Этап. Организационный момент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Занятие для ШВМ

Составитель: Козуля Е.А.

Тема: Типология личности ребенка

Цель: сформировать у кандидатов представление о типологиях личности ребенка, способствовать развитию умений установления взаимодействия с детьми на основе типа личности ребенка (кейсы).

 

Этап. Организационный момент.

Каждый ребенок индивидуален, но в зависимости от того, к какому типу личности он принадлежит, нужно вырабатывать стиль взаимодействия и воспитания. Конечно, в чистом виде представленные психологические типы личности редко встречаются. В основном это смешанные формы, и все же просматривается преобладание какого-то одного типа поведения детей. Если вожатый на начальном этапе распознает тип ребенка (особенно «проблемного»), то сможет оказать соответствующий подход и тем самым сможет избежать возможных конфликтов и трудностей в адаптации, а также оказать содействие развитию его личности, укреплению ее слабых сторон и коррекции неэффективных поведенческих моделей.

 

Этап. Лекционный материал, транслирующийся спикером.

Дети-экстраверты и дети-интроверты Юнг Карл Густав

Как вы уже поняли из названия пункта, в данной типологии выделяют два основных типа. Давай попробуем понять, чем же они характеризуются и чем отличаются.

Если обратиться к происхождению названий рассматриваемых типов, то мы получим следующее: «экстра» - наружу; «интро» - внутрь; «версия» - направленность, стремление, обращённость.

Дети-экстраверты

Экстраверсия в личности человека может иметь разные степени выраженности от более сглаженной до чрезмерной. Поэтому представленные здесь характеристики можно склонять в разные стороны выраженности.

Дети-экстраверты направлены во внешний мир. Они легко вступают в контакты с другими детьми, вожатыми, педагогами, хорошо приспосабливаются к новым ситуациям. Такие ребята, как правило, импульсивны и находятся в постоянном движении, шутливы и часто поверхностны. Они продуцируют массу идей, совершают много поступков и общаются со многими ребятами в отряде. Им нравится шумное окружение, которое их, как правило, стимулирует.

В выборе побыть одному или пообщаться он скорее выберет пообщаться. Если есть выбор «думать» или «делать», он предпочтет делать. Если нужно подумать, он подумает, но лишь в той мере, в какой нужно для принятия решений и действий. При этом ребенок-экстравертне может долго сосредотачивать своё внимание на каком-то одном аспекте деятельности, но проявляют большой интерес к внешним положительным стимулам, похвале.

Ребенок-экстраверт не склонен к «самокопанию» и рефлексии, поэтому чаще плохо знает свой внутренний мир, качества, чувства и в ситуации не успеха, склонен находить причины своих неудач во внешней среде, а не в самом себе. На вопрос вожатого «что ты чувствуешь?» такой ребенок не может найти ответа (потому что не всегда понимает, что именно он чувствует) и склонен описывать неприятную ему ситуацию, обрисовывая поведение обидчика. Конечно же, такой ребенок может иметь богатый внутренний мир, но им он будет заниматься лишь в той степени, насколько ему это нужно для чего-то во внешнем мире. Слишком долго погружаться в переживания – это не для него. Поэтому вожатому легко увести, переключить ребенка такого типа от негативных переживаний и неуспехов, путем вовлечения в какую-либо деятельность и общение.

Экстраверты общительны, оптимистичны, легки на подъем, подвижны и инициативны.

Инициатива их не пугает, потому что они не загадывают наперед, не задумываются о последствиях. Дети-экстраверты становятся душой компании, активистами и лидерами в отряде и лагере. С ними можно говорить ни о чем и получать от этого удовольствие – им всегда есть, что рассказать, какими новостями и сплетнями поделиться. В восприятии людей они исходят из позиции «все одинаковы» и судит об окружающих по себе.

Но при этом экстраверты бывают чрезмерно наглы, своенравны, эгоистичны и реалистичны «до мозга костей», отрицающие все, что выходит за рамки их понимания. При этом для них большое значение имеет общественное мнение, которое им важнее своего собственного, из-зачего они часто выглядят «приспособленцами» и подхалимами. Свои интересы они ставят на первое место и потому с легкостью переступают через всех, кто стоит у них на пути, искажают информацию (но не всегда специально, часто они воспринимают ее в искаженном виде).

В отношениях со сверстниками дети-экстраверты стремятся руководить, желают выступать в роли помощника вожатого, в любой деятельности «тянут одеяло на себя», не слышат других и пытаются вставить свое мнение, болтливы, характеризуются эмоциональностью, экспрессивностью.

В работе с детьми-экстравертами (особенно младшими) тебе предстоит часто сталкиваться с конфликтами на фоне их взаимодействия, проживания и общения. Во избежание этого с первых дней смены стоит развивать представления о дружбе, сотрудничестве, работе в команде и моделировать ситуации, позволяющие ребенку-экстравертувстать на место другого, предполагать, что этот другой может чувствовать, думать, как воспринимать его действия. В целом с детьми-экстравертами, как ты уже понял, необходимо чередовать задачи и постоянно вовлекать в различные активные формы деятельности, иначе он будет скучать и найдет себе не достаточно «конструктивное» занятие, будет провоцировать и вступать в конфликты, разлагать дисциплину.

Дети-интроверты

Ребенок-интроверт характеризуется обращенностью вовнутрь, на самого себя. Все самое важное в его жизни происходит у него внутри. Все его мысли,

интересы и даже действия обращены на собственное «Я».У интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянному анализу своих состояний. Но это не означает, что он не видит окружающего мира, просто ему он уделяет куда меньше внимания, чем миру внутреннему.

Интроверсия, так же как и экстраверсия, может иметь разные степени выраженности от глубокого интроверта, замкнутого и избегающего контактов, до открытого интроверта – легко вступающего и не отягощающегося общением.

Глубокий интроверт с трудом контактирует с окружением и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему. Часто бывает замкнут от всего, что вне его и чаще защищается, вместо того, чтобы позволить себя формировать. Он достаточно независим и не желает подчиниться внешнему объекту.

Неглубокие интроверты менее замкнуты, могут легко вступать в контакты, но часто не испытывают сильной потребности в общении, предпочитая оставаться во внутреннем мире, фантазиях, рефлексии. Они способны подчиняться внешним обстоятельствам, идти на уступки, редко обладают чувством юмора. Предпочитают тихие спокойные условия, не терпят спешки, шума.

Дети-интроверты серьезны, выдержанны, педантичны, уравновешены, спокойны, вдумчивы и рассудительны, они смотрят вглубь вещей, а не скачут по верхам, как это делают экстраверты. Они медлительны, инертны и часто неповоротливы. Плохо адаптируются к новой среде, переносят стресс, неудачи и волнения. Все новое они воспринимают как дискомфорт, вызывающий избегание, протест и усталость. Попадая в лагерь, в новый коллектив они часто проявляют тревожность и испуг.

Такие дети менее склонны проявлять инициативу в отрядных делах, неохотно берут какие-либо задания, так как часто неуверенны в себе и предпочитают все взвесить на несколько раз, прежде чем начать действовать. Такая осторожность очень сильно мешает им в отряде, где, как правило, преобладают экстраверты. С другой стороны, интроверты являются хорошими стратегами. Они видят ситуацию глубже, дальше и глобальнее, в то время как экстраверты являются скорее тактиками (им нужна битва и победа здесь и сейчас, а не в долгосрочной перспективе).

Дети-интроверты молчаливы и пассивны, с удовольствием отдают инициативу экстравертам, а сами предпочитают наблюдать и давать комментарии из своего «темного» угла. В отряде они, как правило, одиночки или «тихушники», которые всегда находятся где-то на вторых ролях, где-то в стороне. Они воспитаны, культурны и часто «патологически» добры. Их легко обидеть. При этом они не способны «дать сдачи» (поскольку переживают свои поражения внутри) и более склонны «давить на жалость» или чувство вины.

Ребенок-интроверт избирателен в контактах с людьми, в беседе ориентирован на внутренний мир собеседника и придерживается того понимания, что все люди разные. Как правило, интроверт способен понять чувства и состояния другого, обладает хорошо развитой эмпатией.

При этом в обществе сверстников он не любит находиться в центре внимания и, оказываясь в нем, чувствует себя неловко. Но в условиях близкого окружения может хорошо раскрываться, поэтому, если он сдружился с похожими ребятами, то вероятнее всего будет чувствовать себя комфортнее.

Интроверт в отличие от экстраверта не распыляется на разные виды деятельности, достаточно усидчив и может долго заниматься решением какой-либо задачи, вынашивать одну идею. При этом он не спешит обнародовать её. Ребенок-интроверт может знать, как эффективно решить поставленную перед отрядом задачу, но так и не озвучит ее, либо озвучит тихо и настолько неуверенно, что его вряд ли услышат. Поэтому вожатый в  работе с таким ребенком должен понимать эту его особенность, быть наблюдательным и

обращать внимание детей на предложенную интровертом эффективную идею. Очень важно то, что идея должна быть изначально успешной, поскольку в случае ситуации неуспеха ребенок- интроверт будет долго переживать и его сложно будет вернуть в «нормальную колею».

Вообще хочется отметить, что чаще всего дети –интроверты относятся к категории «не лагерных», особенно дети с выраженной интроверсией. Им гораздо комфортнее и интереснее в домашних условиях, поэтому в лагере такой тип личности встречается не часто. Нередки и случаи, когда родители, встревоженные «закрытостью» ребенка и нацеленные на его «исправление», развитие общительности и открытости, отправляют свое дитя в лагерь против его воли. В результате ребенок попадает в ситуацию стресса, испытывает значительные трудности в адаптации к лагерю и коллективу. Он часто звонит родителям, пытается вызвать чувство «жалости» и «вины». В итоге он чаще всего покидает лагерь. Но при правильном подходе вожатого, учитывающего типологические особенности интроверта, ребенок, все же, может найти свое место.

Кроме того, определяя ребенка к числу интровертов мы должны учитывать и то обстоятельство, что к их числу мы ошибочно можем отнести и вполне экстравертированного ребенка, который в силу своих характерологических особенностей может обладать малой общительностью и избегать компании в силу застенчивости, повышенной тревожности, неуверенности в себе.

Карточка №3 Ребенок-умник

Это интеллектуальный тип личности. Такой ребенок задает много вопросов, испытывает интерес к общению с взрослыми. Имеет хорошо развитое логическое мышление, постоянно рассуждает, планирует и часто ведет себя не по годам. Не любит находиться в большом коллективе, шумной компании, участвовать в активных и массовых играх, предпочитая общаться с одним человеком или оставаться наедине (с книгой, компьютером или каким-то занятием).

Такие дети требовательны к себе, сами ставят для себя определенные цели и стараются их достичь. Но при неудачах они ощущают растерянность, но с новой силой берутся за дело, постоянно стремясь к совершенству. Иногда подобное стремление превращается в навязчивое состояние.

Ребенок-умник не умеет угождать другим, из-за чего многим кажется,

что он бесчувственный, надменный, горделивый. На самом деле у него очень ранимая душа, хотя внешне он всегда кажется невозмутимым.

В сложные периоды (адаптация, конфликт) такой ребенок становится еще более рассудительным, не позволяя чувствам взять верх. Он может делать вид, что все хорошо и ничего не происходит. При этом внешне будет выглядеть холодно и высокомерно.

В период адаптации к лагерю такие дети больше предпочитают общаться с взрослыми: вожатыми, педагогами. Выбирают себе в друзья только похожего по типу ребенка, и если таковой не находится, то пребывание в лагере становится ему не интересным, скучным. Это один из типов «нелагерных» детей, которым гораздо интересней в привычных домашних условиях, где они всегда находят себе занятие по душе. Но ты можешь вовлечь его в деятельность помощника вожатого, педагога или руководителя смены, предварительно узнав интересы и аргументировав тем, что нового, полезного ему может дать та или иная работа.

Взаимодействуя с ребенком такого психологического типа всегда аргументируй необходимость того или иного дела (например, вовлекая его в мероприятие), объясни, почему это необходимо. Этот ребенок руководствуется лишь здравым смыслом и пониманием поставленной задачи.

Если «умник» попал в трудную ситуацию, и ты видишь, что он стал более замкнутым и «холодным» или высокомерным и не идущим на контакт, то знай, что в это время для него очень важна твоя поддержка. Подойди к нему, невзирая на то, что он, возможно, не будет проявлять явного интереса в общении, и путем беседы дай понять, что он тебе важен. Можешь рассказать о своих чувствах в подобной ситуации, тем самым показывая, что понимаешь его тревоги и состояние.

Задание: продиктовать под запись самое важное, составить проблемный кейс.

Занятие для ШВМ

Составитель: Козуля Е.А.

Тема: Типология личности ребенка

Цель: сформировать у кандидатов представление о типологиях личности ребенка, способствовать развитию умений установления взаимодействия с детьми на основе типа личности ребенка (кейсы).

 

этап. Организационный момент.

Каждый ребенок индивидуален, но в зависимости от того, к какому типу личности он принадлежит, нужно вырабатывать стиль взаимодействия и воспитания. Конечно, в чистом виде представленные психологические типы личности редко встречаются. В основном это смешанные формы, и все же просматривается преобладание какого-то одного типа поведения детей. Если вожатый на начальном этапе распознает тип ребенка (особенно «проблемного»), то сможет оказать соответствующий подход и тем самым сможет избежать возможных конфликтов и трудностей в адаптации, а также оказать содействие развитию его личности, укреплению ее слабых сторон и коррекции неэффективных поведенческих моделей.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 151.