Очнулся в грузовике, на мягких женских руках. Это была санитарка,
---------------------------------- «А зори ЗДЕСЬ ТИХИЕ» ---------------------------------- 2
И раненый солдат почему-то все отчетливо осознал: его спас не только
Безвестный солдат, но и она – вовремя сделавшая уколы и перевязку, державшая сейчас его тяжелое тело на своих хрупких руках, чтоб уменьшить боль от тряски кузова по размытым дорогам Украины. В те самые долгие часы пути до госпиталя 11 февраля 1944 года солдат поклялся себе, что обязательно снимет о роли женщины на войне кино. И покажет его этой хрупкой бесстрашной девушке.
Свою клятву он выполнил, правда, кино санитарка не смотрела, а слушала, так как потеряла зрение. Фильм назывался «А зори здесь тихие». Попавший под танк солдат, ставший режиссером – Станислав Ростоцкий. Спасшая его женщина – Анна Чугунова. Это ей мировой кинематограф обязан лучшим советским фильмом о войне.
«Я БУДУ ЭТО СНИМАТЬ!»
1969 год. Станислав Ростоцкий – уже знаменитый режиссер. Его фильм «Доживем до понедельника» с Вячеславом Тихоновым и Ириной Печерниковой – настоящий хит сезона. Лучший фильм года по версии журнала «Советский экран», главный приз Московского кинофестиваля и даже Госпремия СССР. Ростоцкий - в фаворе славы, он ездит за границу, его лицо – на первых полосах известных советских и западных журналов. Журналистов, конечно, привлекают не только картины режиссера, но и его судьба. Чудом выживший на войне солдат еще до Победы решает поступить в Институт кинематографии. А уж каким шоком для всех становится его признание, что он на самом деле - инвалид, что вместо ноги у него протез – последствия ранения, а ведь не скажешь!
Станислав Ростоцкий |
– Ну-ка, почитаем, чего здесь такого гениального написал Боря, – Ростоцкий взял журнал и, пока жена накрывала обеденный стол, стал читать:
«На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века...».
В этот день Ростоцкий не обедал. И на ужин тоже не вышел. Режиссер взахлеб глотал повесть о девушках-зенитчицах, отвлекаясь лишь на воспоминания о собственной войне. В каждой героине он поочередно узнавал ту самую Аню, санитарку, спасшую ему жизнь.
– Вот оно! Вот оно! – воодушевленно повторял Станислав Иосифович, когда в комнату наконец решилась зайти супруга, обеспокоенная долгим затишьем.
– Помнишь, я тебе говорил, что хочу снять фильм о женщинах на войне? – с довольным прищуром спросил он жену.
Еще бы не помнить, ведь об этом он заговаривал аждый раз, когда в их квартире собирались фронтовые товарищи и члены его киногруппы, тоже все прошедшие войну. А собирались, надо сказать, почти каждую неделю – Ростоцкие любили гостей.
---------------------------------- «А зори ЗДЕСЬ ТИХИЕ» ---------------------------------- 3
– Дай же мне почитать, наконец! – Нина Евгеньевна стала вырывать журнал,
АНДРЕЙ МАРТЫНОВ. И СМЕХ, И СЛЁЗЫ, И КИНО
На великую роль небесные покровители кино (если такие существуют) не могли привести случайного человека. Как минимум за плечами должна была быть трудная судьба и громадный опыт.
В армию он был призван после второго курса театрального. Служил три года в противовоздушных войсках в Средней Азии. Уже там получил
---------------------------------- «А зори ЗДЕСЬ ТИХИЕ» ---------------------------------- 4
Но с тех пор прошло много времени, Мартынов с Остроумовой уже играли в труппе ТЮЗа, куда попали по распределению после института. Про Курдюмову Андрей уже и забыл, поэтому, когда ему сказали, что его на вахте ждет какая-то женщина, он и подумать не мог, что это тот самый режиссер с киностудии, которая давным-давно сказала ему пару одобрительных слов.
Курдюмова передала любимцу сценарий фильма «А зори здесь тихие» и пригласила поговорить с Ростоцким. Так они и встретились в первый раз. Но, как мы уже говорили, «любви» с первого взгляда у режиссера с актером не случилось. И дело было не только в возрасте («совсем ребенок»).
– У него комплекции нет, у него ничего нет, – не унимался Ростоцкий, обращаясь к Курдюмовой. – И ты посмотри, как он говорит! Он же как москвич акает, что это такое вообще?
Но тут Мартынов нанес контрудар: рассказал режиссеру, что он родом из Иванова и только-только выправил свой говор, после чего проокал на ивановский манер несколько фраз. «А что касается молодости, – продолжал молодой актер, – так я усы отращу, вы меня даже не узнаете».
– Ну, хорошо, – сдался Ростоцкий, – давай почитаем сценарий.
«Пока мы читали несколько сцен, Ростоцкий заплакал, и я заплакал, – делится воспоминаниями Мартынов, – потом он посмотрел на меня и говорит: ‟Да, похоже, Зоя была права, может, ты и подойдешь”».
И все-таки режиссер сомневался. Принять решение, кому же из претендентов отдать главную роль, он не мог долго. Уже и все собеседования прошли, и пробы завершились. Тогда Ростоцкий решил положиться на судьбу и свою команду. Собрал киногруппу – от оператора до осветителя – и предложил каждому написать на бумажке имя того, кто, по их мнению, больше других подходит на роль Васкова.
БОЕВЫЕ БУДНИ НА КРАЮ ЗЕМЛИ
Конечно, можно было бы и не снимать фильм на Севере, леса с болотами есть и под Москвой, никто, кроме знающих, разницы бы не заметил, но для Ростоцкого это было принципиально как минимум по двум причинам.
Первая хорошо была понятна исполнительнице роли Бричкиной Елене Драпеко. Детство актрисы прошло в Малой Карелии, на Карельском перешейке, который изрыт воронками и осыпан осколками орудий всех калибров и дальностей, и даже спустя десятилетия война в этих местах еще отдавалась эхом: все это не могло не создать фильму нужной атмосферы. «Когда мы в моем детстве играли в войну, то мы играли тем, что от нее осталось, – вспоминает Драпеко, – некоторые из находок взрывались, многие дети из моего поколения так погибали, война отсюда никуда не уходила, вся земля была пропитана железом и кровью. Поэтому ‟А зори здесь тихие” я, например, снимала о памяти моего детства».
«Я хочу, чтоб это понимали все, – добавляет актриса, – для всех, кто снимал этот фильм – это была их личная память. Ведь все, и режиссер, и оператор, и художник, даже гример, – они все были участниками Великой Отечественной».
Вторая причина, почему Ростоцкий поехал снимать в Карелию, – как раз те самые, обеспеченные природой, почти боевые условия. Они должны были помочь актерам быстрее усвоить, что режиссера не устроит игра в войнушку, ему нужны реальные эмоции и подвиги.
«Я ходил по болоту – от меня пар шел, оно холодное было уже, – рассказывает Мартынов. – Как всегда в кино – когда холодно, тогда снимают сцены, в которых нужно в воду лезть или босиком по снегу ходить. Мы с девчонками больше двух недель из болота не вылезали».
Съёмки к/ф «А зори здесь тихие» |
Елена Григорьевна до сих пор говорит о тех съемках с содроганием: «Утонуть я должна была в течение шестидесяти секунд, чтобы не затягивать эпизод, для этого динамитом взорвали воронку, и в эту воронку сверху натекла жижа. Помню, еле-еле залезла в эту грязь, а Ростоцкий еще кричит все время –
быстрее, быстрее, у меня пленка идет. А мне же надо было туда еще достоверно нырнуть, чтоб зрители поверили, и я так заигралась, что у меня -полный рот грязи! Если внимательно смотреть картину, то там видно, как в рот Лизы воронкой заливается грязь»… Продолжение следует.
Автор: Максим Васюнов . Источник: Православие.ру // https://pravoslavie.ru/112757.html Печатается в сокращении
Очнулся в грузовике, на мягких женских руках. Это была санитарка,
---------------------------------- «А зори ЗДЕСЬ ТИХИЕ» ---------------------------------- 2
Дата: 2019-05-29, просмотров: 312.