Маркетинговый анализ рынка автосервиса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Автотранспортное средство является объектом повышенной опасности. В настоящее время действует более 50 нормативно-технических документов по конструктивной безопасности автотранспортных средств, которая разделяется на 4 вида: активная, пассивная, послеаварийная и экологическая. При оценке автотранспортных средств необходимо учитывать состояние конструктивной безопасности, так как при недостаточном ее уровне потери (в том числе и финансовые) для владельца (покупателя) автотранспортного средства могут значительно превосходить стоимость объекта оценки. При оценке автотранспортного средства необходимо оценить все 4 вида конструктивной безопасности.

Пассивная безопасность - обеспечивается установкой на автомобиль ремней безопасности, энергопоглощающей рулевой колонки и бамперов, применением кабин (кузовов), обеспечивающих сохранение жизненного пространства при ДТП, оборудование автобусов аварийными выходами и т.д.

Пассивная безопасность кузова обеспечивается: отсутствием резких граней и выступов на поверхности кузова; утопленными ручками дверей; мягкими накладками на концах бамперов, предотвращающими травмирование пешеходов; ремнями безопасности; безопасными стёклами и зеркалами; энергоёмкой панелью приборов с утопленными приборами; травмобезопасным рулевым колесом; надёжными замками дверей, выдерживающим большие нагрузки и исключающими самопроизвольное открытие дверей при наезде на препятствие; широкими дверями, создающими возможность быстрой эвакуации водителя и пассажиров потерпевшего аварию автомобиля; высокой прочностью пассажирского салона, обеспечивающей незначительные его деформации при авариях; широкими бамперами с резиновыми накладками, поглощающими удары при столкновениях; регулируемыми подголовниками передних сидений, предотвращающими травмирование шеи человека от удара при наезде на автомобиль сзади; обивочными огнестойкими материалами и внутренней обшивкой салона кузова.

Среди эффективных средств снижения телесных повреждений участников движения в настоящее время нашли применение ремни безопасности, аварийные выходы в автобусах, противоподкатные брусья в задней части грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов. Исследователями доказана необходимость усиления переднего борта грузовой платформы, что предохранило бы кабину от чрезмерной деформации при опрокидывании автомобиля.

Средства пассивной безопасности помогают водителю и пассажирам выжить в аварии и остаться без серьезных травм. Размер автомобиля - это тоже средство пассивной безопасности: больше = безопаснее. Но есть и другие важные моменты.

Современные системы ремней безопасности имеют автоматические преднатяжители, которые при аварии выбирают провисания ремней, повышая защиту человека, и сохраняют место для раскрытия подушек безопасности. Важно знать, что хотя подушки безопасности и защищают от серьезных травм, ремни безопасности абсолютно необходимы для обеспечения полной безопасности водителя и пассажиров.

Исследования говорят, что более 50% водителей в возрасте до 25 лет не используют ремни безопасности на регулярной основе. В России эти цифры могут быть еще хуже, и не только в отношении молодых водителей. А между тем американская организация безопасности движения NHTSA на основании своих исследований сообщает, что использование ремней безопасности снижает риск смертельного исхода на 45-60% в зависимости от типа автомобиля.

Объект данного дипломного исследования - станция технического обслуживания ООО "Русбизнесавто".

Предмет данного дипломного исследования - оценка эффективности обеспечения пассивной безопасности на предприятиях автотранспорта.

Цель данной дипломной работы - рассмотреть обеспечение безопасности автотранспортных средств при автосервисном обслуживании.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

рассмотреть тенденции европейского рынка автосервиса;

дать краткую характеристику отечественного автомобильного парка;

привести классификацию автосервисов;

дать характеристику ростовского рынка автосервиса;

рассмотреть основные тенденции и прогнозы ростовского рынка автосервиса;

провести описание организации и организационно - правовые аспекты деятельности предприятия;

сделать расчет производственной программы предприятия;

дать понятие безопасности в автотранспортных средствах;

охарактеризовать конструкцию кузова или "Решётку безопасности";

рассмотреть ремни безопасности;

изучить надувные подушки безопасности;

рассмотреть сидения с подголовниками, структурная целостность и запасные выходы;

провести финансовое планирование деятельности предприятия;

изучить основные нормы охраны труда на автотранспортных и авторемонтных предприятиях.



Классификация автосервисов

 

Существующий отечественный рынок автосервисов можно классифицировать по нескольким критериям. В частности типология российских автомобильных сервисов и станций технического обслуживания (СТО) по величине выглядит следующим образом:

Специализированные центры, центры - дилеры. Верхний сегмент рынка (20-25%) занимают сервисы при дилерских центрах, специализирующиеся на обслуживании конкретных марок автомобилей (не обязательно купленных в данном салоне). Они получают от производителей необходимую информацию о машине, технологии ремонта, запчасти. Генеральное представительство завода - изготовителя регламентирует размер сервисных площадей, оборудование (прежде всего диагностическое), уровень квалификации персонала. Подобный подход к делу повышает не только качество сервиса, но и его цену. Так, средняя стоимость нормо-часа в дилерском сервисе - около одной тысячи рублей, в независимом - вдвое меньше (для сравнения - в оцениваемом автосервисе цена нормо-часа обслуживания автомобиля иностранного производства составляет 700 рублей). Поэтому, как только заканчивается срок гарантийного обслуживания (как правило, два-три года в зависимости от марки автомобиля), половина клиентов дилерских автосервисов уходит от них в поисках более дешевых автомастерских. По некоторым оценкам минимальный ежемесячный доход от автосервисов данного типа равен 10 тысячам долларов[5].

Универсальные или специализированные крупные станции технического обслуживания. Многие из них являются наследниками государственных автосервисов советского периода или созданы как коммерческие подразделения на территории крупных автобаз.

Сегодня на их долю приходится около 20% рынка услуг по обслуживанию легкового автотранспорта. Универсальность - как преимущество, так и недостаток подобных сервисов. Несмотря на достаточную техническую оснащенность и профессионализм персонала невозможно одинаково качественно ремонтировать "Mercedes", "Mazda", "Ford", "Opel", "Toyota", "Лады" и "КамАЗы". Ежемесячный доход, приносимый этими автосервисами, - на уровне 5 - 7 тысяч долларов.

Следует отметить, однако, что техническое обслуживание парка грузовиков, автобусов и другого крупного транспорта лежит главным образом именно на этих станциях - а это не менее 25 - 30 процентов всего парка, то есть крупный рынок. Наибольшим доверием автолюбителей на таких СТО пользуются отдельные участки или узкопрофильные подразделения, занятые, например, покраской или ремонтом двигателей.

Мелкие частные станции технического обслуживания. Большую часть рынка (порядка 50%) занимают независимые автосервисы. Они демонстрируют гибкую ценовую политику, поскольку не связаны с производителем соглашениями по оборудованию и персоналу. Рассчитаны, как правило, на несколько машино-мест. Их клиенты - постгарантийные иномарки и отечественные автомобили. Занимаются обычно определенными видами работ, поскольку каждому предпринимателю невыгодно покупать полный комплект специального дорогостоящего оборудования для решения всех проблем клиента, как в крупных СТО. Как выход из ситуации существует практика заключения договоров с коллегами, к кому и отправляются постоянные клиенты за непрофильной услугой. Зачастую качество услуг вызывает сомнения, хотя в этом сегменте есть и безусловные лидеры, зарекомендовавшие себя на рынке безупречным качеством и гарантиями. Прибыль колеблется от 2 до 12 тысяч долларов в месяц.

Гаражные мастера - люди, предлагающие свои услуги по объявлениям или занимающиеся частной практикой в гаражных кооперативах и на автостоянках. Они занимают устойчивые позиции в обслуживании преимущественно технически несложных отечественных автомобилей и занимают 10-15% рынка. Ремонт у них обходится потребителю намного дешевле, чем в специализированных автосервисах, но никто не может гарантировать качество. Ежемесячный доход гаражных мастеров может доходить до 800 - $1 200[6].

Частные мастера "по вызову". Фактически являются разновидностью гаражных мастеров. Работают по частным объявлениям, с выездом на место. Качество их работ часто оставляет желать лучшего. Известно о многочисленных случаях мошенничества среди подобных мастеров.

Таким образом, с точки зрения масштаба предпринимательства львиную долю современного отечественного рынка услуг автосервиса формирует малый бизнес, что свидетельствует, с одной стороны, о его неразвитости (рынок не консолидирован, крупных игроков - безусловных лидеров нет), а с другой стороны - о низких барьерах для входа на рынок.

В свою очередь, с точки зрения специализации можно выделить следующие типы предприятий, работающие на отечественном рынке автосервисных услуг:

Простой ремонт, шиномонтаж/балансировка. Основная масса (свыше половины) российских автосервисов. Предполагает минимальные требования к квалификации персонала и сложности оборудования предприятия. Последнее может быть отечественного производства, слабо компьютеризировано. Еще одно характерное отличие от других типов автосервисов - минимальная площадь (достаточно 15 квадратных метров), благодаря чему на рассматриваемом рынке так много мелких игроков. Основные клиенты - владельцы отечественных легковых автомобилей старше 7 лет.

Покраска. Предприятия площадью от 100 квадратных метров. Покрасочные камеры, как правило, итальянского (реже немецкого) производства. Данная категория автосервисов ориентирована в равной мере, как на отечественные, так и на иностранные автомобили. Уровень квалификации персонала в целом выше, чем у предыдущей категории автосервисов.

Прочие специализированные автосервисы. Предполагают наличие специализированного компьютеризированного, как правило, дорогостоящего (один диагностический стенд по стоимости сравним с иномаркой среднего класса) оборудования, прежде всего диагностического (ремонт и диагностика двигателей, электрооборудования и прочие услуги). Максимально высокая квалификация персонала, нередко аттестованного крупнейшими фирмами - автопроизводителями. Основные клиенты - владельцы новых легковых автомобилей (до 7 лет).

Автомойки. Автомобильные мойки - это сопутствующий бизнес. Он редко существует как самостоятельный, чаще всего мойки примыкают к крупным автосервисным центрам, транспортным предприятиям, различным комплексам бытового обслуживания, АТС[7].

Причина, прежде всего в спонтанности спроса и зависит от погодных условий. С другой стороны, автомойка является частью автосервиса: перед осмотром автомобиля механиком его необходимо вымыть.

Продажа запасных частей. Владельцы авторемонтного бизнеса расширяются, главным образом, в сопутствующий сервис - в торговлю запчастями и аксессуарами, соединяя его с имеющимися в их распоряжении ремонтными станциями. Европейские автопроизводители опираются на так называемое правило "трех S": "продажи - сервис - запчасти". Поэтому они более всего заинтересованы в поддержке предприятий, соблюдающих это правило, то есть имеющих, помимо автосервиса, отделы по продаже автомобилей и запчастей к ним. Подобная политика основывается на стремлении к ценовому регулированию и желании взять под контроль авторемонтный процесс. Помимо этого, применительно к предприятиям все более важной становится корпоративная унификация.

Универсальные автосервисы. Сочетают вышеуказанные категории бизнесов настолько, насколько это позволяют им делать имеющиеся площади и фонд оплаты труда (зачастую, будучи не в состоянии нанять высококвалифицированных специалистов, они довольствуются профессионалами среднего и низкого уровня).

Автосервис, размещенный на площадях оцениваемого недвижимого имущества, можно отнести к высшему сегменту последней категории предприятий, поскольку:

во - первых, имеет в достаточном объеме производственные площади (1042 кв. м);

во - вторых, оснащен импортным оборудованием и, наконец, не занимается обслуживанием коммерческого автотранспорта, что позволяет ему проводить более жесткую политику управления качеством, хотя он и не является авторизованным сервисом кого-либо из мировых автопроизводителей.



Тенденции и прогнозы

 

В целом прогноз развития рынка услуг автосервисов в целом в России и в Ростове-на-Дону в частности благоприятный - увеличение числа автомобилей неминуемо приведет к росту спроса на указанные услуги.

Наибольшим спросом в среднесрочной перспективе на рассматриваемом рынке будут пользоваться качественные, недорогие услуги при условии, что клиент сможет получить в одном месте максимум дополнительных услуг (комплексность).

Изменение структуры спроса на автомобильном рынке, обусловленное начавшейся его консолидацией, приведет к соответствующим изменениям и на рынке услуг по техническому обслуживанию - отечественные автомобили постепенно будут вытесняться иномарками, обслуживание которых потребует высокой оснащенности автосервисов импортным компьютеризированным оборудованием, что повысит входные барьеры на рынок и, одновременно с этим, вытеснит с него мелких игроков.

Рост доходности автосервисов, который будет обусловлен уменьшением количества игроков на рынке и, как следствие, ослаблением конкуренции, будет недолгим, поскольку в этом случае на рынок вернутся капиталы, ушедшие с него до этого, и консолидация ускорится. В этом случае средним игрокам, таким как оцениваемый автосервис, удастся выжить лишь за счет узкой специализации, которой в настоящее время у него нет.

Конкуренция в сегменте, являющемся целевым для оцениваемого автосервиса (низший ценовой сегмент рынка комплексного обслуживания импортных легковых автомобилей), будет в среднесрочной перспективе только возрастать, что ухудшит его положение на рынке ввиду отсутствия у него по состоянию на дату оценки каких-либо уникальных конкурентных преимуществ по сравнению с другими, аналогичными ему автосервисами.

В то же время наличие относительно больших площадей, импортного оборудования и обученного персонала позволит оцениваемому автосервису сохранять уже занятую долю на рынке в течение ближайших лет.



Ремни безопасности

 

Система ремней, так хорошо нам знакомая, несомненно является наиболее действенным способом защиты человека во время аварии. После долгих лет, в течение которых система оставалась неизменной, в последние годы произошли существенные изменения, повысившие степень безопaсности пассажиров. Так, система предварительного натяжения ремней (belt pretensioner) в случае аварии притягивает корпус человека к спинке сидения, тем самым предотвращая продвижение корпуса вперёд, либо проскальзывание под ремнём. Действенность системы обуславливается тем, что ремень находится в натянутом положении, а не ослаблен применением различных клипсов и прищепок, которые практически аннулируют действие преднатяжителя. Дополнительным элементом ремней безопасности с преднатяжителем является система ограничения максимальной нагрузки на тело. При его срабатывании ремень слегка ослабнет, тем самым уменьшив нагрузку на тело.

Ремни безопасности в автомобиле - часть системы пассивной безопасности. Но выполняют они свою функцию только в случаях, когда ими правильно пользуются. Но знаем ли мы, как это делается? Как показал опрос нескольких десятков автовладельцев и их пассажиров, правильно пристегивать ремни умеют лишь 32% респондентов[16].

Многочисленные исследования различными институтами, центрами безопасности и лабораториями последствий всевозможных столкновений автомобилей позволили сделать неутешительные выводы. При столкновении автомобиля с неподвижным препятствием со скорости 50 км/ч на организм взрослого человека весом 80 кг воздействует удар силой 2 тонны! В этом случае на ребенка приходится удар силой в 500 кг. Для сидящих сзади пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, лобовое столкновение также опасно. В момент удара они могут получить смертельные травмы головы, ударившись о потолок. Непристегнутый пассажир, сидящий посередине, при фронтальном ударе может даже вылететь через лобовое стекло.

Получают значительные травмы и те, кто неправильно размещает ремни на теле и не регулирует их натяжение (в случаях, когда нет автоматических натяжителей). Большому риску подвергаются любители сидеть в автомобиле в полулежачем положении. В момент столкновения они съезжают на пол салона, получая при этом травмы позвоночника и головы. Более того, в этом случае ремень может врезаться в горло и задушить сидящего. Не рекомендуется также класть ноги на панель. Если в автомобиле есть подушка безопасности (Airbag), в момент срабатывания кости ног легко ломаются.

Неправильную регулировку натяжения ремней начиная с конца 70-х годов исключили, установив автоматические натяжители с устройством блокировки ремня. При использовании автоматически блокируемых ремней негативную роль может сыграть толстый слой одежды. Она создает своего рода подушку, которая препятствует плотному контакту ремня с телом человека. Из-за этого во время столкновения сначала происходит поглощение подушечного зазора, а только затем появляется рывок, активизирующий устройство блокировки ремня. Поэтому удерживать человека ремень безопасности начинает с большим опозданием. Такая задержка может привести к тому, что пассажир "поцелует" головой лобовое стекло или получит опасный удар открывшейся подушкой безопасности[17].

Отдельно следует сказать о ремнях безопасности американских машин, устанавливаемых в недалеком прошлом. В отличие от европейских они обычно состоят из двух отдельных ремней - диагонального и поясничного, и пристегиваются индивидуально. Использование только одного из них приводит к тяжелым последствиям. По данным Американской Медицинской Ассоциации, вероятность повреждения грудной клетки при застегивании лишь диагонального (плечевого) ремня возрастает в три раза, чем в случае использования обоих ремней. Применение только плечевого ремня опаснее и в других случаях. Так, при лобовом столкновении повреждения груди у пассажиров, пристегнутых плечевым ремнем, зарегистрированы в семь раз чаще, чем у непристегнутых. Чтобы ремни безопасности в чистокровных американских машинах действительно выполняли свое назначение, следует пристегивать оба ремня - поясничный и плечевой.

Особенно серьезные травмы во время столкновений получают дети, сидящие не в детских сиденьях и не пристегнутые ремнями. Согласно немецким статистическим данным, дети, сидящие на штатных сиденьях и пристегнутые обычными трехточечными ремнями безопасности, получают травмы в пять раз чаще, чем те, кто совершает поездки в детских сиденьях, подобранных по росту и комплекции. Объясняют это тем, что детские шейные позвонки еще не окрепли и при столкновении не способны удержать тяжелую голову, выбрасываемую при столкновении вперед, поэтому исходом аварии является перелом позвоночника. Чтобы снизить такие травмы, в некоторых странах детей до 12-летнего возраста запрещено пристегивать штатными ремнями.

Держать детей на руках тоже нежелательно, так как при столкновении, например, со скорости 40 км/ч ребенок весом 5,5 кг оказывает нагрузку на руки держащего, равноценную 110 кг. Удержать такой вес, особенно женщинам, вряд ли удастся. А самых маленьких детей - малышей в возрасте до 18 месяцев лучше всего перевозить в детском сиденьи, установленном сзади спинкой вперед. Так при столкновении обеспечивается хорошая защита затылка и спины. Кроме того, детские сиденья для детей весом 9-18 кг должны оборудоваться ремнями с пятью точками крепления. Такая схема позволяет распределить ударную нагрузку при столкновении по большей поверхности тела ребенка, чем снижается вероятность получения тяжелых травм[18].

Дальнейшие усовершенствования систем безопасности привели к созданию преднатяжителя ремня, обеспечивающего своевременное реагирование на аварийное замедление автомобиля, притягивая водителя и пассажиров к спинкам сидений, а также дальнейшее продвижение вперёд по инерции и получение травм от рулевой колонки, передней панели и других элементов кузова автомобиля.

Дополнительным элементом механизма преднатяжителя является ограничитель нагрузки. Его основная функция - предотвращение травм грудной клетки вследствие нагрузки от удержания тела ремнём безопасности. При перегрузке, превышающей заранее заданные параметры, внутренняя зубчатая рейка искривляется и обеспечивает ограниченное ослабление усилия натяжения.

Для задействования механизма преднатяжителя с блока управления воздушными подушками и ремнями безопасности поступает электрический сигнал.

Этот сигнал задействует систему зажигания пиротехнического элемента преднатяжителя. Образовавшийся газ толкает поршень механизма, соединённого зубчатой рейкой и через планетарный механизм натягивается ремень безопасности.

Механизм преднатяжителя всегда задействуется раньше, чем воздушные подушки безопасности.

Вполне возможно, что система управления "решит" задействовать только преднатяжители без задействования воздушных подушек.

Время реакции системы преднатяжителя - 0.004 сек после определения аварии. Напряжение задействования пиропатрона преднатяжителя - 12 Вольт, ток не превышает 2-3 Ампер.

 

Безопасность детей

 

Сегодня уже нет необходимости ломать голову над подгонкой детского сиденья под оригинальные ремни безопасности. Всё более распространённое приспособление Isofix позволяет присоединить сиденье безопасности для ребёнка прямо к точкам соединения, заранее подготовленными в машине, не используя ремни безопасности. Необходимо лишь проверить, что автомобиль и детское сиденье приспособлены к креплениям Isofix.

Система крепления детского сидения[23]. Как правило, детские кресла крепятся к ремням безопасности и требуют подгонку кресла. Но около семи лет назад ведущими автопроизводителями был введен в действие стандарт Isofix - такие кресла жестко крепятся к кузову с помощью двух специальных кронштейнов в нижней части, заранее подготовленными в машине, не используя ремни безопасности. Считается, что жесткое крепление кресла безопаснее.

 

 

Замки системы Isofix фиксируются на стальных скобах в щели между подушкой и спинкой заднего сиденья автомобиля. Чтобы не повредить обивку при частом использовании кресла, на скобы надевают специальные защитные колпачки.

 

                

 


4. Финансовое планирование деятельности предприятия

4.1 Анализ финансового положения ООО "Русбизнесавто"

 

Таблица 3.1

Структура имущества организации и источников его формирования

Показатель

Значение показателя

Изменение

на начало периода

на конец периода

 (гр.4-гр.2), тыс. руб.

 (гр.4: гр.2),%

в тыс. руб.

в% к валюте баланса

в тыс. руб. в% к валюте баланса
1 2

3

4 5

6

7

Актив

1. Иммобилизованные средства  21646

5,5

 72421 12,9

+50775

+3,3 раза
2. Оборотные активы, всего  371617

94,5

 487618 87,1

+116001

+31,2
в том числе: запасы (кроме товаров отгруженных)  338783

86,1

 383831 68,5

+45048

+13,3
в том числе: сырье и материалы;  320784

81,6

 340265 60,8

+19481

+6,1
 - готовая продукция (товары).  -

-

 - -

-

-
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходах будущих периодов;

 17999

4,6  43566

7,8

+25567 +142
НДС по приобретенным ценностям

 -

-  -

-

- -
ликвидные активы, всего

 30674

7,8  95617

17,1

+64943 +3,1 раза
из них: денежные средства и краткосрочные вложения;

 30514

7,8  94802

16,9

+64288 +3,1 раза
 - дебиторская задолженность (срок платежа по которой не более года);

 160

<0,1  815

0,1

+655 +5,1 раза
 - товары отгруженные.

 -

-  -

-

- -
Пассив

 

   

 

   
1. Собственный капитал

 129809

33  319707

57,1

+189898 +146,3
2. Заемный капитал, всего

 133723

34  68959

12,3

-64764 -48,4
из них: долгосрочные кредиты и займы;

 85003

21,6  5559

1

-79444 -93,5
 - краткосрочные кредиты и займы.

 48720

12,4  63400

11,3

+14680 +30,1
3. Привлеченный капитал[24]

 129731

33  171373

30,6

+41642 +32,1
Валюта баланса

 393263

100  560039

100

+166776 +42,4
                 

 

Активы организации на конец 2008 г. характеризуются следующим соотношением: 12,9% иммобилизованных средств и 87,1% текущих активов. Активы организации в течение анализируемого периода увеличились на 166776 тыс. руб. (на 42,4%). Учитывая увеличение активов, необходимо отметить, что собственный капитал увеличился еще в большей степени - на 146,3%. Опережающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов является положительным показателем (табл.2.1).

Рост величины активов организации связан, в основном, с ростом следующих позиций актива баланса (в скобках указана доля изменения данной статьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей):

Денежные средства - 64288 тыс. руб. (38,5%)

Незавершенное строительство - 35663 тыс. руб. (21,4%)

Запасы: расходы будущих периодов - 25392 тыс. руб. (15,2%)

Запасы: сырье, материалы и другие аналогичные ценности - 19481 тыс. руб. (11,7%)

Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам:

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - 170435 тыс. руб. (69%),

Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики - 34984 тыс. руб. (14,2%),

Доходы будущих периодов - 19143 тыс. руб. (7,8%),

Займы и кредиты - 14680 тыс. руб. (5,9%),

Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить "Займы и кредиты" в пассиве (80018 тыс. руб.).

 

Таблица 3.2

Оценка стоимости чистых активов ООО "Русбизнесавто" за 2008 г.

Показатель

Значение показателя

Изменение

на начало периода

на конец периода

тыс. руб.

(гр.4-гр.2)

±% ( (4-2): 2)

в тыс. руб. в% к валюте баланса в тыс. руб. в% к валюте баланса
1 2 3 4 5 6 7
1. Чистые активы  129809 33  319707 57,1 +189898 +146,3
2. Уставный капитал  100 <0,1  100 <0,1 - -
3. Превышение чистых активов над уставным капиталом  129709 33  319607 57,1 +189898 +146,4

 

Чистые активы организации на последний день 2008 г. намного (в 3197,1 раза) превышают уставный капитал.

Данное соотношение положительно характеризует финансовое положение ООО "Русбизнесавто", полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации.

Более того необходимо отметить увеличение чистых активов на 146,3% за рассматриваемый период (2008 г).

Приняв во внимание одновременно и превышение чистых активов над уставным капиталом и их увеличение за период, можно говорить о хорошем финансовом положении организации по данному признаку (табл.3.2).

 

Таблица 3.3

Определение неудовлетворительной структуры баланса ООО "Русбизнесавто" за 2008 г.

Показатель[25]

Значение показателя

Изменение (гр.3-гр.2)

Нормативное значение

Соответствие фактического значения нормативному на конец периода

на начало отчетного периода на конец отчетного периода
1 2 3 4 5 6
1. Коэффициент текущей ликвидности  2,08  2,08 - не менее 2 соответствует
2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами  0,29  0,51 +0,22 не менее 0,1 соответствует
3. Коэффициент утраты платежеспособности x 1,04 x не менее 1 соответствует

 

По данным таблицы 3.3 оба коэффициента на последний день 2008 г. оказались в пределах допустимых норм, в качестве третьего показателя рассчитан коэффициент утраты платежеспособности.

Данный коэффициент служит для оценки перспективы утраты организацией нормальной структуры баланса (платежеспособности) в течение трех месяцев при сохранении имевшей место в анализируемом периоде тенденции изменения текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами.

Значение коэффициента утраты платежеспособности (1,04) указывает на низкую вероятность утраты показателями платежеспособности нормальных значений в ближайшие три месяца.

 

4.2 Анализ финансовой устойчивости ООО "Русбизнесавто"

 

Таблица 3.4

Анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств ООО "Русбизнесавто" за 2008 г.

Показатель собственных оборотных средств (СОС)

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Значение показателя Излишек (недостаток) [26] Значение показателя Излишек (недостаток)
1 2 3 4 5
 СОС1 (рассчитан без учета долгосрочных и краткосрочных пассивов)  +108163  - 230620  +247286  - 136545
 СОС2 (рассчитан с учетом долгосрочных пассивов)  +193166  - 145617  +252845  - 130986
 СОС3 (рассчитан с учетом и долгосрочных, и краткосрочных пассивов)  +371617  +32834  +487618  +103787

 

Поскольку из трех вариантов расчета показателей покрытия запасов и затрат собственными оборотными средствами положительное значение имеет только рассчитанный по последнему варианту (СОС3), финансовое положение организации можно характеризовать как неустойчивое. Следует обратить внимание, что несмотря на неудовлетворительную финансовую устойчивость все три показателя покрытия собственными оборотными средствами запасов и затрат в течение улучшили свои значения (табл.3.4).

 


Таблица 3.5

Анализ прочих показателей финансовой устойчивости "Союз-К" за 2008 г.

Показатель

Значение показателя

Изменение показателя (3-2)

Описание показателя и его нормативное значение

на начало отчетного периода на конец отчетного периода
1 2 3 4 5
1. Коэффициент автономии  0,33  0,57  +0,24 Отношение собственного капитала к общей сумме капитала. Рекомендованное значение: >0,5 (обычно 0,6-0,7)
2. Финансовый леверидж  0,49  1,33  +0,84 Отношение собственного капитала к заемному. Оптимальное значение: 1.
3. Коэффициент покрытия инвестиций  0,55  0,58  +0,03 Отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к общей сумме капитала. Нормальное значение в мировой практике: ок.0,9; критическое - <0,75.
4. Коэффициент маневренности собственного капитала  0,9  0,78  - 0,12 Отношение собственных оборотных средств к источникам собственных и долгосрочных заемных средств. Отношение должно быть, как минимум, положительное.
5. Коэффициент мобильности оборотных средств  0,94  0,87  - 0,07 Отношение оборотных средств к стоимости всего имущества.
6. Коэффициент обеспеченности материальных запасов  0,57  0,66  +0,09 Отношение собственных оборотных средств к величине материально-производственных запасов. Нормативное значение: не менее 0,5
7. Коэффициент обеспеченности текущих активов  0,52  0,52  <0,01 Отношение собственных оборотных средств к текущим активам. Нормативное значение: не ниже 0,1
8. Коэффициент краткосрочной задолженности  0,68  0,98  +0,3 Отношение краткосрочной задолженности к сумме общей задолженности.

 

Коэффициент автономии организации на конец декабря 2008 г. составил 0,57. Данный коэффициент характеризует степень зависимости организации от заемного капитала. Полученное здесь значение укладывается в общепринятую для этого показателя норму (>0.5) и свидетельствует об уравновешенности собственного и заемного капитала ООО "Русбизнесавто" (табл.3.5).

Значение коэффициента покрытия инвестиций на конец периода составило 0,58, что значительно ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала ООО "Русбизнесавто" составляет всего 58%).

Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственных средств организации находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Значение коэффициента маневренности собственного капитала на последний день анализируемого периода составило 0,78. Считается, что оптимальный диапазон значений коэффициента 0,5-0,6. Однако на практике норматив для этого показателя не определен, так как сильно зависит от сферы деятельности организации.

Итоговое значение коэффициента обеспеченности материальных запасов (0,66) соответствует норме, т.е. материально-производственные запасы в достаточной степени обеспечены собственными оборотными средствами организации.

По коэффициенту краткосрочной задолженности видно, что величина краткосрочной кредиторской задолженности ООО "Русбизнесавто" значительно превосходит величину долгосрочной задолженности (98% и 2% соответственно). При этом в течение анализируемого периода (2008 г) доля долгосрочной задолженности уменьшилась на 30%.


4.3 Анализ ликвидности ООО "Русбизнесавто"

 

Таблица 3.6

Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения ООО "Русбизнесавто" за 2008 г.

Активы по степени ликвидности На конец отчетного периода, тыс. руб. Прирост с нач. года,% Норм. соотношение Пассивы по сроку погашения На конец отчетного периода, тыс. руб. Прирост c нач. года,% Излишек/ недостаток платеж. средств тыс. руб., (гр.6 - гр.2)
1 2 3 4 5 6 7 8
А1. Высоколик-видные активы (ден. ср-ва + краткосрочные фин. вложения) 94802 +3,1 раза >= П1. Наиболее срочные обязательства (привлечен-ные средства) (текущ. кред. задолж) 171233 +32,2 -76431
А2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная деб. задолженность) 815 +5,1 раза >= П2. Среднесрочные обязательства (краткосроч. кредиты и займы) 63540 +29,9 -62725
А3. Медленнореа-лизуемые активы (долгосроч. деб. задол. + прочие оборот. активы - РБП - НДС к зачету) 348689 +7,9 >= П3. Долгосрочные обязательства 5559 -93,5 +343130
А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы) 72421 +3,3 раза <= П4. Постоянные пассивы (собственный капитал- РБП - НДС к зачету) 276395 +147 -203974

 

Из четырех соотношений, характеризующих наличие ликвидных активов у организации, выполняется два (табл.3.6). У организации не имеется достаточно высоколиквидных активов для погашения наиболее срочных обязательств (разница составляет 76431 тыс. руб.). В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств. В данном случае это соотношение не выполняется - у ООО "Русбизнесавто" недостаточно краткосрочной дебиторской задолженности (1% от необходимого) для погашения среднесрочных обязательств.

 

Таблица 3.7

Расчет коэффициентов ликвидности ООО "Русбизнесавто" за 2008 г.

Показатель ликвидности

Значение показателя

Изменение показателя (гр.3 - гр.2)

Расчет, рекомендованное значение

на начало отчетного периода, тыс. руб. на конец отчетного периода, тыс. руб.
1 2 3 4 5
1. Коэффициент текущей (общей) ликвидности 2,08 2,08 -0,01 Отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение: >2,0
2. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности 0,17 0,41 +0,24 Отношение ликвидных активов к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение: >1,0
3. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,17 0,4 +0,23 Отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение: >0,2

 

Исходя из таблицы 3.7 по итогам декабря 2008 г. коэффициент текущей (общей) ликвидности полностью укладывается в норму (2,08 при нормативном значении 2,0 и более). При этом за анализируемый период коэффициент практически не изменился.

Коэффициент быстрой ликвидности на последний день 2008 г. оказался ниже нормы (0,41). Это означает, что у ООО "Русбизнесавто" недостаточно активов, которые можно в сжатые сроки перевести в денежные средства, чтобы погасить краткосрочную кредиторскую задолженность.

Соответствующим норме, как и два другие, оказался коэффициент абсолютной ликвидности (0,4 при норме 0,2 и более). За рассматриваемый период коэффициент абсолютной ликвидности вырос на 0,23.

 

4.4 Анализ эффективности деятельности ООО "Русбизнесавто"

 

Из "Отчета о прибылях и убытках" следует, что за анализируемый период организация получила прибыль от продаж в размере 325885 тыс. руб., что равняется 38,4% от выручки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль снизилась на 27956 тыс. руб., или на 7,9%.

По сравнению с прошлым периодом в текущем уменьшилась как выручка от продаж, так и расходы по обычным видам деятельности (на 93343 и 65387 тыс. руб. соответственно). Причем в процентном отношении изменение расходов (-11,1%) опережает изменение выручки (-9,9%)

Обратив внимание на строку 040 формы №2 можно отметить, что организация как и в прошлом году не использовала возможность учитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, относя их ежемесячно на счет реализации.

Прибыль от прочих операций за рассматриваемый период составила 254 тыс. руб., что на 41 тыс. руб. (13,9%) меньше, чем прибыль за аналогичный период прошлого года. При этом величина прибыли от прочих операций составляет 0,1% от абсолютной величины прибыли от продаж за анализируемый период.

Основные финансовые результаты деятельности ООО "Русбизнесавто" за анализируемый период (2008 г) приведены в таблице 3.8.

 

Таблица 3.8

Основные финансовые результаты деятельности предприятия за 2008.

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

Изменение показателя

За отчетный период За аналогичный период предыдущего года тыс. руб. (гр.2 - гр.3) ±% ( (2-3): 3)
1 2 3 4 5
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг 849412 942755 -93343 -9,9
2. Расходы по обычным видам деятельности 523527 588914 -65387 -11,1
3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) 325885 353841 -27956 -7,9
4. Прочие доходы 254 303 -49 -16,2
5. Прочие расходы - 8 -8 -
6. Прибыль (убыток) от прочих операций (4-5) 254 295 -41 -13,9
7. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) 326139 354136 -27997 -7,9
8. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль -78274 -84993 +6719 +7,9
9. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода (3+6+8) 247865 269143 -21278 -7,9
Справочно: Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса (измен. стр.470) +170435 х х х

 

Сопоставление чистой прибыли по данным формы №2 и Баланса показало, что в 2008 г. организация использовала чистую прибыль в сумме 77430 тыс. руб.

Судя по отсутствию в бухгалтерской отчетности данных об отложенных налоговых активах и обязательствах, организация не применяет ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", что допустимо для субъектов малого предпринимательства (кроме того, ПБУ 18/02 не применяют кредитные, бюджетные организации).

 

4.5 Анализ рентабельности ООО "Русбизнесавто"

 

Таблица 3.9

Анализ рентабельности ООО "Русбизнесавто" за 2008 г.

Показатели рентабельности

Значения показателя (в копейках)

Изменение, коп.

(гр.2 - гр.3)

за отчетный период 2008 г. за аналогичный период прошлого года
1 2 3 4
1. Величина прибыли от продаж на каждый 62,2 60,1 +2,1
рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг)      
2. Величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки от реализации (рентабельность продаж) 38,4 37,5 +0,9
3. Величина прибыли до налогообложения на рубль всех расходов организации 47,3 45,7 +1,6

 

Представленные в таблице 3.9 показатели рентабельности имеют положительные значения как следствие прибыльности деятельности ООО "Русбизнесавто" в 2008 г.

В отчетном периоде организация по обычным видам деятельности получила прибыль в размере 38,4 копеек с каждого рубля выручки от реализации. При этом имеет место положительная динамика рентабельности продаж по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. (+0,9 коп).

Рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли до налогообложения к совокупным расходам организации, составила 47,3%. Это значит, что с каждого рубля, израсходованного за рассматриваемый период в рамках финансово-хозяйственной деятельности ООО "Русбизнесавто", было получено 47,3 коп. прибыли. За аналогичный период 2007 г. также была получена прибыль, но на 1,6 коп. с рубля меньше, чем в 2008 г.

Рентабельность использования вложенного в предпринимательскую деятельность капитала представлена в таблице 3.10.

 

Таблица 3.10

Анализ рентабельности использования вложенного в предпринимательскую деятельность капитала ООО "Русбизнесавто" за 2008 г.

Показатель рентабельности Значение показателя в отчетном периоде,% Расчет показателя
Рентабельность производственных фондов   87,1 Отношение прибыли от продаж к среднегодовой стоимости основных средств и материально-производственных запасов
Рентабельность активов (ROA) 52 Отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов
Рентабельность собственного капитала (ROE) 110,3 Отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала

 

За рассматриваемый период каждый рубль, вложенный ООО "Русбизнесавто" в основные фонды и материально-производственные запасы, обеспечил прибыль от продаж в размере 0,87 руб.

 

4.6 Расчет показателей деловой активности (оборачиваемости) ООО "Русбизнесавто"

 

Далее в таблице 3.11 рассчитаны показатели оборачиваемости ряда активов, характеризующие скорость возврата авансированных на осуществление предпринимательской деятельности денежных средств, а также показатель оборачиваемости кредиторской задолженности при расчетах с поставщиками и подрядчиками.

 

Таблица 3.11

Анализ показателей оборачиваемости активов ООО "Русбизнесавто" за 2008 г.

Показатель оборачиваемости  Значения показателя в отчетном периоде, коэффициент  Продолжительность оборота в отчетном периоде в днях
Оборачиваемость активов (отношение выручки к среднегодовой стоимости активов) 1,8 202
Оборачиваемость собственного капитала (отношение выручки к среднегодовой величине собственного капитала) 3,8 95
Оборачиваемость дебиторской задолженности (отношение выручки к среднегодовой величине дебиторской задолженности) 1742,4 <1
Оборачиваемость задолженности за реализованную продукцию (работы, 1742,4 <1
услуги) (отношение выручки к среднегодовой задолженности за реализованную продукцию)    
Оборачиваемость задолженности перед поставщиками и подрядчиками (отношение выручки к среднегодовой кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками) 6,5 55
Оборачиваемость материально-производственных запасов (отношение выручки к среднегодовой стоимости МПЗ) 2,4 153

 

В соответствии с результатами расчетов, за 202 календарных дня организация получает выручку, равную сумме всех имеющихся активов. При этом требуется 153 дня, чтобы получить выручку равную среднегодовому остатку материально-производственных запасов.


4.7 Анализ кредитоспособности ООО "Русбизнесавто"

 

В данной главе приведен анализ кредитоспособности ООО "Русбизнесавто" по методике Сбербанка России (утв. "Регламентом предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами от 8 декабря 1997 г. N 285-р").

 

Таблица 3.12

Анализ кредитоспособности ООО "Русбизнесавто" по методике Сбербанка России

Показатель

Фактическое значение

Катего-рия

Вес показателя

Расчет суммы баллов

 Справочно: категории показателя

 1 категория

2 категория

3 категория

Коэффициент абсолютной ликвидности 0,4 1 0,11 0,11 0,2 и выше 0,15-0,2 менее 0,15
Коэффициент промежуточной (быстрой) 0,41 3 0,05 0,15 0,8 и выше 0,5-0,8 менее 0,5
ликвидности              
Коэффициент текущей ликвидности 2,08 1 0,42 0,42 2,0 и выше 1,0-2,0 менее1,0
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (кроме торговли) 1,33 1 0,21 0,21 1,0 и выше 0,7-1,0 менее 0,7
Рентабельность основной деятельности 0,38 1 0,21 0,21 0,15 и выше менее 0,15 нерентаб.
Итого х х 1 1,1

 

 

В соответствии с методикой Сбербанка заемщики делятся в зависимости от полученной суммы баллов на три класса:

первоклассные - кредитование которых не вызывает сомнений (сумма баллов от 1 до 1,05);

второго класса - кредитование требует взвешенного подхода (свыше 1,05 но меньше 2,42);

третьего класса - кредитование связано с повышенным риском (2,42 и выше).

В данном случае сумма баллов равна 1,1. Поэтому, организация может рассчитывать на получение банковского кредита.

 

4.8 Прогноз вероятности банкротства ООО "Русбизнесавто"

 

Одним из показателей вероятности скорого банкротства организации является Z-счет Альтмана, который рассчитывается по следующей формуле:

 

Z-счет = 1,2К1 + 1,4К2 + 3,3К3 + 0,6К4 + К5,Где:

 

Предполагаемая вероятность банкротства в зависимости от значения Z-счета Альтмана составляет:

1,8 и менее - очень высокая;

от 1,81 до 2,7 - высокая;

от 2,71 до 2,9 - существует возможность;

от 3,0 и выше - очень низкая.

 

Таблица 3.13

Прогноз вероятности банкротства ООО "Русбизнесавто"

 Коэф-т

Расчет  Значение  Множитель Произведение (гр.3 х гр.4)
1 2 3 4 5
К1 Отношение оборотного капитала к величине всех активов 0,79 1,2 0,95
К2 Отношение нераспределенной прибыли и фондов спец. назначения к величине всех активов 0,57 1,4 0,8
К3 Отношение фин. результата от продаж к величине всех активов 0,58 3,3 1,92
К4 Отношение собственного капитала к заемному 1,33 0,6 0,8
К5 Отношение выручки от продаж к величине всех активов 1,52 1 1,52

Z-счет Альтмана:

5,99

 

Для ООО "Русбизнесавто" значение Z-счета по итогам декабря 2008 г. составило 5,99. Это говорит о низкой вероятности скорого банкротства ООО "Русбизнесавто" (табл.2.13). В тоже время, необходимо отметить серьезные недостатки применения Z-счета Альтмана в условиях российской экономики, не позволяющие безоговорочно доверять полученным на его основе выводам.







Общие положения по охране труда

 

Основные понятия в области безопасности труда социальная направленность охраны труда.

Под охраной труда понимают систему законодательных актов и соответствующих им мероприятий, направленных на сохранение здоровья и работоспособности трудящихся. Система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих производственный травматизм, носит название техники безопасности.

Производственная санитария предусматривает мероприятия по правильному устройству и содержанию промышленных предприятий и оборудования в санитарном отношении (надежная вентиляция, надлежащее освещение, правильное расположение оборудования и др.).

Промышленная гигиена ставит целью создание наиболее здоровых и благоприятных в гигиеническом отношении условий труда, предотвращающих профессиональные заболевания работающих.

Обеспечение здоровых санитарно-гигиенических условий труда советских людей и внедрение совершенной техники безопасности, устраняющих производственный травматизм и профессиональные заболевания, - одни из первостепенных задач социальной политики нашего государства и партии.

Основные положения по охране труда изложены в, Кодексе законов о труде (КЗоТ). Особое внимание уделяется охране труда женщин и подростков. Дети до 15 лет к работе в промышленности не допускаются. Подростки до 18 лет могут быть приняты на работу только после медицинского освидетельствования. Продолжительность рабочего дня подростков от 15 до 16 лет - 4 ч, от 16 до 18 лет - 6 ч. Трудовым законодательством запрещен прием женщин или лиц, не достигших 18 лет, на тяжелые и вредные работы.

Для женщин и подростков установлены значительно меньшие нормы тяжести перемещаемых грузов, чем для мужчин.

Работающие в производственном помещении с повышенной влажностью, пылью, низкой или высокой температурой и вредными веществами бесплатно обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты (респираторами, очками, щитками и др.). На производствах, связанных с опасностью профессионального заболевания или отравления, рабочим и служащим бесплатно выдают специальное питание, жиры или нейтрализующие вещества. Для определенных категорий работающих во вредных производственных условиях увеличена продолжительность ежегодного отпуска, установлены сокращенная продолжительность рабочего дня и надбавки к заработной плате.

Порядок проведения инструктажа. На автотранспортных и авторемонтных предприятиях организация работ по технике безопасности и производственной санитарии возлагается на главного инженера. В цехах и на производственных участках ответственность за безопасное и труда несут начальники цехов и мастера. Осуществление мероприятий по технике безопасности и производствен ной санитарии контролируют старший инженер (инженер) по технике безопасности и профсоюзные организации. Указания старшего инженера (инженера) ни технике безопасности может отменить только руководитель предприятия или главный инженер.

Одними из основных мероприятий по обеспечению безопасности труда являются обязательный инструктаж вновь принимаемых на работу и периодический инструктаж всех работников предприятия. Инструктаж проводит главный инженер предприятия или старший инженер (инженер) по технике безопасности. Вновь принимаемых на работу знакомя! с основными положениями по охране труда, правилами внутреннего распорядка, требованиями пожарной безопасности, особенностями работы предприятия, обязанностями работников по соблюдению правил безопасности труда и производственной санитарии, порядком передвижения по территории предприятия, средствами защиты работающих и способами оказания доврачебной помощи пострадавшим. Особое значение имеет инструктаж на рабочем месте с показом безопасных приемов работы.

Все работники независимо от производственного стажа и квалификации должны 1 раз в 6 мес. проходить повторный инструктаж, а лица, выполняющие работы повышенной опасности (сварщики, вулканизаторщики и др.), - 1 раз в 3 мес. При повторном инструктаже подробно разбирают допущенные нарушения. Каждый инструктаж регистрируют в журнале.

 

Требования безопасности, производственной санитарии и промышленной гигиены при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

 

Требования безопасности. При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения. Запрещаются техническое обслуживание и ремонт автомобилей с работающим двигателем, за исключением случаев его регулирования.

Подъемно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. К работе с этим оборудованием допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и инструктаж.

Во время работы не следует оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля. При сборочных работах запрещается проверять совпадение отверстий в соединяемых деталях пальцами; для этого необходимо пользоваться специальными ломиками, бородками или монтажными крючками.

Во время разборки и сборки узлов и агрегатов следует применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала нужно смочить керосином, а затем отвернуть ключом. Отвертывать гайки зубилом и молотком не разрешается.

Запрещается загромождать проходы между рабочими местами деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки.

Повышенную опасность представляют операции снятия и установки пружин, поскольку и них накоплена значительная энергия.

Эти операции необходимо выполнять на стендах или с помощью приспособлений, обеспечивающих безопасную работу.

Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабжены предохранительными и перепускными клапанами. Рабочий инструмент следует содержать в исправном состоянии.

Требования производственной санитарии и промышленной гигиены. Помещения, в которых рабочие, выполняя техническое обслуживание или ремонт автомобиля, должны находиться под ним, необходимо оборудовать осмотровыми каминами, эстакадами с направляющими предохранительными ребордами или подъемниками.

Приточно-вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление выделяемых паров и газов и приток свежего воздуха. Естественное и искусственное освещение рабочих мест должно быть достаточным для безопасного выполнения работ. На территории предприятия необходимо наличие санитарно-бытовых помещений - гардеробных, душевых, умывальных (работающие с этилированным бензином обязательно должны быть обеспечены горячей водой).



Заключение

 

Исходя из проведенного дипломного исследования, можно сделать следующие выводы:

Средства пассивной безопасности помогают водителю и пассажирам выжить в аварии и остаться без серьезных травм. Размер автомобиля - это тоже средство пассивной безопасности: больше = безопаснее. Но есть и другие важные моменты.

Удерживающие системы тоже являются важным средством пассивной безопасности. Ремни безопасности стали лучшим из когда-либо придуманных устройств защиты водителя и пассажиров. Разработанные в 50-х годах 20 века, они стали в обязательном порядке применяться с 1967 года. Вначале они мало использовались (только 20% в 1970), но опыт и законодательные меры расширили их применение до 70% в 1987 году.

Современные системы ремней безопасности имеют автоматические преднатяжители, которые при аварии выбирают провисания ремней, повышая защиту человека, и сохраняют место для раскрытия подушек безопасности. Важно знать, что хотя подушки безопасности и защищают от серьезных травм, ремни безопасности абсолютно необходимы для обеспечения полной безопасности водителя и пассажиров.

Исследования говорят, что более 50% водителей в возрасте до 25 лет не используют ремни безопасности на регулярной основе. В России эти цифры могут быть еще хуже, и не только в отношении молодых водителей. А между тем американская организация безопасности движения NHTSA на основании своих исследований сообщает, что использование ремней безопасности снижает риск смертельного исхода на 45-60% в зависимости от типа автомобиля.

Подушки безопасности мгновенно наполняются газом в случае сильного лобового столкновения. Они разработаны специально, чтобы работать вместе ремнями безопасности и ни в коем случае не исключают необходимость их использования.

Раскрытая подушка безопасности останавливает непроизвольное движение головы и предотвращает удар о торпеду, рулевое колесо или лобовое стекло. Начиная с 1998 года все продаваемые в США автомобили обязательно имеют две подушки безопасности (для водителя и переднего пассажира). По сведениям американской организации NHTSA использование подушек безопасности снижает риск смертельного исхода при аварии на 30-35% в зависимости от типа автомобиля.

Во время столкновения ремни и подушки безопасности работают совместно. Комбинация их работы на 75% более эффективна в предотвращении серьезных травм головы и на 66% более эффективна в предотвращении травм грудной клетки.

Боковые подушки безопасности тоже значительно улучшаю защиту водителя и пассажиров.

Несмотря на некоторые отрицательные высказывания в прессе, подушки безопасности сохраняют тысячи жизней ежегодно. Производители автомобилей используют также двухступенчатые подушки безопасности, которые раскрываются поэтапно одна за другой, чтобы избежать возможных травм, наносимых детям и невысоким взрослым от применения одноступенчатых, более дешевых подушек безопасности. В связи с этим, правильней сажать детей только на задние места в автомобилях любых типов.

Подголовники призваны предотвращать травмы от внезапного резкого движения головы и шеи при столкновении задней частью автомобиля. В действительности часто подголовники практически не защищают от травм. Эффективная защита при использовании подголовника может быть достигнута, если он находится точно на линии центра головы на уровне ее центра тяжести и не далее 7 см от задней ее части. Помните, что некоторые опции сидений изменяют размер и положение подголовника.

Структурная целостность (целостность каркаса автомобиля) это ещё один важный компонент пассивной безопасности автомобиля. Для каждого автомобиля он тестируется, перед тем как пойти в производство. Детали каркаса не должны изменять свою форму при столкновении, в то время как другие детали должны поглощать энергию удара.

Все типы автомобилей разрабатываются с учётом всех требований пассивной безопасности. А их уровень проверяется краш-тестами, проводящимися по разным системам с разными исходными условиями.



Список использованной литературы

 

1. Закон РФ от 13.08.1997 г. № 1013 "О сертификации продукции и услуг" (в редакции от 10.01.2003 г).

2. Закон РФ от 07.02.92 г. №2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции от 30.12.2001г).

3. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

4. Общероссийский классификатор услуг населения (утвержден Постановлением Госстандарта России от 28.06.98 г. № 163, в редакции от 01.05.2000 г).

5. ГОСТ 22748 - 77 введен с 01.01.79. "Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений".

6. ГОСТ Р 51709 - 2001 Дата введения 2002.01.01 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.

7. Правила по охране труда на автомобильном транспорте. - СПб.: Издательство ДЕАН, 2002. - 192 с.97, 102-107, 149.

8. СанПиН 2.2.4\2.1.8 562-96 "Шум на рабочих местах и в помещениях".

9. СанПиН 2.2.1\2.1.1.1278-03 "Естественное и искусственное освещение".

10. СанПиН 2.1.4 1074 - 0 1 - "Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения".

11. Андрусенко С.И. Организация фирменного обслуживания. Киев: I3MH, 2007.216 с.

12. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник под редакцией профессора Э.А. Арустамова - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007.

13. Бассовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие - М.: ИНФРА - М, 2007. - с.30, 45.

14. Вахламов В.К. Автомобили (основы конструкции) - М: ACADEMIA, 2006. - 528с.

15. Волгин В.В. Автосервис. Маркетинг и анализ. М.: 2006 - 435 с.

16. Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей, 2008 г.

17. Колясинский З.С., Бдонев А.Г. Устройство и эксплуатация автомобиля, 2007 г.

18. Легостаев М.А. "Автомобиль", 2007 г.

19. Марков О.Д. Автосервис. Москва., Транспорт 2007 г.270 с.

20. Миротин Л.Б., Ряховский А.А. и др. Управление автосервисом. Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен. 2006 - 318 с.

21. Карасев Е.Н. Организация автосервиса на станциях технического обслуживания автомобилей. Учебное пособие. Шахты. 2003 - 64 с.

22. Недолужко А.И., Недолужко А.А. Технологические процессы в сервисе. Ростов-на-Дону, РИС ЮРГУЭС 2006 - 48 с.

23. Петроченков С.Н. Исследование основных направлений развития автосервиса и совершенствование его работы в новых экономических условиях - М.: 2007.

24. Петрова Г.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в сфере автосервиса. Учебник для студентов профессиональных учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2006, с - 89-95.

25. Радченко И.И., Xлявич А.И. Маркетинг и автосервис: Учебник для студентов вузов. М.: ВЗПИ, 2008.214 с.

26. Ройтман Б.А. Безопасность автомобиля в эксплуатации-М: Транспорт, 2007. - 208с.

27. Обзор рынка автосервиса в Ростове-на-Дону (декабрь 2008 года)"РосБизнесКонсалтинг"

28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие - М.: Новое знание 2007. - с. - 300-302.

29. Сюткин Г.Н., Семенов М.И. Сертификация безопасности качества услуг: Учебное пособие. - М.: Дело и Сервис, 2007. - с.64-66.

30. Стандартизация и сертификация в сфере автосервисных услуг: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А.В. Раков, В.И. Королькова, Г.Н. Воробьева и др. Под редакцией А.В. Ракова - М.: Мастерство 2007, с 48, 54-56.

31. Сарбаев В.И., Селиванов С.С., Коноплев В.Н. Механизация производственных процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей. М.: 2007 - 284 с.

32. Хотинская Г.И., Харитонова Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2006. - с 86-89, 155-159.

33. Средства пассивной безопасности в изобретениях // За рулем №6, 2008

34. Средства пассивной безопасности в изобретениях // За рулем №2, 2007

35. Тенденции европейского рынка автосервиса // Эксперт № 5, 2007

 


[1] Тенденции европейского рынка автосервиса // Эксперт № 5, 2007

[2] Тенденции европейского рынка автосервиса // Эксперт № 5, 2007

[3] Радченко И. И., Xлявич А. И. Маркетинг и автосервис: Учебник для студентов вузов. М.: ВЗПИ, 2008. 214 с.

[4] Обзор рынка автосервиса в Ростове-на-Дону (декабрь 2008 года) «РосБизнесКонсалтинг»

[5] Радченко И. И., Xлявич А. И. Маркетинг и автосервис: Учебник для студентов вузов. М.: ВЗПИ, 2008. 214 с.

[6] Радченко И. И., Xлявич А. И. Маркетинг и автосервис: Учебник для студентов вузов. М.: ВЗПИ, 2008. 214 с.

[7] Радченко И. И., Xлявич А. И. Маркетинг и автосервис: Учебник для студентов вузов. М.: ВЗПИ, 2008. 214 с.

[8] Обзор рынка автосервиса в Ростове-на-Дону (декабрь 2008 года) «РосБизнесКонсалтинг»

[9] Обзор рынка автосервиса в Ростове-на-Дону (декабрь 2008 года) «РосБизнесКонсалтинг»

[10] Обзор рынка автосервиса в Ростове-на-Дону (декабрь 2008 года) «РосБизнесКонсалтинг»

[11] Колясинский З.С., Бдонев А.Г. Устройство и эксплуатация автомобиля, 2007 г.

[12] Средства пассивной безопасности в изобретениях // За рулем №6, 2007

[13] Колясинский З.С., Бдонев А.Г. Устройство и эксплуатация автомобиля, 2007 г.

[14] Средства пассивной безопасности в изобретениях // За рулем №6, 2007

[15] Средства пассивной безопасности в изобретениях // За рулем №6, 2008

[16] Средства пассивной безопасности в изобретениях // За рулем №6, 2007

[17] Средства пассивной безопасности в изобретениях // За рулем №6, 2008

[18] Средства пассивной безопасности в изобретениях // За рулем №6, 2007

[19] Средства пассивной безопасности в изобретениях // За рулем №6, 2007

[20] Средства пассивной безопасности в изобретениях // За рулем №6, 2008

[21] Средства пассивной безопасности в изобретениях // За рулем №6, 2007

[22] Средства пассивной безопасности в изобретениях // За рулем №6, 2008

[23] Средства пассивной безопасности в изобретениях // За рулем №6, 2007

[24] Привлеченный капитал состоит из текущей кредиторской и прочей краткосрочной кредиторской задолженности, кроме кредитов и займов

[25] Расчеты показателей выполнены по методике Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве).

[26] Излишек (недостаток) СОС рассчитывается как разница между собственными оборотными средствами и величиной запасов и затрат.


Введение

 

Автотранспортное средство является объектом повышенной опасности. В настоящее время действует более 50 нормативно-технических документов по конструктивной безопасности автотранспортных средств, которая разделяется на 4 вида: активная, пассивная, послеаварийная и экологическая. При оценке автотранспортных средств необходимо учитывать состояние конструктивной безопасности, так как при недостаточном ее уровне потери (в том числе и финансовые) для владельца (покупателя) автотранспортного средства могут значительно превосходить стоимость объекта оценки. При оценке автотранспортного средства необходимо оценить все 4 вида конструктивной безопасности.

Пассивная безопасность - обеспечивается установкой на автомобиль ремней безопасности, энергопоглощающей рулевой колонки и бамперов, применением кабин (кузовов), обеспечивающих сохранение жизненного пространства при ДТП, оборудование автобусов аварийными выходами и т.д.

Пассивная безопасность кузова обеспечивается: отсутствием резких граней и выступов на поверхности кузова; утопленными ручками дверей; мягкими накладками на концах бамперов, предотвращающими травмирование пешеходов; ремнями безопасности; безопасными стёклами и зеркалами; энергоёмкой панелью приборов с утопленными приборами; травмобезопасным рулевым колесом; надёжными замками дверей, выдерживающим большие нагрузки и исключающими самопроизвольное открытие дверей при наезде на препятствие; широкими дверями, создающими возможность быстрой эвакуации водителя и пассажиров потерпевшего аварию автомобиля; высокой прочностью пассажирского салона, обеспечивающей незначительные его деформации при авариях; широкими бамперами с резиновыми накладками, поглощающими удары при столкновениях; регулируемыми подголовниками передних сидений, предотвращающими травмирование шеи человека от удара при наезде на автомобиль сзади; обивочными огнестойкими материалами и внутренней обшивкой салона кузова.

Среди эффективных средств снижения телесных повреждений участников движения в настоящее время нашли применение ремни безопасности, аварийные выходы в автобусах, противоподкатные брусья в задней части грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов. Исследователями доказана необходимость усиления переднего борта грузовой платформы, что предохранило бы кабину от чрезмерной деформации при опрокидывании автомобиля.

Средства пассивной безопасности помогают водителю и пассажирам выжить в аварии и остаться без серьезных травм. Размер автомобиля - это тоже средство пассивной безопасности: больше = безопаснее. Но есть и другие важные моменты.

Современные системы ремней безопасности имеют автоматические преднатяжители, которые при аварии выбирают провисания ремней, повышая защиту человека, и сохраняют место для раскрытия подушек безопасности. Важно знать, что хотя подушки безопасности и защищают от серьезных травм, ремни безопасности абсолютно необходимы для обеспечения полной безопасности водителя и пассажиров.

Исследования говорят, что более 50% водителей в возрасте до 25 лет не используют ремни безопасности на регулярной основе. В России эти цифры могут быть еще хуже, и не только в отношении молодых водителей. А между тем американская организация безопасности движения NHTSA на основании своих исследований сообщает, что использование ремней безопасности снижает риск смертельного исхода на 45-60% в зависимости от типа автомобиля.

Объект данного дипломного исследования - станция технического обслуживания ООО "Русбизнесавто".

Предмет данного дипломного исследования - оценка эффективности обеспечения пассивной безопасности на предприятиях автотранспорта.

Цель данной дипломной работы - рассмотреть обеспечение безопасности автотранспортных средств при автосервисном обслуживании.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

рассмотреть тенденции европейского рынка автосервиса;

дать краткую характеристику отечественного автомобильного парка;

привести классификацию автосервисов;

дать характеристику ростовского рынка автосервиса;

рассмотреть основные тенденции и прогнозы ростовского рынка автосервиса;

провести описание организации и организационно - правовые аспекты деятельности предприятия;

сделать расчет производственной программы предприятия;

дать понятие безопасности в автотранспортных средствах;

охарактеризовать конструкцию кузова или "Решётку безопасности";

рассмотреть ремни безопасности;

изучить надувные подушки безопасности;

рассмотреть сидения с подголовниками, структурная целостность и запасные выходы;

провести финансовое планирование деятельности предприятия;

изучить основные нормы охраны труда на автотранспортных и авторемонтных предприятиях.



Маркетинговый анализ рынка автосервиса

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 198.