РОСЖЕЛДОР
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
Гуманитарный факультет
__________________________________________________________________
«Допустить к защите»
Зав. кафедрой
«Социальные технологии»
к.и.н., проф.А.Н. Рубаник
«__»______________2006г.
Дипломная работа
«Особенности развития туризма на Юге России»
Специальность 022100 «Социально-
культурный сервис и туризм»
Дипломник Обаян Оксана Микаэловна
Студентка заочного отделения
гр.ГЗТ-6-004
Руководитель работы к.с.н., доцент Большакова
Галина Ивановна
Рецензент _____________________
Нормоконтроль _____________________
г.Ростов - на - Дону
2006 г.
Содержание
Введение. 6
Глава I Место туризма в экономике страны.. 10
1.1 Туристический потенциал России. 10
1.2 Классификация видов туризма, направления модернизации. 19
1.3 Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России. 26
Глава II Анализ современного состояния туристической сферы в регионе на примере Краснодарского края.. 36
2.1 Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края – тенденции и проблемы.. 36
2.2 Динамика развития рынка туризма в крае. 44
2.3 Перспективы развития рынка туризма в Краснодарском крае – государственная и инвестиционная поддержка. 54
Заключение. 64
Список используемой литературы.. 67
Приложение. 71
Введение
Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему.
Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого -обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Туристическую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков.
В силу ряда причин индустрия туризма, рассматриваемая в качестве отрасли, редко удостаивается такого внимания со стороны общества, которое отвечало бы ее роли в экономической деятельности. Одна из главных причин -отсутствие правильно организованного статистического учета туристической деятельности, когда экономические показатели туризма «растворяются» в данных других отраслей народного хозяйства.
В современной обстановке, процесс расширения контактов между странами, вызванный, прежде всего интеграционными процессами в экономике, развитием телекоммуникаций, ростом торговли, повышением географической мобильности и увеличением туристских потоков, инициировал рождение беспрецедентного в истории диалога культур стран и народов.
Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.
Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию.
Влияние туризма на Россию пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров. Устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привел к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.
По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма.
Туризм, как отрасль народного хозяйства страны, может быть производительным и очень прибыльным при решении комплекса вопросов, удовлетворяющих, с одной стороны интересы регионов и организаций, занимающихся туризмом, наличием постоянного и устойчивого источника дохода, и с другой стороны - интересы конечных потребителей услуг - туристов из России и других стран мира.
В большинстве высокоразвитых стран более половины населения проводит отпуска вне дома, причем большая часть из них выезжает за рубеж и эта часть населения увеличивается год от года.
Международный туризм в ряде стран стал крупным, а в некоторых и главным источником поступления валюты. В Испании в отдельные благоприятные годы доходы от туризма были, даже больше валютных поступлений от экспорта. В таких странах, как Турция, Египет. Китай туризм обеспечивает от 25% до 30% всех валютных поступлений.
Именно из-за большой доходности туризма, особенно международного, правительства многих стран активно участвуют в создании туристской инфраструктуры.
Туризм кроме того, ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса, городского хозяйства и других. В Европе создана общеевропейская система туристских дорог, чему способствовал большой наплыв автотуристов. Туризм стимулировал развитие производства сувениров, ювелирной промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов. Туризм - один из основных источников создания дополнительных рабочих мест.
Вся эта стройная система организации туристического бизнеса в Европе и других страны мира создавалась десятилетиями, имеет давние традиции, высокоразвитую инфраструктуру туризма, квалифицированные кадры и организацию их подготовки. Поэтому тот уровень, которого достиг туризм в странах Запада является следствием, больших и серьезных усилий со стороны государственных и частных структур.
За последнее время сформировалась точка зрения, особенно в России, которая стала практически официальной, что из трех основных видов туризма, въездного, внутреннего и выездного, последний вид является экономически не рентабельным, поскольку связан с большим оттоком денег за рубеж. Однако все три вида туризма представляют из себя взаимосвязанную единую туристскую структуру. Причем выездной туризм является наиболее подготовленным видом с созданной инфраструктурой и пока не требующий серьезных капиталовложений. Поэтому давно назрела необходимость во всесторонней объективной оценке выездного туризма.
К сожалению, на отсутствие должного понимания в России роли выездного туризма повлиял также и слабый уровень научной разработки основ оценки социально-экономической значимости выездного туризма, связав его, в основном, только с вывозом денег из России. Фактически до настоящего времени не было серьезных исследований по проблеме выездного туризма. А ведь от оценки роли туризма в экономике зависит отношение государства к его развитию, источникам инвестиций и многое другое.
Краснодарский край сегодня это перспективная территория для выгодных инвестиций в туристскую индустрию: сформировано законодательство, которое защищает и гарантирует права инвесторов, обеспечивает им предоставление налоговых льгот, гарантий администрации края и других форм государственной поддержки, создаются благоприятные условия пользования землей.
Наряду с традиционными, инвесторам предлагаются инновационные проекты развития этнографического, экстремального, экологического туризма в Анапе, Геленджике, Горячем Ключе, Сочи, Ейске, Темрюкском, Туапсинском и Апшеронском районах.
Поэтому актуальность выбранной темы работы очевидна.
Целью работы является изучение состояния рынка туризма на примере Краснодарского края.
Целью определены задачи, которые поставлены и решены в ходе написания работы, а именно:
- изучения места туризма в экономике страны,
-анализа современного состояния туристической сферы в регионе.
Теоретико-методологической базой исследования послужили Федеральные законы, касающиеся сферы туризма в России, труды отечественных экономистов, публикации периодической печати, Интернета.
Заключение
Российская Федерация обладает огромными потенциальными возможностями по развитию туристской сферы. Однако эти возможности до последнего времени использовались в совершенно недостаточной степени. Основные причины такого положения, определяются как социально-экономическим кризисом в стране, так и недостаточным уровнем развития инфраструктуры туризма в России.
Развитие туризма в России – важное направление деятельности в нашей экономике. Россия – исключительно привлекательная страна, причём не только для иностранцев, но и для россиян.
Успешное развитие внутреннего туризма в последние годы особенно заметно в регионах страны.
В настоящее время наибольшая загрузка характерна для гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев и Калининградской области.
Курортное дело можно смело назвать одной из отраслей нашей экономики. И эта отрасль, так же как и другие, требует вложений капиталов.
Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения.
В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8% или на 12,1 млн. руб. Следует отметить, что рост обеспечен благодаря усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За 5 лет она удвоилась.
На основании изложенного можно сделать выводы о том, туризм будет развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик.
Краснодарский край - развитый регион России. Ведущие отрасли: сельское хозяйство, промышленность, курортно-рекреационный комплекс. Край обладает развитой сетью железных и автомобильных дорог, имеются несколько аэропортов, в том числе международные, морские порты.
Климатические особенности курортов Краснодарского края характеризуются таким набором средних многолетних параметров и их сочетанием, которые считаются наиболее комфортными, создают наиболее благоприятные условия для укрепления здоровья человека и многократно повышают эффективность санаторно-курортного лечения. В целом рекреационные ресурсы Азово-Черноморского побережья имеют высокую эстетическую, познавательную и оздоровительную ценности и могут быть широко использованы в различных видах туризма.
Сегодня лечение морем занимает одно из ведущих мест в курортной медицине большинства мировых курортов. Азово-Черноморское побережье края является единственным в России субрегионом, который в полном объеме может предоставить комплекс талассотерапии или приморской климатотерапии.
Санаторно-курортный и туристский комплекс Азово-Черноморского побережья Краснодарского края занимает в крае ведущее место по числу санаторно-курортных организаций и их вместимости: его доля по числу санаторно-курортных и туристских организаций составляет 75,6 процента, по числу мест в них - 97,2 процента, по числу отдохнувших в них - 95,0 процентов. Доля предприятий гостиничного сектора составляет лишь 30,9 процента, по числу мест в них - 67,4 процента.
Уникальность курортам Краснодарского края придает богатейшая гидроминеральная база региона, которая представлена минеральными водами бальнеологического и питьевого профиля, лечебными грязями.
Поэтому для дальнейшего развития курортов Краснодарского края помимо изыскания новых месторождений природных лечебных ресурсов необходимо создавать новые подходы к лечению минеральными водами и лечебными грязями, разрабатывать новые медицинские технологии и современные методы и методики лечения. Сохраняя уникальность имеющегося опыта организации санаторно-курортного лечения в России, который в 46 странах мира взят за образец, необходимо сформировать новый лечебный курортный продукт, отвечающий требованиям мировых стандартов. Создание такого продукта практически невозможно без проведения научно-исследовательских работ и ведения маркетинговых исследований по его реализации.
Возрождается внутренний туризм. Разрабатывается новая государственная концепция развития туризма в условиях рыночных отношений, расширяются международный туристский поток и география туристских поездок. При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.
Стратегической целью Концепции является формирование условий для создания на территории Краснодарского края современного, конкурентоспособного и высокоэффективного санаторно-курортного и туристского комплекса, доступного для всех слоев населения страны.
Список используемой литературы
1. Доклад Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2005 год и задачах экономической политики Правительства Российской Федерации на 2006 год»// Правовая система «Консультант Плюс»
2.Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г №954-р «Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года» // Правовая система «Консультант Плюс»
3. Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г №954-р «Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года» // Правовая система «Консультант Плюс»
4. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края №292- П «Об утверждении Концепции развития санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края на 2003-2010 годы»
5. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 2002
6. Акшинин С. Б. Шабашев В. А. Конкуренция: Современная тенденция, проблемы становления. – Москва: 1999.
7. Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2001.
8. Анализ основных показателей рыночной активности гостиниц России // Отель. – 2001 - № 4
9. Арвах Ю.И. Перспективы устойчивого развитии туризма на курорте Геленджик: Сочинский гос. ун-т. туризма и курортного дела – Краснодар: Б.И. – 2002.
10. Басовский Е.Л. Маркетинг. - М.: ИНФРА-М., 2000.
11. Бедрик А.И. О развитии туристической индустрии на Дону// Молот.-2006.-№3
12. Биржаков М.Б. Введение в туризм – М.: 2001.
13. Борисов Ю.Н. Маркетинг в туризме – М.: 1996.
14. Браймер Р.А Основы управления в индустрии гостеприимства /Пер. с англ. –М.: Аспект Пресс, 1995.
15. Бухтоярова И.В. Статистический анализ рынка туристических услуг в России. Автореферат.- М., 2003
16. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сб. нормат. док. – Ростов Н/Д: Феникс. – 2003.
17. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003.
18. Карманов А., Трифонов А. О некоторых положениях правового регулирования туристического бизнеса в Краснодарском крае // Кубань-бизнес. – 2004 – № 42.
19. Ковтунов И. Будущее туризма связано с компьютерными технологиями // Туринфо – 1996г - №7.
20. Комплексный атлас «Курорта Сочи» - Сочи: Соч. гос. ун-т туризма и курортного дела. – 2003.
21. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. –2-е европ. изд. –М.: СПб.; К.: Издат. Дом “Вильямс”, 1998.
22. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 1998.
23. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика/ Пер. с англ.-М.:Юнити,2003
24.Кудров В.М.Мировая экономика:Учебник.-М.:Издательство БЕК,2000
25. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края (2001-2002 гг.)/ Госкомстат России, Краснодар. – 2003.
26. Культура, отдых и туризм // Россия в цифрах – М.: Гос. ком. стат. РФ - 2003.
27. Международные экономические отношения. Учебник /Под общей ред.проф. В.Е. Рыбалкина.- М .:Юнити,2001.
28. Менеджмент туризма: учеб. для вузов/ А.Д. Чубновский, М. А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2002.
29. Менеджмент туризма: Учеб. Для студентов /Авт.сост. И.В. Зорин.– М.: РМАТ,1998.
30. Моисеева Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
31. Основы менеджмента туризма /Науч. ред. В.А. Квартальнов. – М.: РМАТ, 1996.
32. Попова Р.Ю. Маркетинг, реклама и информация в туризме. – М.:1997.
33. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. - М.: "Экспертное бюро", - 1997.
34. Развитие Краснодарского края. http://www.Krasnodar net/tourizm/ maybok.htm/ Kuban.info
35.Развития туризма в Краснодарском крае. http://region.kuban.info/turizm/ route / Oks
36. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: "Ось-89", - 1997.
37. Сенин В.С., Баженова Т.А., Хорошилов А.В. Некоторые аспекты сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Системы сертификации ГОСТ Р / Методическое пособие. Выпуск 2. - М.: МЭСИ, - 1997.
38. Сенин В.С. Введение в туризм: Учебник. –М.: Наука, 1993.
39. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. - 1996.
40. Ткачева Т.Н. Рынок туристских услуг России // Международный бизнес России. – 1996 - №11
41. Туризм в России: статистический сборник/ гос. ком. РФ по статистике. – М.: Б.И., 2000.
42. Туристическая отрасль. http://subsribe.ru/archive/rest trevel.turnews
42. Чего хотят отдыхающие // Туризм. – 2003 - № 7.
43. Информация предоставлена с Сайта Российского союза туристической индустрии http://www.rata.spb.ru/Rspti/zakon409-r.html
44. Статистика туризма. http://www.doni/org/stat
45. http://www.biblio-tour.ru
46. Swiss Realty Group
Приложение
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
┌────────────────────────────────────────┬────────────────┬─────────────────┐
│ Содержание мероприятий │ Срок │ Ответственные │
│ │ реализации │ исполнители │
├────────────────────────────────────────┴────────────────┴─────────────────┤
│ I. Нормативная правовая деятельность │
├───┬────────────────────────────────────┬────────────────┬─────────────────┤
│1. │Подготовка предложений по совершен- │2002 - 2003 годы│Минэкономразвития│
│ │ствованию существующих законодатель-│ │России │
│ │ных актов и нормативных правовых ак-│ │Минюст России │
│ │тов, относящихся к сфере туризма, в │ │ │
│ │том числе внесение изменений и до- │ │ │
│ │полнений в Федеральный закон "Об ос-│ │ │
│ │новах туристской деятельности в Рос-│ │ │
│ │сийской Федерации" │ │ │
│ │ │ │ │
│2. │Подготовка проекта нового федераль- │2005 год │Минэкономразвития│
│ │ного закона о туризме в Российской │ │России │
│ │Федерации │ │Минюст России │
│ │ │ │ │
│3. │Разработка предложений по привлече- │2002 - 2003 годы│Минэкономразвития│
│ │нию инвестиций для обновления основ-│ │России │
│ │ных фондов объектов гостиничного хо-│ │Минимущество │
│ │зяйства, в том числе на основе их │ │России │
│ │акционирования и продажи │ │ │
│ │ │ │ │
│4. │Анализ мировой практики применения │2002 - 2003 годы│Минэкономразвития│
│ │системы налогообложения при строи- │ │России │
│ │тельстве, реконструкции и оборудова-│ │Минфин России │
│ │нии туристических средств размеще- │ │ │
│ │ния. Разработка и внесение предложе-│ │ │
│ │ний по совершенствованию системы на-│ │ │
│ │логообложения гостиничного хозяйства│ │ │
│ │ │ │ │
│5. │Разработка с учетом отечественной и │2002 - 2003 годы│Минэкономразвития│
│ │зарубежной практики и введение в ус-│ │России │
│ │тановленном порядке отраслевых пра- │ │ │
│ │вил аккредитации (аттестации) экс- │ │ │
│ │курсоводов и гидов - переводчиков │ │ │
│ │ │ │ │
│6. │Разработка предложений по оптимиза- │2002 - 2003 годы│Минэкономразвития│
│ │ции условий для развития внутренне- │ │России │
│ │го, в том числе детско - юношеского,│ │Минтруд России │
│ │туризма │ │ │
├───┴────────────────────────────────────┴────────────────┴─────────────────┤
│ II. Межведомственная и межрегиональная координация, │
│ совершенствование туристической инфраструктуры │
├───┬────────────────────────────────────┬────────────────┬─────────────────┤
│7. │Создание межведомственной комиссии │2002 год │Минэкономразвития│
│ │при федеральном органе исполнитель- │ │России │
│ │ной власти в сфере туризма в целях │ │ │
│ │улучшения межотраслевой и межрегио- │ │ │
│ │нальной координации в этой области │ │ │
│ │(в пределах средств, ежегодно выде- │ │ │
│ │ляемых федеральному органу исполни- │ │ │
│ │тельной власти в сфере туризма на │ │ │
│ │государственное управление) │ │ │
│ │ │ │ │
│8. │Оказание содействия субъектам Рос- │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│
│ │сийской Федерации в разработке и ре-│ │России │
│ │ализации региональных программ раз- │ │ │
│ │вития туризма. │ │ │
│ │Разработка профильных разделов в │ │ │
│ │рамках региональных целевых программ│ │ │
│ │социально - экономического развития │ │ │
│ │ │ │ │
│9. │Формирование реестра федеральной (в │2002 - 2005 годы│Минимущество │
│ │том числе долевой) собственности в │ │России │
│ │области туристической индустрии и │ │Минэкономразвития│
│ │осуществление мер по ее эффективному│ │России │
│ │использованию │ │ │
│ │ │ │ │
│10.│Проведение комплекса работ по при- │2002 - 2005 годы│Минимущество │
│ │знанию прав собственности Российской│ │России │
│ │Федерации на объекты туризма и сана-│ │Минэкономразвития│
│ │торно - курортного комплекса, нахо- │ │России │
│ │дящиеся на территории Украины, Гру- │ │МИД России │
│ │зии, Республики Казахстан и Респуб- │ │Управление делами│
│ │лики Молдова, строительство которых │ │Президента │
│ │осуществлялось за счет средств феде-│ │Российской │
│ │рального бюджета Российской Федера- │ │Федерации │
│ │ции, а также собственных средств │ │ │
│ │предприятий и организаций бывшего │ │ │
│ │республиканского и бывшего союзного │ │ │
│ │подчинения │ │ │
│ │ │ │ │
│11.│Создание межведомственной комиссии │2002 - 2003 годы│Минимущество │
│ │по упорядочению использования госу- │ │России │
│ │дарственной собственности в туристи-│ │Минэкономразвития│
│ │ческой индустрии с целью разработки │ │России │
│ │системы учета туристических средств │ │Управление делами│
│ │размещения и оформления прав на них,│ │Президента │
│ │а также обеспечения контроля за ис- │ │Российской │
│ │пользованием и сохранностью имущест-│ │Федерации │
│ │ва на основе проведения полной ин- │ │ │
│ │вентаризации объектов государствен- │ │ │
│ │ной собственности в сфере туризма (в│ │ │
│ │пределах средств, ежегодно выделяе- │ │ │
│ │мых федеральному органу исполнитель-│ │ │
│ │ной власти в сфере туризма на госу- │ │ │
│ │дарственное управление) │ │ │
│ │ │ │ │
│12.│Разработка программы создания нацио-│2002 год │Минэкономразвития│
│ │нальных гостиничных цепей на терри- │ │России │
│ │тории Российской Федерации │ │ │
├───┴────────────────────────────────────┴────────────────┴─────────────────┤
│ III. Формирование современной маркетинговой │
│ стратегии продвижения туристического продукта │
│ на внутреннем и международном рынках │
├───┬────────────────────────────────────┬────────────────┬─────────────────│
│13.│Разработка и реализация рекламно - │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│
│ │информационных программ по въездному│ │России │
│ │и внутреннему туризму, в том числе │ │ │
│ │создание циклов теле- и радиопрог- │ │ │
│ │рамм в России и за рубежом, а также │ │ │
│ │проведение регулярных рекламно - ин-│ │ │
│ │формационных кампаний в средствах │ │ │
│ │массовой информации. Организация оз-│ │ │
│ │накомительных поездок по России для │ │ │
│ │иностранных журналистов │ │ │
│ │ │ │ │
│14.│Издание каталогов, путеводителей, │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│
│ │буклетов, плакатов, карт и иной рек-│ │России │
│ │ламно - информационной печатной про-│ │ │
│ │дукции о туристических возможностях │ │ │
│ │России │ │ │
│ │ │ │ │
│15.│Участие в крупнейших международных │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│
│ │туристических выставках путем созда-│ │России │
│ │ния единого российского национально-│ │ │
│ │го стенда с привлечением органов ис-│ │ │
│ │полнительной власти в сфере туризма│ │ │
│ │субъектов Российской Федерации. Ор- │ │ │
│ │ганизация презентаций на международ-│ │ │
│ │ных туристических выставках туристи-│ │ │
│ │ческих возможностей России │ │ │
│ │ │ │ │
│16.│Содействие субъектам Российской Фе- │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│
│ │дерации в организации и проведении │ │России │
│ │региональных и межрегиональных ту- │ │ │
│ │ристических выставок - ярмарок в │ │ │
│ │России │ │ │
│ │ │ │ │
│17.│Поддержка и обновление официального │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│
│ │туристического Интернет - портала │ │России │
│ │федерального органа исполнительной │ │ │
│ │власти в сфере туризма │ │ │
│ │ │ │ │
│18.│Проведение маркетинговых исследова- │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│
│ │ний в области въездного и внутренне-│ │России │
│ │го туризма в России │ │ │
│ │ │ │ │
│19.│Разработка и реализация комплекса │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│
│ │мер по совершенствованию статистики │ │России │
│ │в сфере туризма в соответствии с │ │Госкомстат России│
│ │международными требованиями, в том │ │ФПС России │
│ │числе: │ │ │
│ │совершенствование системы государс- │ │ │
│ │твенного статистического учета и от-│ │ │
│ │четности в отраслях, непосредственно│ │ │
│ │относящихся к сфере туристической │ │ │
│ │индустрии, в соответствии с рекомен-│ │ │
│ │дациями Всемирной туристической ор- │ │ │
│ │ганизации; │ │ │
│ │совершенствование ведомственного │ │ │
│ │статистического наблюдения, касающе-│ │ │
│ │гося международного и внутреннего │ │ │
│ │туризма, а также внешнеторгового │ │ │
│ │оборота в области туризма; │ │ │
│ │разработка методологии внедрения са-│ │ │
│ │теллитных счетов в рамках системы │ │ │
│ │национальных счетов, учитывающих по-│ │ │
│ │казатели смежных отраслей и позволя-│ │ │
│ │ющих определить совокупный вклад ту-│ │ │
│ │ризма в отечественную экономику │ │ │
├───┴────────────────────────────────────┴────────────────┴─────────────────┤
│ IV. Повышение качества обслуживания │
│ в сфере туризма, подготовка кадров │
├───┬────────────────────────────────────┬────────────────┬─────────────────┤
│20.│Разработка и введение в установлен- │2002 - 2003 годы│Минэкономразвития│
│ │ном порядке новых правил стандарти- │ │России │
│ │зации и сертификации услуг средств │ │ │
│ │размещения │ │ │
│ │ │ │ │
│21.│Разработка нормативных актов, регу- │2002 год │Минэкономразвития│
│ │лирующих вопросы классификации гос- │ │России │
│ │тиничных средств размещения │ │ │
│ │ │ │ │
│22.│Разработка предложений по перечню │2002 - 2003 годы│Минэкономразвития│
│ │профессий, направлений подготовки и │ │России │
│ │специальностей работников туристи- │ │Минобразование │
│ │ческой индустрии в целях совершен- │ │России │
│ │ствования профильного туристического│ │Минтруд России │
│ │образования. │ │ │
│ │Совершенствование существующих ква- │ │ │
│ │лификационных требований (профессио-│ │ │
│ │нальных стандартов) к основным долж-│ │ │
│ │ностям работников туристической ин- │ │ │
│ │дустрии и разработка на их основе │ │ │
│ │новых образовательных стандартов для│ │ │
│ │подготовки квалифицированных кадров │ │ │
│ │в сфере туризма │ │ │
│ │ │ │ │
│23.│Формирование при федеральном органе │2002 - 2003 годы│Минэкономразвития│
│ │исполнительной власти в сфере туриз-│ │России │
│ │ма базы данных учебных заведений, │ │Минобразование │
│ │специализирующихся на подготовке, │ │России │
│ │переподготовке и повышении квалифи- │ │ │
│ │кации кадров для туристско - гости- │ │ │
│ │ничного комплекса │ │ │
│ │ │ │ │
│24.│Изучение потребностей учреждений ту-│2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│
│ │ристического и гостиничного бизнеса │ │России │
│ │в специалистах различного профиля │ │Минтруд России │
│ │ │ │Минобразование │
│ │ │ │России │
├───┴────────────────────────────────────┴────────────────┴─────────────────┤
│ V. Международное сотрудничество │
├───┬────────────────────────────────────┬────────────────┬─────────────────┤
│25.│Активизация работы представительств │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│
│ │по туризму за рубежом в рамках дея- │ │России │
│ │тельности торговых представительств │ │ │
│ │Российской Федерации (без увеличения│ │ │
│ │численности работников загранаппара-│ │ │
│ │та Минэкономразвития России) │ │ │
│ │ │ │ │
│26.│Совершенствование визовой политики │2002 - 2005 годы│МИД России │
│ │России в отношении иностранных госу-│ │Минэкономразвития│
│ │дарств (групп государств), безопас- │ │России │
│ │ных в миграционном отношении, а так-│ │ФПС России │
│ │же усиление контроля за выдачей виз │ │МВД России │
│ │туристам, следующим из государств, │ │ │
│ │опасных в миграционном отношении │ │ │
│ │ │ │ │
│27.│Подготовка к подписанию межправи- │2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│
│ │тельственных и межведомственных со- │ │России │
│ │глашений о сотрудничестве в области │ │ │
│ │туризма с зарубежными странами. Осу-│ │ │
│ │ществление деятельности рабочих │ │ │
│ │групп в рамках межправительственных │ │ │
│ │комиссий по туризму. Участие в рабо-│ │ │
│ │те Совета стран Содружества Незави- │ │ │
│ │симых Государств по туризму │ │ │
│ │ │ │ │
│28.│Аккредитация представительств иност-│2002 - 2005 годы│Минюст России │
│ │ранных юридических лиц и их филиа- │ │Минэкономразвития│
│ │лов, осуществляющих деятельность в │ │России │
│ │сфере туризма на территории Россий- │ │ │
│ │ской Федерации │ │ │
│ │ │ │ │
│29.│Подготовка проекта документа о вне- │2002 год │Минэкономразвития│
│ │сении изменений в Соглашение между │ │России │
│ │Правительством Российской Федерации │ │МИД России │
│ │и Правительством Китайской Народной │ │ФПС России │
│ │Республики о безвизовых групповых │ │МВД России │
│ │туристических поездках с целью отде-│ │ │
│ │ления коммерческих торговых поездок │ │ │
│ │от туристических поездок │ │ │
│ │ │ │ │
│30.│Подготовка предложений по решению │2002 год │Минэкономразвития│
│ │вопроса о ликвидации дискриминацион-│ │России │
│ │ных тарифов на услуги российских ор-│ │Минюст России │
│ │ганизаций, связанные с пребыванием │ │ │
│ │иностранных туристов в России │ │ │
│ │ │ │ │
│31.│Участие в работе по подготовке │в соответствии │Минэкономразвития│
│ │вступления России во Всемирную тор- │с планом работы │России │
│ │говую организацию │ │ │
│ │ │ │ │
│32.│Укрепление позиций России на мировом│2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│
│ │туристическом рынке в рамках работы │ │России │
│ │в составе Исполнительного совета │ │ │
│ │Всемирной туристской организации и │ │ │
│ │ее Комиссии для Европы │ │ │
│ │ │ │ │
│33.│Сотрудничество с программой Европей-│2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│
│ │ского союза по оказанию содействия │ │России │
│ │Содружеству Независимых Государств │ │ │
│ │по реализации проектов в области │ │ │
│ │нормативно - правового, рекламно - │ │ │
│ │информационного обеспечения и подго-│ │ │
│ │товки кадров для сферы туризма │ │ │
│ │ │ │ │
│34.│Сотрудничество с Организацией эконо-│2002 - 2005 годы│Минэкономразвития│
│ │мического сотрудничества и развития │ │России │
│ │и Организацией Азиатско - Тихоокеан-│ │Минфин России │
│ │ского экономического сотрудничества │ │МИД России │
│ │в сфере привлечения инвестиций для │ │ │
│ │развития туристических средств раз- │ │ │
│ │мещения в России и подготовки кадров│ │ │
│ │в сфере туризма │ │ │
└───┴────────────────────────────────────┴────────────────┴─────────────────┘
[1] Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г №954-р «Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года» // Правовая система «Консультант Плюс»
[2] Доклад Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2005 год и задачах экономической политики Правительства Российской Федерации на 2006 год»// Правовая система «Консультант Плюс»
[3] Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г №954-р «Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года» // Правовая система «Консультант Плюс»
[4] Информация предоставлена с Сайта Российского союза туристической индустрии http://www.rata.spb.ru/Rspti/zakon409-r.html
[5] Бедрик А.И. О развитии туристической индустрии на Дону// Молот.-2006.-№3
[6] Swiss Realty Group
[7] * - данные вто;
* * - данные, рассчитанные по потокам въездного международного Туризма, внутреннего, национального, с учетом всех видов Туризма и размещения.
[8] Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края №292- П «Об утверждении Концепции развития санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края на 2003-2010 годы»
РОСЖЕЛДОР
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
Гуманитарный факультет
__________________________________________________________________
«Допустить к защите»
Зав. кафедрой
«Социальные технологии»
к.и.н., проф.А.Н. Рубаник
«__»______________2006г.
Дипломная работа
«Особенности развития туризма на Юге России»
Специальность 022100 «Социально-
культурный сервис и туризм»
Дипломник Обаян Оксана Микаэловна
Студентка заочного отделения
гр.ГЗТ-6-004
Руководитель работы к.с.н., доцент Большакова
Галина Ивановна
Рецензент _____________________
Нормоконтроль _____________________
г.Ростов - на - Дону
2006 г.
Содержание
Введение. 6
Глава I Место туризма в экономике страны.. 10
1.1 Туристический потенциал России. 10
1.2 Классификация видов туризма, направления модернизации. 19
1.3 Характеристика рынка туризма наиболее развитых регионов России. 26
Глава II Анализ современного состояния туристической сферы в регионе на примере Краснодарского края.. 36
2.1 Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края – тенденции и проблемы.. 36
2.2 Динамика развития рынка туризма в крае. 44
2.3 Перспективы развития рынка туризма в Краснодарском крае – государственная и инвестиционная поддержка. 54
Заключение. 64
Список используемой литературы.. 67
Приложение. 71
Введение
Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему.
Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого -обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Туристическую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков.
В силу ряда причин индустрия туризма, рассматриваемая в качестве отрасли, редко удостаивается такого внимания со стороны общества, которое отвечало бы ее роли в экономической деятельности. Одна из главных причин -отсутствие правильно организованного статистического учета туристической деятельности, когда экономические показатели туризма «растворяются» в данных других отраслей народного хозяйства.
В современной обстановке, процесс расширения контактов между странами, вызванный, прежде всего интеграционными процессами в экономике, развитием телекоммуникаций, ростом торговли, повышением географической мобильности и увеличением туристских потоков, инициировал рождение беспрецедентного в истории диалога культур стран и народов.
Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду.
Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию.
Влияние туризма на Россию пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров. Устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привел к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.
По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма.
Туризм, как отрасль народного хозяйства страны, может быть производительным и очень прибыльным при решении комплекса вопросов, удовлетворяющих, с одной стороны интересы регионов и организаций, занимающихся туризмом, наличием постоянного и устойчивого источника дохода, и с другой стороны - интересы конечных потребителей услуг - туристов из России и других стран мира.
В большинстве высокоразвитых стран более половины населения проводит отпуска вне дома, причем большая часть из них выезжает за рубеж и эта часть населения увеличивается год от года.
Международный туризм в ряде стран стал крупным, а в некоторых и главным источником поступления валюты. В Испании в отдельные благоприятные годы доходы от туризма были, даже больше валютных поступлений от экспорта. В таких странах, как Турция, Египет. Китай туризм обеспечивает от 25% до 30% всех валютных поступлений.
Именно из-за большой доходности туризма, особенно международного, правительства многих стран активно участвуют в создании туристской инфраструктуры.
Туризм кроме того, ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса, городского хозяйства и других. В Европе создана общеевропейская система туристских дорог, чему способствовал большой наплыв автотуристов. Туризм стимулировал развитие производства сувениров, ювелирной промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов. Туризм - один из основных источников создания дополнительных рабочих мест.
Вся эта стройная система организации туристического бизнеса в Европе и других страны мира создавалась десятилетиями, имеет давние традиции, высокоразвитую инфраструктуру туризма, квалифицированные кадры и организацию их подготовки. Поэтому тот уровень, которого достиг туризм в странах Запада является следствием, больших и серьезных усилий со стороны государственных и частных структур.
За последнее время сформировалась точка зрения, особенно в России, которая стала практически официальной, что из трех основных видов туризма, въездного, внутреннего и выездного, последний вид является экономически не рентабельным, поскольку связан с большим оттоком денег за рубеж. Однако все три вида туризма представляют из себя взаимосвязанную единую туристскую структуру. Причем выездной туризм является наиболее подготовленным видом с созданной инфраструктурой и пока не требующий серьезных капиталовложений. Поэтому давно назрела необходимость во всесторонней объективной оценке выездного туризма.
К сожалению, на отсутствие должного понимания в России роли выездного туризма повлиял также и слабый уровень научной разработки основ оценки социально-экономической значимости выездного туризма, связав его, в основном, только с вывозом денег из России. Фактически до настоящего времени не было серьезных исследований по проблеме выездного туризма. А ведь от оценки роли туризма в экономике зависит отношение государства к его развитию, источникам инвестиций и многое другое.
Краснодарский край сегодня это перспективная территория для выгодных инвестиций в туристскую индустрию: сформировано законодательство, которое защищает и гарантирует права инвесторов, обеспечивает им предоставление налоговых льгот, гарантий администрации края и других форм государственной поддержки, создаются благоприятные условия пользования землей.
Наряду с традиционными, инвесторам предлагаются инновационные проекты развития этнографического, экстремального, экологического туризма в Анапе, Геленджике, Горячем Ключе, Сочи, Ейске, Темрюкском, Туапсинском и Апшеронском районах.
Поэтому актуальность выбранной темы работы очевидна.
Целью работы является изучение состояния рынка туризма на примере Краснодарского края.
Целью определены задачи, которые поставлены и решены в ходе написания работы, а именно:
- изучения места туризма в экономике страны,
-анализа современного состояния туристической сферы в регионе.
Теоретико-методологической базой исследования послужили Федеральные законы, касающиеся сферы туризма в России, труды отечественных экономистов, публикации периодической печати, Интернета.
Глава I Место туризма в экономике страны
Дата: 2019-05-29, просмотров: 220.