Дипломная работа по социальной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дипломная работа по социальной психологии

Анализ уровня суицидального риска у людей с аддиктивным поведением

Студентка 5 курса,

специальности психология:

Петрова Евгения Олеговна.

Научный руководитель,

доктор медицинских наук:

Яворский Анатолий Анатольевич

 

 

Екатеринбург 2009


Оглавление

 

Введение

Глава I.

1.1 Исторический аспект суицидологии

1.2 Суицид, как социальный феномен

1.3 Классификация самоубийств

1.4 Концепции суицидального поведения

1.5 Роль аддикции в формировании суицидального поведения

Глава 2.

2.1 Суицид как следствие социально-психологической дезадаптации личности

2.2 Психология переживаний

2.3 Депрессия и суицид

2.4 Аномалии личности и суицид

Выводы по теоретической части

Глава 3.

3.1 Организация и выбор методик исследования

3.2 Анализ результатов исследования

Выводы по эмпирической главе

Заключение

Список литературы

 




Введение

 

По выражению Альберта Камю "есть только одна по настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии". Серен Кьеркегор проблему самоубийства относил к вершинам жизненной мудрости. "Самоубийце свойственно то, что он смотрит на свое "я" как на какое-то опасное, ненадежное и незащищенное порождение природы, кажется себе чрезвычайно незащищенным, словно стоит на узкой вершине скалы, где достаточно маленького внешнего толчка или крошечной внутренней слабости, чтобы упасть в пустоту" (Г. Гессе). [15]

Суицид - это самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни. От самоубийства погибают лица разного возраста, профессий, культурного уровня. Исходя из того, что самоубийство это деяние умышленное, а значит, человек намеренно хочет лишить себя жизни, у него есть цель. Цель совершения акта самоубийства. В качестве мотивов выступают осознанные побуждения, которые создают решимость человеку реализовать указанную цель. Мотивы и поводы самоубийства: лично-семейные конфликты, состояние здоровья, конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, конфликты, связанные с работой или учебой, материально-бытовые конфликты. [31]

За дебрями всевозможной статистики, часто упускается главное - это личностный, неповторимый характер сознательного сведения счетов с жизнью.

Среди мотивов объясняющих суицид, среди молодежи и подростков многие психологи указывают на различные способы оказать влияние на других людей. Дать человеку понять в каком ты отчаяние около 40% случаев, заставить человека, сожалеть, который плохо с тобой обращался 30%, показать, как ты любишь человека 25%, повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение 25%, и только 18% призыв помощи. [36]

В настоящее время существуют достаточно противоречивые точки зрения различных исследователей на феномен суицида и вызывающие его причины. Тем не менее, большинством суицидологов признается, что суицидальное поведение имеет многофакторную природу, в которой социально-психологические факторы играют достаточно значимую роль.

За последние годы резко повысился уровень самоубийств, что многие причинно связывают с увеличением употребления, особенно молодежью, алкоголя и различных наркотических веществ. По данным ряда авторов уровни суицидов среди наркоманов и алкоголиков приблизительно одинаковы и составляют в среднем 7% пациентов с алкогольной или наркоманической зависимостью. У многих людей риск суицида не обязательно возникает как итог тяжелой зависимости. У многих при чрезмерном употреблении алкоголя и состоянии опьянения повышается риск несчастных случаев, агрессии и суицида в силу снижения способности к контролю своих побуждений и конструктивному мышлению. [13]

Слово "суицид" обычно произносится шепотом, оно не подходит для любой компании. Семья и друзья часто притворяются, что не слышат этого ужасного слова, даже когда оно произнесено. Дело в том, что суицид - это предмет табу, которым отмечена не только жертва, но и оставшиеся в живых.

Е. Эскироль однозначно считал, что только в состоянии безумия человек способен покончить с собой и все самоубийцы - душевнобольные. Известный суицидолог Г. Гордон в предисловии к первому изданию книги Э. Дюркгейма "Самоубийство" писал: "Мы допускаем, стало быть, что при известных условиях каждый из нас может стать самоубийцей независимо от состояния своего здоровья, умственных способностей, окружающих условий жизни и т.д. К реакциям в форме самоубийства способны не только больные и болезненные, но и здоровые души, совершенно нормальные по своим качествам и эмоциям". [16]

С точки зрения К. Ясперса, психиатры, обозначая самоубийство термином "суицид", относят тем самым этот поступок к сфере чистой объективности. Вся наша жизнедеятельность опосредована понятийными характеристиками и субъективное представление о самоубийстве - страшно, тогда как суицид - объективированное понятие - предстает как медицинский диагноз. Только слово "самоубийство" с необходимостью требует вместе с осознанием его объективности как факта представить весь ужас заключенного в данном поступке вопроса. [10]

Широко известны факты единичных и массовых самоубийств в животном мире. Например, самоуничтожение китов и дельфинов, когда некоторое их количество выбрасывается на берег. Часто встречаются случаи отказа от пищи диких животных, попавших в неволю, или броски в пропасть парнокопытных, преследуемых хищниками. Известно аутоагрессия у скорпионов при крайней опасности. Безусловно, такое поведение животных нельзя рассматривать как осознанное, преднамеренное действие, скорее оно диктуется на уровне инстинкта при неблагоприятных, угрожающих виду, изменениях в среде обитания. По мнению А.А. Горбовского, самоубийства у животных происходит тогда, когда плотность особей данного вида превышает некоторое критическое число на определенной территории. [22]

Сознательное прекращение собственной жизни присуще исключительно человеку. Принятие решения о самоубийстве зависит от того, насколько жизненная ситуация является критичной для индивида и личностно значимой, а также от степени его включенности в социум. Виды и способы самоубийств находятся в прямой зависимости от смысла придаваемого суициду в различных этнокультурах, особенностей религии, доминирующего мировоззрения, культуры, степени следования общества своим обычаям и традициям, распространенности определенных поведенческих моделей в обществе и уровня их социальной оценки. По мнению Э. Гроллман суицид является чем-то большим, чем частное, личное решение: это болезнь цивилизации. [43]

Суицидология как специфическая область знаний и как наука со своеобразным направлением исследований является общепризнанной и имеет собственный объект и предмет исследования, теоретический, терминологический и методический аппарат, а также свои достаточно четко определенные концептуальные положения и принципы.

Термин "суицидология" возник в 20-е годы прошлого столетия и отражает многоплановую сферу теоретических и практических исследований феномена самоубийств. Начало научного подхода к проблеме суицидов датируется 80-90 годами XIX века, когда впервые стали появляться объективные сведения статистико-социологического плана. Этому способствовал неуклонный рост самоубийств во многих странах Европы и Америки. Было установлено и в дальнейшем фактически подтверждено соотношение числа душевнобольных и практически здоровых самоубийц как 1: 3-1: 4, а также более высокий, чем в популяции, процент суицидов среди служащих армии и полиции. Этот первоначальный этап получил завершение в капитальном труде Э. Дюркгейма, который впервые стал рассматривать самоубийства в социальном контексте с соответствующей классификацией, создав по существу теорию суицидального поведения, не потерявшей свое значение и по настоящее время. [2]

Цель: исследовать степень угрозы суицида и уровень депрессии в особенности у лиц с деструктивной формой поведения.

Задачи:

· Изучить научную литературу по суицидологи.

· Сформировать выборку.

· Исследовать условия формирования суицида.

· Исследовать уровень депрессии.

· Исследовать степень угрозы суицида.



Глава I.

Классификация самоубийств

Ш. Радо известный психоаналитик ввел термин фаркомотимия - для своеобразного расстройства психики при котором наркотики употребляются с целью утомления физической боли. Наркотикам приписываются магические свойства. Токсические эффекты наркотиков также как и алкоголя предрасполагают к широкому кругу болезней (гепатит, эндокардит и т.д.). У наркоманов эти заболевания возникают из-за приемов таблеток и инъекций. Наркоманы страдают от общего стиля жизни, который характеризуется недостаточным питанием. Они имеют: 17% риска заразится СПИДом. Многие наркоманы и другие потенциальные самоубийцы чувствуют себя нелюбимыми окружающими. Установлено, что те, кто не оставил надежду на любовь не совершают самоубийство. Для некоторых людей есть два выхода либо наркотики, либо суицид. Суицид по своей сути является убийством на изнанку и не должно быть оправдано, оно должно быть предотвращено. [46]

Э. Росс, изучая психологию этапов переживания, приближения смерти выделила, следующие этапы:

1) Отрицание - "это не может случиться со мной" - форма защиты.

2) Гнев направлено группе или отдельному человеку. Проявляется в ярости, зависти или возмущении.

3) Сделка этот этап является сделкой, в которой ставкой становится человек либо жизнь.

4) Депрессия, она моет быть формой предсмертного горя. Все вокруг кажется мрачным, человек становится пророком собственной обреченности.

5) Принятие - индивид, скорбя о грядущей потере, начинает думать о смерти с Олей тихого ожидания. Установлено, что 2% населения переживают эту стадию. [16]

Категории тяжело больных, обдумывающих самоубийство:

1) испытывают интенсивную потребность контролировать всех и вся.

2) Им прямо сообщают о том, что у них неизлечимое заболевание (пересадка органов и т.д.).

Э. Дюркгейм классификация:

1) маниакальное самоубийство бывает у людей с галлюцинациями.

2) самоубийство меланхоликов (высшие упадки духа)

3) самоубийство, одержимое навязчивыми идеями (мысль о смерти)

4) самоубийство автоматическое или импульсивное от внезапного импульса. [31]

Среди современных суицидологов признание получает представление о том, что суицид является сложным биосоциальным феноменом результатом воздействия на индивида социально-культурных, патопсихологических факторов.

К саморазрушительному поведению наряду с суицидом Фром в ряде случаев относит:

1) злоупотребление алкоголем, наркотическими средствами.

2) намеренная рабочая перегрузка.

3) упорное нежелание лечится.

4) рискованный стиль вождения транспортных средств, особенно в нетрезвом состоянии.

5) упорное стремление к поездкам в зону боевых действий.

6) неоправданный риск (спортивный).

В более широком смысле аутодеструктивные действия считаются некоторые религиозные обряды, которые сопровождаются самоистязанием и жертвами. Все осознанные гетеро и аутоагрессивные действия, которые приводят к массовому или индивидуальному разрушению и самоуничтожению людей. [2]

В нашей стране распространена концепция А.Г. Амбрумовой, суть ее: суицид это социально-психологическая дезодаптация личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.

Э. Дюркгейм в 1897 году в своей классической работе выделял четыре типа суицида: аномический, фаталистический, эгоистический и альтруистический. Первые два относятся к регуляции социальной жизни общества. Аномический суицид (аномия - нарушение закона) имеет место в обществах с внезапным снижением/нарушением регуляции социальной жизни, взаимоотношения индивида и общества. Эти самоубийства характерны для лиц, потерявших связи с референтной группой, привычным укладом жизни, ценностными установками, соответствующей религией. Типичными примерами таких суицидов являются внезапная безработица, разводы, вынужденная миграция, экономические потрясения. Рост аномических суицидов увеличивается при социальной нестабильности, нарушении общественных ценностей. Фаталистические суициды имеют место в автократических обществах, общественных структурах с повышенной регуляцией поведения личности. Это относится к тюрьмам, армии, военизированным организациям. Эгоистические суициды характерны при недостаточной интеграции общества, референтной группы, семьи. Общественные формации перестают регулировать, определять поведение человека. Индивид не связанный с ними, оказавшись в одиночестве, больше подвержен суицидальному поведению. Типичными примерами эгоистических суицидов бывают среди разведенных, стариков и больных людей с чувством утраты своего "Я" как части общества. Альтруистические суициды имеют место, когда социальная интеграция является излишней и индивид плотно интегрирован в обществе, референтной группе. Альтруистические суициды совершаются тогда, когда индивид в соответствии с общественными нормами, правилами, регламентом исполняет суицидальный акт. Это может быть ритуалом, например, сати среди вдов в Индии, харакири среди потерпевших поражение мужчин в Японии, героические поступки с самопожертвованием. К ним моно отнести и суициды ради благополучия семьи. Классификация лиц, совершающих суицидальные попытки, включает и серьезность намерений жертвы, и степень физического ущерба вследствие попытки. [24]

Социологическая концепция.

Известный французский исследователь Э. Дюркгейм (1999) впервые связал экономические критические ситуации, разобщенность в обществе с ростом числа самоубийств. Теория самоубийств Эмиля Дюркгейма зиждется на социальной организации и культурных традициях общества. Смысл его теории заключен в целостном рассмотрении соответствующего общества и его культуры в качестве причин самоубийств. Когда вся сеть социальных отношений хорошо интегрирована, то тогда существует высокая степень социального сцепления; люди ощущают себя жизненными и необходимыми частями общества, к которому они принадлежат; они свободны от чувств психосоциальной изоляции, одиночества или забытости. Такой тип организации оказывает мощный ингибирующий эффект на тенденцию самоубийств. Культура такого общества действует в том же направлении. Поскольку общество интегрировано и поскольку это единство ощущается его членами, его культура также является единой. Ее ценности принимают и разделяются всеми его членами, рассматриваются как надындивидуальные, бесспорные и священные. Такая культура не поощряет самоубийства, и становятся мощным антисуицидальным фактором. Напротив, общество с низкой степенью сцепления, члены которого слабо связаны меду собой и с референтной группой; общество с запутанной сетью социальных норм, с "атомизированными" и "релятивизированными" культурными ценностями, не пользуются всеобщим признанием и являются делом простого личностного предпочтения, - относится к мощному генератору самоубийств, независимо от климатических или экономических условий и состояния психического и физического здоровья его членов. [10]

Другим обществом, при котором растет число суицидов, является общество диктаторского направления с ограничением свобод личности, жесткой регламентацией его поведения.

Эмиль Дюркгейм утверждал, что самоубийство, которое в то время считалось личностным феноменом, может быть лучше объяснено как реакция человека на особенности, в котором он живет. Частоту саморазрушения можно четко связать с определенными социальными условиями. Он установил взаимосвязь суицида - поступка конкретного индивида - с окружением, в котором он существует. Согласно теории Дюркгейма существует три основных вида суицидов. Большинство суицидов эгоистичны. Саморазрушение в этом случае объясняется тем, что индивид чувствует себя отчужденным и разъединенным с обществом, семьей и друзьями. Существует также аномическое (от аномия - "бесправие") самоубийство, которое возникает, если человек терпит неудачу в адаптации к социальным изменениям. Такие суициды часты во времена общественных кризисов, таких как экономическая депрессия, или, наоборот, во времена процветания, когда суициды совершают нувориши, которые не могут приспособиться к новым для них стандартам жизни. Последним типом является альтруистическое самоубийство, при котором авторитет группы на индивидом является столь большим, что он теряет свою идентичность и в силу этого жертвует собой на благо общества. [9]

Не отрицая роли психологических, психопатических, генетических и других факторов в генезе суицидального поведения при индивидуальных суицидах, он полагал, что в масштабах социума действует преимущественно социальные закономерности. Их сформулировал следующим образом:

количество и уровень самоубийств зависят от степени сплоченности, интегрированности общества;

суициды неравномерно, но закономерно различно распределяются в различных социальных группах (слоях общества);

количество, уровень и динамика самоубийств коррелируют с иными социальными процессами - числом несчастных браков, разорений, банкротств преступлений;

суицидальная активность имеет сезонных характер и, так или иначе, совпадает с сезонными колебаниями иных социальных процессов;

эгоизм, альтруизм, аномия, фатализм, как причины и условия суицидов, обусловлены социальными факторами и положены Э. Дюркгеймом в основу классификации;

суицидальная активность остаточно тесно связана и зависит от экономических кризисов, "брачной аномии", конфессиональной принадлежности, службы в армии, политический кризисов.

Биологическая концепция.

Многие авторы, хотя и признавали роль средовых воздействий, высказывали мнение, что психически здоровый человек не может отвечать аутоагрессивными действиями на жизненные трудности. Эту точку зрения поддерживают в первую очередь исследователи биологической концепции суицидального поведения, которые считают, что вследствие биологических или психических нарушений некоторые индивиды имеют особую уязвимость к суициду. В последние годы большое внимание уделяется нейробиологическим механизмам суицидального поведения, причем эта форма поведения рассматривается как самостоятельный паттерн, присущий человеческому индивиду, и, очевидно, имеющий некий более или менее специфические механизмы. Основными объектами исследований являются серотонинергическая и моноаминергическая системы мозга, в последнее время - система ГАМК, а также системы нейрогуморальной регуляции, отвечающие за реагирование на стрессовые воздействия и адаптацию, иммунная система и общебиохимические механизмы, связанные с обменом холестерола и высших жирных кислот. Были выделены, так называемые, биологические корреляты суицидального поведения, такие как снижение 5-HIAA, который является основным продуктом распада серотонина, что особенно характерно для так называемых импульсивных и жестокий суицидальных актов. В патогенез суицидального поведения включают также гормональный ответ на высвобождение серотонина, в частности пролактина. [3]

Интерес к проблеме самоубийства, которая в основе своей является многофакторной, междисциплинарной, резко усилился в связи с прогрессом молекулярной генетики и достижениями в области нейробиологии суицидального поведения. Появилась реальная перспектива, с одной стороны, в ходе доказательных исследований выявить, какие генные аллели ассоциируются с аутоагрессивным поведением в разных его проявления и построить новые нейробиологические гипотезы. С другой стороны, стала реальной перспектива получить для практического использования предикторы суицидального поведения путем выявления генетических маркеров, что сегодня технически уже является рутинной процедурой. Однако полученные результаты в области генетических коррелятов являются предварительными и нуждаются в дальнейших исследованиях. Следует отметить, что во многом биологические находки зиждются на психиатрическом материале, в частности на депрессиях.

А.Г. Амбрумова, Л.И. Постовалова считают, что следует ставить вопрос не о генетической предрасположенности к суициду, а о поиске социальных и психологических причин повторяемости суицидального поведения в нескольких поколениях. На их взгляд, истинной суицидальной наследственности не существует. Наследуется не склонность к суициду, а психопатологическая и социально-психологическая основа или почва для возникновения условий дезадаптации личности к социальной среде. Если в семье нет лиц, страдающих психическими заболеваниями, то повторяемость из рода в род самоубийств сочетается обычно с личностным своеобразием, с акцентуацией характера, и с другими проявлениями нервной неустойчивости, относящимися к пограничным расстройствам. В частности, наиболее часто встречаются суициды в семьях, имеющих в своем составе лиц с циклотимическими расстройствами - не в плане маний, а с преобладанием дистимических и депрессивных фаз. Воспроизводится семейная среда и неадекватные формы поведения и в семьях больных, чему способствует не только генетическая наследственность, но и характер воспитания детей эмоционально холодными материями, или людьми, ощущающими себя в другой действительности, подчиняющимися другим нормам и находящими в событиях и вещах особый символический смысл. [8]

Психологическая концепция.

З. Фрейд первый пытался объяснить суицид как выражение неосознанных интрапсихических конфликтов, например, неосознанной враждебности по отношению к внутренне любимому объекту. С этой точки зрения суицид моет рассматриваться как 2убийство на 180 градусов". В качестве психологической причины суицида З. Фрейд рассматривал отца, но он никогда не писал специальных работ о суициде. Многие из его ранних взглядов содержатся в знаменитой работе 1917г. "Печаль и меланхолия", в которой он приводит психодинамическое объяснение депрессии. В частности, Фрейд сравнил тяжелую депрессию с нормальным чувством горя вследствие утраты. Он предположил, что большинство индивидов справляются с потерей любимого человека посредством переживания горя. Однако Фрейд считал, что существуют отдельные восприимчивые индивиды, для которых чувство утраты непереносимо и вызывает чрезмерный гнев. Данные индивиды испытывают амбивалентное ощущение. С помощью интернализации они сохраняют ментальный образ любимого человека, и он становится частью Эго. Гнев, направленный на любимый объект, невозможно выразить и, вследствие этого, они трансформируют его в самоосуждение и хотят наказать себя. Когда данные ощущения достигают критического уровня, они могут привести к позыву на самоуничтожение. В более поздних работах он вновь затрагивал тему суицида. Фрейд представлял индивидов в виде закрытой энергосистемы, количество психической энергии (либидо) в которой в каждый отдельный момент времени ограничено. Он предполагал наличие двух основных сил - Эроса и Танатоса, находящихся в динамическом равновесии. Эрос является жизненной силой, направленной на выживание, а Танатос, инстинкт смерти, побуждает нас к прекращению существования. В течение жизни индивида между данными силами существует постоянное взаимодействие. Фрейд считал, что угрожающие мысли и переживания таятся в подсознании, питаясь энергией либидо. В результате использования данной энергии подобным образом, равновесие системы может нарушаться в направлении недостатка доступной энергии для роста и развития. В такой ситуации возникает риск, что жизненные силы личности могут оказаться вытесненными силами смерти. Эрос со временем стареет, вечный же Танатос остается в высшей степени напористым "до самого конца, на всем протяжении жизни человека, достигая своей цели лишь приводя его к смерти". [33]

По существу, Фрейд рассматривал суицид как возможность выхода из этой интрапсихической борьбы. Хотя, по его мнению, суицид и убийство представляют собой проявления импульсивного и разрушительного влияния Танатоса, но убийство - это агрессия, устремленная на других, а суицид - это агрессия, направленная на себя. Однако очень важно, подчеркивал Фрейд, что убийство нельзя оправдать, и оно моет быть предотвращено. Суицид также, по сути, является убийством наизнанку, но должен быть оправдан и может быть предотвращен.

Последователь школы психоанализа, американский ученый Карл Меннингер развил представления З. Фрейда о суициде, исследовав их глубинные мотивы. Он выделил три основные части суицидального поведения:

1) желание убить; суициденты, будучи в большинстве случаев инфантильными личностями, реагируют яростью на помехи или препятствия, стоящие на пути реализации их желаний;

2) желание быть убитым; если убийство является крайней формой агрессии, то суицид представляет собой высшую степень подчинения: человек не может выдержать укоров совести и страданий из-за нарушения моральных норм и потому видит искупление вины лишь в прекращении жизни;

3) желание умереть; оно является распространенным среди людей, склонных подвергать свою жизнь необоснованному риску, а также среди больных, считающих смерть единственным лекарством от телесных и душевных мучений. [13]

Таким образом, если у человека возникают сразу три опасных К. Меннингером желания, то суицид превращается в неотвратимую реальность.

К. Юнг считал, что самоубийство представляет собой процесс внутреннего конфликта, который производит "напряженность". Эта напряженность ведет к эквивалентности альтернативного пути, одним из которых является самоубийство. "Суицидальное поведение есть результат следования по разрешающему пути сопряженных решений, каждое решение, определяется порогами напряженности или аффектом". Он отмечал, что бессознательное стремление человека к духовному перерождению может стать важной причиной смерти от собственных рук. Люди не только желают уйти от невыносимых условий настоящей жизни, совершая самоубийство, они торопятся со своим метафорическим возвращением во чрево матери. Только после того, как они превратятся в вновь рожденных детей, появится чувство безопасности. Это стремление обусловлено актуализацией архетипа коллективного бессознательного, принимающего различные формы.

Адлер рассматривает суицидальное поведение как намеренное в процессе борьбы за успех лиц с чувством собственной неполноценности. Суицид в его понимании предстает, как акт сохранения своей индивидуальности в стремлении преодолеть жизненные проблемы и покорить значимых других. Смысл суицида сводится к желанию с одной стороны уничтожить значимых других, якобы ответственных за его сниженную самооценку, а с другой - вызвать у них сочувствие и осуждение их окружающими.

А.Г. Амбрумова полагала, что категория жизненного смысла - одна из наиболее общих интегральных характеристик жизнепонимания и жизнеощущения личности на индивидуально-психологическом уровне. В обыденных нормальных условиях проблема жизненного смысла не встает, перекрываясь обычно интересами бытия и его запросами. При этом, как правило, имеется негативное отношение к смерти, неприятие ее, отнесение ее в разряд трагических свершений. Смысл жизни представляет большое содержательное разнообразие, индивидуализированное в сознании конкретных лиц, с широким диапазоном оценок жизненного смысла соответственно личностной оптимистической или пессимистической установке. Наиболее уязвимыми в этом плане жизненными периодами, когда личность обращается к смыслу жизни и пересматривает ее ценность, являются юношеский и пожилой возраст. Обычно события и ситуации, заставляющие человека пересматривать свое отношение к прошлому и настоящему, совпадают с понятием психологического кризиса, характеризующегося блокадой жизненных целей. Небезынтересно, что для истинного суицида характерно не только выраженное негативное отношение к жизни, но, как ни парадоксально, и своеобразное позитивное ценностное отношение к смерти. [12]

 

Глава 2.

Психология переживаний

 

Предметом нашего анализа являются процессы, которые в обыденном языке удачно выражаются словом "переживание" (в том значении, в котором "пережить" значит перенести какие-либо, обычно тягостные, события, преодолеть какое-нибудь тяжелое чувство или состояние, вытерпеть, выдержать и т.д.) и в то же время не нашли своего отражения в научном психологическом понятии переживания.

Когда мы обеспокоены тем, как небезразличный нам человек переживет постигшую его утрату, это тревога не о его способности чувствовать страдание" испытывать его (т.е. не о способности переживать в традиционном психологическом смысле термина), а совсем о другом - о том, как ему удастся преодолеть страдание, выдержать испытание, выйти из кризиса и восстановить душевное равновесие, словом, психологически справиться с ситуацией. Речь идет о некотором активном, результативном внутреннем процессе, реально преобразующем психологическую ситуацию, о переживании - деятельности.

Достаточно взглянуть на традиционное психологическое понятие переживания, чтобы убедиться, что оно имеет мало общего с идеей переживания-деятельности. Это традиционное понятие задается через категорию психического явления. Всякое психическое явление характеризуется своей отнесенностью к той или иной "модальности" (чувству, воле, представлению, памяти, мышлению и т.д.), а со стороны внутренней структуры, во-первых, наличием "имманентной предметности", или предметного содержания [18], и, во-вторых, тем, что оно непосредственно испытывается субъектом, дано ему. Последний аспект психического явления и зафиксирован в понятии переживания. Таким образом, переживание в психологии понимается как непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления в отличие от его содержания и "модальности". С этой точки зрения теоретически осмысленны, хотя и режут слух, такие изредка употребляемые выражения, как "мыслительное переживание", "зрительное переживание" и т.п. [5].

Таблица 1. Типология критических ситуаций

Онтологическое поле Тип активности Внутренняя необходимость Нормальные условия Тип критической ситуации
"Витальность" Жизнедеятельность организма Здесь-и-теперь удовлетворение Непосредственная данность жизненных благ Стресс
Отдельное жизненное отношение Деятельность Реализация мотива Трудность Фрустрация
Внутренний мир Сознание Внутренняя согласованность Сложность Конфликт
Жизнь как целое Воля Реализация жизненного замысла Трудность и сложность Кризис

 

Каково значение этих различении для анализа критических ситуаций и для теории переживания вообще? Данная типология дает возможность более дифференцирование описывать экстремальные жизненные ситуации.

Разумеется, конкретное событие может затронуть сразу все "измерения" жизни, вызвав одновременно и стресс, и фрустрацию, и конфликт, и кризис, но именно эта эмпирическая интерференция разных критических ситуаций и создает необходимость их строгого различения.

Конкретная критическая ситуация не застывшее образование, она имеет сложную внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций невозможности взаимовлияют друг на друга через внутренние состояния, внешнее поведение и его объективные следствия. Скажем, затруднения при попытке достичь некоторой цели в силу продолжительного неудовлетворения потребности могут вызвать нарастание стресса, которое, в свою очередь, отрицательно окажется на осуществляемой деятельности и приведет к фрустрации; далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные фрустрацией, могут вступить в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт вновь вызовет увеличение стресса и т.д. Основная проблематичность критической ситуации может при этом смещаться из одного "измерения" в другое. [1]

Хотя переживание, в каком бы виде оно ни представало в различных концепциях, - в виде ли психологической защиты, компенсации или совладения, редко рассматривается как процесс, направляемый осознанной целью, оно считается всеми авторами процессом, в том или ином виде подчиняющимся целевой детерминации. Анализ литературы показывает, что целевые детерминанты, приписываемые процессам переживания, совпадают с основными "внутренними необходимостями" жизнедеятельности, которые были обнаружены нами при обсуждении проблемы критической ситуации:

1. Здесь-и-теперь удовлетворение.

2. Реализация мотива (удовлетворение потребности).

3. Упорядочение внутреннего мира.

4. Самоактуализация.

Итак, в психологической литературе более или менее подробно проанализированы два типа переживаний, глобально оцениваемых как негативные и позитивные, "удачные" и "неудачные". Приняв, хотя и не общепринятое, но наиболее распространенное созначение их соответственно с психологической защитой и совладением, приводим в табл.2 их основные характеристики. [1]

Таблица 2. Характеристики "удачных" и "неудачных" процессов в переживании

Характеристики Защита Совладение
Основные цели Устранение, предотвращение или смягчение неудовольствия Приспособление к действительности, позволяющее удовлетворять потребности
Характер протекания: произвольность, сознательность Вынужденные, автоматические, большей частью неосознаваемые и ригидные процессы Целенаправленные, во многом осознаваемые и гибкие процессы
отношение к внешней и внутренней реальности Отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее, самообман Ориентация на признание и принятие реальности, активное исследование реальной ситуации
дифференцированность Формы поведения, не учитывающие целостной ситуации, действующие "напролом" Реалистический учет целостной ситуации, умение пожертвовать частным и сиюминутным. Способность разбивать всю проблему на мелкие потенциально разрешимые задачи
отношение к помощи в ходе переживания Либо отсутствие поиска помощи и отвержение предлагаемой, либо стремление все возложить на помогающего, самоустранившись от решения собственных проблем Активный поиск и принятие помощи
Результаты, следствия и функции Иногда невроз. Частное улучшение (например, локальное снижение напряжения, субъективная интеграция поведения, устранение неприятных или болезненных ощущений) ценой ухудшения всей ситуации, регресса, объективной дезинтеграции поведения. Спасают от потрясения, предоставляя субъекту время для подготовки других, более эффективных способов переживания Обеспечивают упорядоченное, контролируемое удовлетворение потребностей и импульсов. Удерживают субъекта от регресса, ведут к накоплению индивидуального опыта совладения с жизненными проблемами

 

Депрессия и суицид

 

Взаимоотношение между депрессией и суицидом является часто упоминаемым аспектом, при которой риск суицида оценивается примерно в 10-15% в сравнении с 1-2% в основной популяции. Показаны различия уровня суицидальности в зависимости от типа депрессии. Так, риск самоубийства при тяжелых униполярных депрессиях составляет 15%, при биполярных аффективных расстройствах - 20%. При этом надо помнить, что цифры у различных авторов колеблются в очень больших пределах. По мнению ряда авторов, наивысший уровень депрессий среди женщин и молодежи. [15]

Большое значение при депрессивных переживаниях играют сверхценные бредовые переживания. Целесообразно разделять мотивы, возникающие на почве страха от мотивов, порождаемых чувством вины. Суицидальное поведение при этом имеет для больного различное смысловое значение. В первом случае суицид становится средством избежания: боязни "еще худшего", как наказания за бредовую виновность; неминуемых мучительных страданий и ужасной гибели при первичной бредовой ипохондрии, или тяжкой нужды при бреде обнищания. Во втором случае суицид является средством самонаказания не из страха перед неумолимой судьбой, а по безжалостному приговору собственной совести, не оставляющей никаких возможностей для дальнейшего существования. При бреде самоуничтожения резко снижается чувство собственной значимости, могут появляться суицидальные тенденции, порождаемые желанием больного освободить близких от своего присутствия. У депрессивных пациентов без бредовых переживаний мотивы суицидального поведения, обусловлены ощущением самоизмененности и своеобразной сверхценной трактовкой этого ощущения. Ощущение измененности связано с рядом депрессивных симптомов, значимость которых для больных определяется актуальностью для личности уровня психического функционирования. Одним из таких симптомов является психическая анестезия, которая выражается в невозможность испытывать чувства радости, печали, сочувствия. Утрачивается интерес ко всему, что раньше любил и цени, доминирует представление о себе как о "тупом и безжизненном". Эти переживания нередко мотивируют суицидальные действия. Больные говорят, что жить в состоянии эмоциональной выхолощенности, уподобляясь роботу, становится невозможным. Собственная жизнь оценивается больным как вегетативное существование, смерть представляется желанным выходом и избавлением. [3]

Можно выделить также депрессивных больных, мотивы суицидального поведения которых относятся скорее к объективно измененной внешней ситуации, нежели к проявлениям депрессивного заболевания как такового. Мотивы суицидальных действий лежат в области интерперсональных отношений и конфликтов со значимыми для больного лицами. Здесь суицидальное поведение чаще носит манипулятивный характер, т.е. речь в этих случаях идет об использовании его с целью изменения ситуации в благоприятном для себя направлении. Суицидальные высказывания и действия диктуются желанием наказать окружающих, вызвать у них чувство вины, изменить отношение к больному и т.п. [40]

Аномалии личности и суицид

 

При основном диагнозе расстройство личности суициды отмечаются около 9% и почти до 30% у лиц с акцентуацией характера.

Наиболее суицидальны лица с пограничными, антисоциальными расстройствами и при нарциссизме. [15]

Согласно МКБ-10 в плане высокого суицидального риска выделяют пограничное расстройство личности, антисоциальную личность, личность с выраженным нарциссизмом, истерическую и ананкастную личности. Для пограничных личностей характерно существенное нарушение Я - идентичности, чувство одиночества, трудности в сохранении стабильных межличностных отношений, постоянные внутренние противоречия. В качестве психологической защиты чаще всего используется механизм диссоциации, результатом чего все делится на хорошее или плохое. Для такой личности характерна алекситимия, трудности в различении своих эмоций и эмоций окружающих, реального и воображаемого. Самооценка резко колеблется от низкой до переоценки своей личности в соответствии с эмоциональной лабильностью. Суицид развивается в ярости и отчаянии стереотипа жизни. [36]

Антисоциальная личность подобна пограничной, включая, кроме того, дефекты в развитии моральных и этических ценностей. Им свойственны недостаток эмпатии, выраженный эгоцентризм, презрение к окружающим. Они агрессивны, склонны к импульсивности, эмоционально неустойчивы. Суициды совершаются в состоянии ярости при угрозе наказания.

Для личностей с нарциссическими наклонностями характерно постоянное раздвоение между стремлением доказать свою неординарность и превосходство и переживанием стыда, ненависти и страха при угрозе срыва своих устремлений. В соответствии с этим и окружающие разделены на индивидов, которые способствуют их возвышению, и индивидов, которые не разделяют его точку зрения. Вспышки гнева и агрессии возникают в тех случаях, если ситуация позволяет. Суицидальное поведение формируется при утрате социальных позиций, внешней привлекательности в связи с болезнью, постарение, падением престижа и прочее, т.е. тех факторов, которые создавали иллюзию его необыкновенности.

Истерической личности свойственны преувеличенная эмоциональность и стремление привлекать к себе внимание. Недостаточная способность и желание разбираться в эмоциях и потребностях окружающих часто приводит их к конфликтам и разочарованиям. Неудачи переживаются очень остро, а напряжение и разочарование легко приводят такую личность в депрессию. Истерические личности совершают суицид после глубоких разочарованиях, при переживании своей ненужности (одиночество, смерть любимого человека, падение социального престижа и прочее). [4]

Как показывает статистика, в экономически развитых странах эпидемические болезни в 20 веке уступили место росту хронических заболеваний, особенно тех, которые обусловлены воздействием среды на нервно-эмоциональную сферу. Риск суицида достаточно велик при многих соматических заболеваниях. Выделяется целая группа тяжелых соматических заболеваний с очень высоким риском суицида. Частота суицидов колеблется в диапазоне от 16 до 70%. Установлено, что среди всех суицидентов с соматическим заболеванием 46% составляют больные с сосудистыми расстройствами. [4]

По мнению П.К. Анохина при психосоматических заболеваниях мотивационное возбуждение не может обеспечить афферентный синтез, принятие решения, формирования аппарата "цели" и всего поведенческого акта, смену мотиваций. Психосоматическое заболевание есть адаптивный процесс, протекающий во времени, имеющий периоды адаптации и срыва адаптационного процесса, включающий физиологический и психологический компоненты, и поведенческий. [16]

Имеется мнение об особой роли агрессивности в происхождении психосоматических расстройств. Широко обсуждается соотношение понятий агрессивности и фрустрации. Под фрустрацией многие авторы понимают состояние дискомфорта индивида и попытки его совладать с ним в случаях блокировки достижений жизненных целей. Ряд авторов подчеркивали обязательность соматовегетативных расстройств в структуре эмоционального стресса, депрессивных состояний и невротической депрессии, в частности.

В рамках психоцентрического подхода формулируется концепция соматизации как "базисного механизма" реакции человека на стресс. Соматизация определяется как "выражение личностного или социального дистресса в идиоме телесных жалоб с требованием медицинской помощи". Выделяются три основных компонента соматизации: собственно телесных ощущений, когнитивный (осмысление интерпретация симптомов пациентами в аспекте угрозы собственному здоровью) и поведенческий (действия и социальные связи субъекта, которые вытекают из интерпретации собственных ощущений). В числе факторов, предрасполагающих к соматизированным реакциям, указывается выраженность истерических (гистрионных) черт. В рамках таких представлений все функциональные нарушения и алгические синдромы интерпретируются как соматические проявления личностных, тревожно-фобических, аффективных расстройств. Соматизация часто развивается как результат физиологического сопровождения эмоционального раздражителя, существенной части первичного психического расстройства, внимание пациента фиксируется на типичных соматовегетативных проявлениях тревоги, таких как нарушение функции дыхания (гипервентиляция), боль грудной клетке, сердцебиение, расстройства желудочно-кишечного тракта. [29]

Глава 3.

Карта риска суицидальности

Данные анамнеза:

1. Возраст первой суицидальной попытки - до 20 лет.

2. Ранее имела место суицидная попытка.

3. Суицидные попытки у родственников.

4. Развод или смерть одного из родителей (до 18 лет).

5. Недостача тепла в семье в детстве или юношестве.

6. Полная или частичная безнадзорность в детстве.

7. Начала половой жизни - 20 лет и ранее.

8. Ведущее место любовных ценностей в системе ценностей.

9. Незначительная роль производственной сферы в системе ценностей.

10. Развод в анамнезе.

Актуальная конфликтная ситуация:

11. Ситуация неопределенности, ожидания.

12. Конфликт в области любовных или дружеских отношений.

13. Продолжительный конфликт.

14. Подобный конфликт имел место раннее.

15. Конфликт, отягощенный неприятностями в других сферах жизни.

16. Субъективное чувство непреодолимости конфликтной ситуации.

17. Чувство обиды, жалости к себе.

18. Чувство усталости, бессилия.

19. Суицидальные высказывания, угрозы суицида.

Характеристика личности:

20. Эмоциональная лабильность.

21. Импульсивность.

22. Эмоциональная зависимость, потребность в симбиотических отношениях.

23. Доверчивость.

24. Эмоциональная вязкость, ригидность аффекта.

25. Болезненное самолюбие.

26. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений.

27. Напряженность потребностей.

28. Настойчивость.

29. Решительность.

30. Бескомпромиссность.

31. Низкая способность к образованию компенсаторных механизмов, вытеснению фрустрирующих факторов.

Заключение

 

Самоубийство - одна из вечных проблем общества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на земле человек. В ходе исторического развития взгляды на сущность добровольного ухода из жизни существенно менялись, как и его моральная оценка. Попытки осмысления этого явления с философских и научных позиций проводились постоянно с древних времен и по настоящее время. Повышенный интерес к многообразным аспектам суицидального поведения со стороны различных специалистов сменялся затем периодами запрета и умалчивания этой проблемы. В основном, это обусловлено противоречивым отношением к сущности самоубийства (понятию "жизни - смерти") со стороны различных философских течений, религиозных постулатов, политических убеждений, а также принятием некоторых законодательных законов.

Причинами суицида могут быть как внешние причины, так и внутренние противоречия и конфликты человека.

Существует три основных теории суицидального поведения.

Социологическая концепция. Известный французский исследователь Э. Дюркгейм (1999) впервые связал экономические критические ситуации, разобщенность в обществе с ростом числа самоубийств. Теория самоубийств Эмиля Дюркгейма зиждется на социальной организации и культурных традициях общества. Смысл его теории заключен в целостном рассмотрении соответствующего общества и его культуры в качестве причин самоубийств.

Биологическая концепция. Многие авторы, хотя и признавали роль средовых воздействий, высказывали мнение, что психически здоровый человек не может отвечать аутоагрессивными действиями на жизненные трудности. Эту точку зрения поддерживают в первую очередь исследователи биологической концепции суицидального поведения, которые считают, что вследствие биологических или психических нарушений некоторые индивиды имеют особую уязвимость к суициду.

Психоаналитическая концепция. З. Фрейд первый пытался объяснить суицид как выражение неосознанных интрапсихических конфликтов, например, неосознанной враждебности по отношению к самому себе.

За последние годы резко повысился уровень самоубийств, что многие причинно связывают с увеличением употребления, особенно молодежью, алкоголя и различных наркотических веществ. По данным ряда авторов уровни суицидов среди наркоманов и алкоголиков приблизительно одинаковы и составляют в среднем 7% пациентов с алкогольной или наркоманической зависимостью. В США среди лиц, страдающих алкоголизмом, на 5% больше самоубийств, чем в общей популяции. В США, по крайней мере, у ¼ всех самоубийц наблюдалось злоупотребление алкоголем, причем риск совершения в течение жизни суицида у людей с алкогольной зависимостью не намного ниже, чем у страдающих депрессией. Факт, что около 60% самоубийств совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

В соответствии с данными теоретического изучения литературы, нами были сформулированы цель и задачи нашего исследования.

Исследование проводилось на трех группах респондентов: лица, страдающие наркотической зависимостью, лица, страдающие алкогольной зависимостью и контрольная группа респондентов.

В качестве метолов исследования использовались следующие тесты:

1. самооценка депрессии Цунган.

2. шкала безнадежности А.Т. Бека

3. Оценка суицидального риска П.И. Юнацкевич

4. Анкетный опрос всех респондентов

Подводя итог общей диагностики трех групп по всей батарее тестов, можно сделать следующие выводы: по шкале самооценки депрессии, самые высокие показатели были диагностированы у группы респондентов, страдающих наркотической зависимостью. Самые низкие значения были выявлены у респондентов контрольной группы. По шкале безнадежности, самые высокие значения выявлены у респондентов, страдающих алкогольной зависимостью, самые низкие у респондентов контрольной группы. По диагностики суицидального риска наиболее высокие значения выявлены были у респондентов, страдающих алкогольной зависимостью, самые низкие - у респондентов контрольной группы.

Гипотеза нашего исследования, которая заключалась в том, чтобы доказать, что уровень депрессивного состояния не всегда является фактором суицидального риска, полностью нашла свое подтверждение.



Список литературы

 

1. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства. // Русский медицинский журнал. - 1996. №2. - 339с.

2. Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения. // Методические рекомендации. - М., 1980. - 48с.

3. Амбрумова А.Г. Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения. // В сб. Актуальные проблемы суицидологии. М. 1978, с.44-59.

4. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства. // Ж. Социальная и клиническая психиатрия. 1996,4, с.14-20.

5. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид, как феномен социально-психологической дезадаптации личности. // Актуальные проблемы суицидологии. Тр. Московского НИИ психиатрии МЗ РФ. - М. 1978. - с.6-28.

6. Анискин Д.Б. Социально-психиатрические аспекты проблемы самоубийств в России. // Социальная и судебная психиатрия: история и современность. Сб. научных трудов. - М: РИО ГНЦС и СП им.В.П. Сербского, 1996. - с.13-16.

7. Биркин А.А., Войцех В.Ф., Закондырина В.А., Кучер А.А. Профилактика суицидального поведения. - Мурманск. - 2004 - 77с.

8. Василюк Ф. Е // Психология переживаний, М.: Издательство Московского университета, 1984. - 200 с.

9. Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. // Психологическая диагностика и новые информационные технологии - Спб.: ООО "СЛП", 1997 - 200с.

10. Вертоградова О.П. Психосоматические расстройства и депрессия (структурно-динамические соотношения) // Восьмой Всесоюз. Съезд невропат., психиатр. и наркол. - М., 1988. - Т.3. - с.226-228.

11. Войцех В.Ф. // Клиническая суицидология, М.: Миклош, 2007. - 280 с.

12. Войцех В.Ф. К проблеме суицидального поведения. // Матер.13 съезда психиатров России-М.,-2000 - с.312-313.

13. Войцех В.Ф. К проблеме деструктивного поведения молодежи и методам профилактики // Проблемы современной молодежи. Всероссийск конф.С. - Пб, - 2002. - с.25-26.

14. Газета "Вестник", все выпуски за декабрь 2007 года.

15. Гальцев Е.В. Критерии серьезности суицидальной попытки в плане прогнозирования суицидального риска. // Матер.14 съезда психиатров России - 2005, с.436-437.

16. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Моск. Психотерапевтический жкрнал 2001. №4. с.18-49.

17. Гольдштейн Р.И. Причины смертности боьных алкоголизмом.Ж. невр. и псих. им.С. С. Корсакова, 1985, 85,8, с.1235-1238.

18. Гордон Г.И. Современные самоубийства. /Русская мысль. - 1912. - N5. - 74-93.

19. Горячева Н.В. Модель потребления алкоголя в России. // Социологический журнал. 2003,4.

20. Гуревич П.С. // Клиническая психология, учебник для вузов - М.: NOTABENE, 2001 - 512с.

21. Данилова М.Б., Елисеев М.Б., Постовалова Л.И. Некоторые социально-клинические характеристики группы высокого суицидального риска. // В сб.: Актуальные проблемы суицидологии.М., 1978. с.171-184.

22. Дзедушицкий А. Самоубийство. - Киев, 1879.

23. Долгов В.И., Дроздов Э.С., Рылеев А.В. Законодательная оценка суицидов в разные исторические периоды развития России. // Матер.14съезда психиатров России - 2005, с.438.

24. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. / Союз. С-Пб., 1998, 493с.

25. Ефремов В.С. Основы суицидологии. СПб-Диалект - 2004-479с.

26. Ефремов В.С., Точилин В.А. Депрессия и суицид // Современные подходы к диагностике и лечению нервных и психических заболеваний. Материалы конференции. - СПб., 2000. - с.158-162.

27. Журнал "За решеткой", выпуски декабрь и ноябрь 2007 года.

28. Журнал "Мир криминала", выпуски ноябрь и декабрь 2007 года.

29. Зимовец С. // Клиническая антропология - М.: Фонд "Прагматика культуры", 2003 - 136с.

30. Карамзин Н.М. История государства Российского С-Пб., 1816-1829. - Т.4-12.

31. Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. // Клиническая психиатрия М. 1994 - 212с.

32. Клейберг Ю.А. // Социальная психология девиантного поведения - М.: ТЦ Сфера, 2004 - 192с.

33. Конончук Н.В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал. - 1989. - Т.10, №5. - с.95-102.

34. Конончук Н.В. О суицидальных попытках при депрессиях. // Журн. Невр. и псих. им.С. С. Корсакова. - 1990 - т.90, в.4 - с.76-80.

35. Краснов В.Н., Войцех В.Ф., Немцов А.В. Суицидальное поведение в России в 1980-90 годах: уровни и факторы. // European Psychiatry, - October, 2000-V.15-Suppl.2.

36. Лапицкий М.А., Ваулин С.В. Суицидальное поведение. Смоленск - 2000 - 155с.

37. Менделевич В.Д. // Клиническая и медицинская психология, практическое руководство - 4-е издание - М.: "МЕДпресс - информ", 2002 - 592с.

38. Меннингер К. Война с самим собой. - М.: "ЭКСПО-Пресс", 2000.480с.

39. Мифы народов мира. - М, 1982 - Т.1,2.

40. Моховиков А.Н. Суицидальный клиент: взгляд гештальт-терапевта. // Суицидология: прошлое и настоящее.М., 2001, с.453-462.

41. Немцов А. Алкогольная смертность в России, 1980-90-е годы.М., 2001.60с.

42. Нечипоренко В.В., Шамрей В.К. // Суицидология: вопросы клиники, диагностики и практики, Спб.: ВМедА, 2007. - 528с.

43. Ольхин П. Последние дни самоубийц. - С-Пб., 1863.

44. Положий Б.С. Культурные аспекты психического здоровья населения России. // Материалы XII съезда психиатров России. - Москва, 1995 - с.102-103.

45. Собрание научных трудов МНИИ // Научные и организационные проблемы суицидологии М. 1983 - 218с.

46. Труды Московского НИИ психиатрии // Актуальные проблемы Суицидологии М. 1978, Т.82 - 239с.

47. Эдуард Володарский // Дневник самоубийцы 2005 год.

48. Яворский А.А. // Введение в клиническую психологию: вопросы общей части клинической психологии, издательство Гуманитарный университет, Екатеринбург 2004г.

Дипломная работа по социальной психологии

Дата: 2019-05-29, просмотров: 245.