Теория и практика межкультурной коммуникации
Детерминанты межкультурной коммуникации
На нашем мире существуют социокультурные системы, структурно и органически объединенные едиными культурными традициями, ценностями и особенностями (например американская, латиноамериканская, африканская, европейская культуры). Чаще всего эти культурные системы выделяются по континентальному признаку и в силу своей масштабности они получили название макрокультур. Внутри макрокультур обнаруживаются как субкультурные различия, так и сходные черты, позволяющие говорить о наличии такого рода макрокультур. В каждой отдельной макрокультуре существуют отдельные этнические культуры и различные общественные группы, обладающие своими культурными особенностями. Такие социокультурные группы называют микрокультурами (субкультурами). Макрокультура может отличаться от микрокультуры этнической, религиозной принадлежностью, географическим расположением, экономическим состоянием, половозрастными характеристиками и т.д.
В зависимости от сочетания и значения того или иного фактора в каждой социокультурной группе формируются свои ценностные ориентации, выражающиеся в специфическом отношении к природе, времени, пространству, характеру общения, характеру аргументации входе общения, личной свободе индивида, природе самого человека.
Отношение к природе.
· Природа воспринимается как контролируемая человеком
· Природа воспринимается как находящаяся в гармонии с ним;
· Природа воспринимается как ограничивающая его.
Отношение ко времени.
Каждая культура имеет свой язык времени, который необходимо выучить, прежде чем на нем общаться. Выше мы уже затрагивали тему монохронности и полихронности времени
Отношение к пространству.
Каждому человеку для его нормального существования необходим определенный объем пространства вокруг него, которое он считает своим личным пространством. Размеры этого пространства зависят от степени близости с теми или иными людьми, от принятых в данной культуре форм общения, от вида деятельности и т.д.
Отношение к общению.
По этому критерию страны подразделяются на высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные.
Тип информационных потоков.
Для процесса коммуникации очень важной культурной категорией являются информационные потоки, которые вместе со всеми рассмотренными выше факторами образуют единый комплекс причин, определяющих поведение человека в рамках своей культуры. Важность информационных потоков определяется формами и скоростью распространением информации. Проблема заключается в том, что в одних культурах информация распространяется медленно, целенаправленно, по специально предназначенным каналам и поэтому носит ограниченный характер. В других культурах система распространения информации действует быстро и широко, вызывая соответствующие действия и реакции.
Отношение к личной свободе.
По данному критерию культуры разделяются на коллективистские и индивидуалистские.
Отношение к природе человека.
Этот критерий основывается на особенностях характера человека и его отношении к общепринятым нормам и другим людям. В соответствии с таким подходом человеческая природа допускает, что человек может быть порочным и поэтому требуется контроль над его поведением. Существуют культуры, считающие человека изначально греховным. В таких культурах четко определены понятия добра и зла, хорошего и плохого. Этим понятиям придается большое значение, поскольку на них базируются основные культурные ценности данного общества. Противоположностью этому типу являются культуры, в которых сущность человека считается изначально положительной, нормы и законы здесь применяются гибко, а их нарушение может принести и положительные результаты.
Освоение культуры.
Межличностная аттракция
Процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми и взаимной симпатии называется межличностной аттракцией. Как видно из определения, аттракция – это прежде всего эмоция, которая побуждает нас действовать определенным образом при взаимодействии с конкретным человеком, а не с социальной группой или с социальным институтом. Таким образом, она всегда включена в межличностный контекст, выступая одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений.
Внешние факторы аттракции:
1.Степень выраженности у человека потребности в аффилиации,т.е. потребности создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью.
2.Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей.
3. Пространственная близость: чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность или неприязнь.
Теория и практика межкультурной коммуникации
Дата: 2019-05-29, просмотров: 238.