Глава 1. Ближний Восток в системе советско-американских отношений в 70-е года XX века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Проблема урегулирования ближневосточного конфликта занимала важное место в советско-американских отношениях после Второй мировой войны. Ближний Восток имел особое значение для СССР и США, что вынуждало сверхдержавы к соперничеству и одновременно сотрудничеству в регионе.

Начиная с 1948 года - года образования Государства Израиль, на Ближнем Востоке не прекращается конфликт, ежегодно уносящий многие жизни. Актуальность данной темы состоит в том, что неурегулированность этой конфликтной ситуации неблагоприятно влияет на развитие стран региона. Отсутствие политического урегулирования создает благоприятные условия для новых столкновений противоборствующих сторон. Арабо-израильский конфликт получил развитие и в современной системе международных отношений.

Блестящая военная победа в Шестидневной войне не принесла Израилю ожидавшего политического успеха. Поражение для арабского мира было слишком унизительным, а экономические последствия были слишком тяжелыми. В то же время щедрые поставки советского оружия вызывали у побежденных желание восстановить силы и попытаться взять реванш.

После июньской агрессии 1967 г прошел год, и с лета 1968 г., несомненно имея в виду подъем морального духа в народе и армии, египтяне начали периодические артобстрелы позиций "оккупантов" на восточном берегу Суэцкого канала. Израильтяне ответили контрбатарейной борьбой на канале и все более усиливающимися авианалетами вглубь страны. Начался период так называемой Войны на истощение, растянувшийся с середины 1968 до середины 1970.

На конференции арабских лидеров в городе Хартум в сентябре 1967 г официальные лица соседних с Израилем государств заявили о нежелании сотрудничать с Государством Израиль и своей решимости продолжать боевые действия. Эти громогласные заявления были подкреплены уничтожением израильского военного корабля в октябре 1967 г. В ответ израильские самолеты нанесли бомбово-штурмовые удары по основным базам египетского ВМФ в Средиземном море.

"Масло в огонь" подлила ООН, принявшая 22 ноября 1967 г. резолюцию № 242, согласно которой сторонам предписывалось отвести войска на довоенные границы. Для Израиля это означало потерю захваченного дорогой ценой Синайского полуострова и новую эскалацию насилия со стороны палестинских террористов. Однако, не смотря ни на что, ни одна из сторон не приняла этой резолюции [30, с.16].

Вскоре после войны в Египет начали пребывать в массовом порядке советские военные советники и множество современного вооружения, почти бесплатно поставлявшегося Восточным блоком. Примерно с этого времени началось сближение СССР и Египта - на территории страны расположились целые военные подразделения.

Подогревали новый конфликт на Ближнем Востоке и Штаты. Америка активно поставляла в Израиль новейшее оружие, материальную и финансовую помощь. Сверхдержавы стремились выяснить, кто же из них лидер за счет ближневосточных государств и жизней тысяч людей. "Холодная война" не могла не затронуть всего мира, поделившегося на два практически равных полюса: советский и западный. Новый мощный конфликт долго ждать себя не заставил [17, с.2].

В октябре 1973 года на Ближнем Востоке началась новая, четвертая по счету война. В отечественной историографии она получила название "Октябрьская война", в западной ее часто называют также "Войной Йом-Киппур" или "Войной Судного дня".

Октябрьская война отличалась от предыдущих локальных войн прежде всего своей масштабностью - кроме Египта и Сирии - основных противников Израиля, в составе арабской коалиции сражались войска Алжира, Иордании, Ирака, Кувейта, Марокко, Саудовской Аравии, Судана и Туниса.

СССР и США приняли активное участие в политическом урегулировании нового конфликта. Однако ситуация развивалась таким образом, что сверхдержавы оказались косвенно вовлеченными в конфликт, который постепенно перерос в возможность конфронтации между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Только благодаря усилиям советского и американского руководства, удалось избежать последствий, способных серьезно осложнить советско-американские отношения.

Цель данной работы - изучить влияние ближневосточного конфликта 1973 г на взаимоотношения СССР и США.

Для достижения поставленной нами цели, необходимо решить ряд задач:

выяснить, какие цели и интересы преследовали СССР и США на Ближнем Востоке;

изучить роль сверхдержав в войне Судного дня;

оценить возможность возникновения прямого столкновения между СССР и США.

Большое внимание уделяется переговорному процессу и действиям сверхдержав, направленным на урегулирование конфликта.

Ближневосточный конфликт до сих пор не разрешен. Появились новые очаги кризисных ситуаций не только в "третьем мире", но и в Европе. США не собираются отказываться от силовой политики, в связи с чем начинается новый виток напряженности в российско-американских отношениях. В связи с этим хочется надеяться, что данная работа позволит лучше понять действия различных государств, направленные на урегулирование кризисов на современном этапе.

Израиль, являясь крошечным государством на карте мира, с геополитических и цивилизационных точек зрения остается одним из наиболее кризисных мест на Земле и объектом пристального внимания мировой общественности. Мир в Израиле является одним из оснований стабильности во всем мире. И наоборот, языки пламени арабо-израильского конфликта, если мировое сообщество не будет способствовать его ослаблению, имеет опасность перекинуться на другие регионы мира. Как предсказал великий ясновидящий Нострадамус: "Третья мировая война, способная уничтожить весь ми, придет из маленького государства на Ближнем Востоке" [38, с.110].

Хронологические рамки исследования. Работа описывает советско-американские отношения в период ближневосточного конфликта 1973г. Для более глубокого понимания рассматриваемой проблемы, затрагиваются частично 50-е - 60-е года.

Территориальные границы. Работа рассматривает одно из ключевых событий в истории международных отношений XX века, поэтому в ней затрагиваются события, происходящие на территории США, Израиля, СССР и арабских государств Ближнего Востока.

Степень разработанности проблемы. Четко проанализированы источники и литература по исследуемой проблеме.

В качестве источников использованы американо-израильские и советско-египетские договора и соглашения конца 60-х - начала 70-х годов [1 - 3] и резолюции СБ ООН №338, №339 и №340 [6 - 8]. На их основе сделаны некоторые выводы о политике Америки и СССР во время войны Судного дня и выявлено отношение Запада к событиям 1970-1973гг.

Литературу можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся работы советских авторов. В трудах Смирнова А.С. [46], А. Дымшица [31], Асанова Д.С. [19], Авакова В.Л. [9], О. Аврамова [10] рассматривается политика США и СССР на Ближнем Востоке, содержатся описания подготовки сторон к войне, раскрываются причины противостояния арабов и евреев с точки зрения влияния со стороны сверхдержав. Работы написаны на основе марксистско-ленинской идеологии, что является недостатком на сегодняшний день.

Ко второй группе относятся книги и статьи ближневосточных авторов. В трудах таких знаменитых политологов как Р. Андреасяна [16], Н. Ашхаба [20], Г. Люфта [26], И. Кохена [33] четко раскрываются реальные отношения Запада и Востока, даются предположения о роли сверхдержав в войнах на Ближнем Востоке, дается строгая оценка отношений Израиля со странами Европы, СССР и США. Данные авторы крайне интересны для специалистов по арабо-израильскому противостоянию и по истории Востока в целом.

К третьей группе можно отнести западных политологов и специалистов по Ближнему Востоку. Книги и статьи А. Арбатова [18], А. Доути [51], Д. Элазар [52 - 53], Э. Шенон [58] вызывают огромный интерес. Они, в основном, посвящены американскому участию в конфликте, направленному на его политическое разрешение и советско-американо-европейскому влиянию на события нВ Ближнем Востоке. В некоторых из книг данной группы приводятся в качестве приложений американо-израильские и советско-египетские соглашения и договора.



США в войне Судного дня

 

Для Соединенных Штатов начало новой войны на Ближнем Востоке не стало неожиданностью. Еще за несколько дней до 6 октября 1973 года американская разведка предупреждала израильское руководство о возможном начале военных действий. Однако должной реакции не последовало. Следствием этого стал первоначальный успех арабских армий, которые умело использовали как свой боевой опыт, так и нерешительные действия США.

В период с 6 по 8 октября между Москвой и Вашингтоном происходил постоянный обмен информацией. На начальном этапе конфликта Соединенные Штаты, в отличии от СССР, были заинтересованы в созыве Совета Безопасности, для урегулирования возникшего кризиса. В Вашингтоне не могли предсказать ход военных действий, поскольку никто не ожидал, что Египту и Сирии удастся добиться какого-либо успеха.

Руководство США не ограничилось только такими внешнеполитическими действиями, как обсуждение проблемы с советским правительством. Уже 6 октября, были предприняты следующие шаги: президент Р. Никсон отдал приказ соответствующим частям 6-го флота США начать движение в восточном направлении Средиземноморья; президентом были одобрены рекомендации о поддержке США решения о прекращении огня на основе status quo ante; президент одобрил решение о сдержанной военной помощи Израилю, вместе с действиями, направленными на то, чтобы Советский Союз воздержался от поставок вооружений арабским странам.

С началом военных действий США встали перед выбором: либо продолжать проводить "сбалансированную" политику по отношению к странам, вовлеченным в конфликт, либо решительно поддержать Израиль. В результате Вашингтон предпочел последний вариант - установить "воздушный мост" для снабжения своего союзника вооружением и боеприпасами. Судя по всему, американская администрация еще не определилась, как ей действовать. Еще не была выработана четкая линия поведения США в условиях нового кризиса. Отчасти это произошло от того, что военные аналитики изначально неверно определили расклад сил воюющих сторон. А ведь для США всегда было важным их статус на мировой арене, и именно по этому США должны были проводить такую политику, при которой они смогут оказывать поддержку Израилю, в том числе и военную, но при этом сохранить добрые отношения с такими странами как Саудовская Аравия, которая поддерживала действия Египта и Сирии, но не Израиля [23, с.65].

Еще раз хочется отметить, что США в первые дни конфликта не были полностью готовы к принятию решений по ближневосточной проблеме. Ход военных действий был плохо предсказуем. Следовательно, нельзя было предугадать соотношение сил в ближайшее время.

Тем не менее, Америка не собиралась проигрывать этот этап войны СССР, и, как только Советский Союз 10 октября начал массированные поставки оружия арабским странам, администрация США решила использовать американские гражданские самолеты для перевозки военных грузов в Израиль, что продолжалось до 12 октября. Подобное действие вряд ли легко далось американским политикам. С одной стороны, этой акцией было дано понять, что Америка помогает Израилю, однако ни о какой малозаметной помощи  не могло больше идти и речи, с другой стороны, американо-арабским отношениям был нанесен значительный ущерб. Возможно, что американская администрация пошла на этот шаг в надежде на то, что война закончится раньше, чем придется предпринимать какие-либо серьезные действия.

Несомненно, что на принятие конкретного решения большое влияние оказали выступления в конгрессе США "друзей Израиля", то есть конгрессменов произраильской направленности. Но кроме ухудшения американо-арабских отношений, акция по расширению помощи ни к чему не привела. Более того, уже на следующий день советские поставки оружия арабам значительно увеличились, и три советские воздушно-десантные дивизии были приведены в состояние повышенной боеготовности как ответ на новые израильские атаки против сирийских войск. Растущее давление со стороны Израиля и его сторонников давало понять, что Израиль находится в крайне тяжелом положении и его победа откладывается. Другими словами, изменилась предполагаемая продолжительность войны, что серьезно спутало планы Вашингтона [56, с.15].

Необходимо отметить, что при вопросе о военной помощи Израилю конгрессменами все время оговаривалось, что вмешательства американских войск не потребуется. Помощь будет заключаться исключительно в поставках вооружения и снаряжения, необходимых Израилю. Война во Вьетнаме только закончилась, и Америка еще не оправилась от потерь, поэтому любая новая война с участием американских солдат вызвала бы в обществе отрицательную реакцию. С этим приходилось считаться и самым большим "друзьям Израиля" в Конгрессе.

К 12 октября американская администрация пришла к таким выводам:

Действия, направленные на уменьшение советской помощи Египту и Сирии, не привели к должному успеху.

Усилия по прекращению огня также не достигли успеха. Израильтяне согласились на прекращение огня с оставлением войск на позициях, занимаемых ими к моменту прекращения огня. Советский Союз также выступил с фактическим одобрением такого решения. Но А. Садат был против, так как надеялся, что сможет улучшить положение на фронте в свою пользу.

Положение Израиля было настолько угрожающим, что он был готов применить ядерное оружие.

США не были заинтересованы ни в полной и безоговорочной победе Израиль, ни в победе арабской коалиции, тем более если это произойдет при помощи СССР.

Начало возрастать как внешнее (со стороны Израиля), так и внутреннее (со стороны Конгресса) давление на администрацию с целью скорейшего начала военных поставок Израилю [22, с.11].

Что касается роли и степени участия США в конфликте, уместно будет привести выступление представителя от Айдахо Симмса 12 октября. По его мнению, США стоит задуматься об улучшении отношений с арабскими странами, а не влезать в конфликт, который является делом арабов и израильтян. Как сказал Симмс, "Интересно отметить, что многие бывшие "голуби", выступавшие против войны во Вьетнаме, сейчас просто подпрыгивают от нетерпения, требуя помочь Израилю. Я никак не могу понять, почему они считали, что можно допустить порабощение Южного Вьетнама коммунистами, но внезапно почувствовали, что Израиль не может вести свою собственную войну без американской поддержки" [24, с.4]. Выступление Симмса единственное, в котором конфликт на Ближнем Востоке был назван делом арабов и израильтян. Это также единственное выступление, в котором США было высказано пожелание перестать быть "международным полицейским и стражем политических стандартов".  Но выступление Симмса не получило никакой поддержки в Конгрессе.

12 октября президенту Р. Никсону пришло сообщение от премьер-министра Израиля Г. Меир, в котором она просила как можно быстрее решить вопрос о поставках в связи с тяжелым положением Израиля. В тот же день президент отдал приказ Министерству обороны немедленно организовать "воздушный мост". Несмотря на военную значимость "воздушного моста" он больше задумывался как политическое средство. Необходимо было показать Советскому Союзу, что не он один может поддерживать какую-либо из сторон, а также заявить о поддержке Израиля. Операция "Никель грасс" оказала существенное влияние не только на американо-израильские отношения, но и на отношения Соединенных Штатов с СССР и с государствами - членами НАТО.

16 октября были предложены основные шаги американской политики, направленные на урегулирование ближневосточного конфликта:

Проведение политики, направленной на мирное урегулирование ближневосточного конфликта.

Поставки оружия смогут сохранить баланс вооружений в регионе.

Не следует посылать американские войска в Израиль, так как Вьетнам еще не забыт.

Следует созвать совещание глав государств СССР, США, Великобритании, Франции и Германии для обсуждения ближневосточной проблемы.

В случае если это не будет возможным, следует созвать министров иностранных дел вышеперечисленных государств [50, с1].  

В октябре 1973 г. на заседании СБ ООН делегации СССР и США выступили с совместной инициативой и представили совместный проект резолюции о прекращении огня и перемирии на Ближнем Востоке, предусматривавший следующие пункты:

1. Прекращение огня на местах;

2. Выполнение условий резолюции СБ ООН № 242 после прекращения огня;

3. переговоры между воюющими сторонами, направленные на установление прочного и долгосрочного мира в регионе [46].

22 октября СБ ООН принял резолюцию № 338. С ней согласились Израиль и Египет. Казалось, что конфликт благополучно разрешен и можно переходить к переговорному процессу. Однако Израиль нарушил соглашение о прекращении огня и начал новое наступление: данный проект уже не входил в планы Израиля, стремящегося на тот момент захватить как можно больше территорий.

Испугавшись возможного начала уже не региональной, а мировой войны, Госсекретарь США Киссинджер вызвал к себе посла Израиля и заявил ему: "Передайте Меир, что если Израиль будет продолжать войну, то пусть больше не рассчитывает на получение военной помощи от США. Из-за вас мы вовсе не собираемся заполучить Третью мировую войну" [46, 320]. Спустя несколько часов были приняты резолюции СБ ООН №338/339 и 25 октября 1973 г. на заседании Совета Безопасности ООН была принята резолюция №340, согласно которой на Ближний восток направлялись войска ООН, в которые не были включены части СССР и США. Конфликт был урегулирован. Кризис в отношениях между сверхдержавами миновал. Война Йом-Кипур официально завершилась.

В целом, можно сделать следующие выводы по американской политике во время ближневосточного конфликта 1973 года:

Во-первых, США удалось вытеснить из Египта Советский Союз. В результате чего был несколько снижен авторитет СССР среди арабских стран.

Во-вторых, Соединенные Штаты сами стали участником переговорного процесса между Египтом и Израилем. Таким образом, США смогли достичь несколько целей: не ухудшая отношений с Израилем, улучшить их с Египтом и получить статус миротворца.

В-третьих, США смогли отработать военную операцию по воздушным поставкам в район боевых действий - операция "Никель грасс". Учитывая возросшую роль транспортной авиации, США получили бесценный опыт, который применяется и сейчас.

В-четвертых, на принятие внешнеполитических решений по ближневосточной проблеме в октябре 1973 года влияло опасение возникновения "нового Вьетнама". Американским конгрессменам и администрации приходилось с этим считаться.

В целом США довольно успешно применили сочетание дипломатии и военной мощи, благодаря чему были достигнуты основные цели, поставленные американским руководством. Несомненно, что подобная политика США в ходе ближневосточного кризиса 1973 года, заложила прочный фундамент для проведения в жизнь Кэмп-дэвидских соглашений 1978 года, что можно расценивать как дипломатическую победу США.

ВЫВОД: Обстановку разрядки начала 70-х годов Советский Союз активно использовал для продвижения дела подлинного всеобъемлющего ближневосточного урегулирования. В результате твердой линии СССР в ходе первой советско-американской встречи на высшем уровне в мае 1972 г. США согласились на включение в совместное коммюнике положения о необходимости мирного урегулирования на Ближнем Востоке на основе резолюции №242 Совета Безопасности, значение которой состояло, прежде всего в том, что требование о выводе израильских войск со всех арабских территорий, захваченных в 1967 г. выдвигалось в ней как первый необходимый принцип установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке. Во время второй советско-американской встречи на высшем уровне в июне 1973 г. была достигнута договоренность о том, что такое урегулирование "должно быть осуществлено в соответствии с интересами всех государств данного района, должно отвечать их независимости и суверенитету и учитывать должным образом законные интересы палестинского народа".

Значение советско-американских договоренностей по вопросам ближневосточного урегулирования в полной мере проявилось во время октябрьских событий на Ближнем Востоке.

Эти договоренности в совокупности с подписанным советско-американским соглашением о предотвращении ядерной войны и другими документами, закреплявшими разрядку в советско-американских отношениях, сыграли важную роль в локализации конфликта, что открывало путь к принятию мер по политическому урегулированию в этом районе.

22 октября 1973 г. Советский Союз и США внесли в Совет Безопасности совместный проект резолюции (одобрен в качестве резолюции Совета Безопасности №338), значение которого состояло в том, что вопрос о прекращении огня непосредственно увязывался с требованием немедленно приступить к переговорам с целью достижения всеобъемлющего политического урегулирования на Ближнем Востоке.

В Совете Безопасности ООН с удовлетворением было воспринято заявление представителя США Д. Скали о том, что осуществление решения Совета Безопасности должно привести не просто к "еще одной передышке между двумя войнами", а к устранению "основных причин, которые так часто и так трагически ввергали Ближний Восток в войну".



Заключение

 

Ближневосточный конфликт 1973 года закончился в начале ноября. К этому времени удалось стабилизировать отношения между сверхдержавами. Страны, вовлеченные в конфликт, прекратили боевые действия. Государственный секретарь Г.А. Киссинджер отправился в поездку по Ближнему Востоку с целью создать основу для проведения мирных переговоров.

21 декабря 1973 года в Женеве, при активном участии СССР, открылась мирная конференция по Ближнему Востоку. Присутствовали делегации АРЕ, Иордании, Израиля, СССР и США (Сирия, приглашенная участвовать в конференции, делегации не направила), генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм.

В качестве первого шага было решено в рамках рабочих групп договориться о разъединении войск, воевавших сторон с тем, чтобы принятые рекомендации обсуждались на конференции, которая продолжит свою работу на уровне послов.

18 января 1974 г. было подписано египетско-израильское соглашение, которое предусматривало, что войска Израиля отойдут за линию, расположенную в нескольких километрах к западу от канала, с вступлением в зоны разъединения чрезвычайных сил ООН. Соглашение о разъединении сирийских и израильских войск было подписано 5 июля 1974 года в рамках соглашений, принятых на Женевской конференции.

В июле 1975 года был возобновлен проход судов через Суэцкий канал. В сентябре того же года было заключено соглашение о втором этапе разъединения войск на Синайском полуострове. Египет обязался не предпринимать военных действий против Израиля и открывал Суэцкий канал для прохода израильских судов. Израиль возвращал Египту часть побережья Суэцкого залива с районом Абу-Рудайс, где находились нефтепромыслы. На Синайском полуострове создавались посты электронного наблюдения, обслуживаемые американскими специалистами. Соглашения запрещало ввод египетских войск на территорию, с которой уходили израильские войска.

Арабский мир расценил Синайское соглашение, как решение Египта выйти из единого фронта борьбы с Израилем. В декабре 1975 года руководители Сирии и Иордании в совместном заявлении осудили отрицательные последствия соглашения для арабских государств и подчеркнули, что частичные и односторонние соглашения служат интересам противника, под которым подразумевались Израиль и Соединенные Штаты.

15 марта 1976 года А. Садат денонсировал договор о дружбе с Советским Союзом от 1971 года. В результате СССР потерял своего союзника на Ближнем Востоке, что нанесло серьезный ущерб престижу Советского Союза среди арабских стран. Кроме того, СССР потерял возможность пользоваться военными аэродромами и военно-морскими базами в Египте.

В ноябре 1977 года А. Садат нанес визит в Израиль, тем самым признав существование этого государства. Ближневосточная политика США принесла свои положительные результаты. В сентябре 1978 года в Кэмп-Дэвиде было подписано соглашение между президентом АРЕ А. Садатом и премьер-министром Израиля М. Бегином. Соглашение предусматривало постепенный вывод израильских войск с Синайского полуострова и возможность введения самоуправления для палестинцев на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Египет, в свою очередь, признал Израиль. Подписание кэмп-дэвидских соглашений явилось крупной победой американской дипломатии. Подводя итоги ближневосточного конфликта 1973 года, можно сделать следующие выводы:

Политика, проводимая Советским Союзом и Соединенными Штатами в указанный период времени, была направлена на мирное, политическое решение проблемы. После Октябрьской войны как советские, так и американские позиции на Ближнем Востоке претерпели значительные изменения.

Советский Союз потерял ряд своих позиций в ближневосточном регионе. Египет вышел из сферы советского влияния и перестал быть основным региональным союзником СССР. Его место заняла Сирия.  

Соединенные Штаты, напротив, смогли стать участником переговорного процесса между Египтом и Израилем, что укрепило их позиции на Ближнем Востоке.

Основная заслуга советского и американского руководства заключается в том, что они не допустили перерастания кризиса из локального в глобальный. Однако следует подчеркнуть, что Советский Союз не собирался направлять свои войска на Ближний Восток, и только действия американской стороны, а именно, приведение войск в состояние повышенной боевой готовности обострили ситуацию.

Израиль, конечно же, не проиграл этой войны, но ни Голда Меир, ни ее генералы не решались назвать себя победителями.

Главным последствием войны 1973 г. стало подписание мирного договора Израиля и Египта, что снизило опасность нового межгосударственного столкновения, но одновременно обострил внутренние проблемы Израиля.

Октябрьская война явила собой начало нового этапа ближневосточного конфликта. Изменилась международная обстановка на Ближнем Востоке. Арабо-израильская война 1973 года во многом повлияла на советскую и американскую политику, проводимую не только в ближневосточном регионе, но и в "третьем мире" в целом. Были вскрыты стратегические просчеты в региональной политике СССР и США.

Октябрьская война не оказала значительного влияния на процесс разрядки между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Но она доказала, что существует возможность сотрудничества между сверхдержавами в деле политического урегулирования ближневосточного конфликта.



Введение

 

Проблема урегулирования ближневосточного конфликта занимала важное место в советско-американских отношениях после Второй мировой войны. Ближний Восток имел особое значение для СССР и США, что вынуждало сверхдержавы к соперничеству и одновременно сотрудничеству в регионе.

Начиная с 1948 года - года образования Государства Израиль, на Ближнем Востоке не прекращается конфликт, ежегодно уносящий многие жизни. Актуальность данной темы состоит в том, что неурегулированность этой конфликтной ситуации неблагоприятно влияет на развитие стран региона. Отсутствие политического урегулирования создает благоприятные условия для новых столкновений противоборствующих сторон. Арабо-израильский конфликт получил развитие и в современной системе международных отношений.

Блестящая военная победа в Шестидневной войне не принесла Израилю ожидавшего политического успеха. Поражение для арабского мира было слишком унизительным, а экономические последствия были слишком тяжелыми. В то же время щедрые поставки советского оружия вызывали у побежденных желание восстановить силы и попытаться взять реванш.

После июньской агрессии 1967 г прошел год, и с лета 1968 г., несомненно имея в виду подъем морального духа в народе и армии, египтяне начали периодические артобстрелы позиций "оккупантов" на восточном берегу Суэцкого канала. Израильтяне ответили контрбатарейной борьбой на канале и все более усиливающимися авианалетами вглубь страны. Начался период так называемой Войны на истощение, растянувшийся с середины 1968 до середины 1970.

На конференции арабских лидеров в городе Хартум в сентябре 1967 г официальные лица соседних с Израилем государств заявили о нежелании сотрудничать с Государством Израиль и своей решимости продолжать боевые действия. Эти громогласные заявления были подкреплены уничтожением израильского военного корабля в октябре 1967 г. В ответ израильские самолеты нанесли бомбово-штурмовые удары по основным базам египетского ВМФ в Средиземном море.

"Масло в огонь" подлила ООН, принявшая 22 ноября 1967 г. резолюцию № 242, согласно которой сторонам предписывалось отвести войска на довоенные границы. Для Израиля это означало потерю захваченного дорогой ценой Синайского полуострова и новую эскалацию насилия со стороны палестинских террористов. Однако, не смотря ни на что, ни одна из сторон не приняла этой резолюции [30, с.16].

Вскоре после войны в Египет начали пребывать в массовом порядке советские военные советники и множество современного вооружения, почти бесплатно поставлявшегося Восточным блоком. Примерно с этого времени началось сближение СССР и Египта - на территории страны расположились целые военные подразделения.

Подогревали новый конфликт на Ближнем Востоке и Штаты. Америка активно поставляла в Израиль новейшее оружие, материальную и финансовую помощь. Сверхдержавы стремились выяснить, кто же из них лидер за счет ближневосточных государств и жизней тысяч людей. "Холодная война" не могла не затронуть всего мира, поделившегося на два практически равных полюса: советский и западный. Новый мощный конфликт долго ждать себя не заставил [17, с.2].

В октябре 1973 года на Ближнем Востоке началась новая, четвертая по счету война. В отечественной историографии она получила название "Октябрьская война", в западной ее часто называют также "Войной Йом-Киппур" или "Войной Судного дня".

Октябрьская война отличалась от предыдущих локальных войн прежде всего своей масштабностью - кроме Египта и Сирии - основных противников Израиля, в составе арабской коалиции сражались войска Алжира, Иордании, Ирака, Кувейта, Марокко, Саудовской Аравии, Судана и Туниса.

СССР и США приняли активное участие в политическом урегулировании нового конфликта. Однако ситуация развивалась таким образом, что сверхдержавы оказались косвенно вовлеченными в конфликт, который постепенно перерос в возможность конфронтации между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Только благодаря усилиям советского и американского руководства, удалось избежать последствий, способных серьезно осложнить советско-американские отношения.

Цель данной работы - изучить влияние ближневосточного конфликта 1973 г на взаимоотношения СССР и США.

Для достижения поставленной нами цели, необходимо решить ряд задач:

выяснить, какие цели и интересы преследовали СССР и США на Ближнем Востоке;

изучить роль сверхдержав в войне Судного дня;

оценить возможность возникновения прямого столкновения между СССР и США.

Большое внимание уделяется переговорному процессу и действиям сверхдержав, направленным на урегулирование конфликта.

Ближневосточный конфликт до сих пор не разрешен. Появились новые очаги кризисных ситуаций не только в "третьем мире", но и в Европе. США не собираются отказываться от силовой политики, в связи с чем начинается новый виток напряженности в российско-американских отношениях. В связи с этим хочется надеяться, что данная работа позволит лучше понять действия различных государств, направленные на урегулирование кризисов на современном этапе.

Израиль, являясь крошечным государством на карте мира, с геополитических и цивилизационных точек зрения остается одним из наиболее кризисных мест на Земле и объектом пристального внимания мировой общественности. Мир в Израиле является одним из оснований стабильности во всем мире. И наоборот, языки пламени арабо-израильского конфликта, если мировое сообщество не будет способствовать его ослаблению, имеет опасность перекинуться на другие регионы мира. Как предсказал великий ясновидящий Нострадамус: "Третья мировая война, способная уничтожить весь ми, придет из маленького государства на Ближнем Востоке" [38, с.110].

Хронологические рамки исследования. Работа описывает советско-американские отношения в период ближневосточного конфликта 1973г. Для более глубокого понимания рассматриваемой проблемы, затрагиваются частично 50-е - 60-е года.

Территориальные границы. Работа рассматривает одно из ключевых событий в истории международных отношений XX века, поэтому в ней затрагиваются события, происходящие на территории США, Израиля, СССР и арабских государств Ближнего Востока.

Степень разработанности проблемы. Четко проанализированы источники и литература по исследуемой проблеме.

В качестве источников использованы американо-израильские и советско-египетские договора и соглашения конца 60-х - начала 70-х годов [1 - 3] и резолюции СБ ООН №338, №339 и №340 [6 - 8]. На их основе сделаны некоторые выводы о политике Америки и СССР во время войны Судного дня и выявлено отношение Запада к событиям 1970-1973гг.

Литературу можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся работы советских авторов. В трудах Смирнова А.С. [46], А. Дымшица [31], Асанова Д.С. [19], Авакова В.Л. [9], О. Аврамова [10] рассматривается политика США и СССР на Ближнем Востоке, содержатся описания подготовки сторон к войне, раскрываются причины противостояния арабов и евреев с точки зрения влияния со стороны сверхдержав. Работы написаны на основе марксистско-ленинской идеологии, что является недостатком на сегодняшний день.

Ко второй группе относятся книги и статьи ближневосточных авторов. В трудах таких знаменитых политологов как Р. Андреасяна [16], Н. Ашхаба [20], Г. Люфта [26], И. Кохена [33] четко раскрываются реальные отношения Запада и Востока, даются предположения о роли сверхдержав в войнах на Ближнем Востоке, дается строгая оценка отношений Израиля со странами Европы, СССР и США. Данные авторы крайне интересны для специалистов по арабо-израильскому противостоянию и по истории Востока в целом.

К третьей группе можно отнести западных политологов и специалистов по Ближнему Востоку. Книги и статьи А. Арбатова [18], А. Доути [51], Д. Элазар [52 - 53], Э. Шенон [58] вызывают огромный интерес. Они, в основном, посвящены американскому участию в конфликте, направленному на его политическое разрешение и советско-американо-европейскому влиянию на события нВ Ближнем Востоке. В некоторых из книг данной группы приводятся в качестве приложений американо-израильские и советско-египетские соглашения и договора.



Глава 1. Ближний Восток в системе советско-американских отношений в 70-е года XX века

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 273.