Помещение под мастерскую соответствует эстетическим нормам и находиться возле трассы. Внешний вид имеет немаловажное значение для выбора авто владельцем места обслуживания автомобиля. Самое главное внутри помещения - это удобное, рациональное размещение оборудования.
Автомобиль, прежде чем попасть в кузовной цех, проходит через мойку для того, чтобы предотвратить попадание пыли и грязи вовнутрь.
Кафе предназначено как для авто владельцев, так и для мастеров. Учитывая, что время ремонтных услуг будет сокращаться, многие авто владельцы предпочтут провести время в этом кафе, а мастерам не придется терять время на обеденный перерыв.
В лаборатории находится смесительное оборудование по подбору авто эмалей, где по коду на компьютере будет подбираться точный цвет автомобиля. На сегодняшний день с помощью компьютерной программы (которая обновляется каждые два месяца) можно получить до 70000 цветовых оттенков к любым автомобильным маркам.
В подсобном помещении находиться компрессор, бункер нагнетания обогретого воздуха и шахта по вытяжке зараженного воздуха, кроме того, оно может использоваться, как и складское помещение.
Парк автомобилей в зоне обслуживания предприятия автосервиса представлен в таблице 2.1 с разбиением по удельному весу в зависимости от класса автомобиля.
Таблица 2.1
Состав автомобилей по удельному весу на предприятии
Класс легкового автомобиля | % | Число автомобилей |
Особо малый | 13 | 361 |
Малый | 70 | 1803 |
Средний | 9 | 240 |
Автобусы | 8 | 200 |
ИТОГО | 100 | 2604 |
Среднегодовой пробег автомобиля индивидуального пользования зависит от многих факторов и принимается на основе статистических данных.
Удельная трудоемкость ТО и ТР, выполняемых на ООО "Русбизнесавто" - нормируемая величина в зависимости от класса легкового автомобиля (табл.2.2).
Число заездов в год на ООО "Русбизнесавто" одного комплексно обслуживаемого автомобиля для проведения ТО и ТР принимается равным 2 (согласно ОНТП), уборочно-моечных работ (УМР) - 5, выполнения работ по противокоррозионной защите кузова - 1.
Таблица 2.2
Нормативы трудоемкости работ для городских ООО "Русбизнесавто"
Класс авто- мобиля
| Удельная трудоемкость ТО и ТР, чел-час/1000 км | Разовая трудоемкость на один заезд, чел*час | |||
УМР | Приемка и выдача | Предпродажная подготовка | Противокоррозионная обработка | ||
Особо малый | 2,0 | 0,15 | 0,15 | 3,5 | 3,0 |
Малый | 2,3 | 0, 20 | 0, 20 | 3,5 | 3,0 |
Средний | 2,7 | 0,25 | 0,25 | 3,5 | 3,0 |
Автобус | 5,0 | 0,5 | 0,4 | 6,0 |
Нормативная трудоемкость ТО и ТР корректируется в зависимости от размера ООО "Русбизнесавто" (числа рабочих постов) и климатического района места расположения ООО "Русбизнесавто" (табл.2.3, 2.4). Разовые трудоемкости корректировке не подлежат.
Таблица 2.3
Значения коэффициентов корректирования нормативной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от размера ООО "Русбизнесавто"
Число рабочих постов СТОА | Коэффициент корректирования |
до 5 | 1,05 |
свыше 5 до 10 | 1,00 |
свыше 10 до 15 | 0,95 |
свыше 15 до 25 | 0,90 |
свыше 25 до 35 | 0,85 |
свыше 35 | 0,80 |
Таблица 2.4
Значения коэффициентов корректирования нормативной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от климатического района
Климатический район | Коэффициент корректирования | Средняя температура воздуха в январе,°С |
Умеренный | 1,0 | от - 15 до - 8 |
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный | 0,9 | от 0 до +4 |
Жаркий сухой, очень жаркий сухой, умеренно холодный | 1,1 | от - 15 до +4 |
Холодный | 1,2 | от - 30 до - 15 |
Очень холодный | 1,3 | от - 50 до - 30 |
Скорректированная удельная трудоемкость ТО и ТР легковых автомобилей, чел*ч / 1000 км:
tТО, ТР = t (н) ТО, ТР * k1 * k2, (2.1)
где t (н) ТО, ТР - нормативная удельная трудоемкость ТО и ТР автомобилей, чел*ч / 1000 км, согласно действующим нормам технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта (см. табл.2.2); k1 - коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от числа рабочих постов (см. табл.2.3); k2 - коэффициент корректирования удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от климатического района расположения (см. табл.2.4).
Тогда для различных классов автомобилей значения откорректированных удельных трудоемкостей работ по ТО и ТР будут равны:
tТО, ТР = 2,0*0,95*1,0 = 1,9,tТО, ТР = 2,3*0,95*1,0 = 2,185,tТО, ТР = 2,7*0,95*1,0 = 2,565,tТО, ТР = 5,0*0,95*1,0 = 4,75.
Расчет представлен в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Корректирование нормативных удельных трудоемкостей
Класс легкового автомобиля | Удельная нормативная трудоемкость ТО и ТР, чел * ч / 1000 км | k1 | k2 | Удельная трудоемкость ТО и ТР, чел * ч / 1000 км |
Особо малый | 2,0 | 0,95 | 1,0 | 1,9 |
Малый | 2,3 | 0,95 | 1,0 | 2,185 |
Средний | 2,7 | 0,95 | 1,0 | 2,565 |
Автобусы | 5,0 | 0,95 | 1,0 | 4,75 |
Результаты расчета годового объема работ сведены в таблицу 2.6
Таблица 2.6
Расчет годового объема работ по ТО и ТР
Класс автомобиля | Число автомобилей | Среднегодовой пробег, км | Удельная трудоемкость ТО и ТР, чел*ч / 1000 км | Годовой объем работ, чел*ч |
Особо малый | 361 | 18000 | 1,9 | 12346 |
Малый | 1803 | 18000 | 2,185 | 70912 |
Средний | 240 | 18000 | 2,565 | 11081 |
Автобусы | 200 | 50000 | 4,75 | 77500 |
ИТОГО | 2604 | 171840 |
Годовой объем УМР СТОА, чел час:
ТУМП=N*d*tумр, (2.2)
где: d - число заездов на СТОА автомобилей в год;
tумр - средняя трудоемкость УМР, чел*час, на один заезд автомобиля.
Расчеты сведены в таблицу 2.7
Таблица 2.7
Расчет годового объема уборочно-моечных работ
Класс автомобиля | Число автомобилей | Число заездов в год | Трудоемкость УМР на один заезд, чел*ч | Годовой объем УМР, чел*ч |
Особо малый | 361 | 5 | 0,15 | 271 |
Малый | 1803 | 5 | 0, 20 | 1803 |
Средний | 240 | 5 | 0,25 | 300 |
Автобусы | 200 | 150 | 0,5 | 15000 |
ИТОГО | 2604 | 17374 |
Средняя трудоемкость УМР на один заезд при механизированной мойке в зависимости от используемого оборудования равна: 0,15-0,25 чел* час.
Таблица 2.8
Расчет годового объема уборочно-моечных работ
Класс автомобиля | Число автомобилей | Среднегодовой пробег, км | Трудоемкость УМР, чел*ч | Годовой объем УМР, чел*ч |
Особо малый | 361 | 18000 | 0,15 | 975 |
Малый | 1803 | 18000 | 0, 20 | 6491 |
Средний | 240 | 18000 | 0,25 | 1080 |
Автобусы | 200 | 50000 | 0,5 | 5000 |
ИТОГО | 2404 | 13546 |
Аналогично определяются годовые объемы работ по приемке-выдаче и противокоррозионной обработке автомобилей.
Объем вспомогательных работ ООО "Русбизнесавто" составляет 20-30% общего годового объема работ по ТО и ТР (табл.2.9, 2.10).
Таблица 2.9
Примерное распределение вспомогательных работ ООО "Русбизнесавто", %
Вид работ | % |
Ремонт и обслуживание технологического оборудования, оснастки и инструмента | 25 |
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования, сетей и коммуникаций | 20 |
Перегон автомобилей | 10 |
Приемка, хранение и выдача материальных ценностей | 20 |
Уборка производственных помещений и территории | 15 |
Обслуживание компрессорного оборудования | 10 |
ИТОГО | 100 |
Приняв эти значения в качестве основных, можно определить годовой объем вспомогательных работ. Результаты приведены в таблице 2.10
Таблица 2.10
Годовой объем вспомогательных работ
Годовой объем по ТО и ТР | % | Годовой объем вспомогательных работ, чел*ч |
171840 | 25 | 42960 |
Таким образом, вычислены значения годовых объемов всех работ, составляющих производственную программу предприятия автосервиса. Здесь следует подчеркнуть, что основную часть этих работ (70%) составляет техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Поэтому повышение эффективности технического обслуживания для автосервисного предприятия является основным направлением его развития. Рассмотренные далее предложения и пути повышения эффективности технического обслуживания автомобилей представляют собой только небольшую часть в основном организационных мероприятий. При этом техническая и технологическая части процессов технического обслуживания здесь не рассматриваются.
Общий годовой объем работ предприятия представлен в таблице 2.11
Таблица 2.11
Общий годовой объем работ ООО "Русбизнесавто"
Наименование работ | % | Годовой объем работ, чел*ч |
ТО и ТР | 70 | 171840 |
УМР | 6,4 | 17374 |
Приемка и выдача | 0,7 | 1044 |
Противокоррозионная обработка | 5,4 | 7212 |
ИТОГО | 82,5 | 197470 |
Вспомогательные работы | 17,5 | 42960 |
ВСЕГО | 100 | 240430 |
Для определения объема работ каждого производственного участка ООО "Русбизнесавто" полученный в результате расчета общий годовой объем работ по ТО и ТР распределяют по видам работ и месту выполнения в соответствии с рекомендациями таблицы 2.12. При этом в связи с усложнением техники и трудностями в выявлении неисправностей увеличен объем диагностических работ до 10%. Отдельные работы (например, обойные, кузовные и арматурные) исключены из списка ввиду их небольшого объема.
Следует отметить, что указанный перечень работ может быть еще более сокращен или расширен в зависимости от политики предприятия, определяющей номенклатуру выполняемых работ, классы и модели обслуживаемых автомобилей, используемое технологическое оборудование. Последнее имеет во многом решающую роль при обеспечении качества всех видов работ, включая техническое обслуживание автомобилей.
Таблица 2.12
Примерное распределение объема работ ТО и ТР по видам работ и месту их выполнения, %
Вид работ | Число рабочих постов СТОА | Место выполнения | |||||
до 5 | от 6 до 10 | от 11 до 20 | от 21 до 30 | свыше 30 | на рабочих постах | на производственных участках | |
Диагностические | 6 | 5 | 4 | 4 | 3 | 100 | - |
ТО | 35 | 25 | 15 | 10 | 6 | 100 | - |
Смазочные | 5 | 4 | 3 | 2 | 2 | 100 | - |
Регулировочные | 10 | 5 | 4 | 4 | 3 | 100 | - |
Ремонт и регулировка тормозов | 10 | 5 | 4 | 4 | 3 | 100 | 1 |
Электротехнические | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 80 | 20 |
Ремонт приборов системы питания | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 70 | 30 |
Аккумуляторные | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | 90 |
Шиномонтажные | 7 | 5 | 2 | 1 | 1 | 30 | 70 |
ТР узлов, систем и агрегатов | 16 | 10 | 8 | 8 | 8 | 50 | 50 |
Кузовные и арматурные | - | 10 | 25 | 28 | 35 | 75 | 25 |
Окрасочные и противокоррозионные | - | 10 | 16 | 20 | 25 | 100 | |
Обойные | - | 1 | 3 | 3 | 2 | 50 | 50 |
Слесарно-механические | - | 8 | 7 | 7 | 5 | - | 100 |
ИТОГО | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||
УМР | 100 | - |
Учитывая сделанные рекомендации, определяют годовой объем работ каждого участка предприятии автосервиса в соответствии с видом выполняемой работы и местом ее выполнения.
Результаты расчетов годовых объемов работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей сведены в таблицу 2.13.
Таблица 2.13
Распределение годового объема работ по ТО и ТР по видам работ и месту выполнения
Вид работ | % | Годовой объем работ, чел*ч | Место выполнения | |||
На рабочих постах | На производственных участках | |||||
% | чел*ч | % | чел*ч | |||
Диагностические | 10 | 17184 | 100 | 17184 | 0 | |
ТО в полном объеме | 25 | 42985 | 100 | 42985 | 0 | |
Смазочные | 5 | 8592 | 100 | 8592 | 0 | |
Ремонт и регулировка тормозов | 5 | 8592 | 100 | 8592 | 0 | |
Электротехнические | 7 | 12029 | 80 | 9623 | 20 | 2406 |
По приборам системы питания | 7 | 12029 | 70 | 8420 | 30 | 3609 |
Аккумуляторные | 3 | 5155 | 10 | 515 | 90 | 4640 |
ТР узлов, систем и агрегатов | 20 | 34368 | 50 | 17184 | 50 | 17184 |
Противокоррозионные | 10 | 17184 | 100 | 17184 | 0 | |
Слесарно-механические | 8 | 13747 | 0 | 100 | 13747 | |
ИТОГО | 100 | 171840 | 130254 | 41586 |
Для проектируемого предприятия автосервиса принимаем Драб. г = 305 дней, а число смен работы в сутки составляет 2.
Продолжительность рабочей смены для вредных условий труда (окрасочные и противокоррозионные работы) Тсм = 7 час, для остальных Тсм = 8 час.
Тогда для обычных условий труда годовой фонд рабочего времени для обычных условий труда составит Фп = 365*8*2*0,9 = 5256 час., для вредных условий труда - Фп = 365*7*2*0,9 = 4599 час.
Результаты расчетов представлены в таблице 2.14.
Таблица 2.14
Расчет годовых фондов рабочего времени поста СТОА
Условия труда | Число рабочих дней в году | Продолжительность смены, час | Число смен работы в сутки | Коэффициент использования рабочего времени | Годовой фонд рабочего времени поста, час |
Обычные | 365 | 8 | 2 | 0,9 | 5256 |
Вредные | 365 | 7 | 2 | 0,9 | 4599 |
Для заданного вида работ ТО и ТР число рабочих постов:
XТО, ТР = (Тп*φ) / (Фп*Рср), (2.3)
где Тп* - годовой объем работ на заданном посту, чел*ч;
φ - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на (обычно φ = 1,15)
Рср - среднее число рабочих, одновременно работающих на посту.
Среднее число рабочих на одном посту ТО и ТР принимается 2 чел., на постах кузовных и окрасочных работ - 1,5 чел.
Например, число постов для выполнения диагностических работ и работ по техническому обслуживанию будет равно:
XД= 17184*1,15/5256*2 = 1,88;
XТО= 42985*1,15/5256*2 = 4,70
Расчет числа рабочих постов для других видов работ ТО и ТР выполняется аналогично. Результаты сведены в таблицу 2.15.
Таблица 2.15
Расчет числа рабочих постов ТО и ТР ООО "Русбизнесавто"
Вид работ | Годовой объем постовых работ, чел*ч | Годовой фонд рабочего времени поста, час | Среднее число рабочих на посту | Количество постов | |
расчетное | принятое | ||||
Диагностические | 17184 | 5256 | 2 | 1,88 | 2 |
ТО в полном объеме | 42985 | 5256 | 2 | 4,70 | 5 |
Смазочные | 8592 | 5256 | 2 | 0,93 | 1 |
Ремонт и регулировка тормозов | 8592 | 5256 | 2 | 0,93 | 1 |
Электротехнические | 12029 | 5256 | 2 | 1,32 | 1 |
По приборам системы питания | 12029 | 5256 | 2 | 1,32 | 1 |
Аккумуляторные | 5155 | 5256 | 2 | 0,57 | 1 |
ТР узлов, систем и агрегатов | 34368 | 5256 | 2 | 3,76 | 4 |
Противокоррозионные | 17184 | 4599 | 1,5 | 2,14 | 2 |
ИТОГО | 17,55 | 18 |
Вспомогательные посты - это автомобиле-места, оснащенные или не оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологически вспомогательные операции (посты приемки и выдачи автомобилей, контроля после проведения ТО и ТР, сушки на участке УМР, подготовки и сушки на окрасочном участке).
Общее число вспомогательных постов составляет 0,25-0,5 на один рабочий пост.
Число постов контроля после обслуживания и ремонта зависит от мощности СТОА и определяется исходя из продолжительности контроля.
Число постов сушки (обдува) автомобилей на участке УМР определяется исходя из пропускной способности поста УМР, которая может быть принята равной продолжительности механизированной моечной установки;
Число постов сушки после окраски определяется производственной программой и пропускной способностью технологического оборудования.
Пропускная способность комбинированной окрасочно-сушильной камеры согласно технической характеристике может принять 5-6 автомобилей за смену.
Пропускная способность отдельной окрасочной камеры с одной сушильной камерой составляет до 12 автомобилей за смену.
Автомобиле-места ожидания - это места, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на рабочие посты, вспомогательные посты или ремонта снятых с них агрегатов, узлов и приборов.
Общее число автомобиле-мест ожидания на производственных участках СТОА составляет 0,5 на один рабочий пост.
В планировочном отношении разница между постами и автомобиле-местами ожидания заключается в нормативных расстояниях между установленными на них автомобилями, а также автомобилями и элементами конструкции здания.
Автомобиле-места хранения предусматриваются для готовых к выдаче автомобилей и автомобилей, принятых в ТО и ремонт.
Число автомобиле-мест для хранения готовых автомобилей определяется по формуле:
, (2.4)
где: Nc - суточное число автомобилей, обслуживаемых на ООО "Русбизнесавто".
Тпр - среднее время пребывания автомобиля на ООО "Русбизнесавто" после его обслуживания до выдачи владельцу (обычно около 4 часов);
Тв - продолжительность работы участка выдачи в сутки, час.
Общее число автомобиле-мест хранения автомобилей, ожидающих обслуживания и готовых к выдаче, принимается из расчета 3 автомобиле-места на один рабочий пост.
К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР подвижного состава. Различают технологически необходимое (явочное) и штатное число производственных рабочих.
Технологически необходимое (явочное) число рабочих:
РТ = Тг / ФТ, (2.5)
где Тг - годовой объем работ по зонам ТО и ТР или участку, чел∙час;
ФТ - годовой (номинальный) фонд времени технологически необходимого рабочему при односменной работе, час.
Для расчета технологически необходимого числа производственных рабочих годовой фонд рабочего времени ФТ принимают равным 2020 час. - для производства с нормальными условиями труда и 1780 час. - для производства с вредными условиями труда.
Результаты расчета численности технологически необходимых рабочих приведены в таблице 2.16.
Таблица 2.16
Численность технологически необходимых рабочих
Вид работ | Годовой объём работ, чел*час | Годовой фонд рабочего времени, час | Технологически необходимое число рабочих | |||
Расчётное | Принятое | В том числе по сменам | ||||
1-я | 2-я | |||||
Диагностические | 17184 | 2020 | 8,51 | 8 | 4 | 4 |
ТО в полном объёме | 42985 | 2020 | 21,27 | 21 | 11 | 10 |
Смазочные | 8592 | 2020 | 4,25 | 4 | 2 | 2 |
Ремонт и регулировка тормозов | 8592 | 2020 | 4,25 | 4 | 2 | 2 |
Электротехнические | 12029 | 2020 | 5,95 | 6 | 3 | 3 |
По приборам системы питания | 12029 | 2020 | 5,95 | 6 | 3 | 3 |
Аккумуляторные | 5155 | 2020 | 2,55 | 3 | 1 | 2 |
ТР узлов, систем и агрегатов | 34368 | 2020 | 17,01 | 17 | 9 | 8 |
Противокоррозионные | 17184 | 1780 | 9,65 | 10 | 5 | 5 |
Слесарно-механические | 13747 | 2020 | 6,8 | 7 | 3 | 4 |
ИТОГО ПО ТО И ТР | 171840 | 86, 19 | 86 | 43 | 43 | |
УМР | 17374 | 2020 | 8,6 | 9 | 5 | 4 |
Приёмка и выдача | 1044 | 2020 | 0,52 | 2 | 1 | 1 |
ВСЕГО | 111046 | 55,98 | 97 | 49 | 48 |
Штатное (списочное) число рабочих определяется по формуле:
, (2.6)
где: Фш - годовой (эффективный) фонд времени "штатного" рабочего, час.
Годовой фонд времени "штатного" рабочего определяет фактическое время, отработанное исполнителем непосредственно на рабочем месте. Фонд времени "штатного" рабочего определяет фактическое время, отработанное исполнителем на рабочем месте. Фонд времени "штатного" рабочего Фш меньше "технологического" рабочего Фт. за счёт предоставления рабочим отпусков и невыходов рабочих по уважительным причинам (выполнение государственных обязанностей, болезни и т.п.).
В практике проектирования годовой фонд "штатного" рабочего принимают равным: 1560 час. - для маляров; 1770 час. - для рабочих всех других профессий.
Таким образом, штатная численность производственных рабочих должна быть увеличена пропорционально отношению 2020/1770 в 1,14 раза по сравнению с технологической численностью производственных рабочих. Для проектируемого предприятия автосервиса общая штатная численность производственных рабочих составит 110 человек.
Численность вспомогательных рабочих определяется пропорционально численности штатных производственных рабочих:
Рвсп = k* РШ; (2.7)
где k = 20-30%.
Таблица 2.17
Расчет численности вспомогательных рабочих СТОЛА
Штатная численность производственных рабочих, чел. | % | Численность вспомогательных рабочих, чел. | |
Расчетная | Принятая | ||
110 | 20 | 22 | 22 |
3. Обеспечение пассивной безопасности систем автотранспортных средств
Дата: 2019-05-29, просмотров: 202.