Методы управления организациями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При всем многообразии организационных форм, сложился ограниченный универсальный набор методов управления процессами в организации. Причем сложность методов управления возрастает с усложнением организационного устройства. Проводя аналогию с животным миром, можно заметить, что амеба обладает лишь набором химических реакций, муравью уже необходим набор безусловных рефлексов, а человеку свойственна сложная мозговая деятельность. Тем не менее, основные механизмы нервной деятельности схожи у большинства видов.

Поскольку организации приходится решать задачи по получению доступа к нескольким ресурсам одновременно, то и построение системы управления должно отталкиваться от нескольких главных целей. Согласно закону полезных качеств можно разделить систему управления современной коммерческой организацией на пять подсистем:

- управление процессами

- управление персоналом

- управление маркетингом

- управление научением

- управление инновациями.

Каждая из этих подсистем рассматривается в отдельных дисциплинах, они достаточно хорошо описаны и систематизированы. Первые три подсистемы отвечают за нормальное функционирование организации, а последние две - за функцию изменчивости и адаптацию к переменам внешней среды. Структура компании должна обеспечивать надежное выполнение всех пяти задач управления.

Бесполезным занятием являются попытки теоретического построения структуры идеальной организации. Сложность и многообразие внутренних и внешних факторов не дают возможности провести сколь-нибудь точный анализ. Руководителям, стремящимся дать новый импульс организации стоит исследовать то, насколько хорошо их компания выполняет свои пять основных задач, и попытаться усовершенствовать систему управления, внедряя новые методы и руководствуясь Законом оценки.

В этих условиях задачей теории организации и других управленческих наук является фиксация и изучение существующих методов управления с целью выдачи практических рекомендаций менеджерам предприятий.

Размер организации

Как уже было отмечено, стремление организации к росту является качеством, обеспечивающем конкурентоспособность организации. "Плоха та пельменная, которая не мечтает стать Макдональдсом" - так можно перефразировать известную пословицу. Но все ли организации стремятся к росту и что бывает, когда этот рост заканчивается?

Очевидно, что стремление к росту организации является основной причиной ее самосовершенствования, ее движущей силой. Организации, не заинтересованные в росте, находятся в состоянии стагнации, и неизбежно будут вытеснены более активными, а значит и более эффективными игроками. Поэтому, отсутствие роста показателей компании является верным признаком начала ее кончины.

Максимальный размер организации всегда ограничен факторами ее рыночного сегмента. В некоторых отраслях, например в банковской, компании дорастают до уровня транснациональных корпораций, а в некоторых, например в бытовом сервисе - остаются на уровне семейного предприятия.

Иногда стремление к росту организации является вредным и контрпродуктивным. Это случается, когда рост организации происходит неравномерно. Например, если рост количества сотрудников не сопровождается ростом выпуска или спроса. В практическом виде это выражается в стремлении каждого начальника увеличить количество подчиненных, даже если они не обеспечены реальной (востребованной потребителями) работой. Такой процесс особенно ярко проявляется в государственных организациях и в крупных международных корпорациях.

Вывод

Выдвинутая гипотеза о сущности эволюционного развития организации дает возможность сформулировать новые законы организации, основанные на историческом опыте и общефилософском принципе борьбы за существование.

В отличие от классических законов организации, новые законы имеют гораздо большую практическую значимость и позволяют логично увязать различные подходы и методы теории управления и многих управленческих наук.

На основе эволюционного подхода можно составить новую типологию организаций, которая поможет однозначно отнести ту или иную организацию к какому-либо виду, а также отследить общие признаки и характеристики видов.

Заключение

В настоящей работе удалось, проведя обзор существующих учений о теории организации, и оттолкнувшись от базовых принципов функционирования организации, разработать новый подход. Этот подход не просто фиксирует состояние системы управления в текущий момент, и не является очередным методом решения конкретных проблем, а представляет собой комплексную теорию, с помощью которой можно исследовать как исторические факты, так и делать прогнозы развития.

Аналогично тому, как эволюционная теория Дарвина легла в основу современной биологии, зоологии и генетики, эволюционная теория организации может стать основой всех управленческих наук. Определяя фундаментальные законы развития организации, она дает новый понятийный аппарат, однозначно устанавливает цели и задачи развития организации, органично соединяет различные направления современных теорий управления.

Очевидно, что для оформления теории необходимо провести большую научную работу: отшлифовать понятия, вывести новые законы, подготовить типологию и сопоставить полученные данные с другими дисциплинами. Важно также определить факторы выживания для организаций различных типов, таких как государственный, общественный и религиозный. Необходимо описать организации общественно полезные и организации - паразиты, эволюционное значение и способы борьбы с последними. Настоящая работа не претендует на полноту и научную достоверность освещения всех этих вопросов, она должна послужить лишь первым шагом, толчком к дальнейшим исследованиям.

Список литературы

1. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2005.

2. Колесников С.И. Общая биология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

3. Лафта Дж.К. Теория организации: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2005

4. Менеджмент. - М.: Олимп-бизнес, 1999

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. - М.: Дело, 2000

6. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер с англ. - СПб.: Питер, 1999

7. Туровец О.Г., Родионова В.Н., Теория организации: учеб. пособие. - М.:Инфра-М, 2004

8. Коэн А.Р. (ред) Курс МВА по менеджменту: Пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2004

9. Фаэй Л., Рэнделл Р. (ред) Курс МВА по стратегическому менеджменту: Пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2004

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 185.