Результаты повторной диагностики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Уровень тревожности Уровень агрессии Уровень самооценки КОС

26

20

11

1

35

18

58

1

27

20

15

2

28

17

12

1

36

17

67

1

30

16

68

1

37

18

67

2

29

19

46

3

33

16

69

1

38

22

28

3

38

18

17

2

39

16

11

3

30

18

35

3

25

21

39

3

36

22

10

2

31

21

19

1

30

18

24

2

39

20

27

3

33

17

14

2

33

21

35

2

27

17

28

1

37

22

68

2

36

20

53

2

39

25

27

1

37

24

69

1

34

18

12

1

33

21

11

2

32

20

27

1

29

18

24

3

28

25

25

2

 

Для того, чтобы доказать, что результаты первичной и вторичной диагностики значительно отличаются, и в ходе работы с воспитанниками детского дома удалось добиться значительных изменений по всем диагностируемым показателям, применим метод статистической обработки данных и вычислим t-критерий Стьюдента.

Выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок значений:

 

,

 

где - очередное значение выборки,  - среднее значение. - выражение, означающее, что для всех от первого до последнего в выборке необходимо вычислить разности между частными и средними значениями, возвести эти разности в квадрат и просуммировать.

t-критерий Стьюдента:

 

,

 

где  - среднее значение по одной выборке данных,  - среднее значение по другой выборке данных. и - интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин. и в свою очередь вычисляются по следующим формулам:

 

и ,

 

где  - выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке) - выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке),  - число частотных значений переменной в первой выборке,  - число частотных значений переменной во второй выборке.

1. По тесту "Уровень тревожности".

Средние значения по выборкам, соответственно равны: 39,16 по результатам первичной диагностики и 33,16 по результатам повторной диагностики.

Определим выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок значений:

1691,05 - выборочная дисперсия для выборки первичной диагностики.

539,37 - выборочная дисперсия для выборки повторной диагностики.

Вычислим t-критерий Стьюдента:

3,81

Сравним значение с табличным, для степеней свободы 30+30-2=58. Полученное значение больше, чем табличное 2.01, следовательно, выборки статистически достоверно отличаются друг от друга. Это говорит о том, что в работе с уровнем тревожности воспитанников детского дома удалось добиться положительных изменений.

2. По тесту "Уровень агрессии".

Средние значения по выборкам, соответственно равны: 22,28 по результатам первичной диагностики и 19,32 по результатам повторной диагностики.

Определим выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок значений:

450,27 - выборочная дисперсия для выборки первичной диагностики.

188,47 - выборочная дисперсия для выборки повторной диагностики.

Вычислим t-критерий Стьюдента:

3,51

Сравним значение с табличным, для степеней свободы 30+30-2=58. Полученное значение больше, чем табличное 2.01, следовательно, выборки статистически достоверно отличаются друг от друга. Это говорит о том, что в работе с уровнем агрессии воспитанников детского дома удалось добиться положительных изменений.

3. По тесту "Самооценка".

Средние значения по выборкам, соответственно равны: 36,68 по результатам первичной диагностики и 45,44 по результатам повторной диагностики.

Определим выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок значений:

13190,91 - выборочная дисперсия для выборки первичной диагностики.

2566,13 - выборочная дисперсия для выборки повторной диагностики.

Вычислим t-критерий Стьюдента:

2,09

Сравним значение с табличным, для степеней свободы 30+30-2=58. Полученное значение больше, чем табличное 2.01, следовательно, выборки статистически достоверно отличаются друг от друга. Это говорит о том, что в работе с уровнем самооценки воспитанников детского дома удалось добиться положительных изменений.

4. По тесту "КОС".

Средние значения по выборкам, соответственно равны: 1,84 по результатам первичной диагностики и 3,16 по результатам повторной диагностики.

Определим выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок значений:

18,17 - выборочная дисперсия для выборки первичной диагностики.

19,49 - выборочная дисперсия для выборки повторной диагностики.

Вычислим t-критерий Стьюдента:

6,45

Сравним значение с табличным, для степеней свободы 30+30-2=58. Полученное значение больше, чем табличное 2.01, следовательно, выборки статистически достоверно отличаются друг от друга. Это говорит о том, что в работе с уровнем коммуникативных способностей воспитанников детского дома удалось добиться положительных изменений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическая работа, проводившаяся с воспитанниками детского дома, дала положительные результаты. Удалось скорректировать уровень тревожности, уровень агрессии, самооценку и уровень коммуникативных способностей воспитанников детского дома, что должно способствовать преодолению проблем их социализации.

Результаты нашего эксперимента доказали наличие проблем социализации воспитанников детского дома и подтвердили нашу гипотезу о том, что социально-педагогическая работа может помочь в решении проблем социализации детей в детском доме.



Заключение

 

Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут стоять в ближайшем будущем. Дети, оставшиеся без попечения родителей есть в любом обществе: богатое оно или бедное, так как никто не застрахован от тех рисков, которые могут нас ожидать за следующим поворотом. Но в последнее время все чаще обращаются к детям-сиротам социальным или как иногда их называют в литературе "брошенные дети". Это дети, которые воспитываются в детских домах при живых родителях. Это дети, чьи родители отказались от их воспитания, забыли про них или не выполняют свою воспитательную функцию в правильном русле. Такие дети составляют основной контингент детских домов. Эти дети воспитываются в детском доме, воспитатели заменяют им и пап, и мам, в них проходит их начальный период жизни.

Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этого кроется в том, что выпускники детских домов являются "чужими" в обществе после оставления ими детского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущают себя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения. Это является следствием их воспитания в детском учреждении, вырывания из привычной жизненной среды. Эти факты накладывают отпечаток на процесс социализации, который значительно отличается от того, который идет в семье. А значение процесса социализации в жизни человека очень велико.

Для преодоления проблем социализации воспитанников детских домов, необходимо развитие у детей основных, жизненно, социально, личностно значимых качеств, умений и навыков, способных обеспечить оптимальный уровень жизненного, профессионального успеха, самоутверждения и самореализации личности, без ущерба для ее физического и психического здоровья:

знание себя, своих возможностей, особенностей эмоционально-поведенческих реакций, что позволит более осознанно найти достойный выход из сложных жизненных, личностно значимых ситуаций;

знание своего тела, верное, достаточно полное представление о нем, о своих психо-физиологических возможностях (с учетом возраста и наследственной предположенности; умений ухода за своим телом; знание способов поддержания и укрепления мышления, физического тонуса, соматического здоровья, работоспособности, выносливости, способности к напряжению (физическому и психическому), обеспечивающих возможность без напряжения, без срывов решать поставленные жизнью и самим человеком задачи;

умение выработать свой имидж и поддерживать желаемый уровень привлекательности своей внешности, быть опрятным, аккуратным (в одежде, манерах, прическе и т.п.), что может стать надежной предпосылкой раскованности, способности без комплексов включаться в процесс общения с окружающими;

психическая, эмоциональная устойчивость к непредвиденным фрустрирующим (конфликтным) ситуациям, способным неустойчивую личность быстро вывести из состояния равновесия, а потому принять необдуманное, стихийное решение, совершить импульсивные действия, за которые в последствии, возможно, придется расплачиваться. Эмоциональное здоровье, способность к эмоционально-поведенческой саморегуляции;

оптимизм, воля и настойчивость в достижении сознательно поставленных целей. Толерантность (способность к терпению, терпимости), устойчивость при столкновении с трудностями и негативными жизненными обстоятельствами. Способность к выживаемости в меняющихся условиях жизни;

взрослость, способность быть самостоятельным и ответственным, получать от этого удовлетворение;

правовое сознание. Знание и понимание своих прав, умение их отстоять без нарушения правовых, этических норм. Признание своих обязанностей как члена общества и того коллектива (трудового, семейного и др.), который станет ближайшим окружением выпускника в его взрослой жизни;

достаточно развитый интеллект, в том числе и социальный, то есть по Ю.Н. Емельянову (автору этого понятия в отечественной психологии) устойчивую, основанную на специфики мыслительных процессов, эффективного реагирования и социального опыта, способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Практическая сметка, умение адекватно ориентироваться в значимых ситуациях жизни и деятельности;

общая осведомленность;

позитивные качества;

разнообразные интересы и склонности в соответствии с природными возможностями и приобретенными знаниями, умениями. Знание своих способностей, наличие определенного опыта реализации в деятельности их, развитие, совершенствование;

выработанные ценностные ориентации в соответствии с социальными ценностями своего времени: убеждения, идеалы, которые дадут силу отстаивать их, бороться за их реализацию в жизни без ущерба для личности, физического и психического здоровья;

культура чувств и переживаний с учетом возможностей возраста; управляемость чувств и эмоций, способность регулировать их и не быть у них в плену, подчинить разуму (разумность чувств);

умение осуществлять совместную деятельность с другими лицами, то есть согласовывать цели, задачи, средства, способы совместной деятельности, анализировать ее результат;

навыки общения со старшими, младшими, сверстниками;

умение вести себя в общественных местах, знание традиций и соблюдение их в официальной обстановке, умение вести себя достойно в различных житейских ситуациях;

знание народных (национальных) обычаев, обрядов, умение их соблюдать, поддерживать; или не оскорблять достоинства других лиц, уважать традиции и ритуалы других народов;

умение общаться с противоположным полом в соответствии с правилами, традициями;

гигиена половой жизни;

умение вести домашнее хозяйство, готовить, стирать, обустраивать жилище, ухаживать за растениями, животными, иметь навыки самообслуживания;

подготовленность к самостоятельной семейной жизни;

элементарная экономическая грамотность в вопросах ведения домашнего хозяйства, разумного использования материальных ресурсов, денежных средств, их экономии;

знания и умения по созданию семьи, регулированию семейных отношений; по уходу за детьми (важны не только девушкам, но и юношам);

знание и понимание не только своих достоинств, "сильных" сторон, но и "слабых", недостатков; способность анализировать свои ошибки и на этой основе обогащать жизненный опыт навыками позитивного решения возникающих проблем;

наличие жизненных планов ("Кем быть?", "Каким быть?");

уровень развития трудолюбия, самостоятельности и ответственности;

профессиональные интересы и склонности, предпочтения с учетом своих возможностей (в том числе здоровья, типологических и личностных черт, жизненного опыта, семейных традиций, реальных возможностей получения профессионального образования, возможности трудиться);

навыки и приемы психологической защиты без негативных последствий для своей личности и ее развития;

потребности и умения, связанные с самопознанием, самоанализом, самосовершенствованием, с личностным ростом и развитием. Уважительное отношение к себе, своей личности, стремление сохранить положительный "Я-образ", который будет способствовать сохранению психологической активности, пробуждать соответствующую мотивацию, внутренние силы человека;

способность противостоять негативным, дурным влияния, отказаться от вредных привычек и не стать на пути противоправных действий в любой, даже самой сложной, конфликтной ситуации; сохранить, отстоять свою личностную, гражданскую позицию[22].

Таким образом, проблема социально-педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната и т.д.



Список литературы

 

1. Алексеева И.А., Гордеев П.Н. и др. Дети риска. - СПб.: Сфера, 2002. - 366 с.

2. Адреса опыта: Обобщение и анализ опыта работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по основным направлениям Федеральной программы "Дети-сироты". - М.: СПК "Инфо", 1998. - 220 с.

3. Бурлакова, Т.Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в практике Яснополянского детского дома / Т.Т. Бурлакова. - Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 2001. - 284 с.

4. Влияние детско-родительских отношений на формирование ситуации социального сиротства / Под ред. Алексеевой Л.С. - М.: Проспект, 2002. - 312 с.

5. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Прогресс, 2001. - 294 с.

6. Воспитание и развитие детей в детском доме. - М.: ВЕЧЕ, 1996. - 416с.

7. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века // Кл. руководитель. - № 3. - 2000.

8. Галигузова Л.Н., Лисина М.И. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником. - В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Наука, 1980 - 458 с. С.55-78.

9. Голикова М.И. Организация работы с трудными детьми // Классный руковод. - № 1. - 1999.

10. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 528 с.

11. Дроздова Л.П. Психологические особенности развития детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд. СГУ, 2004. - 446 с.

12. Ежов И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома. - Ясная Поляна, 1997. - 252 с.

13. Залысина И.Л., Смирнова Г.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Материалы научно-практической конференции. - Псков: РКЦ "Центр-Про", 2004. - 460 с.

14. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения проблемы сиротства в России. - М.: МИР, 2002. - 272 с.

15. Землянухина Т.М., Лисина М.И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте. - В сб.: Возрастные особенности психического развития детей / Под ред.М.И. Лисиной, И.В. Дубровиной. - М.: Наука, 1982. - 408 с. С.38-59.

16. Колашникова А.А. "Брошенные дети" - проблемы социализации // Сборник научных статей студентов ФСН. - Нижний Новгород: Изд. НГУ, 2003. - 426 с.

17. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей. - В кн.: Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. - М.: Мысль, 1978. - 416 с. С.268-295.

18. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника. - В кн.: Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. - М.: Мысль, 1979. - 506 с. с.4-8.

19. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Проспект, 1999. - 422 с.

20. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: ПРОГРЕСС, 2002. - 328 с.

21. Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни / Под общ. ред. Алексеевой Л.С. - М.: Проспект, 2001. - 312 с.

22. Организационно-педагогическая модель успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа: теоретические аспекты и педагогические технологии. Учебно-методическое пособие. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. - 77 с.

23. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения // Выпуск 4. (И.В. Дубровина, Э.А. Минкова). - М.: Педагогика, 1995. - 246 с.

24. Постинтернатная адаптация детей-сирот / Под. ред. Шипициной Л.М., Абрамовой И.Г. - СПб.: ВЕЧЕ, 2001. - 352 с.

25. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М.: Педагогика, 1990. - 378 с.

26. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. - 1982. - № 2. С.80-86.

27. Радина Н.К. Вклад "непсихологических" факторов в адаптированность выпускников интернатных учреждений // Психологическая наука и образование. - №3. - 2003.

28. Социальная педагогика. Курс лекций. / Под ред. Галазуровой М.А., - М.: Проспект, 2000. - 470 с.

29. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 736 с.

30. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Просвещение-АСТ, 2002. - 524 с.

31. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми "группы риска" в учреждениях социальной помощи и поддержки. - М.: Сфера, 1997. - 360 с.

32. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методы работы с детьми "группы риска". - М.: ВЕЧЕ, 2002. - 368 с.

33. Шуржунов Е.В. Опыт работы социально реабилитационного центра г. Балахны Нижегородской области по социальному патронажу семей // Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд. РГУ, 2004. - 488 с.



Приложения

 

Приложение 1

 

Тест Спилбергера-Ханина

Шкала ситуативной тревожности

Инструкция.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент.

Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Суждения

№ п/п Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я внутренне скован 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я нервничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряжения 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

 

Шкала личностной тревожности

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждения

№пп Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
21 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4
22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4
23 Я легко расстраиваюсь 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4
25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4
26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я бываю доволен 1 2 3 4
 37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Приложение 2

 

Тест Басса-Дарки

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

 

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да   нет  
Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да   нет  
Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да   нет  
Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да   нет  
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да   нет
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да   нет
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да   нет
Я часто бываю не согласен с людьми да нет
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет
Меня немного огорчает моя судьба да нет
Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да   нет  
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да   нет  
Я не способен на грубые шутки да нет
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да   нет  
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да   нет  
Довольно многие люди завидуют мне да нет
Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет  
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да   нет  
Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да   нет  
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да   нет  
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да   нет  
Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да   нет  
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да   нет  
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да   нет  
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да   нет  
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да   нет  
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да   нет  
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
Неудачи огорчают меня да нет
Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да   нет  
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да   нет  
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да   нет  
Я ругаюсь только со злости да нет
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да   нет  
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да   нет  
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да   нет  
У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да   нет  
Я часто думаю, что жил неправильно да нет
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да   нет  
Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да   нет  
В последнее время я стал занудой да нет
В споре я часто повышаю голос да нет
Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да   нет  
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет

 

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет"=0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0: 9,7

2. Косвенная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" = 0: 26,49

3. Раздражение:

"да"=1, "нет"=0: 3, 19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69

4. Негативизм:

"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" = 1, "да" = 0: 36

5. Обида:

"да"= 1, "нет" = 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

6. Подозрительность:

"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75

7. Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" = 1, "да"= 0: 33,66,74,75

8. Чувство вины: "да"=1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.


Приложение 3.

 

Тест "Самооценка"

Инструкция:

Каждый человек имеет определенные представления об идеале, наиболее ценных свойствах личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

ЭТАП I

1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, Ш, IV.

2. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для Вас лично, которым Вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их каждый решает сам.

3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств - и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств. (Выписывать нужно только сами качества, а не их определения).

ЭТАП II

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему я четвертому.

Обработка:

Подсчитывается количество "реальных" качеств - Р.

Подсчитывается количество "идеальных" качеств - И.

Вычисляется их процентное соотношение.

Результат сопоставляется с оценочной шкалой.


Приложение 4

 

Методика КОС (коммуникативные и организаторские склонности)

Инструкция: "Вам поочередно предлагается 40 вопросов об особенностях Вашего обычного способа поведения. Свободно выражайте свое мнение по каждому их них. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов.

Результатом теста является Ваш показатель выраженности коммуникационных способностей (КС) и организаторских способностей (ОС).

Результаты теста помогут Вам лучше познать себя".

Бланк для ответов:

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

Да Нет

2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию вашего мнения?

Да Нет

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?

Да Нет

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

Да Нет

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

Да Нет

6. Нравиться ли вам заниматься общественной работой?

Да Нет

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

Да Нет

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

Да Нет

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?

Да Нет

10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

Да Нет

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?

Да Нет

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

Да Нет

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

Да Нет

14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи или одноклассники действовали в соответствии с вашим мнением?

Да Нет

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

Да Нет

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

Да Нет

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

Да Нет

18. Часто ли вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

Да Нет

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

Да Нет

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

Да Нет

21. Нравиться ли вам постоянно находиться среди людей?

Да Нет

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить новое дело?

Да Нет

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

Да Нет

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

Да Нет

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

Да Нет

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

Да Нет

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно, когда попадаете в большую группу малознакомых людей?

Да Нет

28. Верно ли, что вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

Да Нет

29. Полагаете ли, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

Да Нет

30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе или в классе?

Да Нет

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

Да Нет

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

Да Нет

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

Да Нет

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

Да Нет

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится выступать публично с серьезной речью?

Да Нет

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

Да Нет

37. Верно ли, что у вас много друзей?

Да Нет

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

Да Нет

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Да Нет

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Да Нет

Обработка и интерпретация:

Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.

Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (К) и организаторских (О) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (к) и организаторским склонностям (о) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам:

 

К=к/20 О=о/20

 

Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками:

 

К О Шкальная оценка
0,10-0,45 0, 20-0,55 1
0,46-0,55 0,56-0,65 2
0,56-0,65 0,66-0,70 3
0,66-0,75 0,71-0,80 4
0,75-1,00 0,81-1,00 5

 

При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:

1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и, выступая перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах - они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.

4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

5. Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию.


Приложение 5

 

Программы работы детского дома по преодолению проблем социализации воспитанников.

 

Программа "Моя семья" Программа "Стать гражданином"
  Цели: Создание предпосылок для успешной интеграции воспитанников детского дома в общество в постинтернатный период через: а) восстановление их родственных связей: б) формирование представлений о строительства собственной семьи. Направления деятельности: I. Расширение контактов с родственниками. 1. Поиск данных о ближайших родственниках, помимо родителей. 2. Налаживание с ними контактов. 3. Организовать положительное информирование родственников о воспитанниках (беседы воспитателей, видеосъёмки, фотографии). 4. Индивидуальное консультирование родственников узкими специалистами (психолог, соцпедагог, педагоги, др. специалисты). 5. Организация совместного досуга (праздники в детском доме, кино, театр, походы, экскурсии и т.п.). 6. Временное пребывание воспитанников в семьях родственников: "Воскресная семья", "Семья на каникулы" (с разрешения опеки). 7. Обучение родственников приёмам и методам эффективного общения с воспитанниками детского дома (лекторий). II. Создание положительной мотивации на создание собственной семьи (Хочу). 1. Просмотр семейных кинофильмов и их обсуждение. 2. Творческие задания для посещения семей родственников. 3. Конкурс рисунков "Моя будущая семья". 4. Мини-сочинения "Размышления о будущем". 5. Деловые игры. 6. Викторина "Моя семья". III. Приобретение необходимых навыков строительства успешной семьи (Могу). Домашняя экономика" - как заработать и тратить деньги в интересах семьи. 2. "Домашний повар" - приготовления блюд. 3. "Домашний портной" - ремонт одежды, рукоделье, украшения для дома. 4. "Домашний мастер" - простейший ремонт квартиры, обуви, сантехники, электроприборов, мебели, слесарные работы. 5. "Домашний декоратор" - цветоводство, дизайн, создание уюта. 6. "Домашний доктор" - оказание первой медицинской помощи и лечение простейших заболеваний. 7. "Домашний воспитатель" - семейная психология и педагогика, создание крепкой счастливой семьи. Предполагаемый результат: 1. Дети имеют положительную мотивацию на строительство успешной семьи. 2. Воспитанники владеют основными умениями и навыками ведения домашнего хозяйства и создания взаимоотношений в семье. 3. Родственники оказывают помощь выпускникам детского дома в устройстве дальнейшей жизни в постинтернатный период.   Цель: Формирование активной гражданской позиции у воспитанников детского дома, позволяющей им в постинтернатный период успешно интегрировать в современное общество. Направления деятельности: I. "Мы живём в этой стране!". Наше государство, его традиции, политика и символика. 1. Политинформации - еженедельно. 2. Отзыв на происходящие события - активная позиция воспитанников. 3. Даты Красного календаря - домашние праздники. 4. Тематические занятия в группах. II. "Кто, если не я?" Патриотизм. Подготовка к службе в вооружённых силах. 1. Сотрудничество воспитанников с общественностью, ветеранами - живое общение, совместная предметная деятельность. 2. Дружба со служащими вооружённых сил РФ - беседы, встречи, экскурсии, совместные мероприятия и трудовые десанты. 3. Тематические занятия в группах, викторины. 4. Выпуск тематических газет, плакатов, рисунков и т.п. III. "Мой труд - мой успех!" Профориентация, подготовка к трудовой деятельности. 1. Экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий. 2. Посещение различных учебных заведений, встречи с их представителями. 3. Получение рабочих мест для старших воспитанников. 4. Тестирование, анкетирование воспитанников. 5. Конкурсы на звание "Лучший ученик", на знание различных предметов школьной программы. 6. Турниры Знатоков и Смекалистых. Предполагаемый результат: 1. У воспитанников существуют чувства гордости за свою страну и ответственности за её успешное развитие. 2. Мальчики готовы служить в Вооружённых силах РФ. 3. Воспитанники осознанно выбрали свою будущую профессию. 4. У воспитанников имеется достаточный уровень знаний для овладения желаемой профессией. 5. У детей сформирована активная жизненная позиция.
Программа "Восхождение" Программа "Расти здоровым"
  Цель: Создание развивающей среды, создающей условия для саморазвития личности воспитанников и развития их общей культуры. Направления деятельности: I. Организация жизнедеятельности воспитанников 1. Привлечение воспитанников к участию в самоуправлении через Домашний Совет Содружества (ДСС). 2. Участие воспитанников в чередовании творческих поручений: сценаристы-сюрпризники, умнички-познавайки, организаторы спорта и здоровья, журналисты-оформители. 3. Проведение общих рабочих и тематических сборов воспитанников. 4. Практика рефлексивных собраний в группах, ежемесячное заполнение экрана "Создай себя сам". 5. Ведение "Дневника саморазвития" воспитанниками, фиксирующих итоги и определяющих перспективы их "самотворения". II. Создание условий для разностороннего развития. 1. Организация творческих коллективов в детском доме: эстрадно-вокальное пение; театрально-игровая группа; вокально-инструментальный ансамбль; ди-ви-джеи; мягкая игрушка; рукоделье; современный танец. 2. Оказание помощи каждому воспитаннику найти дело по душе, занятия в кружках и секциях не только в детском доме, но и за его пределами. 3. Проведение домашних праздников, а также мероприятий для местного сообщества. 4. Организация выездных концертов и социально значимых акций. III. Коррекция недостатков развития. 1. Диагностика недостатков воспитания и развития воспитанников. 2. Организация коррекционной работы узких специалистов: логопед, психолог, инструктор по ЛФК, инструктор по труду, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования. 3. Консультирование по школьным предметам. 4. Применение, при необходимости, альтернативных форм обучения воспитанников: домашнее обучение, экстернат, очно-заочное, семестровое. 5. Разработка индивидуальных маршрутов развития для воспитанников и отслеживание их результатов по годам пребывания в детском доме. IV. Развитие общей культуры воспитанников. 1. Проведение тематических занятий в группах по культуре общения и поведения. 2. Организация посещения культурных заведений: театр, кино, выставки и т.п. 3. Выпуск газет. 4. Деловые игры, практические занятия и конкурсы. Предполагаемый результат: 1. У воспитанников вырабатывается привычки рефлексии и активных строителей самого себя. 2. Воспитанники осознанно выбирают пути самореализации. 3. У воспитанников имеется достаточный уровень культуры, чтобы успешно строить деловые контакты и взаимоотношения с окружающими людьми.   Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни. Направления деятельности: I. Реализация комплекса мер по охране здоровья детей. 1. Ежегодные углублённые медицинские осмотры. 2. Диспансеризация воспитанников с соматическими заболеваниями. 3. Организация осмотр и лечение детей у стоматолога. 4. Обследование воспитанников и поддержание их здоровья в санаториях и стационаре. 5. Проведение профилактических прививок согласно плану-графику. 6. Витаминизация пищи, использование минеральной воды, фиточаёв и йодированного хлеба для поддержания здоровья воспитанников. II. Организация занятий физкультурой и спортом. 1. Организация работы в детском доме спортивных секций: футбол, пионербол. настольный теннис, шахматы. 2. Создание условий для занятий воспитанников в спортивных секциях в детских спортивных школах и обществах. 3. Проведение спортивных праздников и соревнований среди воспитанников. 4. Привлечение воспитанников к участию в походах и других оздоровительных мероприятиях. Ш. Профилактика заболеваний. 1. Профилактика инфекционных заболеваний и информирование детей о простейших методах их лечения. 2. Реализация мер по профилактике табакокурения среди воспитанников. 3. Антиалкогольная пропаганда в детском доме. 4. Неприемлемость наркотиков для дальнейшей жизни. 5. Охрана репродуктивного здоровья подростков. IV. Внимание, опасность! 1. Проведение тематических занятий в группах по безопасности жизнедеятельности воспитанников. 2. Инструктажи по технике безопасности при выполнении различных видов работ воспитанниками. 3. Практические занятия по поведению в чрезвычайных ситуациях. 4. Организация соревнований Школы выживания. 5. Проведение учений по гражданской обороне. Предполагаемый результат: 1. У воспитанников вырабатываются стремление и навыки здорового образа жизни. 2. Воспитанники укрепляют своё здоровье, меньше болеют. 3. У воспитанников формируется неприемлемость к антиобщественным проявлениям растраты личного здоровья: табакокурение, алкоголизм, наркомания, СПИД и т.п. 4. Воспитанники знают здоровьесберегающие приёмы труда и различных видов жизнедеятельности, неукоснительно выполняют их. 5. У воспитанников сформировано нормативное поведение при чрезвычайных ситуациях.

 


[1] Организационно-педагогическая модель успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа: теоретические аспекты и педагогические технологии. Учебно-методическое пособие. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. С. 3.

[2] Дроздова Л.П. Психологические особенности развития детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Материалы научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд. СГУ, 2004. С. 114.

[3]Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи.- М.: Педагогика, 1990. С. 68.

[4] Ежов И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома. - Ясная Поляна, 1997. С. 45.

[5]Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи.- М.: Педагогика, 1990. С. 73.

[6] Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи.- М.: Педагогика, 1990. С. 91.

[7] Ежов И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома. - Ясная Поляна, 1997. С. 58.

[8] Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века. // Кл. руководитель. - № 3. – 2000.

[9] Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Проспект, 1999. С. 226.

[10] Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: ПРОГРЕСС, 2002.

[11] Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки.- М.: Сфера, 1997.

[12] Шуржунов Е.В. Опыт работы социально реабилитационного центра г. Балахны Нижегородской области по социальному патронажу семей // Материалы научно-практической конференции. – М.: Изд. РГУ, 2004. С. 271.

[13] Радина Н.К. Вклад «непсихологических» факторов в адаптированность выпускников интернатных учреждений // Психологическая наука и образование. - №3. - 2003.

[14] Организационно-педагогическая модель успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа: теоретические аспекты и педагогические технологии. Учебно-методическое пособие. Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2005. С. 16.

[15] Воспитание и развитие детей в детском доме. - М.: ВЕЧЕ, 1996.

[16] Воспитание и развитие детей в детском доме. - М.: ВЕЧЕ, 1996. С. 261.

[17] Бурлакова, Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в практике Яснополянского детского дома / Т. Т. Бурлакова. - Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 2001. С. 135.

[18] Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: ПРОГРЕСС, 2002. С. 73.

[19] Бурлакова, Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в практике Яснополянского детского дома / Т. Т. Бурлакова. - Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 2001. С. 137.

[20] Бурлакова, Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в практике Яснополянского детского дома / Т. Т. Бурлакова. - Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 2001. С. 138.

[21] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. С. 485.

[22] Шуржунов Е.В. Опыт работы социально реабилитационного центра г. Балахны Нижегородской области по социальному патронажу семей // Материалы научно-практической конференции. – М.: Изд. РГУ, 2004. С. 275.






Дата: 2019-05-29, просмотров: 188.