Анализ результатов эмпирического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Целью эмпирического исследования являлось описание личностных характеристик испытуемых женщин – менеджеров высшего звена, влияющих на эффективность их управленческой деятельности. В результате проделанной работы мы получили возможность составить определенный психологический портрет успешной женщины-менеджера.

 В начале описания необходимо отметить, что данный портрет характерен для выборки в целом вне зависимости от возраста и опыта работы испытуемых. Таким образом, он обусловлен требованиями профессии «менеджер». Вторая ремарка, которая необходима в данном случае, это акцент на гендерные особенности. Речь идет именно о женщинах, высокопрофессиональных, успешно конкурирующих с мужчинами, но имеющих ряд гендерных особенностей, которые не могут не влиять на их профессиональную деятельность. Итак, речь идет о профессионально обусловленном психологическом портрете успешной женщины-менеджера. 

Первое, что можно отметить, это жесткая ориентация на профессиональное общение и профессиональную активность. Требования к профессии менеджера и особенно менеджера высшего звена предполагают зачастую ненормированный рабочий день и максимум времени и усилий, посвящаемых профессии. Именно максимум времени и усилий, посвящаемых профессиональной деятельности становятся залогом профессиональной самореализации, успешности. Это ситуация, когда работа становится стилем жизни, а иные взаимодействия, в том числе участие в жизни церкви и общества в целом, уходят на второй план. Личностный и интеллектуальный рост осуществляется в большей части в рамках профессии. Рост кругозора в иных областях не столь значим. Социально полезные контакты устанавливаются и сохраняются в большей части в рамках профессиональной деятельности.

В ситуации, когда профессия становится стилем жизни, а сама жизнь зачастую посвящена работе, преимущественно развиваются те личностные черты, которые профессиональной же деятельности и способствуют.

 Генеральной функциональной обязанностью менеджера является руководство, и руководство людьми в том числе. А оно предполагает высокий уровень коммуникабельности, ориентацию на окружающих, умение понимать людей, работать в команде, доброжелательность по отношению к окружающим. Огромное значение имеют, также, стрессоустойчивость и эмоциональная устойчивость (или психологическая неуязвимость).

Анализируя опросник «Пятифакторная модель личности», мы отметили преобладание значений именно по тем чертам, которые позволяют менеджеру успешно справляться со своими обязанностями. Это высокий уровень экстраверсии, предполагающий ориентацию на окружающих, учет их мнений в принятии решений, искренний интерес к их личности. Экстраверты хорошо работают в команде, они великолепные коммуникаторы. Далее, это высокая добросовестность и открытость опыту, предполагающая возможность эффективного обучения и развития. Но поскольку общение осуществляется преимущественно в профессиональном ключе, то речь идет о эффективности приобретения именно профессионального опыта.

Еще один значимый показатель, это низкий уровень нейротизма, предполагающий высокую устойчивость нервной системы к внешним воздействиям. Именно этот показатель определяет такие важнейшие качества успешного менеджера как стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость и уверенность, что позволяет ему обрабатывать огромный поток информации, успешно общаться со многими людьми.

Итак, психологический портрет успешной женщины-менеджера высшего звена представлен сочетанием следующих качеств: высокой экстраверсии, добросовестности, доброжелательности, высокой открытости профессиональному опыту в сочетании с низким нейротизмом, определяющем стрессо- и эмоциональную устойчивость и ориентацией в общении на профессиональные взаимодействия. Подобное сочетание личностных качеств позволяет максимально эффективно исполнять функции руководства и достигать высокой степени профессиональной успешности и самореализации.



Заключение.

 Профессиональный менеджер, как и профессионал в любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Совокупность этих элементов и делает менеджера профессионалом. Высокий профессионализм, в свою очередь, зиждется на совокупности личностных черт, позволяющих менеджеру достичь максимального профессионального роста и профессиональной самореализации.

В связи с изменениями, происходящими в обществе и экономической жизни страны, в последние годы существенно возросло количество женщин – менеджеров и предпринимателей. Однако, несмотря на все возрастающее количество женщин - высокопрофессиональных менеджеров, их личностные характеристики, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и уровень профессиональной самореализации, до сих пор не исследованы.

Таким образом, проведенное исследование особенностей личностных черт женщин-менеджеров, влияющих на уровень их профессиональной успешности является актуальным. В ходе исследования мы достигли своей цели – выделили и описала профессионально значимые черты женщин – менеджеров высшего звена. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. в психологической литературе широко представлены разнообразные исследования профессионально значимых особенностей и черт личности менеджеров - мужчин. Исследования личностных особенностей женщин менеджеров не представлены;

2. в качестве базы исследования мы определили тридцать успешных женщин-менеджеров высшего звена, что позволило описать особенности личностных черт, влияющих на профессиональную успешность;

3. «психологический портрет» успешной женщины – менеджера высшего звена представлен сочетанием следующих качеств: высокой экстраверсии, добросовестности, доброжелательности, высокой открытости профессиональному опыту в сочетании с низким нейротизмом, определяющем стрессо- и эмоциональную устойчивость и ориентацией в общении на профессиональные взаимодействия.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась лишь частично. Действительно, у женщин-менеджеров в числе профессионально значимых личностных качеств, присутствует высокий уровень экстраверсии. Уровень нейротизма ниже, чем уровень выраженности всех иных личностных черт, представленных в опроснике, что не соответствует традиционным гендерным ожиданиям, но позволяет женщинам-менеджерам быть стрессо- и эмоционально устойчивыми, что определяет во многом профессиональную успешность.

В общем, сочетание личностных черт успешных женщин – менеджеров максимально соответствует требованиям профессии и обуславливает высокий профессиональный рост и профессиональную самореализацию.

Полученные нами данные могут найти свое применение в профессиональном отборе на позиции менеджера или менеджера высшего звена, либо при организации и проведении ассессмент-центров для менеджеров. Полученные данные могут быть нормативными для аналогичных выборок. Данные нашего исследования восполняют определенный пробел в научной литературе и дают представление о личностных профессионально значимых особенностях женщин – менеджеров высшего звена.

 

 

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2002.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.

5.Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич , Джеймс Х. Доннели – мл. Организации: поведение , структуры , процессы. М., 2000

6. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.

7. Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решения. –- СПб., 2001.

8. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Карпенко Л.А. – Ростов., 1998.

9.Кричевский Р.Л. «Если вы руководитель» М.: Дело, 1996

10.Кричевский Р.Л. «Социальная психология малой группы» М., Аспект Пресс, 2001

11. Кузнецов И.Н., Савченко Е.А. Научное исследование. – Мн., 1998.

12.Линда Джуэлл. «Индустриально- организационная психология» С-П., 2001

13.Лоуренс А,Джон О., «Психология личности: теория и исследования» М. : Аспект пресс, 2000

14. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Ред. Кудряшов А.Ф. – Петрозаводск, 1992.

 15. Основы психологии: практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. Ростов ., 1999.

16.Хьелл Л., Зиглер Д., «Теория личности» СПб: Питер ,2001

 

 

                                                                                                                      

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 ТЕСТ    NEO-FFI

 

 

Инструкция

 

Пишите только на специальном бланке для ответов. Внимательно прочитайте инструкцию прежде, чем начать. Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Для каждого утверждения обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете Ваш ответ в нужной клетке. Обведите "ПНС", если Вы полностью не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).

Обведите "НС", если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).

Обведите "Б", если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.

Обведите "С", если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).

Обведите "ПС", если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).

Например, если Вы полностью не согласны с утверждением или считаете утверждение определенно ложным (неверным), Вам следует обвести ПНС.

 

Обводите только один ответ для каждого утверждения. Ответьте на все утверждения, проверяя, что Вы даете верный ответ. НЕ СТИРАЙТЕ! Если Вам нужно изменить ответ, перечеркните неправильный ответ крестиком ("Х") и затем обведите правильный ответ.

 


                          Пример                                          

                                                                                       

             ПНС НС Б С ПС                     

 

Обратите внимание на то, что в бланке для ответов утверждения пронумерованы по строкам. Перед тем как отвечать на утверждения, напишите Ваше имя, фамилию, возраст, пол и дату заполнения бланка.

                                  

 

 

Бланк теста NEO-FFI

 

Утверждение ПНС НС Б С ПС
1 Я не тревожный человек 0 1 2 3 4
2 Мне нравится, когда вокруг меня много людей. 0 1 2 3 4
3 Я не люблю проводить время, мечтая о чем-то 0 1 2 3 4
4 Я стараюсь быть дружелюбным с каждым, кого я встречаю 0 1 2 3 4
5 Я содержу свои вещи в чистоте и порядке 0 1 2 3 4
6 Я часто чувствую, что я хуже других. 0 1 2 3 4
7 Мне легко рассмеяться 0 1 2 3 4
8 Я стараюсь всегда придерживаться одного и того же способа делать что-то 0 1 2 3 4
9 Я часто ссорюсь с членами моей семьи и знакомыми 0 1 2 3 4
10 Я всегда могу задать себе хороший темп в моей работе 0 1 2 3 4
11 Я иногда чувствую, что "разваливаюсь на части", когда бываю в сильном напряжении 0 1 2 3 4
12 Я не считаю себя очень радостным человеком 0 1 2 3 4
13 Меня увлекают образы, которые я нахожу в искусстве или природе 0 1 2 3 4
14 Некоторые люди считают меня эгоистичным и себялюбивым 0 1 2 3 4
15 Я не являюсь дисциплинированным человеком 0 1 2 3 4
16 Я редко чувствую себя несчастным 0 1 2 3 4
17 Я действительно очень люблю разговаривать с людьми 0 1 2 3 4
18 Я думаю, что спорные высказывания лекторов могут только запутать и ввести в заблуждение учащихся 0 1 2 3 4
19 Я скорее буду сотрудничать с другими людьми, чем соперничать с ними 0 1 2 3 4
20 Я стараюсь выполнять все задания, которые мне дают, добросовестно 0 1 2 3 4
21 Я часто чувствую себя напряженным и очень нервозным 0 1 2 3 4
22 Мне нравится быть там, где что-то происходит 0 1 2 3 4
23 Поэзия на меня почти совсем или совсем не производит впечатления 0 1 2 3 4
24 В отношении намерений других людей я склонен быть циничным и скептичным 0 1 2 3 4
25 Я имею четкий набор целей и систематично работаю для их достижения 0 1 2 3 4
26 Иногда я ощущаю себя абсолютно ничего не стоящим человеком 0 1 2 3 4
27 Я обычно предпочитаю работать один 0 1 2 3 4
28 Я очень люблю пробовать необычные блюда 0 1 2 3 4
29 Я думаю, что большинство людей будет использовать человека, если это им выгодно 0 1 2 3 4
30 Я теряю много времени перед тем, как приняться за работу 0 1 2 3 4
31 Я редко испытываю страх или тревогу 0 1 2 3 4
32 Я часто чувствую, будто меня переполняет энергия 0 1 2 3 4
Утверждение ПНС НС Б С ПС
33 Я редко замечаю настроения или чувства, которые вызывает разная окружающая обстановка 0 1 2 3 4
34 Большинство моих знакомых любит меня 0 1 2 3 4
35 Я много работаю, чтобы достичь своих целей 0 1 2 3 4
36 Меня часто злит то, как люди обращаются со мной. 0 1 2 3 4
37 Я веселый, живой человек 0 1 2 3 4
38 Я думаю, что для решения личных проблем иногда следует обращаться к авторитетам 0 1 2 3 4
39 Некоторые люди считают меня холодным и расчетливым. 0 1 2 3 4
40 Когда я беру на себя обязательство, то на меня определенно можно положиться 0 1 2 3 4
41 Слишком часто, когда дела идут плохо, я падаю духом и бросаю начатое дело 0 1 2 3 4
42 Я не являюсь жизнерадостным оптимистом 0 1 2 3 4
43 Когда я читаю стихи или смотрю на произведение искусства, то иногда я чувствую дрожь или сильное волнение 0 1 2 3 4
44 В своих взглядах я практичен и холоден 0 1 2 3 4
45 Иногда я бываю не таким исполнительным и надежным, каким следовало бы быть 0 1 2 3 4
46 Я редко бываю грустным или подавленным 0 1 2 3 4
47 У моей жизни быстрый темп 0 1 2 3 4
48 У меня слабый интерес к рассуждениям о природе мира или состоянии человечества. 0 1 2 3 4
49 Я обычно стараюсь быть заботливым и внимательным. 0 1 2 3 4
50 Я работоспособный человек, который всегда справляется со своей работой 0 1 2 3 4
51 Я часто чувствую себя беспомощным и хочу, чтобы мои проблемы решил кто-то другой. 0 1 2 3 4
52 Я очень активный человек 0 1 2 3 4
53 Большинство моих знакомых считают меня очень любознательным человеком 0 1 2 3 4
54 Если мне не нравятся люди, я даю им это понять 0 1 2 3 4
55 Мне кажется, я никогда не смогу стать организованным человеком 0 1 2 3 4
56 Мне часто бывало стыдно 0 1 2 3 4
57 Я скорее один пойду своим путем, чем буду вести других людей 0 1 2 3 4
58 Я часто наслаждаюсь игрой с теориями и абстрактными идеями 0 1 2 3 4
59 Если мне необходимо, я готов манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочу 0 1 2 3 4
60 Я стремлюсь к совершенству во всем, что я делаю 0 1 2 3 4

 


ОБРАБОТКА ДАННЫХ

 

 

КЛЮЧ для русской версии теста «Нео – Пять факторов»

 

Neuroticism

1(-) 6 11    16(-) 21 26 31(-) 36 41 46(-) 51 56

 

Extraversion

2 7 12(-) 17 22 27(-) 32 37 42(-) 47 52 57(-)

 

Openness

3(-) 8(-) 13 18(-) 23(-) 28 33(-) 38(-) 43 48(-) 53 58

 

Agreeableness

4 9(-) 14(-) 19 24(-) 29(-) 34 39(-) 44(-) 49 54(-) 59(-)

 

Conscientiousness

5 10 15(-) 20 25 30(-) 35 40 45(-) 50 55(-) 60

 

Scale value = Sum(+) + Sum(-)(recoded: "0"="4", "1"="3", etc.)

 

 

Значение по шкале подсчитывается так, что ответы на прямые утверждения (от 0 до 4, при этом ПНС = 0, НС = 1, Б = 2, С = 3 и ПС = 4) просто суммируются, а ответы на обратные утверждения сначала перекодируются по схеме "0"="4", "1"="3", "2"="2", "3"="1", "4"="0", а потом тоже суммируются и прибавляются к сумме, полученной по прямым утверждениям.

 

В таблице приводятся средние (верхняя строка) и стандартные отклонения (нижняя строка) для пяти шкал (порядок столбцов соответствует порядку шкал в файле с ключами).

 

НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ (Д. Люсин – 219 человек, студенты и др.)

 

Невротизм Экстраверсия Открытость опыту Готовность к согласию Сознатель-ность
Среднее 21,21461 28,0274 25,85845 28,87215 28,65753
SD 6,821079 6,204406 5,594317 5,819305 6,604598

 

На основании этой информации можно переводить сырые баллы в нужные Вам шкалы.

 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 172.