– Я буду это снимать! – И Ростоцкий, несмотря на поздний час, побежал звонить своему второму режиссеру, «крестной» маме многих советских актеров – Зое Дмитриевне Курдюмовой.
ДЕВОЧКИ. НЕВЕРОЯТНЫЕ ИСТОРИИ ПРОБ И… БЕЗ ОШИБОК!
То, что сниматься в новом фильме будут только начинающие актрисы, Ростоцкий решил сразу – девочек никто не должен знать, иначе зрители не поверят в героинь. Они должны быть именно женщинами на войне, а не актрисами, играющими женщин на войне. Такое условие обещало Курдюмовой бессонные ночи и сотни командировок по всем театральным училищам страны. А ведь надо было еще просматривать актрис известных, которые, узнав, что Ростоцкий запускается с новой картиной, не давали проходу ни ему, ни второму режиссеру. И не откажешь ведь. Приходилось приглашать, что-то репетировать, что-то обещать... А уж когда Курдюмова стала приводить толпами тех самых «незамыленных» актрис, тут и вовсе работа закипела без продыху…
(И через некоторое время – ред.) Пятерка была собрана. Эти имена сегодня известны чуть ли не каждому второму жителю бывшего СССР (на фото: слева – направо): Ирина Шевчук (Рита Осянина), Ольга Остроумова (Женя Комелькова), Елена Драпеко (Лиза Бричкина), Ирина Долганова (Соня Гурвич), Екатерина Маркова (Галя Четвертак).
АНДРЕЙ МАРТЫНОВ. И СМЕХ, И СЛЁЗЫ, И КИНО
На великую роль небесные покровители кино (если такие существуют) не могли привести случайного человека. Как минимум за плечами должна была быть трудная судьба и громадный опыт.
Кто первым пришел на ум Ростоцкому? Конечно, Вячеслав Тихонов, звезда его последнего фильма «Доживем до понедельника». Но оказалось, что Тихонова уже пригласила Татьяна Лиознова на роль Штирлица.
Предлагали Георгия Юматова, но тоже не сошлось. Тот боялся, что не разведет съемки у Ростоцкого со съемками в «Офицерах». Начали смотреть менее опытных и занятых, но Васкова среди них не было. Режиссер уже начал нервничать. Однажды, незадолго до начала проб, Зоя Курдюмова ввела в кабинет Станислава Иосифовича совсем неизвестного актера:
– Ты можешь репетировать с кем хочешь, но снимать будем его, зовут Андрей Мартынов. Режиссер окинул разочарованным взглядом очередного претендента.
– Он же совсем ребенок!
– Ничего я не ребенок, – решил взять слово сам претендент, – я уже армию прошел, мне 25.
В армию он был призван после второго курса театрального. Служил три года в противовоздушных войсках в Средней Азии. Уже там получил
---------------------------------- «А зори ЗДЕСЬ ТИХИЕ» ---------------------------------- 4
Неофициальное звание «заслуженного артиста», ведь на всех мероприятиях
и застольях у начальства рядовой читал отрывки из классики (как правило, заказывали почему-то Чехова).
После армии Мартынов оказался на одном курсе с Остроумовой, так судьба их и вела вместе: институт, театр, кино...
Именно Остроумова когда-то пригласила второго режиссера картины «А зори здесь тихие» Курдюмову, с которой работала в «Доживем до понедельника», на один из спектаклей курса. В тот день шла «Глубокая разведка» в постановке Павла Хомского, где Мартынов играл героя войны. Вот когда его заметила Зоя Дмитриевна. После спектакля она шепнула одаренному студенту: «Возможно, мы с тобой встретимся!»
Но с тех пор прошло много времени, Мартынов с Остроумовой уже играли в труппе ТЮЗа, куда попали по распределению после института. Про Курдюмову Андрей уже и забыл, поэтому, когда ему сказали, что его на вахте ждет какая-то женщина, он и подумать не мог, что это тот самый режиссер с киностудии, которая давным-давно сказала ему пару одобрительных слов.
Курдюмова передала любимцу сценарий фильма «А зори здесь тихие» и пригласила поговорить с Ростоцким. Так они и встретились в первый раз. Но, как мы уже говорили, «любви» с первого взгляда у режиссера с актером не случилось. И дело было не только в возрасте («совсем ребенок»).
– У него комплекции нет, у него ничего нет, – не унимался Ростоцкий, обращаясь к Курдюмовой. – И ты посмотри, как он говорит! Он же как москвич акает, что это такое вообще?
Но тут Мартынов нанес контрудар: рассказал режиссеру, что он родом из Иванова и только-только выправил свой говор, после чего проокал на ивановский манер несколько фраз. «А что касается молодости, – продолжал молодой актер, – так я усы отращу, вы меня даже не узнаете».
– Ну, хорошо, – сдался Ростоцкий, – давай почитаем сценарий.
«Пока мы читали несколько сцен, Ростоцкий заплакал, и я заплакал, – делится воспоминаниями Мартынов, – потом он посмотрел на меня и говорит: ‟Да, похоже, Зоя была права, может, ты и подойдешь”».
И все-таки режиссер сомневался. Принять решение, кому же из претендентов отдать главную роль, он не мог долго. Уже и все собеседования прошли, и пробы завершились. Тогда Ростоцкий решил положиться на судьбу и свою команду. Собрал киногруппу – от оператора до осветителя – и предложил каждому написать на бумажке имя того, кто, по их мнению, больше других подходит на роль Васкова.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 257.