Методика развития связной речи у детей седьмого года жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Данная методика рассчитана на учебный год. Обучение проводится в подготовительной группе детского сада № 176 г. Ярославля.

Обучение строится с учетом методик развития связной речи, разработанных В.В. Коноваленко, О.С. Гомзяк, так как ведущим принципом системы работы по развитию связной речи они считают взаимосвязь всех речевых разделов (лексического, грамматического, фонетического) и формирование на этой основе связности высказываний.В соответствии с этим принципом были определены содержание и методика обучения, поставлены следующие задачи:

- обогащать знания детей об окружающих предметах и явлениях и соответствующий словарь, развивать смысловую сторону речи, понимание слова в соответствии с контекстом;

- активизировать в речи детей глаголы и прилагательные, необходимые для высказывания;

- на доступном материале дать представления о последовательности высказывания: начало, середина, конец;

- формировать навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи: понимать тему, выражать мысли в определенной последовательности; отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией высказывания; использовать разнообразные синтаксические конструкции.

В процессе обучения осуществляется активная работа по обогащению содержания детской речи. Речевые занятия тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, разными видами деятельности (сюжетно-ролевыми играми, играми-драматизациями, инсценированием, рисованием).

Используется вариативная методика применения наглядного материала как средства достижения связности речи. Наглядность, с одной стороны, является источником информации для высказывания, средством накопления знаний и, с другой стороны, подсказывает ход изложения мыслей, структуру текста. С этой целью детям предлагаются в начале обучения картинки, серии сюжетных картинок, позже схематичные картинки, условно-наглядные схемы.

Применяются следующие методические приемы: схемы рассказов; вопросы к детям; игровые упражнения; игры-драматизации; договаривание фразы, предложения и т.п.

В процессе обучения высказываниям повествовательного типа используются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми. Все они хорошо известны и широко применяются в практике.

Каждая форма обучения выступает как составная часть единого процесса. Знания и умения, полученные на фронтальном занятии, закрепляются в индивидуальной и подгрупповой работе. Индивидуальное обучение с детьми проводтся в удобное время (в утренние часы, на прогулке, во вторую половину дня).

С целью обогащения содержания речи проводятся наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создаются условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию.

Большое место в свободное время занимает чтение художественной литературы по теме предстоящего занятия, в процессе которого обращается внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем заканчивается), на его языковые особенности.

Параллельно обогащается детский словарь, работаем над грамматической стороной речи детей. При подготовке к занятиям по развитию речи, а также после него с целью закрепления знаний проводим игры и упражнения. Так, например, по темам «Лес, деревья» и «Грибы» детям предлагались следующие игры:

«Чего не стало?» (подбор существительных, соответствующих объекту, предмету)

«Назови лист» (образование относительных прилагательных)

«Подбирай, называй, запоминай» (подбор действий к предмету)

«Подскажи словечки»

Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки . Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с)дерева . Орешек лежал (под) листом . Белочка схватила орешек и спряталась (за) деревом .Мимо шли дети и увидели, что (из-за ) дерева выглядывает хвост белочки . Мальчики подошли поближе (к) дереву . Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.

«Жадина»: Представь , что это твои грибы. Ответь на вопросы : Чей это боровик ? (Мой боровик.) Подберезовик? Чья лисичка? Чей подосиновик ?

В ходе игр учим дошкольников отвечать на вопросы воспитателя не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. При проведении игр отметили, что некоторые дети легко справляются с заданиями, поэтому с целью усложнения были предложены игры типа «Что лишнее?», «Узнай по описанию», игры-соревнования, разработанные еще Е.И. Тихеевой: «Кто больше увидит и скажет про медвежонка», «Скажи, что ты знаешь про куклу Машу». В них дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями.

Работая над семантикой слова, используем упражнения «Скажи наоборот», «Слова-родственники», знакомим детей с многозначностью слов.

Упражняем в составлении сложных предложений. По теме «Правила дорожного движения», например, была проведена игра « Светофор», которая дает возможность в доступной форме поставить перед детьми задание по конструированию сложных предложений. Наглядный материал (светофор и транспортные игрушки) помогает дошкольникам соотносить слова в предложении с демонстрируемыми и игрушками и действиями и тем самым осознание вычленять словесный состав предложения. Увеличением или уменьшение количества игрушек, заменой одних игрушек другими педагог побуждает детей к самостоятельному отбору словесного материала для включения его в предложения, к самоконтролю при построении распространенных предложений, к проявлению сообразительности. Он воздействует на детей и речевым примером; сопровождая речью игровые эпизоды, произносит предложения различного вида. Объясняя содержание игры, воспитатель обращает внимание детей на то, что одну и ту же мысль можно выразить по- разному. Так, когда в соответствии с игровой ситуацией на светофоре «загорится» красный свет, и машины остановятся, он может произнести следующие фразы:

«На светофоре загорелся красный свет, и машины остановились»;

«Когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился» ; «Автобусы, и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет». Дети проговаривают эти предложения, практически осваивая синтаксические конструкции. Показав новый эпизод (на светофоре зеленый свет, машины двинулись), воспитатель обращается к группе с вопросом: «О чем и как вы скажете»? Дети высказываются, строя предложения по усвоенным моделям. Далее по ходу игры зеленый свет вновь сменяется красным, машины останавливаются, и педагог нацеливает детей на новые высказывания.

Непосредственно работу по развитию связной монологической речи мы начали с формирования навыка описания предметов, явлений. Коммуникативной задачей высказывания описания является создание словесного образа объекта: при этом признаки объекта раскрываются в определенной последовательности. Описанию присущи основные характеристики связного развернутого высказывания: тематическое и структурное единство, адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче, произвольность, плановость и контекстность изложения, логическая завершенность, грамматическая связность.

Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школьному обучению, трудности в усвоении этого вида развернутых высказываний (так для детей с низким уровнем развития характерно: перечисление признаков предмета в любой последовательности, нарушения связности, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному) определяют необходимость изыскания наиболее адекватных путей и способов формирования у детей навыков описательной речи. Эффективным приемом является прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных игровых предметов, когда воспитатель, а вслед за ним ребенок составляет описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Например:

 

Воспитатель Это кошка. У меня кошка серая с черными полосками. Лапки у нее беленькие. Шерсть у кошки мягкая, пушистая. Уши у кошки маленькие, острые Глаза у нее круглые, зеленые. У кошки длинные усы. И т.д. Ребенок У меня тоже кошка. У меня кошка вся черная. Лапки у нее беленькие. Шерсть у кошки пушистая. Ушки у кошки маленькие. Глаза зеленые… как огоньки. У нее большие усы. И т.д.

 

Как отдельный вид работы можно использовать на занятиях коллективное составление описания одного предмета или объекта детьми (по «цепочке»), каждый дает характеристику по 1–3 признакам (микротемам) или подсказывает подходящие по смыслу слова или словосочетания.

После дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме (на основе наглядного и речевого материала уже пройденных и новых лексических тем). Дети с помощью наглядности усваивают определенную схему высказывания-описания на основе формирования представлений об основных структурных частях описательного текста. В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов. На занятиях детям объясняется, как следует строить описание предмета. Вначале нужно определить объект описания («Это кукла»; «Здесь — кошка» и т.п.). Далее (во второй части описания) следует перечисление признаков предмета в указанной педагогом последовательности. Завершается описание указанием на принадлежность предмета к той или иной группе («Мебель», «Домашнее животное»), на его назначение (в шкафу хранят одежду), приносимую пользу (собака охраняет дом). Такая обобщенная схема наполняется конкретным лексическим содержанием в зависимости от особенностей предметов той или иной группы. В качестве примера приведем план развернутого описания предметов из группы «Овощи — фрукты»:

1. Определение (называние) предмета.

2. Отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выявляемые при тактильном восприятии; место произрастания.

3. Назначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.

Например:

Это яблоко. По форме оно круглое. Это яблоко красного цвета. На вкус оно сладкое, па ощупь твердое, гладкое. Яблоки растут па яблоне в саду. Их едят. Они полезны. Яблоко — это фрукт.

В зависимости от особенностей предмета в схему описания вводятся и другие элементы: указание на материал, из которого сделан предмет, перечисление его частей и деталей и др. С учетом отображаемых в рассказе элементов-микро-тем составляется образец и план описания. В зависимости от особенностей строения предмета, пространственного расположения его частей (кукла, животное, автомобиль) детям предлагается определенный порядок его рассматривания и описания (сверху - вниз, спереди - назад, от основной части к деталям).

При затруднениях, возникающих у детей в ходе составления описания, используются различные вспомогательные приемы: жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенности его строения. или условные наглядные символы для обозначения понятий формы предмета (табличка с изображением треугольника, круга, квадрата и овала), цвета (набор цветных полосок или цветных мазков), величины (изображение различных по размеру кружков или столбиков). Условные символы показываются по ходу составления рассказа-описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом-схемой.

Дополнительно можно рекомендовать: составление словесной характеристики предметов, наблюдаемых во время прогулки или экскурсии (упражнение на составление кратких характеристик-описаний растений, домашних животных и птиц, природных явлений /облака, дождь и т.п./)

Прием описания предмета по выполненному рисунку является эффективным для усвоения детьми навыков самостоятельного описания. Рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами в целях закрепления цветовых зрительных представлений. Дети поочередно рассказывают об изображенных предметах. Педагог дает краткий анализ высказываний детей (полнота информации о данном предмете, последовательность, ошибки в употреблении языковых средств). Включение предметно-практических действий в процесс обучения связной описательной речи способствует закреплению представлений об основных свойствах предметов, а также повышению интереса детей к занятию. Выполнение детьми рисунков может проводиться как на занятиях по изо, так и в свободное время. Мы также рекомендовали использовать этот прием родителям для закрепления навыка описательной речи.

Эффективным приемом для формирования навыка составления описательного рассказа являются игровые приемы работы, предусматривающие закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе обучения описанию.

Прием описания предметов без их называния был использован нами в процессе игры «Маша заблудилась», в ходе которой используется несколько кукол (4–5) одинаковой величины, но различающихся цветом волос, глаз, прической, одеждой. Мы рассмотрели кукол, описали одну из них – куклу Машу. Затем делается объяснение игрового действия. «Девочки идут в лес за грибами (куклы передвигаются педагогом за ширму) и через некоторое время возвращаются обратно, кроме одной. Девочка Маша заблудилась в лесу. На поиски Маши отправляется один из игровых персонажей (например, Буратино), но он не знает, как выглядит Маша, во что она одета, с чем она пошла в лес (с корзиной, с кузовком)». Дети дают описание куклы Маши по памяти. Вначале дается коллективное описание, а затем его повторяет один из детей. Например: «У Маши волосы черного цвета, заплетены в косы. На голове у нее красивая косынка. У Маши голубые глаза, румяные щеки. Она одета в белую кофту и синий сарафан. На ногах у нее коричневые сапожки. В руке у Маши корзиночка». В игровые действия вводятся лесные обитатели (ежик, заяц). Буратино спрашивает, не встретили ли они девочку, и повторяет ее описание. Педагог направляет вопросы ребенка, исполняющего роль Буратино («Спроси у ежика, где он встретил Машу?», «Что она делала?», «У какого дерева она сидела?» и т.д.).

Таким образом, в процессе игры одновременно совершенствуются навыки ведения диалога и подключаются элементы собственного творчества и высказываний детей.

При проведении сравнительного описания двух предметов необходима специальная подготовительная работа. Она включает в себя различные речевые упражнения на основе сравнения натуральных предметов, муляжей и предметов, представленных в графическом изображении. Эффективными являются следующие виды упражнений: дополнение предложений, начатых педагогом, нужным по смыслу словом, обозначающим признак предмета («У гуся шея длинная, а у утки…»); составление предложений по вопросам типа: «Каковы на вкус лимон и апельсин»; упражнения в выделении и обозначении контрастных признаков двух предметов, связанных с их пространственными характеристиками (дерево высокое, а куст низкий; река широкая, а ручей узкий). Используется прием параллельного описания (по частям) двух предметов – педагогом и ребенком (описание собаки и кошки, коровы и козы и т.д.).

Постепенно мы перешли к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему описания. Вначале проводится коллективное составление плана: детям задаются вопросы по содержанию описания, а затем составление описания также коллективно, если дети затрудняются педагог может предложить помощь в форме начала фраз или значимых слов. В дальнейшем дети составляют рассказ индивидуально.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. В процессе разбора пейзажной картины дети усваивают примерную схему последовательного описания: называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственным расположением, дают описание изображенных объектов по вопросам (как выглядит лес, река, берег, луг и др.). При составлении ребенком рассказа-описания применяются направляющие вопросы-указания типа: «А теперь расскажи о березках, какие они» и т.п.

Работа по формированию у детей грамматически правильной речи проводится в связи с обучением описательной речи. На занятиях дети упражняются в правильном употреблении словоформ (падежные окончания существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм; в приобретении практических навыков словоизменения, словообразования; упражняются в правильном построении фраз, предложений простых и сложных, с союзом «а»). У них обогащается активный и пассивный словарь. На занятиях предусматривается работа и по усвоению детьми некоторых форм согласования существительных и количественных числительных. Важное место отводится лексической стороне речи.

Перейдем к развитию навыков пересказа. Он предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой развернутой речью, восприятия и понимания содержания текста. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» – внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи.

В процессе работы большое значение придается выбору произведений для пересказа. Подбор произведений осуществлять из различных источников: хрестоматий, методической литературы, авторских разработок. Предпочтение отдается текстам с однотипными эпизодами, повторяющимися сюжетными моментами, ясной логической последовательностью событий. При подборе текста важно учитывать индивидуальные речевые, возрастные и интеллектуальные возможности детей. Тексты должны быть просты и доступны по содержанию, построению, ведь ребенку придется передавать последовательность и логику в описании событий, сопоставлять отдельные факты, анализировать поступки героев, делая при этом соответствующие выводы. Обучение пересказу на материале каждого произведения осуществлялось на одном-двух занятиях (в зависимости от объема текста и речевых возможностей детей).

В свободное время при чтении художественной литературы закрепляли представления о различных вариантах начала и конца на примере знакомых сказок и рассказов; закрепляли умения детей определять главную тему повествования. Развивали у них представление о том, что в начале высказывания обычно называются главные герои произведения и рассказывается о том событии, которое дает толчок развитию сюжета. Обращалось внимание на то, что и в рассказе, сказке есть последовательность, которую нельзя нарушать.

В структуру занятий входит: организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений; чтение и разбор текста детьми; упражнения на усвоение и закрепление языкового материала; анализ детских рассказов.

Целью подготовительных упражнений является организация внимания детей, подготовка их к восприятию текста (например, отгадывание загадок о персонажах будущего рассказа; активизация лексического материала по теме произведения – уточнение значения отдельных слов и словосочетаний и др.).

Разбор содержания текста целесообразно проводить в вопросно-ответной форме, причем вопросы составить так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия в их последовательности, определить действующие лица и наиболее значимые детали повествования. Кроме того, из текста выделяются и воспроизводятся детьми слова – определения, сравнительные конструкции, служащие для характеристики предметов и героев. Воспроизведение детьми слов и словосочетаний, обозначающих действия, значительно облегчает им последующее составление пересказа.

С детьми, имеющими наиболее выраженные затруднения при составлении пересказа, проводилась индивидуальная работа в вечернее время.

Рассмотрим поподробнее методические приемы, используемые нами на занятиях по обучению детей пересказу.

На начальном этапе работы дети обучаются адекватному воспроизведению текста рассказа с опорой на иллюстративный материал и словесную помощь педагога. Максимально используются приемы, выделения главных звеньев сюжета произведения (пересказ по опорным вопросам, по иллюстрациям).

Чтобы усилить эмоциональное восприятие художественного текста, можно использовать прием «мыслительного вхождения в описанную ситуацию», когда ребенок представляет себя на месте какого-нибудь из героев рассказа, причем не только живых объектов, но и неживых предметов. Пересказывая рассказ от лица любого персонажа, например, от лица Подберезовика или Белого гриба (пересказ рассказа Н. Сладкова «Лесные силачи»), ребенок становится реальным участником описываемых событий, переносит на себя переживания героев рассказа, учится сопереживать им и находить выход из проблемной ситуации. Метод эмпатии активизирует воображение детей. Вместе с героем они наблюдают, размышляют, удивляются, радуются.

В целях обучения детей действиям планирования при пересказе мы рекомендуем использование методики моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее выполнения целесообразно разместить на штативе блоки-квадраты, изображающие отдельные фрагменты рассказа. При моделировании сюжетного содержания блоки последовательно заполняются условными силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому фрагменту эпизода. Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания.

В качестве обучения детей действиям планирования можно использовать фланелеграф. Это позволяет варьировать задание в процессе подготовки и составления связного рассказа, распределение заданий между детьми на моделирование сюжета, установление основных смысловых звеньев, их последовательности и взаимосвязи. Также он способствует развитию ориентировки в пространственной компоновке элементов наглядного содержания, формированию пространственных представлений.
 После чтения и разбора текста дети сами выбирают нужные силуэтные изображения и размещают их в блоках-квадратах. По составляемой схеме дети пересказывают текст по частям или полностью. Возможен также пересказ текста повторно, без опоры на наглядную схему. Применение условной наглядной схемы позволяет варьировать задания в процессе подготовки и проведения пересказа: планирование рассказа в целом или выборочно; распределение заданий между детьми на моделирование сюжета и пересказ по готовой схеме; воспроизведение ребенком текста по самостоятельно составляемой схеме. Работа по наглядной схеме способствует лучшему усвоению способа программирования содержания развернутого высказывания путем установления основных смысловых звеньев рассказа, их последовательности и взаимосвязи.

В дальнейшем, можно переходить к составлению пересказа по предварительному словесному плану-схеме. Чтобы закрепить в детской памяти план, целесообразно предложить кому-либо из детей повторить его.

Большое значение придается анализу и обсуждению детских пересказов. В ходе коллективного обсуждения пересказа дети (по указаниям педагога) вносят дополнения, уточнения, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний. Таким образом, создаются дополнительные возможности для упражнения детей в подборе лексем, правильном употреблении словоформ и построении предложений.

К концу года можно предложить детям пересказ с творческими заданиями: с придумыванием предшествующих и последующих событий, с изменением главных действующих лиц.

В своей работе мы применяли ряд вспомогательных и активизирующих приемов работы:

составление пересказа по диафильмам. Этот прием очень нравится детям. Они чувствуют себя участниками общего процесса демонстрации диафильма, озвучивая его кадры. Такая эмоционально положительная мотивация активизирует речевые возможности детей, побуждая их к четкому, последовательному пересказу;

рисование на сюжет пересказываемого произведения. Прием использования детского рисунка считается весьма эффективным. После пересказа, на отдельном занятии, детям предлагается выполнить рисунок по собственному выбору на сюжет произведения. Вспомнить, как был описан в рассказе тот предмет и место действия, которые они хотят изобразить. Затем дети самостоятельно составляют фрагмент пересказа с опорой на свой рисунок, что способствует лучшему осмыслению текста, формированию навыков самостоятельного рассказывания. Опора на рисунок делает высказывания ребенка более выразительными, эмоциональными и информативными. Это очень продуктивный прием, сочетающий в себе развитие воображения, изобразительную деятельность и художественную литературу. Ребенок как бы записывает художественное произведение изобразительными средствами, при этом развивается восприятие, внимание, рука ребенка.

Теперь рассмотрим обучение детей составлению связного повествовательного рассказа по картине. Приоритетной задачей на данном этапе выступает формирование умения строить высказывания. Дети должны анализировать структуру высказывания: есть ли в нем начало, как развивается действие, имеется ли завершение.

При этом большое значение имеет подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и т.д.).

При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы: образец рассказа педагога по картине или ее части, наводящие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми.

Для активизации внимания, зрительного восприятия проводятся игровые упражнения типа «Кто больше увидит?» или «Кто самый внимательный?», в ходе которых необходимо найти все части картины. Все детали важны, нет ничего второстепенного. Дети перечисляют все детали картины.

На первом занятии педагог дает начало рассказа.

Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по наводящим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом. В конце года дети сами составляют план.

В занятия по составлению рассказов по сюжетной картине и по серии картинок мы включали логические упражнения. Это может быть расстановка картинок в логической, временной последовательности; восстановление специально пропущенного звена; придумывание дополнительных событий в начале или в конце (для этого использовались вопросы к детям: «Представьте, с чего начиналась эта ситуация?», «Как дальше развивались события?», «Что будет потом?»).

 




ВЫВОДЫ

 

Анализ научно-методической литературы показал, что любое связное высказывание монологического типа требует развития у детей следующих умений: понимать тему; отбирать материал к высказыванию; систематизировать материал; совершенствовать высказывание; строить высказывания в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно. Эти общие умения конкретизируются при овладении тем или иным типом связной речи. Все исследователи данной проблемы единодушно подчеркивают роль специального обучения в становлении и развитии монологической речи у детей дошкольного возраста.

Работа по определению особенностей связной речи у старших дошкольников показала, что дети данного возраста допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения; пользуются однообразными способами связи предложений в тексте. Некоторые дошкольники нарушают последовательность изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание. Часто в их рассказах присутствуют элементы повествования и описания, т.е. текст приобретает вид контаминированного. Это свидетельствуют о необходимости проведения специального обучения с целью формирования специальных умений у старших дошкольников, необходимых для построения связного монологического высказывания.

На основании первичной диагностики мы разработали содержание формирования связной речи монологического типа у детей старшей группы МДОУ № 176 г. Ярославля. Уже на начальном этапе реализации намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения можно сделать предположение о том, что оно положительно повлияет на уровень самостоятельности и связности высказываний детей. Коэффициент связности при выполнении заданий стал составлять в среднем 0,75 (был 0,7). Процент самостоятельности детей также немного увеличился – более самостоятельны в высказываниях стали 67% - 8 детей (было 6 детей). Уменьшилось количество повторов и пауз до 1-2. У детей заметно повысился интерес к занятиям, они стали более активными. А чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

В итоге хочется отметить, что методика формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективна при соблюдении следующих условий:

- развитии логики, навыков структуирования текста через специально организованные занятия;

- применения вариативной наглядности, обогащающей содержание детского монолога;

- использования специальных речевых упражнений, направленных на развитие всех сторон речи, особенно ее семантики.

 



БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Акишина А.А. Структура целого текста. – М., 1979.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. заведен. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 400 с.

3. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1946. – Т. 53 – С. 155–173.

4. Бабак О.М. Возрастное развитие коры головного мозга / Известия АПН РСФСР, 1958. Вып. 97.

5. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. С. 237–2800.

6. Белкина В.Н. Детская психология. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994. – 164 с.

7. Богатырева А.Н. Особенности понимания и употребления слов детьми трех-пяти лет // Вопросы дошкольной педагогики. Вып. 2. – Челябинск, 1972.

8. Брудный А.А. Понимание и общение. – М.: Знание, 1989. – 64 с.

9. Венгер Л.А. Воспитание и обучение. – М.: Просвещение, 1969. – 340 с.

10. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений // Вопросы языкознания. – 1953. – № 5. – С. 3–30.

11. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1978. – 102 с.

12. Вопросы порождения речи и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябова. – М.: МГУ, 1967.

13. Ворошнина Л.В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни // Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. научн. трудов / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 1994. – С. 104–108.

14. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2. – М., 1956. – 519 с.

15. Гальперин И.Р. Грамматические категории текста (опыт обобщения). // Изв. М: АН СССР. Серия литературы и языка. – 1977. – Т. 36, № 6. – С. 522–523.

16. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Наука, 1981.

17. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 471 с.

18. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. – 1979. – № 1. – С. 18–23.

19. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Москва, 1998.

20. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу. Дефектология N1, 1989

21. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с

22. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. – М.:Просвещение,2007.

23. Дементьева А.М. Обучение пересказу в средней группе детского сада. – М.: Учпедгиз, 1963. – 54 с.

24. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: РАО, 1997. – 136 с.

25. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Холмовской. – М.: Педагогика, 1978.

26. Ерастов Н.П. Культура связной речи. – Ярославль, 1969.

27. Ерастов Н.П. Процессы мышления и речевой деятельности (Психолого-дидактический аспект): Автореф. дис. … д-ра психол. наук. – М., 1971. – 34 с.

28. Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006. – 76 с.

29. Жаринова Е.С. Связная устная речь младших школьников. – М.: Просвещение, 1970. – С. 26–39.

30. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М.: Просвещение, 1966. – С. 5–25.

31. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принципы развития в психологии. – М., 1978.

32. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. – М.: Русский язык, 1977. –48 с.

33. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. – М.: Русский язык, 1981. – 112 с.

34. Ипполитова Н.И. Текст в системе изучения русского языка в школе. – М.: Наука, 1992. –126 с.

35. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи илогического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.:Гном и Д,2008

36. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982. – 127 с.

37. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Педагогика, 1974. – 255 с.

38. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу // Характеристика связной речи детей 6–7 лет / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1979. – С. 6–29.

39. Леонтьев А.А. Слово о речевой деятельности. – М.: Наука, 1965. – 246 с.

40. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождения речевого высказывания. – М.: Наука, 1969. – 307 с.

41. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1975. – 209 с.

42. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1941. – Т. 30. – С. 27–71.

43. Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей/Под ред. Г.Я. Согланика. – М.: Просвещение, 1980. – 94 с.

44. Москальская О.И. Грамматика текста. – М.: Высшая школа, 1981. – 183 с.

45. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М.: Наука, 1981. – 11 с.

46. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). – Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1974. – 261 с.

47. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной; Научно-исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с.

48. Основы теории речевой деятельности. / Под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Наука, 1974. – 368 с.

49. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1977. – 262 с.

50. Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1959. – № 1. – С. 127–140.

51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. АПН СССР. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – 488 с.

52. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками и подготовка к обучению грамоте // Вопросы психологии. – 1974. – № 1. – С. 138–142.

53. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – С. 202–206.

54. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

55. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. Санкт-Петербург, 1999.

56. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве (развитие связной речи): Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 1996. – 40 с.

57. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1954. – 734 с.

58. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Язык и его функционирование. – М.: Наука, 1986. – С. 17–58.

59. Яшина В.И. Словарная работа с детьми пятого года жизни: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 26 с.

 


Приложения

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

 

Занятие 1. Рассказывание по теме «Осень»

Цели:

1. коррекционно—образовательная: учить детей отвечать на вопросы и задавать их;

2. коррекционно—развивающие:

· систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

· активизировать словарь по данной теме;

3. коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д., корзина с листьями, письмо от Осени.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

О каком времени года говорилось в стихотворении?

Назовите осенние месяцы.

Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)

Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)

Что такое листопад?

2. Объявление темы.

Сегодня мы поговорим об осенней поре.

3. Игра «Подбери действие».

Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья.

Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Игра «Подбери признак».

Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.

Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

5. Физкультминутка

 

К нам на длинной тонкой ножке Прыжки на одной ноге по кругу.
Скачет дождик по дорожке. Прыжки на другой ноге.
В лужице — смотри, смотри! — Он пускает пузыри. Показывают руками на воображаемые пузыри.

 

6. Чтение письма.

Стук в дверь. Педагог заносит в кабинет корзинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано. Педагог читает текст, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые педагог старается записать.

Рассказ «Осень»

На смену лету пришла ... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает ... (из—за туч). Деревья надели ... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем ... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик ... (моросит) и заставляет прятаться ... (по домам). Птицы собираются в стаи ... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают ... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей.

7. Итог занятия.

О каком времени года говорили?

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

 

Занятие 2. Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок;

2. коррекционно—развивающие:

· закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже;

· развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;

3. коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки.

Оборудование: текст рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», фрукты, сюжетные картины к тексту.

Предварительная работа: чтение рассказов Б. Житкова «Баштан», «Сад». Игры: «Определи на вкус», «Отгадай по описанию».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог говорит, что осень славится урожаем. А вот какой урожай фруктов можно собрать в саду (появляется ваза с фруктами).

Детям дается задание: «Давайте угостим друг друга». Дети выбирают, чем и кого они будут угощать и говорят: «Я угощу Ваню сливами» и т.д. (Обязательное условие: всем детям должно достаться угощение.)

Фрукты складываются на отдельный стол, и в конце занятия дети смогут их забрать.

2. Объявление темы.

— Фрукты очень полезные и вкусные. А вот что произошло с мальчиком, который любил сливы.

3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.

После прочтения рассказа педагог объясняет слова «горница» и «сочла».

О ком этот рассказ?

Что купила мама?

Почему Ване очень хотелось слив?

Как он поступил?

Что обнаружила мама, когда пересчитала сливы?

Что произошло за обедом?

Как поступил папа?

Почему все засмеялись после Ваниных слов?

А почему Ваня заплакал?

Как вы бы поступили на месте Вани?

Педагог анализирует ответы детей, исправляет аграмматизмы .

4. Физкультминутка.

 

Как румян осенний сад! Легкие хлопки по щекам.
Всюду яблоки висят. Руки поднять вверх.
Краснобоки, краснощеки, Руки на поясе.
На ветвях своих высоких Руки поднять вверх,
Точно солнышки горят! Соединить в круг («солнышко»).

 

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Педагог объясняет детям, что когда они будут пересказывать, то могут воспользоваться подсказками (сюжетными картинами). Сюжетные картины выставляются во время прочтения соответствующего фрагмента в рассказе.

Пересказ рассказа детьми.

Итог занятия.

О чем говорилось в рассказе?

Правильно ли поступил Ваня?

Как нужно поступать в таких случаях?

Занятие 3. Составление описательного рассказа о дереве.

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;

2. коррекционно—развивающие:

· закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных;

· развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;

· обобщать знания о деревьях;

3. коррекционно—воспитательная: воспитывать бережное отношение детей к природе.

Оборудование: предметные картинки (ель, береза), схема описания деревьев, листья и ветки деревьев, книга.

Предварительная работа: чтение литературных текстов Л. Н. Толстого «Дуб и орешник», А. С. Пушкина «Унылая пора»; изготовление поделок из природного и бросового материала; игра «Чего много?» (образование родительного падежа множественного числа существительных бук, дуб, липа, тополь, ясень, осина), экскурсия в парк и сбор осенних листочков и веточек.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Узнай дерево по листу, веточке» Дети с листочками и веточками от разных деревьев парами заходят в группу, задают друг другу вопросы и отвечают на них полным ответом. Например: «Чей это листок?» («Это листок клена, он кленовый».) «Чья это ветка?» («Это ветка березы, она березовая».) (Аналогично проводится работа с другими листьями и ветками.) Затем педагог рассказывает о том, как можно сохранить листья (изготовление гербария) — вкладывание листьев в книгу.

2. Объявление темы.

Листья и ветки мы рассмотрели, а сейчас расскажем о деревьях.

3. Беседа по предметным картинкам с опорой на схему.

Рассмотрите картинку.

Как называется это дерево?

Какое оно по величине?

Где чаще всего растет?

Из каких частей состоит?

Какую пользу может принести людям?

Как изменяется в разные времена года?

Что можно сделать из этого дерева?

Почему люди сажают деревья на улицах города?

4. Физкультминутка.

 

Дует легкий ветерок – листочки едва шевелятся. Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.
Сильный ветер – качаются деревья. Наклоны туловища.

 

А сейчас вы изобразите листочки на деревьях, которые качает ветерок.

Осенние листочки на веточках сидят. Осенние листочки ребятам говорят: Осиновый: а—а—а! Рябиновый: и—и—и. Дубовый: о—о—о! Березовый: у—у—у.

5. Рассказ по схеме.

Педагог предлагает образец рассказа: «Сейчас я составлю рассказ по схеме из ваших ответов, а затем вы попробуете составить свои рассказы о других деревьях».

Примерный рассказ

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

6. Рассказы детей.

Например: о ели, клене, дубе и т.д.

7. Итог занятия.

О каких деревьях говорили?

Какие бывают деревья?

Что люди могут сделать из дерева?

Занятие 4. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Лесные силачи»

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей пересказывать рассказ от первого лица;

2. коррекционно—развивающие:

· уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;

· развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание;

· развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;

3. коррекционно—воспитательная: воспитывать и прививать интерес к художественному слову.

Оборудование: текст рассказа Н. Сладкова «Лесные силачи», предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов, осенние листья, шапочки грибов.

Предварительная работа: чтение и беседа по произведениям Я. Тайца «По грибы», С. Аксакова «Грибы», Н. Сладкова «Лесные силачи». Лепка: «Грибы в лукошке».

Ход занятия

1. Организационный момент.

П.: В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем

Может быть в лесу осеннем

Мы боровичка найдем.

(Дети берутся за руки и за педагогом идут хороводным шагом "змейкой" между разложенными на полу листьями).

П.: Вот мы с вами и в осеннем лесу. Что вы видите вокруг?

Что вы слышите? (крики птиц, стук

дятла, шелест листвы, завывания ветра,шум деревьев)

Какие запахи кругом! Что вы чувствуете? (запах прелой травы, сырости, опавших листьев, грибов, свежести) Какие грибы вы может найти в осеннем лесу?

Игра "Почему так называется?" (подосиновик, подберезовик, сыроежка, белый гриб) - объяснение детей.

Но есть среди них грибы - ядовитые. Это мухомор, бледная поганка. (показ картинок и объяснение)

2. Объявление темы.

П.: А помните мы с вами читали рассказ про съедобные грибы? Кто автор? Как называется рассказ? Сейчас мы его вспомним, а потом расскажем по ролям.

3. Чтение рассказа.

Я  рассказываю - вы договариваете.

"Ударила первая капля дождя, и начались соревнования.

Соревновались трое: гриб Подосиновик, гриб Подберёзовик и Белый гриб

Первым выжимал вес подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку.

Вторым номером был гриб Подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка. Белый гриб был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, полез под толстый сучок и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал - не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как заячья губа стала. Победителем вышел Подосиновик. Награда ему - алая шапка чемпиона."

4. Физкультминутка. «По грибы».

 

Мы шли, шли, шли, Маршируют, руки на поясе.
Боровик нашли. Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот
Раз, два, три, четыре, пять, Мы идем искать опять Наклоны вперед, руки касаются носков

4. Пересказ рассказа детьми от первого лица.

П.: Сейчас расскажем наш рассказ о силачах. Кто будет автором? Кто подберезовиком, подосиновиком, белым грибом? (распределение ролей, рассказы детей).

5. Итог занятия.

П.: В лесу все весело играли И грибы мы вспоминали. Посмотрели на часы- В группу нам пора идти.

Занятие 5. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

Цели:

1. коррекционно—образовательная: учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;

2. коррекционно—развивающие:

· развивать у детей умение распространять предложения определениями;

· развивать мыслительную деятельность;

· расширять знания детей по теме;

3. коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи, костюмы медведя и мужика.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Отгадай загадку»

Он и в дождик, он и в зной

Клубни прячет под землей.

Клубни вытащишь на свет

Вот и завтрак, и обед. (Картофель)

Врос он в землю крепко.

Сидит на грядке колобок.

Круглый бок, желтый бок.

Что же это? (Репка)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

2. Объявление темы.

Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

3. Чтение сказки с последующим обсуждением .

Что посеял мужик?

Почему ему пришлось делиться с медведем?

Когда мужик собрал урожай репы?

Как он разделил урожай? Почему?

Почему рассердился медведь на мужика?

Что посеял на следующий год мужик?

Как поступил медведь?

Кто выиграл в этот раз? Почему?

Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

4. Игра «Отгадай по вкусу».

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор — он вкусный, сладкий и полезный». И т.д.

5. Физкультминутка «Урожай».

 

В огород пойдем, Урожай соберем. Шаги на месте.
Мы моркови натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками — три раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернемся по дорожке. (Н. Нищева) Шаги на месте.

 

6. Повторное чтение с установкой на пересказ.

7. Пересказ текста детьми.

После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.

Поочередно каждая пара надевает костюмы (например: медведь — маску, мужик — кафтан) и совместно с педагогом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.

8. Итог занятия.

Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?

Кто главные герои?

О каком овоще говорилось в сказке?

Занятие 6. Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему.

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей составлению описательного рассказа;

2. коррекционно—развивающие:

· расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда»;

· упражнять в употреблении распространенных предложений;

3. коррекционно—воспитательная: воспитание навыков самообслуживания.

Оборудование: предметные картинки: мужская рубашка, детское платье, куртка для мальчика, женский плащ, берет ; схема описания одежды (по Т. А. Ткаченко).

Предварительная работа: игры «Что из чего — какое?», «Ателье». Чтение сказок Г. X. Андерсена «Новый наряд короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», с обсуждением их содержания.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Что из чего — какое?» Сядет тот, кто скажет:

Платье из ситца (какое?) — ситцевое.

Рубашка из шелка (какая?) — ...

Шуба из меха (какая?) — ... и т.д.

2. Объявление темы.

Педагог говорит о том, что перед занятием почтальон принес письмо для ребят. (Открывает конверт и читает.) Письмо пришло от Карлсона. Он пишет, что на крыше нашел одежду, но не знает, что ему можно носить, а что нет, и просит вас помочь решить эту трудную задачу.

Мы сегодня попробуем помочь Карлсону. (Педагог выставляет предметные картинки с изображением предметов одежды.)

3. Беседа по картинкам.

Как одним словом назвать эти картинки?

Для кого платье, рубашка, куртка, плащ?

Педагог выставляет схему описания одежды Малыша и говорит, что в такой последовательности детям нужно будет рассказывать. (Подробное объяснение схемы.)

Какого цвета?

Из какого материала?

Из каких частей состоит?

Когда носят?

Кто носит?

Может ли надевать Карлсон?

Как ухаживать?

(Для закрепления навыка составления рассказа объяснение может провести кто—то из детей.)

4. Составление рассказа.

Первый рассказ составляют ребенок и педагог совместно (например, о плаще), затем об остальных предметах одежды дети составляют рассказы самостоятельно.

5. Физкультминутка.

 

Я умею обуваться, Если только захочу. Топают ногами.
Я и маленького братца Обуваться научу. Руки перед грудью — «маленький братец».
Вот они, сапожки. Наклоняются вперед.
Этот с левой ножки. Этот с правой ножки. Поглаживающие движения снизу вверх левой и правой ног.
Если дождичек пойдет, Наденем калошки. (Е. Благинина) Топают ногами.

 

Рассказы детей.

6. Итог занятия.

Кому помогали на занятии?

О какой одежде говорили? (Мужской, женской, детской.)

Занятие 7. Пересказ рассказа И. С. Соколова—Микитова «Улетают журавли»

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;

2. коррекционно—развивающие:

· закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»;

· закреплять умение синтаксически верно строить предложения;

· упражнять детей в образовании сложных прилагательных;

3. коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

Оборудование: текст рассказа И. С. Соколова—Микитова «Улетают журавли», опорные сигналы .

Предварительная работа: чтение художественных текстов Д. Н. Мамина—Сибиряка «Серая шейка», В. М. Гаршина «Лягушка—путешественница». Игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит».

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Образуй слово»

У утки короткий хвост — значит, это короткохвостая утка.

У грача острый клюв — значит, это остроклювый грач.

У гуся красные лапы — значит, это краснолапый гусь.

У цапли длинные лапы — ...

У грача черные крылья — ...

У аиста тонкая шея — ...

2. Объявление темы.

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как — те, которые остаются на зиму?

Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов—Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».

3. Чтение рассказа с последующим обсуждением.

Куда собрались улететь журавли?

В какое время года птицы улетают в теплые края?

Как собираются журавли для полета?

Как сказать по—другому: «косяк»? ... («журавлиный ключ»)

Над чем пролетали журавли?

Где останавливались на отдых?

Какой был лес? (Мрачный, темный.)

Когда журавли продолжили свой путь?

Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?

Когда можно ждать журавлей обратно?

4. Физкультминутка. «Кукушка».

У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: Ку—ку! Ку—ку! Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.
У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: Ку—ку! Ку—ку! Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.
У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: Ку—ку! Ку—ку! Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх.

 

5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Во время чтения педагог выставляет опорные сигналы, соответствующие данному отрывку в рассказе.

Пересказ произведения детьми.

Итог занятия.

Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?

Полет каких птиц был описан в рассказе?

Как выстраиваются журавли для полета?

 

Занятие 8. Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;

2. коррекционно—развивающие:

· развивать умение строить последовательно свое высказывание;

· активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные;

3. коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей любознательность к окружающей природе.

Оборудование: серия сюжетных картин «Неудачная охота» ; игрушки — котенок и дерево.

Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов Л. Н. Толстого «Котенок», «Лев и собачка», Н. Г. Гарина—Михайловского «Тема и Жучка». Рассматривание изображений животных на картинках. Рассказы детей об их домашних питомцах.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, хмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род,

На охоту вышел... (кот.)

(Из коробочки педагог достает игрушечного кота и предлагает детям оставить его в гостях на все занятие.)

2. Объявление темы.

Кот Вася хочет рассказать нам историю о том, как он однажды охотился. Но история эта, ребята, зашифрована, и вы должны догадаться сами, что произошло с Васей. (Педагог выставляет серию сюжетных картин, в которой «зашифрована» история «неудачной охоты» Васи.)

3. Игра «Составь предложение».

Дети составляют предложения по демонстрируемым педагогом действиям.

Выставляется игрушечное дерево. Педагог помещает игрушечного котенка: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д.

Дети составляют предложения: «Кот Вася сидит под деревом», «Кот Вася спрятался за дерево» и т.д.

4. Беседа по картинкам.

Ребята, давайте «расшифруем» историю кота Васи, а затем спросим у него, правильно ли мы его поняли.

Какое время года изображено на картинках?

(Осень).

Почему вы так думаете? (Потому, что на деревьях желтые листья, а птицы, за которыми охотится Вася — воробьи — зимующие.)

Что делает Вася?

Почему он обратил внимание на воробьев?

Какая мысль пришла ему в голову?

Как Вася поднимается по стволу дерева? (Тихо, бесшумно, крадучись.)

Заметили его птицы?

Почему охота у Васи не удалась?

5. Физкультминутка. «Кошка».

 

Осторожно, словно кошка, Я легко со стула спрыгну, Спинку я дугою выгну. А теперь крадусь, как кошка, Спинку я прогну немножко. Действия по тексту.
Я из блюдца молочко, Полакаю язычком. Руками легонько коснуться пола.

 

6. Составление рассказа детьми.

Коллективное составление рассказа детьми, с помощью педагога, по картинкам. Педагог начинает рассказ, а дети продолжают. После совместного составления рассказа дети составляют рассказ индивидуально. При этом дается установка на то, что рассказ не нужно воспроизводить точно.

Примерный рассказ

После вкусного обеда кот Вася решил почистить шерстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошел к дереву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.

7. Итог занятия.

Чью историю вам пришлось расшифровывать?

Какие особенности вы узнали об охоте кошек?

Давайте спросим у Васи: так ли было все на самом деле? (Педагог «спрашивает» у игрушечного котенка и говорит, что Вася очень удивлен, как точно дети расшифровали его историю.)

 

Занятие 9. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;

2. коррекционно—развивающие:

· закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных;

· развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;

3. коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей интерес к художественному слову.

Оборудование: текст рассказа В. Бианки «Купание медвежат», предметные картинки с изображением медведицы, медвежат и охотника .

Предварительная работа: чтение художественных текстов: М. Пришвина «Еж», русских народных сказок в обработке Л. Н. Толстого «Маша и медведь», «Три медведя». Игры: «Чей домик?», «У кого кто?»

1. Организационный момент. Игра «Назови семью»

Педагог показывает картинки, а ребенок, называя всю семью, отвечает:

· по картинке, на которой изображена лиса: лис — лиса — лисята — это лисья семья;

· по картинке, на которой изображен медведь: медведь — медведица — медвежата — это медвежья семья. И т.д.

2. Объявление темы.

Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал В. Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться. (Ответы детей.)

3. Чтение рассказа с последующим обсуждением .

Почему испугался охотник?

Куда он взобрался от испуга?

Кто появился на берегу реки?

Медведица и медвежата — это какая (чья) семья?

Что стала делать медведица?

Почему один из медвежат убежал в лес?

Почему медвежата остались довольны купанием?

Как вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей семьей?

Расскажет ли он своим друзьям о том, что видел?

А вы рассказали бы?

4. Физкультминутка.

 

Я, как белка в колесе, Прыгаю на месте, Чтобы было веселей — Поскакали вместе. Дети совершают прыжки на месте.
Раз, два, три, четыре, пять — Начал заинька скакать. Под счет прыгают 5 раз.
Прыгать серенький горазд — Он подпрыгнул десять раз. Прыгают 10 раз.

 

5. Повторное чтение с установкой на пересказ.

6. Пересказ произведения детьми.

7. Итог занятия.

Как назывался рассказ?

Чья семья испугала охотника?

Что больше всего вам запомнилось из рассказа?



Дата: 2019-05-29, просмотров: 273.