При изучении темы «Десятичные дроби»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выпускная квалификационная работа

по методике математики

 

Ярмиевой Руфины Расимовны

Специальность 050201

Математика

Группа М-51

отделение: очное

 

Руководитель: Трясцына Т. А.

преподаватель математики и методики математики

Защита состоялась:

Отметка:

Председатель ГАК:

2008



Оглавление

Введение                                                                                                    3

Глава 1. Теоретические основы формирования устных вычислительных навыков

1.1. Понятие «вычислительный навык» в психолого – педагогической литературе                                                                                                           6

1.2. Средства формирования устных вычислительных навыков       13

Глава 2. Методика формирования устных вычислительных навыков у учащихся 5-го класса при изучении темы «Десятичные дроби»

2.1. Разработка системы упражнений по формированию устных вычислительных навыков                                                                                26

2.2. Опытно-экспериментальная работа и анализ ее результатов        36

Заключение                                                                                             46

Список литературы                                                                                49



Введение

Одна из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений.

Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц сложения и умножения и использования при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Не менее важная задача современной школы – развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности, потребности в знаниях.

Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень). В последующие годы полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения алгебры, физики, химии, черчении и других предметов.

Для развития у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков многие учителя используют различные методические приемы и формы, например, устный счет, игры «Быстрый счетчик», «Математическое домино», «Математический футбол», «Математическое лото».

Не секрет, что у детей с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой. Но чтобы ребенок быстро считал , выполнял простейшие преобразования, необходимо время для их отработки. 5-7 минут устного счета на уроке недостаточны не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, если нет системы устного счета. Устные упражнения должны применяться также во всех подходящих случаях не только на небольших числах, но также и на больших, но удобных для устного счета. Задача учителя состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуации, в которых ученик стремится производить в уме арифметические действия.

Именно в 5-6 классах закладываются основы обучения математике наших воспитанников. Не научим детей считать в этот период, в дальнейшем они будут испытывать трудности.

Данная тема актуальна, так как устные вычисления необходимы в жизни каждому человеку. Математика является одной из важнейших наук на земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителю необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные виды устных упражнений.

Цель данной работы: выявление значения устных упражнений как одного из наиболее эффективных средств формирования устных вычислительных навыков учащихся 5-го класса.

Задачи:

- изучить психолого-педагогические, теоретические и методические источники по данному вопросу;

-разработать систему устных упражнений, способствующих формированию вычислительных навыков;

- провести и проанализировать результаты диагностики.

Объект исследования: процесс обучения учащихся на уроках математики.

Предмет исследования: процесс формирования устных вычислительных навыков пятиклассников на уроках математики.

Гипотеза: Если систематически включать устные упражнения на уроки математики в 5-ом классе, то это способствует формированию прочных вычислительных навыков.

Контингент исследования: учащиеся 5-го класса Атнягузинской и Енапаевской школ Октябрьского района Пермской области.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 158.