Глава 1. Социальные аспекты изучения проституции как явления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение.

 

Актуальность исследования обуславливается тем, что проблема проституции уже много лет привлекает внимание исследователей. Сложность темы исследования, но вместе с тем и необычайный интерес к ней обусловлены тем, что проституция - чрезвычайно многогранное явление в истории и культуре человечества. Вследствие этого спор о сущности проституции, ее отличительных чертах продолжается с XIX в. Литература по данной теме исчисляется сотнями наименований.

Проституция - (лат. prostituo - позорю, бесчещу): продажа своего тела, секс за деньги; купля и продажа сексуальных услуг за наличные. Проститутка за денежное или иное вознаграждение позволяет клиенту совершать над собой сексуальные действия или сама с ним их производит. С административной точки зрения проституция является профессиональным занятием развратом, делом проститутки, когда в соответствии с сущностью ремесла тело предоставляется для совершения сексуальных действий, включая половой акт.

Все попытки объяснить, описать или определить это явление оказывались проблематичными и недостаточными. В большинстве случаев в них заключается негативная оценка («распутство») или проявляются сексистские взгляды мужчин на женщин, что сразу же оказывается неточным. Например, выражение «продажная любовь» бессмысленно, т.к. любовь не может быть предметом продажи и не определяет сути проституцию. Описывающие определения (ремесло фаворитов, «горизонтальное ремесло», панель, «бизнес на ногах») - это выражение всеобщей неспособности к высказыванию на тему секса или использование простонародных, вульгарных и иных языковых элементов. Трудности дефинирования вытекают как из самого предмета, который многообразен, а формы проявления которого все время меняются, так и из отношения к нему общества, как ко всему, что связано с сексом. Кроме того, трудно провести границы, т.к. проституция состоит в близком родстве с другими формами сексуальной деятельности. Например, брак «на деньгах» был охарактеризован как «весьма светская форма проституции» {Форель А. Сексуальный вопрос. 1920).

Дитц и Хессе в "Словаре сексологии и пограничных с ней сфер" (1964) используют выражение «оплачиваемое распутство» и пишут: «Проституция - это регулируемая и в социальном отношении одобряемая или терпимая структура в основанном на принципе господства обществе (сословное и классовое общество), которая дает возможность обоим полам в зависимости от исторических условий вести половую жизнь вне моногамного или полигамного брака. При этом один из партнеров профессионально или по необходимости отдает свое тело за некое гарантированное материальное вознаграждение. Таким образом, один из партнеров выполняет чисто инструментальную функцию».

Проституция имеет долгую и весьма переменчивую историю. Во многих государствах проституция частично или полностью запрещена, или контролируется на основе предписаний, или затруднена инструкциями. Так, во всех штатах США, за исключением Невады, проституция не разрешена, хотя, конечно, секс-бизнес процветает. Запреты осложняют занятие проституцией, но не мешают ее существованию. Они, в конце концов, направлены прежде всего против проституток, а также ставят в сомнительное и неприятное положение фраеров и подвигают их на то, чтобы преступить закон.

В историографии данной темы имеется немало работ, посвященных изучению правовой и медицинской регламентации проституции. Однако, вопрос о распространенности проституции в современном российской обществе разработан весьма слабо.

Цель работы: данная работа посвящена изучению распространенности проституции в современном российском обществе.

Предмет работы - распространенность проституции в современном российском обществе.

Объектом изучения в исследовании является проституция как социальный феномен.

Цель, объект и предмет исследования ставят перед нами следующие задачи:

1. Теоретическое исследование понятия и исторических корней проституции как явления.

2. Изучение распространенности проституции в современном российском обществе.

3. Формулировка выводов по исследованию.

Теоретическую основу исследования составляют основные направления и школы социологических исследований.

Методологическую основу представляет диалектический метод познания как основа для подхода к изучению материала.

Эмпирическая база исследования: результаты анализа исследований по теме работы, проводившихся российскими и зарубежными специалистами и вторичного анализа статистической информации по теме.

Научная новизна исследования определяется поставленной целью и заключается в следующем: определено значение классических и современных теорий социологии в сфере изучения проституции; проанализированы методологические подходы к исследованию распространенности проституции в современном российском обществе.

Научная и практическая значимость работы. Полученные результаты и выводы могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблемы распространенности проституции в современном российском обществе. Материалы дипломной работы могут применяться при изучении проституции как социального феномена.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Название глав отражает их содержание.



Определение проституции.

С легкой руки Р. Киплинга определение проституции как древнейшей профессии на земле получило широкое распространение. Однако, это – заблуждение, ибо проституция не является ни древнейшей профессией, ни профессией вообще. На самом деле, как общественное явление, она «не просто совокупность проституток и их поведения, а плюс способы и агенты организации их деятельности… и постоянные потребители проституции, спрос со стороны которых ее воспроизводил»[1]. Психологический же феномен проституции остается малоисследованным до сих пор. Мы полагаем, что проституция – это еще и особая структура личности, специфические особенности телесного «пласта» самосознания и особый детский опыт женщин, занимающихся ею.

Термин «проституция» появляется в России при Екатерине II, в это же время начались статистические исследования о развитии сифилиса по материалам военных госпиталей[2]. Возникновение же проституции датируется намного более ранним временем: документированные сведения о ней указывают на XVIII столетие. Как отмечает С.М. Соловьев, бродячие женщины наполняли любые людные места – базары, бани, блинные, харчевни. В прошлом столетии в науке разгорается жаркий спор о том, каковы же причины возникновения и неистребимого существования проституции на протяжении веков. В этой связи возникает две гипотезы. Первая из них – антропологическая, утверждавшая, что есть женщины, генетически обреченные на постоянное провоцирование проституции. По мнению исследователей данного направления, в общей массе населения есть особи, дегенерирующие, вырождающиеся, как во всем живом. Это и есть постоянный «резерв» проституции, и именно поэтому справиться с ней невозможно. Антропометрические и биолого-физиологические исследования испытуемых в рамках данной концепции обнаруживают среди прочего, интереснейшие черты личности этих женщин, а именно: «бедный эмоциональный мир, погашенное материнское чувство, отсутствие стыдливости и альтруизма, лживость, тщеславие, моральную неразвитость и неумение планировать»[3]. Не удаляясь в сферу научных спекуляций, отметим, что многие из этих черт спустя много лет стали диагностическим категориями ряда личностных расстройств, в частности, пограничного и нарциссического. Другая любопытная деталь – уже в этот период в результате проводящихся опросов появляются и накапливаются сведения о том, что значительный процент в контингенте испытуемых занимают женщины изнасилованные (часто в детстве), соблазненные и брошенные любовниками, решившие своей последующей безнравственной жизнью отомстить обманувшим их мужчинам[4].

 К другой гипотезе – социологической – примкнула подавляющая часть изучающих феномен проституции, считавших, что ничто так не способствует ее распространению, как безысходная материальная нужда и законодательная необеспеченность женщины на рынке труда. Исследователи выделили две основные формы проституции: официально признанную («поднадзорную») и неофициальную («гражданскую»). По уровню доходов и типу потребителей женщины подразделялись на три основных класса: высший («камелии»), состоящий преимущественно из иностранок, в основном, француженок или немок, средний («мещанский»), и низший («панельный»). Социологи и медики отмечают, что уровень сексуальных нагрузок был у уличных женщин чрезвычайно высок – на Рождество и Пасху в самых дешевых заведениях на одну женщину приходилось до 60-80 человек в сутки. Исследования показали, что по отношению к сексуальной жизни их можно было разделить на три группы: самую большую составляли женщины равнодушно-апатичные, безразличные; женщины другой группы испытывали отвращение и негативное отношение к сексу, самую небольшую группу составляли женщины, по сути, гиперсексуальные, которые «отдавались, как истинные вакханки, с горячностью и страстью»[5]. Заметим, что, как сейчас известно, негативное, безразличное или излишне пристрастное отношения к сексу часто обнаруживают у жертв сексуального насилия в детстве, пытающихся таким образом справиться с переживаниями вины и отвращения или страдающих от последствий слишком ранней сексуальной стимуляции.

Дальнейшее изучение проблемы проституции постигает ровно такая же участь, как и проблемы сексуального насилия – исследования, публикации, дискуссии на эту тему на долгие годы исчезают из отечественной научной и публицистической литературы. Фактически существование проституции отрицается, хотя в это же время проводятся юридические и социологические исследования проституции, под грифом «Для служебного пользования».

В 1980-х гг. появляются первые публикации, сначала в ежедневных газетах, потом и в серьезных научных журналах. При изучении российских исследований последних лет поражает то, что более чем за 100 лет жизнь, быт «продажных женщин», их социальная стратификация ничуть не изменились. Все так же существуют три класса: валютные, или элитные проститутки, «уличные», занимающиеся этим ремеслом в Москве на Тверской, в Петербурге – на Невском, и «вокзальные», такие же нищие, оборванные, грязные и больные, как и 100 лет назад[6]. Если социологическое, сексологическое и медицинское изучение проституции в России можно считать возродившимся, то психологические исследования только начинаются. Отметим, что и зарубежные исследования проституции как психологического феномена не относятся к числу распространенных. Вторичное «открытие» этой проблемы происходит примерно в то же самое время, что и признание других общественных проблем, требующих пристального психологического изучения, в частности, проблемы сексуального насилия в семье. Вопрос о взаимосвязи сексуального или иного насилия в детстве и последующем вовлечении в занятия проституцией начинает возникать еще позже, в самом конце 1980-х гг. Так, исследование девочек-подростков, занимающихся проституцией, показало, что такая связь существует: вовлечение в сексуальный бизнес происходит преимущественно потому, что дети, подвергающиеся насилию в семье, убегают из дома на улицу[7]. Вместе с тем, проблема личностной специфики женщин, занимающихся проституцией, их семейной и личной истории пока не ставится, акцент, как и столетие назад, делается преимущественно на социальном аспекте этого явления. В этой связи небезынтересны немецкие экспериментальные исследования проституции как «совладания» (coping) с опытом пережитого насилия[8], которые можно рассматривать в качестве одного из ракурсов проблемы саморегуляции.

 

Заключение.

 

Проституция – результат глубоких социальных, экономических и нравственных деформаций общественного развития. В то же время рост этого социального порока несомненно вызван кризисными явлениями в социальной, экономической, идеологической сферах нашего общества, возникших еще в застойные годы, а может быть и намного раньше. Сейчас просто снято «табу» на освещение в печати многих отрицательных явлений, что и приводит нередко в шоковое состояние наше общественное сознание.

Истоки проституции в России, как, впрочем, и в других странах, уходят вглубь веков. Не случайно она наречена самой «древнейшей профессией». Ее существование всегда беспокоило лучшие умы человечества. Большое внимание уделяли ей в своих работах К.Маркс, Ф.Энгельс, А.Бабель, а в России – философ А.Бердяев, криминолог М. Гернет и другие.

Но для полного понимания причин проституции еще недостаточно уяснения ее места в системе социальной патологии. Для этого необходим также и ее полный социальный портрет. Без него невозможно разработать достаточно эффективную комплексную систему мер воздействия на проституцию, а также на конкретные причины и условия, способствующие не только ее возникновению, но и достаточно устойчивому существованию в обществе.

Самое сложное – это правовые и организационные меры борьбы с проституцией, их эффективность. Как известно, еще ни одно государство за многовековую историю борьбы с этим социальным злом не одержало полной победы, даже с помощью правовых и административно – управленческих мер, хотя ни одно государство и не отказывалось от них. Вот почему немало места в моей работе будет уделено правовым вопросам борьбы с проституцией и возможности ее легализации. Я приведу анализ действующего законодательства по этой проблеме и более ранних периодов, обзор законодательства зарубежных стран об ответственности за занятия проституцией и связанных с этим преступлений.

Следует отметить, что одним из серьезных недостатков нашей законодательной практики в сфере права является то, что не дается четкого определения понятия того или иного действия или бездействия, совершение которых может повлечь за собой такую ответственность. Ведь понятие проституции и ее четкие признаки в законе не устанавливаются.

Можно утверждать, что проституция существует везде, во всех странах и регионах, с той лишь разницей, что в одних она более распространена, а в других - менее. Различается также отношение общественности к этому явлению. Оно исследуется наукой настолько же интенсивно, насколько бурно развивается сексология как междисциплинарная отрасль знаний. Однако в целом существенных сдвигов в ограничении и снижении проституции не отмечается. Важно учесть, что собственно же зло проституции, ее дурная, разрушительная сторона, при ближайшем изучении оказывается простым пережитком античной культуры, который совершенно не согласуется с нашей культурой, действует на нее как инородное тело и исчезнет в тот момент, когда новая культура современного человека окончательно освободится от культуры антично-средневековой. Поэтому рассчитывать, что проституция может быть ликвидирована в результате перечня мероприятий, не приходится, а изменение культурной среды есть процесс исторический. Тем не менее, это вовсе не означает, что какие-либо действия бессмысленны.

Конкретно поставленная задача формирования методологической концепции для изучения проституции буквально означает следующее: необходимо попытаться прекратить поиск новых причин хорошо известного явления, а задуматься о смысле его столь продолжительного существования на фоне безуспешной с ним борьбы.

 

 



Литература.

 

 

1. Bloch I. История проституции. СПб., 1913. Т. 1. С. 30.

2. Martineau L. La prostitution clandestine. Paris. 1885. P. 36.

3. Marwitz G., Hornle R., Luber E.M. Prostitution as a form of coping with childhood sexual abuse with its sequelae. // Offentl-Gesundheitswesen. 1990, November, 52(11), pp. 658-660

4. Seng M.J. Child sexual abuse and adolescent prostitution: a comparative analysis. // Adolescence. 1989 Fall, 24 (95), pp. 665-675

5. Wardlou R. Lectures on famale prostitution. Glasgow. 1853. P. 17-18.

6. Алова А. Жизнь при СПИДе: готовы ли мы? // Огонек, 1988, №28,с.12-15

7. Афанасьев В., Скоробогатов С. Проституция в современном Санкт-Петербурге // Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. СПб. Благотворительный фонд "Ночлежка", 1994.с.105-110

8. Ахшарумов Д.Д. Проституция и ее регламентация. Доклад обществу русских врачей в Риге. Рига, 1889. С. 66-67.

9. Бляшко А. Гигиена проституции и венерических болезней. М., 1909. С. 64.

10. Быкова А. Г. Общественная и научная мысль России 19-го – начала 20-го вв. о социальной сущности проституции" // Социс, 2003, № 5.

11. Габиани А. А., М. А. Мануильский. Цена "любви* (обследование проституток в Грузии) // Социологические исследования, 1987, №6, с. 61-68

12. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие. СПб- Санкт-Петербургский филиал Института социологии РАН, 1993

13. Голод С. И. Проституция в контексте изменения половой морали // Социологические исследования, 1988, №2, с. 65-70

14. Голод С.И. Сексуальная эмансипация женщин и проблема Другого. // Журнал социологии и социальной антропологии, 1999, том II, №2 (опубликовано во Всемирной сети Интернет).

15. Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России (история и современное состояние вопроса). СПб., «Петрополис», 1998.

16. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. Б.м. и г. 1980

17. Дорожевец А.Н., Соколова Е.Т. Исследование образа физического Я: некоторые результаты и размышления. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991

18. Дьяченко А. П. Сексуальная коммерция: проститутки и их клиенты // Проблемы социального контроля за проституцией, СПИДом и порнографией, с. 25-43.

19. Дьяченко А.П. Вопросы, которые ждут решения // Проституция и преступность, с. 162-179. Российский статистический ежегодник, 1996. М.: Госкомстат, 1996. с. 218-219.

20. Дьяченко А.П. Уголовно-правовая охрана граждан в сфере сексуальных отношений. Учебное пособие. М.: Академия МВД России, 1995.

21. Дюков В.В. Гримасы рынка "свободной любви" // Проституция и преступность, с. 148-162.

22. Жигарев Е.С. На гребне "сексуальной волны" // Проституция и преступность, с. 240-244.

23. Калачев Б. Ф. Взгляд на проблему через столетие // Проституция и преступность, с. 53.

24. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности. М., «Класс», 1998.

25. Кернберг О. Отношения любви. М., «Класс», 2000.

26. Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. М., О.Г.И., 1997

27. Кузнецов М. Историко-статистический очерк проституции в Петербурге с 1852 по 1869 гг. // Архив судебной медицины и общественной гигиены. СПб., 1870. Кн. 1. Март. Отд. III.

28. Кузнецов М. Проституция и сифилис в России. Историко-статистические исследования. СПб., Тип. В.С. Балашева, 1871.

29. Кустов М., А. Колпаков "Москва "публичная". Почем удовольствие, "мамочка?", "МК" №49(21.350) 3 марта 2000 г. стр. 6

30. Лэонтиу Ф. Особенности половой идентичности у пациентов с личностными расстройствами. Автореф... канд. дисс. М., 1999.

31. Манасеин М.П. Отчет о деятельности комиссии для обсуждения вопроса о врачебно-полицейском надзоре за проституцией в связи с общим вопросом о борьбе с нею, состоящей при II отделении Русского общества охранения народного здравия // Русский медицинский вестник. СПб., 1904. N 10. С. 334-345; N 11. С. 401-408.

32. Обзор советской прессы о проституции см. А.П.Дьяченко. Интердевочки в зеркале прессы // Проституция и преступность. М.: Юридическая литература, 1991, с. 71 -98.

33. Поспелов А. Санитарный надзор за проституцией в Париже и Брюсселе // Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины. СПб., 1890. Т. 8. Кн. 3. Декабрь. Отд. II. С. 130.

34. Преступность и правонарушения в СССР. 1990. Статистический сборник М.: Финансы и статистика, 1991, с. 47-49.

35. Приклонский И.И. Проституция и ее организация. Исторический очерк. М., Изд. А. Карцева, 1903

36. Рабюто М. Проституция в Европе с древнейших времен до конца ХVI в. // Проституция и ее жертвы. М., 1873. С. 95-98.

37. Сабинин А.Х. Проституция. Сифилис и венерические болезни. Половое воздержание. Профилактика проституции. Историко-профилактический этюд. СПб., 1905. С. 77.

38. Тарновский В.М. Проституция и аболицианизм. Доклад русскому сифилидологическому и дерматологическому обществу. СПб., 1888. С. 91.

39. Труды высочайше разрешенного съезда по обсуждению мер против сифилиса в России. СПб., 1897. Т. 2. С. ХVI-ХVII, 53, 55, 86, 255.

40. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, издания 1885г. СПб., 1908. Ст. 44, п. 7. С. 185-186; Грацианов П.А. По поводу нового проекта "Положения о Санкт-Петербургском врачебно-полицейском комитете" // Русский медицинский вестник. СПб., 1904. Т. VI. N 1. С. 11

41. Чарыхов Х.М. Учение о факторах преступности. Социологическая школа в науке уголовного права. М., 1910. С. 37-44.

42. Чистяков М. Доклад собранию членов русского сифилидологического и дерматологического общества // Военно-медицинский журнал. СПб., 1887. С. 145.

43. Шперк Э. О мерах к прекращению сифилиса у проституток // Архив судебной медицины и общественной гигиены. СПб., 1869. Кн. 3. Сентябрь. Отд. III. С. 76; он же. Ответ на статью // Там же. 1870. Кн. 1. Март. Отд. V. С. 6-10.


[1] Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России (история и современное состояние вопроса). СПб., «Петрополис», 1998, С. 14.

[2] Там же.

[3] Тарновский В.М. Проституция и аболиционизм. СПб, Изд-во К. Риккера, 1888

[4] Приклонский И.И. Проституция и ее организация. Исторический очерк. М., Изд. А. Карцева, 1903

[5] Приклонский И.И. Проституция и ее организация. Исторический очерк. М., Изд. А. Карцева, 1903, С. 71.

[6] Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. М., О.Г.И., 1997

[7] Seng M.J. Child sexual abuse and adolescent prostitution: a comparative analysis. // Adolescence. 1989 Fall, 24 (95), pp. 665-675

[8] Marwitz G., Hornle R., Luber E.M. Prostitution as a form of coping with childhood sexual abuse with its sequelae. // Offentl-Gesundheitswesen. 1990, November, 52(11), pp. 658-660

[9] Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, издания 1885г. СПб., 1908. Ст. 44, п. 7. С. 185-186; Грацианов П.А. По поводу нового проекта "Положения о Санкт-Петербургском врачебно-полицейском комитете" // Русский медицинский вестник. СПб., 1904. Т. VI. N 1. С. 11

[10] Труды высочайше разрешенного съезда по обсуждению мер против сифилиса в России. СПб., 1897. Т. 2. С. ХVI-ХVII, 53, 55, 86, 255.

[11] Манасеин М.П. Отчет о деятельности комиссии для обсуждения вопроса о врачебно-полицейском надзоре за проституцией в связи с общим вопросом о борьбе с нею, состоящей при II отделении Русского общества охранения народного здравия // Русский медицинский вестник. СПб., 1904. N 10. С. 334-345; N 11. С. 401-408.

[12] Шперк Э. О мерах к прекращению сифилиса у проституток // Архив судебной медицины и общественной гигиены. СПб., 1869. Кн. 3. Сентябрь. Отд. III. С. 76; он же. Ответ на статью // Там же. 1870. Кн. 1. Март. Отд. V. С. 6-10.

[13] Wardlou R. Lectures on famale prostitution. Glasgow. 1853. P. 17-18.

[14] Bloch I. Указ. соч. С. 17.

[15] Кузнецов М. Историко-статистический очерк проституции в Петербурге с 1852 по 1869 гг. // Архив судебной медицины и общественной гигиены. СПб., 1870. Кн. 1. Март. Отд. III. С. 50; он же. Проституция и сифилис в России. Историко-статистическое исследование. СПб., 1871. С. 5

[16] Рабюто М. Проституция в Европе с древнейших времен до конца ХVI в. // Проституция и ее жертвы. М., 1873. С. 95-98.

[17] Martineau L. La prostitution clandestine. Paris. 1885. P. 36.

[18] Чистяков М. Доклад собранию членов русского сифилидологического и дерматологического общества // Военно-медицинский журнал. СПб., 1887. С. 145.

[19] Поспелов А. Санитарный надзор за проституцией в Париже и Брюсселе // Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины. СПб., 1890. Т. 8. Кн. 3. Декабрь. Отд. II. С. 130.

[20] Ахшарумов Д.Д. Проституция и ее регламентация. Доклад обществу русских врачей в Риге. Рига, 1889. С. 66-67.

[21] Бляшко А. Гигиена проституции и венерических болезней. М., 1909. С. 64.

[22] Сабинин А.Х. Проституция. Сифилис и венерические болезни. Половое воздержание. Профилактика проституции. Историко-профилактический этюд. СПб., 1905. С. 77.

[23] Тарновский В.М. Проституция и аболицианизм. Доклад русскому сифилидологическому и дерматологическому обществу. СПб., 1888. С. 91.

[24] Чарыхов Х.М. Учение о факторах преступности. Социологическая школа в науке уголовного права. М., 1910. С. 37-44.

[25] Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. Б.м. и г. С. 332.

[26] Bloch I. История проституции. СПб., 1913. Т. 1. С. 30.

[27] Голод С. И. Проституция в контексте изменения половой морали // Социологические исследования, 1988, №2, с. 65-70

[28] Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие. СПб- Санкт-Петербургский филиал Института социологии РАН, 1993

[29] Афанасьев В., Скоробогатов С. Проституция в современном Санкт-Петербурге // Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. СПб. Благотворительный фонд "Ночлежка", 1994.с.105-110

[30] Дьяченко А.П. Сексуальная коммерция: проститутки и их клиенты // Проблемы социального контроля за проституцией, СПИДом и порнографией, с. 25-43

[31] Дьяченко А.П. Вопросы, которые ждут решения // Проституция и преступность, с. 162-179. Российский статистический ежегодник, 1996. М.: Госкомстат, 1996. с. 218-219.

[32] Алова А. Жизнь при СПИДе: готовы ли мы? // Огонек, 1988, №28,с.12-15

[33] Российские специалисты исходили исключительно из прогнозов Всемирной организации здравоохранения, проигнорировав социологически более корректную модель, предложенную в 1988 г. Национальной Академией Наук США, которая оказалась более точной для индустриально развитых стран


Введение.

 

Актуальность исследования обуславливается тем, что проблема проституции уже много лет привлекает внимание исследователей. Сложность темы исследования, но вместе с тем и необычайный интерес к ней обусловлены тем, что проституция - чрезвычайно многогранное явление в истории и культуре человечества. Вследствие этого спор о сущности проституции, ее отличительных чертах продолжается с XIX в. Литература по данной теме исчисляется сотнями наименований.

Проституция - (лат. prostituo - позорю, бесчещу): продажа своего тела, секс за деньги; купля и продажа сексуальных услуг за наличные. Проститутка за денежное или иное вознаграждение позволяет клиенту совершать над собой сексуальные действия или сама с ним их производит. С административной точки зрения проституция является профессиональным занятием развратом, делом проститутки, когда в соответствии с сущностью ремесла тело предоставляется для совершения сексуальных действий, включая половой акт.

Все попытки объяснить, описать или определить это явление оказывались проблематичными и недостаточными. В большинстве случаев в них заключается негативная оценка («распутство») или проявляются сексистские взгляды мужчин на женщин, что сразу же оказывается неточным. Например, выражение «продажная любовь» бессмысленно, т.к. любовь не может быть предметом продажи и не определяет сути проституцию. Описывающие определения (ремесло фаворитов, «горизонтальное ремесло», панель, «бизнес на ногах») - это выражение всеобщей неспособности к высказыванию на тему секса или использование простонародных, вульгарных и иных языковых элементов. Трудности дефинирования вытекают как из самого предмета, который многообразен, а формы проявления которого все время меняются, так и из отношения к нему общества, как ко всему, что связано с сексом. Кроме того, трудно провести границы, т.к. проституция состоит в близком родстве с другими формами сексуальной деятельности. Например, брак «на деньгах» был охарактеризован как «весьма светская форма проституции» {Форель А. Сексуальный вопрос. 1920).

Дитц и Хессе в "Словаре сексологии и пограничных с ней сфер" (1964) используют выражение «оплачиваемое распутство» и пишут: «Проституция - это регулируемая и в социальном отношении одобряемая или терпимая структура в основанном на принципе господства обществе (сословное и классовое общество), которая дает возможность обоим полам в зависимости от исторических условий вести половую жизнь вне моногамного или полигамного брака. При этом один из партнеров профессионально или по необходимости отдает свое тело за некое гарантированное материальное вознаграждение. Таким образом, один из партнеров выполняет чисто инструментальную функцию».

Проституция имеет долгую и весьма переменчивую историю. Во многих государствах проституция частично или полностью запрещена, или контролируется на основе предписаний, или затруднена инструкциями. Так, во всех штатах США, за исключением Невады, проституция не разрешена, хотя, конечно, секс-бизнес процветает. Запреты осложняют занятие проституцией, но не мешают ее существованию. Они, в конце концов, направлены прежде всего против проституток, а также ставят в сомнительное и неприятное положение фраеров и подвигают их на то, чтобы преступить закон.

В историографии данной темы имеется немало работ, посвященных изучению правовой и медицинской регламентации проституции. Однако, вопрос о распространенности проституции в современном российской обществе разработан весьма слабо.

Цель работы: данная работа посвящена изучению распространенности проституции в современном российском обществе.

Предмет работы - распространенность проституции в современном российском обществе.

Объектом изучения в исследовании является проституция как социальный феномен.

Цель, объект и предмет исследования ставят перед нами следующие задачи:

1. Теоретическое исследование понятия и исторических корней проституции как явления.

2. Изучение распространенности проституции в современном российском обществе.

3. Формулировка выводов по исследованию.

Теоретическую основу исследования составляют основные направления и школы социологических исследований.

Методологическую основу представляет диалектический метод познания как основа для подхода к изучению материала.

Эмпирическая база исследования: результаты анализа исследований по теме работы, проводившихся российскими и зарубежными специалистами и вторичного анализа статистической информации по теме.

Научная новизна исследования определяется поставленной целью и заключается в следующем: определено значение классических и современных теорий социологии в сфере изучения проституции; проанализированы методологические подходы к исследованию распространенности проституции в современном российском обществе.

Научная и практическая значимость работы. Полученные результаты и выводы могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблемы распространенности проституции в современном российском обществе. Материалы дипломной работы могут применяться при изучении проституции как социального феномена.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Название глав отражает их содержание.



Глава 1. Социальные аспекты изучения проституции как явления.

 

Определение проституции.

С легкой руки Р. Киплинга определение проституции как древнейшей профессии на земле получило широкое распространение. Однако, это – заблуждение, ибо проституция не является ни древнейшей профессией, ни профессией вообще. На самом деле, как общественное явление, она «не просто совокупность проституток и их поведения, а плюс способы и агенты организации их деятельности… и постоянные потребители проституции, спрос со стороны которых ее воспроизводил»[1]. Психологический же феномен проституции остается малоисследованным до сих пор. Мы полагаем, что проституция – это еще и особая структура личности, специфические особенности телесного «пласта» самосознания и особый детский опыт женщин, занимающихся ею.

Термин «проституция» появляется в России при Екатерине II, в это же время начались статистические исследования о развитии сифилиса по материалам военных госпиталей[2]. Возникновение же проституции датируется намного более ранним временем: документированные сведения о ней указывают на XVIII столетие. Как отмечает С.М. Соловьев, бродячие женщины наполняли любые людные места – базары, бани, блинные, харчевни. В прошлом столетии в науке разгорается жаркий спор о том, каковы же причины возникновения и неистребимого существования проституции на протяжении веков. В этой связи возникает две гипотезы. Первая из них – антропологическая, утверждавшая, что есть женщины, генетически обреченные на постоянное провоцирование проституции. По мнению исследователей данного направления, в общей массе населения есть особи, дегенерирующие, вырождающиеся, как во всем живом. Это и есть постоянный «резерв» проституции, и именно поэтому справиться с ней невозможно. Антропометрические и биолого-физиологические исследования испытуемых в рамках данной концепции обнаруживают среди прочего, интереснейшие черты личности этих женщин, а именно: «бедный эмоциональный мир, погашенное материнское чувство, отсутствие стыдливости и альтруизма, лживость, тщеславие, моральную неразвитость и неумение планировать»[3]. Не удаляясь в сферу научных спекуляций, отметим, что многие из этих черт спустя много лет стали диагностическим категориями ряда личностных расстройств, в частности, пограничного и нарциссического. Другая любопытная деталь – уже в этот период в результате проводящихся опросов появляются и накапливаются сведения о том, что значительный процент в контингенте испытуемых занимают женщины изнасилованные (часто в детстве), соблазненные и брошенные любовниками, решившие своей последующей безнравственной жизнью отомстить обманувшим их мужчинам[4].

 К другой гипотезе – социологической – примкнула подавляющая часть изучающих феномен проституции, считавших, что ничто так не способствует ее распространению, как безысходная материальная нужда и законодательная необеспеченность женщины на рынке труда. Исследователи выделили две основные формы проституции: официально признанную («поднадзорную») и неофициальную («гражданскую»). По уровню доходов и типу потребителей женщины подразделялись на три основных класса: высший («камелии»), состоящий преимущественно из иностранок, в основном, француженок или немок, средний («мещанский»), и низший («панельный»). Социологи и медики отмечают, что уровень сексуальных нагрузок был у уличных женщин чрезвычайно высок – на Рождество и Пасху в самых дешевых заведениях на одну женщину приходилось до 60-80 человек в сутки. Исследования показали, что по отношению к сексуальной жизни их можно было разделить на три группы: самую большую составляли женщины равнодушно-апатичные, безразличные; женщины другой группы испытывали отвращение и негативное отношение к сексу, самую небольшую группу составляли женщины, по сути, гиперсексуальные, которые «отдавались, как истинные вакханки, с горячностью и страстью»[5]. Заметим, что, как сейчас известно, негативное, безразличное или излишне пристрастное отношения к сексу часто обнаруживают у жертв сексуального насилия в детстве, пытающихся таким образом справиться с переживаниями вины и отвращения или страдающих от последствий слишком ранней сексуальной стимуляции.

Дальнейшее изучение проблемы проституции постигает ровно такая же участь, как и проблемы сексуального насилия – исследования, публикации, дискуссии на эту тему на долгие годы исчезают из отечественной научной и публицистической литературы. Фактически существование проституции отрицается, хотя в это же время проводятся юридические и социологические исследования проституции, под грифом «Для служебного пользования».

В 1980-х гг. появляются первые публикации, сначала в ежедневных газетах, потом и в серьезных научных журналах. При изучении российских исследований последних лет поражает то, что более чем за 100 лет жизнь, быт «продажных женщин», их социальная стратификация ничуть не изменились. Все так же существуют три класса: валютные, или элитные проститутки, «уличные», занимающиеся этим ремеслом в Москве на Тверской, в Петербурге – на Невском, и «вокзальные», такие же нищие, оборванные, грязные и больные, как и 100 лет назад[6]. Если социологическое, сексологическое и медицинское изучение проституции в России можно считать возродившимся, то психологические исследования только начинаются. Отметим, что и зарубежные исследования проституции как психологического феномена не относятся к числу распространенных. Вторичное «открытие» этой проблемы происходит примерно в то же самое время, что и признание других общественных проблем, требующих пристального психологического изучения, в частности, проблемы сексуального насилия в семье. Вопрос о взаимосвязи сексуального или иного насилия в детстве и последующем вовлечении в занятия проституцией начинает возникать еще позже, в самом конце 1980-х гг. Так, исследование девочек-подростков, занимающихся проституцией, показало, что такая связь существует: вовлечение в сексуальный бизнес происходит преимущественно потому, что дети, подвергающиеся насилию в семье, убегают из дома на улицу[7]. Вместе с тем, проблема личностной специфики женщин, занимающихся проституцией, их семейной и личной истории пока не ставится, акцент, как и столетие назад, делается преимущественно на социальном аспекте этого явления. В этой связи небезынтересны немецкие экспериментальные исследования проституции как «совладания» (coping) с опытом пережитого насилия[8], которые можно рассматривать в качестве одного из ракурсов проблемы саморегуляции.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 237.