Внутренние факторы межличностной аттракции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Физическая привлекательность партнера по общению.

Почему нам нравятся красивые люди?

а) нам приятно видеть красивое; б) красивые люди, как правило, более коммуникабельны по причине различных условий социализации красивых и некрасивых людей; в) действие эффекта ореола: красивый – значит, хороший; люди склонны ассоциировать красоту с положительными личными характеристиками.

2. Демонстрируемый стиль общения. Выделим черты человека, которого не любят: а) самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, тщеславие; при взаимодействии с таким человеком вы чувствуете отсутствие интереса к себе, результатом чего может быть снижение самоуважения; б) догматичность, постоянная склонность не соглашаться, противоречить своему собеседнику, что вызывает встречное оскорбление и негативные чувства; в) двуличность, неискренность: при общении с таким человеком возникает ощущение опасности (« чего он хочет от меня?», «кому он может передать содержание нашего разговора?» и чувство, что вас хотят использовать в чьих-то целях.

3. Фактор сходства между партнерами по общению. Нам нравятся, и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся, и мы не нравимся людям, отличающихся от нас.

Выделим факторы, усиливающие воздействие сходства на аттракцию:

а) число вопросов, по которым люди достигают согласия: один вопрос не может сформировать или разрушить дружеские отношения, а вот число вопросов, по которым мы достигаем согласия, становится хорошим показателем того, будут ли наши отношения продолжительными;

б) важность и значимость тех или иных взглядов: некоторые взгляды занимают центральное место в нашем мировоззрении, они более устойчивы, их трудно изменить, поэтому согласие по этим вопросам оказывается зачастую является принципиальным моментом в установлении наших отношений с другими;

в) взаимосимпатия: знание того, что не только нам нравится другой, но и мы нравимся ему. Это не только повышает нашу самооценку, но и усиливает интерес и дружеское расположение к этому другому человеку.

Атрибуция – процесс интерпретации, посредством которого индивид приписывает наблю­даемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины. Прежде всего имеет место, когда поведение человека не имеет логического объяснения.

Возникновение интереса к свойству атрибуции связано с работами выдающегося американского психолога Фрица Хайдера (1950-е годы). В соответствии с представлениями Хайдера, наблюдатель, владея только информацией о содержании действия, может объяснить поступок либо личностными особенностями, либо влиянием внешнего окружения. По его мнению, построение атри­буций связано с желанием упростить окружающую среду и попы­таться предсказать поведение других людей. Таким образом, атрибуция выполняет важнейшую психическую функцию — дела­ют события и явления предсказуемыми, контролируемыми и по­нятными.

· личностная атрибуция – люди в любой си­туации склонны находить виновника случившегося события, припи­сывать причину произошедшего конкретному человеку, но только не себе.

· обстоятельственная атрибу­ция – винят обстоятельства, не стре­мясь выявить конкретного виновника.

· стимульная атрибуция – человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие или в са­мом пострадавшем.

Ошибки атрибуции и их влияние на процесс межкуль­турной коммуникации.

Существует два типа причин, ведущих к ошибочным выводам:

1) разли­чия в имеющейся информации и позиции наблюдения; основывается на разном восприятии ситуации тем, кто действует, и тем, кто за ней наблюдает. Т.е. при­писывание причин у «действующего» и «наблюдающего» происхо­дит по-разному. Дея­тель лучше информирован о причинах действия, чем наблюдатель. Ему также известны желания, мотивы, ожидания от этого дей­ствия, а у наблюдателя этой информации, как правило, нет.

Американские исследователи предположи­ли, что люди, объясняя причины своего, например, негативного поведения, ссылаются на обстоятельства, а при объяснении чужого – на то, что он "сам такой". Положительные действия других часто не замечаются, рассматривают­ся как «редкий случай», удачное стечение обстоятельств или как результат приложения сверхусилий. Данная переоценка собственных личных усилий и недооценка ситуативных факторов получила название «фундамен­тальной ошибки атрибуции».
«Ошибка иллюзорных корреляций» - на восприятие ситуации действуют априорные установки и ожидания (прошлый опыт, стереотипы, воспитание, возрастные и личные особенности). Ребенок плачет – есть хочет, зубы режутся и тд., студент на контрольной опустил взгляд – списывает, а реальная причина может быть иной.
У каждого иллюзии будут свои, следовательно, и атрибуции различны.
«Ошибка ложного согласия» - поведение других людей рассматривается с позиций эгоцентризма. Свое поведение считается нормой, чужое, которое от него отличается, как отклонение от нормы. Переоценивается обычность и распространенность своего поведения.

2) мотивационные различия.

Суть мотивационной предубежденности состоит в том, что люди склонны вос­принимать успехи как собственные достижения, а неудачи — как следствие тех или иных обстоятельств. Мотивационная ошибка атрибуции направлена на поддержание самооценки человека, т.е. результаты действий человека не должны противоречить его пред­ставлениям о самом себе (личной идентичности). Однако, когда реальная разница в атрибуциях велика, она может сознательно нивелироваться коммуникантами, если они имеют общие цели деятельности. Ошибки атрибуции имеют особенно важное значение при меж­культурной коммуникации, поскольку мотивы и причины поведения представителей других культур понимаются и оцениваются челове­ком, как правило, неточно и неполно. В этом виде коммуникации поведение участников может определяться этническими, культур­ными, расовыми, статусными и многими другими причинами, кото­рые для партнера остаются скрытыми и неизвестными.

Наилучшим советом представителям разных культур, являются слова американского ученого Гарри Триандиса: «Мудрость межкультурного взаимодействия заключается в том, чтобы не спешить с умозаключениями, когда люди делают, на ваш взгляд, что-то странное. По­дыгрывайте им, пока не поймете эту культуру».

Ни одна культура, ни одно общество не являются гомогенными (однородными) по своему составу. Чаще всего они представляют собой мозаику различных этнических культур и субкультур. При этом для каждой из них характерны свои нормы и правила общения, ценностные ориентации, мировосприятие. В силу этого социокультурного многообразия люди неизбежно вступают в противоречия и конфликты друг с другом.

Главной причиной межкультурных конфликтов служат культурные различия между народами, которые могут принимать форму противоречия или даже открытого столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой до­вольно пестрое явление, то в нем вполне естественно возникают очаги напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей.

Выделяют несколько видов межкультурных конфликтов:

• между различными этническими группами и их культурами (например, между армянами и азербайджанцами, грузинами и осетинами и т.д.);

• между религиозными группами, представителями различных религий (например, между католиками и протестантами в Се­верной Ирландии, православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в мусульманстве);

• между поколениями и носителями разных субкультур;

• между традициями и новациями в культуре;

•между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями (вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок).

Существует множество определений понятий «конфликт». Чаще всего под конфликтом понимается любой вид противоборства или несовпадения интересов.

Существуют три основные причины коммуникационных конфликтов:

К личностным причинам относят ярко выраженные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкую способность или готовность к адаптации, подавленную злость, несговорчивость, карьеризм, жажду власти или сильное недоверие. Люди, наделенные такими качествами, часто вызыва­ют конфликты.

К социальным причинам возникновения конфликтов относят сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточную поддержку или готовность к компромис­сам, противоречащие цели и средства для их достижения.

К организационным причинам относят перегрузку работой, неточные инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубо­кие изменения или переструктуризацию укоренившихся позиций и ролей.

Стратегии разрешения конфликтов. Современная конфликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения.

1.Соревнование— «прав тот, кто сильнее» — активный, не стремящийся к сотрудничеству стиль. Эта манера поведения необходима в такой ситуации, когда одна из сторон с большим рвением добивается своих целей и стремится действовать в своих интересах независимо от того, какое воздействие это оказывает на других. Подобный способ разрешения конфликта, сопровождаемый созданием ситуации «победа — поражение», использованием соперничества и игры с позиции силы для достижения своих целей, сводится к подчинению одной стороны другой.

2.Сотрудничество— «давайте решим это вместе» — активный, стремящийся к сотрудничеству стиль. В данной ситуации обе сто­роны конфликта стремятся к достижению своих целей. Подобная манера поведения характеризуется стремлением решить проблему, выяснить разногласия, обменяться информацией, видеть в кон­фликте стимул к конструктивным решениям, выходящим за рамки данной конфликтной ситуации. Поскольку выходом из конфликта считается нахождение решения, выгодного обеим сторонам, такая стратегия часто называется подходом «победа — победа».

3.Уход от конфликта— «оставьте меня в покое» — пассивный и не стремящийся к сотрудничеству стиль. Одна из сторон может признавать, что конфликт имеет место, но выбирает манеру пове­дения, стремящуюся избежать конфликта или заглушить его. Такой участник конфликта надеется, что он разрешится сам собой. По­этому разрешение конфликтной ситуации постоянно откладывает­ся, используются различные полумеры, чтобы заглушить конфликт, или скрытые меры для того, чтобы избежать более сильной кон­фронтации.

4.Уступчивость— «только после вас» — пассивный, стремя­щийся к сотрудничеству стиль. В отдельных случаях какая-либо из сторон конфликта может попытаться умиротворить другую сторо­ну и поставить ее интересы выше собственных. Подобное стрем­ление успокоить другого предполагает уступчивость, подчинение и податливость.

5.Компромисс— «давайте пойдем друг другу навстречу» — при этой манере поведения обе стороны конфликта идут на взаимные уступки, частично отказываясь от своих требований. В этом случае никто не побеждает, и никто не проигрывает. Подобный выход из конфликта предваряют переговоры, поиски вариантов и путей ко взаимовыгодным соглашениям.

Наряду с применением того или иного стиля разрешения конфликта следует пользоваться также следующими приемами и правилами:

•не спорить по мелочам;

•не спорить с тем, с кем спорить бесполезно;

•стремиться обходиться без резкостей и категоричности;

•стараться не победить, а найти истину;

•признавать свою неправоту;

•не быть мстительным;

•использовать юмор в разрешении конфликтов, если это уместно.

 




Дата: 2019-05-29, просмотров: 182.