1. Физическая привлекательность партнера по общению.
Почему нам нравятся красивые люди?
а) нам приятно видеть красивое; б) красивые люди, как правило, более коммуникабельны по причине различных условий социализации красивых и некрасивых людей; в) действие эффекта ореола: красивый – значит, хороший; люди склонны ассоциировать красоту с положительными личными характеристиками.
2. Демонстрируемый стиль общения. Выделим черты человека, которого не любят: а) самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, тщеславие; при взаимодействии с таким человеком вы чувствуете отсутствие интереса к себе, результатом чего может быть снижение самоуважения; б) догматичность, постоянная склонность не соглашаться, противоречить своему собеседнику, что вызывает встречное оскорбление и негативные чувства; в) двуличность, неискренность: при общении с таким человеком возникает ощущение опасности (« чего он хочет от меня?», «кому он может передать содержание нашего разговора?» и чувство, что вас хотят использовать в чьих-то целях.
3. Фактор сходства между партнерами по общению. Нам нравятся, и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся, и мы не нравимся людям, отличающихся от нас.
Выделим факторы, усиливающие воздействие сходства на аттракцию:
а) число вопросов, по которым люди достигают согласия: один вопрос не может сформировать или разрушить дружеские отношения, а вот число вопросов, по которым мы достигаем согласия, становится хорошим показателем того, будут ли наши отношения продолжительными;
б) важность и значимость тех или иных взглядов: некоторые взгляды занимают центральное место в нашем мировоззрении, они более устойчивы, их трудно изменить, поэтому согласие по этим вопросам оказывается зачастую является принципиальным моментом в установлении наших отношений с другими;
в) взаимосимпатия: знание того, что не только нам нравится другой, но и мы нравимся ему. Это не только повышает нашу самооценку, но и усиливает интерес и дружеское расположение к этому другому человеку.
Атрибуция – процесс интерпретации, посредством которого индивид приписывает наблюдаемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины. Прежде всего имеет место, когда поведение человека не имеет логического объяснения.
Возникновение интереса к свойству атрибуции связано с работами выдающегося американского психолога Фрица Хайдера (1950-е годы). В соответствии с представлениями Хайдера, наблюдатель, владея только информацией о содержании действия, может объяснить поступок либо личностными особенностями, либо влиянием внешнего окружения. По его мнению, построение атрибуций связано с желанием упростить окружающую среду и попытаться предсказать поведение других людей. Таким образом, атрибуция выполняет важнейшую психическую функцию — делают события и явления предсказуемыми, контролируемыми и понятными.
· личностная атрибуция – люди в любой ситуации склонны находить виновника случившегося события, приписывать причину произошедшего конкретному человеку, но только не себе.
· обстоятельственная атрибуция – винят обстоятельства, не стремясь выявить конкретного виновника.
· стимульная атрибуция – человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие или в самом пострадавшем.
Ошибки атрибуции и их влияние на процесс межкультурной коммуникации.
Существует два типа причин, ведущих к ошибочным выводам:
1) различия в имеющейся информации и позиции наблюдения; основывается на разном восприятии ситуации тем, кто действует, и тем, кто за ней наблюдает. Т.е. приписывание причин у «действующего» и «наблюдающего» происходит по-разному. Деятель лучше информирован о причинах действия, чем наблюдатель. Ему также известны желания, мотивы, ожидания от этого действия, а у наблюдателя этой информации, как правило, нет.
Американские исследователи предположили, что люди, объясняя причины своего, например, негативного поведения, ссылаются на обстоятельства, а при объяснении чужого – на то, что он "сам такой". Положительные действия других часто не замечаются, рассматриваются как «редкий случай», удачное стечение обстоятельств или как результат приложения сверхусилий. Данная переоценка собственных личных усилий и недооценка ситуативных факторов получила название «фундаментальной ошибки атрибуции».
«Ошибка иллюзорных корреляций» - на восприятие ситуации действуют априорные установки и ожидания (прошлый опыт, стереотипы, воспитание, возрастные и личные особенности). Ребенок плачет – есть хочет, зубы режутся и тд., студент на контрольной опустил взгляд – списывает, а реальная причина может быть иной.
У каждого иллюзии будут свои, следовательно, и атрибуции различны.
«Ошибка ложного согласия» - поведение других людей рассматривается с позиций эгоцентризма. Свое поведение считается нормой, чужое, которое от него отличается, как отклонение от нормы. Переоценивается обычность и распространенность своего поведения.
2) мотивационные различия.
Суть мотивационной предубежденности состоит в том, что люди склонны воспринимать успехи как собственные достижения, а неудачи — как следствие тех или иных обстоятельств. Мотивационная ошибка атрибуции направлена на поддержание самооценки человека, т.е. результаты действий человека не должны противоречить его представлениям о самом себе (личной идентичности). Однако, когда реальная разница в атрибуциях велика, она может сознательно нивелироваться коммуникантами, если они имеют общие цели деятельности. Ошибки атрибуции имеют особенно важное значение при межкультурной коммуникации, поскольку мотивы и причины поведения представителей других культур понимаются и оцениваются человеком, как правило, неточно и неполно. В этом виде коммуникации поведение участников может определяться этническими, культурными, расовыми, статусными и многими другими причинами, которые для партнера остаются скрытыми и неизвестными.
Наилучшим советом представителям разных культур, являются слова американского ученого Гарри Триандиса: «Мудрость межкультурного взаимодействия заключается в том, чтобы не спешить с умозаключениями, когда люди делают, на ваш взгляд, что-то странное. Подыгрывайте им, пока не поймете эту культуру».
Ни одна культура, ни одно общество не являются гомогенными (однородными) по своему составу. Чаще всего они представляют собой мозаику различных этнических культур и субкультур. При этом для каждой из них характерны свои нормы и правила общения, ценностные ориентации, мировосприятие. В силу этого социокультурного многообразия люди неизбежно вступают в противоречия и конфликты друг с другом.
Главной причиной межкультурных конфликтов служат культурные различия между народами, которые могут принимать форму противоречия или даже открытого столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой довольно пестрое явление, то в нем вполне естественно возникают очаги напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей.
Выделяют несколько видов межкультурных конфликтов:
• между различными этническими группами и их культурами (например, между армянами и азербайджанцами, грузинами и осетинами и т.д.);
• между религиозными группами, представителями различных религий (например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в мусульманстве);
• между поколениями и носителями разных субкультур;
• между традициями и новациями в культуре;
•между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями (вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок).
Существует множество определений понятий «конфликт». Чаще всего под конфликтом понимается любой вид противоборства или несовпадения интересов.
Существуют три основные причины коммуникационных конфликтов:
К личностным причинам относят ярко выраженные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкую способность или готовность к адаптации, подавленную злость, несговорчивость, карьеризм, жажду власти или сильное недоверие. Люди, наделенные такими качествами, часто вызывают конфликты.
К социальным причинам возникновения конфликтов относят сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточную поддержку или готовность к компромиссам, противоречащие цели и средства для их достижения.
К организационным причинам относят перегрузку работой, неточные инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризацию укоренившихся позиций и ролей.
Стратегии разрешения конфликтов. Современная конфликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения.
1.Соревнование— «прав тот, кто сильнее» — активный, не стремящийся к сотрудничеству стиль. Эта манера поведения необходима в такой ситуации, когда одна из сторон с большим рвением добивается своих целей и стремится действовать в своих интересах независимо от того, какое воздействие это оказывает на других. Подобный способ разрешения конфликта, сопровождаемый созданием ситуации «победа — поражение», использованием соперничества и игры с позиции силы для достижения своих целей, сводится к подчинению одной стороны другой.
2.Сотрудничество— «давайте решим это вместе» — активный, стремящийся к сотрудничеству стиль. В данной ситуации обе стороны конфликта стремятся к достижению своих целей. Подобная манера поведения характеризуется стремлением решить проблему, выяснить разногласия, обменяться информацией, видеть в конфликте стимул к конструктивным решениям, выходящим за рамки данной конфликтной ситуации. Поскольку выходом из конфликта считается нахождение решения, выгодного обеим сторонам, такая стратегия часто называется подходом «победа — победа».
3.Уход от конфликта— «оставьте меня в покое» — пассивный и не стремящийся к сотрудничеству стиль. Одна из сторон может признавать, что конфликт имеет место, но выбирает манеру поведения, стремящуюся избежать конфликта или заглушить его. Такой участник конфликта надеется, что он разрешится сам собой. Поэтому разрешение конфликтной ситуации постоянно откладывается, используются различные полумеры, чтобы заглушить конфликт, или скрытые меры для того, чтобы избежать более сильной конфронтации.
4.Уступчивость— «только после вас» — пассивный, стремящийся к сотрудничеству стиль. В отдельных случаях какая-либо из сторон конфликта может попытаться умиротворить другую сторону и поставить ее интересы выше собственных. Подобное стремление успокоить другого предполагает уступчивость, подчинение и податливость.
5.Компромисс— «давайте пойдем друг другу навстречу» — при этой манере поведения обе стороны конфликта идут на взаимные уступки, частично отказываясь от своих требований. В этом случае никто не побеждает, и никто не проигрывает. Подобный выход из конфликта предваряют переговоры, поиски вариантов и путей ко взаимовыгодным соглашениям.
Наряду с применением того или иного стиля разрешения конфликта следует пользоваться также следующими приемами и правилами:
•не спорить по мелочам;
•не спорить с тем, с кем спорить бесполезно;
•стремиться обходиться без резкостей и категоричности;
•стараться не победить, а найти истину;
•признавать свою неправоту;
•не быть мстительным;
•использовать юмор в разрешении конфликтов, если это уместно.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 222.