Классификация принципов права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В юридической литературе выделяют различные виды принципов права. Большинство авторов классифицирует их на общие для данной национальной системы права, отраслевые, межотраслевые и принципы институтов права. Некоторые ученые (С.С. Алексеев, Л.С. Явич и др.) разграничивают принципы права на две большие группы: общесоциальные и специально-юридические. В свою очередь, среди первых С.С. Алексеев, например, выделяет социально-экономические, политические, идеологические, политико-национальные и нравственные начала, а собственно к правовым относит общие для системы права в целом, отраслевые, межотраслевые и принципы отдельных институтов права1. Р.З. Лившиц и В.И. Никитинский, кроме последних четырех, выделяют также принципы отдельных групп норм внутри институтов. Однако каких-либо серьезных доказательств по поводу существования данных принципов авторы не приводят.

Л.С. Явич специально-юридические принципы классифицирует следующим образом:

а) общие принципы - общие для международной правовой системы; общие для всех правовых систем государств и одного и того же типа; для правовых

систем одного вида (семейства); для всех отраслей данной правовой системы государства (например, принципы французской правовой системы);

б)межотраслевые принципы - принципы отраслей, составляющих публичное (международное и внутригосударственное) и частное (международное и внутригосударственное) право; принципы отраслей материального права и отраслей процессуального права; иные возможные межотраслевые принципы права;

в)отраслевые принципы права (например, гражданского, административного и т.п.) и принципы институтов права (например, обязательств); принципы комплексных отраслей права (морского, воздушного и т.д.) и принципы комплексных институтов (право железнодорожных перевозок и т.п.)1.

Г.А. Свердлык, кроме общеправовых, межотраслевых, отраслевых и принципов институтов права, в качестве самостоятельных рассматривает подотраслевые и межинституционные нормативно-руководящие начала2. М.Н. Марченко подразделяет принципы права на группы в зависимости от характера, типа и сфер распространения.

Так, в зависимости от типов права они классифицируются на принципы права, свойственные рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому праву. Выделяются также принципы, свойственные праву, переходные от одного типа к другому".

В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические. Особенность последних заключается в том, что они, согласно утвердившемуся мнению, отвечают на вопросы типа : «как отражаются в праве его фактически-социальная основа, каким образом воля господствующих классов возводится в закон и становится общеобязательной, какова структура права и каков характер правового регулирования общественных отношений». Строго говоря, специальные юридические права - это те же его социальные принципы, но переведенные на язык права через юридические конструкции, правовые средства и способы их обеспечения.

На этот момент в отечественной юридической литературе обращают внимание многие авторы .

К специально-юридическим принципам права обычно относят:

1. принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми иными социальными нормами;

2. принцип непротиворечивости норм, составляющих действующее право, и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;

3. принцип подразделения права на публичное и частное, на относительно самостоятельные отрасли и институты;

4. принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его. осуществлением;

5. принцип социальной свободы, равенства перед законом и судом, равноправия;

6. принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;

7. принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и строгой соразмерности юридической ответственности допущенного правонарушения;

8. принципы юридической ответственности только за виновно- противоправное поведение и признания каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена в судебном порядке; принцип презумпции невиновности;

9.  принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность, гуманности наказания, способствующего исправлению осужденного

Кроме названной градации некоторые авторы подразделяют принципы права на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или же на одну отрасль права.

В соответствии с данным критерием принципы права, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные ее особенности и черты, именуются общими принципами. Среди них выделяет принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности в процессе создания и реализации норм права, единства юридических прав и обязанностей, демократизма.

При этом он выделяет, что для капиталистических стран весьма важными общими принципами права являются принцип закрепления свободы предпринимательства и принцип установления и охраны частной собственности. Последнему придается особое значение, ибо с собственностью связывается фактическое положение личности в обществе, ее социальный статус и вся ее частная и гражданская жизнь.

Наряду с общими принципами выделяют также межотраслевые и отраслевые принципы права.

Межотраслевые правовые принципы охватывают собой две или более отраслей права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасающихся между собой отраслей (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и др.). На межотраслевые принципы полностью "налагаются" и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или же группе отраслей они приобретают свою специфику.

Отраслевые принципы права распространяются лишь на конкретные отрасли права - конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.

Например, для земельного права России свойственны такие правовые принципы, как принцип множественности и правового равенства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип государственного управления землей, принцип самостоятельного хозяйствования на земле и равенство всех субъектов землепользования, принцип целевого характера использования земли, платности ее использования и др.

Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функционируют не только отрасли, но и все право.

В.В. Лазарев выделяет принципы права в зависимости от их функционального назначения и объекта отображения. В связи с этим принципы подразделяются на социально-правовые и специально- правовые. Социально-правовые принципы отображают систему ценностей, свойственных обществу, и имеют или должны иметь форму выражения и обеспечения (доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов, наций, признание личности, ее прав и свобод высшей ценностью общества, единство общих и специфических интересов и т.д.). Специально-правовые принципы отражают начало формирования и существования собственно права как специфического социального феномена; независимо от сферы действия подразделяются на общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы, внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права.

Общеправовые (общие или основные) принципы В.В. Лазарев определяет как присущие всем отраслям права принципы, отображающие природу, качественное своеобразие права в целом. К ним относит: принципы гуманизма, равенства граждан перед законом, демократизма, законности (права законности), справедливости. При этом общеправовые, или общие принципы права, как отмечает В.В. Лазарев, являются разновидностью источников права. В качестве источников права общие принципы применяются практически во всех правовых системах, хотя и далеко не в одинаковой мере. Законодательство, сформировавшаяся практика (правовые традиции) стран как общего, так и континентального права допускают в процессе правоприменительной деятельности при отсутствии в законе конкретного юридического предписания, а также правового обычая или прецедента ссылаться на общеправовые принципы. Для мусульманских правовых систем характерно разрешение судами дел при наличии пробела в законодательстве в соответствии с принципами шариата (они-то как раз и признаются основными источниками права). В законодательстве ряда стран (к примеру, в Гражданском кодексе Испании) содержится прямое указание об отнесении общих принципов к источникам права.

Аналогичную классификацию предлагает В.Н. Хропанюк, который выстраивает ее в зависимости от того, на какую область правовых норм принципы права распространяются.

Анализ указанных и иных точек зрения по поводу классификации принципов права, а также изучение конституционного и текущего законодательства различных стран привел нас к следующим выводам.

Во-первых, одним из важнейших критериев их классификации является та или иная сфера общественной жизни, которая находит отражение в содержании указанных нормативно-правовых предписаний и которая подвергается юридическому воздействию со стороны принципов права.

В самом общем плане любое гражданское общество включает экономическую, социальную, политическую, духовную и правовую системы.

Принципы права, регулирующие экономические отношения, зависят от того, какова модель экономики в конкретном обществе: преимущественно рыночная или преимущественно государственная. Для рыночной экономики характерными являются следующие принципы права: равноправие всех форм собственности (ст. 8 Конституции РФ, ст. 4 Конституции Кыргызской Республики и др.), свобода предпринимательской деятельности (ст. 8 Конституции РФ, ст. 41 Конституции Италии и др.), планирование (программирование) экономики (ст. 131 Конституции Испании, ст. 92 Конституции Португалии, закон 1946 г. о занятости в США и др.).

К нормативно-руководящим началам, регулирующим социальные отношения в цивилизованных странах, относятся: принципы неотчуждаемости общепризнанных и естественных прав человека и гражданина (ст. 17 и 55 Конституции РФ, ст. 18 Конституции Литовской Республики и др.), гуманизма, т.е. признание человека, его прав и свобод высшей ценностью в обществе и государстве (ст. 2 Конституции РФ, ст. 21 Конституции Республики Беларусь и др.), равноправие людей независимо от их пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, места жительства и других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ, ст. 2 Конституции Франции и др.), справедливости (ст. 2 и 25 Конституции Греции, ст. 6 УК РФ и др.).

В демократических странах действуют, например, следующие фундаментальные юридические положения, регулирующие политические отношения, принципы демократизма (народовластия, партиципации и т.п.), т.е. участие народа в осуществлении политической и государственной власти на всех уровнях и во всех областях общественной жизни (ст. 3, 44 Конституции РФ, ст. 2 Конституции Франции и др.), политического плюрализма и многопартийности (ст. 13 Конституции РФ, ст. 11 Конституции Болгарии, ст. 5 Конституции Молдовы и др.), победы и самоуправления политических и иных объединений граждан, местного самоуправления и т.д. (ст. 72 Конституции РФ, ст. 6, 140, 141 Конституции Испании и др.). Принцип федерализма характерен для стран, имеющих федеративное государственное устройство (ст. 5, 11, гл.З Конституции РФ, раздел 2 Конституции Германии и др.).

К принципам права, регулирующим духовную жизнь в ци вилизованных странах, можно отнести такие исходные положения: идеологический и культурный плюрализм (ст. 13 Конституции РФ, ст. 4 Конституции Республики Беларусь и др.), свободу выражения мнений и убеждений, слова и печати, совести и т.п. (ст. 28, 29 и др. Конституции РФ, первая поправка к Конституции США, ст. 21 Конституции Японии и др.), принципы общедоступности и бесплатности основного (начального и т.п.) образования (ст. 43 Конституции РФ, ст. 41 Конституции Литовской Республики и др.), свободы научной, литературной, художественной и иной творческой деятельности (ст. 44 Конституции РФ, ст. 16 Конституции Греции, ст. 23 Конституции Японии).

Весьма разнообразны исходные начала правовой системы общества (их обычно обозначают терминами «специально-юридические принципы», «специфические правовые принципы» и т.д.). Они характеризуют правовую систему в целом и отдельные ее элементы (право, юридическую практику и т.п.), отражают закономерности их возникновения, развития и функционирования, специфику правового регулирования общественных отношений, раскрывают место и роль людей, их коллективов и организаций в качестве субъектов права, правоотношений и юридической практики. Некоторые, так называемые «общесоциальные принципы права» (демократизм, гуманизм, справедливость и т.д.), имеют в правовой системе общества свое специфическое содержание и форму выражения. Они настолько значимы для правового регулирования и юридической практики, что приобретают здесь "статус" специально-юридических принципов права. Все многообразие указанных принципов можно классифицировать на определенные виды. В зависимости от этого основу системы права в целом либо отдельных ее нормативно-правовых общностей (институтов права, отраслей права и т.п.) составляют принципы права, мы присоединяемся к мнению В.Н. Карташова и подразделяем их на следующие группы:

а)исходные начала, отражающие природу отдельных институтов права (например, закон РФ от 5 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" закрепляет принципы равного доступа к государственной службе, профессионализма и компетентности государственных служащих, внепартийности государственной службы и др.);

б)межинституционные нормативно-руководящие положения. Они характерны для двух и более институтов права (например, принцип гарантированности оплаты труда действует в основном в институтах заработной платы, трудового договора и материальной ответственности в трудовом праве России), но не достигли еще уровня подотраслевых и отраслевых принципов права;

в)принципы подотраслей права (например, в основе избирательного права, которое является подотраслью государственного права, во многих странах лежат принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при свободном волеизъявлении и тайном голосовании); налоговому праву, являющемуся подотраслью финансового права, свойственны такие принципы, как, принцип равенства, предусматривающий обеспечение равных требований со стороны ко всем хозяйственным субъектам, а также создание равных условий для использования субъектами заработанных средств; принцип однократности обложения налогами, в соответствии с которым один и тот же объект может облагаться налогом только один раз: принцип единого подхода к определению прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов;

г)отраслевые принципы права (например, регулирование семейных отношений в России осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье и иными фундаментальными началами, предусмотренными ст. 1 СК РФ);

д)межотраслевые нормативно-руководящие начала, выражающие общие фундаментальные положения двух и более отраслей права (например, принципы состязательности отыскания объективной истины и равноправия сторон характерны для гражданско-процессуального, уголовно- процессуального и некоторых других отраслей права);

е)общие для каждой национальной правовой системы (французской, китайской и т.п.) принципы права, которые действуют в подавляющем большинстве отраслей права и распространяют свою юридическую силу на основные разновидности юридической практики (правотворчество, толкование, реализацию права, судебную практику и т.п.).В странах романо-германской правовой семьи (в частности, во Франции) "общие принципы права" являются источниками административного права. Однако зарубежные законодатели воздержались от закрепления принципов административного права, поскольку в этой сфере весьма динамично развиваются общественные отношения. В итоге эти принципы права вырабатывались административными судами. Важную роль при этом сыграл административный прецедент. В результате такой деятельности французский Государственный совет (высшая инстанция в системе административных судов) сформулировал понятие общих принципов права. Применяя их, Государственный совет нередко подчеркивал, что источником, использованным при решении дела, является справедливость. По существу, это означало решение дела на основе разума. По мнению Р. Давида, общие принципы отражают «подчинение права велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент».

Принципы права со временем приобретают универсальное значение и наиболее отчетливо проявляются в области основных прав человека. Не случайно во Франции их впоследствии стал применять и Конституционный совет. Соответственно изменяется и роль принципов в правовой системе. Постепенно они начинают рассматриваться как своего рода высшее право. Такая эволюция означала, по сути дела, возрождение естественно-правовой теории при одновременном распространении идеи о пробельности права на всю правовую систему. Отныне она может быть дополнена и реформирована без помощи законодательства, на основе указанного «высшего права».

В ФРГ становлению аналогичного подхода способствовала возникшая после II мировой войны необходимость избавиться от обязательного следования предписаниям бесчеловечного фашистского законодательства. Посредством деятельности судов были выработаны принципы охраны тайны (Vertauensschutz) и пропорциональности. Основной закон ФРГ закрепил положение, что судьи связаны «законом и правом» (ст. 20, параграф 3). В решениях федерального Верховного суда страны также неоднократно отмечалось, что право шире законодательства. Причем судьи обращаются к надпозитивной справедливости как основе для решения дела не только в случаях пробелов, но и когда буквальное толкование норм закона приводит к неприемлемому решению, например, идет вразрез с намерениями законодателя. Такое правопонимание единодушно поддерживается в юридической литературе. Предметом дискуссий являются лишь рамки полномочий судей.

В некоторых странах романо-германской правовой семьи общие принципы права прямо закрепляются в законе в качестве источника права. Так, например, в гражданских кодексах Австрии, Греции, Испании, Италии, Египта суды обращаются к общим принципам права в случае пробелов в законодательстве.

Правда, в бывших французских колониях в Африке роль общих принципов права нередко сводится к определению порядка применения правовых норм. Это объясняется тем, что в условиях слабости гражданского и значительного влияния французского права судьи предпочитают применять нормы, сформулированные Государственным советом Франции, нежели заниматься правотворчеством в процессе судебной практики1. В странах англосаксонского права понятие общих принципов права исторически не сложилось. Дела в случае пробелов в праве изначально решались на основе разума. Позднее на смену этому принципу пришло понятие естественной справедливости, выработанное английскими судами. Справедливость как правовая категория имеет в английском праве двоякое назначение. Так, в судах канцлера справедливость (equity) служила средством корректировки решений судов общего права при их обжаловании, а принципы естественной справедливости (principles of natural justice) составляют основу для решения дела в случае пробела. В английских колониальных судах принципы «естественного правосудия, справедливости и добросовестности» явились критерием применения местного права, а на деле - средством внедрения английского права в колониальные правовые системы.

В работах западных авторов подчеркивается, что французские общие принципы в отличие от английских «принципов естественной справедливости» включают не только процессуальные гарантии прав человека (прав быть выслушанным, право на защиту и т.д.), но и ряд норм материального права, выработанных судебной практикой в сфере административного и частично конституционного права (запрет обратной силы закона, защита прав человека и т. д.). Во Франции эти принципы образуют важную часть права судебной практики, призванного помочь защитить права граждан от их нарушения властными государственными структурами. В этом здесь видят связь указанных принципов с идеей правового государства;

ж) принципы, отражающие особенности той или иной правовой семьи (феодальной или буржуазной, романо-германской или англосаксонской, мусульманской или иной). Например, для стран, где действует мусульманская правовая семья, характерны принципы верховенства шариата, равенства только правоверных и др. Вообще же в основных правовых системах прошлого и настоящего можно выделить, по крайней мере, три различных подхода к проблеме принципов права: традиционный (в частности, исламский), романо-германский и англосаксонский. В традиционных правовых системах понятие «принципы права» как таковое еще не сложилось, хотя и существует комплекс основополагающих идей, которые фактически и являются принципами права2. Так, в мусульманском праве ими как минимум можно признать вечность, неизменность, универсальность и непререкаемость божественных норм шариата. Однако, поскольку жизнь не стоит на месте, развитие мусульманского права, по существу, состояло в разработке способов и приемов отступления от этих основ при формальном сохранении их незыблемости. Именно различия в степени допустимости и "технике"" такого отступления легли в основу размежевания ислама на различные течения и школы (толки). Сегодня в ряде развивающихся стран мусульманского Востока (Египте, Пакистане и др.) шариат либо его принципы провозглашаются основным источником законодательства. Данное положение толкуется как в смысле приоритета божественных норм шариата, так и в смысле желательности их включения в законодательство.

Однако в большинстве случаев шариат (его принципы) считается только историческим (материальным), но не юридическим источником права. В современной западноевропейской юридической литературе общие принципы права, как и принципы естественной справедливости, рассматриваются прежде всего в связи с задачей обеспечения основных прав человека. При этом отмечается отсутствие у обоих понятий четкой правовой основы либо конституционных рамок (mandate), которые бы определяли действия суда по обеспечению справедливости. Подчеркивается также невозможность дать исчерпывающий перечень принципов права. Нидерландский ученый Т. Купманс на основе анализа судебной практики приходит к выводу, что в их число входят лишь традиционные правовые ценности, формировавшиеся столетиями (например, социальное государство Германии, принцип равноправия и т.д.); многое, по его мнению, зависит от позиции суда. В качестве примера он приводит толкование Верховного суда США клаузулы, о надлежащей процедуре, содержащейся в Конституции страны. До 30-х гг. нашего века Верховный суд рассматривал надлежащую процедуру как средство защиты определенных экономических свобод (особенно свободы договоров) от законодательного вмешательства. Последние десятилетия данная клаузула используется для защиты «основных» свобод и является основой для конструирования права на личную жизнь. Результатом дальнейшей эволюции было определение этого права как «достаточно ясно выраженного решения женщины сохранить или прервать свою беременность», что стало основанием для признания неконституционными статутов штатов Техас и Джорджия, запрещающих аборты. Отныне решение об аборте в течение первых грех месяцев беременности полностью зависит от самой беременной женщины и ее врача. Законопроекты, предоставляющие женщине такое же право, в 1975 году были разработаны во Франции и ФРГ и имели неодинаковую судьбу. Во Франции данный законопроект был поддержан Конституционным советом, а в ФРГ признан неконституционным, как противоречащий провозглашенному в статье 2 Основного закона праву на жизнь. Следует заметить, что в Декларации независимости США право на жизнь стоит на первом месте среди «естественных и неотчуждаемых» прав, защите которых призвана служить клаузула о должной процедуре.

Начиная с 50-х гг., принципы права в Западной Европе развиваются под влиянием интеграционных процессов, происходящих в рамках Европейских сообществ. В частности, в практике Европейского суда сформировалось понятие "общие принципы, характерные для права государств-членов". Сформулированное еще в период существования Европейского объединения угля и стали, оно впоследствии нашло закрепление в Договоре о создании ЕЭС. Так, согласно статье 215 этого договора в случаях недоговорной ответственности Сообщество возмещает убытки, причиненные его институтами или служащими при осуществлении ими своих обязанностей, в соответствии с общими принципами, характерными для права государств-членов. Указанные принципы рассматриваются как составная часть права ЕС, а их нарушение - как основание для отмены в судебном порядке актов Сообщества.

Столь важная роль общих принципов деятельности Европейского суда объясняется их непосредственной связью с основными правами человека. По мнению суда, отраженному в ряде решений, источниками формирований этих принципов являются конституционные традиции государств-членов, Европейская конвенция прав человека и другие международно-правовые акты. С вступлением в члены Сообщества Великобритании возникла проблема интеграции общих принципов права государств континента членов ЕС и английского права, не знающего такого понятия. Данный процесс способствует не только известной унификации, но и взаимообогащению их правовых систем;

з) принципы международного права. Они в свою очередь разграничиваются на принципы отдельных институтов и отраслей права, межотраслевые и общие принципы международного права. К последним можно отнести, например, принципы неприменения силы и угрозы силой, сотрудничества, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения обязательств и др.

Основные принципы современного международного права - это основополагающие, императивные, универсальные нормы международного права, отвечающие закономерностям развития международных отношений нашей эпохи, обеспечивающие главные интересы человечества, государств, других субъектов международного права и в силу этого защищаемые наиболее жесткими мерами принуждения.

Основные принципы международного права - это юридическая категория, как и другие нормы международного права. Однако они обладают такими особенностями, которые позволяют им занять особое место в системе норм международного права:

они обязательны для всех без исключения государств и других субъектов международного права;

они пользуются приматом относительно всех остальных норм системы международного права;

принципы в исключение из общих правил действия международно-правовых норм во времени имеют обратную силу, что позволяет им воздействовать на любую норму, возникшую ранее самого принципа, вплоть до ее отмены и непризнания связанных с ней последствий:

только деяния, нарушающие принципы международного права, рассматриваются как международные преступления:

принципы могут быть правовой основой для регулирования

1 межгосударственных отношении при отсутствии прямого регулирования

Выделяют следующие принципы международного права:

1)Принцип запрещения применения силы или угрозы силой, который закреплен в Уставе ООН. Объектом являются общественные отношения, связанные с ненарушением мира, с соблюдением права сообщества, отдельного индивида на жизнь в ненасильственном мире, с запретом решать спорные вопросы с применением силы. В соответствии с принципом государства берут на себя обязательства не применять друг против друга первыми вооруженные силы в нарушение Устава ООН.

2)Принцип территориальной целостности государств, защищающий право государств на целостность и неприкосновенность его территории, является важнейшим средством обеспечения суверенитета государства. Отношения между государствами, связанные с защитой их права на принадлежащие им территории, являются объектом принципа территориальной целостности государств.

3)Принцип нерушимости государственных границ определяет сотрудничество государств по установлению границ, их охране, решению спорных вопросов в связи с границами. Объектом защиты принципа нерушимости государственных границ являются все виды сотрудничества государств по обеспечению их безопасности и защите. Права государства, определяемые императивами принципа, заключаются в требовании абсолютной неприкосновенности установленных границ, незаконности их изменения без согласования и под каким-либо давлением, с применением силы или угрозы силой.

4)Объектом принципа всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности государств всей планеты, человечества, т.е. безопасности в самом широком смысле слова. Данный принцип является одним из самых динамичных в системе принципов.

5)Принцип мирного разрешения международных споров является функциональным принципом международного права. Он представляет собой совершенный метод, систему способов и механизмов, обеспечивающих мирное сотрудничество субъектов системы во всех отраслях. Обязанности государств, обусловленные данным принципом, состоят прежде всего в том, чтобы государства - участники спора не прекращали процесс мирного урегулирования и поиска взаимоприемлемых способов; при разрешении спора исходили из учета интересов или баланса интересов спорящих сторон; в процессе мирного урегулирования воздерживались от любых действий, могущих нанести ущерб поискам путей мирного разрешения спора; выполняли принятое в согласованном порядке решение.

6) Принцип невмешательства во внутренние дела государства тесно связан с наличием у них качества суверенитета и основывается на одном из его элементов - независимости государства при осуществлении его внутренней функции. В соответствии с принципом государство имеет право самостоятельно устанавливать свою политическую, экономическую системы, распоряжаться естественными ресурсами, разрабатывая их самостоятельно или концессионно, вводить тот или иной режим пребывания иностранных граждан на своей территории, вводить налоги и сборы, таможенные правила, т.е. суверенно, без вмешательства извне и какого-либо давления, разрешать проблемы внутренней жизни физических лиц на своей территории.

7) Принцип сотрудничества государств, как и принципы мирного разрешения международных споров, суверенного равенства государств, является функциональным принципом международного права. Сотрудничество - единственный способ реализации государствами своих интересов. Принцип сотрудничества является формой практической реализации государствами своих интересов, так как ни одно из них не может выжить в условиях автаркии, экономической, политической изоляции.

8)Принцип добросовестного выполнения международных обязательств является одним из базовых принципов системы всего международного права, обеспечивая стабильность международного правопорядка. Объектом защиты принципа являются отношения государств, других субъектов международного права в связи с созданием, действием, прекращением действия международных договоров и обычаев. Он защищается такими международными механизмами, как институционные и третейские суды, взаимные консультации и др. Он особенно важен для всего сообщества, т.е. обеспечивает единый стабильный миропорядок через единообразие применения договоров и обычаев.

9)Принцип равноправия и самоопределения народов и наций регулирует сотрудничество государств в одной из важнейших сфер развития цивилизации в целом. Права народа и нации состоят в самостоятельном принятии ими решения о самоопределении, в праве на самостоятельный политический статус, праве на свободное экономическое развитие, национальную и культурную самобытность; они свободны в распоряжении своими естественными ресурсами, которые обеспечивает им их территория или их доля в общечеловеческом достоянии.

10)Принцип уважения прав и основных свобод человека. Обязанности государств состоят в неукоснительном соблюдении требований принципа, как-то: в приведении в соответствие с международными обязательствами национального законодательства по правам человека, в наказании лиц, виновных в нарушении прав человека, в разрешении споров, связанных с нарушением прав человека, только мирными средствами. Государства обязаны защищать отдельные категории физических лиц, например, национальных меньшинств, инвалидов, коренных народов на своей территории. Грубыми нарушениями принципа являются геноцид, нарушающий право человека на жизнь в составе расовой, этнической, религиозной группы, расовая дискриминация, нарушающая право человека на равенство в пользовании всеми правами человека, апартеид, представляющий собой форму эксплуатации, рабства и угнетения большинства меньшинством. Ответственность за нарушение принципа несут как государства, так и дополнительно отдельные категории физических лиц.

11) Принцип международной защиты окружающей среды является новейшим, послеуставным принципом международного права. Данный принцип связан с общечеловеческими ценностями, системообразующими факторами, обусловливающими существование самой цивилизации. Права государств применительно к принципу заключаются в возможности вести мониторинг национальными и международными средствами, обращать внимание сообщества на нарушение договоров о защите окружающей Среды, требовать наказания виновных, а в случае совершения экоцида привлекать к дополнительной ответственности также и физических лиц - руководителей государства, его ведомств и др.

и) В качестве самостоятельной группы, по-видимому, можно выделить принципы отдельных сообществ. Так, в Европейском Союзе действуют следующие общие принципы права: верховенства права Сообщества над национальным правом, юридической безопасности (определенности), равенства, субсидиарности, пропорциональности, конфиденциального обмена информацией между юристом и его клиентом (юридической профессиональной привилегии) и др.1

Одним из крупнейших межгосударственных объединений являются Европейские сообщества (ЕС). Европейские сообщества - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) - единое интеграционное объединение 12 западноевропейских стран с целью создания экономического и политического союза входящих в ЕС стран. В 1951г. был подписан Договор об образовании ЕОУС. в которые вошли Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ. В задачу ЕОУС входило создание общего рынка угля, железной руды и стали, а также регулирование объема производства и уровня цен этих товаров. В 1957г. в Риме страны, входящие в ЕОУС, заключили договоры о создании ЕЭС и Евратома. В 1992г. в соответствии с Маастрихтским договором Европейские сообщества преобразуются в Европейский союз с более строгими правилами интеграции. Обратимся к такому межгосударственному объединению государств как Совет Европы. Эта структура создана в 1949г. с целью содействия более тесному "европейскому сплочению". СЕ объединяет 39 государств, включая Россию. СЕ имеет свой профиль деятельности. Она сосредоточена на реализации принципов плюралистической демократии, проблематики прав человека, гуманитарного, правового и социально-экономического сотрудничества, взаимодействия в сфере культуры, экологии и информации.

Начало СНГ было положено соглашением о его создании, подписанным Россией, Белоруссией и Украиной 8 декабря 1991 года. 21 декабря в результате специального протокола его участниками стали также Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина. В январе 1993г. был принят Устав международной организации - СНГ.

к) Существенную роль в жизнедеятельности всех стран должны играть общие принципы права, признанные подавляющим большинством, государств, - так называемые "общепризнанные принципы права". Их можно отнести ко всеобщим, универсальным, исходным нормативно-руководящим началам, имеющим глобальное воздействие на все сферы общественной жизни многих стран мира. Они закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948г. Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966г., других международных нормативно-правовых актах и договорах, а также в конституциях и других фундаментальных законах большинства государств. По сфере действия все нормативно-руководящие начала правовой системы общества разделяются на принципы юридической практики, правового статуса личности, юридической ответственности и т.п.

Так, к принципам юридической практики относятся такие общеобязательные требования, которые обеспечиваю! ее высокое качество и эффективность в обществе. Выделяются, например, принципы правотворческой, интерпретационной, правоприменительной, судебной и других разновидностей юридической практики. Тот или иной тип (вид, подвид) юридической практики безусловно накладывает определенный "отпечаток" на характер требований (императивов) форм их выражения, направленность предписаний по адресатам и иные их качественные характеристики. Все принципы права можно классифицировать в зависимости от способов их внешнего выражения в тех или иных формально-юридических источниках. Они закрепляются в международных нормативно-правовых актах и договорах, конституциях и конституционных законах, обычных законах и даже подзаконных актах (например, принципы организации и проведения выборов в Федеральное собрание России 12 декабря 1993г. устанавливались указами Президента РФ). Нам представляется подобная практика порочной: фундаментальные юридические императивы должны формулироваться только в законах. Кроме того, как верно отмечается в юридической литературе, «поспешное конструирование и жесткое ограничение в рамках отдельных статей законов системы правовых принципов не всегда бывает удачным"1. Например, в УК РФ скорее всего формулируются общие начала назначения наказания, нежели принципы уголовного права2. В законе "Об основах государственной службы РФ" закрепляются самые разнообразные нормативно-руководящие начала, но почему-то отсутствует принцип законности. Многие законы ("О рекламе", "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" и др.) вообще не закрепляют никаких принципов права.

Возможно, видимо, выделение и других принципов права, характеризующих ту или иную предметную сферу общественной жизни или особенности правового регулирования общественных отношений. Важно лишь подчеркнуть, что существуют определенные координационные и субординационные связи между принципами права и другими нормативно- правовыми предписаниями.Так, фундаментальные положения, закрепленные в конституциях, обладают большей юридической силой, чем принципы права, выраженные в обычных законах и подзаконных нормативных актах. Общепризнанные принципы международного права, а также общие принципы Европейского сообщества имеют, например, приоритет над принципами национального права. К сожалению, данный аспект проблемы еще слабо исследован в юриспруденции. Весьма сложным в юридической науке является вопрос о выделении системы общепризнанных (всеобщих) принципов права. Вместе с тем, как известно, в п. 4 ст. 15 Конституции РФ отмечается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью се правовой системы.

Большинство общепризнанных принципов права нашло свое закрепление в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. Их содержание безусловно отражает определенные особенности экономической, политической, социальной, национальной, духовной и правовой системы российского общества.

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 194.