Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно.
М. Монтень
Существует около 100 определений понятия "здоровье". В большинстве случаев эти определения исходят из того, что здоровье является конкретным, качественно специфическим состоянием человека, которое характеризуется нормальным течение физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность. Здоровье как функциональный оптимум определяется соответствующими внутренними и внешними условиями, причинами, факторами (возраст, пол, наследственность, профессия, социальные, природные и производственные факторы). Здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия [3, с. 76].
В соответствующем томе 2-го издания Большой Медицинской Энциклопедии оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения».
Следовательно, в понятие "здоровье" в качестве непременного критерия должна входить возможность полноценной активной трудовой и общественной деятельности. Болезнь не только препятствует, но и нередко значительно ограничивает либо совсем лишает человека этой возможности. Переход от здоровья к болезни можно рассматривать, как процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, окружающих условий, что в итоге ведет к снижению общественных, социальных и трудовых функций. Здоровье является необходимой предпосылкой для полной реализации биосоциальных возможностей человек, для удовлетворения его индивидуальных и общественных материальных и духовных потребностей. В общем плане под здоровьем понимают возможность организма активно адаптироваться к условиям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека. Состояние здоровья человека динамично в связи с изменением окружающей среды [35, с. 32]. Поэтому здоровье можно определить не как состояние, а как процесс. По В.П. Казначееву, здоровье - это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни [40, с. 12]. В общебиологическом плане здоровье можно определить как гармоническое единство всевозможных обменных процессов между организмом и окружающей средой и как результат этого согласованное течение разнообразных обменных процессов внутри самого организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем.
Автор работы считает, что к данному понятию здоровье можно отнести: Здоровье это главная ценность всей жизни.
С точки зрения социальной медицины выделяют три уровня оценки здоровья: здоровье отдельного человека (индивидуальное здоровье), здоровье малых социальных групп (семейное или групповое здоровье), здоровье всего населения (популяции, общества), проживающего на определенной территории (популяционное, общественное здоровье). Для оценки здоровья на каждом из трех уровней используются различные шкалы. Но следует подчеркнуть, что наиболее адекватные критерии для каждого уровня еще окончательно не обоснованы и порой трактуются по-разному.
Индивидуальное здоровье олицетворяет состояние полного физического, психического и социального благополучия. Это интегральное понятие включает целый ряд слагаемых, в числе которых гено- и фенотип, конституционная принадлежность, физическое развитие, психофизиологический иммунный статус, уровень резистентности к воздействию неблагоприятных факторов, биохимическая индивидуальность.
Здоровье может быть представлено как целостная многомерная динамическая система, для которой характерна определенная структура. Ядром структуры, ее сущностью является состояние здоровья, а элементами структуры - отдельные показатели как позитивные, так и негативные, существующие в диалектическом единстве и противоречии. Различные количественные сочетания позитивных и негативных интегральных показателей (элементов структуры) составляют конкретную целостность, позволяющую человеку в различной степени осуществлять свои биологические и социальные функции [4, с. 7].
Итак, здоровье - это процесс жизненного цикла с адекватной природе человека реализацией физиологических, психических, биологических потребностей личности, в оптимальной социально-трудовой активности, репродуктивности при максимальной продолжительности жизни.
Для оценки здоровья населения (популяции) используются типовые медико-статистические показатели [38, с.44].
1. Медико-демографические показатели:
а) показатели естественного движения населения:
- смертность общая и возрастная;
- средняя продолжительность предстоящей жизни;
- рождаемость, плодовитость;
- естественный прирост населения;
б) показатели механического движения населения:
- миграция населения (эмиграция, иммиграция, сезонная, внутригородская миграция и др.).
II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).
III. Показатели инвалидности и инвалидизации.
IV. Показатели физического развития населения.
Популяция - это поток, который обеспечивает потребности жизни и услуги для сохранения нормальной жизни данного общества. Этот поток измеряется различными мерами: национальное богатство, уровень культуры, науки, золотой запас, ресурсы энергии или потенциал военного армейского цикла, уровень технического прогресса и т.д. Среди всех этих показателей до сих пор выделяется главный показатель - это достаточность здоровья.
Достаточность здоровья является основой экономики человека. В чем принцип экономики человека, если опираться на достаточность здоровья? Это значит, что то количество людей с их психологической, физиологической и биологической активностью, с их уровнем культуры, обучения и их взаимодействием таковы, что эта популяция выполняет полностью социальный заказ промышленности, услуг, других социально-промышленных, технических и гуманитарных потребностей.
Таким образом, вся жизнь популяции, вся совокупная жизненная база распределяется во времени на три части: доля живого конкретного труда, доля времени на семью, воспроизводство и время на обучение, воспитание. Если в государстве политическая и экономическая конъюнктура такова, что в популяции времени на производство изымается больше, чем это соответствует достаточности здоровья, то тогда время на обучение и воспроизводство уменьшается. Резервы здоровья начинают использоваться в долг, но таким образом мы уменьшаем воспроизводство. Сейчас в России происходит процесс именно такого рода.
В условиях первобытного строя при воспитании молодежи главное внимание уделялось подготовке ее к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость. Характерным был обряд "посвящения", когда юноши в состязаниях показывали свои физические способности.
В рабовладельческой Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и афинская. В условиях сурового военного строя жизни земельной аристократии воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Идеалом был выносливый и мужественный воин. Яркую картину спартанского воспитания нарисовал Плутарх в биографии спартанского законодателя Ликурга. Воспитание в Афинах предполагало интеллектуальное развитие и развитие культуры тела. В трудах Сократа и Аристотеля содержатся воззрения на необходимость формирования физической культуры тела.
В полном соответствии с античным идеалом человека педагоги эпохи Возрождения проявляли заботу о здоровье детей, разрабатывали методику физического воспитания - Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Томас Мор, Мишель Монтень.
В педагогической теории XVII века руководящим принципом воспитания считался принцип полезности. Педагоги того времени уделяли большое внимание заботе об укреплении здоровья детей. Джон Локк в своем главном труде "Мысли о воспитании" предлагает тщательно разработанную систему физического воспитания будущего джентльмена, провозглашая его основное правило: "Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире...".
Дж.Локк подробно описывает приемы закаливания, обосновывает значение строгого режима в жизни ребенка, дает советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.
Впервые в истории русской педагогической мысли российский деятель просвещения Епифаний Славинецкий в педагогическом сочинении "Гражданство обычаев детских" попытался дать свод правил, которыми должны были руководствоваться дети в своем поведении. Здесь сказано, как относиться к своей одежде, внешности, как соблюдать правила гигиены.
Французские просветители XVIII века Жан-Жак Руссо и Клод Адриан Гельвеций в ожидании новой эры, царства разума на Земле, в своих трудах рассматривали вопросы воспитания нового человека.
В России над преобразованием дела воспитания работали прогрессивные общественные деятели и педагоги И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович. А.Н. Радищев разделял взгляды Д. Локка об основных путях и средствах физического воспитания, считая, что оно должно начинаться с самого раннего возраста и осуществляться при помощи разнообразных физических упражнений и закаливания. Развитие и укрепление физических сил, по его мнению, очень важно и для укрепления сил духовных. В 40-х годах XIX века в Западной Европе сложился капиталистический строй, обострились классовые противоречия. Карл Маркс и Фридрих Энгельс разрабатывают стройное учение о всестороннем развитии человека, основанном на единстве умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания и политехнического образования, тесно связанного с участием в производительном труде.
В русской педагогике В.Г. Белинский и А.И. Герцен создали революционно-демократическое направление. Все стороны воспитания они связывали с одной целью - подготовка бесстрашных борцов за лучший общественный строй. В.Г. Белинский задачами физического воспитания определял: охрану здоровья детей, развитие их физических сил путем установления правильного образа жизни, организацию игр, гимнастических упражнений, соблюдение правил личной и общественной гигиены и усвоение естественнонаучных знаний о человеке. По его мнению, физическое воспитание должно осуществляться в тесной связи с нравственным.
В 60-е годы XIX столетия в период большого общественного движения разрабатывали вопросы воспитания подрастающего поколения Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Для правильной постановки физического воспитания Добролюбов предлагал использовать разнообразные средства физического развития, соответствующие возрасту и силам учащихся, чередовать физические и умственные упражнения, труд и отдых, обеспечить нормальное питание и сон ребенка. В эпоху империализма конца XIX- начала XX века в России нарастает общественное движение в области народного образования. В это время работает П.Ф. Лесгафт - крупный ученый, организатор педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. В труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" Лесгафт предлагает оригинальную систему физического воспитания на основе закона постепенности и последовательности развития и закона гармонии.
В период становления советской педагогики основное внимание уделялось трудовому воспитанию подрастающего поколения в органичной связи с умственным, физическим и эстетическим. Здоровье ребенка рассматривалось в его развитии через выполнение физического труда (Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, А.С. Макаренко и др.). Была создана широкая сеть детских учреждений нового типа, оздоровительные площадки, школы на открытом воздухе - лесные, степные, приморские, санаторные. В школах составлено твердое расписание и распорядок дня. В 20-е годы XX века ознаменовались изучением адаптационных механизмов человеческого организма в связи с изменениями биосферы. (В.Р. Эккорд, Саркизо-Серазини, П.Г. Мезерницкий и др.) Разрабатываются и внедряются в практику вопросы семейного воспитания, его влияния на формирование потребности в здоровом образе жизни.
В этот же период появились работы, где рассматривается зависимость процесса формирования здорового образа жизни школьников от уровня развития их сознания, факторов воли и установки доминанты волевого посыла (И.Т. Назаров, Е.А. Андрианова и др.). И.Т. Назаров в работе "Культура воли, система воспитания здоровой личности" особую роль отводит учителю в воспитании воли ребенка, что, по мнению автора, есть условие формирования положительных целевых установок личности в области здорового образа жизни для совершенствования адаптационных возможностей организма.
В конце 40-х - начале 50-х годов вновь получает актуальность проблема формирования здоровья. Новая установка на гигиенический аспект здорового образа жизни была вызвана необходимостью послевоенного времени. Основоположником советской системы гигиенического воспитания школьников признан И.И. Мильман. Еще в 20-е годы он разработал систему уроков здоровья, а его последователи - серию учебных пособий по личной и социальной гигиене, профилактике, сохранению работоспособности.
В конце 60-х и начале 70-х годов идет разработка проблемы охраны здоровья детей (Н.А. Бернштейн, Н.П. Дубинин, Д.М. Дубровский, А.И. Киколов и др.). Некоторые санитарно-гигиенические материалы представлены в занимательной форме у А.М. Сергиевского.
В 70-80-е годы ведутся исследования по вопросам гигиенического воспитания (Н.А. Бернштейн, В.А. Воскресенский, В.И. Загвязинский и др.), охране здоровья обучающихся детей, соблюдению гигиенических требований к организации учебных предметов (Д.А. Изуткин и др.). Как отмечает Л.Г. Татарникова, эти исследования не давали модели гигиенически здорового учреждения школьного типа, не предусматривались механизмы внедрения, не обосновывалась система мер (на уровне интеграции медицины, педагогики и психологии) всех педагогов в обучающихся системах.
В 80-90-е годы меняется направление исследований, их количественные и качественные параметры. Появляется большое количество научных работ и практических рекомендаций, вскрывающих серьезные проблемы и показывающих пути их решений:
- антиалкогольное и антинаркотическое просвещение;
- половое воспитание и психогигиена пола как необходимый аспект формирования представлений о здоровом образе жизни;
- сохранение психического здоровья, методы коррекции психофизических отклонений, резервы повышения резистентности организма и устойчивости психики и нервной системы детей.
В 1981-1983 годах И.П. Березин и Ю.В. Дергачев создали "Школу научных основ здоровья", где апробировали целостную систему комплексной индивидуальной профилактики (ЦСКИП), направленную на мобилизацию внутренних резервов организма человека и борьбу с факторами риска.
Таким образом, на первый план выступает задача воспитания у детей и подростков потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к "самосозиданию" и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания - формирование валеологической культуры личности как части ее общей культуры.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 208.