Общественно опасные деяния в сфере экономической деятельности, как правило, носят сложный характер и по объективным и субъективным признакам подпадают одновременно под действие нескольких норм, в том числе и рассматриваемый состав. Конструкции некоторых уголовно-правовых норм гл. 22 УК изначально таковы, что требуют дополнительной квалификации содеянного и применения ст. 17 УК – правил совокупности преступлений.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности представляют собой не что иное, как злоупотребление должностными полномочиями. Нормы, содержащие составы воспрепятствования законной деятельности и злоупотребления должностными полномочиями, соотносятся между собой как общее и частное (общая и специальная). При наличии признаков воспрепятствования уголовная ответственность наступает по ст. 169 УК. Следует, однако, заметить, что сфера уголовного наказуемого по ст. 169 шире сферы применения ст. 285 УК по воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности.
Конституционное право на свободное занятие законной предпринимательской деятельностью – это многоаспектная социальная ценность, преступное посягательство на которую может осуществляться в различных направлениях и с разных сторон. Воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК) ущемляется свобода выхода на рынок в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а также право свободно, без постороннего вмешательства заниматься этой деятельностью.
Предпринимательство – как метод ведения экономической деятельности предполагает самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них совокупности прав и свобод по выбору предпринимательской деятельности, формированию производственной программы, выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжению прибылью и т.п.
Самостоятельность предпринимателя означает, что над ним нет руководящего органа, определяющего направления, формы и методы деятельности по производству товаров, оказанию услуг и т.п.
Преступления, воспрепятствующие законной предпринимательской, деятельности посягают на основополагающие начала предпринимательства – самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.
Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести.
Опасность действий, содержащихся в ст. 169 УК, заключается и в том, что они нарушают право граждан на свободу предпринимательской деятельности и существование разнообразия её организационно-правовых форм.
Непосредственный объект – конституционное право заниматься предпринимательской деятельностью в части его беспрепятственной реализации, а также свободы от неправомерного вмешательства должностных лиц органов власти, органов местного самоуправления, иных органов и учреждений.
Потерпевший – индивидуальный предприниматель либо коммерческая организация.
Индивидуальный предприниматель – гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ч. 1 ст. 23 ГК), а коммерческой организацией называется организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ч. 1 ст. 50 ГК).
Предметом преступления иногда выступает официальный документ: регистрационное удостоверение, разрешение, лицензия и т.п.
Объективная сторона деяния выражается в следующих формах:
- неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;
- уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;
- неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;
- уклонение от выдачи такого разрешения;
- ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности;
- иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.
Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации выражается в открытом нежелании осуществить регистрацию несмотря на то, что представленные заявителем документы отвечают предусмотренным законом требованиям.
Для осуществления государственной регистрации коммерческой организации ее учредительные документы (заявление о регистрации, утвержденный учредителями (учредителем) устав, решение о создании организации или договор учредителей, документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала (фонда) организации, свидетельство об уплате государственной пошлины) представляются либо направляются по почте в регистрирующий орган (органы исполнительной власти или регистрационная палата).
Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя им должны быть представлены или направлены по почте в регистрирующий орган заявление, составленное по установленной форме и документ об уплате регистрационного сбора.
Согласно ст. 35 закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и ст. 10 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности отказ в регистрации предприятия (предпринимателя) допускается только в случаях несоответствия состава представленных документов и состава содержащихся в них сведений установленным требованиям.
Неправомерным отказом в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации являются, например, случаи открытого нежелания осуществить такую регистрацию под предлогом необходимости представления коммерческой организацией гарантийных писем и иных документов, подтверждающих ее местонахождение; необходимости обязательного личного присутствия индивидуального предпринимателя в момент регистрационном органе и т.п.
Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой регистрации – относительно более скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, свидетельствующем о стремлении избежать регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в установленный законом срок.
Согласно ст. 5 Положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрации коммерческой организации осуществляется регистрирующим органом не позднее 3-х дней с даты представления необходимых документов, либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке учредительных документов.
В соответствии со ст. 7 данного Положения государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте.
Уклонение от регистрации в указанные сроки может сопровождаться ссылками на отсутствие достаточного количества сотрудников регистрирующего органа или на их чрезвычайную загруженность.
Неправильный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида предпринимательской деятельности выражается в открытом нежелании выдать такое разрешение при отсутствии к тому оснований. Согласно Порядку ведения лицензионной деятельности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. №1418, основаниями для отказа в выдаче лицензии является наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности и условиям безопасности.
При отсутствии перечисленных оснований отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности является неправомерным.
Уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) – означает невыполнение в установленный законом срок обязанности о выдачи специального разрешения (лицензии) на право осуществление определенной деятельности.
Согласно Порядку ведения лицензионной деятельности, решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В случаях необходимости проведения документальной, в т.ч. независимой экспертизы решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления с необходимыми документами.
Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности может выражаться в принятии нормативных актов или совершения таких действий, которые создают дискриминационные условия деятельности отдельного индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; необоснованном предоставлении отдельному индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим индивидуальным предпринимателям или коммерческим организациям, работающим на рынке того же товара и т.п.
Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации может быть совершено путем установления необоснованных запретов на осуществление определенных видов деятельности или на производство определенных видов товара; необоснованного препятствия осуществлению предпринимательской деятельности в какой-либо сфере; установления запретов на продажу, покупку, обмен, приобретения товаров из одного региона России в другой; дачи индивидуальным предпринимателям или коммерческим организациям указаний в первоочередной поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг определенному кругу лиц (покупателей, заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательством приоритетов и интересов предпринимателя.
По своей конструкции состав преступления – формальный. Он считается оконченным с момента совершения одного из перечисленных действий.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Должностное лицо сознает, что, используя служебные полномочия, оно отказывает в регистрации или уклоняется от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, в целом своими действиями или бездействием воспрепятствует законной деятельности данных субъектов и желает воспрепятствовать такой деятельности.
Цель и мотивы могут быть самыми различными, они не оказывают влияния на квалификацию содеянного, но могут учитываться судом при назначении уголовного наказания.
Субъект – только должностное лицо органов государственной власти, или местного самоуправления, или регистрационной палаты, осуществляющее регистрацию субъектов предпринимательской деятельности и совершившее любое из указанных действий с использованием своего служебного положения.
Квалифицирующий состав: те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта; а равно причинившее крупный ущерб.
Совершение деяний в нарушение вступившего в законную силу судебного акта – означает, что все действия, предусмотренные ч. 1 ст. 169 УК, противоречат не только закону, но и принятому в соответствии с ним судебному решению, которое устанавливает необходимость совершения определенных актов должностным лицом, возлагает на него определенные обязанности и (или) разрешает совершение действий предпринимателем или коммерческой организацией либо обязывает их к соблюдению определенной формы и условий деятельности.
Крупный ущерб – категория оценочная. Он может быть в виде реального материального ущерба (финансового положения), так и, главным образом, в виде упущенной выгоды, т.е. неполучении доходов, которые предприниматель получил бы, если бы его права не были нарушены. Законодатель в примечании к данной статье указывает, что крупный размер, крупный ущерб, крупный доход – есть стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 тысяч рублей. Во всех случаях окончательная оценка крупного ущерба принадлежит только суду. При этом учету подлежат как количественные показатели (размер причиненного имущественного ущерба, например, в случае порчи товаров при необоснованном запрете его реализации), так и качественные (срыв выгодной для предпринимателя сделки в результате необоснованного запрета на занятие определенным видом деятельности со стороны должностного лица; тяжелое финансовое положение коммерческой организации, возникшее вследствие применения к ней дискриминационных актов и решений и т.п.).
Дата: 2019-05-29, просмотров: 214.