ТЕМА 16. Тип Хордовые ( Chordata ): подтип Позвоночные ( Vertebrata ): класс Млекопитающие ( Mammalia )
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Задание 1. Рассмотреть внешний вид одного из представителей млекопитающих (кролик, кошка и др.).

Задание 2. На черепах представителей различных отрядов млекопитающих изучить строение и дифференцировку зубов.

Задание 3. Написать зубные формулы разных видов млекопитающих.

Задание 4. Изучить и зарисовать схему внутреннего строения млекопитающего.

Задание 5. Изучить и зарисовать схему строения зародышевых оболочек и плаценты млекопитающих.

Задание 6. Изучить и зарисовать схему кровообращения млекопитающих.


олень: i ---; c ---; pm ---; m ---                            кабан: i ---; c ---; pm ---; m ---

 

лошадь Пржевальского: i ---; c ---; pm ---; m ---  кролик: i ---; c ---; pm ---; m --

 

крыса: i ---; c ---; pm ---; m ---                            волк: i ---; c ---; pm ---; m ---

 

Рис. 1. Зубные формулы млекопитающих

 

а) грызуна (___________________) б) зайцеобразного (__________________)

 

в) копытного (_________________)  г) хищного (_____________________)

 

Рис. 2. Зубные системы млекопитающих (в скобках указать название вида)

 

 

Рис. 3. Анатомия млекопитающего (_________________________________):

1 – диафрагма; 2 – грудная полость; 3 – брюшная полость; 4 – легкие; 5 – сердце; 6 – пищевод; 7 – желудок; 8 – слепая кишка; 9 – анальное отверстие; 10 – печень; 11 – поджелудочная железа; 12 – желчный пузырь; 13 – почки; 14 – мочевой пузырь; 15 –- яичники (семенники); 16 – селезенка.

 

 

Рис. 4. Нарисовать схему строения сердца млекопитающего и отходящие от него сосуды (красным цветом обозначить артериальную кровь, а синим - венозную):

1 – правое предсердие; 2 – левое предсердие; 3 – правый желудочек; 4 – левый желудочек; 5 – левая дуга аорты; 6 – сонные артерии; 7 - подключичные артерии; 8 – спинная аорта; 9 – общий ствол легочных артерий.

 

Домашнее задание

1. Зарисовать схему строения зародышевых оболочек и плаценты млекопитающих. Дать пояснения.

 


 



ТЕМА 17. Систематика млекопитающих ( Mammalia )

Признаки подклассов, основных отрядов и семейств млекопитающих:

 

Подкласс Первозвери (Prototheria)

Отряд Однопроходные (Monotremata)

 

Подкласс Настоящие звери (Theria)

 

 

Инфракласс Сумчатые (Metatheria)

Отряд Опоссумообразные (Didelphimorphia)

 

          Отряд Микробиотерииды (Microbiotheria)

 

          Отряд Сумчатые кроты (Notoryctemorphia)

 

          Отряд Хищные сумчатые (Dasyuromorphia)


          Отряд Бандикутообразные (Peramelemorphia)

 

              Отряд Двурезцовые (Diprotodontia)

 

Инфракласс Плацентарные (Eutheria)

 

              Отряд Ящеры, или Панголины (Pholidota)

 

              Отряд Сирены (Sirenia)

 

              Отряд Китообразные (Cetacea)

 

              Отряд Шерстокрылы (Dermoptera)

 

              Отряд Трубкозубы (Tubulidentata)


 

 

              Отряд Даманы (Hyracoidea)

 

              Отряд Зайцеобразные (Lagomorpha)

 

              Отряд Неполнозубые (Xenarthra)

 

              Отряд Грызуны (Rodentia)

 

              Отряд Приматы (Primates)

 

              Отряд Тупайи (Scandentia)

 

              Отряд Насекомоядные (Insectivora)

 

 


              Отряд Рукокрылые (Chiroptera)

 

              Отряд Хищные (Carnivora)

 

              Отряд Парнокопытные (Artiodactyla)

 

              Отряд Непарнокопытные (Perissodactyla)

 

              Отряд Хоботные (Proboscidea)

 






ТЕМА 18. Сравнительная характеристика строения, развития и

Экологии позвоночных животных

Задание 1. Охарактеризовать современные классы позвоночных животных по степени адаптации к обитанию в воде, на суше, в воздухе, в или на теле других животных. Укажите, в каких средах происходит развитие позвоночных. Заполните таблицу 1

Задание 2. Укажите особенности репродукции позвоночных животных разных классов. Заполните таблицу 2.

Задание 3. Охарактеризуйте дыхание позвоночных разных классов. В таблице 3 укажите, какие органы дыхания используют эти животные.

Задание 4. Сравните особенности строения кровеносной системы у позвоночных животных разных классов. Заполните таблицу 4.

Задание 5. Дайте сравнительную характеристику позвоночным животных разных классов по типу питания. Заполните таблицу 5.

 

Таблица 1

Характеристика классов позвоночных животных по средам (вода, суша, воздух, организм матери, организм другого вида животных), в которых происходит их развитие

 

Класс

Среда развития (вода; суша; воздух; организм матери; организм другого животного)

эмбрион личинка взрослое животное
Миксины (Myxini)      
Миноги (Cephalaspidomorphi)      
Хрящевые рыбы (Chondroichthyes)      
Лучеперые рыбы (Actinopterygii)      
Лопастеперые рыбы (Sarcopterygii)      
Земноводные (Amphibia)      
Пресмыкающиеся (Reptilia)      
Птицы (Aves)      
Млекопитающие (Mammalia)      

 

 


 


Таблица 2

Особенности репродукции у разных классов позвоночных животных (отмечайте отсутствие или наличие особенности при помощи знаков «+» и «-»)

 

Класс

Оплодотворение

Размножение

наружное

внутреннее

откладка яиц

яйцеживорождение

живорождение

через внешнюю среду (передача сперматофора) с помощью органов совокупления
Миксины (Myxini)            
Миноги (Cephalaspidomorphi)            
Хрящевые рыбы (Chondroichthyes)            
Лучеперые рыбы (Actinopterygii)            
Лопастеперые рыбы (Sarcopterygii)            
Земноводные (Amphibia)            
Пресмыкающиеся (Reptilia)            
Птицы (Aves)            
Млекопитающие (Mammalia)            

 


 


Таблица 3

Органы дыхания у разных классов позвоночных животных (отмечайте отсутствие или наличие органа дыхания при помощи знаков «+» и «-»)

 

Класс

Орган дыхания (+ / -)

кожа

жабры

легкие

наружные внутренние

Миксины

(Myxini)

       

Миноги

(Cephalaspidomorphi)

личинки        
взрослые        

Хрящевые рыбы

(Chondroichthyes)

       

Лучеперые рыбы

(Actinopterygii)

личинки        
взрослые        

Лопастеперые рыбы

(Sarcopterygii)

личинки        
взрослые        

Земноводные

(Amphibia)

личинки        
взрослые        

Пресмыкающиеся

(Reptilia)

       

Птицы (Aves)

       

Млекопитающие

(Mammalia)

       

 

 


 


Таблица 4

Особенности кровеносной системы у разных классов позвоночных животных (отмечайте отсутствие или наличие признака у представителей разных классов при помощи знаков «+» и «-»)

 

Класс

Кол-во камер в сердце

Кол-во кругов кровообращения

2 3 4 1 2

Миксины

(Myxini)

         

Миноги

(Cephalaspidomorphi)

личинки          
взрослые          

Хрящевые рыбы

(Chondroichthyes)

         

Лучеперые рыбы

(Actinopterygii)

личинки          
взрослые          

Лопастеперые рыбы

(Sarcopterygii)

личинки          
взрослые          

Земноводные

(Amphibia)

личинки          
взрослые          

Пресмыкающиеся

(Reptilia)

         

Птицы (Aves)

         

Млекопитающие

(Mammalia)

         

 

 


 


Таблица 5

Особенности питания позвоночных животных разных классов (отмечайте отсутствие или наличие в классе представителей разных трофических групп при помощи знаков «+» и «-»)

 

Класс

Трофическая группа (+ / -)

хищники некрофаги паразиты детритофаги фитофаги

Миксины

(Myxini)

         

Миноги

(Cephalaspidomorphi)

личинки          
взрослые          

Хрящевые рыбы

(Chondroichthyes)

         

Лучеперые рыбы

(Actinopterygii)

личинки          
взрослые          

Лопастеперые рыбы

(Sarcopterygii)

личинки          
взрослые          

Земноводные

(Amphibia)

личинки          
взрослые          

Пресмыкающиеся

(Reptilia)

         

Птицы (Aves)

         

Млекопитающие

(Mammalia)

         

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 307.