Проблемы обеспечения общественной безопасности и правового (законного) ограничения прав и свобод человека в современных условиях на фоне распространенности терроризма приобретают особую остроту и требуют самого внимательного изучения и правового регулирования, особенно защиты уголовно-правовыми средствами. Предусмотренные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина по их содержанию весьма разнообразны. Существует ряд классификаций данного вида преступлений:
1) Н.И. Ветров считает, что она представляет собой политические, личные, социальные, экономические, культурные, экологические;
2) в литературе же встречается несколько иная, которую авторы данного учебника разделяют: политические права и свободы, социальные и личные права и свободы человека.
Но каковой не была классификация этого вида преступлений, суть от этого не меняется. В системе гарантий прав и свобод человека и гражданина, как отмечает Н. Ветров, важное место занимает их уголовно-правовая охрана, представляющая самое острое средство борьбы с преступными нарушениями прав и свобод человека и гражданина, охраны их законных интересов.1Законодатель ставит эту задачу на первое место (ст. 2 УК). Эффективность уголовно-правовой защиты законных прав и свобод личности зависит не только от уровня и качества конструирования соответствующих норм в законе, но и от точного и полного их применения на практике.
В гл. 19 УК РФ содержится 17 статей (136-149), регулирующих общественные отношения по охране конституционных прав и свобод человека и гражданина уголовно-правовыми средствами.
Общественная опасность рассматриваемого вида преступлений состоит в том, что они посягают на установленные Конституцией Российской Федерации основополагающие права и свободы человека и гражданина. Как считает М.В. Баглай: «Конституционные права и свободы – это наиболее важные, фундаментальные права и свободы, получившие закрепление и высшую юридическую защиту в основном законе государства и в международных документах по правам человека».2Закрепление в гл. 19 УК РФ охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина исходит из необходимости приведения национального законодательства с рядом международных правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.); Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.); Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) и др.
Уголовным законом охраняются иные права человека (например, экономические в гл. 22 УК), но в главе 19 УК РФ сгруппированы наиболее важные. Опасность посягательств на права и свободы человека объясняется: прежде всего, тем, что эти деяния лишают гражданина или ограничивают его возможность пользования теми правами и свободами, которые провозглашены высшим законодательным актом государства – Конституцией Российской Федерации; во-вторых, в результате их совершения порождается сомнение в истинности демократической сущности государства; в-третьих, они подрывают авторитет государственных органов, обязанных защищать права и свободы каждого гражданина Российской Федерации.
Видовой объект объединяет общественные отношения уголовно-правовой охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина. Непосредственные объекты – это самые разнообразные, но существенные общественные отношения, охраняемые уголовным законом, обеспечивающие соблюдение политических, социальных и личных прав и свобод человека и гражданина.
Потерпевший – физическое лицо (россиянин, иностранный гражданин, лицо без гражданства), права которого нарушаются в результате совершенного деяния.
Предметом преступного деяния могут быть в отдельных составах: информация, жилище, документы, финансы, заработная плата, пенсии, стипендии, пособия и др.
Объективная сторона деяний выражается в активных действиях либо бездействии, направленных на умаление или ограничение соответствующих прав и свобод человека и гражданина. По своей конструкции восемь составов (ст.136, 137, 140, ч. 2 ст.142, ст.143, 1451, 146, 147 УК РФ) – материальные, остальные – формальные.
Способ совершения преступления указан в отдельных статьях как обязательный признак (ст. 139 УК), или альтернативно обязательный (ст. 142, 1421 УК), либо как квалифицирующий (ч. 2 ст. 138, ч. 2 ст.1411, ч. 2 ст. 1451 УК).
Субъективная сторона всех преступлений характеризуется прямым умыслом (в формальных составах) и прямым либо косвенным умыслом в материальных составах преступлений.
Мотив преступлений указан только в двух составах преступлений как обязательный признак (ст. 145, 1451 УК).
Цель преступления указа только в ч. 3 ст. 141 и ч. 2 и 3 ст. 146 УК РФ, а в ст. 148 и 149 УК она логически вытекает из содержания диспозиции статей – воспрепятствование.
Субъект преступлений – лицо, достигшее 16-летнего возраста, в ряде составов – специальный субъект (ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ст. 138, ч. 3 ст. 139, 140, п. «б» ч. 2 ст. 141, 142, 1421, ч. 2 ст. 144, ст. 145, 1451, п. «г» ч. 3 ст. 146, а также возможно в ст. 148 и 149 УК РФ).
Квалифицирующие признаки содержатся в ст. 136-139, 141-142, 143-144, 1451 – 147 УК РФ: деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия или угрозой его применения, с подкупом, обманом, принуждением, группой лиц, по предварительному сговору, или организованной группой, в крупных или особо крупных размерах, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, или смерть либо тяжкие последствия.
Преступления против политических прав и свобод
Ст. 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.
Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, а по части второй – к средней тяжести.
Граждане России имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, за исключением лиц, признанных судом недееспособными и пребывающих в местах лишения свободы. Воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума подлежит уголовной ответственности в соответствии со ст. 141 УК.
Общественная опасность выражается в том, что в результате совершенного деяния нарушаются конституционные и неотъемлемые, равные права граждан по свободному участию в выборах либо в работе избирательных комиссиях, подрывается авторитет государства и его органов.
Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие нормальные избирательные права граждан (право избирать и быть избранным), их право участвовать в референдуме и в регламентируемой законом работе избирательных комиссий, т.е. право граждан избирать и быть избранным в представительный орган либо высказать свое мнение по проводимому референдуму. Дополнительный объект – здоровье, телесная неприкосновенность или свобода самого избирателя и его близких.
Объективную сторону деяния образуют общественно опасные действия (бездействие), выражающиеся:
- в воспрепятствовании свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав;
- воспрепятствование праву участвовать в референдуме;
- нарушение тайны голосования;
- воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.
Состав преступления по своей конструкции – формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из указанных в законе деяний, независимо от наступления тех последствий, на достижение которых они были направлены. Способы совершения деяния самые различные и на квалификацию содеянного по части первой – не влияют.
Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает, что препятствует осуществлению гражданином его избирательных прав или права участвовать в референдуме либо препятствует нормальной работе избирательных комиссий либо комиссий по проведению референдума, или что нарушает тайну голосования и желает совершения этих действий.
Субъектом преступления может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а по ч. 2 п. «б» ст. 141 УК – лицо, связанное со служебным положением.
В ч. 2 ст. 141 УК содержится восемь квалифицирующих признаков:
- соединенные с подкупом;
- обманом;
- принуждением;
- применением насилия;
- угрозой применения насилия;
- совершением деяния с использованием виновным своего служебного положения;
- совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- а также вмешательство с использованием своего должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся исключительной компетенции избирательных комиссий комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».
Подкуп – предоставление или обещание имущественных выгод за отказ, например, гражданина участвовать в выборах, отказ быть доверенным лицом, работать в избирательной комиссии; передача голосов в пользу кандидатов и т.д.
Обман – как способ воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий имеет две разновидности.
Активный обман состоит в преднамеренном введении в заблуждение гражданина при сообщении ложных сведений (например, о месте избирательного участка), предоставлении ложных документов или иных действий, создающих у гражданина ошибочное представление о кандидате в депутаты или в Президенты РФ и т.п.
Пассивный обман может быть выражен в умолчании об юридически значимых фактических обстоятельствах, сообщить которые виновный был обязан, например как член избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума.
Насилие как квалифицирующий признак данного преступления может характеризоваться побоями, причинением легкого вреда и средней тяжести вреда здоровью, незаконным лишением свободы (см.: ч. 1 и 2 ст. 127 УК).
Использование служебного положения в воспрепятствовании осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий в любой форме является также квалифицирующим признаком данного преступления. Здесь виновный, используя свое служебное положение, может воспрепятствовать агитационной работе, регистрации кандидата и т.п.
Совершение группой по предварительному сговору или организованной группой – это разновидности соучастия могут в значительной мере повлиять на ход избирательной компании, на ход проведения референдума (исказить результаты).
Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума ее полномочий законодатель дает четкое разъяснение в самой диспозиции части третьей ст. 141 УК РФ.
Ст. 1411. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
Оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока помимо средств избирательного фонда путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных из избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов, передачи денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку для осуществления ими своей избирательной кампании, а также оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо средств фонда референдума путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из фонда референдума или оплаченных из фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов, передачи денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам члену либо уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума для осуществления ими деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме, а также внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести.
Общественная опасность характеризуется тем, что в результате совершения деяния нарушается равенство участников выборной кампании, создаются предпосылки для коррупции и подрывается авторитет государственных органов.
Объектом деяния являются общественные отношения по уголовно-правовой охране порядка финансирования избирательной кампании или проведения референдума. Предметом деяния являются финансовая (материальная) поддержка в виде различных денежных вливаний в крупном размере (1/10 предельной суммы всех расходов избирательного фонда для соответствующего кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, установленного законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния).
Объективная сторона выражается в действиях:
1. В виде оказания финансированной (материальной) поддержки в крупных размерах избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока помимо средств избирательного фонда:
а) путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных из избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам;
б) оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов;
в) передачи денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку для осуществления ими своей избирательной кампании.
2. Оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах деятельности инициативной группы по проведению референдума путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных из фонда референдума или оплаченных из фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, оплаты изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов, передачи денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам члену либо уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума для осуществления ими деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме.
3. Внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума – через подставных лиц.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Мотив и цель самые различные, на квалификацию не оказывают влияния.
Субъект – виновное лицо с 16 лет.
Квалифицирующие признаки:
1) использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока единения, избирательного блока, кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока;
2) использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
3) расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет референдума.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 210.