Становление новой российской государственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Распад СССР и обретение статуса суверенного государства поставили перед Россией задачу оформления новой государственности. Отсутствие в действовавшей российской Конституции четкого разделения функций и предела компетенций властей, а также начавшиеся широкомасштабные экономические реформы, многими лидерами принимались в штыки. 

Противостояние властей завершилось драматическими событиями в Москве в октябре 1993 г. (обстрелом Белого Дома и штурмом телецентра, в результате которых погибло 150 человек).

Новая Конституция, принятая в декабре 1993 г. по итогам всероссийского референдума, определила форму российской государственности - президентская республика во главе с- президентом, формирующим правительство и имеющий право при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы.

 Июнь 1996 г. - выборы Президента России (на этот пост претендовали 11 кандидатов), которые по результатам 2 тура принесли победу действующему президенту Б.Н. Ельцину.

Победивший на президентских выборах 15 марта 2000 г. В.В. Путин предпринял шаги по укреплению государственного строя России, так называемой «вертикали власти», изменился порядок формирования Совета Федерации, был создан Государственный Совет, в семь федеральных округов назначены полномочные представители президента.

Формирование новой государственности в России происходило в чрезвычайно сложных условиях. Одной из самых актуальных задач этого периода стало сохранение территориальной целостности России. Особенно тревожно выглядит обстановка на юге страны (в Чечне). В ходе двух чеченских кампаний (последняя продолжается по настоящее время как антитеррористическая операция), федеральным силам так и не удалось преодолеть вооруженный сепаратизм. В регионе сложилась чрезвычайно сложная ситуация. Этот конфликт, истинными причинами которого эксперты называют нефть и деньги, грозит затянуться надолго.

 

Россия в системе международных отношений в 90-е гг. ХХ ─ начале ХХI вв.

Трансформация системы международных отношений, связанная с распадом социалистического блока и самого СССР, стала для России началом масштабных геополитических потерь.

Россия как преемница СССР, тем не менее, оказалась «дальше» от Европы в географическом смысле. Объявившие о своей независимости такие бывшие советские республики, как Украина, Молдова (не говоря уже о странах Балтии), стали идентифицировать себя в качестве европейских государств, а не как часть более широкого евразийского пространства СНГ. России не удалось стать лидером интеграционных процессов в Содружестве, и это на фоне продвижения НАТО на Восток, расширения Европейского Союза и активного освоения США просторов бывшего Советского Союза.

 Процессы глобализации в постсоветском пространстве протекают медленно, а «новый российский колониализм» сталкивается с двумя серьёзными проблемами: экономическим и стратегическим ослаблением России и тем, что СНГ всё более вовлекаются в орбиту региональных интересов Запада, прежде всего, США. Бывшие республики, став суверенными государствами, стремятся стать самостоятельными субъектами политики в регионе и в мире. Россия нужна им лишь как экономический партнер в непростой для них социально-экономической ситуации.

Геополитические просчеты России в отношении «ближнего зарубежья» во многом связаны с тем, что в бывших союзных республиках к власти приходят руководители новой формации, сориентированные не на Россию, а на другие крупные державы. Этим людям близки уже другие ценности, ведь многие из них получали образование, жили и работали какое-то время в США или Европе.

С приходом в Кремль новой политической команды во главе с В. Путиным внешнеполитическая стратегия по отношению к СНГ стала официально декларироваться как программа «политического содействия и экономической помощи странам Содружества». Россия пытается строить отношения со странами СНГ с учетом «новых технологий» в международных отношениях, связанных, прежде всего, с глобализацией, играть по принципам равноправия, а не «первого среди равных».

Весьма противоречивой стороной международных отношений является взаимоотношение России и Европейского Союза. Все попытки России на протяжении 90-х гг. интегрироваться в Европу и получить статус полноправного европейского участника системы принятия решений оказались провалены. Одним из главных препятствий на «пути в Европу» явился неуспех российских реформ. Их «псевдолиберальный» характер стал причиной криминализации рыночных отношений в России, развала социальной сферы, финансового банкротства. Формирующийся характер российской экономики, её высокая сырьевая зависимость, непрозрачность банковской системы, правовой вакуум ─ всё это отпугивает европейцев. Сближение России и ЕС затрудняет сложная ситуация в Чеченской республике (ЕС постоянно обвиняет Россию в геноциде, нарушении прав человека и гуманитарной катастрофе) и вокруг Калининградской области.

Вместе с тем, европейское направление является одним из приоритетных. Россия должна быть в Европе, она нуждается в её поддержке, многосторонних связях и участия в интеграционных структурах.

 Полны противоречий контакты России со странами Азии и Востока. Пытаясь найти союзников вне элитного западного клуба в мусульманском, индуистском и буддийско-конфуцианском мире, Россия и на этом направлении допустила не мало просчетов. Так, международное сотрудничество со стороны России в рамках «шанхайской шестерки» не идет дальше подписания деловых бумаг, по сути, ничего конкретного не содержащих. Создание общего рынка планируется только к 2020 г., причем, Россия по многим вопросам (например, допуск в Россию китайской рабочей силы) заняла весьма невнятную позицию. Аналогичная ситуация складывается в отношениях России с АТЭС (Азиатско-тихоокеанским экономическим сообществом). Китайско-российские отношения осложняются присутствием американцев в Центральной Азии, в пространстве его геополитических тылов.

Не стали равноправными и российско-американские отношения. США планомерно осваивают геополитическое пространство России, строго реализуя евразийскую стратегию З. Бжезинского, суть которой  в установлении контроля над Евразией, соединяющей потенциалы ЕС и КНР сетью коммуникаций, нефте - и газопроводов.

Вместе с тем, в российской внешней политике появился ряд новых ориентиров, направленных на равноправное сотрудничество и совпадение экономических, военных и геополитических интересов. Самоизоляция губительна для России, а роль ведомой державы  неприемлема. Необходимо и дальше проводить диверсифицированную внешнюю политику, развивать двусторонние отношения с ЕС, Китаем, Японией, Индией, арабскими странами, государствами Латинской Америки и Африки.

Стратегический выбор России (именно таким образом его определил бывший министр иностранных дел И.Иванов) - в пользу демократического многополярного миропорядка, гарантирующего поступательное развитие и равную безопасность для всех государств, сохранение ею статуса великой державы.

 

 

  Примерные тестовые задания

 

1. Где возникли первые государства в мировой истории:

а) на Востоке; б) на Аппеннинском полуострове; в) в Австралии.

2.Кого принято считать «отцом истории:

а) Полибия; б) Тацита; в) Геродота.

3. Самая древняя из дошедших до нас летописей называлась:

а) «Задонщина»; б) «Слово о полку Игореве»; в) «Повесть временных лет».

4.На землях какого союза племен восточных славян возник Киев:

а) северян; б) полян;  в) кривичей.

5.Когда в Новгород был приглашен Рюрик:

а) в 862 г.;  б) в 882 г.; в) в 900 г.

6.Какой титул носил правитель Киевской Руси:

а) великий князь;  б) государь; в) император.

7.При каком князе был установлен точный размер полюдья, срок и место его сдачи:

а) при Олеге; б) при Игоре; в) при Ольге.

8. Назовите первый письменный свод законов Киевской Руси:

а) «Повесть временных лет»; б) «Русская правда»; в) «Слово о полку Игореве».

9. Какая форма правления была в Новгороде:

а) сословно-представительная монархия;

б) абсолютная монархия;

в) боярская республика.

10. Когда произошла битва на реке Калке, где русские князья впервые встретились с монголами:

а) в 1210 г.; б) в 1223 г.;  в) в 1237 г.

11. Как назывались наместники золотоордынского хана на Руси для сбора дани:

а) визири; б) темники; в) баскаки.

12. Какой русский город монголы назвали «злым городом»:

а) Владимир; б) Москва; в) Козельск.

13. В конце XIII в. для того, чтобы стать великим князем на Руси, необходимо было получить:

а) благословение Константинопольского патриарха;

б) согласие магистра Ливонского ордена;

в) ярлык на великое княжение от Орды.

14. В чем заключалась специфика социально-экономического развития Руси в IX-XI вв. по сравнению с Западной Европой:

а) в утверждении крепостного права;

б) в наличии натуральных хозяйств;

в) в преобладании среди населения свободных общинников.

15.Характерная черта феодализма:

а) условный характер собственности на землю;

б) вольнонаемный труд;

в) частнособственнические отношения.

16.Как назывались в Древней Руси земельные владения, принадлежавшие владельцу на правах наследственной собственности?:

а) вотчины; б) поместья; в) волости.

17.Под руководством какого русского князя произошел разгром Мамаева войска 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле:

а) Александра Невского; б) Ивана Калиты; в) Дмитрия Ивановича.

18.Основное отличие в процессе создания единого централизованного государства по сравнению с аналогичными процессами в Западной Европе?:

а) внешнеполитический фактор;

б) активизация торговли;

в) Европейское Возрождение.

19.Избранная рада – это:

а) собрание запорожских казаков;

б) совет ближайших соратников Ивана Грозного;

в) совещательный орган при украинском гетмане.

20.Опричнина – это:

а) движение социальных низов в годы Смуты;

б) особый государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией;

в) система землевладения, при которой владения феодалов не могли передаваться по наследству.

21.Главным итогом внешней политики Ивана IV было:

а) освоение Дальнего Востока;

б) присоединение Средней Азии;

в) завоевание Поволжья и Западной Сибири.

22.Кто из Московских царей был последним представителем династии Рюриковичей:

а) Иван Грозный; б) Федор Иванович;  в) Борис Годунов.

23.Какой важнейший вопрос решал последний Земский Собор (1653 г.)?:

а) об избрании новой династии Романовых;

б) о заключении Деулинского перемирия;

в) о вхождении Украины в Россию.

24.Кто возглавил II Ополчение, освободившее в 1612 г. Москву от поляков:

а) Ляпунов, Зарудский, Трубецкой;

б) Минин и Пожарский;

в) Скопин-Шуйский и Делагарди.

25.Кто первым из династии Романовых был избран на царство Земским собором и когда?:

а) Федор Александрович, в 1676 г.;

б) Михаил Федорович Романов, в 1613 г;

в) Алексей Михайлович Романов, в 1645 г.

26.Итог реформаторской деятельности Петра I состоит в оформлении:

а) абсолютизма;

б) сословно-представительной монархии;

в) принципа разделения законодательной и исполнительной власти.

27. В первой четверти XVIII в. русская армия стала укомплектовываться рядовым составом на основе:

а) всеобщей воинской обязанности;

б) свободного найма;

в) рекрутской повинности.

28.Что означала ликвидация патриаршества при Петре I и введение Синода:

а) окончательную победу светской власти над церковью;

б) усиление роли местных священников;

в) укрепление роли монастырей.

29. В годы правления какого российского самодержца промышленность стала базироваться на крепостном труде? 

а) Алексея Михайловича; б) Петра I; в) Петра III.

30. Как назывался и когда был принят указ Петра I, уравнявший поместья в правах с вотчиной?

а) «Табель о рангах» в 1722 г.;

б) «Указ о единонаследии» в 1714 г.;

в) «Духовный регламент» в 1721 г.

31.Как передавалась власть монарха по указу Петра I о престолонаследии:

а) от отца к старшему сыну;

б) от мужа к жене;

в) согласно воле монарха.

32.Какое из событий произошло позже других?

а) ссылка патриарха Никона;

б) спор иосифлян и нестяжателей;

в) создание Святейшего Синода.

33. Какие воинские подразделения были решающей силой в ходе дворцовых переворотов XVIII?

а) стрелецкие полки; б) гвардия; в) артиллерийские полки.

34. Правление монархов, имевших неограниченную власть и проводивших политику, направленную на изменение наиболее устаревших порядков, называется:

а) самодержавием;

б) просвещенным абсолютизмом;

в) конституционной монархией.

35.Деятельность Уложенной комиссии при Екатерины II завершилась безрезультатно, так как:

а) депутаты резко критиковали «Наказ» императрицы, выдвигали более радикальные меры;

б) интересы сословий, представленных членами комиссии, противоречили друг другу;

в) в работе комиссии не участвовали представители купечества.

36. С какой восточной страной пришлось воевать России в XVIII в. для защиты своей территории?

а) с Османской Империей; б) с Японией; в) с Китаем.

37.В каком документе Екатерины II предусматривалось значительное расширение прав и привилегий дворянства:

а) в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г.;

б) в учреждении для управления губерний Всероссийской империи в 1775 г.;

в) в «Наказе» Уложенной комиссии.

38.Что препятствовало складыванию третьего сословия и облегчению положения крестьян в царствование Екатерины II:

а) негативное отношение всего российского общества даже к умеренным реформам;   

б) волнения крестьян;

в) слабое развитие купечества.

39.Главной целью внешней политики России в конце XVIII в. стала:

а) борьба с французской революционной «заразой» на континенте;

б) подготовка к войне с Японией;

в) нормализация отношений с Китаем.

40.Россия вступила в XIX век:

а) республикой с рыночной экономикой;

б) конституционной монархией со смешанной экономикой;

в) монархией с господством феодально-крепостнических отношений при наличии мелкотоварного производства.

41.Какая организация в период правления Александра I получила название Негласный комитет:

а) комиссия по подготовке реформ;

б) тайная полиция империи;

в) узкий кружок близких друзей императора.

42.Указ о «вольных хлебопашцах» Александра I (1803 г.):

а) разрешал крестьянам распахивать ранее не освоенные земли;

б) разрешал помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп;

в) закрепощал вольных крестьян.

43. Какими новыми органами управления в 1802 г. были заменены петровские коллегии?

а) приказами; б) земствами; в) министерствами.

44. Решение Военного Конгресса 1815 г. способствовало:

а) закреплению преобразований, проведённых Александром I ;

б) поддержание освободительных и революционных движений в Европе;

в) восстановлению в Европе прежних династий.  

45.За отмену крепостного права выступали:

а) западники; б) славянофилы;  в) западники и славянофилы.                        

46.Какой государственный строй предусматривала «Конституция» Н.Муравьева:

а) конституционно-монархический;                                                                   

б) республиканский;

в) монархический.

47. Кто из названных общественных деятелей был автором «Русской Правды», программы Южного общества декабристов?

а) С.И. Муравьев-Апостол; б) Н.М. Муравьев;  в) П.И. Пестель

48.Какие две страны начали Крымскую войну (1853-1856 гг.):

а) Турция и Россия;  б) Турция и Англия; в) Россия и Франция.

49.Отмена крепостного права в России стало следствием:

а) вооруженной борьбы крепостных крестьян;

б) желания большей части дворянства;

в) кризиса феодально-крепостнической системы.

50.Когда было отменено крепостное право в России:

а) 19 февраля 1861 г.;  б) 20 марта 1861 г.; в) 1 февраля 1862 г.

51.Что входило в компетенцию органов местного самоуправления, созданных в соответствии с земской реформой 1864 г.:

а) контроль за деятельностью губернских властей;

б) руководство местными хозяйственными делами;

в) выбор депутатов в российский парламент.

52.Кто выносил вердикт о виновности или не виновности подсудимого по судебной реформе 1864 г.?;

а) судья; б) присяжный поверенный;  в) суд присяжных.                                 

53.Что приписывал циркуляр 1887 г. о «кухаркиных детях»:

а) запрещал принимать в гимназию детей низших социальных слоев населения;

б) открывать специальные школы для детей низкооплачиваемых рабочих;

в) нанимать фабрикантам на работу детей с 6-летнего возраста.

54.Назовите три течения среди революционного народничества:

а) бунтарское, пропагандистское и заговорщическое;

б) марксистское, пропагандистское и консервативное;

в) заговорщическое, либеральное и пропагандистское.

55.Идейная основа народничества:

а) марксизм; б) крестьянский социализм; в) либерализм.

56.Кто возглавил марксистскую группу «Освобождение труда», созданную в Женеве в 1883 г.:

а) А.И. Желябов; б) В.И. Засулич; в) Г.В. Плеханов.

57.Один из главных результатов реформ 60-х – 70-х г.г. XIX в. в России:

а) завершение аграрного переворота;

б) ликвидация самодержавного строя;

в) завершение промышленного переворота.

58.Назовите первую политическую партию революционного пролетариата России:

а) Партия «Народная воля»;

б) Северный союз русских рабочих;

в) Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП).

59.Главное содержание денежной реформы, проведенной С.Ю. Витте в 1895-1897 гг., состояло:

а) в понижении золотого содержания рубля (девальвация);

б) в изменении нарицательной стоимости денежных знаков (деноминация);

в) в установлении золотого эквивалента рубля.

60.В 1903 г. на своем II съезде РСДРП раскололась:

а) на меньшевиков и эсеров;

б) на большевиков и бундовцев;

в) на большевиков и меньшевиков.

61.Основное содержание царского манифеста 17 октября 1905 г. состояло:

а) в предоставлении всему народу политических прав и свобод, в созыве Государственной законодательной Думы;

б) в провозглашении демократической республики;

в) в созыве Учредительного Собрания.

62.К какому лагерю можно отнести организацию «Союз русского народа»:

а) к монархическому;

б) к буржуазно-либеральному;

в) к революционному.

63.В чем заключалась суть аграрной реформы П.А. Столыпина:

а) в развитии тяжелой промышленности для нужд сельского хозяйства, укреплении обороноспособности страны;

б) в национализации всей земли и передачи ее крестьянам в вечное пользование;

в) в разрушении общины, в свободном выходе из нее крестьян с закреплением их наделов в частную собственность в целях создания высокоэффективных семейных, фермерских хозяйств.

64.Между какими двумя Европейскими государствами было основное противоречие накануне Первой мировой войны (1914-1918 гг.):

а) между Германией и Россией;

б) между Францией и Англией;

в) между Германией и Англией.

65.К какому международному союзу в начале ХХ в. присоединилась Россия?:

а) к «Тройственному Союзу»;

б) к «Священному Союзу»;

в) к Антанте.                                                                                                          

66.Какую задачу решила Февральская революция в России в 1917 г.:

а) ликвидировала помещиков как класс;

б) уничтожила власть буржуазии и утвердила власть рабочих и крестьян;

в) свергла царскую монархию и открыла широкую дорогу для развития демократии.

67.После свержения монархии Правительство России считалось временным, т.к. действовало:

а) до победы в войне;

б) по закону военного времени;

в) до созыва Учредительного собрания.                                                             

68.На выборах в Учредительное собрание большинство получили:

а) кадеты; б) социалисты-революционеры; в) большевики.

69.Какая партия взяла власть в свои руки в октябре 1917 г.:

а) партия кадетов; б) партия большевиков; в) партия эсеров.

70.Когда был подписан с Германией Брестский мир:

а) 18 декабря 1917 г.; б) 23 февраля 1918 г.; в) 3 марта 1918 г.

71.Что означала продразверстка, осуществляемая большевиками?:

а) натуральный продуктообмен;

б) государственные закупки;

в) обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков сельскохозяйственной продукции.                                                                                 

72.Какие мероприятия «белых» лишили их массовой поддержки российского крестьянства?:

а) отмена действия Декрета о земле;

б) сотрудничество с Антантой;

в) политика, ориентированная на сохранение «единой и неделимой России».

73.На каком съезде партии начался переход от политики «военного коммунизма» к нэпу:

а) на IX съезде РКП(б) 1920 г.;

б) на Х съезде РКП(б) 1921 г.;

в) на XII съезде РКП(б) 1923 г.

74.В чем заключалась сущность нэпа:

а) в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата;

б) в запрещении частной торговли;

в) в создании тяжелой промышленности.

75. Одна из главных предпосылок создания СССР:

а) общность исторических судеб и хозяйственного развития;

б) желание центра принудительно объединить республики;

в) желание населения осуществить мировую революцию.

76.Главный итог НЭПа:

а) восстановление народного хозяйства после войны;

б) ускоренное развитие тяжелой промышленности;

в) окончательный переход к рыночной экономике.

77.Главная причина утверждения в 30-е гг. в СССР сталинского режима:

а) возможность быстрого решения общенациональных задач (подготовка к войне, форсированная индустриализация и т.д.);

б) мировой экономический кризис 1929-1933 гг.;

в) следование примерам установления тоталитарных режимов в других странах.

78.Основная цель форсированной индустриализации в СССР:

а) первоочередное развитие легкой промышленности;

б) подъем сельского хозяйства;

в) ликвидация технико-экономической отсталости.

79.Что из перечисленного было одним из результатов подписания в 1939 г. советско-германского пакта о ненападении?

а) исключение СССР из Лиги Наций;

б) отсрочка нападения Германии на СССР;

в) отсрочка нападения Германии на Польшу.

80.Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г. с момента нападения:

а) Англии на Германию;

б) Германии на Польшу;

в) Германии на СССР.

81.Главный итог Московской битвы:

а) стратегическая инициатива перешла в руки советского командования;

б) был сорван план «молниеносной войны» и развеян миф о непобедимости германской армии;

в) был открыт второй фронт в Европе.

82.Значение Сталинградской битвы:

а) в войну вступили США;

б) положен конец наступательным операциям вермахта;

в) обозначен коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.                                                                                                                                              

83.В числе вопросов, обсуждаемых в 1943 г. на Тегеранской конференции, был

а) о сроках и месте открытия второго фронта;

б) о подписании Декларации Объединенных Наций;

в) о вступлении СССР в войну против Японии.

84.Какое событие положило начало «холодной войны»:

а) речь У. Черчилля в Фултоне в 1946 г.;

б) усиление влияния США в странах Восточной Европы во II половине 1940 гг.;

в) борьба за сферы влияния между державами-победительницами.

85.Организация Варшавского договора (1955 г.) была создана непосредственно после:

а) начала войны во Вьетнаме;

б) создания блока НАТО;

в) вступление ФРГ в НАТО.

86.Как изменился состав РСФСР в 1954 г.:

а) Крым из состава РСФСР   передан УССР;

б) в РСФСР была включена Карельская автономная республика;

в) из состава РСФСР была выведена Якутская автономная республика.

87.В своем выступлении на ХХ съезде КПСС Н.С. Хрущев:

а) признал вину коммунистической партии за складывание культа личности Сталина;

б) впервые употребил термин «культ личности»;

в) возложил вину за массовый террор на Л.П. Берия.

88.Политическая система, которая стремиться к полному контролю над всей жизнью общества:

а) диктатура; б) тоталитарный режим; в) деспотизм.

89.Карибский кризис («кубинский», «ракетный») имел место:

а) 1961 г.; б) 1962 г.; в) 1963 г.

90.Экономическая реформа  1965 г., связанная с именем А.Н. Косыгина, предполагала:

а) введение элементов хозрасчета;

б) увеличение числа плановых показателей;

в) отмену отраслевого принципа управления промышленностью

91.Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе был принят в:

а) 1973 г.; б) 1974 г.; в) 1975 г.

92.Укажите характерную черту развития советской экономики в 1970-е – 1980-х гг.:

а) приоритетное внимание к потребительским отраслям;

б) преимущественно экстенсивный характер развития;

в) постоянное проведение ресурсосберегающей политики.

93.М.С. Горбачев стал лидером КПСС в:

а) апреле 1984 г.; б) марте 1985 г.;  в) феврале 1986 г.

94.Назовите главное направление первоначального варианта экономических реформ, предложенного М.С. Горбачевым:

а) ускорение социально-экономического развития;

б) переход к регулируемому рынку;

в) переход к свободной рыночной экономике.

95.Какой из тезисов соответствует внешнеполитической доктрине СССР, сформулированной М.С. Горбачевым в 1986-1987 гг.:

а) классовая солидарность, поддержка мирового революционного движения;

б) приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми интересами;

в) пересмотр неравноправных договоров, раздел сфер влияния.

96.Укажите одну из причин, не позволивших эффективно реализовать курс на ускорение социально-экономического развития СССР в 1985-1986 гг.:

а) повышение цен на нефть на мировом рынке;

б) отсутствие четкой концепции и программы перемен;

в) необходимость выделения средств на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

97.М.С. Горбачев был избран президентом СССР в:

а) 1989 г.; б) 1990 г.;  в) 1991 г.

98.Почему день 12 июня объявлен Днем независимости России:

а) в этот день была принята Декларация о государственном суверенитете России;

б) в этот день была принята Конституция России;

в) в этот день состоялись первые выборы в Государственную Думу России.

99.Организаторы августовского путча 1991 г. в СССР стремились к пересмотру:

а) союзного договора 1922 г.;

б) положений Конституции 1977 г.;

в) курса на дальнейшие реформы.

100.Беловежское соглашение 1991 г. о прекращении действия Союзного договора 1922 г. подписали:

а) С.В. Шушкевич, Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук;

б) Л. Кучма, Б.Н. Ельцин, Н. Назарбаев;

в) Б.Н. Ельцин, Л. Кучма, А. Лукашенко. 

 

 

ОТВЕТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

№№ ответ №№ ответ
1 а) на Востоке 51 б) руководство местными хозяйственными делами
2 в) Геродот 52 в) суд присяжных
3 в) «Повесть временных лет» 53 а) запрещал принимать в гимназию детей низших социальных слоев населения
4 б) полян 54 а) бунтарское, пропагандистское и заговорщическое
5 б) 882 г 55 б) крестьянский социализм
6 в) великий князь 56 в) Г.В. Плеханов
7 в) при Ольге 57 в) завершение промышленного переворота
8 б) «Русская правда» 58 в) Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)
9 в) боярская республика 59 в) в установлении золотого эквивалента рубля
10 б) в 1223 г. 60 в) на большевиков и меньшевиков
11 в) баскаки 61 а) в предоставлении всему народу политических прав и свобод, в созыве Государственной законодательной Думы
12 в) Козельск 62 а) к монархическому
13 в) ярлык на великое княжение от хана Золотой Орды 63 в) в разрушении общины, в свободном выходе из нее крестьян с закреплением их наделов в частную собственность в целях создания высокоэффективных семейных, фермерских хозяйств
14 в) в преобладании среди населения свободных общинников 64 в) между Германией и Англией
15 а) условный характер собственности на землю 65 в) к Антанте
16 а) вотчины 66 в) свергла царскую монархию и открыла широкую дорогу для развития демократии
17 в) Дмитрия Ивановича 67 в) до созыва Учредительного собрания
18 а) внешнеполитический фактор 68 б) социалисты-революционеры
19 б) совет ближайших соратников Ивана Грозного 69 б) партия большевиков
20 б) особый государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией 70 в) 3 марта 1918 г.
21 в) присоединение Поволжья и начало присоединения Западной Сибири 71 в) обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков сельскохозяйственной продукции
22 б) Федор Иванович 72 а) отмена действия Декрета о земле
23 а) об избрании новой династии Романовых 73 б) на Х съезде РКП(б) 1921 г.  
24 б) Минин и Пожарский 74 а) в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата  
25 в) титул царь самодержный «Божьей милостью» 75 а) общность исторических судеб и хозяйственного развития
26 а) абсолютизма 76 а) восстановление народного хозяйства после войны
27 в) рекрутской повинности 77 а) возможность быстрого решения общенациональных задач (подготовка к войне, форсированная индустриализация и т.д.)
28 а) окончательную победу светской власти над церковью 78 в) ликвидация технико-экономической отсталости
29 б) Петра I 79 б) отсрочка нападения Германии на СССР
30 а) «Табель о рангах» в 1722 г. 80 б) Германии на Польшу
31 в) согласно воле монарха 81 б) был сорван план «молниеносной войны» и развеян миф о непобедимости германской армии
32 в) создание Святейшего Синода 82 в) обозначен коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны
33 б) гвардия 83 а) о сроках и месте открытия второго фронта
34 б) просвещенным абсолютизмом 84 а) речь У. Черчилля в Фултоне в 1946 г
35 б) интересы сословий, представленных членами комиссии, противоречили друг другу 85 б) создания блока НАТО
36 а) с Османской Империей 86 а) Крым из состава РСФСР передан УССР
37 а) в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г. 87 б) впервые употребил термин «культ личности»  
38 в) слабое развитие купечества 88 б) тоталитарный режим
39 а) борьба с французской революционной «заразой» на континенте 89 б) 1962 г.
40 в) монархией с господством феодально-крепостнических отношений при наличии мелкотоварного производства 90 а) введение элементов хозрасчета
41 в) узкий кружок близких друзей императора 91 в) 1975 г.
42 б) разрешал помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп 92 б) преимущественно экстенсивный характер развития
43 в) министерствами 93 б) марте 1985 г.
44 в) восстановлению в Европе прежних династий 94 а) ускорение социально-экономического развития
45 в) западники и славянофилы 95 б) приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми интересами
46 а) конституционно-монархический 96 в) необходимость выделения средств на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС
47 в) П.И. Пестель 97 б) 1990 г
48 а) Турция и Россия 98 а) в этот день была принята Декларация о государственном суверенитете России
49 в) кризиса феодально-крепостнической системы 99 в) курса на дальнейшие реформы
50 а) 19 февраля 1861 г. 100 а) С.В. Шушкевич, Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук

РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

а) основная литература:

1. История России для технических вузов: учебник для бакалавров под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева / Чернобаев А.А., Бондаренко А.Ф., Горелов И.Е., Зуев М.Н., Комиссаренко А.И.– 4-е изд., перераб. и доп. М.:Юрайт, 2014. – 640 с.

2. История России с древнейших времен до наших дней: учебник для вузов под ред. А.В..Сидорова. МГУ им. М.В. Ломоносова,/ Клименко Н.Л., Кошкидько В.Г. Пронкин С.В., Сидоров А.В., Соловьев К.А.. М.: Проспект, 2011.- 452 с.

3. История (IX−XХI вв.): Конспект курса (в таблицах и схемах) / Под ред. В.В. Калинова. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2015.– 320 с.

4. Павленко Н.И., Андреев И.Л, В.А. Федоров. История России с древнейших времен до 1861 года, 5-е изд. М.: Юрайт, 2011.-712 с.

б) дополнительная литература:

1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди, события, факты.

     2-е изд., доп. СПб.: Питер , 2009.- 592 с.

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России / Л.Н. Гумилев. - М.: ACT: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 385 с.

3. Горский А.А. История России с древнейших времен до 1914 года: учеб. Пособие для вузов. М. АСТ: Астрель, 2008.-288 с.

4. Данилов А.А. Краткий исторический словарь М.: Проспект, 2009. -251с.

5. Захаревич А.В. История Отечества: учебник, 4-е изд., перераб.и доп.. М.: Дашков и К, 2009.-756 с.

6. История и культура Отечества: учеб. пос. / В.В. Гуляева, Л.Р. Горланов, А.Ф. Батраков [и др.; под ред. В.В. Гуляевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект: Трикста, 2007. – 284 с.

7. История России: учебник для вузов / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби: Проспект, 2007. – 547 с.

8. История России XVIII-XIX веков / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006. – 784 с.

9. История России с древнейших времен до конца XVII века / Л.В. Милов, Б.Н. Флоря, Н. В. Козлова, Л.Н. Вдовина; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006. – 767 с.

10. История России с древнейших времен до наших дней: учебник для вузов под ред. Н.Д. Козлова/ Веременко В.А., Козлов Н.Д., Никуленкова Е.В.. Травкин С.Н,. Тропов И.А., М.: Проспект, 2009, - 649 с.

11. История России с древнейших времен до начала ХХI века: учеб. Пособие под ред. А.Н. Сахарова/ Сахаров А.Н., Морозова Л.Е., Рахматуллин М.А. Боханов А.Н., Шестаков В.А., М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.-1264 с.

12. История России ХХ - начала ХХI века / Л.В. Милов. - М.: Эксмо, 2007. – 958 с.

13. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник для вузов / И. Н. Кузнецов. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2010. - 815 с.

14. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи, 2-е изд, пересмотр.М.: Норма, 2009.- 736 с.

15. Сахаров А.Н. Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник под ред .А.Н. Сахарова. М.: Проспект , 2009.-766 с.

16. Федоров В. , Моряков В.И., Щетинов Ю.А, История России с древнейших времен до наших дней: учебник для вузов М.: Кнорус, 2010.- 536 с.

17. Чунаков А.В. История России с древнейших времен до середины ХIХ в. Курс лекций: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во МГУ : Омега-Л, 2007.-336 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

2. Воронин А.В. История Российской Государственности - URL: http://www.lants.tellur.ru/history/voronin/index.htm

3. Вторая мировая война 1939 – 1945 - URL: http://1939-1945.net/main.shtml

4. ИС КОНТИНЕНТ - URL: http://continent-online.com/

5. История России – URL: http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm

6. Карамзин Н.М. История государства Российского - URL: http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/karahist.htm

7. Каталог образовательных интернет-ресурсов - URL: http://catalog.vlgmuk.ru/index.pl

8. «Мир истории» (Российский электронный журнал) - URL: http://www.historia.ru/

9. Победители – солдаты Великой войны - URL: http://www.pobediteli.ru/

10. Учебник истории для вузов под ред. И.Я. Фроянова «История России от древнейших времен до начала ΧΧ века – URL: http://www.anriintern.com/history/rushist2/rushistory.htm

11. Федеральный фонд учебных курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам  URL: http://humanities.edu.ru / Электронно-библиотечная система издательства «Лань» // URL: http://e.lanbook.com/

12. Электронная библиотека РГБ // URL: http://elibrary.rsl.ru/

13. Электронно-библиотечная система IPRbooks// URL: http://www.iprbookshop.ru/

14. Электронная библиотека IQlib// URL: http://www.iqlib.ru/support/about.visp

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ТЕМА I

Единство и многообразие всемирно-исторического процесса.

Особенности российского исторического процесса……………………………………….3

ТЕМА II

Этнокультурные и социально- политические процессы становления

 русского государства (IХ-ХIII вв.) в контексте мировой истории………………………5

ТЕМА III

Специфика формирования и развития единого российского государства………..............8

ТЕМА IV

Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма………………….12

ТЕМА V

 На пути к индустриальному обществу: XIX в. в мировой и российской

 истории…….………………………………………………………………………………...22

ТЕМА VI

Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в…………27

ТЕМА VII

Россия в начале XX в.: эпоха войн и революций………………………………………….30

ТЕМА VIII

Становление Советского государства (1917-1920 гг.)……………………………….........40

ТЕМА IX

Мир между двумя мировыми войнами: парадигмы социально-экономического

и политического развития в 20-30-е гг. ХХ в……………………………………………...45

ТЕМА X

Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа

 (1941 – 1945 гг.)……………………………………………………………………………..50

ТЕМА XI

Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития……………………………………………………………………………………....55

ТЕМА XII

Становление новой российской государственности (1991-2000-е гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации………………………………….63

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………..…………………………….68

ОТВЕТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ………………………………………………………...76

РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ…………………………79

 

 

 

Составитель: д.и.н., процессор Е.В. Бодрова, д.и.н., доцент  В.В. Калинов

 

«Учебно-методические материалы для подготовки к экзамену по курсу «История» («История России», «Отечественная история»)» утверждены на заседании кафедры истории.

 Протокол № ________ от ______2015 года.

 

Зав. кафедрой истории

д.и.н., доцент                                                                         В.В. Калинов 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 182.