ЗООЛОГИЯ
Рабочая тетрадь
МОСКВА 2014
ТЕМА 1. Особенности размножения и развития животных.
Подцарство Одноклеточные (P rotozoa ): Тип Саркомастигофоры (S arcomastigophora ): Подтип Саркодовые (Sarcodina) и Подтип Жгутиконосцы (Mastigophora)
Задание 1. Ознакомиться с устройством и правилами пользования микроскопом.
Задание 2. Рассмотреть микропрепарат яичника кошки. Найти и зарисовать яйцеклетку в граафовом пузырьке.
Задание 3. Рассмотреть препараты сперматозоидов. Зарисовать их.
Задание 4. Рассмотреть и зарисовать с препаратов и таблиц разные стадии полного равномерного дробления зиготы морского ежа (ланцетника).
Задание 5. Записать, какие органы и ткани формируются в процессе развития эмбриона из каждого зародышевого листка.
Задание 6. Рассмотреть на таблицах и под микроскопом при малом увеличении амебу. При рассмотрении живой амебы отметить изменения формы тела при ее движении. Рассмотреть окрашенный препарат голой амебы, найти ядро. Зарисовать амебу.
Задание 7. Изучить по таблицам и микропрепаратам пресноводных раковинных амеб - арцеллу и диффлюгию и (или) морской раковинной амебы - фораминиферы.
Задание 8. Рассмотреть под микроскопом препарат эвглены зеленой и зарисовать ее строение.
Задание 9. Рассмотреть под малым увеличением микроскопа колонию вольвокса, обратить внимание на форму и строение колонии, рассмотреть соматические и генеративные клетки, дочерние шары внутри колонии.
Задание 10. Рассмотреть под большим увеличением микроскопа мазок крови лошади, больной случной болезнью. Найти среди клеток крови продолговатых паразитов - трипанозом. Зарисовать мазок крови с трипанозомами, а строение трипанозомы зарисовать с таблицы.
Рис. 1. Яйцеклетка млекопитающего | Рис.2. Сперматозоид млекопитающего |
(в граафовом пузырьке) | 1 - головка; 2 - шейка; 3 – хвостик |
1 - яйцеклетка; 2 - граафов пузырек. |
Рис.3. Ранние стадии эмбрионального развития морского ежа (Echinoidea)
а) зигота; б) стадия 2 бластомеров; в) стадия 4 бластомеров; г) стадия 8 бластомеров; д) морула
е) бластула: | ж) гаструла: |
1 - бластодерма; | 1 - эктодерма; |
2 – бластоцель (первичная полость тела) | 2 - энтодерма; 3 – гастроцель (полость первичной кишки) |
4 - бластопор (первичный рот) |
Рис.4. Голая амеба (Amoeba proteus) | Рис .5. Раковинная амеба (Arcella vulgaris) |
1 - эктоплазма; 2 - эндоплазма; 3 - ядро; 4 - пищеварительные вакуоли; 5 - сократительная вакуоль; 6 – мембрана. |
Рис. 6. Эвглена зеленая (Euglena viridis):
1 - ядро; 2 - глазок; 3 - хроматофоры; 4 - жгутик; 5 - сократительная вакуоль;
6 - пелликула; 7 - зерна парамила.
Рис. 7. Трипанозомы (Trypanosoma equiperdum) в крови лошади:
1 - эритроциты; 2- трипанозомы (а - жгутик, б - ядро, в - ундулирующая мембрана).
Домашнее задание:
1. Написать, какие органы и ткани формируются в процессе развития эмбриона из:
Эктодермы -
Энтодермы -
Мезодермы -
2. Привести примеры (типы, классы животных):
двухслойные -
трехслойные -
первичнополостные -
вторичнополостные (целомические) -
со смешанной полостью тела -
первичноротые -
вторичноротые -
ТЕМА 2. Подцарство Одноклеточные ( Protozoa ):
Тип Апикомплексы ( Apicomplexa ), Тип Миксоспоридии ( Myxozoa ),
ТЕМА 3. Подцарство Многоклеточные ( Metazoa ):
ТЕМА 6. Подцарство Многоклеточные ( Metazoa ): тип Членистоногие ( Arthropoda ): подтип Жабродышащие ( Branchiata ): класс Ракообразные (C rustacea ); подтип Хелицеровые (C helicerata ): класс Паукообразные (A rachnida )
Задание 1. Рассмотреть внешний вид речного рака, отмечая наиболее характерные черты членистоногих. Научиться отличать самца от самки по признакам полового диморфизма.
Задание 2. Рассмотреть и зарисовать расчлененного речного рака: отделы тела и все конечности.
Задание 3. Рассмотреть макропрепарат вскрытого речного рака, отметить общее расположение основных органов. Зарисовать вскрытого речного рака.
Задание 4. Рассмотреть микропрепарат ветвистоусых рачков. Зарисовать строение дафнии.
Задание 5. Рассмотреть микропрепарат веслоногих рачков. Зарисовать строение циклопа.
Задание 6. Изучить по таблице разнообразные формы паразитических веслоногих ракообразных.
Задание 7. Рассмотреть макропрепараты усоногих раков - морских желудей.
Задание 8. Рассмотреть микропрепарат представителей высших ракообразных - бокоплавов. Отметить признаки, отличающие их от низших.
Задание 9. Рассмотреть макропрепарат скорпиона, изучить внешнее строение, зарисовать со спинной стороны.
Задание 10. Рассмотреть макропрепарат фаланги, изучить внешнее строение, обратить внимание на сегментацию тела.
Задание 11. Рассмотреть макропрепарат тарантула или паука-крестовика. Изучить внешнее строение. Зарисовать со спинной стороны
Задание 12. Изучить внутреннее строение паукообразных по таблице. Зарисовать схему расположения основных органов.
Задание 13. Рассмотреть микропрепараты ротовых аппаратов пауков и клещй (хелицеры и педипальпы). Зарисовать хелицеры и педипальпы паука.
Задание 14. Рассмотреть макропрепарат пастбищного (иксодового) клеща. Зарисовать внешнее строение взрослой особи.
Задание 15. Изучить по таблице различные стадии развития пастбищного (иксодового) клеща. Рассмотреть и найти на микропрепарате признаки личинок и нимф иксодового клеща.
Задание 16. Рассмотреть микропрепарат клеща варроа, почвенного и паутинного клещей, а также чесоточного зудня.
Задание 17. Изучить цикл развития иксодового клеща.
Рис. 1. Расчлененный речной рак (Astacus astacus):
1 - головогрудной щит (карапакс); 2 - брюшко; 3 - антеннулы; 4 - антенны; 5 - верхние челюсти (мандибулы); 6 - нижние челюсти (максиллы); 7 - ногочелюсти; 8 - ходильные ноги; 9 - плавательные ноги; 10 - хвостовой плавник.
Рис. 2. Анатомия речного рака:
1 - сердце; 2 - желудок; 3 - печень; 4 - задняя кишка; 5 - жабры; 6 - половые органы; 7 - брюшная нервная цепочка; 8 – артерии.
Рис. 3. Строение дафнии (Daphnia pulex):
1 - раковина; 2 - антенна; 3 - сложный глаз; 4 - сердце; 5 - кишечник; 6 - выводковая камера.
Рис. 4. Строение циклопа (Cyclops sp.):
1 - головогрудь; 2 - брюшко; 3 - вилка; 4 - антенны; 5 - антеннулы; 6 - простой глаз; 7 - яйцевые мешки.
Рис. 5. Внешнее строение скорпиона (Buthus eupeus):
1 - головогрудь; 2 - переднебрюшие; 3 - заднебрюшие; 4 - хелицеры; 5 - педипальпы; 6 - ноги; 7 – жало.
Рис. 6. Внешнее строение паука-крестовика (Aranea diadema):
1 - головогрудь; 2 - брюшко; 3 - ноги; 4 - паутинные бородавки; 5 - хелицеры; 6 – педипальпы.
Рис. 7. Хелицеры и педипальпы паука | Рис . 8. Иксодовый клещ (Ixodes sp.) |
Домашнее задание
1. Нарисовать цикл развития иксодового клеща (Ixodes sp .).
Систематика птиц ( Aves )
Признаки подклассов и основных отрядов птиц:
Подкласс Древненёбные (Paleognathae)
Отряд Нандуобразные (Rheiformes)
Отряд Страусообразные (Struthioniformes)
Отряд Казуарообразные (Casuariiformes)
Отряд Тинамуобразные (Tinamiformes)
Отряд Кивиобразные (Apterygiformes)
Надкласс Новонёбные (Neognatha)
Отряд Гагарообразные (Gaviiformes)
Отряд Поганкообразные (Podicipediformes)
Отряд Буревестникообразные (Procellariiformes)
Отряд Пингвинообразные (Sphenisciformes)
Отряд Аистообразные (Ciconiformes)
Отряд Фламингообразные (Phoenicopteriformes)
Отряд Пеликанообразные (Pelecaniformes)
Отряд Гусеобразные (Anseriformes)
Отряд Соколообразные (Falconiformes)
Отряд Курообразные (Galliformes)
Отряд Журавлеобразные (Gruiformes)
Отряд Ржанкообразные (Charadriiformes)
Отряд Голубеобразные (Columbiformes)
Отряд Попугаеобразные (Psittaciformes)
Отряд Кукушкообразные (Cuculiformes)
Отряд Козодоеобразные (Caprimulgiformes)
Отряд Совообразные (Strigiformes)
Отряд Стрижеобразные (Apodiformes)
Отряд Ракшеобразные (Coraciiformes)
Отряд Удодообразные (Upupiformes)
Отряд Дятлообразные (Piciformes)
Отряд Воробьинообразные (Passeriformes)
Таблица 1
Характеристика классов позвоночных животных по средам (вода, суша, воздух, организм матери, организм другого вида животных), в которых происходит их развитие
Класс | Среда развития (вода; суша; воздух; организм матери; организм другого животного) | ||
эмбрион | личинка | взрослое животное | |
Миксины (Myxini) | |||
Миноги (Cephalaspidomorphi) | |||
Хрящевые рыбы (Chondroichthyes) | |||
Лучеперые рыбы (Actinopterygii) | |||
Лопастеперые рыбы (Sarcopterygii) | |||
Земноводные (Amphibia) | |||
Пресмыкающиеся (Reptilia) | |||
Птицы (Aves) | |||
Млекопитающие (Mammalia) |
Таблица 2
Особенности репродукции у разных классов позвоночных животных (отмечайте отсутствие или наличие особенности при помощи знаков «+» и «-»)
Класс | Оплодотворение | Размножение | ||||
наружное | внутреннее | откладка яиц | яйцеживорождение | живорождение | ||
через внешнюю среду (передача сперматофора) | с помощью органов совокупления | |||||
Миксины (Myxini) | ||||||
Миноги (Cephalaspidomorphi) | ||||||
Хрящевые рыбы (Chondroichthyes) | ||||||
Лучеперые рыбы (Actinopterygii) | ||||||
Лопастеперые рыбы (Sarcopterygii) | ||||||
Земноводные (Amphibia) | ||||||
Пресмыкающиеся (Reptilia) | ||||||
Птицы (Aves) | ||||||
Млекопитающие (Mammalia) |
Таблица 3
Органы дыхания у разных классов позвоночных животных (отмечайте отсутствие или наличие органа дыхания при помощи знаков «+» и «-»)
Класс | Орган дыхания (+ / -) | ||||
кожа | жабры | легкие | |||
наружные | внутренние | ||||
Миксины (Myxini) | |||||
Миноги (Cephalaspidomorphi) | личинки | ||||
взрослые | |||||
Хрящевые рыбы (Chondroichthyes) | |||||
Лучеперые рыбы (Actinopterygii) | личинки | ||||
взрослые | |||||
Лопастеперые рыбы (Sarcopterygii) | личинки | ||||
взрослые | |||||
Земноводные (Amphibia) | личинки | ||||
взрослые | |||||
Пресмыкающиеся (Reptilia) | |||||
Птицы (Aves) | |||||
Млекопитающие (Mammalia) |
Таблица 4
Особенности кровеносной системы у разных классов позвоночных животных (отмечайте отсутствие или наличие признака у представителей разных классов при помощи знаков «+» и «-»)
Класс | Кол-во камер в сердце | Кол-во кругов кровообращения | ||||
2 | 3 | 4 | 1 | 2 | ||
Миксины (Myxini) | ||||||
Миноги (Cephalaspidomorphi) | личинки | |||||
взрослые | ||||||
Хрящевые рыбы (Chondroichthyes) | ||||||
Лучеперые рыбы (Actinopterygii) | личинки | |||||
взрослые | ||||||
Лопастеперые рыбы (Sarcopterygii) | личинки | |||||
взрослые | ||||||
Земноводные (Amphibia) | личинки | |||||
взрослые | ||||||
Пресмыкающиеся (Reptilia) | ||||||
Птицы (Aves) | ||||||
Млекопитающие (Mammalia) |
Таблица 5
Особенности питания позвоночных животных разных классов (отмечайте отсутствие или наличие в классе представителей разных трофических групп при помощи знаков «+» и «-»)
Класс | Трофическая группа (+ / -) | |||||
хищники | некрофаги | паразиты | детритофаги | фитофаги | ||
Миксины (Myxini) | ||||||
Миноги (Cephalaspidomorphi) | личинки | |||||
взрослые | ||||||
Хрящевые рыбы (Chondroichthyes) | ||||||
Лучеперые рыбы (Actinopterygii) | личинки | |||||
взрослые | ||||||
Лопастеперые рыбы (Sarcopterygii) | личинки | |||||
взрослые | ||||||
Земноводные (Amphibia) | личинки | |||||
взрослые | ||||||
Пресмыкающиеся (Reptilia) | ||||||
Птицы (Aves) | ||||||
Млекопитающие (Mammalia) |
ЗООЛОГИЯ
Рабочая тетрадь
МОСКВА 2014
ТЕМА 1. Особенности размножения и развития животных.
Подцарство Одноклеточные (P rotozoa ): Тип Саркомастигофоры (S arcomastigophora ): Подтип Саркодовые (Sarcodina) и Подтип Жгутиконосцы (Mastigophora)
Задание 1. Ознакомиться с устройством и правилами пользования микроскопом.
Задание 2. Рассмотреть микропрепарат яичника кошки. Найти и зарисовать яйцеклетку в граафовом пузырьке.
Задание 3. Рассмотреть препараты сперматозоидов. Зарисовать их.
Задание 4. Рассмотреть и зарисовать с препаратов и таблиц разные стадии полного равномерного дробления зиготы морского ежа (ланцетника).
Задание 5. Записать, какие органы и ткани формируются в процессе развития эмбриона из каждого зародышевого листка.
Задание 6. Рассмотреть на таблицах и под микроскопом при малом увеличении амебу. При рассмотрении живой амебы отметить изменения формы тела при ее движении. Рассмотреть окрашенный препарат голой амебы, найти ядро. Зарисовать амебу.
Задание 7. Изучить по таблицам и микропрепаратам пресноводных раковинных амеб - арцеллу и диффлюгию и (или) морской раковинной амебы - фораминиферы.
Задание 8. Рассмотреть под микроскопом препарат эвглены зеленой и зарисовать ее строение.
Задание 9. Рассмотреть под малым увеличением микроскопа колонию вольвокса, обратить внимание на форму и строение колонии, рассмотреть соматические и генеративные клетки, дочерние шары внутри колонии.
Задание 10. Рассмотреть под большим увеличением микроскопа мазок крови лошади, больной случной болезнью. Найти среди клеток крови продолговатых паразитов - трипанозом. Зарисовать мазок крови с трипанозомами, а строение трипанозомы зарисовать с таблицы.
Рис. 1. Яйцеклетка млекопитающего | Рис.2. Сперматозоид млекопитающего |
(в граафовом пузырьке) | 1 - головка; 2 - шейка; 3 – хвостик |
1 - яйцеклетка; 2 - граафов пузырек. |
Рис.3. Ранние стадии эмбрионального развития морского ежа (Echinoidea)
а) зигота; б) стадия 2 бластомеров; в) стадия 4 бластомеров; г) стадия 8 бластомеров; д) морула
е) бластула: | ж) гаструла: |
1 - бластодерма; | 1 - эктодерма; |
2 – бластоцель (первичная полость тела) | 2 - энтодерма; 3 – гастроцель (полость первичной кишки) |
4 - бластопор (первичный рот) |
Рис.4. Голая амеба (Amoeba proteus) | Рис .5. Раковинная амеба (Arcella vulgaris) |
1 - эктоплазма; 2 - эндоплазма; 3 - ядро; 4 - пищеварительные вакуоли; 5 - сократительная вакуоль; 6 – мембрана. |
Рис. 6. Эвглена зеленая (Euglena viridis):
1 - ядро; 2 - глазок; 3 - хроматофоры; 4 - жгутик; 5 - сократительная вакуоль;
6 - пелликула; 7 - зерна парамила.
Рис. 7. Трипанозомы (Trypanosoma equiperdum) в крови лошади:
1 - эритроциты; 2- трипанозомы (а - жгутик, б - ядро, в - ундулирующая мембрана).
Домашнее задание:
1. Написать, какие органы и ткани формируются в процессе развития эмбриона из:
Эктодермы -
Энтодермы -
Мезодермы -
2. Привести примеры (типы, классы животных):
двухслойные -
трехслойные -
первичнополостные -
вторичнополостные (целомические) -
со смешанной полостью тела -
первичноротые -
вторичноротые -
ТЕМА 2. Подцарство Одноклеточные ( Protozoa ):
Дата: 2019-05-29, просмотров: 302.