Это сложные предложения, состоящие более чем из двух простых и имеющие соответственно более двух грамматических основ.
Встретив такие предложения, не удивляйся. Помни, частей может быть две и более. Их может быть гораздо больше: даже 13-15 и более. В предложениях из 3 и более частей частотны комбинации:
союзной и бессоюзной связи,
сочинительной и подчинительной связи.
Виды комбинаций
Возможны разные виды комбинаций частей сложных предложений:
Сочинительная и бессоюзная связь:
Уже давно стемнело1,/ но тишины не было2:/ в канаве за забором громко расквакались лягушки3.
Схема:[ … ]1, но [ … ]2: [ … ]3.
Подчинительная и бессоюзная связь:
Когда я проснулся1,/ уже давно рассвело2:/ солнце стояло высоко в небе3.
Схема:[(когда …)1, …]2: […]3.
Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь:
В саду росли старые яблони1,/ которые уже едва цвели2,/ но всё равно они радовали глаз3:/ мне вспоминалось детство4,/ когда эти яблони утопали в пене мелких бело-розовых цветков5.
Схема:[…, (которые …)2, (но…)3]1: [… (когда)5]4
Сочинительная и подчинительная связь:
Мы общались1,/ но симпатии между нами не было2,/ потому что ни он, ни я не могли забыть ту старую ссору3.
Схема:[…]1, [но…]2, (потому что…3.
«Трудом велик человек»
Не каждому человеку дано ощутить радость труда. Некоторые люди просто родились созерцателями, а не деятелями, и труд для них — обуза, отнимающая силы, время, съедающая силы. Другим не повезло: род деятельности, избранный ими, не соответствует способностям, склонностям, характеру, психологическим данным. Для них труд — мука, рабство, безнадежный плен без перспектив освобождения! Такие люди тянут лямку, кто покорно, кто озлобленно, только ради куска хлеба.
Есть люди, не приспособленные к систематической работе. Они порывисты, работают по вдохновению, периоды подъема перемежаются с периодами апатии. И все-таки, можно ли труд сделать мерилом величия человека? Человечества — наверняка. Все мы стоим на бесконечной, уходящей в глубь веков лестницы, где каждая ступенька — плод труда ремесленника, земледельца, ученого. От нашего отношения к труду, от того, как наше общество относится к рабочему человеку — все равно, каменщику, философу, повару, учителю, — зависит, продолжится ли эта лестница в будущее. Грустно думать, что пока мы только используем то, что придумано и сделано другими людьми в других странах, где давно узнали цену труду.
Билет №25
1.Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата.
2.Найдите в тексте местоимения ,определите их разряд.
3.Монолог «Мой досуг»
Прямая и косвенная речь
Высказывания других лиц, включённые в авторское повествование, образуют так называемую чужую речь, которая бывает прямой и косвенной.
Прямая речь — дословное воспроизведение чужого высказывания.
Косвенная речь — пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения. Ср.:
Он сказал: «Я хочу пойти с вами».
Он сказал, что хочет пойти с нами.
Он сказал о своём желании пойти с нами.
Вопрос, переведённый в косвенную речь, называется косвенным вопросом и оформляется двумя способами:
Я всё думал, кто бы это был.
Я всё думал: кто бы это был?
Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон, например:
1) прямая речь после слов автора:
Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».
Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»
2) прямая речь до слов автора:
«Я остаюсь дома», — сказал я решительно.
«Почему?» — удивился Антон.
3) слова автора разрывают прямую речь:
«Пойду спать, — решил Мельников. — Очень тяжёлый выдался день».
«Решено, — мечтательно добавил он про себя, — хоть в выходные я наконец высплюсь».
4) прямая речь внутри слов автора:
Он бросил через плечо: «Иди за мной», — и не оглядываясь зашагал по коридору.
Прямая речь может иметь форму диалога. Диалог оформляется двумя способами:
1. реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире:
2. Реплики следуют в строку:
«Мой досуг»
Как вы полагаете, чем люди должны заниматься на досуге? Конечно же, большинство ответит: отдыхать и расслабляться. Но позвольте с вами не согласиться. По-моему, на досуге необходимо отдыхать, но отдых не должен быть бессмысленным и бесполезным. Я считаю, что в свободное от работы время человек должен повышать свой культурный и эстетический уровень, найти время соприкоснуться с миром прекрасного. Посещая театры, выставки, музеи, я получаю гораздо большее наслаждение, чем просиживая у экрана телевизора или компьютера весь вечер. Читая хорошую книгу, я по-настоящему отдыхаю. Многие знают общепринятую истину: в здоровом теле - здоровый дух. Заниматься спортом на досуге не только полезно, но и очень увлекательно. Я очень люблю прогуливаться по набережной, мне нравится быть наедине с природой. Я в восторге от осеннего листопада. Багряные, желтые листья плавно падают под ноги, и я иду по бесконечному разноцветному ковру. Вокруг тихо, спокойно, а на душе легко и радостно. Безусловно, нельзя навязать свое мнение каждому, особенно о том, как следует отдыхать. Но так хочется верить в лучшее и надеяться, что мое поколение сделает свой выбор в пользу прекрасного и вечного.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 260.