Ближний Восток, находящийся на стыке Европы, Азии и Африки давно привлекал к себе внимание великих держав. Ближний Восток позволяет контролировать Восточную часть Средиземноморья, а соответственно Черноморские проливы и Суэцкий канал. Кроме того, через Сирию и Ирак проходит путь, связывающий Средиземное море с нефтепромыслами Персидского залива. На Ближнем Востоке были созданы промежуточные базы воздушных сообщений между Европой, Юго-Восточной Азией и Дальним Востоком. Богатые залежи полезных ископаемых, удобное географическое положение, огромные рынки сбыта не могли оставить в стороне мировые державы, и, прежде всего, СССР и США.
Именно в Восточном Средиземноморье происходило соприкосновение двух блоков - НАТО и ОВД, и этот регион рассматривался командованием НАТО как основной плацдарм для нанесения ударов по южным рубежам Советского Союза. В Средиземном море постоянно находился 6-ой флот США и была сформирована довольно мощная наземная Южноевропейская и морская Средиземноморская группировки НАТО. Интересы НАТО в этом районе объяснялись также тем, что большая часть ВС НАТО в Европе использовала именно ближневосточную нефть для обеспечения своих постоянно растущих потребностей в горюче-смазочных материалах [29, с.15].
Советский Союз не мог не обращать внимания на усиление вероятного противника на своих южных рубежах. Однако реально ничего не мог противопоставить. Для борьбы с США требовались баллистические ракеты, из-за чего в 50-х - I-ой пол.60-х гг. началось наращивание стратегических вооружений, что привело к снижению роли обычных вооружений. Хотя в Советском Союзе и был сформирован ЗакВО (Закавказский военный округ - мощная группировка для противостояния Турции), однако для осуществления крупных морских операций Советский Союз в тот период времени не обладал необходимыми возможностями. Учитывая то, что "современная война" в основном будет проходить на морских театрах военных действий, решено было развивать ВМФ в качественно новом направлении, а именно создавать океанский флот, который мог бы защитить интересы СССР во всем мире. Согласно официальной точке зрения, отраженной в работе военных юристов Г.С. Горшкова и Г.М. Мелкова: "Если ВМС западных стран - инструмент агрессии и неоколониализма, то советский ВМФ служит средством миролюбивой политики и дружбы народов, пресечения агрессивных устремлений империализма, сдерживания военных авантюр и решительного противодействия угрозам безопасности народов со стороны империалистических держав" [9, с.11].
Таким образом, основными направлениями деятельности Советского ВМФ стали:
обеспечение внешнеполитических мероприятий, проводимых СССР в регионах значительно удаленных от территории Советского Союза;
противодействие ВМС враждебных государств на акватории всего Мирового океана;
обеспечение деятельности советских подводных крейсеров стратегического назначения.
В 1968 К. Гастейгер писал в "Форин Эффэарс": "С арабо-израильской войны в июне 1967 года Советский Союз усилил политическое и военное присутствие по сравнению с предыдущим периодом, и не выказывает никаких намерений к уходу. Он, таким образом, перестает играть роль стороннего наблюдателя, который может защищать или продвигать свои интересы в регионе только путем устных заявлений" [13, с.6].
Политические интересы СССР на Ближнем Востоке были следующие:
Советский Союз стремился усилить свое влияние в регионе.
СССР стремился противостоять западному и растущему китайскому влиянию в Восточном средиземноморье.
Ближний Восток находился слишком близко от советских границ, и усиление советского влияния было необходимо для обеспечения безопасности государства. Это признавали даже в Соединенных Штатах, например, Дж. Кэмпбелл писал в 1970 году, что, несмотря на то, что Ближний Восток - "регион не очень важный для СССР, тем не менее, это южное подбрюшье Советского Союза и путь для экспансии в другие регионы" [10, с.52].
Взаимодействуя с прогрессивными (согласно советской официальной точке зрения) странами, Советский Союз укреплял свои позиции на Ближнем Востоке. Однако существовали некоторые трудности, так например, многие из арабских стран воспринимали коммунизм (не без подсказки со стороны США) как политический строй враждебный исламу. Это была одна из причин, по которой Москва не смогла распространить свое влияние на такие государства как Иран, Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ. Ряд стран Ближнего Востока, которые сами претендовали на ведущую роль в регионе, рассматривали СССР как "сверхдержаву с великими амбициями" и, хотя, охотно принимали советскую помощь, но не позволяли вмешиваться в свои внутренние дела.
Серьезные связи с ближневосточными странами СССР начал налаживать еще в 50-х годах, однако не была выработана линия поведения Советского Союза во время конфликтных ситуаций внутри арабского мира. Когда СССР поддерживал одну из воюющих сторон, то это оборачивалось потерей другой стороны, так было во время конфликтов между Южным Йеменом и Северным Йеменом, Иорданией и Сирией, Сирией и ООП.
При налаживании отношений с арабскими странами большое внимание уделялось "социалистической ориентации" последних. Как писал в своих воспоминаниях К.Н. Брутенц: "Мы переоценили созидательный потенциал националистов, вставших у государственного руля, свою способность оказать на них политическое и идеологическое воздействие. И здесь были ослеплены гулявшим среди них социалистическим поветрием, часто не понимая его характера" [20, с.3]. Действительно, советское руководство слишком надеялось на то, что, встав на социалистический путь развития, арабские страны с этого пути уже не свернут. Однако сама ситуация, сложившаяся в регионе, способствовала возникновению подобного неверного представления.
Несмотря на все вышеперечисленные трудности, политика, проводимая СССР в регионе с середины 50-х годов, была вполне успешной. Были достигнуты положительные результаты как в обеспечении безопасности Советского Союза, так и в отношениях с отдельными странами.
Экономические интересы СССР на Ближнем Востоке в основном заключались в развитии торговых связей со странами региона и поддержание политических отношений через экономическую помощь и торговлю. СССР поставлял: сельскохозяйственную технику, машины, оборудование, а в ответ получал продовольственные товары, нефть, газ и фосфаты. Большую роль в торговых отношениях играли поставки вооружений. Это было связано с тем, что кроме получения значительной денежной прибыли, Советский Союз мог через поставки оружия влиять на местные правительства. Неверно говорить, что СССР дарил оружие, вопросы оплаты решались в зависимости от ситуации, кроме того некоторые типы вооружений, хотя и находились в дружественных арабских странах, но руководство ими осуществлялось из Москвы [34, с.59].
Только за поставки вооружения, составлявшие большую часть советского экспорта в арабские страны, СССР в 1966 - 1975 годах получил более 6 млрд. долл. Однако, приходится признать, что на тот период торговые связи СССР со странами Ближнего Востока не соответствовали должному уровню.
Таким образом, к началу 70-х годов, можно выделить следующие основные группы советских интересов на Ближнем Востоке:
1. Политические интересы:
усиление влияния СССР в регионе;
укрепление связей с прогрессивными (с точки зрения советского руководства) режимами в арабских странах;
противостояние Западному влиянию в ближневосточном регионе;
противостояние китайскому влиянию в ближневосточном регионе.
2. Военные интересы:
обеспечение безопасности южных границ Советского Союза;
возможность размещения военно-морских баз и аэродромов в Южном Средиземноморье;
обеспечение выхода Советского ВМФ в Средиземное море и Индийский океан;
противостояние 6-му флоту США и силам НАТО в Средиземноморье и американским атомным подводным лодкам с баллистическими ракетами в Индийском океане.
3. Экономические интересы:
расширение рынков сбыта и торговых связей в регионе;
импорт полезных ископаемых;
продажа советского оружия прогрессивным (с точки зрения советского руководства) режимам.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 163.