Налоги и налогообложение составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики.
Выделяют следующие классически налоговые теории, объясняющие сущность и необходимость налогообложения.
1. Общественного или публичного договора (Руссо, Спиноза, Радищев) – налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги.
2. Атомистическая (Монтескье, Вольтер) – налог есть плата оказываемые государством услуги, как реальные, так и абстрактные (спокойствие за охрану своего имущества от посягательств).
3. Наслаждения и удобств (Сисмонд де Сисмонди) – Налоги – цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от общества наслаждения и удобства (порядок, правосудие).
4. Налог как общественная жертва (Мильгаузен)- налог принудителен для плательщиков, но носит характер не кары, а пожертвования.
5. Налог как коллективная (общественная) потребность (Самуэльсон, Виверов)- Налог – форма удовлетворения общей коллективной потребности. Налог есть зло, но зло, необходимое всему обществу.
6. Страхование (Налог как страховой взнос) (Пети, Тьер) – Налоги есть страховые платежи, уплачиваемые налогоплательщиками государству на случай наступления какого-либо риска.
Историческая эволюция привела к формированию двух моделей рыночной экономики, имеющих следующие особенности:
1) либеральная модель (США, Великобритания, Франция)
- незначительное вмешательство государства в хозяйственные процессы,
- широкая свобода хозяйствующих субъектов,
- узкий государственный сектор экономики,
- минимальное участие государства в решении социальных задач
2) социально ориентированная модель (Германия, Норвегия, Швеция, Япония)
- большая степень государственного регулирования,
- значительный государственный сектор,
- значительное финансирование из бюджета социальных программ
Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально-ориентированная – предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков и незначительные льготы.
В настоящее время в России сложилась смешанная рыночная модель, сочетающая элементы систем, указанных выше.
Экономическая сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взноса.
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.
В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный.
Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи.
Налоги — один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов.
В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений.
При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.
Законодательством РФ закреплено определение налога (НК РФ ст.8):
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежищих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и \или муниципальных образований
От понятия «налог» следует отличать понятие «сбор».
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Разграничение понятий налога и сбора
отсутствие встречного удовлетворения (эквивалента права) | наличие встречного удовлетворения (элемента права) |
безвозмездный характер | возмездный характер |
регулярность уплаты | нерегулярность уплаты |
возникновение обязанности по уплате в результате несвободного выбора плательщика | возникновение обязанности по уплате в результате свободного выбора плательщика |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 169.