По данным на 2003 год, численность молодежи, в возрасте от 14 до 30 лет, в Кореновском районе составляет 22 тысячи человек. Субъектом реализации молодежной политики в данном муниципальном образовании является комитет по делам молодежи, который осуществляет свою деятельность на основании решения сессии депутатов районного совета.
Комитет по делам молодежи Кореновского района является структурным подразделением Комитета по делам молодежи администрации Краснодарского края. Инфраструктура Комитета представлена на рисунке 1.
Комитет по делам молодежи администрации Краснодарского края |
Краевые учреждения системы органов по делам молодежи |
Органы по делам молодежи муниципальных образований Краснодарского края |
Сеть учреждений социальной адаптации молодежи в системе органов по делам молодежи муниципальных образований Краснодарского края |
Институт координаторов в системе сельских администраций муниципальных образований Краснодарского края |
Рисунок 1. Инфраструктура молодежной сферы Краснодарского края
Комитет по делам молодежи администрации Краснодарского края был создан в 1993 г. Тогда в его состав входили три специалиста. Можно выделить два этапа процесса возрождения государственной молодежной политики на Кубани.
С 1993 по 1996 г.г. – этап становления. Определялись новые подходы к решению проблем молодежи, проблем ранее неизвестных, порожденных социальной ломкой. Требовалось найти адекватные и действенные формы и методы для воспитания и развития молодежи.
В 1996 г., когда администрацию края возглавил Н. И. Кондратенко, начался новый этап в развитии государственной молодежной политики, который характеризуется как резкий прорыв. Был принят Закон «О государственной молодежной политики в Краснодарском крае». Краевой Закон закрепляет приоритетные направления государственной молодежной политики:
гражданственное и патриотическое воспитание молодежи;
решение социальных проблем молодежи;
интеллектуальное и творческое развитие молодежи.
В соответствии с принятым Законом формируется краевая комплексная программа реализации государственной молодежной политики «Молодежь Кубани», которая является основным программным документом для органов по делам молодежи краевого и муниципального уровней, а также всех ведомств, учреждений и организаций, занимающихся решением молодежных проблем. Программа «Молодежь Кубани» утверждается Законодательным Собранием края.
Государственная молодежная политика в Кореновском районе осуществляется в соответствии с районной комплексной программой «Молодежь Кубани». Основной целью программы является создание благоприятных экономических, социальных, организационно- правовых условий для воспитания, обучения и развития молодых граждан Данная программа разработана на основании Закона Краснодарского края «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае». Разработчиком и исполнителем программы является комитет по делам молодежи Кореновского района.
В 2003 году данная программа реализовывалась по четырем направлениям:
1. Формирование условий для гражданского становления, физического, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи;
2. Содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализация их права на труд;
3. Поддержка научной, творческой и инновационной деятельности молодых граждан.
http://www.admhmao.ru/common/sovet/Foto/mp5.jpgПоддержка молодой семьи.
В разработке и осуществлении мероприятий по реализации этой программы участвуют:
Комитет по делам молодёжи Кореновского района
Районное управление образования
Районный отдел культуры
Районный комитет физкультуры и спорта
Районный военный комиссариатом
Управление социальной защиты населения
Районный отдел внутренних дел
Комитет по профилактике, борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств.
Все мероприятия, проводимые по данным направлениям были ориентированны на позитивную организацию досуга детей, подростков и молодежи с целью формирования правовых, экономических и организационных условий для становления личности молодого человека развития детских и молодежных объединений и движений
Самыми объемными и значимыми из проведенных в 2003 году мероприятий были:
районный семинар «Религия: предрассудки или необходимость»;
месячник военно-патриотического воспитания, в рамках которого состоялись традиционный автопробег по хуторкам района, молодежная акция «Рассвет», районные соревнования по рывку гири – создание клуба «СТО», а так же конкурсы рисунков, встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии в городской музей и воинские части и т.д.;
день призывника;
туристический слет детских и молодежных общественных организаций;
районный фестиваль «Лучшая на земле профессия – мама!» и др.
Совместно с райспорткомитетом и РУО были проведены мероприятия:
первенство района по ОФП допризывной молодежи;
чемпионат края по кроссу;
турнир по стритболу;
турнир по баскетболу на приз главы района и др.
Одним из перспективных направлений развития молодежной политики в Кореновском районе является гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. С целью реализации данного направления в Кореновском районе комитет по делам молодежи района организует работу по следующим блокам (рисунок 4).
Ежегодно, в рамках проведения комплексной программы реализации молодежной политики в районе, комитет по молодежной политике разрабатывает план мероприятий по каждому из блоков гражданского и патриотического воспитания.
Социальная поддержка молодежи включает следующие направления:
1.Психологическая адаптация в обществе (работа с трудными подростками, служба «Телефон доверия»). В 2000 году создан Краевой центр социальной адаптации молодежи (КЦСАМ) «Радуга», который реализует краевые программы по развитию социоклубной работы с молодежью по месту жительства и социальные программы для неблагополучных категорий молодежи - несовершеннолетние правонарушители, вышедшие из мест лишения свободы и подростки «группы риска».
2.Организация клубов и площадок по месту жительства.
Клуб по месту жительства – это учреждение, которое реализует программы культурно-воспитательного и профилактического характера с целью организации общения и досуга, социализации и социальной адаптации детей, подростков и молодежи.
С 2001 года количество клубов и площадок по месту жительства увеличивалось (таблица 3).
Таблица 3 – Количество клубов и площадок по месту жительства в Кореновском районе
Клубы по месту жительства | Площадки по месту жительства | |
2001 год | 1 | 3 |
2002 год | 2 | 6 |
2003 год | 6 | 14 |
В 2003 году в Кореновском районе работало 6 клубов по месту жительства (таблица 4).
Таблица 4 – Клубы по месту жительства Кореновского района
№ | Наименование клуба | Направление деятельности | Возраст участников | Ведомственная принадлежность клуба | Местонахождения |
1 | Клуб «Эдельвейс» | Организация досуга, шефская помощь, уборка памятников, экскурсии по краю, работа на дворовых площадках | 10 – 18 лет | Комитет по делам молодежи | г. Кореновск |
2 | Клуб «Союз друзей» | 10 – 18 лет | Комитет по делам молодежи | х. Пролетарский | |
3 | Клуб «Отражение» | 10 – 15 лет | Комитет по делам молодежи | ст. Платнировская | |
4 | Клуб «Бэмби» | 10 – 14 лет | Комитет по делам молодежи | ст. Дядбковская | |
5 | Клуб «Экос» | 10 – 14 лет | Комитет по делам молодежи | пос. Новоберезанский | |
6 | Клуб «Горизонт» | 10 – 18 лет | Комитет по делам молодежи | ст. Платнировская |
Каждый клуб имеет свои уставы, программы и работают при поддержке комитета по делам молодежи. Основные задачи клубов (на основании положения о клубе по месту жительства):
организация работы с детьми, подростками и молодежью в конкретном населенном пункте;
работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений, оказание помощи детям, подросткам и молодежи, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
формирование здорового образа жизни через организацию физкультурно-массовой и спортивной работы;
содействие раскрытию творческого потенциала молодежи, посредством организации их досуга и социально значимой деятельности.
Как видно из таблицы 4, направления деятельности существующих клубов не способны решить все перечисленные задачи. Соответственно необходимо расширять функции клубов, с тем, чтобы охватывать более широкий спектр деятельности.
Дворовая площадка – это государственные или общественные объекты спортивной или досуговой направленности, объединяющие малые архитектурные формы с элементами озеленения, находящиеся в ведомственном подчинении комитетов по физической культуре и спорту, учреждений образования, культуры, органов по делам молодежи, жилищно-коммунального комплекса.
В период летних каникул в 2003 году работало 14 детских дворовых площадок: 5 в г. Кореновске, в ст. Раздольной, Сергиевской, Журавской, Дядьковской, х. Пролетарском, ст. Братковской. Для работы на этих площадках были привлечены игротехниками 22 человека, их них 15 несовершеннолетних. На реализацию программы «Дети улиц» из районного бюджета было использовано 80 тыс. руб., привлеченных средств – 70 тыс. руб., общая сумма з/п составила 85941 руб., на организацию мероприятий- 40 тыс. руб. Итого, на реализацию программы был использован совокупный бюджет в 283941 руб. По линии Комитета по делам молодежи Краснодарского края в районе работало 5 спортинструкторов, которые вели работу на 5 спортивных площадках. Все площадки были обеспечены спортинвентарем. Общий охват детей на детских площадках составил 1038 человек, из них 45 детей «группы риска», 13 инвалидов, 35 волонтеров.
Особое внимание по-прежнему оказывалось такому направлению в работе как профилактика наркозависимости, токсикомании и алкоголизма. В этом направлении было организовано и проведено 22 крупных мероприятия. Из районного бюджета использовано 19 тыс. 900 руб. Среди них:
губернаторская дискотека в рамках краевой программы «Антинарко»;
районная молодежная акция «Город свободный от наркотиков»;
оперативно- профилактическая операция «Дети без наркотиков»;
районная молодежная акция «Мы за здоровый образ жизни»;
кинолекторий «Молодежь говорит наркотикам: Нет!»;
тематические анкетирования;
50 тематических лекций и бесед;
конкурса рисунков и плакатов «Наркотик – это смерть»;
выездов рабочей группы по профилактике наркомании;
месячник «Ради будущего живи здоровым настоящим», в рамках которого прошли тематические вечера, лектории, акции, а так же городская итоговая акция в форме ток-шоу «Большая стирка».
акция «Кубань без табака!» и др.
В рамках духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с одной стороны и поддержки наиболее социально незащищенных слоев населения, было проведено 6 благотворительных акций по сбору гуманитарной помощи для жертв весеннего подтопления, детей Чеченской республики, в фонд «Народная память – народные деньги» (п. Михизеева Поляна), в помощь молодым инвалидам района.
В преддверии выборов депутатов в Государственную Думу были проведены «Молодежные дебаты. «Выборы 2003». Участниками стали студенты, рабочая молодежь, представители партий, представители администрации района и ТИК, всего около 250 чел. Тема дебатов – «Нужно ли молодому человеку идти на выборы?»
В структуре краевых органов по делам молодежи были созданы Молодежные центры отдыха и оздоровления (МЦОО и ЦЛО), которые расположены в курортной зоне края и осуществляют летние развивающие программы для детей. В 2000 году в летних лагерях и центрах органов по делам молодежи (ОДМ) побывали более 8000 детей. Опыт Краснодарского края по летнему оздоровлению детей в системе ОДМ отмечается сегодня федеральным центром как наиболее передовой и ценный.
В соответствии с графиком работы профильных лагерей в 2003 г. 162 подростка 14-18 лет стали участниками летних тематических смен, а победа Кореновской команды в зональной спартакиаде «Спорт - это молодежь» увеличила эту цифру до 172 чел. Причем, наряду с отдыхом и оздоровлением подростки получили возможность поучиться в таких направлениях как КВНовское движение, волонтерство, лидерство, сельскохозяйственное направление, туризм и др.
Причем за счет средств местного бюджета в 2001 году в летних лагерях побывало 100 человек, в 2002 и 2003 гг. – средств на летний отдых из местного бюджета выделено не было. В то же время за счет средств краевого бюджета в 2001 году в летних лагерях побывало 45 человек, в 2002 году – 42 человека, в 2003 году – 172 человека. Объем привлеченных средств для реализации муниципальных программ летнего оздоровления увеличился за три года – в 2001 году – 3,6 тыс. руб., в 2002 году – 4,8 тыс. руб., в 2003 году – 5,5 тыс. руб.
В рамках деятельности ЦКОПиМ «Контакт» было разработано и проведено свыше 25 крупных мероприятий среди них:
районный смотр конкурс «Таланты нашего двора»
районная и зональная спартакиада «Спорт- это молодежь»
конкурс рисунков «Мой город, улица, дом» и др.
Одним из важных направлений работы комитета являлась поддержка научной, творческой и инновационной деятельности молодых граждан. В ходе разработки этой программы было проведено ряд крупных мероприятий.
Традиционной визитной карточкой комитета стало проведение Дня молодежи. В этом году была продолжена практика приурочивать к Дню молодежи целый комплекс мероприятий в частности «Неделя молодежных инициатив»:
молодежная конференция;
цикл обучающих семинаров с привлечением специалистов по профилактике асоциальных явлений;
районная акция «Мы за здоровый образ жизни»;
акция по наведению санитарного порядка «Свой двор украсим сами»;
конкурс рисунков, посвященный Дню молодежи и др.
Всего к участию в данных мероприятиях было привлечено около 7 тыс. детей, подростков и молодежи.
В 2003 году отмечен рост активности молодежи в реализации массовых молодежных мероприятий.
При проведении в городе Губернаторской дискотеки 25 апреля количество молодежи не превысило 900 человек, но уже при проведении той же дискотеки на 155-летие города Кореновска количество молодежи составило более 3 500 человек.
В 2002 году начал свою работу с молодежью филиал ГУ «Краевая крейсерско-парусная школа», в летний период на площадках дневного пребывания, организованных филиалом, отдохнули 209 подростков, в 2003 году 220 человек. Круглогодично в филиале занимается 50 человек.
В 2003 г. начал сою деятельность Кореновский филиал ГУ краевого комитета по делам молодежи «Центр социальной адаптации и досуга молодежи», который курирует социоклубную работу в северной зоне края.
Продолжает сою работу Кореновский филиал ГУ КМБТ за полгода 2003 г. трудоустроено:
на временную работу – 222 человека
постоянно – 134 человека
несовершеннолетних – 222 человека
В 2002 г. на общегородской молодежной конференции избран молодежный парламент.
При КДМ создан координационный Совет по взаимодействию с детскими и молодежными общественными организациям.
МОО разработали и представили на краевой конкурс 6 программ, 4 из которых рекомендованы к финансированию. Привлечение краевых средств позволило в городе Кореновске организовать летне-оздоровительные смены (183 подростка) организовать массовые молодежные мероприятия.
Информационное обеспечение молодежной политики осуществляется на страницах газеты «ММ».
Создание и развитие сборной команды КВН г.Кореновска, школьной сборной позволит участвовать в Кубанской Лиги, Межрегиональной Краснодарской Лиги, Центральной Воронежской Лиги «Стар», Днепропетровской Лиги, Первой Лиги г.Казань, Краевой школьной Лиге, а также в международном фестивале КВН в г.Сочи, что способствует рекламе города Кореновска.
Центром школьного КВНа стал город Кореновск, именно из этого города начала шествие по городам и весям Краснодарского края краевая школьная Лига КВН. В связи с масштабом задействованных и заинтересованных слоев общества (школьники, студенты, рабочая молодежь и военнослужащие), КВН надо рассматривать как большую молодежную политическую силу, которая способна влиять на общественное мнение. КВН является силой, позволяющей акцентировать внимание общества на различных актуальных проблемах и интересах.
В 2003 году в городе создан Кореновский филиал ККМОО ТО КВН «Краснодарская лига», в которой состоят 22 команды (город Кореновск и Кореновский район).
В 2002 г. создан МУ «Комплексный центр социального обслуживания молодежи» и открыты военно-патриотические клубы Кореновский патриот» и «Каскад».
Два раза в год принимается участие в проведении городских праздников «День призывника», проводятся ежедневные занятия с воспитанниками военно-патриотических клубов «Каскад», «Кореновский патриот», «Молодая гвардия» по общефизической, кроссовой, строевой подготовке, спортивному ориентированию, стрельбе из пневматической винтовки и др.
В течение 2003 года молодежь города из учебных заведений, военно-патриотических клубов и молодежных общественных организаций оказывала и продолжает оказывать адресную помощь ветеранам ВОВ.
Кроме того, проводились и проводятся ежедневные занятия с воспитанниками военно-патриотических клубов по общефизической, строевой подготовке, стрельбе из пневматической винтовки, кроссовая подготовка. Воспитанники ВПК посетили занятие, проведенное психологами городской социально-психологической службы.
Вся работа военно-патриотической направленности велась в сотрудничестве с Советом ветеранов администрации города, квартальными комитетами ТОС, учебными заведениями, военно-патриотическими клубами и молодежными общественными организациями.
На сегодняшний день в городе Кореновске создана мощная поддержка для молодого поколения. Любой молодой человек может занять себя по интересу. Молодёжь принимает активное участие в жизни города.
В свою очередь, для молодых людей организуются и проводятся культурно-массовые мероприятия.
Уже не первый раз за этот год под патронажем губернатора Краснодарского края проводится «Губернаторская дискотека». Организуются молодёжные мероприятия, акции, такие, как: «Студенческая весна», «Аллилуйя любви», «Хип-хоп фестиваль», «Кореновск без табака», «День призывника». Работает сеть социоклубных учреждений. Работает психологическая служба «Телефон доверия», где каждый может получить квалифицированную помощь специалиста.
Информационное обеспечение молодежной политики осуществляется на страницах газеты «Молодёжный меридиан». Любой молодой человек может ознакомиться с полезной для него информацией на страницах этой замечательной газеты.
Основные показатели деятельности КДМ приведены в таблице
Таблица 5
Основные показатели деятельности КДМ.
Наименование показателя | Величина |
Процентное соотношение объема бюджетных средств, предусмотренных на реализацию молодежной политики в городе Кореновске, к общему объему бюджета муниципального образования | 3,8 % |
Объем привлеченных внебюджетных средств для реализации программы «Молодежь Кореновска» | 60325 руб. |
Общая сумма бюджетных средств, предусмотренных на молодежную политику, использованных для оказания помощи детям сиротам, инвалидам и особо одаренным детям | 111345 руб. |
Общее число членов детских и молодежных общественных организаций (зарегистрированных) составляет | 1050 чел. |
Трудоустроено с помощью Кореновского филиала ГУ КМБТ | |
на временную работу | 222 чел. |
на вторичную работу | 41 чел. |
на постоянную работу | 134 чел. |
несовершеннолетних | 222 чел. |
Число детей, побывавших в летне-оздоровительных лагерях по линии органов по делам молодежи | 197 чел. |
Число несовершеннолетних «группы риска», включенных в деятельность по социальному сопровождению по месту жительства силами координаторов по работе с молодежью | 26 чел. |
Анализируя данные таблицы, необходимо отметить следующее:
Повысил эффективность своей работы Кореновский филиал ГУ КМБТ. Для сравнения: за прошлый период на временную работу трудоустроено 62 человека, на постоянную – 42 человека.
В 2003 году отмечен рост активности молодежи в реализации массовых молодежных мероприятий. Так, при проведении в городе Губернаторской дискотеки 25 апреля количество молодежи не превысило 900 человек, но уже при проведении той же дискотеки на 155-летие города Кореновска количество молодежи составило более 3500 человек.
В 2002 году начал свою работу с молодежью филиал ГУ «Краевая крейсерско-парусная школа», в летний период на площадках дневного пребывания, организованных филиалом, отдохнули 209 подростков, в 2003 году 220 человек. Круглогодично в филиале занимается 50 человек.
В 2003 г. начал свою деятельность Кореновский филиал ГУ краевого комитета по делам молодежи «Центр социальной адаптации и досуга молодежи», который курирует социоклубную работу в северной зоне края.
На общегородской молодежной конференции избран молодежный парламент.
При КДМ создан координационный Совет по взаимодействию с детскими и молодежными общественными организациям.
МОО разработали и представили на краевой конкурс 6 программ, 4 из которых рекомендованы к финансированию. Привлечение краевых средств позволило в городе Кореновске организовать летне-оздоровительные смены (183 подростка) организовать массовые молодежные мероприятия.
Информационное обеспечение молодежной политики осуществляется на страницах газеты «ММ».
Создание и развитие сборной команды КВН г. Кореновска, школьной сборной, позволит участвовать в Кубанской Лиги, Межрегиональной Краснодарской Лиги, Центральной Воронежской Лиги «Стар», Днепропетровской Лиги, Первой Лиги г. Казань, Краевой школьной Лиге, а также в международном фестивале КВН в г. Сочи, что способствует рекламе города Кореновска как города курорта. Центром школьного КВНа стал город Кореновск, именно из нашего города начала шествие по городам и весям Краснодарского края краевая школьная Лига КВН. В связи с масштабом задействованных и заинтересованных слоев общества (школьники, студенты, рабочая молодежь и военнослужащие), КВН надо рассматривать как большую молодежную политическую силу, которая способна влиять на общественное мнение. КВН является силой, позволяющей акцентировать внимание общества на различных актуальных проблемах и интересах. В 2003 году в городе создан Кореновский филиал ККМОО ТО КВН «Краснодарская лига», в которой состоят 22 команды (город Кореновск и Кореновский район). Так как город Кореновск является северным курортом Краснодарского края, летом 2004 года планируется проведение «Кубка Азовского моря» среди команд КВН лиг «АМиК».
В 2002 г. создан МУ «Комплексный центр социального обслуживания молодежи» и открыты военно-патриотические клубы Кореновский патриот» и «Каскад». В 2003 году они успешно продолжали свою деятельность. Два раза в год принимается участие в проведении городских праздников «День призывника», проводятся ежедневные занятия с воспитанниками военно-патриотических клубов «Каскад», «Кореновский патриот», «Молодая гвардия» (СОШ № 20), «Молодая гвардия» (СОШ № 5) по общефизической, кроссовой, строевой подготовке, спортивному ориентированию, стрельбе из пневматической винтовки и др.
В течение 2003 года молодежь города из учебных заведений, военно-патриотических клубов и молодежных общественных организаций оказывала и продолжает оказывать адресную помощь ветеранам ВОВ. Кроме того, проводились и проводятся ежедневные занятия с воспитанниками военно-патриотических клубов по общефизической, строевой подготовке, стрельбе из пневматической винтовки, кроссовая подготовка. Воспитанники ВПК посетили занятие, проведенное психологами городской социально-психологической службы. Вся работа военно-патриотической направленности велась в сотрудничестве с Советом ветеранов администрации города, квартальными комитетами ТОС, учебными заведениями, военно-патриотическими клубами и молодежными общественными организациями.
Таким образом, в результате исследования мы выяснили, что за отчетный период мероприятиями, проведенными комитетом по делам молодежи было охвачено около 20 тыс. чел. Из районного бюджета было освоено 380 тыс. руб. Необходимо отметить, что за отчетный период комитетом были организовано и проведено почти на 40% мероприятий больше чем запланировано. Превышена квота на летние путевки. Между тем, в финансовом отношении затраты не превысили запланированных, что создавало немалые трудности в подготовке мероприятий. За счет использования финансов на непредвиденные событийные мероприятия (в подавляющем большинстве случаев это происходило по социальному заказу краевого комитета по делам молодежи и смежных структур) комитет не смог реализовать ряд долгосрочных программ, таких как:
выпуск тематической и информационной литературы;
проведение районного конкурса «Лучший клуб по месту жительства»;
создание стационарного информационного стенда;
создание банка данных по разработке программы «Молодой семье - доступное жилье» и др.
Вышеуказанные проекты по-прежнему остаются в разработке.
Прерогативным направлением реализации молодежной политики в районе на ближайшие 5 лет должно стать государственное содействие экономической самостоятельности граждан, квартирно-правовой комплекс мероприятий, поддержка научной, творческой и инновационной деятельности молодых граждан.
2.2 Проблемные вопросы развития молодежной политики в Кореновском районе
В результате исследования можно сделать вывод, что в работе комитета по делам молодежи Кореновского района существуют определенные недостатки.Прежде всего это слабая деятельность по консолидации усилий детских общественных организаций, недостаточное вовлечение их в общерайонную организацию.
В нормативных документах КДМ не предусмотрены конкретные функции по работе с общественными формальными и неформальными организациями, студенческими профсоюзами, детскими организациями, клубами и другими объединениями, а также с неорганизованной молодежью, то есть работе в той среде, для которой в общем-то и создан комитет.
К сожалению, в функции комитета не включены пункты по сути образующие молодежную политику, и соответственно, остаются без внимания такие аспекты как:
- проведение городской молодежной конференции по выбору приоритетного направления реализации государственной молодежной политики в г. Кореновске;
- ведение реестра общественных молодежных, детских организаций, клубов, кружков, секций;
- разработка типовой документации, направленной на реализацию комитетом, молодежными организациями их целей и задач в области молодежной политики;
- оказание методической помощи молодежным и детским объединениям, изучение и обобщение передового опыта.
Основным документом деятельности КДМ является разработанная комитетом и утвержденная решением городского Совета №6/6 от 24.03.2001 г. программа «Молодежь-2001». Программой определено 47 мероприятий. На отчетный период из них должно быть выполнено 46, фактически – 37, что составляет 80%.
В настоящее время КДМ имеет очень слабое влияние в молодежной среде и, работая с отдельными представителями учебных заведений, напрасно считает, что охватывает все сферы молодежных проблем, наивно полагая, что те 50-60 человек, собранные в зале заседаний администрации как представители учебных заведений, да и то под присмотром организаторов, это и есть «делегаты» 15-тысячной молодежной «семьи». Молодежные, детские организации, клубы на данные мероприятия даже не приглашаются, а в целом попросту игнорируются. Так, например, на краевой семинар по «учебе молодежного актива Краснодарского края», проходившего в Анапе с 30.07.01 г. по 05.08.01 г., краевой комитет по делам молодежи пригласил руководителя КДМ (от комитета) и двух представителей молодежного общественного движения местного самоуправления.
Однако руководитель комитета не счел необходимым обращаться в молодежные, детские организации, либо пригласить кого-либо из организаторов, как специалистов работающих с детьми и молодежью. В поездку отправились с ним сотрудницы комитета, не имеющие никакого отношения к молодежным общественным движениям г. Кореновска. Или другой пример: краевым комитетом по делам молодежи отрабатывается Положение о конкурсе программ по реализации краевой комплексной программы «Молодежь Кубани-2004». Данное положение определяет порядок проведения конкурса, критерии отбора, порядок финансирования и предлагает не только комитетам, но и молодежным, детским организациям, различным учреждениям и ведомствам включиться в краевую комплексную программу «Молодежь Кубани-2004». Это единственная возможность для них получить краевые деньги. Наш комитет работал по этому принципу кулуарно.
Не было проведено расширенного совещания с многочисленными руководителями, начиная от молодежных организаций и заканчивая заместителями директоров по воспитательной работе учебных заведений. Лишь отдельным, особо избранным, было сообщено заблаговременно, и они смогли подготовить свои предложения.
Забыты такие формы взаимодействия с молодежью как молодежная конференция, расширенное заседание комитета с приглашением заместителей руководителей учебных заведений по воспитательной работе, руководителей молодежных организаций, напрочь отвергнута комитетом идея студентов и учащихся по созданию молодежного парламента. Это не говоря уже об острой необходимости по проведению обобщающих передовой опыт семинаров. Сами члены комитета ни разу не выезжали по учебным заведения и не проводили встречи, общаясь на темы молодежной политики, информируя молодежь о своих планах, советуясь. Такие мероприятия даже не планируются. Только после настоятельных рекомендаций комиссии городского совета депутатов руководитель комитета взялся за составление Положения о расширенном составе комитета.
Особое удивление вызывает тот факт, что основную нагрузку по выполнению программы «Молодежь-2004» несут на себе внештатные сотрудники комитета, чья зарплата по окладу составляет 840 рублей. Именно они занимаются основными блоками: Военно-патриотическим воспитанием, интеллектуальным направлением, социальным блоком, школьной лигой КВН и другими.
Кроме руководителя, штатными сотрудниками являются специалист 1 категории и ведущий специалист. Конкретных должностных обязанностей для них не разработано. Они пользуются типовыми (общими) должностными инструкциями и так называемыми «направлениями деятельности», в которых не обозначена деятельность данных сотрудников ни по одному из приоритетных направлений молодежной политики, утвержденных 557 постановлением главы города от 17.03.98 г., а реализация существующих пунктов сомнительна. Таким образом, на город в большей степени работают координаторы, а штатные сотрудники задействованы, по меньшей мере, поверхностно. Данные по штатным единицам в различных подразделениях администрации представлены в таблице 6.
Таблица 6
Количество штатных единиц в различных подразделениях администрации
Подразделения администрации | Количество штатных сотрудников | Количество подведомственных учреждений |
Управление культуры | 1 | 12 |
Горспорткомитет | 2 | 1 |
КДМ | 3 | 0 |
Как видно из таблицы 5, нагрузка КДМ по сравнению с другими подразделениями администрации несравнима. Так, например, в управлении культуры 1 штатная единица, а ответственность несет руководитель за 12 подведомственных объектов, в КДМе 3 штатные единицы и ни за один объект на отвечают.
И это в то время, когда не только в «культуре», но и в образовании не хватает штатных единиц, например для работы с 11-ю детскими школьными организациями.
Для изучения работы комитета по реализации Программы «Молодежь-2004» его руководством в комиссию городского Совета по образованию представлена так называемая аналитическая справка, которая, по сути является перечнем мероприятий.
В молодежной политике работают многие ведомства и основную нагрузку в реализации мероприятий несут на себе управление образования, управление культуры, горспорткомитет, Дом офицеров и другие. Однако в данной справке разграничений по сферам задействования подразделений или ссылок на большую совместную работу не наблюдается.
Создается впечатление, что в погоне за большими цифрами по «проведенным» мероприятиям (350 на 01.11.04) составители забывают, что сама программа «Молодежь-2004» предусматривает 47 мероприятий и каждое пятое из них пока не выполнено.
Причинами этих проблем, на наш взгляд, являются:
В городе и районе есть необходимость развития сети клубов по месту жительства, так как в Кореновске работает 9 клубов и только 6 из них имеют свое помещение. Необходимо создание не менее 2 клубов по месту жительства в каждом микрорайоне. При выдаче разрешения на строительство жилого дома необходимо заключать договор о том, что при сдаче в эксплуатацию в нем будет выделено помещение под клуб и построена детская или спортивная площадка. (в городе строительство ведется в каждом микрорайоне, таким путем можно решить вопрос открытия новых клубов не вкладывая при этом бюджетных средств, а из бюджета выделять деньги только на работу данных учреждений).
В Кореновском районе более 40 площадок по месту жительства, из них 10 требует капитального ремонта, 15 частичного и 27 покраски (Комитетом разработана межведомственная программа, которая позволит привести в порядок существующие площадки, открыть новые и вести работу с детьми на площадках в летний период), (2002 год работало 9 площадок, 2003 год – 15 площадок, в 2004 планируется –30).
Необходимо выделение ставок специалистов по работе с молодежью в городе Кореновске и Кореновском районе, которые будут заниматься клубной деятельностью, проводить молодежные мероприятия и работать с подростками «группы риска».
Единственный в городе Кореновске ДК не обладает ни технической ни материальной базой для реализации молодежных инициатив. Только 1% (900 чел.) населения может принимать участие в культурных мероприятиях, только 10% молодежных творческих коллективов в городе имеют материальную базу и всего 5% коллективов располагаются на базе ГДК. Данное состояние требует создание молодежного ДК. Работа МДК позволит организовать работу наибольшего числа молодежных творческих коллективов, проводить молодежные мероприятия с большим количеством участников, позволит реализовать все или наиболее лучшие молодежные инициативы. Расположение МДК предпочтительно в 38-микрорайоне в связи с тем, что данный район не располагает ни одним творческим центром, но в данном микрорайоне проживает огромное количество молодежи (3 ССУЗа, 1 ВУЗ, 2 школы).
Существующим молодежным клубам и общественным организациям:
клуб «Альянс»;
клуб «Каскад»;
клуб «Кореновский патриот»;
клуб «Молодая гвардия»;
общественная организация «ПСМК»;
общественная организация «КВН»;
общественная организация «Артефакт»;
которые проводят огромную работу по воспитанию молодежи города, требуется дополнительное материальное и техническое оснащение.
отсутствие реальных административных и финансовых механизмов позволяющих комитету по делам молодежи координировать в общерайонных масштабах работу в области идеологического воспитания подрастающего поколения.
слабая связь со смежными структурами по планированию и реализации совместной деятельности в этой области.
отсутствие в общегосударственном масштабе образовательной системы по обучению специалистов в области молодежной политики. В результате нехватка работников влияет на качественное исполнение многочисленных программ возложенных на комитет по делам молодежи.
Для обеспечения необходимой коррекции и преодоления излишней инерции программ, необходимо следующее.
Во – первых требуется разграничение функций в области организационно-правового подхода к реализации государственной молодежной политики как межотраслевой сферы, с одной стороны, и как самостоятельной отрасли, имеющей свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственные кадровое, информационное, научно-методическое обеспечение, стандарты деятельности.
Во - вторых формализованный механизм ежегодного мониторинга положения молодежи, процессов в молодежной среде, состояния реализации государственной молодежной политики в муниципальном образовании и институтов, обеспечивающих ее.
В – третьих требуется более эффективная и комплексная кадровая политика, подключение подготовленных работников к выполнению вновь разрабатываемых проектов, формирование соответствующих банков данных, учебно-методическое сопровождение профильных программ.
Очевидно, что решение данных проблем невозможно на уровне местного самоуправления, необходимо осуществление системы мер по реализации основных направлений молодежной политики на федеральном уровне. Далее автор приводит рекомендации необходимые для более эффективного осуществления и реализации молодежной политики, как на федеральном уровне, так и на уровне местного самоуправления
Дата: 2019-05-29, просмотров: 199.