Ученики читают стихотворение Павла Когана «Из недописанной главы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Литература, рожденная войной

Урок-концерт к 65летию со Дня Победы

Екатеринбург 2009



Обучающие цели

• показать панораму литературы в период военных лет;

• познакомить с наиболее яркими творческими дарованиями в литературе изучаемого периода;

• познакомить учеников с понятием пафоса произведений о войне;

• дать представление об основных темах, мотивах, конфликтах, гамме чувств, эмоций в произведениях 1941-1945 годов;

• показать спектр жанров в этот период;

• познакомить с песнями периода ВОв и о ВОв;

• познакомить учащихся с основными событиями Великой Отечественной войны;

• создав условия для наиболее полного эмоционального постижения атмосферы военных лет, помочь понять произведения, написанные в этот период;

• учить самостоятельно добывать информацию по указанной теме.

Развивающие цели

 

• развивать умение понимать творчество нескольких авторов через подготовку концертной программы;

• развивать речь;

• совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;

• развивать умения выступать на публике, высказывать свою точку зрения при большой аудитории;

• развивать мышление, воображение, память, творческие способности при подготовке к концерту;

• развивать умение работать в коллективе.



Воспитательные цели

 

• формирование у учащихся школы патриотического самосознания;

• воспитание у детей и подростков любви и уважения к Родине и ее героическому прошлому;

• воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

Методическая форма: урок-концерт.

Описание

 

• каждый ученик участвует в концертной программе: в танце, песне, инсценировке, чтении стихотворений; зрители – учащиеся других классов, родители, ветераны.

• дети пишут сочинения о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной, приглашают их, если это возможно, на концерт. Сочинения красиво оформляются на альбомном листе, развешиваются в классе;

• отдельная группа занимается украшением класса, выпуском стенгазет на военную тематику, оформлением выставки с портретами писателей и их книгами (ее можно назвать словами В. Лебедева-Кумача «Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне»).

• выбираются ведущие: девочка и мальчик. Все выступающие должны быть аккуратно одеты (ведущие в черно-белой одежде, остальные в костюмах или тоже в черно-белом);

• обязательно музыкальное сопровождение: аудиозаписи (см. диск-приложение), также могут исполнить какое-либо произведение сами дети (если есть учащиеся музыкальной школы).

Оборудование: компьютер, аудиозаписи (см. диск), лозунги и плакаты военных лет, портреты писателей (см. диск) и книги с художественными текстами (в составе выставки), костюмы.



Сценарий концерта

 

Заранее выбраны ученики, которые будут встречать и рассаживать ветеранов.

Стулья красиво расставлены: отделены сцена и зрительный зал. Учитель помогает детям в подготовке мероприятия: организует, подбирает материал. На доске тема урока:

Я – патриот. Я воздух русский

Я землю русскую люблю.

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать…

Павел Коган

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех собравшихся! Сегодняшний урок - концерт мы посвящаем знаменательной дате в русской истории – 65летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне! Но так ли просто она далась нашей стране?.. Давайте представим, что было до этой долгожданной даты, что пережили наши с вами родственники. (Уходит).

Инсценировка: мирное время. На сцене появляются молодые девушки и юноши. Они радуются жизни, танцуют под «Случайный вальс» (Л. Утесов).

Танец обрывается следующим сообщением: речь диктора ВРК (Ю. Левитан «Из сообщения о вероломном нападении»):

Ведущие:

- Так внезапно прервалась мирная жизнь людей... Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой кровопролитной войны. Тогда еще никто не знал, что продлится она 4 года. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России… Исполняются первые два куплета песни «22 июня ровно в четыре часа» (сл.народные, муз. Е. Петербургского).

Выразительное чтение учениками стихотворения Б. Окуджавы «До свиданья, мальчики»:

 

Ах, война, что ж ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания мальчики, мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат.

И себя не щадите вы и все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты подлая сделала,

Вместо свадеб - разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги, ну куда от них денешься,

Да зеленые крылья погон,

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад,

До свидания девочки, девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

 

Уже на первых километрах нашей земли гитлеровская военная машина, хотя и казалось по-прежнему непобедимой, затормозила свое продвижение, у нее на пути встал советский народ: в бой шли мужчины, юноши, женщины. Все хотели свободы в стране, победы,мира и ради этого готовы были к любым испытаниям, даже жаждали подвига во имя Родины.

Ведущие:

Я только раз бывала в рукопашной.

Раз наяву и много раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. (Юлия Друнина - поэт- фронтовик)

Чтение стихотворения Иона Дегена « Мой товарищ, в смертельной агонии…»

Мой товарищ, в смертельной агонии

Не зови понапрасну друзей,

Дай-ка лучше погрею ладони я

Над дымящейся кровью твоей.

Ты не плачь, не стони, ты не маленький,

Ты не ранен, ты просто убит.

Дай на память сниму с тебя валенки,

Мне еще наступать предстоит.

Зачитываются отрывки из писем участников войны:

•Записка 18-летнего москвича Смирнова Владимира, защитника

литовского города Симанс.

- Погибаем, остался я- Смирнов В. И Воскоеский. Скажите маме... Сдаваться не будем...22 июня 1941 года.

•Из записки партизанки В. Поршевой к матери.

-Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я – лишь 24.

Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала. Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. 29 ноября 1941 года.

Письмо Л.Х.Панерника родным.

Зравствуйте, дорогие. Жив, здоров, у меня по-старому. Выполняю ваш волю: уничтожаю фашистов и освобождаю территорию для нас с вами, для тысячи граждан, уехавших из родных мест. Целую крепко, ваш Лазарь. 6 января 1942 года.

Ведущие:

- В начале войны актуализируется публицистика. Крупнейшие умы России размышляют о русской истории, о значимости текущей войны, о возможных ее исходах. Алексей Толстой в статье «Родина» пишет:

«За эти месяцы тяжелой борьбы, решающей нашу судьбу, мы все глубже познаем кровную связь с тобой и все мучительнее любим тебя, Родина. <…>

Надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю и все наше вековечное хочет назвать своим.

Тогда и счастливый и несчастный собираются у своего гнезда. Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в темную щель и посвистывать там до лучших времен, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку <…>

[Фашисты] жестоки и распущенны, потому что в них вытравлено все человеческое; они чудовищно прожорливы, потому что всегда голодны и потому еще, что жрать - это единственная цель жизни: так им сказал Гитлер. <…>

Эти люди намерены нас победить, бросить себе под ноги, наступить нам сапогом на шею, нашу родину назвать Германией, изгнать нас навсегда из нашей земли, "оттич и дедич", как говорили предки наши. <…>

На нас всей тяжестью легла ответственность перед историей нашей родины. Позади нас – великая русская культура, впереди – наши необъятные богатства и возможности, которыми хочет завладеть навсегда фашистская Германия. Но эти богатства и возможности, - бескрайние земли и леса, неистощимые земные недра, широкие реки, моря и океаны, гигантские заводы и фабрики, все тучные нивы, которые заколосятся, все бесчисленные стада, которые лягут под красным солнцем на склонах гор, все изобилие жизни, которого мы добьемся, вся наша воля к счастью, которое будет, - все это неотъемлемое наше навек, все это наследство нашего народа, сильного, свободолюбивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом.

Так неужели можно даже помыслить, что мы не победим! Мы сильнее немцев. Черт с ними! Их миллионы, нас миллионы вдвойне. <…>

Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на нее насильников. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых - нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее. Так же без следа поглотит она и эти немецкие орды. Так было, так будет.

Ничего, мы сдюжим!..»

Ученики исполняют песню на музыку и слова Б.Окуджавы «Нам нужна одна победа» (песня из к/ф «Белорусский вокзал»).

 

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут,

И только мы, к плечу плечо

Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,

И все ж бессилен он.

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,

Десятый наш десантный батальон.

Десятый наш десантный батальон.

Лишь только бой угас,

Звучит другой приказ,

И почтальон сойдет с ума,

Разыскивая нас.

Взлетает красная ракета,

Бьет пулемет неутомим,

И значит нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

От Курска и Орла

Война нас довела

До самых вражеских ворот.

Такие, брат, дела.

Когда-нибудь мы вспомним это,

И не поверится самим.

А нынче нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Ведущие: - Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив всех нас на «фронт» и «тыл».

-   Фронт – это солдат, бой, огонь, порох, подвиг. Тыл- это женщины, старики, дети, дни и ночи без сна, труд, это не меньший подвиг. Тыл жил по закону: «Все для фронта, все для Победы!», самоотверженно переносил все невзгоды, терпел, любил, верил, ждал!

Слово учителя:

Много ужасов было сотворено на войне, много вынес наш народ…Литература запечатлела это. В годы войны между писателями и читателем установился невиданный в истории нашей литературы сердечный контакт.

Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью литературы 1941-1945 годов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа - вот основные мотивы военной поэзии и прозы. Литература словно вошла в войну, а война со всеми её батальными и бытовыми подробностями в литературу.

Невероятными усилиями, но победа была достигнута. 9 мая 1945 года подписан мирный договор. Низкий поклон ветеранам за нашу мирную жизнь! Спасибо! Поздравляем с 65летием со Дня Великой Победы!

Вручение цветов. Ведущие прощаются с гостями. Звучит песня «День Победы»(сл. Вл.Харитонова, муз. Д.Тухманова).

Литература, рожденная войной

Урок-концерт к 65летию со Дня Победы

Екатеринбург 2009



Обучающие цели

• показать панораму литературы в период военных лет;

• познакомить с наиболее яркими творческими дарованиями в литературе изучаемого периода;

• познакомить учеников с понятием пафоса произведений о войне;

• дать представление об основных темах, мотивах, конфликтах, гамме чувств, эмоций в произведениях 1941-1945 годов;

• показать спектр жанров в этот период;

• познакомить с песнями периода ВОв и о ВОв;

• познакомить учащихся с основными событиями Великой Отечественной войны;

• создав условия для наиболее полного эмоционального постижения атмосферы военных лет, помочь понять произведения, написанные в этот период;

• учить самостоятельно добывать информацию по указанной теме.

Развивающие цели

 

• развивать умение понимать творчество нескольких авторов через подготовку концертной программы;

• развивать речь;

• совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;

• развивать умения выступать на публике, высказывать свою точку зрения при большой аудитории;

• развивать мышление, воображение, память, творческие способности при подготовке к концерту;

• развивать умение работать в коллективе.



Воспитательные цели

 

• формирование у учащихся школы патриотического самосознания;

• воспитание у детей и подростков любви и уважения к Родине и ее героическому прошлому;

• воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

Методическая форма: урок-концерт.

Описание

 

• каждый ученик участвует в концертной программе: в танце, песне, инсценировке, чтении стихотворений; зрители – учащиеся других классов, родители, ветераны.

• дети пишут сочинения о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной, приглашают их, если это возможно, на концерт. Сочинения красиво оформляются на альбомном листе, развешиваются в классе;

• отдельная группа занимается украшением класса, выпуском стенгазет на военную тематику, оформлением выставки с портретами писателей и их книгами (ее можно назвать словами В. Лебедева-Кумача «Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне»).

• выбираются ведущие: девочка и мальчик. Все выступающие должны быть аккуратно одеты (ведущие в черно-белой одежде, остальные в костюмах или тоже в черно-белом);

• обязательно музыкальное сопровождение: аудиозаписи (см. диск-приложение), также могут исполнить какое-либо произведение сами дети (если есть учащиеся музыкальной школы).

Оборудование: компьютер, аудиозаписи (см. диск), лозунги и плакаты военных лет, портреты писателей (см. диск) и книги с художественными текстами (в составе выставки), костюмы.



Сценарий концерта

 

Заранее выбраны ученики, которые будут встречать и рассаживать ветеранов.

Стулья красиво расставлены: отделены сцена и зрительный зал. Учитель помогает детям в подготовке мероприятия: организует, подбирает материал. На доске тема урока:

Я – патриот. Я воздух русский

Я землю русскую люблю.

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать…

Павел Коган

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех собравшихся! Сегодняшний урок - концерт мы посвящаем знаменательной дате в русской истории – 65летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне! Но так ли просто она далась нашей стране?.. Давайте представим, что было до этой долгожданной даты, что пережили наши с вами родственники. (Уходит).

Инсценировка: мирное время. На сцене появляются молодые девушки и юноши. Они радуются жизни, танцуют под «Случайный вальс» (Л. Утесов).

Танец обрывается следующим сообщением: речь диктора ВРК (Ю. Левитан «Из сообщения о вероломном нападении»):

Ведущие:

- Так внезапно прервалась мирная жизнь людей... Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой кровопролитной войны. Тогда еще никто не знал, что продлится она 4 года. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России… Исполняются первые два куплета песни «22 июня ровно в четыре часа» (сл.народные, муз. Е. Петербургского).

Выразительное чтение учениками стихотворения Б. Окуджавы «До свиданья, мальчики»:

 

Ах, война, что ж ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания мальчики, мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат.

И себя не щадите вы и все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты подлая сделала,

Вместо свадеб - разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги, ну куда от них денешься,

Да зеленые крылья погон,

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад,

До свидания девочки, девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

 

Уже на первых километрах нашей земли гитлеровская военная машина, хотя и казалось по-прежнему непобедимой, затормозила свое продвижение, у нее на пути встал советский народ: в бой шли мужчины, юноши, женщины. Все хотели свободы в стране, победы,мира и ради этого готовы были к любым испытаниям, даже жаждали подвига во имя Родины.

Ученики читают стихотворение Павла Когана «Из недописанной главы»

 

Есть в наших днях такая точность,

Что мальчики иных веков,

Наверно, будут плакать ночью

О времени большевиков

И будут жаловаться милым,

Что не родились в те года,

Когда звенела и дымилась,

На берег рухнувши, вода.

Они нас выдумают снова —

Косая сажень, твёрдый шаг —

И верную найдут основу,

Но не сумеют так дышать,

Как мы дышали, как дружили,

Как жили мы, как впопыхах

Плохие песни мы сложили

О поразительных делах.

Мы были всякими, любыми,

Не очень умными подчас.

Мы наших девушек любили,

Ревнуя, мучась, горячась.

Мы были всякими. Но мучась,

Мы понимали: в наши дни

Нам выпала такая участь,

Что путсь завидуют они.

Они нас выдумают мудрых,

Мы будем строги и прямы,

Они прикрасят и припудрят,

И всё-таки пробьёмся мы!

И пусть я покажусь им узким

И их всесветность оскорблю, —

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете,

Чтоб дымный ветер на песках...

И где ещё найдёшь такие

Берёзы, как в моём краю!

Я б сдох, как пёс, от ностальгии

В любом кокосовом раю...

Ведущие:

- Павел Коган ушел на войну добровольцем и погиб под Новороссийском в 1942 году. Романтический ореол войны быстро развеялся, она показала свой истинный лик, с кровью, смертями товарищей и страхом, каким бы смельчаком ты ни был, умирать всегда страшно…

Дата: 2019-05-29, просмотров: 264.