ОБЩАЯ ТЕОРИЯ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 1

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налоги в системе рыночной экономики. Сущность налогов

Функции налогов

Принципы налогообложения

Классификация налогов

Элементы и структура налогов

Основные понятия курса «Налоги и налогообложение»

Роль налогов в формировании финансов государства

 

ВОПРОС 2. Функции налогов и их классификация

Функции налогов являются проявлением сущности налогов. Они показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как ин­струмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Выделяют четыре функции налогов:

Фискальная функция - Основная функция — состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фис­кальной функции реализуется главное назначение налогов — формиро­вание финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах.

Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распре­делительных отношений.

Распределительная функция иначе на­зывается социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном сче­те гарантию социальной стабильности общества. Социальные Функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием нало­говых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

Регулирующая функция налогов стала осуществлять­ся с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направ­лена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

-  стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преферен­ций (предпочтений);

- дестимулируюшая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов;

- подфункция воспроизводственного назначения реализу­ется посредством платежей: например, за пользование при­родными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отрасле­вую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одно­временно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете конт­рольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж

(Статья 12 НК РФ) В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

ВОПРОС 5. Основные понятия курса «Налоги и налогообложение»

Статья 11. « Институты, понятия и термины, используемые в Кодексе»

Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);

Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

Лица (лицо) - организации и (или) физические лица;

Иностранная структура без образования юридического лица - организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров;

Иностранные финансовые посредники - иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

Публичные компании - российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников;

Банки (банк) - коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

Счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета;

Лицевые счета - счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством РС

Счета Федерального казначейства - счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

Источник выплаты доходов налогоплательщику - организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

Недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, подтверждающий постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения международной организации, по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации через свое обособленное подразделение, по месту жительства физического лица;

Уведомление о постановке на учет в налоговом органе - документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, по основаниям, установленным настоящим Кодексом, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

Сезонное производство - производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий;

Место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;

Место жительства физического лица - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

Территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, - территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

Коэффициент-дефлятор - коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав настоящего Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы.

Субъекты налогообложения, или плательщики налога,орга­низации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Основным признаком плательщиков на­логов является наличие самостоятельного источника дохода.

Цена для целей налогообложения - это фактическая цена реализации товара (выполнения работ, оказания услуг), указан­ная сторонами сделки как реальная рыночная цена. Пока не до­казано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Вместе с тем налоговые органы при осуществлении контро­ля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правиль­ность применения цен по сделкам в следующих случаях:

между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям;

при совершении внешнеторговых сделок;

при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогопла­тельщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода.

В НК РФ предусмотрены три метода определения рыночных цен для целей налогообложения:

общий метод;

метод цены последующей реализации;

затратный метод.

Рыночная ценаэто цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсут­ствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых эко­номических условиях. При определении и признании рыночной цены используют­ся официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках.

Рыночная цена удов­летворяет следующим условиям:

цена складывается при взаимодействии спроса и предложе­ния на рынке идентичных, а при их отсутствии — однородных товаров (работ, услуг);

цена не содержит дополнительных затрат по транспортиров­ке товара;

товары (работы, услуги) являются сопоставимыми;

условия сделок являются сопоставимыми.

Источник налогообложенияэто ресурс, используемый для уплаты налога.

По некоторым прямым налогам, например по налогу на при­быль организаций, объект налогообложения совпадает с источни­ком налогообложения. Каков бы ни был объект налогообложения, источником налоговых платежей должен быть только чистый до­ход (прибыль) либо капитал налогоплательщика.

Так, объектом земельного налога является собственность на землю, а предметом — конкретный участок земли. Источником же этого налога могут быть либо доход, полученный от исполь­зования этого участка (или иной доход налогоплательщика), либо средства, вырученные от продажи этого земельного участ­ка (его части) или иного имущества. Налог может быть уплачен также и из заемных средств, однако заем погашается за счет либо доходов, либо средств от реализации имущества (за счет капи­тала).

Следует иметь в виду, что если налог постоянно выплачивать за счет капитала, то в конечном счете капитал иссякнет, а вмес­те с тем исчезнет возможность уплаты налогов вообще, поэтому налог следует уплачивать из доходов.

Как правило, источником налогообложения являются соб­ственные средства субъекта налогообложения. Впрочем, обязан­ность уплатить налог за счет собственных средств отнюдь не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог сам, -от имени налогоплательщика налог может быть уплачен и дру­гим лицом (представителем); существует представительство по закону и по назначению (по доверенности).

Ставка налога (норма налогового обложения)величина на­логовых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки устанавливаются в двух формах:

• адвалорные — выраженные в процентах (например, налог на доходы физических лиц, некоторые виды акцизов);

• специфические — в денежном выражении в зависимости от физических характеристик объектов налогообложения (например, земельный налог).

В случаях, указанных в НК РФ, ставки федеральных на­логов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных НК РФ.

Единица налогообложенияэто часть объекта налогооб­ложения, на который устанавливается ставка налога. Под еди­ницей налогообложения понимают единицу масштаба налогооб­ложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы (мощность двигателя, тонна нефти, единица денежной суммы и пр.).

Срок уплаты налогасрок, в который уплачивается налог. Он оговаривается в законе, за его нарушение автоматически взи­мается пеня независимо от вины нарушителя срока внесения на­логового платежа.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются примени­тельно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. Сроки уплаты определяются:

календарной датой;

истечением периода времени (год, квартал, месяц, неделя, день);

указанием на событие, которое должно наступить или про­изойти;

указанием на действие, которое должно быть совершено.

Сроки совершения действий участниками налоговых право­отношений устанавливаются применительно к каждому такому действию.

Когда расчет налоговой базы производится налоговым орга­ном, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты по­лучения уведомления.

Льготы по налогучастичное или полное освобождение фи­зических и юридических лиц от уплаты налогов.

Действующее законодательство предусматривает следующий перечень налоговых льгот:

1) необлагаемый минимум объекта;

2) изъятие из налогообложения определенных элементов объекта;

3) освобождение от уплаты налогов определенных категорий плательщиков;

4) понижение налоговых ставок;

5) целевые налоговые льготы, включая инвестиционные на­логовые кредиты;

прочие налоговые льготы

Методы налогообложенияформа зависимости между став­ками налога и величиной налогооблагаемой базы, в частности доходами налогоплательщика. Существует равное, пропорцио­нальное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

Равным признается такой метод налогообложения, при кото­ром для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога, например в абсолютной сумме или в процентах от минимальной заработной платы.

При пропорциональном методе налогообложения ставка нало­га (не сумма!) равна для каждого налогоплательщика незави­симо от размера его доходов. Иными словами, ставка налога не зависит от величины базы налогообложения и с ростом базы пропорционально возрастает сумма налога.

Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом став­ки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в част­ности величины дохода налогоплательщика. При этом не толь­ко увеличивается абсолютная сумма налогов, но и усиливается налоговое бремя, т. е. возрастает доля изымаемого дохода при его росте.

Прогрессивное налогообложение может осуществляться в простой и сложной форме. При этом нередко применение про­стого прогрессивного обложения нарушает принцип равенства налогообложения. Так, в одном из краевых центров были уста­новлены следующие ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости:

Стоимость имущества Ставка налога, %
До 300 тыс. руб. 0.1
От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.: - жилые дома, квартиры, дачи - иные строения, помещения, сооружения 0,1 0,3
Свыше 500 тыс. руб.: - жилые дома, квартиры, дачи - иные строения, помещения, сооружения 0.3 2,0

 

Нетрудно заметить, что два налогоплательщика, имеющие в собственности нежилые строения стоимостью 499 тыс. 999 руб. 99 коп. и 500 тыс. руб. 1 коп., должны уплатить налог в размере соответственно 1,5 тыс. руб. и 10 тыс. руб. Иными словами, два собственника, имеющие фактически одинаковое по стоимости имущество (разница составляет всего две копейки!), должны уплатить несоразмерно различные налоги. Это свидетельствует о нарушении принципов соразмерности и равенства налогооб­ложения.

Способы уплаты налогов:

1) уплата налога по декларации;

2) уплата налога у источника дохода;

3) кадастровый способ уплаты налога.

В соответствии с первым способом налогоплательщик представ­ляет в установленные сроки в налоговый орган по месту своей истраиии официальное заявление о своих налоговых обяза­тельствах.

Уплата налога у источника дохода предполагает, что налогоплательшик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитан­ного и удержанного бухгалтерией организации или предпри­нимателем, производящим выплату дохода. Данный способ уплаты имеет то преимущество, что всякое уклонение от упла­ты налога налогоплательщиком исключено.

При кадастровом способе уплаты налогов ведется кадастр -реестр, устанавливающий классификацию объектов налогообло­жения по некоторым внешним признакам (доход, имущество), а также определяющий среднюю доходность объекта налогооб­ложения. При построении кадастра за основу может быть взята какая-либо характеристика объекта налогообложения (при по­строении земельного кадастра, например, — вид земли (пашня, луг, лес и пр.) и ее местонахождение). Примером налога, упла­чиваемого по кадастровому способу, является единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Иными словами, перечисленные способы уплаты налогов отличаются друг от друга тем, что в первом случае налог исчис­ляется и уплачивается самим налогоплательщиком, во втором -это делает за него источник выплаты дохода (или, что то же са­мое, — налоговый агент), а в третьем — сумма налога исчисля­ется налоговым органом, налогоплательщик уведомляется об этой сумме и перечисляет ее в установленные сроки в бюджет.

 

Лекция 1

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Дата: 2019-05-29, просмотров: 179.