Роль и функции менеджера в современной организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

    Менеджмент вырос как отдельная наука в 20 веке, когда заводы стали большими и приобрели достаточно сложную структуру для того, чтобы требовать навыков помимо тех, которыми обладал владелец-хозяин, менеджмент вырос из экономической теории и инженерных специальностей и стал отдельной дисциплиной.

     Потребность в профессиональном менеджменте возникла, когда предприятия стали развиваться и заработали новые механизмы индустриальной революции. На сегодняшний день поиски лучших управленческих практик продолжаются с небывалой интенсивностью, большей, чем во все другие времена. Сейчас бизнес приобретает все более широкий международный масштаб по сравнению с прошлым, так что конкуренция сейчас жестка как никогда. Клиенты во всем мире с каждым годом становятся все требовательнее и искушеннее. Новые технологии создают и разрушают целые компании и даже целые отрасли куда быстрее, чем раньше. Так что менеджерам приходится решать задачи не менее трудные, чем в любые другие времена.

     Профессиональный менеджер, как и профессионал в любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Совокупность этих элементов и делает менеджера профессионалом. Как любой профессионал, менеджер должен обладать рядом психологических характеристик и личностных черт, соответствующих его деятельности. Лишь при условии присутствия у него определенных личностных черт, качеств, способствующих успешности его социальных взаимодействий, менеджер может соответствовать стандартам профессиональной деятельности. 

     В общем, менеджмент определяется как искусство выполнять задачи бизнеса по средством организации действий других людей. Т.е. менеджеры занимаются администрированием. В мире бизнеса это называется деловым администрированием. Менеджер должен просчитывать события на несколько шагов вперед, ведь планирование – это главное для хорошего управления. Менеджер должен плодотворно вести дела с людьми, давая позитивную обратную связь для эффективного выполнения ими его поручений, помогать им с проблемами в ходе работы и время от времени ограничивать тех, кто не в состоянии работать лучше. Менеджер должен вести рассмотрение финансовых вопросов и заниматься сферой обслуживания заказчиков, что является центральным и главным в бизнесе, поскольку бизнес и существует для того, чтобы делать деньги посредством удовлетворения потребностей клиентов. Все это основные функции менеджера, определяющие его профессиональную успешность.

     Помимо функций, в социальной психологии и психологии управления, представлены многочисленные исследования особенностей личностных черт менеджеров. Среди научных работ по данной теме необходимо отметить исследования Р.Стогдилла, Д.МакКлеланда, MacCall. Результаты данных исследований составили основу современных научных знаний по данной проблематике.

     В нашей дипломной работе мы обратились к проблеме определения личностных характеристик в свете определенного социального класса, а также профессии – менеджер. Мы исследовали особенности личностных характеристики женщин-менеджеров.

В связи с изменениями, происходящими в обществе и экономической жизни страны, в последние годы количество женщин – менеджеров и предпринимателей существенно возросло. В нашей речи появился новый термин - «бизнес-леди». Однако, несмотря на популярность термина и все возрастающее количество женщин - высокопрофессиональных менеджеров, их личностные характеристики, влияющие на эффективность профессиональной деятельности, до сих пор не исследованы. В обществе до сих пор сильны гендерные стереотипы, диктующие своеобразное восприятие реальности. Многочисленные исследования, отечественные и зарубежные, посвящены личности менеджера и предпринимателя, описанию профессионально значимых личностных черт. Однако они не учитывают гендерных различий испытуемых,  и проведены на выборках мужчин – менеджеров. В нашем исследовании мы делаем попытку к изучению личностных черт женщин – менеджеров, предполагая, что профессионально значимые черты менеджеров – мужчин представлены в исследованиях, анализ которых присутствует в теоретической части работы.

 

В своем исследовании мы сделали попытку описания профессионально значимых личностных черт именно женщин-менеджеров, что придает ему не только актуальность, но и научную новизну.  

Целью дипломной работы является выделение и описание личностных характеристик, влияющих на эффективность управленческой деятельности женщин-менеджеров.

В соответствии с поставленной целью мы определили круг теоретических и практических задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

Задачи исследования:       

1. проанализировать существующие теории, касающиеся личностных черт руководителя и менеджера;

2. определить базу исследования и методики, позволяющие точно диагностировать основные личностные черты руководителя, с учетом особенностей выборки испытуемых;

3. провести эмпирическое исследование и составить перечень личностных особенностей женщин – менеджеров.

 

Объект исследования: личностные черты женщин – менеджеров высшего звена работающих в российском бизнесе, занимающихся предпринимательством.

Предмет исследования: особенности личностных черт женщин – менеджеров высшего звена, влияющие на успешность их профессиональной деятельности.

 Мы исследовали только профессионально успешных женщин – менеджеров, что позволяет утверждать, что наиболее ярко выраженные личностные черты, присущие испытуемым данной выборки можно характеризовать как значимые в профессии менеджера. В качестве одного из критериев профессиональной успешности испытуемых мы избрали их принадлежность к членам «Клуба женщин предпринимателей России». В этом клубе состоят только преуспевающие женщины предприниматели. Кроме данного, в числе критериев профессиональной успешности женщин предпринимателей можно определить опыт работы, должность (топ-позиция), уровень дохода, преобладание профессионально направленного общения.

База исследования: выборку составили 30 женщин – менеджеров высшего звена в возрасте от 25 до 60 лет. Средний возраст испытуемых составляет 34 года.

   Гипотеза исследования: у профессионально успешных женщин-менеджеров в числе ярко выраженных личностных черт будут наблюдаться высокие показатели по нейротизму и экстраверсии.

Выбор исследуемых личностных черт, сформулированных в гипотезе, обусловил выбор методик, используемых в эмпирической части работы.

Методы и методики исследования: к методам исследования мы отнесли анализ научной литературы по проблеме, опрос, статистический и качественный анализ полученных данных.

В качестве методик для опроса респондентов мы использовали сокращенный вариант опросника, в основе которого лежит пятифакторная модель личностных характеристик (опросник NEO-FFI) и опросник «Шкала поведения на создание полезных контактов».

. Подразумевается, что все многообразие индивидуальных различий в человеческих взаимодействиях можно свести к пяти основным параметрам - это нейротизм, экстравесия, открытость опыту, доброжелательность, добросовестность (сознательность).

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении определен категориальный аппарат исследования, представлены методы, методики и методологические основы исследования. В первой и второй главах обзорно и более детально представлен теоретический материал по избранной теме. Третья глава посвящена эмпирическому исследованию особенностей личностных черт женщин- руководителей. В заключении представлены выводы по работе и пути дальнейшего научного исследования.



ОБЗОРНАЯ ГЛАВА

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

                                                                                                                                   - название

2.1.Проблема определения личности

 

«Личность» в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначальное значение этого слова обозначает маску, которую одевали актеры во время театрального представления в драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» включен внешний, поверхностный социальный образ, который человек принимает на себя, играя определенные жизненные роли. До сих пор это значение сохраняется за понятием «личность», чаще всего оно используется в этом смысле в повседневной жизни. Данная концепция, однако, целиком расположена вне сферы научной психологии, которую интересуют как поведенческие аспекты, так и личностная смысловая наполненность.

Понятие «личность» можно рассматривать с разных сторон. Существует так называемое широкое определение, в котором личность понимается как характеристики человека, отвечающие за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Кроме этого существуют более узкие определения и понимания «личности». Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. В понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов, и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем иначе на личность смотрел Раймонд Кеттел, предложивший шестнадцать исходных черт, которые составляют ядро личностной структуры. Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальном концепте «внешнего социального образа».

В данный момент сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. 

Еще один подход – это так называемые «описательные» теории, в которых описываются некие, характерные для личности, качества. Одной из таких теорий является пятифакторная модель личностных черт. В основе формирования этой модели лежит удаление «избыточных» описаний при оценивании себя и своих близких. Процедура исследования заключается в следующем: люди оценивали себя, своих друзей и родных по широкому кругу разнообразных черт, тщательно отобранных из словаря. Полученные оценки подвергались факторному анализу, для определения какие черты варьируются совместно. Таким образом, были получены основные факторы черт личности: невротизм, экстраверсия, открытость опыту, доброжелательность, сознательность. Считается, что большинство важных индивидуальных различий в человеческих взаимодействиях, которые описываются бесконечным количеством терминов, закодированы в этих пяти факторах.

Свое исследование мы построили с точки зрения «описательной теории», предполагая, что все многообразие личностных черт женщин – руководителей в итоге может быть также сведено к перечисленным пяти факторам. Теоретическая основа исследования обусловила выбор в качестве методики исследования опросника NEO-FFI.

 



Черты личности

При выборе черт личностей мы руководствуемся главным образом материалами справочника Р. Стогдилла. Были отобраны наиболее часто упоминаемые в различных исследованиях личностные черты, обусловливающие эффективность руководства. К их числу относятся:      

· доминантность,

· уверенность в себе,

· эмоциональная уравновешенность,

· стрессоустойчивость,

· креативность,

· стремление к достижению целей,

· предприимчивость,

· ответственность,

· надежность в выполнении заданий,

· независимость,

· общительность.

Остановимся на каждой из перечисленных черт несколько подробнее.

Первой в перечне упомянута доминантность, что в переводе с английского означает «господство», «преобладание», «влияние». Наиболее подходящим в нашем случае является слово «влияние». Т.е. речь идет о доминантности как стремлении руководителя влиять на подчиненных. Влияние руководителя, основывающегося на средствах социального, формально-организационного характера, должно обязательно подпитываться влиянием, имеющим своей опорой систему психологических, неформально-организационных связей.

Следующей в наборе личностных черт руководителя называется уверенность в себе. Известно, что эта характеристика очень многое значит для нормальной работоспособности подчиненных. Уверенность руководителя для подчиненного означает уверенность в завтрашнем дне, опору, защиту. В пирамиде потребностей А. Маслоу потребность в защищенности является одной из базовых потребностей. Ее постоянная депривация вызывает чувство обеспокоенности, неуверенности в будущем, понижет общее моральное состояние и, как следствие понижает работоспособность.

Необходимо также обратить внимание на еще одну сторону деятельности руководителя, требующую от него не в последнюю очередь уверенности в себе. Имеются в виду контакты с другими руководителями равного или более высокого ранга, ведение переговоров с ними, в том числе в контексте деловой предпринимательской инициативы. Сомнительно, чтобы колеблющийся, неуверенный в себе руководитель мог вызвать доверие к себе со стороны своих визави, и уж, тем более рассчитывать на какие-то формы делового сотрудничества с ними.

Далее мы остановимся на еще одной важной черте руководителя – его эмоциональной уравновешенности. Что касается эмоциональной уравновешенности, то хотелось бы подчеркнуть два момента. Во-первых, необходимость контроля со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. Независимо от настроения и личного расположения руководитель должен иметь ровные, деловые отношения со своими подчиненными. Постоянная эмоциональная неуравновешенность снижает уверенность человека в своих силах и тем самым снижает его деловую активность.

Однако нельзя забывать, что и менеджер – это живой человек со своими чувствами, переживаниями. Постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, с точки зрения современной психологии, ведет к возникновению не только неврозов, но и развивающимся на их почве психосоматическим заболеваниям (гипертонической болезни, язве желудка или двенадцатиперстной кишки). В настоящее время уже существует целое понятие «заболевания руководителей».

Еще одна рассматриваемая нами черта личности эффективного руководителя – креативность. С английского языка это слово переводится как «творческость», или его более благозвучный аналог «способность к творческому решению задач». Справедливо будет говорить о важной роли креативности ко всему спектру реализуемых руководителем управленческих функций, тем не менее, особенно существенна эта его черта для инновационной деятельности. Ведь именно в ней руководитель выступает как творец.

Вопрос креативности можно также рассмотреть и с точки зрения способности видеть и оценивать элементы новизны, творчества в деятельности других людей, в частности, подчиненных, и поддерживать их начинания.

Следующие две личностные характеристики эффективного руководителя – стремление к достижению и предприимчивость – довольно близки друг к другу. В тесной связи с ними находится склонность к риску.

В стремлении к достижению отражена фундаментальная человеческая потребность в достижении цели.

Д. МакКлеланд отмечает интересный факт. Для бизнесменов, отличающихся выраженной потребностью в достижении цели, деньги сами по себе редко означают большую ценность. Гораздо чаще они важны как показатель успеха. В этом смысле весьма характерно признание А. Хаммера: «Для меня бизнес – это не просто средство обогащения: накопление богатства никогда не было для меня самоцелью. Бизнес доставляет мне удовольствие потому, что он постоянно стимулирует, требует ежедневной концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем, начиная с мельчайших деталей и кончай принципиальными решениями».

Следующей несомненно важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни социальной организации, в том числе при принятии ответственных решений, является независимость. Как бы хороши ни были консультанты, какие бы советы не получал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать сам.

Последняя из здесь рассматриваемых черт личности – общительность. По данным MacCall, 1976 год, руководитель затрачивает, в среднем, три четверти своего рабочего времени на общение. От умения руководителя налаживать коммуникацию, как и среди своего рабочего коллектива, среди подчиненных, так и среди своих партнеров, зависит продуктивность и эффективность организации.

Итак, мы рассмотрели ряд важных личностных черт, способствующих эффективности руководителя. Разумеется, данный список черт не является постоянной, не изменяющейся величиной, равно как он не является необходимым минимумом для успешного руководства.

Рассмотрением личностных черт руководителя анализ личностной составляющей его психологического портрета не завершается. Менеджерские характеристики – ряд характеристик, которыми необходимо обладать для успешного ведения дел в сфере бизнеса и менеджмента, основанием для выделения этих характеристик послужили исследования, проводимые за рубежом.

«Широта взглядов, глобальный подход», характеристика, указывающая на важность наличия у руководителя широкого видения проблем, выходящего за рамки задач данной конкретной фирмы пересекается с названной финским менеджерами «способностью к видению изменений, как внутри организации, так и за ее пределами» и «международным кругозором». «Долгосрочное предвидение и гибкость» так же, как и у финских предпринимателей «способность сосредотачиваться на настоящем и будущем» обозначает не зацикливание на текущих моментах и проблемах, а умение развивать организацию в условиях меняющегося рынка, технологического прогресса. Для достижения положительного результата нужно много работать, при этом не забывать о подчиненных, создавая комфортную и гармоничную атмосферу для своих работников. Способность к обоснованному риску мы уже называли в личностных чертах эффективного руководителя, здесь мы также сталкиваемся с этой характеристикой. Умение четко формулировать цели и установки на наш взгляд пересекается с готовностью мотивировать себя и сотрудников, а также с готовностью использовать открытый способ управления. Действительно, руководитель, который может четко рассказать о планах, целях предприятия вселяет в своих сотрудников уверенность в завтрашнем дне, кроме этого, люди начинают себя ощущать причастными к общему делу, проявляется смысл общей деятельности.

«Готовность выслушивать мнение других» и «готовность к близким социальным контактам». Одной из основ руководства является умение общаться, с одной стороны, (о которой мы уже говорили), а с другой стороны – умение выслушивать и адекватно относиться к услышанному.

Следующей общей названной чертой является здоровье. Хорошее общее физическое и психическое здоровье является еще одним важным пунктом в продуктивном руководстве.

Беспристрастность, бескорыстие, лояльность – еще несколько качеств эффективного руководителя.

Приход нового начальника вызывает изменение в кадрах.

Решительность. По поводу этого необходимого хорошему управленцу качества хорошо сказал Л. Якокка. «Если бы мне пришлось одним словом охарактеризовать качества, необходимые хорошему менеджеру, я бы сказал, что все они сводятся к понятию «решительность». Вы можете использовать самые совершенные в мире компьютеры, можете собрать всевозможные схемы и цифровые данные, но в конечном счете вам придется свести всю информацию воедино, составить себе расписание работ и действовать».

Итак, мы обозначали довольно обширный перечень разнообразных личностных черт руководителя, способствующих эффективности его работы. Описать личность – задачи практически невыполнимая, точно так же, как и дать полноценное определение личности. Относительно перечня качеств, можно также сказать, что в настоящее время психологи пытаются свести весь невообразимо большой перечень качеств необходимых для эффективного руководства к некоторым основным качествам – факторам. То есть происходит поиск ключевых звеньев – показателей. Происходит это по тому же самому методу, что и формирование «big five», большой пятерки основных факторов, с помощью которых определяются основные свойства личности.



Нормативные данные

Нейротизм Экстраверсия Открытость опыту

Доброжела-тельность

Сознатель-ность
Среднее 21,21461 28,0274

25,85845

28,87215 28,65753
SD 6,821079 6,204406

5,594317

5,819305 6,604598
             

 

       В качестве вспомогательной методики мы использовали опросник «Шкала поведения на создание полезных контактов». По данным MacCall, руководитель затрачивает, в среднем, три четверти своего рабочего времени на общение, направленное на создание и поддержание профессионально полезных контактов. Поэтому, анализ этого опросника, наряду с оценкой иных факторов профессиональной успешности позволил нам отнести испытуемых к разряду успешных высокопрофессиональных менеджеров. 

 Инструкция к опроснику звучит так: «Опросник содержит 28 вопросов. Внимательно прочитайте. Ответом по каждому пункту методики является условный балл, цифра, которая обозначает один из возможных вариантов ответов. Выберите и обведите цифру соответствующую, на ваш взгляд, правильному ответу».

    Обработка результатов достаточно проста. Чем большее количество баллов набрал испытуемый, тем более его поведение ориентировано на создание полезных контактов. Анализируя данные по группе, можно описать уровень направленности поведения на создание социально полезных контактов у успешных женщин менеджеров.

Заключение.

 Профессиональный менеджер, как и профессионал в любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Совокупность этих элементов и делает менеджера профессионалом. Высокий профессионализм, в свою очередь, зиждется на совокупности личностных черт, позволяющих менеджеру достичь максимального профессионального роста и профессиональной самореализации.

В связи с изменениями, происходящими в обществе и экономической жизни страны, в последние годы существенно возросло количество женщин – менеджеров и предпринимателей. Однако, несмотря на все возрастающее количество женщин - высокопрофессиональных менеджеров, их личностные характеристики, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и уровень профессиональной самореализации, до сих пор не исследованы.

Таким образом, проведенное исследование особенностей личностных черт женщин-менеджеров, влияющих на уровень их профессиональной успешности является актуальным. В ходе исследования мы достигли своей цели – выделили и описала профессионально значимые черты женщин – менеджеров высшего звена. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. в психологической литературе широко представлены разнообразные исследования профессионально значимых особенностей и черт личности менеджеров - мужчин. Исследования личностных особенностей женщин менеджеров не представлены;

2. в качестве базы исследования мы определили тридцать успешных женщин-менеджеров высшего звена, что позволило описать особенности личностных черт, влияющих на профессиональную успешность;

3. «психологический портрет» успешной женщины – менеджера высшего звена представлен сочетанием следующих качеств: высокой экстраверсии, добросовестности, доброжелательности, высокой открытости профессиональному опыту в сочетании с низким нейротизмом, определяющем стрессо- и эмоциональную устойчивость и ориентацией в общении на профессиональные взаимодействия.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась лишь частично. Действительно, у женщин-менеджеров в числе профессионально значимых личностных качеств, присутствует высокий уровень экстраверсии. Уровень нейротизма ниже, чем уровень выраженности всех иных личностных черт, представленных в опроснике, что не соответствует традиционным гендерным ожиданиям, но позволяет женщинам-менеджерам быть стрессо- и эмоционально устойчивыми, что определяет во многом профессиональную успешность.

В общем, сочетание личностных черт успешных женщин – менеджеров максимально соответствует требованиям профессии и обуславливает высокий профессиональный рост и профессиональную самореализацию.

Полученные нами данные могут найти свое применение в профессиональном отборе на позиции менеджера или менеджера высшего звена, либо при организации и проведении ассессмент-центров для менеджеров. Полученные данные могут быть нормативными для аналогичных выборок. Данные нашего исследования восполняют определенный пробел в научной литературе и дают представление о личностных профессионально значимых особенностях женщин – менеджеров высшего звена.

 

 

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2002.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.

5.Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич , Джеймс Х. Доннели – мл. Организации: поведение , структуры , процессы. М., 2000

6. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.

7. Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решения. –- СПб., 2001.

8. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Карпенко Л.А. – Ростов., 1998.

9.Кричевский Р.Л. «Если вы руководитель» М.: Дело, 1996

10.Кричевский Р.Л. «Социальная психология малой группы» М., Аспект Пресс, 2001

11. Кузнецов И.Н., Савченко Е.А. Научное исследование. – Мн., 1998.

12.Линда Джуэлл. «Индустриально- организационная психология» С-П., 2001

13.Лоуренс А,Джон О., «Психология личности: теория и исследования» М. : Аспект пресс, 2000

14. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Ред. Кудряшов А.Ф. – Петрозаводск, 1992.

 15. Основы психологии: практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. Ростов ., 1999.

16.Хьелл Л., Зиглер Д., «Теория личности» СПб: Питер ,2001

 

 

                                                                                                                      

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 ТЕСТ    NEO-FFI

 

 

Инструкция

 

Пишите только на специальном бланке для ответов. Внимательно прочитайте инструкцию прежде, чем начать. Этот опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Для каждого утверждения обведите ответ, который лучше всего отражает Ваше мнение. Убедитесь, что Вы проставляете Ваш ответ в нужной клетке. Обведите "ПНС", если Вы полностью не согласны или считаете утверждение определенно ложным (неверным).

Обведите "НС", если Вы не согласны или считаете утверждение скорее ложным (неверным).

Обведите "Б", если Вы безразличны к утверждению или не можете решить, верно это утверждение или нет.

Обведите "С", если Вы согласны или считаете утверждение истинным (верным).

Обведите "ПС", если Вы полностью согласны или считаете утверждение определенно истинным (верным).

Например, если Вы полностью не согласны с утверждением или считаете утверждение определенно ложным (неверным), Вам следует обвести ПНС.

 

Обводите только один ответ для каждого утверждения. Ответьте на все утверждения, проверяя, что Вы даете верный ответ. НЕ СТИРАЙТЕ! Если Вам нужно изменить ответ, перечеркните неправильный ответ крестиком ("Х") и затем обведите правильный ответ.

 


                          Пример                                          

                                                                                       

             ПНС НС Б С ПС                     

 

Обратите внимание на то, что в бланке для ответов утверждения пронумерованы по строкам. Перед тем как отвечать на утверждения, напишите Ваше имя, фамилию, возраст, пол и дату заполнения бланка.

                                  

 

 

Бланк теста NEO-FFI

 

Утверждение ПНС НС Б С ПС
1 Я не тревожный человек 0 1 2 3 4
2 Мне нравится, когда вокруг меня много людей. 0 1 2 3 4
3 Я не люблю проводить время, мечтая о чем-то 0 1 2 3 4
4 Я стараюсь быть дружелюбным с каждым, кого я встречаю 0 1 2 3 4
5 Я содержу свои вещи в чистоте и порядке 0 1 2 3 4
6 Я часто чувствую, что я хуже других. 0 1 2 3 4
7 Мне легко рассмеяться 0 1 2 3 4
8 Я стараюсь всегда придерживаться одного и того же способа делать что-то 0 1 2 3 4
9 Я часто ссорюсь с членами моей семьи и знакомыми 0 1 2 3 4
10 Я всегда могу задать себе хороший темп в моей работе 0 1 2 3 4
11 Я иногда чувствую, что "разваливаюсь на части", когда бываю в сильном напряжении 0 1 2 3 4
12 Я не считаю себя очень радостным человеком 0 1 2 3 4
13 Меня увлекают образы, которые я нахожу в искусстве или природе 0 1 2 3 4
14 Некоторые люди считают меня эгоистичным и себялюбивым 0 1 2 3 4
15 Я не являюсь дисциплинированным человеком 0 1 2 3 4
16 Я редко чувствую себя несчастным 0 1 2 3 4
17 Я действительно очень люблю разговаривать с людьми 0 1 2 3 4
18 Я думаю, что спорные высказывания лекторов могут только запутать и ввести в заблуждение учащихся 0 1 2 3 4
19 Я скорее буду сотрудничать с другими людьми, чем соперничать с ними 0 1 2 3 4
20 Я стараюсь выполнять все задания, которые мне дают, добросовестно 0 1 2 3 4
21 Я часто чувствую себя напряженным и очень нервозным 0 1 2 3 4
22 Мне нравится быть там, где что-то происходит 0 1 2 3 4
23 Поэзия на меня почти совсем или совсем не производит впечатления 0 1 2 3 4
24 В отношении намерений других людей я склонен быть циничным и скептичным 0 1 2 3 4
25 Я имею четкий набор целей и систематично работаю для их достижения 0 1 2 3 4
26 Иногда я ощущаю себя абсолютно ничего не стоящим человеком 0 1 2 3 4
27 Я обычно предпочитаю работать один 0 1 2 3 4
28 Я очень люблю пробовать необычные блюда 0 1 2 3 4
29 Я думаю, что большинство людей будет использовать человека, если это им выгодно 0 1 2 3 4
30 Я теряю много времени перед тем, как приняться за работу 0 1 2 3 4
31 Я редко испытываю страх или тревогу 0 1 2 3 4
32 Я часто чувствую, будто меня переполняет энергия 0 1 2 3 4
Утверждение ПНС НС Б С ПС
33 Я редко замечаю настроения или чувства, которые вызывает разная окружающая обстановка 0 1 2 3 4
34 Большинство моих знакомых любит меня 0 1 2 3 4
35 Я много работаю, чтобы достичь своих целей 0 1 2 3 4
36 Меня часто злит то, как люди обращаются со мной. 0 1 2 3 4
37 Я веселый, живой человек 0 1 2 3 4
38 Я думаю, что для решения личных проблем иногда следует обращаться к авторитетам 0 1 2 3 4
39 Некоторые люди считают меня холодным и расчетливым. 0 1 2 3 4
40 Когда я беру на себя обязательство, то на меня определенно можно положиться 0 1 2 3 4
41 Слишком часто, когда дела идут плохо, я падаю духом и бросаю начатое дело 0 1 2 3 4
42 Я не являюсь жизнерадостным оптимистом 0 1 2 3 4
43 Когда я читаю стихи или смотрю на произведение искусства, то иногда я чувствую дрожь или сильное волнение 0 1 2 3 4
44 В своих взглядах я практичен и холоден 0 1 2 3 4
45 Иногда я бываю не таким исполнительным и надежным, каким следовало бы быть 0 1 2 3 4
46 Я редко бываю грустным или подавленным 0 1 2 3 4
47 У моей жизни быстрый темп 0 1 2 3 4
48 У меня слабый интерес к рассуждениям о природе мира или состоянии человечества. 0 1 2 3 4
49 Я обычно стараюсь быть заботливым и внимательным. 0 1 2 3 4
50 Я работоспособный человек, который всегда справляется со своей работой 0 1 2 3 4
51 Я часто чувствую себя беспомощным и хочу, чтобы мои проблемы решил кто-то другой. 0 1 2 3 4
52 Я очень активный человек 0 1 2 3 4
53 Большинство моих знакомых считают меня очень любознательным человеком 0 1 2 3 4
54 Если мне не нравятся люди, я даю им это понять 0 1 2 3 4
55 Мне кажется, я никогда не смогу стать организованным человеком 0 1 2 3 4
56 Мне часто бывало стыдно 0 1 2 3 4
57 Я скорее один пойду своим путем, чем буду вести других людей 0 1 2 3 4
58 Я часто наслаждаюсь игрой с теориями и абстрактными идеями 0 1 2 3 4
59 Если мне необходимо, я готов манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочу 0 1 2 3 4
60 Я стремлюсь к совершенству во всем, что я делаю 0 1 2 3 4

 


ОБРАБОТКА ДАННЫХ

 

 

КЛЮЧ для русской версии теста «Нео – Пять факторов»

 

Neuroticism

1(-) 6 11    16(-) 21 26 31(-) 36 41 46(-) 51 56

 

Extraversion

2 7 12(-) 17 22 27(-) 32 37 42(-) 47 52 57(-)

 

Openness

3(-) 8(-) 13 18(-) 23(-) 28 33(-) 38(-) 43 48(-) 53 58

 

Agreeableness

4 9(-) 14(-) 19 24(-) 29(-) 34 39(-) 44(-) 49 54(-) 59(-)

 

Conscientiousness

5 10 15(-) 20 25 30(-) 35 40 45(-) 50 55(-) 60

 

Scale value = Sum(+) + Sum(-)(recoded: "0"="4", "1"="3", etc.)

 

 

Значение по шкале подсчитывается так, что ответы на прямые утверждения (от 0 до 4, при этом ПНС = 0, НС = 1, Б = 2, С = 3 и ПС = 4) просто суммируются, а ответы на обратные утверждения сначала перекодируются по схеме "0"="4", "1"="3", "2"="2", "3"="1", "4"="0", а потом тоже суммируются и прибавляются к сумме, полученной по прямым утверждениям.

 

В таблице приводятся средние (верхняя строка) и стандартные отклонения (нижняя строка) для пяти шкал (порядок столбцов соответствует порядку шкал в файле с ключами).

 

НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ (Д. Люсин – 219 человек, студенты и др.)

 

Невротизм Экстраверсия Открытость опыту Готовность к согласию Сознатель-ность
Среднее 21,21461 28,0274 25,85845 28,87215 28,65753
SD 6,821079 6,204406 5,594317 5,819305 6,604598

 

На основании этой информации можно переводить сырые баллы в нужные Вам шкалы.

 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ДАННЫЕ ДИАГНОСТИКИ ПО ТЕСТУ NEO-FFI

Возраст

ФИО

Нейротизм

Экстра-

Версия

Открытость

 опыту

Дружелюбие

Добросовест-

ность

1

30

Ханенко И.В.

32

47

38

35

41

2

38

Лебедь К.А

32

46

43

49

32

3

35

Малахова Л.В.

27

60

44

42

50

4

43

Волклва Г.В.

29

32

33

44

44

5

65

Шатилова Н.В.

32

43

38

42

46

6

43

Нурманбетова С.О.

34

51

38

51

52

7

47

Селичук Н.И.

21

58

44

51

47

8

45

Серова Г.П.

19

49

35

38

56

9

27

Трехова Н.Н.

30

49

43

43

50

10

26

Утяева А.Х.

35

47

48

34

44

11

27

Митрофанова С.А.

21

50

48

41

49

12

55

Селезнева Е.А.

27

47

43

41

43

13

  34

Покровская

13

50

32

60

60

14

42

Дорошевич

25

54

38

50

54

15

29

Рассказова

17

57

33

49

50

16

  32

Семенюк

19

58

58

52

45

17

  45

Шнейдер

44

45

36

46

39

18

  34

Стяжкина

23

60

46

50

52

19

39

Носкина

29

25

36

47

42

20

  43

Рубанова

31

53

35

49

56

21

48

Маршавина

51

49

36

36

42

22

37

Тюнина

30

50

51

48

37

23

42

Иванова

24

52

45

31

59

24

37

Гусейнова

33

50

34

40

45

25

34

Вострикова И.К.

26

47

43

41

47

26

37

Дронова И.П.

47

55

57

53

59

27

41

Афонина Я.В.

37

56

58

43

45

28

35

Костюк Е.А.

32

49

41

37

43

29

38

Кузницова Н.Н.

25

49

43

51

55

30

43

Семенова Е.А.

30

47

45

43

51

 

 

среднее

29.166

49.500

42.066

44.566

47.833

 

 

стандартное отклонение

8.416

7.309

7.272

7.004

7.227



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

ДАННЫЕ ДИАГНОСТИКИ ПО ТЕСТУ

«ШКАЛА ПОВЕДЕНИЯ НА СОЗДАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ КОНТАКТОВ»

 

ФИО

Поддержа-ние контактов

Общение

Вовлеченность в профессиональную активность

Участие в жизни церкви и общества

Рост кругозора внутреннее развитие

1

Трехова Н.Н.

15

19

14

6

11

2

Утяева АХ

26

16

37

5

15

3

Серова Г П

16

17

25

6

13

4

Селычук

17

23

31

6

13

5

Нуримбетова С Б

9

10

8

4

7

6

Шатилова Н В

14

10

33

4

5

7

Волкова Г В

23

16

32

10

9

8

Малахова Л В

16

17

15

5

6

9

Лебедь К

22

22

20

7

11

10

Ханенко И

18

24

26

9

13

11

Иванова Ю Н

24

22

36

11

18

12

Тюнина Н А

18

15

31

7

8

13

Маршавина Е Н

14

21

16

6

12

14

Рубанова Н В

18

8

18

6

14

15

Носкина Г Н

20

18

12

10

15

16

Стяжкина Т Н

24

22

28

12

16

17

Шнейдер И В

24

20

25

9

11

18

Покровская И Н

23

14

27

13

9

19

Дорошевич М Е

21

14

32

12

14

20

Фулсаказова О Н

20

19

10

12

11

21

Семонюк Т А

18

25

32

9

11

22

Вострикова И.К.

14

23

27

11

12

23

Дронова И.П.

23

16

31

15

9

24

Афонина Я.В.

17

15

25

10

8

25

Костюк Е.А.

24

14

27

14

9

26

Кузницова Н.Н.

26

22

33

7

12

27

Семенова Е.А.

17

15

20

7

 

28

Среднее значение

19.296

18.481

20.604

17.611

16.373

29

Стандартное отклонение

4.312

4.445

6.643

7.906

7.653

 

 


[1] Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич, Джеймс Х. Доннели – мл. Организации: поведение, структуры, процессы. М., 2000, глава 5

[2] Джеймс Л. Гибсон, Джон Иванцевич, Джеймс Х. Доннели – мл. Организации: поведение, структуры, процессы. М., 2000, глава 6

[3] Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. Социальная психология малой группы. М., 2001, стр. 241-244

[4] См. подробнее Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. Социальная психология малой группы. М., 2001, глава 5


Введение

 

    Менеджмент вырос как отдельная наука в 20 веке, когда заводы стали большими и приобрели достаточно сложную структуру для того, чтобы требовать навыков помимо тех, которыми обладал владелец-хозяин, менеджмент вырос из экономической теории и инженерных специальностей и стал отдельной дисциплиной.

     Потребность в профессиональном менеджменте возникла, когда предприятия стали развиваться и заработали новые механизмы индустриальной революции. На сегодняшний день поиски лучших управленческих практик продолжаются с небывалой интенсивностью, большей, чем во все другие времена. Сейчас бизнес приобретает все более широкий международный масштаб по сравнению с прошлым, так что конкуренция сейчас жестка как никогда. Клиенты во всем мире с каждым годом становятся все требовательнее и искушеннее. Новые технологии создают и разрушают целые компании и даже целые отрасли куда быстрее, чем раньше. Так что менеджерам приходится решать задачи не менее трудные, чем в любые другие времена.

     Профессиональный менеджер, как и профессионал в любой другой области, понимает определенные принципы, выполняет определенные задачи и поддерживает определенные планки стандартов. Совокупность этих элементов и делает менеджера профессионалом. Как любой профессионал, менеджер должен обладать рядом психологических характеристик и личностных черт, соответствующих его деятельности. Лишь при условии присутствия у него определенных личностных черт, качеств, способствующих успешности его социальных взаимодействий, менеджер может соответствовать стандартам профессиональной деятельности. 

     В общем, менеджмент определяется как искусство выполнять задачи бизнеса по средством организации действий других людей. Т.е. менеджеры занимаются администрированием. В мире бизнеса это называется деловым администрированием. Менеджер должен просчитывать события на несколько шагов вперед, ведь планирование – это главное для хорошего управления. Менеджер должен плодотворно вести дела с людьми, давая позитивную обратную связь для эффективного выполнения ими его поручений, помогать им с проблемами в ходе работы и время от времени ограничивать тех, кто не в состоянии работать лучше. Менеджер должен вести рассмотрение финансовых вопросов и заниматься сферой обслуживания заказчиков, что является центральным и главным в бизнесе, поскольку бизнес и существует для того, чтобы делать деньги посредством удовлетворения потребностей клиентов. Все это основные функции менеджера, определяющие его профессиональную успешность.

     Помимо функций, в социальной психологии и психологии управления, представлены многочисленные исследования особенностей личностных черт менеджеров. Среди научных работ по данной теме необходимо отметить исследования Р.Стогдилла, Д.МакКлеланда, MacCall. Результаты данных исследований составили основу современных научных знаний по данной проблематике.

     В нашей дипломной работе мы обратились к проблеме определения личностных характеристик в свете определенного социального класса, а также профессии – менеджер. Мы исследовали особенности личностных характеристики женщин-менеджеров.

В связи с изменениями, происходящими в обществе и экономической жизни страны, в последние годы количество женщин – менеджеров и предпринимателей существенно возросло. В нашей речи появился новый термин - «бизнес-леди». Однако, несмотря на популярность термина и все возрастающее количество женщин - высокопрофессиональных менеджеров, их личностные характеристики, влияющие на эффективность профессиональной деятельности, до сих пор не исследованы. В обществе до сих пор сильны гендерные стереотипы, диктующие своеобразное восприятие реальности. Многочисленные исследования, отечественные и зарубежные, посвящены личности менеджера и предпринимателя, описанию профессионально значимых личностных черт. Однако они не учитывают гендерных различий испытуемых,  и проведены на выборках мужчин – менеджеров. В нашем исследовании мы делаем попытку к изучению личностных черт женщин – менеджеров, предполагая, что профессионально значимые черты менеджеров – мужчин представлены в исследованиях, анализ которых присутствует в теоретической части работы.

 

В своем исследовании мы сделали попытку описания профессионально значимых личностных черт именно женщин-менеджеров, что придает ему не только актуальность, но и научную новизну.  

Целью дипломной работы является выделение и описание личностных характеристик, влияющих на эффективность управленческой деятельности женщин-менеджеров.

В соответствии с поставленной целью мы определили круг теоретических и практических задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

Задачи исследования:       

1. проанализировать существующие теории, касающиеся личностных черт руководителя и менеджера;

2. определить базу исследования и методики, позволяющие точно диагностировать основные личностные черты руководителя, с учетом особенностей выборки испытуемых;

3. провести эмпирическое исследование и составить перечень личностных особенностей женщин – менеджеров.

 

Объект исследования: личностные черты женщин – менеджеров высшего звена работающих в российском бизнесе, занимающихся предпринимательством.

Предмет исследования: особенности личностных черт женщин – менеджеров высшего звена, влияющие на успешность их профессиональной деятельности.

 Мы исследовали только профессионально успешных женщин – менеджеров, что позволяет утверждать, что наиболее ярко выраженные личностные черты, присущие испытуемым данной выборки можно характеризовать как значимые в профессии менеджера. В качестве одного из критериев профессиональной успешности испытуемых мы избрали их принадлежность к членам «Клуба женщин предпринимателей России». В этом клубе состоят только преуспевающие женщины предприниматели. Кроме данного, в числе критериев профессиональной успешности женщин предпринимателей можно определить опыт работы, должность (топ-позиция), уровень дохода, преобладание профессионально направленного общения.

База исследования: выборку составили 30 женщин – менеджеров высшего звена в возрасте от 25 до 60 лет. Средний возраст испытуемых составляет 34 года.

   Гипотеза исследования: у профессионально успешных женщин-менеджеров в числе ярко выраженных личностных черт будут наблюдаться высокие показатели по нейротизму и экстраверсии.

Выбор исследуемых личностных черт, сформулированных в гипотезе, обусловил выбор методик, используемых в эмпирической части работы.

Методы и методики исследования: к методам исследования мы отнесли анализ научной литературы по проблеме, опрос, статистический и качественный анализ полученных данных.

В качестве методик для опроса респондентов мы использовали сокращенный вариант опросника, в основе которого лежит пятифакторная модель личностных характеристик (опросник NEO-FFI) и опросник «Шкала поведения на создание полезных контактов».

. Подразумевается, что все многообразие индивидуальных различий в человеческих взаимодействиях можно свести к пяти основным параметрам - это нейротизм, экстравесия, открытость опыту, доброжелательность, добросовестность (сознательность).

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении определен категориальный аппарат исследования, представлены методы, методики и методологические основы исследования. В первой и второй главах обзорно и более детально представлен теоретический материал по избранной теме. Третья глава посвящена эмпирическому исследованию особенностей личностных черт женщин- руководителей. В заключении представлены выводы по работе и пути дальнейшего научного исследования.



ОБЗОРНАЯ ГЛАВА

Роль и функции менеджера в современной организации

 

В данной главе мы определим главные задачи и функции менеджера, тут будет рассмотрена проблема того, что должен делать менеджер, чтобы организация могла эффективно работать.

    Управление – это взаимоотношения людей, поэтому для эффективности работы организации очень важно поведение работников и менеджеров, которые занимаются координацией работ, таким образом, менеджеры должны выявлять факторы индивидуальной, групповой и организационной эффективности и влиять на них. Ведь все методы управления ориентированы на повышение эффективности и менеджеру требуется в первую очередь понять концепцию эффективности.

    Менеджеры – это опора организации. От них зависит работа и настрой подчиненных, они в первую очередь должны попытаться учитывать личностные различия людей и не пытаться изменить личность для ее соответствия модели идеального человека. Долгом менеджеров является ответственный подход к своему персоналу, так как именно они дают эмоциональную основу для большинства межличностных отношений сотрудников. Они не должны забывать, что работники, поступающие в организацию, должны приспосабливаться к новой среде и быть удовлетворены своей работой. При приеме на работу менеджеры должны учитывать уровень способностей к повышению квалификации новых сотрудников, что очень важно для дальнейшего развития предприятия.

    Менеджер, ставящий перед собой задачу по улучшению производственного процесса индивида, должен учитывать мотивационное влияние, ведь главная причина в различии поведения служащих, это их разные потребности и цели. Чтобы выяснить потребности подчиненных, менеджеру следует ознакомиться с теориями мотивации, которые могут быть разделены на содержательные и процессуальные[1]. Благодаря этим теориям, менеджеры смогут овладеть инструментом стимулирования работу служащего.

    Работа людей всегда должна быть мотивированной, ведь на поведение всегда влияет характер подкрепления и наказывания. Знания мотивации работников позволяет менеджерам выявлять желательные и нежелательные исходы, связанные с выполнением задания. Так же менеджерам следует помнить, что люди сравнивают свое вознаграждение, наказание, задание и другие аспекты труда с аналогичными показателями других работников. Поэтому начальник, учитывая все это, может грамотно манипулировать работниками и добиваться лучшей продуктивности деятельности. Так же одним из средств контроля за работниками является теория постановки цели[2].

    Менеджер в своей работе обязательно должен оценивать результат. Это позволяет ему правильно отнестись к дельнейшим постановкам задач, избежать материальных потерь и грамотно оценить развитие потенциала подчиненных.

    Менеджеры должны понимать, что подчиненные составляют малую группу, членом которой часто бывает и сам менеджер. Но поведение и результативность каждого члена группы оказывает влияние на поведение и результативность других ее членов, поэтому менеджер должен знать характеристики и поведение всей группы, чтобы подготовиться к возможным позитивным и негативным последствиям групповых действий. Поэтому менеджер должен попытаться проанализировать ситуацию и предпринять действия по улучшению отношений в группе. Так же менеджер должен помнить, что сплоченные группы способны вырабатывать цели и нормы, которые могут не совпасть с целью и нормами начальства.

    Менеджер – это руководитель, поэтому в группе он должен занимать роль лидера (инструментального, экспрессивного, лидера-мотиватора, лидера-генератора и т.п.). В качестве детерминантов лидерства по меньшей мере можно рассматривать четыре фактора модели «Большой пятерки»: экстраверсия (высокий уровень выраженности – представлена такими характеристиками, как напористость, энергичность, активность); невротизм (низкий уровень выраженности – представлен такими характеристиками, как эмоциональная стабильность, уверенность); сознательность (высокий уровень выраженности – представлена такими характеристиками, как организованность, ответственность, надежность, настойчивость); доброжелательность (высокий уровень выраженности – представлена такими характеристиками, как склонность к сотрудничеству, неэгоистичность, доброта). Так же лидер рассматривается в контексте феномена идентификации[3].

    По данным исследования Кричевского и Маржине (1991) для руководителя в меньшей степени имеет значение роль эмоционального лидера, более важно быть деловым и мотивационным лидером. Но в принципе важным условием эффективности коллектива является лидирование руководителя в ведущем типе групповой деятельности, выражающееся как реализация им соответствующей лидерской роли, как и в достаточно высокой степени его лидерского потенциала, применительно к этой роли.  

    Б. Басс дополнил содержние справочника по руководству Р. Стогдилла новыми данными и распределил характеристики эффективных руководителей по 6 блокам:

1. компетенция (способность индивида решать проблемы, принимать решения, упорнее работать, интеллект, гибкость ума, легкость речи, оригинальность решения, рассудительность);

2. достижение (успех индивида в учебной деятельности, наличие значительных знаний);

3. ответственность (надежность, инициативность, настойчивость, агрессивность, уверенность в себе, желание отличиться);

4. участие и включенность (социабельность, способность адаптироваться к различным ситуациям, стремление к кооперации с другими людьми);

5. статус (социально-экономический, психологический);

6. ситуационные факторы (цели, которые должны быть достигнуты под руководством конкретного индивида, ряд характеристик его подчиненных, способность повлиять на эффективность руководства).

 

Эффективные руководители превосходят неэффективных по первым пяти факторам[4].

Менеджер как руководитель обладает властью, т.е. набором полномочий. Для эффективного достижения задач менеджер должен научиться делегировать и использовать полномочия.

Таким образом, мы видим, что работа менеджера в первую очередь связана с работой с людьми и поэтому требует огромного количества, как профессиональных, так и личностных качеств. Менеджер должен принадлежать к группе своих подчиненных и быть их лидером, причем не просто номинальным руководителем, а настоящим лидером.

Знание о личности – это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности. В зависимости от того принадлежит ли человек к высшему или низшему классу, к классу специализированных рабочих или высшему звену управленцев, его проявления личностных черт будет меняться, так как меняется самовосприятие, восприятие других людей. Профессия, пол, возрасте – все эти характеристики влияют на то как человек себя ощущает, какие качества он проявляет. В этой курсовой работе я обратилась к проблеме определения личностных характеристик в свете определенного социального класса, а также профессии – менеджер.

 

 



ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

                                                                                                                                   - название

2.1.Проблема определения личности

 

«Личность» в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначальное значение этого слова обозначает маску, которую одевали актеры во время театрального представления в драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» включен внешний, поверхностный социальный образ, который человек принимает на себя, играя определенные жизненные роли. До сих пор это значение сохраняется за понятием «личность», чаще всего оно используется в этом смысле в повседневной жизни. Данная концепция, однако, целиком расположена вне сферы научной психологии, которую интересуют как поведенческие аспекты, так и личностная смысловая наполненность.

Понятие «личность» можно рассматривать с разных сторон. Существует так называемое широкое определение, в котором личность понимается как характеристики человека, отвечающие за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Кроме этого существуют более узкие определения и понимания «личности». Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. В понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов, и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем иначе на личность смотрел Раймонд Кеттел, предложивший шестнадцать исходных черт, которые составляют ядро личностной структуры. Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальном концепте «внешнего социального образа».

В данный момент сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. 

Еще один подход – это так называемые «описательные» теории, в которых описываются некие, характерные для личности, качества. Одной из таких теорий является пятифакторная модель личностных черт. В основе формирования этой модели лежит удаление «избыточных» описаний при оценивании себя и своих близких. Процедура исследования заключается в следующем: люди оценивали себя, своих друзей и родных по широкому кругу разнообразных черт, тщательно отобранных из словаря. Полученные оценки подвергались факторному анализу, для определения какие черты варьируются совместно. Таким образом, были получены основные факторы черт личности: невротизм, экстраверсия, открытость опыту, доброжелательность, сознательность. Считается, что большинство важных индивидуальных различий в человеческих взаимодействиях, которые описываются бесконечным количеством терминов, закодированы в этих пяти факторах.

Свое исследование мы построили с точки зрения «описательной теории», предполагая, что все многообразие личностных черт женщин – руководителей в итоге может быть также сведено к перечисленным пяти факторам. Теоретическая основа исследования обусловила выбор в качестве методики исследования опросника NEO-FFI.

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 180.