устав УП и КП; определяет предмет и цели их деятельности; оплачивает до государственной регистрации уставный фонд юридических лиц; назначает руководителя юридического лица; контролирует использование по назначению и сохранность закрепленного за УП имущества; дает согласие на сделки с закрепленным за УП недвижимым имуществом и на все сделки КП за исключением сделок по реализации производимой последним продукции; получает часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении УП; определяет порядок распределения доходов КП; изымает излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное за КП, и распоряжается им по своему усмотрению; решает вопросы реорганизации и ликвидации УП, КП. Реорганизация и ликвидация КП проводятся только по распоряжению Правительства РФ.

Унитарные предприятия не отвечают по обязательствам учредителей. По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Собственник не отвечает по обязательствам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к субсидиарной ответственности при недостаточности имущества казенного предприятия (п. 8 ст. 114, п. 5 ст. 115 ГК).

Кроме того, в отношении унитарных предприятий и их собственников действуют общие правила ГК о субсидиарной ответственности собственника имущества юридического лица по обязательствам последнего, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником и имущества юридического лица недостаточно (п. 3 ст. 56, п. 8 ст. 114 ГК).

Исходя из многообразия унитарных предприятий ГК предусматривает детальную регламентацию их правового статуса специальным законодательством.

 

Некоммерческие организации

 

1. Некоммерческой является организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками либо членами (п. 1 ст. 50 ГК; п. 1 ст. 2 и п. 3 ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"[26]. Приведенное определение некоммерческих организаций позволяет выделить следующие присущие им признаки: во-первых, для указанных организаций извлечение прибыли не составляет основной цели деятельности; во-вторых, полученная некоммерческими организациями прибыль не распределяется между их участниками (членами). Еще один характерный признак некоммерческих организаций закреплен в п. 3 ст. 50 ГК, согласно которому некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Примерный перечень основных целей деятельности некоммерческих организаций содержится в п. 2 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", который относит к числу таких целей социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные, направленные на достижение общественных благ цели (общеполезные цели). Впрочем, не все некоммерческие организации преследуют в своей деятельности общеполезные цели. В частности, целью деятельности потребительских кооперативов является удовлетворение материальных потребностей их членов (п. 1 ст. 116 ГК).

Специфика основных целей деятельности некоммерческих организаций обусловливает возможность их создания без государственной регистрации в качестве юридического лица[27]. Так, необязательно наличие прав юридического лица для общественных и религиозных объединений, а также профсоюзов и их объединений (ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"[28]; п. 1 ст. 7 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"[29]; п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"[30]). В силу п. 1 ст. 2 ГК незарегистрированная в качестве юридического лица некоммерческая организация не является участником гражданско-правовых отношений. Все юридически значимые действия в интересах такой организации осуществляют ее участники (члены) от собственного имени.

Вследствие присущих некоммерческим организациям общеполезных целей они, в отличие от коммерческих организаций, могут иметь благотворительный статус и пользоваться поддержкой со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления на основании и в порядке, предусмотренном законодательством о благотворительной деятельности.

В силу п. 3 ст. 50, а также ст. ст. 121, 291, 968 ГК некоммерческие организации создаются в формах общественных и религиозных объединений, потребительских кооперативов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), учреждений, благотворительных и иных фондов, товариществ собственников жилья, обществ взаимного страхования, а также в других организационно-правовых формах, предусмотренных законом[31].

Важной особенностью некоммерческих организаций является отсутствие в законе исчерпывающего перечня их организационно-правовых форм. Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" требование о создании юридических лиц исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены гл. 4 ГК, распространяется лишь на коммерческие организации. К числу организационно-правовых форм некоммерческих организаций, не указанных в ГК, относятся государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, товарищества собственников жилья, садоводческие (огороднические, дачные) товарищества, торгово-промышленные палаты и другие организационно-правовые формы, правовое положение которых определяется специальными законами.

В некоторых случаях закон предусматривает возможность создания юридических лиц исключительно в конкретных организационно-правовых формах некоммерческих организаций. Такое требование обусловлено спецификой основных целей деятельности указанных юридических лиц, а также стремлением законодателя не допустить коммерциализации этой деятельности. Так, фондовая биржа может быть создана исключительно в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства; объединения потребителей, преследующие цели защиты их прав, функционируют в качестве общественных объединений либо их ассоциаций, союзов; в качестве общественных объединений создаются профсоюзы (ст. 11 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"[32]; ст. 45 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей"[33]).

Согласно п. 1 ст. 49 ГК некоммерческие организации, в отличие от большинства коммерческих организаций, имеют специальную правоспособность.

Для ряда некоммерческих организаций законом установлена обязанность публичного ведения дел, т.е. периодической (ежегодной) публикации отчетов об использовании своего имущества, либо обеспечения к ним открытого доступа. Такое положение прямо предусмотрено в отношении фондов, государственных корпораций, общественных объединений и благотворительных организаций (п. 2 ст. 118 ГК; ст. 7, ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях"; ст. 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"[34]).

Специальная правоспособность некоммерческих организаций налагает определенные ограничения на их предпринимательскую деятельность, которая должна осуществляться некоммерческими организациями лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, а также должна соответствовать этим целям.

К сожалению, действующее законодательство не устанавливает четких критериев соответствия предпринимательской деятельности некоммерческих организаций тем основным целям, которые они преследуют. В юридической литературе высказывается мнение, что установленное в п. 3 ст. 50 ГК требование означает запрет на осуществление некоммерческими организациями тех видов предпринимательской деятельности, которые противоречат основным целям некоммерческих организаций. Например, в рамках указанного запрета автономная некоммерческая организация, созданная в целях охраны окружающей среды, не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в тех сферах, которые связаны с загрязнением окружающей среды[35].

По вопросу о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческих организаций их основным целям существуют и иные позиции. Так, некоторые правоведы считают, что п. 3 ст. 50 ГК обязывает некоммерческие организации осуществлять предпринимательскую деятельность исключительно в тех сферах, в которых реализуются основные цели некоммерческих организаций. В этой связи, например, благотворительная организация, созданная в целях содействия трудоустройству и обеспечению жильем вынужденных переселенцев, вправе вести предпринимательскую деятельность лишь в указанных сфера; товарные биржи не вправе создавать, а также участвовать в хозяйственных товариществах и обществах, не ставящих своей целью организацию и регулирование биржевой торговли[36] (ст. 3 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле"[37]).

По общему правилу, некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность как непосредственно, так и путем участия в хозяйственных обществах (товариществах) в качестве вкладчиков (п. 2 ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Некоторые некоммерческие организации могут выступать также в качестве учредителей хозяйственных обществ. Такое право предоставлено, в частности, фондам, религиозным организациям, а также профсоюзам (п. 2 ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях"; ст. 23 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"; п. п. 6, 7 ст. 24 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций может осуществляться также через учрежденные ими некоммерческие организации. Так, профсоюзы в силу п. п. 6, 7 ст. 24 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" вправе осуществлять предпринимательскую деятельность через учрежденные ими фонды.

Поскольку некоммерческие организации ограничены в осуществлении приносящей доходы деятельности, закон устанавливает дополнительные источники формирования их имущества, не характерные для хозяйственных обществ и товариществ. Потребность в дополнительных источниках финансирования деятельности некоммерческих организаций связана также с тем, что, по общему правилу, в составе их имущества отсутствует складочный капитал, образуемый за счет взносов участников (членов). С учетом этих обстоятельств закон предусматривает в качестве дополнительного источника формирования имущества некоммерческих организаций денежные и иные пожертвования граждан и юридических лиц (п. 1 ст. 582 ГК).

Одной из важных гарантий реализации запрета на осуществление некоммерческими организациями предпринимательской деятельности в качестве основного (профилирующего) вида деятельности является закрепленное в п. 3 ст. 50 ГК и п. 3 ст. 26 Федерального закона "О некоммерческих организациях" требование, согласно которому полученная некоммерческими организациями прибыль не подлежит распределению между их участниками (членами).

В нормах ГК и Федерального закона "О некоммерческих организациях" не определены направления использования полученной некоммерческими организациями прибыли. В ряде случаев соответствующие указания содержатся в актах специального законодательства о некоммерческих организациях. Так, в силу п. 2 ст. 6 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", прибыль, полученная благотворительной организацией, направляется на реализацию ее основных целей.

Запрет на распределение прибыли некоммерческих организаций между их участниками (членами) распространяется на все некоммерческие организации, за исключением потребительских кооперативов.

Помимо членов потребительского кооператива, обязательственные права на имущество некоммерческой организации имеют также члены некоммерческого партнерства.

Имущество принадлежит некоммерческим организациям на праве собственности. Лишь в отношении имущества учреждения установлены особые правила, согласно которым закрепленное за ним имущество учредителя (собственника) находится в оперативном управлении учреждения (ст. ст. 296, 298 - 300 ГК).

Таким образом, правовой режим имущества потребительских кооперативов, некоммерческих партнерств и учреждений представляет собой исключение из общего правила, согласно которому участники (члены) некоммерческих организаций не имеют вещных и обязательственных прав в отношении переданного указанным организациям имущества[38].

Важно отметить основные особенности прекращения деятельности некоммерческих организаций. Прежде всего, закон ограничивает возможность их реорганизации. Так, автономная некоммерческая организация может быть преобразована лишь в общественную или религиозную организацию, хозяйственное общество или товарищество (п. 3 ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

В силу некоммерческого характера основных целей деятельности некоммерческих организаций они, за исключением фондов и потребительских кооперативов, не могут быть признаны банкротами (ст. 65 ГК).

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено законом, направляется в соответствии с учредительными документами указанной организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели (п. 1 ст. 20 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Исключение составляет имущество некоммерческих партнерств и учреждений.

2. Потребительские кооперативы, хотя и отнесены законом к разряду некоммерческих организаций, в действительности занимают промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями. Дело в том, что потребительским кооперативам присущ ряд признаков, характерных для коммерческих организаций.

Во-первых, потребительские кооперативы вправе распределять полученную от предпринимательской деятельности прибыль между своими членами, в том числе учредителями. Во-вторых, основная цель деятельности потребительских кооперативов носит узкокорпоративный характер. Деятельность потребительских кооперативов направлена на удовлетворение материальных и иных потребностей их членов. В-третьих, необходимым условием членства в потребительском кооперативе является уплата имущественных взносов. Этот признак указывает на сходство потребительских кооперативов с хозяйственными обществами и товариществами. В-четвертых, в отличие от большинства некоммерческих организаций только потребительский кооператив характеризуется наличием у его членов обязательственных прав на имущество кооператива. Кроме того, члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Указанные признаки также характерны для хозяйственных обществ (товариществ).

В силу специфики правового положения потребительских кооперативов Федеральный закон "О некоммерческих организациях", имеющий общее значение для всех организационно-правовых форм некоммерческих организаций, не распространяет свое действие на потребительские кооперативы. Правовое положение последних регулируется нормами специального законодательства.

Потребительские кооперативы классифицируются на потребительские общества и специализированные потребительские кооперативы (сельскохозяйственные, кредитные, жилищно-строительные, гаражные и т.д.)[39].

Потребительское общество представляет собой потребительский кооператив, созданный, как правило, по территориальному принципу и осуществляющий торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность (ст. 1 Закона РФ от 19 июня 1992 г. "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"[40]).

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на характер осуществляемой им деятельности (жилищно-строительный, рыболовецкий, кредитный и т.д.), а также слова "кооператив" или "потребительское общество", свидетельствующие об организационно-правовой форме юридического лица. В наименовании специализированных потребительских кооперативов не допускается использование слов "потребительское общество" (ст. 2 Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации").

Учредителями (членами) потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, а также юридические лица. Число учредителей потребительского общества не должно быть менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц (ст. 7 Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации").

Члены потребительского кооператива вправе свободно выйти из него, участвовать в управлении потребительским кооперативом, в том числе избирать и быть избранными в его органы управления, участвовать в хозяйственной деятельности потребительского кооператива, в том числе в качестве потребителя его услуг либо реализуемых им товаров.

Согласно п. 5 ст. 116 ГК доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. В этой связи члены потребительского кооператива имеют право на получение части его прибыли в форме "кооперативных выплат", порядок определения размера и уплаты которых предусмотрен в нормах специального законодательства и уставах кооперативов. Так, согласно ст. 24 Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" размер кооперативных выплат, определяемый общим собранием потребительского общества, не должен превышать 20% от доходов потребительского общества.

Члены потребительского кооператива обязаны соблюдать его устав, выполнять решения органов управления кооператива, исполнять взятые на себя обязательства по участию в хозяйственной деятельности кооператива и т.д. Одной из основных обязанностей членов является внесение имущественных взносов, виды, состав и размеры которых определены ст. 116 ГК, а также нормами специального законодательства и уставами потребительских кооперативов. Правовое определение имущественных паевых взносов содержится, в частности, в ст. 1 Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", согласно которой имущественный взнос пайщика вносится в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком, а также другим имуществом либо имущественными правами.

Как юридическое лицо, потребительский кооператив обладает на праве собственности обособленным имуществом и несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам в размере этого имущества. Впрочем, самостоятельная имущественная ответственность потребительского кооператива по собственным обязательствам носит относительный характер, поскольку ст. 116 ГК предусматривает обязанность членов потребительского кооператива покрывать образующиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. Порядок покрытия убытков должен определяться уставом потребительского кооператива. Неисполнение членами обязанности по покрытию убытков потребительского кооператива может повлечь его ликвидацию в судебном порядке по требованию кредиторов. Еще одним исключением из принципа самостоятельной имущественной ответственности потребительского кооператива является возложение на его членов субсидиарной (дополнительной) ответственности по обязательствам кооператива. Члены потребительского кооператива отвечают по его обязательствам солидарно в размере невнесенной части дополнительного взноса каждого члена.

Общественные и религиозные объединения представляют собой объединения граждан, которые, в отличие от потребительских кооперативов, не могут преследовать в качестве основной цели своей деятельности удовлетворение материальных потребностей своих участников (членов). Согласно п. 1 ст. 117 ГК основная цель деятельности общественных и религиозных объединений заключается в удовлетворении духовных и иных нематериальных потребностей граждан, объединившихся на основе общности их интересов. Необходимая конкретизация основных целей деятельности общественных и религиозных объединений содержится в нормах специального законодательства. Так, в ст. ст. 8 - 12.2 Федерального закона "Об общественных объединениях" определены основные цели деятельности различных организационно-правовых форм общественных объединений. Основными целями деятельности религиозных объединений являются совместное исповедание и распространение веры членами (участниками) религиозных объединений (ст. 6 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Согласно ст. 7 Закона "Об общественных объединениях" общественные объединения создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. В зависимости от характера реализуемых основных целей и субъектного состава участников (членов) общественные объединения классифицируются на профессиональные союзы, общественные объединения потребителей, детские и молодежные общественные объединения, общественные объединения инвалидов, национально-культурные автономии и т.д.

В основе деятельности общественных объединений, независимо от их организационно-правовых форм и видов, лежит территориальный принцип, позволяющий выделить многозвенные общественные объединения, состоящие из нескольких территориальных (региональных, местных, первичных и т.д.) отделений. Например, общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения: организации, отделения и т.д. (ст. 14 Федерального закона "Об общественных объединениях"). Территориальные отделения (структуры) многозвенных общественных объединений могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц. Так, правами юридического лица обладают как политическая партия, так и ее региональные отделения (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях"[41]).

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные объединения создаются в формах религиозных организаций, имеющих права юридического лица, и религиозных групп, правами юридического лица не обладающих. Религиозные организации классифицируются на отдельные виды. Так, с точки зрения внутренней структуры они подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая из граждан, постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Местные религиозные организации могут существовать самостоятельно (например, религиозные общины протестантского толка) либо входить в состав централизованных религиозных организаций (например, приходы и монастыри Русской Православной Церкви, мечети духовных управлений мусульман России). Централизованная религиозная организация представляет собой многозвенное религиозное объединение, состоящее не менее, чем из трех местных религиозных организаций.

Наименование общественного объединения должно содержать сведения о территориальной сфере его деятельности (ст. 28 Федерального закона "Об общественных объединениях"). В наименовании общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 19 Закона "Об общественных объединениях" учредителями (участниками, членами) общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения. В нормах специального законодательства могут быть предусмотрены дополнительные требования к количеству и субъектному составу учредителей (членов, участников) общественных объединений. Так, членами политической партии не могут быть иностранные граждане и лица без гражданства (п. 2 ст. 23 Федерального закона "О политических партиях").

Имущество общественных и религиозных объединений принадлежит им на праве собственности. Исключение составляет имущество общественных и религиозных учреждений, которое принадлежит им на праве оперативного управления.

В нормах специального законодательства неоднозначно урегулирован вопрос о субъекте права собственности на имущество многозвенных общественных объединений. Так, согласно ст. 32 Федерального закона "Об общественных объединениях" в общественных организациях, структурные подразделения (отделения) которых осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом; указанное имущество закрепляется за структурными подразделениями (отделениями) общественных организаций на праве оперативного управления имуществом. В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" первичные профсоюзные организации владеют и пользуются переданным им вышестоящим профсоюзом имуществом на праве хозяйственного ведения. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником (ст. 28 Федерального закона "О политических партиях").

Представляется, что нормы специального законодательства в части определения субъекта права собственности на имущество отделений (структур) многозвенных общественных объединений подлежат корректировке. Вряд ли допустимо распространение на указанное имущество режима оперативного управления (хозяйственного ведения), поскольку субъектом указанных ограниченных вещных прав могут быть исключительно государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения[42].

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая общественно полезные цели (п. 1 ст. 118 ГК). В отличие от потребительских кооперативов, общественных и религиозных объединений фонд не рассматривается законом в качестве объединения граждан и (или) юридических лиц. В этой связи фонд не преследует узкокорпоративной цели удовлетворения материальных либо нематериальных потребностей своих участников. Основные цели деятельности фонда носят общеполезный характер[43].

Термин "фонд" (от англ. "основывать", "учреждать") несет неоднозначную смысловую нагрузку, в этой связи в нормативных правовых актах данный термин не всегда используется для обозначения некоммерческой организации, обладающей предусмотренными ГК признаками. Так, государственный фонд конверсии, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства являются по своей организационно-правовой форме учреждениями (Постановление Правительства РФ от 16 декабря 1995 г. № 1239 "О государственном фонде конверсии"[44]). В этой связи в п. 1 ст. 118 ГК подчеркивается, что фондом "для целей настоящего Кодекса" признается соответствующая некоммерческая организация.

Учредителями фонда могут быть не только граждане и юридические лица, но и муниципальные образования.

Учредительным документом фонда является устав, содержащий, помимо общих для всех некоммерческих организаций сведений, также сведения о попечительском совете фонда, о судьбе его имущества в случае ликвидации и другие сведения, предусмотренные п. 4 ст. 118 ГК.

Состав и порядок формирования органов фонда определяются его уставом. Помимо органов управления в фонде формируется попечительский совет, осуществляющий надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением им законодательства. Создание попечительского совета фонда обязательно, свою деятельность попечительский совет осуществляет на общественных началах (ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Фонды относятся к числу юридических лиц, учредители (участники) которых не сохраняют каких-либо обязательственных прав на их имущество. Учредители (участники) фонда не несут ответственности по его обязательствам, как и фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (участников). Одним из источников формирования имущества фонда являются добровольные имущественные взносы учредителей, на основании которых фонд создается. Закон не устанавливает максимального и минимального размера таких взносов, не определяет их состав и порядок внесения, не требует обязательного внесения имущественных взносов (полностью либо в части) к моменту государственной регистрации фонда. Более того, сведения о размере, составе и порядке внесения учредителями имущественных взносов не относятся к разряду сведений, подлежащих обязательному включению в устав фонда. Таким образом, правовые гарантии внесения учредителями имущественных взносов отсутствуют. В этой связи можно предположить, что добровольный характер имущественных взносов означает добровольную основу их внесения: учредители фонда, если иное не предусмотрено его уставом, не обязаны вносить имущественные взносы.

Ввиду общеполезного предназначения имущества фонда возникает потребность в правовых гарантиях его надлежащего использования. К числу таких гарантий относится обязанность фонда ежегодно публиковать отчеты об использовании имущества (п. 2 ст. 118 ГК).

Закон не допускает добровольную ликвидацию фонда по решению его органов, за исключением случая объявления фонда о своем банкротстве и о добровольной ликвидации (п. 2 ст. 65 ГК). Таким образом, по общему правилу, фонд может быть ликвидирован только в судебном порядке при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых установлен п. 2 ст. 65 и п. 2 ст. 118 ГК. Особо следует выделить такое нехарактерное для прочих некоммерческих организаций основание ликвидации фонда, как банкротство (п. 2 ст. 65 ГК).

Учреждение, как и фонд, не относится к числу объединений граждан и (или) юридических лиц. В учреждении отсутствуют отношения членства, оно создается для осуществления определенных функций и характеризуется существенной зависимостью от учредителя (п. 1 ст. 120 ГК). Во-первых, учредитель обязан полностью или частично финансировать учреждение; во-вторых, учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в размере недостающих денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения. Согласно п. 3 ст. 120 ГК учреждения в зависимости от субъектного состава их учредителей подразделяются на государственные и иные учреждения (в том числе муниципальные, общественные и т.д.). Как правило, статус государственного (муниципального) учреждения сопряжен со значительными налоговыми и иными льготами. Существенные льготы зачастую имеют также дестинаторы (потребители услуг) и работники государственных (муниципальных) учреждений. Так, учащиеся государственных и муниципальных образовательных учреждений обеспечиваются в соответствии с действующими нормативами стипендиями, местами в общежитиях, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, а также иными видами льгот и материальной помощи (п. 6 ст. 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании"[45]).

По своему функциональному назначению государственные и иные учреждения классифицируются на государственные органы, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, учреждения социального обслуживания, учреждения культуры и т.д. В нормах специального законодательства содержатся правовые определения соответствующих разновидностей учреждений. Отдельные разновидности учреждений могут, в свою очередь, подразделяться на типы, виды, категории. Например, в ст. 9 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"[46] выделяются три вида учреждений высшего профессионального образования (вузов): университет, академия, институт.

Согласно п. 1 ст. 120 ГК и нормам специального законодательства учреждения могут создаваться одним или несколькими учредителями.

Единственным учредительным документом учреждения является устав. Решение учредителя (учредителей) о создании учреждения, хотя и отнесено п. 1 ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" к числу учредительных документов учреждения, в действительности учредительным документом не является, поскольку ст. 52 ГК не рассматривает данное решение в качестве учредительного документа.

Согласно п. 1 ст. 120 ГК учреждение финансируется учредителем полностью либо в части путем выделения ему денежных средств по смете и (или) путем закрепления за ним иного имущества на праве оперативного управления.

Закон не определяет порядок и не конкретизирует объемы финансирования учредителем созданного им учреждения. Согласно нормам специального законодательства порядок и объемы финансирования учреждения определяются договором между учредителем и учреждением (ст. 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г.[47]; п. 1 ст. 41 Закона РФ "Об образовании"). Финансирование государственных и муниципальных учреждений осуществляется обычно на основе государственных и местных нормативов[48].

Источником формирования имущества учреждения являются не только имущество, закрепленное за учреждением его учредителем, но также иные поступления, в том числе доходы от осуществляемой в соответствии с учредительными документами приносящей доходы деятельности. В силу п. 2 ст. 298 ГК упомянутые доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Согласно п. 2 ст. 48 ГК финансируемые учредителем учреждения относятся к разряду юридических лиц, имущество которых принадлежит учредителю на праве собственности. Это правило безусловно касается имущества, закрепленного за учреждением его учредителем, а также имущества, приобретенного в результате самостоятельной приносящей доходы деятельности учреждения. Вместе с тем закон не ограничивает право учреждения заключать безвозмездные сделки и совершать иные юридические действия, направленные на безвозмездное получение имущества в собственность. Так, учреждение вправе выступать в качестве одаряемого по договору пожертвования, приобретать имущество по завещаниям граждан и т.д.

В подобных случаях возникает вопрос о субъекте права собственности на полученное учреждением имущество. Согласно нормам специального законодательства имущество, приобретенное учреждением по безвозмездной сделке и в силу иных юридических действий, направленных на безвозмездный переход права собственности, поступает в собственность учреждения (ст. 35 Федерального закона "Об общественных объединениях"; п. 7 ст. 39 Закона РФ "Об образовании"). Однако учреждение, согласно нормам ГК, не может быть собственником своего имущества, что противоречит существу закрепленного за ним вещного права (см. гл. 16 настоящего учебника).

В отличие от большинства юридических лиц (за исключением религиозных организаций) учреждение отвечает по своим обязательствам не всем принадлежащим ему имуществом. Согласно п. 2 ст. 120 ГК предметом взыскания по претензиям кредиторов могут быть лишь находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства. Такими средствами, в соответствии со ст. 298 ГК, являются денежные средства, выделенные учредителем по смете, а также полученные учреждением доходы от самостоятельной приносящей доходы деятельности. Характерно, что судебная практика не допускает обращения взыскания по претензиям кредиторов на имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником имущества, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июля 1999 г. № 45 "Об обращении взыскания на имущество учреждения"[49]).

Приведенное положение означает, что взыскание по обязательствам учреждения может быть наложено не только на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, но и на то имущество учреждения, которое не закреплено за ним на праве оперативного управления и не входит в состав имущества, приобретенного на средства, полученные учреждением по смете. Так, предметом взыскания может стать имущество, приобретенное учреждением на доходы, полученные от самостоятельной приносящей доходы деятельности. Этот вывод подтверждают нормы специального законодательства, в частности п. 9 ст. 39 Закона "Об образовании". В случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения, субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам несет учредитель.

Ассоциации (союзы) являются разновидностью основанных на членстве объединений юридических лиц, включающих в свой состав коммерческие и (или) некоммерческие организации (п. 4 ст. 50 ГК). При этом, однако, в ст. ст. 121 - 123 ГК определено правовое положение тех ассоциаций (союзов), которые объединяют исключительно коммерческие либо исключительно некоммерческие организации.

Правовые критерии отличия "ассоциации" от "союза" не установлены; Закон предусматривает единый правовой режим для данных объединений юридических лиц. Ассоциации и союзы являются самостоятельными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций, поэтому слово "ассоциация" (либо "союз"), заключающее в себе сведения об организационно-правовой форме юридического лица, должно быть включено в наименование соответствующего объединения (п. 5 ст. 121 ГК).

После государственной регистрации ассоциации (союза) ее учредители становятся членами ассоциации (союза). Порядок приема в ассоциацию (союз) новых участников определяется п. 3 ст. 123 ГК, согласно которому новый участник может войти в ассоциацию (союз) с согласия ее членов. В силу п. 3 ст. 121 ГК члены ассоциации (союза) сохраняют права юридического лица. Кроме того, членство в ассоциации (союзе) не лишает юридическое лицо самостоятельности. Впрочем, последнее требование не означает абсолютной независимости члена от ассоциации (союза). Так, нормы специального законодательства могут предусматривать обязательность решений ассоциации (союза) для входящих в ее состав юридических лиц. Такое правило установлено, в частности, в отношении союзов потребительских обществ (ст. 1 Закона РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации").

Права и обязанности членов ассоциаций (союзов) определяются их учредительными документами в соответствии с требованиями ГК и специального законодательства. Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами (консультационными, маркетинговыми, информационными и т.д.). Правом на безвозмездное обслуживание наделены все члены ассоциации (союза) независимо от степени их участия в ее деятельности, размера имущественных взносов и иных обстоятельств, которые, впрочем, по смыслу Закона, могут быть учтены при определении объема, количества и качества предоставляемых услуг членам ассоциации (союза).

Члены ассоциации (союза) вправе добровольно выйти из нее лишь по окончании финансового года. Допускается также исключение членов из ассоциации (союза) по основаниям и в порядке, предусмотренным учредительными документами. Решение об исключении члена принимают все остальные члены ассоциации (союза). Порядок принятия такого решения (большинством голосов или единогласно) устанавливается учредительными документами ассоциации (союза).

Согласно п. 1 ст. 121 ГК ассоциации (союзы) коммерческих организаций преследуют цели координации предпринимательской деятельности членов, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Основные цели деятельности ассоциаций (союзов) некоммерческих организаций определены в нормах специального законодательства. Как правило, это общеполезные цели, которые могут быть конкретизированы законом[50].

Ассоциации (союзы) обладают специальной правоспособностью, которая существенно ограничена, поскольку они лишены права непосредственно осуществлять предпринимательскую деятельность. Закон предоставляет данным объединениям юридических лиц право на ведение предпринимательской деятельности исключительно путем создания хозяйственного общества либо участия в его деятельности. В случае, если у ассоциации (союза) коммерческих организаций возникла необходимость в непосредственном осуществлении предпринимательской деятельности, ассоциация (союз) должна быть реорганизована в хозяйственное общество либо товарищество.

Одним из источников формирования имущества ассоциации (союза) могут быть имущественные взносы ее учредителей (членов), обязанность внесения которых, хотя прямо не установлена, однако следует из смысла п. 2 ст. 123 ГК.

Имущество ассоциации (союза) принадлежит ей на праве собственности. Учредители (члены) не имеют имущественных прав в отношении ассоциации (союза). Полученная ассоциацией (союзом) прибыль не распределяется между членами, как не подлежит распределению между ними и имущество, оставшееся после ликвидации ассоциации (союза).

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Однако на членов возлагается ограниченная субсидиарная ответственность по обязательствам ассоциации (союза). Размер и порядок такой ответственности определяются учредительными документами ассоциации (союза). В частности, учредительные документы могут предусмотреть долевую либо солидарную ответственность членов. В силу п. 2 ст. 123 ГК член ассоциации (союза) несет ответственность по ее обязательствам не только в период членства в ассоциации (союзе), но и в течение двух лет после выхода (исключения) из нее. Однако порядок определения размера ответственности в этот период устанавливается законом: он определяется пропорционально взносу выбывающего (исключенного) члена. Согласно п. 3 ст. 123 ГК вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по долгам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общеполезных целей (п. 1 ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

В организационно-правовой форме некоммерческого партнерства создаются фондовые биржи (ст. 11 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). В качестве особой разновидности некоммерческих партнерств выступают садоводческие, огороднические и дачные партнерства (ст. 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"[51]).

Основную цель деятельности некоммерческих партнерств составляет содействие членам партнерства в осуществлении общеполезной деятельности, указанной в учредительных документах некоммерческого партнерства. Такое содействие может быть оказано путем безвозмездного предоставления членам партнерства услуг, использования в общеполезных целях прибыли партнерства и т.д.

Членами некоммерческого партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. Создание некоммерческого партнерства одним учредителем не допускается (п. 2 ст. 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Учредительными документами некоммерческого партнерства являются устав либо устав и учредительный договор (ст. 14 Закона "О некоммерческих организациях").

Примерный перечень прав и обязанностей членов некоммерческого партнерства определен в п. 3 ст. 8 Закона "О некоммерческих организациях", согласно которому члены некоммерческого партнерства вправе участвовать в управлении делами партнерства, получать информацию о его деятельности, по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства.

Учредительными документами некоммерческого партнерства на его членов может быть возложена обязанность внесения членских взносов. В случае ликвидации некоммерческого партнерства его члены вправе получить часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами партнерства, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность. Аналогичное право предоставлено членам в случае их выхода (исключения) из некоммерческого партнерства. При этом, однако, не подлежат возврату членские взносы.

Таким образом, в отличие от членов потребительских кооперативов члены некоммерческого партнерства не имеют права на получение части его прибыли. Нормы Федерального закона "О некоммерческих организациях", касающиеся возврата имущества членам партнерства, носят диспозитивный характер. Дело в том, что федеральный закон либо учредительные документы некоммерческого партнерства могут полностью (частично) лишить членов некоммерческого партнерства обязательственных прав на его имущество (п. 3 ст. 8 Закона "О некоммерческих организациях").

Автономная некоммерческая организация представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, культуры, здравоохранения, спорта и иных услуг (ст. 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Основная цель деятельности автономной некоммерческой организации заключается в предоставлении услуг как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Отношения по возмездному оказанию услуг регулируются ст. ст. 779 - 783 ГК. Безвозмездные услуги могут предоставляться отдельным категориям граждан (безработным, детям-сиротам, инвалидам и т.д.). Услуги автономной некоммерческой организации предоставляются как ее учредителям (участникам), так и третьим лицам. Учредители могут пользоваться услугами автономной некоммерческой организации только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Сделки автономной некоммерческой организации с учредителями, заключенные с нарушением данного требования, являются ничтожными (ст. 168 ГК).

Поскольку одним из источников формирования имущества автономной некоммерческой организации являются добровольные имущественные взносы учредителей, Закон наделяет последних правом осуществлять надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредители вправе осуществлять такой надзор непосредственно либо путем формирования в структуре автономной некоммерческой организации специального надзорного органа. Еще одной гарантией целевого использования имущества автономной некоммерческой организации является требование о коллегиальном характере высшего органа управления автономной некоммерческой организации, что исключает возможность единоличного решения вопросов ее жизнедеятельности (п. 1 ст. 29 Закона "О некоммерческих организациях").

Государственной корпорацией является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса для осуществления социальных, управленческих и иных общеполезных функций (ст. 7.1 Закона "О некоммерческих организациях").

Государственная корпорация представляет собой новую организационно-правовую форму некоммерческой организации, не предусмотренную ГК.

Государственная корпорация создается и функционирует на основании отдельного федерального закона. Учредительных документов для создания государственной корпорации не требуется. В законе, предусматривающем ее создание, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место нахождения, порядок управления государственной корпорацией, а также порядок ее реорганизации, ликвидации и использования имущества, оставшегося после ликвидации (п. 3 ст. 7.1 Закона "О некоммерческих организациях").

Учредителем государственной корпорации является исключительно Российская Федерация. Имущество государственной корпорации формируется за счет передачи в ее собственность имущества, находящегося в собственности РФ, а также за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с законом предпринимательской деятельности. Представляется, что положение о закреплении за корпорацией имущества на праве собственности противоречит п. 2 ст. 209 ГК, закрепляющему принцип полноты прав собственника на принадлежащее ему имущество. Действительно, государственная корпорация вправе использовать доходы от осуществляемой ею предпринимательской деятельности исключительно в целях, определенных федеральным законом, на основании которого она создана. Кроме того, государственная корпорация не вправе самостоятельно решать вопросы собственной ликвидации (реорганизации), а также определять судьбу имущества корпорации на случай ее ликвидации (реорганизации). В связи с этим представляется, что из предусмотренного ГК перечня вещных прав к правовому режиму имущества государственной корпорации наиболее близко право оперативного управления.

Закон, предусматривающий создание государственной корпорации, может установить ответственность учредителя по обязательствам государственной корпорации, равно как и ответственность государственной корпорации по обязательствам учредителя. Целевое использование имущества государственной корпорации гарантируется требованием о ежегодной публикации ее отчетов об использовании имущества (п. 2 ст. 7.1 Закона "О некоммерческих организациях").

Среди некоммерческих организаций следует выделить некоммерческие товарищества, к числу которых относятся товарищество собственников жилья и садоводческое (огородническое, дачное) товарищество.

Учредительным документом некоммерческого товарищества является устав. Закон устанавливает особые требования к субъектному составу учредителей (членов) некоммерческих товариществ. Так, учредителями (членами) товарищества собственников жилья могут быть исключительно домовладельцы. Причем в указанном товариществе допустимо членство несовершеннолетних граждан. Садоводческие (огороднические, дачные) товарищества создаются совершеннолетними гражданами, имеющими земельные участки в границах товарищества. Создание некоммерческих товариществ одним лицом недопустимо.

На членов некоммерческих товариществ возлагается обязанность внесения имущественных (как правило, денежных) взносов (платежей). Размер и порядок их внесения определяются специальным законодательством и учредительными документами некоммерческих товариществ. Так, согласно ст. 29 Закона "О товариществах собственников жилья" размер взносов (платежей) членов товарищества собственников жилья зависит от размера доли члена в общей собственности на общее имущество в кондоминиуме. Члены садоводческого (огороднического, дачного) товарищества уплачивают вступительные, членские и целевые взносы (ст. 1 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").

В составе имущества некоммерческих товариществ выделяют общее имущество, принадлежащее на праве общей собственности членам товариществ. В состав общего имущества товариществ собственников жилья входят обслуживающие более одного домовладельца объекты (межквартирные лестничные клетки, лифты и т.д.). Общее имущество садоводческих (огороднических, дачных) товариществ приобретается (создается) за счет целевых взносов членов. Закон устанавливает режим общей совместной собственности членов на имущество общего пользования садоводческого (огороднического, дачного) товарищества (ст. 4 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") и режим общей долевой собственности на общее имущество товарищества собственников жилья (ст. 8 Закона "О товариществах собственников жилья").

 

Публичное юридическое лицо

 

Применение термина "юридическое лицо" не только к хозяйствующим субъектам, но и к многим общественным организациям теперь прочно утвердилось в публичном праве. Вместе с тем в последние десятилетия в российском праве (нам не удалось найти аналогий в зарубежном законодательстве) возникло новое явление. Понятие юридического лица было распространено, причем без каких-либо уточнений или оговорок, на органы государства, государственной власти, органы местного самоуправления (заметим: не на организации, а на органы)[52]. Сошлемся на новые правовые акты. В Федеральном законе 2003 г. об общих принципах местного самоуправления[53] юридическим лицом назван представительный орган местного самоуправления, в положениях о федеральных министерствах, службах и агентствах 2004 - 2005 гг. (а это сотня документов), независимо от того, утверждены эти положения указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, используется одинаковое клише. В отношении федеральных министерств говорится, что они являются органами исполнительной власти, осуществляющими управление по выработке и реализации государственной политики и нормативному регулированию в определенной сфере (эта сфера зависит от профиля министерств (например, федеральное министерство здравоохранения и социального развития), в отношении федеральных служб (например, службы по труду и занятости), - что это органы исполнительной власти, осуществляющие функции контроля и надзора в определенной сфере, в отношении федеральных агентств (например, Федеральное архивное агентство), - что это органы государственной власти, осуществляющие функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в определенной сфере. Эти положения завершаются статьей приблизительно одинакового содержания: данное юридическое лицо имеет свою гербовую печать со своим наименованием, другие необходимые штампы и бланки, счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. В положениях, утверждаемых министрами или руководителями ведомств об их территориальных органах, последние тоже объявлены юридическими лицами, это уже не одна сотня разных юридических лиц - органов государства. За федеральной практикой следуют и субъекты Федерации. Они тоже называют свои управленческие органы юридическими лицами. Это словосочетание применяется иногда к аппаратам, обслуживающим органы государства, и даже к Аппарату созданной в 2005 г. Общественной палаты. В постановлении Правительства РФ говорится, что это "государственное учреждение".

Таким образом, современное российское законодательство твердо придерживается позиции: органы государства - юридические лица. Каких-либо исключений или уточнений в упомянутых выше правовых актах не делается, равно как нет их и в Гражданском кодексе Российской Федерации, где дано общее понятие юридического лица, пригодное, как предполагается, ко всем из них, и указаны их разновидности. Органов государства среди этих разновидностей нет.

Проблема весьма серьезна. Или мы действительно имеем новый поворот в подходах к понятию юридического лица, новую концепцию, или этот термин употребляется по отношению к государственным органам для того, чтобы напомнить о государственной печати, штампах и бланках.

Учреждение как одна из разновидностей юридического лица в ГК РФ названо (ст. 120). Однако учреждение - это не орган, что в равной мере относится к государственному учреждению и государственному органу. Конституция РФ различает государственный орган и учреждение. В статье 125 говорится о федеральных органах государственной власти, органах исполнительной власти (ст. 77), судебных органах (ст. 126), об органах местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ). Законодательным органом назван парламент. Вряд ли все эти органы можно назвать учреждениями с позиций научного понимания этих явлений. С другой стороны, в Конституции сказано о "государственных и муниципальных образовательных учреждениях" (ст. 43), об "учреждениях культуры", о "государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения" (ст. 41). Государственными учреждениями являются, например, государственный научно-исследовательский институт, государственный университет, государственная библиотека и т.д. Такие учреждения тоже, конечно, занимаются управленческой деятельностью (ректор вуза, деканы и т.д. организуют учебный процесс, награждают или наказывают студентов, дирекция государственной библиотеки устанавливает правила пользования фондами для читателей), но их управленческая деятельность распространяется только на определенный контингент лиц, ограничена определенными вопросами, способы принуждения весьма относительны. Учреждения занимаются главным образом обслуживанием населения в сфере социальных отношений, культуры и т.д., осуществляя в связи с этим и определенную управленческую деятельность (например, Пенсионный фонд), но характер такой деятельности отличается от властного управления со стороны органов государства (например, Правительства РФ) или органов местного самоуправления, например районного муниципального совета, принимающего обязательное для всех постановление о правилах складирования бытовых отходов. Конечно, есть государственные учреждения, управленческая сфера деятельности имеет более широкий характер, но все-таки признано, что учреждения - это не органы. Различия между органом государства и государственным учреждением учитываются в конкретных решениях. Министерство юстиции, например, имеет, с одной стороны, свои территориальные органы (управления, отделы и др.), а, с другой - учреждения юстиции. В 2004 г. распоряжением Правительства РФ 68 таких учреждений переданы как юридические лица из собственности субъектов Федерации в федеральную собственность. Следовательно, слово "учреждение", используемое в ГК РФ, не помогает решить вопрос о государственных органах как юридических лицах. Правда, в связи с упоминанием об учреждениях в ГК РФ есть уточнение: особенности правового положения государственных и иных учреждений определяются законом и другими актами. Это уточнение примечательно: авторы закона видели, что учреждения, особенно государственные, не вписываются в данное ими общее понятие юридического лица, но проблема этим не решается: орган - это все-таки не учреждение.

В ГК РФ есть глава 5 "Участие РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством". Здесь говорится, что такие образования в гражданских правоотношениях выступают на равных началах с другими участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Однако, во-первых, речь идет о гражданских отношениях, а не о задачах осуществления государственной политики и нормативного регулирования, как это определено, например, в положениях о министерствах. О гражданских правоотношениях в положениях об органах государства ничего не говорится. Что же касается государства - Российской Федерации (а по некоторой аналогии также субъектов Федерации, муниципальных образований), то действительно они, например, несут имущественную ответственность из причинения вреда (за вред, причиненный их органами, должностными лицами, иными уполномоченными представителями). Известно, что федеральные суды удовлетворяли иски об ущербе, причиненном военнослужащими (т.е. государственными служащими) во время военных учений (было несколько случаев, когда военнослужащие побили несколько коров, повредили поля и насаждения). Конституционный Суд РФ в 2005 г. постановил, что в этом случае ответчиком от имени государства выступает казна (а вовсе не Министерство обороны), есть и соответствующее постановление Правительства РФ).

Во-вторых, в данной главе речь идет опять-таки не об органах государства. В ней говорится об определенных единицах, общностях (государство, субъект Федерации, муниципальное образование), представителями которых естественно выступают определенные органы или должностные лица. Но такие органы отвечают не за свои действия, они уполномочены и обязаны отвечать за действия других органов (Министерство финансов, а точнее, казна возмещает ущерб за действия лиц, подчиненных в конечном счете Министерству обороны). Конечно, не исключена возможность, что и должностные лица, той же казны (в отношении субъектов РФ и муниципальных образований соответствующие понятия не разработаны, видимо, это органы, исполняющие бюджет), могут причинить имущественный вред, но в данном случае речь идет об общем правиле. Разумеется, потом возможен регрессный иск к конкретному виновнику (но не к министерству), однако это уже совсем другой вопрос.

В российском законодательстве нет понятия юридического лица публичного права. Нет такого определения, насколько нам известно, и в законодательстве зарубежных стран. В научной юридической литературе это словосочетание, а также указания на конкретные юридические лица публичного права встречаются тоже нечасто, хотя в российской литературе оно присутствовало уже в начале XX в. Так, Г.Ф. Шершеневич называл юридическим лицом публичного права государство, утверждая, что в таком качестве оно выступает как казна[54]. М.И. Кулагин в интересной работе "Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо" писал, что в зарубежных странах существуют три основных вида юридического лица: частного права, публичного права и "смешанное"[55]. Среди лиц публичного права в "буржуазных странах" он называл само буржуазное государство, выступающее в качестве казны, надгосударственные образования, административно-территориальные подразделения государства (штаты, земли, правда, это не административно-территориальные единицы, а субъекты федерации), государственные учреждения и государственные организации, которые одновременно выступают как хозяйствующие субъекты и как органы управления. Некоторые из них он называет публичными корпорациями, другие - частными, поскольку они создаются частными лицами и считается, что преследуют частные цели. К числу частных М.И. Кулагин относит не только хозяйственные и религиозные организации, но также культурные, научные и иные общества. М.И. Кулагин не выделяет специфические признаки юридического лица публичного права, хотя и говорит, что такие лица выступают как носители государственной воли, носители публичных прав и обязанностей. В качестве примера он называет государственный банк, а об органах государства не упоминает.

Необходимы новые фундаментальные исследования, посвященные проблемам юридического лица, выполненные на стыках теории права, цивилистики и административного права.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 194.