Внешние возможности и угрозы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
№ п/п Возможности Угрозы
1 Улучшение уровня жизни населения Изменение покупательских предпочтений
2 Изменение рекламных технологий Появление товаров-субститутов
3 Развитие информационной отрасли Изменение правил ввоза продукции
4 Появление новых поставщиков Сбои в поставках продукции
5 Изменения моды Появление принципиально нового товара
6 Снижение цен на сырье и готовую продукцию Снижение уровня жизни населения
7 Снижение налогов и пошлин Рост темпов инфляции
8 Совершенствование менеджмента Ужесточение законодательства
9 Снижение безработицы Изменение уровня цен
10 Разорение и уход фирм-продавцов Скачки курсов валют
11 Уменьшение императивных норм законодательства Появление новых концернов
12 Совершенствование технологии производства Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов
13 Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей Рост налогов и пошлин    
14 Неудачное поведение конкурентов Усиление конкуренции
15

 

Рост безработицы
16

Ухудшение политической обстановки

17

 

Появление новых фирм на рынке

Исходя из данных таблиц 1.1. – 1.3 становится, очевидно, какие из определенных внешних факторов имеют наибольшее положительное или отрицательное влияние на фирму.

В современных условиях развития рынка компаниям, как занимающим нишу в ёмкости, так и только выходящим на рынок, приходится всё сложнее. И это связано не только с высоким уровнем жёсткой конкуренции, обилием товаров и услуг аналогичного типа, перенасыщением рекламных и информационных потоков, возрастающими требованиями потребителей ко всем качественным параметрам, включая эргономичность, эстетичность и других аспектов, количественно замерить которые довольно сложно. Проблемы также связаны и с постоянными изменениями конъюнктуры и ёмкости рынка, а также инновациями, стремящимися завоевать всё большие доли.

Для наиболее успешного развития предприятий необходимо чётко определять маркетинговые стратегию и тактику, а чтобы этого достичь требуется точно представлять окружающую среду и внутренний потенциал фирмы. Для этого важно время от времени проводить исследование внешней среды, т.е. конкурентов, поставщиков и потребителей; кроме того, необходим анализ существующей позиции и возможностей самого предприятия, его технических, технологических, финансовых, сырьевых и прочих ресурсов.[19 с. 346]

SWOT-анализ - это один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении на сегодняшний день. SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны компании, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

SWOT-анализ - это наиболее простой и доступный метод, позволяющий проинтегрировать различные аспекты внешней и внутренней среды и способный действительно оказать помощь в выборе оптимальной маркетинговой стратегии.

Цель SWOT-анализа - сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.

Следует отметить, что SWOT-анализ - это лишь один из возможных подходов к формированию стратегии предприятия. Наиболее полной картина будет, если в сочетании со SWOT-анализом будут применяться иные методы стратегического планирования.

Классический SWOT – анализ предполагает оценку сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей в баллах относительно среднеотраслевых показателей или по отношению к данным стратегически важных конкурентов.

Классическим представлением информации такого анализа являлось составление таблиц сильных сторон в деятельности фирмы (S), ее слабых сторон (W), потенциальных благоприятных возможностей (О) и внешних угроз (Т).

Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет чётко определить, какие шаги могут быть предприняты для развития компании и, на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.

Данная матрица предоставляет руководителям компании структурированное информационное поле, в котором они могут стратегически ориентироваться и принимать решения.

Также, для качественной оценки финансового состояния предприятия нам необходимо провести анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования. (Табл. 1.4).

Таблица 1.4

Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа

Направление анализа Показатели

1. Оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования.

1.1. Оценка имущественного положения Величина основных средств и их доля в общей сумме активов. Коэффициент износа основных средств. Общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия.  
1.2. Оценка финансового положения. Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников. Коэффициент покрытия (общий). Доля собственных оборотных средств в общей их сумме. Доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников. Коэффициент покрытия запасов.  
   

Продолжение таблицы 1.4.

Направление анализа Показатели
1.3. Наличие «больных» статей в отчетности. Убытки. Ссуды и займы, не погашенные в срок. Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность.  

2. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности.

2.1. Оценка прибыльности. Прибыль. Рентабельность общая. Рентабельность основной деятельности.
2.2. Оценка динамичности. Сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансированного капитала. Оборачиваемость активов Продолжительность операционного и финансового цикла. Коэффициент погашаемости дебиторскойой задолженности.
2.3. Оценка эффективности использования экономического потенциала. Рентабельность авансированного капитала. Рентабельность собственного капитала.

 

Цель экспресс – анализа - более подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекающем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу.

Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации.

Выводы

На сегодняшний день остро стоит проблема сбора информации о конкурентах. Эта проблема для разных отраслей и видов деятельности решается с разной степенью сложности. Так, для предприятий, входящих в состав отраслей, тяготеющих к монополистическим или олигополистическим структурам, легче получать информацию из вторичных источников (объемы, ассортимент выпускаемой продукции, цены, объемы продаж на разных рынках, финансовое положение предприятий и т.п.), чем для предприятий, входящих в состав сильно дисперсных отраслей. В данном случае возрастает роль первичной информации, собираемой от потребителей, посредников, из других источников. Особенно сложно это делать фирмам, представляющим немассовые услуги специфического характера, например, установка специального оборудования (системы орошения полей и т.д.)

Клиент в подобных случаях очень неохотно предоставляет информацию об услугах других фирм – конкурентов. В любом случае велика роль неформальных методов сбора данных, осуществляемого, зачастую, путем проведения технической, коммерческой, маркетинговой разведки.

Источником информации о фирмах – конкурентах могут быть также специализированные выставки. Здесь, однако, следует иметь в виду, что некоторые фирмы демонстрируют на выставках еще не освоенную продукцию. В то же время, бывают случаи, когда из опасения утечки информации фирмы показывают на выставках устаревшие изделия, предпочитая показывать новейшую продукцию только своим клиентам непосредственно на предприятиях.

Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов используется для определения, с кем из них можно конкурировать и с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целями выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.

До сих пор речь шла о ведении конкурентной борьбы в рамках закона и этических норм. Однако существует и недобросовестная конкуренция. Это методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции.

К таким методам относятся:

- демпинг

- установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности;

- злоупотребление господствующим положением на рынке;

- установление дискриминационных цен или коммерческих условий;

- установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношение производства или распределении конкурирующих товаров;

- тайный сговор о торгах и создании тайных картелей;

- распространение ложной информации и рекламы;

- нарушение качества.

 

Недобросовестная конкуренция в большинстве промышленно развитых стран запрещается соответствующими законодательными актами по борьбе с незаконной деловой практикой, по охране прав потребителей, по контролю за деятельностью монополий, а также гражданскими уголовными кодексами.


РАЗДЕЛ II АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА «МАСЛЯНКА»

 


Характеристика предприятия

 

Ф/Х «Маслянка» создано в феврале месяце 1992 года путем объединения имущества и предпринимательской деятельности. Ф/Х «Маслянка» расположено в пригородном селе Фруктовое на левом берегу реки Молочной. Территория хозяйства являет собой равнину с постепенным снижением, в западной части прилегает к реке Молочной. Такой рельеф создает благоприятные условия нормальному режиму увлажнения и почти отсутствует водная эрозия, кроме прибрежной полосы. Климат типичен для зоны приазовских степей: умеренно континентальный с малоснежной умеренно холодной зимой и жарким летом с четко выраженной засушливостью. Самым холодным месяцем считается февраль, но почва наиболее промерзает в январе. Наиболее теплые месяцы – июль и август. Длительность периода с температурой выше 10оС – 160-170 дней. Это дает возможность выращивать сельскохозяйственные культуры. Климат имеет как позитивные, так и негативные, стороны. Позитивным является большая продолжительность безморозного периода с большим количеством теплых солнечных дней. Негативные стороны – большое испарение влаги, неравномерное выпадение осадков. Наибольшее количество осадков выпадает в весенне-летний период. Испарение значительно выше осадков, относительная влажность воздуха составляет 80-85 %, а летом – 30-40 %. Годовое количество осадков – 420 мм. Вегетационный период составляет 210-220 дней в году, за этот период выпадает 230-270 мм осадков. Основными ветрами восточные и юго-восточные. В апреле и мае их скорость достигает 15-20 м/с, что способствует сильному иссушению почвы. Они выдувают верхний, наиболее плодородный слой и влекут большой вред растениям в их наиболее критические периоды роста и развития. Среднегодовая температура воздуха 8,5-10оС. Абсолютная минимальная температура в зимний период достигает – 20-25оС (январь, февраль), абсолютная максимальная температура в летний период +36оС (июль, август). Наиболее распространенными почвами в этой местности являются черноземы обычные. Обеспеченность этих почв азотом и калием достаточна, а фосфором – неудовлетворительная. Но внесение азотных удобрений рано весной, когда в почве достаточно влаги, для подпитки озимых будет эффективным. Для улучшения почв необходимо вносить минеральные и органические удобрения, сделать глубокий слой и вести борьбу за накопление, содержание и рациональное использование влаги.

Хозяйственный центр Ф/Х «Маслянка» размещается в 12 км от районного центра г. Мелитополя. Пунктами реализации сельскохозяйственной продукции представляются рынки города Мелитополя. Расстояние к областному центру г. Запорожье – 130 км.

Целью деятельности хозяйства является получение прибыли и использование его в интересах основателей, удовлетворения потребительского рынка, в его продукции, а именно выращивание зерновых (пшеница, ячмень) и подсолнечника. Оно является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать, штампы со своим названием и другие реквизиты. Общество может от своего имени заключать соглашения, приобретать имущественные и личные неимущественные права и вступать в обязательство.

Основатели за счет денежных и имущественных средств создали уставный фонд общества. Предприятие является владельцем имущества, переданного ему основателями, а также другого имущества, приобретенного в период его деятельности. Уставный фонд может увеличиваться или уменьшаться (но не ниже установленного законодательством предела) в процессе хозяйственной деятельности на основе решения собраний основателей. Уставный фонд может пополняться за счет прибыли от хозяйственной деятельности общества, принятия новых участников, также за счет дополнительных вложений участников. Хозяйство не имеет права увеличивать размер уставного фонда с целью покрытия убытков от своей деятельности. Уменьшение размера уставного фонда при наличии отрицаний по этому поводу кредиторов общества не допускается. Решение хозяйства об увеличении размера уставного фонда вступает в силу со дня внесения этих изменений в государственный реестр, а об уменьшении – не раньше, чем через три месяца после государственной регистрации и публикации об этом в установленном порядке.

Структура управления Ф/Х «Маслянка»: приведена на рисунке 2.1.

 

 


Наемные рабочие

Рисунок 2.1

Организационная структура фермерского хозяйства «Маслянка»

 

Список основных средств представлен в таблице 2.1

Таблица 2.1

Список основных средств „Ф/Х Маслянка”


Итого: 573

Наименование Количество Сумма (тыс. грн.)
Склад-мастерская 0,3 450
Трактор МТЗ 82 1 35
Сеялка СЗ-3,6 1 12
Плуг ПЛ-3,35 2 15
Культиватор КРН-5,6 1 18
Опрыскиватель ОПТ-2000 1 18
Культиватор КПЕ-4,2 1 25

 

Основные показатели хозяйственной деятельности Ф/Х «Маслянка» приведены в таблице 2.2, по данным которой можно увидеть увеличение выручки от реализации продукции от 160,2 тыс. грн., в 2003 г. до 438,4 тыс.грн. в 2007 году и, соответственно, увеличения размера прибыли на 263,6 тыс. грн. благодаря увеличению объема производства и реализации продукции. Также благодаря увеличению количества работников от 20 человек в 2003 г., до 30 человек в 2007 году. Расходы увеличились на 14,6 тыс. грн., что связано с подорожанием топлива, увеличением заработной платы работников и увеличением ставки фиксированного налога.
Таблица 2.2

Основные показатели хозяйственной деятельности Ф/Х «Маслянка»

Показатели

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Отклонение 2007г. от 2003 г.
+; -
Выручка от реализации, тыс. грн. 160200 283000 274800 244500 438400 +278200
Количество рабочих, чел. в т.ч. наемных 20 20 23 23 30 +10
Площадь с/х угодий, га 90 90 90 90 90 0
Материальные расходы, тыс. грн. 92500 94300 97000 104600 107090 +14600
Стоимость основных средств, тыс. грн. 1440 1320 950 720 573 -867
Прибыль (убыток), тыс. грн. 67700 188700 177800 139900 331310 +263610

 

Для определения специализации сельскохозяйственного производства используют структуру товарной продукции хозяйства. Товарная продукция отрасли сельского хозяйства – это весь объем проданной сельскохозяйственной продукции по всем каналам реализации (это часть валовой продукции, которую реализуют). Под структурой товарной продукции понимают удельный вес ее отдельных культур и продуктов растениеводства в общем количестве товарной продукции. За удельным весом в общем объеме реализации продукции выделяют 2-3 отрасли основной и дополнительной. Дополнительные отрасли часто необходимы для нормального функционирования основных. Дополнительные отрасли убыстряют оборот капитала, повышают эффективность использования земельных ресурсов и основных средств. Для оценки уровня специализации производства вычисляют коэффициент специализации по формуле [26, c. 104]:

(2.1)

где р – удельный вес i-го вида товарной продукции в общем ее объеме;

n – порядковый номер отдельных видов продукции за их удельным весом в ранжированном ряду.

Значение коэффициента специализации может колебаться от 0 до 1. Если его уровень менее 0,2 – это свидетельствует о слабо обнаруженной специализации, от 0,2 до 0,4 – о средней, от 0,4 до 0,65 – о высокой и выше 0,65 – об углубленной специализации. Для определения специализации Ф/Х «Маслянка» мы рассмотрим состав и структуру товарной продукции по годам и в среднем за последние пять лет. Данные получены в результате анализа и приведенные в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Исходные данные для вычисления коэффициента специализации Ф/Х «Маслянка» Мелитопольского района за период 2003-2007 гг.

Вид продукции

Выручка от реализации, тыс. грн.

Выручка от реали-

зации в среднем за 5 лет

Р,%

n

2n-1

p(2n-1)

2003 р. 2004 р.

2005 р.

2006 р.

2007 р.

1 2 3

4

5

6

7

8

9

10

11

Зерновые культуры: 136800 182200

135350

217350

204400

175220

89,7

1

1

89,7

- в т. ч. пшеница 85050 127300

80000

154350

140400

117420

61,5

2

3

184,5

- ячмень 51750 54900

55350

63000

64000

57800

28,2

3

5

141

- подсолнечник 23400 100800

139500

27200

234000

104980

10,25

4

7

71,75

Всего по хозяйству 160200 283000

274800

244500

438400

280180

100

-

-

397,25

 

Исходя из данных таблицы 2.3 можно заметить, что Ф/Х «Маслянка» имеет зерновую специализацию (часть зерновых культур в структуре товарной продукции составляет 61,5%) с углубленным производством ячменя (28,2%). Определим коэффициент специализации Ф/Х «Маслянка»:

 

Ксп =

100

= 0,25

397,25

 

Следовательно, Ф/Х «Маслянка» имеет средний уровень специализации. Для характеристики хозяйства также применяют анализ его организационной структуры. Структура управления производством – это подчиненность управленческих связей между управляющей и управляемой подсистемами управления.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 184.